для студентов всех форм обучения 9 глава




В достижении своей главной цели — построения общества демократического социализма — социал-демократы не признают насильственных и революционных методов. Они считают, что демократический социализм может быть построен путем постепенной эволюции общества с помощью реформ, классового сотрудничества при поддержке и в рамках демократического, социального и правового государства.

С самого своего возникновения социал-демократическое движение не было единым. Довольно скоро оно приобрело региональные и национальные формы. Поэтому сформировались французская, испанская, шведская, немецкая модели общественного устройства, которые придерживаются основных ценностей демократического социализма. В настоящее время в мире действуют более 80 социал-демократических партий, а около 70 из них объединены в Социалистический интернационал. Во многих странах социал-демократические партии являются правящими или участвуют в коалиционных правительствах, представлены в парламентах.

Эти партии, руководствуясь доктриной демократического социализма, добиваются немалых успехов в общественной жизни. Они смогли утвердить в обществе такие ценности, как правовое равенство граждан, социальные гарантии, социальное партнерство, государственное регулирование и планирование экономики. Социал-демократы также смогли обеспечить высокий жизненный уровень граждан, сократить различия в доходах между более и менее состоятельными слоями общества.

Марксизм. Принципиально иначе решали проблемы политической жизни общества немецкий мыслитель и общественный деятель Карл Маркс (1818—1883) и его последователи. Подобно О. Конту и Г. Спенсеру, Маркс подходил к обществу как к целостной социальной системе, усматривая основную роль политических институтов общества и государства в укреплении этой системы, и стремился к ее научному анализу. Однако, этот анализ проводился с материалистических позиций.

С точки зрения Маркса, в основе возникновения и развития политических явлений лежит не сознание людей, а их общественное бытие. При этом в первую очередь указывается не на естественные условия их жизни, а на социальные, которые, по Марксу, определяют специфику общества как саморазвивающегося социального организма. Понятно, что для теории естественной справедливости и естественного права в марксизме места нет. В нем речь идет о социальной справедливости и социальных правах людей.

По словам ближайшего соратника Маркса Фридриха Энгельса (1820—1895), марксизм конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем отсюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой.

Непосредственным объективным основанием существования политических явлений марксизм объявляет классы, порожденные способом производства, и классовую борьбу. Другой выдающийся последователь Маркса — русский мыслитель и революционер В.И. Ленин определял политику как отношение между классами. Можно сказать, что в рамках марксизма возникла и оформилась классовая теория политики. В этой теории политическая свобода личности характеризуется как ее свобода от социального угнетения, возможность ее активного участия в политической жизни общества, свободно выражать свои политические взгляды и столь же свободно проявлять свою волю. Маркс, Энгельс, Ленин и другие марксисты выступали за предоставление такой свободы широким массам людей наемного труда, подчеркивая, что политика — дело миллионов, и считали, что достижения в этом определяются в немалой степени соотношением классовых сил в том или ином обществе.

Главную роль в завоевании социальной свободы марксисты отводили рабочему классу. Маркс и Энгельс писали, что, освобождая себя от угнетения буржуазии, рабочий класс освобождает тем самым весь народ от разных проявлений социального гнета, создает условия для свободной жизнедеятельности каждой личности. Этим решаются проблемы ее экономической и политической свободы и, в конечном счете, вся совокупность ее гражданских прав и свобод.

С позиций классовой борьбы рассматривается марксизмом и проблема социального и политического равенства. Его не может быть между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Основной предпосылкой реального достижения социального и политического равенства является, по Марксу, завоевание рабочим классом и всеми трудящимися политической власти. В этом случае решается вопрос о социальном и политическом равенстве рабочего класса, крестьянства и трудовой интеллигенции. Таковой оказалась основанная на марксистском учении практика реального социализма. Политическое равенство понималось как равенство условий для политической деятельности каждого человека, в том числе для его участия в деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти.

С точки зрения марксизма главный вопрос политики есть вопрос о власти, прежде всего государственной. И это не случайно. Обладание государственной властью открывает возможности тем или иным политическим субъектам влиять на все стороны жизни обществами тем самым утверждать свое политическое господство.

С классовых позиций рассматривается марксизмом вопрос о природе и сущности государства: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены».

Государство характеризуется как орган господства одних классов над другими: рабовладельцев — над рабами, помещиков — над крепостными крестьянами, буржуазии — над наемными рабочими. При этом подчеркивается, что государство всегда находится в руках экономически господствующих классов, которые, кроме прочего, могут содержать его, экономически обеспечивать функционирование государственного аппарата.

Марксизм выделяет такие основополагающие признаки государства, как публичная власть и территория, на которую она распространяется. Современные марксисты называют и такой признак государства, как государственный суверенитет, т. е. состояние независимости данного государства от других государств и его способность осуществлять верховную власть в своей стране.

Через всю марксистскую политологию проходит учение о классовых интересах, в том числе политических. С ними непосредственно связаны политические интересы наций, других субъектов, прежде всего политических партий. Согласно марксизму объективно в интересах того или иного субъекта, будь то класс, политическая партия, нация и т. д., все то, что способствует его самоутверждению в обществе, т. е. упрочению его положения в системе экономических, политических и других отношений и государственных институтов. Отсюда вытекает вопрос об осознании этим субъектом своих подлинных интересов, в том числе политических.

Речь идет об осознании того, что объективно способствует упрочению положения субъекта в обществе и государстве, а что противостоит этому, что выгодно ему в данном отношении, а что — невыгодно. С этих же позиций следует осознать и интересы других субъектов. В политике постоянно требуется разбираться в том, кому выгодна та или иная политическая ситуация, чьим интересам она отвечает. Маркс, Энгельс и Ленин обращали внимание на то, что нередко за иными фразами политиков и их теоретическими выкладками скрываются их подлинные интересы: говорят одно, а думают и действуют совсем иначе. Часто политики выдают свои узкоклассовые и партийные интересы за всеобщие интересы нации или народа, чтобы получить их поддержку. Поэтому о том или ином политике следует судить по его делам.

Таковы вкратце некоторые основные положения марксистской политологии. Это учение имело и имеет многочисленных последователей во многих странах мира и стало политической идеологией коммунистических партий. Многие его положения были догматизированы и в таком виде применялись на практике в социалистических странах. Абсолютизация классового подхода помешала многим политикам-марксистам этих стран проводить более гибкую политику в отношении различных социальных слоев общества, прежде всего интеллигенции, бывших предпринимателей, зажиточных крестьян, а также в отношении религии и церкви. Все это в определенной степени сказалось на развитии и исторических судьбах бывших социалистических государств.

Это была краткая характеристика учения классического марксизма, в том числе его политической доктрины, представленной в том виде, как она была изложена главным образом основоположниками этого учения в XIX в. Дальнейшее развитие марксизма, включая его политическую теорию и идеологию, происходило под влиянием всей совокупности динамично развивающихся социальных процессов начиная с конца XIX в. и по настоящее время. В этот исторический период развитие марксизма происходило отнюдь не однозначно. Внутри этого учения сформировалось направление догматического марксизма, представители которого постоянно повторяли марксистские положения без учета изменяющихся условий общественной жизни, в отрыве от них. В результате сами эти положения опустошались, теряли свое реальное содержание.

Представители другого направления вообще отошли от основных положений революционного учения Маркса, в том числе от его трактовки классовой борьбы и социалистической революции, вступили на путь социал-реформизма. В среде последовательных марксистов их стали называть ревизионистами, придающими марксистскому учению немарксистские содержание и направленность.

Наконец, в течение всего этого периода развивался и так называемый творческий марксизм. Его представители исходили из основных положений учения Маркса и развивали их с учетом изменений, происходящих в тех или иных странах, историческом процессе в целом. Это полностью относится и к политической теории марксизма.

Главная роль в развитии последовательного и творческого марксизма, по мнению большинства его представителей, принадлежит В.И. Ленину (1870—1924) и его сторонникам во всем мире, многие из которых возглавили коммунистические партии в своих странах. Ленин исходил из того, что главное в марксизме — это учение о всемирно-исторической роли рабочего класса, подчеркивал, что эта его роль заключается в его освобождении от капиталистической эксплуатации путем социалистической революции. При этом он постоянно повторял марксистское положение о том, что, освобождая себя, рабочий класс освобождает от эксплуатации всех трудящихся, включая крестьянство и трудовую интеллигенцию. После завоевания политической власти рабочим классом и его союзниками наступает эпоха строительства социалистического общества — задача в высшей степени сложная, решение которой, как указывал Ленин, должно опираться на творческий анализ социальной действительности, объективных и субъективных факторов развития той или иной страны.

Речь шла, прежде всего, о России. С точки зрения марксизма такой анализ должен опираться на основные принципы диалектики познания и мышления Ленин не раз повторял, что диалектика — это «живая душа марксизма». Она учит рассматривать любые явления, в том числе политические, в их связи с другими общественными явлениями и в их постоянном развитии. При этом необходимо творчески анализировать имеющиеся противоречия, выступающие в качестве источников развития социальных явлений.

Творческий анализ данных противоречий с позиций диалектического метода познания должен способствовать нахождению оптимальных путей их разрешения в интересах трудящихся масс. Подобный анализ любых общественных явлений и процессов составляет содержание социальной диалектики. Исходя из основных положений диалектики, которую русский революционный демократ А.И. Герцен характеризовал в свое время как «алгебру революции», Ленин решал проблемы социалистической революции и строительства социализма. Примером этого могут служить, в частности, его вывод о возможности победы социализма в одной, отдельно взятой стране, разработанная им в первые годы социалистического строительства так называемая новая экономическая политика (НЭП) и др.

Современные марксисты в своих воззрениях противостоят, по сути, всем охарактеризованным выше течениям политической мысли — консерватизму, либерализму, социал-демократизму или, говоря по-иному, все они противостоят марксизму. Консерваторы и либералы стремятся укрепить капиталистический строй. Социал-демократы пытаются встроиться в экономическую и политическую систему капитализма. Марксисты же борются за то, чтобы к власти пришли сами трудящиеся массы, ибо, по их мнению, только в этом случае они смогут полностью реализовать свои экономические, политические и духовные интересы, построить общество социальной справедливости.

Утверждается, что приход трудящихся к власти возможен в результате социалистической революции, которая может происходить как насильственным, так и мирным путем, если буржуазия, исходя из соответствующей оценки сложившейся революционной ситуации, не станет оказывать вооруженного сопротивления. Социалистическая революция трактуется не только как захват власти революционными массами, но как коренное изменение всей системы общественных отношений — экономических, политических и других. На путях к этому современные марксисты поддерживают разного рода социальные реформы, если они осуществляются в интересах широких слоев населения той или иной страны. Только в этом случае реформы признаются как прогрессивные.

Движущей силой в борьбе за прогрессивные реформы и социалистическую революцию объявляется не один рабочий класс, структура которого под влиянием современного научно-технического прогресса и других обстоятельств существенно изменилась, но все трудящиеся массы, в той или иной степени эксплуатируемые представителями современного крупного капитала. Таким образом, речь идет о существенном расширении социальной базы социалистической революции.

Однако в настоящее время это звучит, скорее, как благое пожелание. Реальность такова, что крупный капитал, включая современные транснациональные монополии, крепко держится у власти в своих странах. К тому же условия жизни трудящихся масс в развитых капиталистических странах отнюдь не побуждают их к революционным выступлениям. Уровень их жизни относительно высокий, а свои права они отстаивают, прибегая к способам, сложившимся в рамках современной буржуазной демократии.

В целом политология современного марксизма включает в себя все основные идеи, сформулированные его основоположниками, развиваемые и применяемые с учетом современной политической действительности. Это касается толкования социальной природы политических явлений, взаимодействия политики и экономики, политических и духовных явлений, природы и сущности государства, его роли в жизни общества и т. д.

Напомним, что с точки зрения классического и современного марксизма природа политических явлений коренится в общественном бытии людей, прежде всего в их экономических отношениях. Последние характеризуются как экономический базис общества, над которым возвышается политическая и идеологическая надстройка. Это значит, что содержание политической надстройки — политических отношений людей, различных политических институтов и самого политического сознания — в решающей степени обусловлено существующими экономическими отношениями. Политика отражает в себе содержание экономических процессов и способствует их реализации. Именно это подчеркивается в известном высказывании В.И. Ленина о том, что «политика есть концентрированное выражение экономики».

В то же время Ленин утверждал, что политика имеет («не может не иметь») первенство над экономикой в том смысле, что практическая реализация разрабатываемых людьми политических концепций и программ влияет на ход экономических процессов.

Речь идет, прежде всего, о сознательном воздействии на них экономической политики государства и правящих в нем политических партий, о их политическом подходе к решению экономических задач.

Учение о диалектическом характере взаимодействия экономики и политики определяет тематику и направленность марксистских исследований, касающихся как непосредственно содержания экономических и политических процессов, так и объективных и субъективных факторов их взаимодействия.

Как и Маркс, Ленин неоднократно указывал на вмешательство буржуазного государства в экономические процессы, более того — на сращивание монополий и государства на высшей стадии развития капитализма. Он считал несостоятельными либеральные теории свободного от государственного вмешательства капиталистического рынка, ибо, по его мнению, эти теории не соответствуют действительности. Социалистическое же государство, утверждал Ленин, по самой своей природе как орган осуществления политического господства рабочего класса, кооперативного крестьянства и трудовой интеллигенции должно организовывать хозяйственную жизнь страны и тем самым осуществлять руководство развитием экономики. Тем более что государство само становится собственником земли, ее недр, промышленных и многих сельскохозяйственных предприятий и т. д.

При этом государственная собственность понималась как всенародная. Со временем и социалистическое государство также стало называться общенародным как выражающее интересы всего народа.

В последние годы различные положения марксистской политической мысли были подвергнуты острой критике в работах авторов многих стран, в том числе в России. Эта критика является отчасти объективной и потому справедливой, в частности, когда указывается на односторонний и догматический подход нынешних марксистов к толкованию многих современных политических явлений. В другой своей части эта критика имеет весьма субъективный, предвзятый характер, отвергающий марксистские положения без конкретного анализа их содержания и научного значения. Как бы там ни было, ряд положений марксизма стал достоянием современной политологии. Из них исходят многие теоретики разных стран в своих исследованиях современных политических явлений и процессов. И даже противники марксизма не отрицают того, что это учение остается одним из распространенных течений современной политической мысли, хотя влияние его на умы людей заметно ослабло.

3.4. Политическая психология и ее структура

Практически на политическое поведение людей идеология влияет через политическую психологию. Политическая психология — это часть политического сознания, которая формируется в результате практического участия людей в политической жизни общества на основании взаимодействия людей между собой и институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, которые выражают отношение индивида к политической системе, к событиям и фактам политической жизни.

В отличие от политической идеологии политическая психология — это несистематизированная, внутренне противоречивая совокупность воззрений, включающая в себя как рациональные, так и иррациональные (подсознательные) моменты. В широком смысле это совокупность психических процессов, операций и состояний, оказывающих активное или определяющее влияние на поведение политических субъектов. С содержательной точки зрения в политической психологии выделяют здравый смысл, стереотипы, переживания, ожидания, настроения, чувства, эмоции.

Среди устойчивых психологических элементов следует особо отметить политический менталитет — совокупность устойчивых способов реагирования субъектов политики на разнообразные социальные изменения и политические события. Менталитет позволяет однотипно воспринимать окружающую социально-политическую действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с определенными устоявшимися в обществе нормами и образцами поведения. В этом случае общий менталитет выступает организующим началом, образующим особую политико-психологическую общность людей с близкими или даже одинаковыми взглядами и оценками, понимающими друг друга. Вместе с тем менталитет способствует поддержанию преемственности во взглядах и оценках политических событий, а также устойчивости поведения той или иной группы людей в различных политических ситуациях.

Психологический настрой граждан на те или иные политические события и ситуации определяется рядом факторов и, прежде всего, — степенью эмоционального их восприятия, поэтому структура политической психологии в целом сложна и многопланова. В богатой палитре политических эмоций в конкретной политической ситуации всегда доминирует какая-то одна сторона, подчиняя себе действие всех других. Важнейшее значение среди различных проявлений политической психологии имеют настроения — психологические состояния, охватывающие на определенный период времени большие массы людей и определяющие их отношение к тому или иному политическому событию или проблеме и, следовательно, их поведение.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о происхождении политики и ее сущности.

2. Какова структура политики?

3. Назовите и дайте краткую характеристику наиболее распространенным формам теоретического уровня политического сознания.

4. Дайте характеристику основным идеологическим системам.

5. Обозначьте основные принципы консерватизма.

6. Что такое неоконсерватизм?

7. Назовите различия в идеологиях марксизма и социал-демократии.

8. Что такое политическая психология?

9. Почему важное значение придается политическому менталитету?

 

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Политика: истоки и причины зарождения.

2. Современные политические идеологии.

3. Основы марксистской идеологии и ее использование в советской России.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.

Желтов В.В. Политология: Учебное пособие / «Серия учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 512 с.

Козырев Г.И. Введение в политологию. — М.: Академический проект, 2005. — 208 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.

Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.

Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.

Шмитт К. Политическая идеология. М., 2000.

Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

 

Дополнительная литература

Гаджиев К.С. Политология. — М.: Логос, 2004. — 488 с.

Политология: Хрестоматия. / Исаев Б.А., Тургаев А.С., Хренов А.Е. — СПб.: Питер, 2006. — 458 с.

Сирота Н.М. Геополитика. — СПб.: Питер, 2006. — 172 с.

Смолин О.Н. Политический процесс в современной России. — М.: Проспект, 2006. — 326 с.

АваковА.В. Судьбы либерализма. М., 2000.

Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. М., 2001.


ЛЕКЦИЯ 4

 

ТЕОРИЯ ВЛАСТИ И ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Вопросы:

4.1. Природа и сущность политической власти

4.2. Виды политической власти

4.3. Легитимность политической власти

 

Человек, живущий в обществе, постоянно испытывает на себе внешнее воздействие окружающих. В повседневной жизни такого рода воздействие принято обозначать словом «власть». Это может быть власть отца в семье, власть директора школы, власть начальника на предприятии, власть правительства в государстве и т. д. Среди всего многообразия властных отношений между людьми выделяется особая их разновидность — власть политическая, которая представляет собой мощный источник развития общества, орудие социальных преобразований и трансформаций. Это обстоятельство уже давно стало причиной пристального внимания мыслителей к загадкам природы власти, ее месту и роли в жизни человеческого общества, закономерностям ее функционирования.

4.1. Природа и сущность политической власти

Многочисленные теории власти позволяют сделать вывод, что власть коренится в самой природе человека как общественного существа. При этом здесь речь идет не о природной склонности человека подчинять себе других людей, а о том, что без власти не могли бы существовать ни сам человек, ни человеческое общество. Именно властное начало сыграло немаловажную роль в процессе возникновения человека, его выхода из животного или стадного состояния. Это стало возможным только благодаря подчинению индивидуалистических устремлений отдельного индивида интересам общины или племени. Ведь в основе процесса становления человека и человеческого общества практически лежало стремление обуздать, ограничить, подавить зоологические инстинкты, такие, например, как пищевой и половой, поставить их проявления под контроль сообщества. Иными словами, потребности совместного сосуществования людей диктовали необходимость формирования механизмов подчинения человека нормам человеческого общежития.

Кроме того, как в древности, так и в настоящее время ни одно человеческое сообщество не является однородным по своему составу. Во все времена люди естественным образом делились на сильных и слабых, умных и глупцов, опытных и неопытных и т. д. Это создавало в сообществе социальное неравенство, поскольку в зависимости от тех или иных качеств значение каждого отдельного индивида было неодинаковым. Неравенство, в свою очередь, порождало отношения господства и подчинения, при которых одни люди получали право отдавать распоряжения другим, основываясь на своих естественных преимуществах перед ними.

Из сказанного можно сделать вывод, что власть возникла вместе с возникновением человеческого общества на основе естественного неравенства людей и прошла длительный путь развития. В процессе эволюции человеческого общества власть приобретала те или иные формы в зависимости от различных общественных изменений. Как неотъемлемая сторона жизни человека власть возникла задолго до появления государства. Первоначально, около 40 тыс. лет назад, власть начала существовать в догосударственных и дополитических формах, выступая основным способом поддержания жизнеспособности человеческого сообщества и регулирования взаимоотношений между людьми. Таким образом, власть представляет собой способность индивида или группы людей навязывать свою волю другим людям, распоряжаться ими и управлять их действиями с помощью насильственных или ненасильственных средств и методов.

С момента образования государства, т. е. около 5 тыс. лет назад, власть существует в политической, публичной форме. Политическая власть выделяется из всего многообразия властных отношений своими масштабами или степенью включенности во властное взаимодействие. Например, власть главы семейства распространяется только на членов данной семьи, следовательно, властное взаимодействие здесь ограничивается рамками семьи. Пределы властного отношения между руководителем и подчиненным на предприятии ограничены рамками данного предприятия. В отличие от этих видов властных отношений политические властные отношения охватывают всех членов общества. Такие масштабы придают политической власти публичность, т. е. всеобщность в отличие от личных или частных отношений власти, которые распространяются лишь на отдельные группы.

Политическая власть существует только в обществе. В родоплеменной общине ее не было, поскольку там власть носила потестарный характер, когда старейшины или вожди исполняли функции управления родом или племенем. Политическая власть отличается от потестарной личностью носителя власти. В общине власть принадлежит людям, выделяющимся среди соплеменников опытом, житейской мудростью, знанием обычаев и ритуалов, — старейшинам и вождям. В обществе человек может не выделяться своими личными качествами, не обладать исключительными способностями, но, занимая высокий статус в политической иерархии, он получает право повелевать и управлять другими людьми.

Кроме того, власть вождя в родоплеменной общине основывалась главным образом на его авторитете, на сложившейся традиции подчиняться старшим по возрасту. Люди сами хранили общинные традиции, обычаи и сурово пресекали любое их нарушение. В обществе в отличие от общины люди принадлежат к разным социальным группам, поэтому преследуют разные интересы. Здесь уже недостаточно авторитета — необходим особый аппарат принуждения, т. е. система органов, наделенных правом применять санкции к нарушениям правовых норм, законов, указов и распоряжений.

Таким образом, политическая власть — это особый вид властных отношений в обществе, выражающихся в способности тех или иных классов, социальных групп, организаций или отдельных индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными или ненасильственными средствами.

Первоначально политическая власть носила синкретичный характер, т. е. она не разделялась внутренне на какие-то особые сферы управления. Например, князья Киевской Руси сами правили, сами вершили суд, сами собирали налоги и дани. Однако по мере развития общества внутри власти начал развиваться процесс разделения труда, который получил название дифференциации политической власти. Этот процесс начался с появлением отдельных групп людей, выполняющих управленческие функции в обществе. Например, стали появляться судьи, занимающиеся только разрешением споров и конфликтных ситуаций, старейшины, контролирующие порядок в населенных пунктах, сборщики налогов, обеспечивающие поступление средств в государственную казну и т. д. Следующим шагом в дифференциации политической власти стало создание соответствующих служб, которые из временных исполнителей превращались в постоянно действующие органы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: