для студентов всех форм обучения 10 глава




4.2. Виды политической власти

Всякое общество нуждается во власти как необходимом условии функционирования его социальной системы, регуляторе общественной жизни людей, их поведения и взаимодействия в процессе удовлетворения общих интересов. Однако в зависимости от границ распространения, степени влияния на те или иные сферы общественной жизни и других факторов в политологии принято выделять различные виды политической власти. Разграничение власти по видам позволяет дать каждому виду более точную оценку и определить его роль в обществе.

Классификация власти может производиться по горизонтали и вертикали, а также по отдельным конкретным признакам. По вертикали — это деление власти между субъектами государственного управления, а по горизонтали — это деление ее на законодательную, исполнительную и судебную. По уровню в политической вертикали власть принято разделять на центральную, региональную, местную, республиканскую, областную, окружную разновидности. В зависимости от субъекта власть может принимать государственный, партийный, аппаратный вид. Если судить по режиму правления, то существуют авторитарная, тоталитарная, демократическая, бюрократическая и другие виды власти.

Авторитаризм — это один из наиболее распространенных видов политической власти в истории человеческой цивилизации. Самые древние из известных нам государств имели ярко выраженные авторитарные системы власти, основанные на единоличном правлении деспота, царя или фараона. Своими корнями авторитарная власть уходит в стадные инстинкты наших далеких предков, которые подчинялись авторитету силы своего вожака. С возникновением государства личная физическая сила и моральное влияние вождя отошли на второй план, а главную роль стала играть сила подчиненной ему политической организации — системы государственной власти.

Главным отличительным признаком авторитарной власти является монополизация власти и ее персонификация в лице вождя, который выступает как ее высший символ. Сосредоточение всех властных полномочий в руках одного субъекта в политологии получило название единовластия. Единовластие, как главная черта авторитарной власти, обусловливает основные принципы ее организации. По своей структуре этот вид власти представляет собой традиционную пирамиду, на вершине которой находится лидер — вождь, а внизу — отчужденный от власти народ. При лидере имеется управленческий аппарат — бюрократия. Нижестоящие звенья политического управления полностью зависимы от вышестоящих, при этом обратная связь, т. е. влияние управляемых на управляющих, практически отсутствует.

Авторитарный вид власти имеет как достоинства, так и недостатки. Его достоинствами являются простота и оперативность управления обществом, благодаря которым он существует уже тысячелетия. Авторитарная власть позволяет быстро менять политическую ориентацию государства, мобилизовывать имеющиеся ресурсы, проводить в жизнь непопулярные политические решения. В силу этих особенностей авторитарная система власти была характерна для многих государств, проводивших масштабные социально-экономические преобразования.

Однако авторитарная система власти имеет и серьезные недостатки, главный из которых — сильное влияние субъективного фактора. При этом виде власти политика государства во многом, а иногда и всецело, зависит от личностных качеств его лидера. Человек, обладающий бесконтрольной властью, легко становится жертвой своих страстей и амбиций. Но при этом вместе с ним жертвами становятся и тысячи, а то и миллионы его подданных.

Кроме того, другим серьезным недостатком авторитарной власти является зависимость лидера от его ближайшего окружения — высшей бюрократии. Вождь, сосредоточивший в своих руках все основные функции политического управления, неизбежно вынужден передоверять некоторые из них своим чиновникам. Сами чиновники в этой ситуации вынуждены постоянно выказывать свою преданность вождю, добиваться его расположения и при этом решать свои материальные проблемы. Чиновники высшего ранга сами становятся вождями для своих подчиненных, которые полностью зависят от них. Отсюда возникает такое явление, как коррупция. Бороться с коррупцией в условиях авторитарной власти практически невозможно.

И, наконец, еще один недостаток авторитаризма — это постоянная угроза кризиса власти. Поскольку власть независима от народа, ее относительно легко захватить силой. Все перемены в таком случае затрагивают только вершину властной пирамиды, практически никак не отражаясь на всем обществе. Отсюда неизбежность ожесточенной борьбы за власть, частые дворцовые перевороты, интриги

Кризис угрожает всем авторитарным системам и вследствие неопределенности перехода и наследования власти. Высокая степень централизации и монополизации власти требует постоянного участия политического лидера в решении основных задач государственного управления. Его смерть или болезнь создают неопределенную политическую ситуацию, сопровождаемую ожесточенной борьбой за власть, и, как следствие, дезорганизацию всей системы политического руководства Чтобы избежать этого, во всех авторитарных системах определяются способы наследования власти по кровнородственному принципу. Однако история всех традиционных монархий, где данный способ наследования власти существовал веками, также насыщена многочисленными примерами заговоров и дворцовых переворотов.

Тоталитаризм — крайняя форма авторитаризма. Тоталитаризм характеризуется полным подчинением общества, его экономической, социальной и духовной сфер жизни интересам правящей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый вождем. Вождь в данном случае обладает практически неограниченной властью над обществом.

От авторитарной власти тоталитаризм отличают два решающих обстоятельства. Во-первых, всеохватывающая и всепроникающая система политического господства, когда политическая власть полностью подчиняет и регламентирует все стороны жизни граждан. Власть устанавливает жесткие стандарты и нормы поведения людей, за соблюдением которых следит мощный репрессивный аппарат. Эти стандарты облекаются в идеологическую оболочку национальных или классовых интересов.

Во-вторых, основной социальной силой, на которую опирается тоталитарная власть, выступают мелкобуржуазные и маргинальные слои города и деревни — батраки и безработные, малоквалифицированные рабочие, ремесленники и лавочники. В любом авторитарном обществе всегда существует слой либо класс, чьи интересы защищает данная система власти Тоталитарная власть делает обычно ставку на люмпена, отличающегося завистью и ненавистью ко всем остальным слоям общества, имеющим собственность, стабильный жизненный уклад и определенные этические принципы. Именно социальная зависть и ненависть лежат в основе идеологии тоталитарных систем власти. Только натравив одну часть общества на другую, можно установить над ними полный и всеохватывающий контроль.

Воплощением тоталитарной власти выступает политический лидер, из которого государственная пропаганда формирует образ пророка, выполняющего великую историческую миссию. Массам людей предлагается слепая вера, бездушное подчинение и полная самоотдача, энтузиазм в выполнении указаний вождя. Сам вождь находится над правовым и конституционным порядком, поскольку становится воплощением высшей справедливости.

Тоталитарная система за короткий исторический срок может дать мощный импульс развитию экономики, главным образом ее военного сектора. Длительное время тоталитарная власть существовать не может, так как сама объективно порождает нестабильность в государстве. Тоталитарная система, опираясь на люмпенизированные слои, все же нуждается для управления общественным производством в значительном количестве специалистов-управленцев, чьи интересы расходятся с целями правящей элиты. Поэтому тоталитаризм сам размывает свою социальную базу Маргинальные слои меняют свою ориентацию, ищут новых лидеров, а новая элита с неизбежностью расширяет свое влияние в ущерб неограниченной власти вождя.

Демократия традиционно рассматривается как политическая система народовластия, диаметрально противоположная авторитарной и тоталитарной видам власти. Однако в научной литературе существует множество определений демократии, каждое из которых по-своему верно, так как выделяет какой-то один из ее элементов в качестве главного. Отсюда демократия понимается как власть большинства, как участие народа в управлении государством, как контроль за властью, как правовое и социальное государство, как защита и гарантии прав человека и прочее. Исходя из этого демократия рассматривается как метод властвования и управления, форма организации государственной власти, идеал общественного устройства, социальное движение, тип политического режима и т. д.

Несмотря на различия в понимании и толковании демократии, существует ряд принципов (основных положений), без которых не может быть демократии в любом ее понимании.

Во-первых, это принцип суверенитета народа, суть которого состоит в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей в государственные органы и может периодически их менять, а в ряде государств имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов

Во-вторых, принцип равноправия граждан на участие в управлении государством и обществом. Этот принцип предусматривает совокупность избирательных прав, дающих гражданам возможность избирать и быть избранным в органы государственной власти, участвовать в контроле за деятельностью властных органов.

В-третьих, принцип принятия решений большинством и подчинение меньшинства большинству при их реализации. Поскольку решения, приемлемого для всех, найти практически невозможно из-за противоречивости интересов, основой для его принятия справедливо признается воля большинства. Однако при этом меньшинство должно иметь гарантированное право на выражение своего мнения.

В-четвертых, принцип выборности основных органов государства. Демократическим может считаться лишь то государство, где лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок.

Демократическая власть обслуживается целой системой правовых механизмов, призванных, с одной стороны, обеспечить эффективное руководство обществом, а с другой — максимально ограничить возможность произвола и волюнтаризма политических лидеров. От того, насколько успешно сочетаются эти два противоположных начала, зависит эффективность и устойчивость демократического правления.

Основополагающий принцип демократической власти — политический плюрализм предполагает, что политическая жизнь строится на поощрении многообразия и свободной конкуренции разных политических сил, действующих в соответствии с общепринятыми «правилами игры». Роль политического плюрализма заключается в том, что он предотвращает монополизацию власти, поскольку в демократическом государстве существует не один, а несколько центров власти, и каждый из них не является полностью суверенным, так как находится под контролем общества и других властных структур. Процесс принятия решений оказывается равноудален от интересов и позиций отдельных политических сил, благодаря чему создается равновесие, которое предотвращает превращение политической деятельности в «служанку» одной из этих сил.

Демократический плюрализм характеризуется не только наличием множества разных политических сил, отражающих разнообразные социальные интересы, но и конкурентным характером их взаимоотношений. В процессе противоборства различных интересов достигается их баланс на основе компромиссов. При этом конфликты неизбежны, но они здесь необходимы, поскольку выступают фактором развития и обновления общества. Конфликты разрешаются на базе общепринятых правил: верховенства закона, отказа от насилия, готовности к компромиссам, поиска консенсуса, толерантности, уважения прав человека.

Выражением политического плюрализма выступает, прежде всего, многопартийная система, в рамках которой каждая партия имеет равные права: закон не закрепляет каких-либо преимуществ одной партии над другими. Демократическая власть предполагает существование многочисленных соперничающих между собой партий, каждая партия при этом пользуется общим для всех средством борьбы за власть — механизмом выборов. Принцип многопартийности, в свою очередь, предусматривает наличие оппозиции, которая формируется из партий, проигравших выборы и не вошедших в правительство. Существование оппозиции также обязательный элемент демократической власти, поскольку легальная оппозиция в условиях плюрализма наделяется всеми правами и свободами, как и правящее большинство. Оппозиция предлагает себя в качестве реальной альтернативы правительству, создавая тем самым возможность ротации — перемены местами между правительством и оппозицией. И правительство, и оппозиция задействованы в мирном соперничестве за власть, правила и процедуры которого устанавливаются законами.

Наряду с многочисленными достоинствами демократическая система имеет и целый ряд существенных недостатков.

Главный из них — недостаточно высокая оперативность управления обществом. Институты власти, принимая те или иные решения, вынуждены много времени тратить на проведение законодательных актов через парламент, их согласование, утверждение и т. д. Необходимо также сверять принимаемые политические решения с общественным мнением, с реакцией избирателей. Поэтому демократическая система власти может эффективно функционировать лишь в обществах с устоявшейся экономикой, в условиях стабильного социального и политического развития.

Другим недостатком демократической системы является трудный процесс борьбы с преступностью. В юриспруденции существует убеждение, что чем ниже уровень насилия государства по отношению к гражданам, тем выше уровень насилия граждан по отношению друг к другу. И если авторитарные и тоталитарные системы используют в борьбе с преступностью преступные методы и широкомасштабное насилие, то демократическая система этого себе позволить не может.

Таковы основные типы политической власти современности. Но следует отметить, что ни один из рассмотренных выше типов в реальной политике не представлен в чистом виде: всякий конкретный тип в большей или меньшей степени не совпадает со своим прототипом, существуют также переходные и смешанные типы.

4.3. Легитимность политической власти

Важнейшим принципом функционирования власти, обеспечивающим ее стабильность, является ее легитимность, которая означает признание массами правомерности данной власти, добровольное подчинение масс предписаниям существующей политической власти, когда большинство граждан без внешнего принуждения исполняют их по своей воле.

Этимологически понятие «легитимность» образовано от латинского термина legalis — законный. Этот термин широко распространился в сфере политики в начале XIX в во Франции, где он выражал политическое движение, ставившее своей целью восстановление власти короля как единственной законной. Тогда же он приобрел и другой смысл — признание данной государственной власти в качестве законной и отвечающей интересам народа. Современное понимание легитимности власти заключается в том, что такая власть основана на взаимном согласии управляющих и управляемых. Те, кто командует, знают, что они делают это на законном основании, а те, кто подчиняется, рассматривают их деятельность как легитимную

При определении сущности легитимности в политологии различают два подхода, нормативный и функциональный. При нормативном подходе основой легитимности считаются традиции, законы и мораль соответствующего общества. Поэтому в данном случае легитимность определяется как соответствие политических институтов и отношений определенным традициям, законам и правилам. Функциональный подход рассматривает легитимность как внутреннее свойство самой власти, выражающееся в ее способности обеспечить стабильное функционирование политических и социальных институтов и убедить население в том, что эти институты в наибольшей степени соответствуют состоянию общества и интересам народа. Иными словами, легитимность здесь определяется как способность политической власти сформировать стабильную систему государственного управления.

Многообразие возможностей различных политических субъектов устанавливать и поддерживать какую-либо систему правления предполагает также соответствующие типы легитимности. В политологии вопрос о типах легитимности был разработан немецким социологом М. Вебером, который выделил три типа легитимности: традиционный, харизматический и легально-правовой.

Традиционная легитимность основывается на авторитете традиций, уважении обычаев, убеждении, что власть выражает чаяния народа, соответствует традициям и обычаям, принятым в обществе в качестве стереотипов поведения Традиции и обычаи выступают здесь источником отношений господства и послушания. Они указывают, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей. Традиционные нормы рассматриваются как нерушимые, и неподчинение им ведет к применению санкций, предусмотренных обществом. Данный тип легитимности особенно часто встречается при наследственном типе власти, в монархических государствах Длительная привычка к оправданию той или иной формы власти создает эффект ее справедливости и законности, что придает власти высокую стабильность и устойчивость.

Харизматическая (от греч. charisma — божественный дар) легитимность основывается на вере людей в выдающиеся способности какого-то политического лидера или узкой группы людей. Образ наделенного исключительными качествами человека переносится общественным мнением на всю систему власти. Люди, безоговорочно доверяя всем действиям и замыслам харизматического лидера, некритически воспринимают стиль и методы его правления. Абсолютное доверие к лидеру чаще всего возникает в период революционных перемен, когда разрушаются привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться на старые нормы и ценности. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее. Но такая безоговорочная поддержка властителя нередко оборачивается культом его личности.

Легально-правовая (рациональная) легитимность возникает в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип легитимности предполагает, что население поддерживает власть исходя из собственной оценки действий этой власти Именно практическая деятельность органов государственной власти, высших должностных лиц служит основой рациональной оценки. Люди здесь подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам, а также сформированным на их основе политическим структурам и институтам Лица, осуществляющие власть, избираются или назначаются в соответствии с существующей правовой процедурой, поэтому их власть не является произвольной. Этот тип легитимности относится к числу основных в современных условиях демократического правового государства

Легитимность политической власти выступает важным фактором политической жизни, поскольку поддержка обществом власти, демонстрация доверия к ней определяют ее эффективность И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа При этом используются различные средства издаются указы, постановления, законодательные акты Объектами легитимности обычно являются само государство и его органы, существующий общественный строй, политический режим, реализуемые политические и экономические программы и т. д. Для получения их поддержки применяются самые разные средства и методы. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель, референдумы и т.п. С помощью этих средств власть приобретает легитимность, т. е. обретает поддержку и доверие народа.

Существенное значение для укрепления в народе легитимности власти имеют такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование традиций Дело в том, что любая политическая власть заботится о сохранении своей легитимности и для этого создает систему ее обеспечения Структурными элементами этой системы являются органы легитимации политической власти, прямо или косвенно способствующие сохранению доверия народа к существующей политической системе. К ним относятся органы государственной власти и управления (законодательная, исполнительная и судебная власть), органы, воздействующие на политическое сознание (средства массовой информации), силовые структуры (органы насилия) К способам легитимации относятся убеждение (воздействие на политическое сознание), приобщение (участие в властвовании, предоставление привилегий), традиционализм (апелляция к стереотипам мышления и поведения, не исключена также и возможность применения силы).

Нельзя также не отметить, что изначальная легитимность политической власти не может служить гарантией против утраты ею доверия народа. История знает немало примеров, когда политическая власть, оставаясь законной (легальной), перестает быть легитимной, т. е. пользующейся доверием большинства членов общества. В качестве причин утраты легитимности чаще всего выступают невыполненные политические программы и обещания и многое другое.

Контрольные вопросы

1. На какой основе возникла власть?

2. Чем отличается политическая власть от других видов власти?

3. Как можно классифицировать виды политической власти?

4. Назовите достоинства и недостатки авторитаризма?

5. Каковы основные отличия тоталитаризма от авторитаризма?

6. Какие вы знаете основные принципы существования демократии?

7. В чем заключается демократический плюрализм?

8. Обозначьте основные недостатки демократической системы.

9. Что такое легитимность политической власти?

10. Что такое легитимация?

11. Назовите типы легитимности (по М. Веберу).

12. Какие существуют способы легитимации?

 

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Сущность и происхождение власти: историко-социальные аспекты.

2. Авторитарная власть в современном мире.

3. Тоталитарная политическая власть.

4. К вопросу о легитимности политической власти.

5. Легитимация: формы, способы, реализация.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.

Желтов В.В. Политология: Учебное пособие / «Серия учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 512 с.

Козырев Г.И. Введение в политологию. — М.: Академический проект, 2005. — 208 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.

Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.

Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.

Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

 

Дополнительная литература:

Громыко А.Л. Политическая власть и ее составляющие. М., 1999.

Ледяев В.Г. Концептуальные основы власти. М., 2001.


ЛЕКЦИЯ 5

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Вопросы:

5.1. Понятие политической системы общества и ее структура

5.2. Типы политических систем

5.3. Политическая система и государство

5.4. Правовое государство и гражданское общество

 

В жизни любого общества различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, который в политологии принято определять термином «политическая система общества». Понятие «политическая система общества» является одним из основных в политической науке, поскольку через эту систему обеспечивается координация деятельности различных политических субъектов, определяется механизм разрешения социальных конфликтов и противоречий, достигается консенсус различных общественных сил, принимаются решения, имеющие властный характер. В силу такой ее роли изучение политической системы общества необходимо для правильного понимания его политической жизни.

5.1. Понятие политической системы общества и ее структура

В политические отношения любого общества обычно включено множество самых разных субъектов. В качестве субъектов политики могут выступать индивиды, коллективы, институты и т. д., которые взаимосвязаны между собой и поэтому образуют устойчивую, целостную совокупность отношений — политическую систему.

Политическая система — это одна из систем общества наряду с социальной, экономической и духовной, которые определяются особенностями человеческой деятельности. Специфика политической системы заключается в том, что в ней концентрируются и осмысливаются все важнейшие социальные проблемы, вырабатываются программы жизнедеятельности общества в соответствии с интересами тех или иных классов и слоев, наций и народностей, происходит мобилизация усилий на решение общественных проблем.

Первой специфической чертой политической системы общества является то, что в ее рамках формируется и совершенствуется механизм политической власти, посредством которого осуществляется полновластие народа. Это означает, что политическая система есть совокупность институтов и процессов, с помощью которых вырабатываются решения, имеющие универсальный общеобязательный характер для всего общества.

Вторая специфическая черта политической системы общества — это монополия на легитимное применение физического насилия и физического принуждения. Контрольная функция присуща и другим системам общества, однако контроль со стороны политической системы имеет всеобщий характер, поскольку политическая власть определяет меру принуждения не только для себя, но и для других систем общества. Средства и методы, которым она располагает, ставят ее на особое место среди других систем общества.

Третьей специфической чертой политической системы общества выступает ее зависимость и обусловленность от общественной среды, главным образом от социальной и экономической сфер общества. Кроме того, значительное влияние на политическую систему общества оказывают исторические и национальные традиции политической жизни: активность или пассивность населения, наличие или отсутствие демократических традиций, влияние религиозной идеологии на политику или отсутствие такого влияния и т. д.

Четвертая специфическая черта политической системы — ее относительная самостоятельность, определяемая наличием специального механизма, регулирующего поведение субъектов политики. Наличие этого механизма означает, что политические отношения регулируются определенными правилами, специальными правовыми и политическими нормами, которые оказывают влияние на поведение субъектов политики и политическую культуру граждан, общества в целом.

Политическая система общества — это сложная и многогранная совокупность отношений государственных и негосударственных социальных институтов, выполняющих определенные функции по защите интересов соответствующих классов и социальных групп. Отсюда по своей структуре любая политическая система представляет собой сложное образование, состоящее из множества различных элементов с устойчивыми связями между ними. В качестве основных из них выделяют: политические институты, политические отношения, политические принципы и нормы, политическое сознание и политическую культуру.

Политические и социальные институты — важнейший элемент политической системы, поскольку они оказывают наибольшее влияние на политические процессы. Это государство, партии, профсоюзы, церковь, а также организации и движения, преследующие политические цели. Основное назначение политических и социальных институтов заключается в том, чтобы представлять интересы классов, социальных групп и других социальных общностей. В наиболее обобщенном виде политические интересы находят свое выражение в программах, стратегии и тактике политических партий, политическом курсе правительства и других органов государственной власти. Поскольку государство представляет собой центральный институт политической власти в обществе, постольку политическая борьба ведется, прежде всего, за обладание этим политическим институтом. Борьба за государственную власть — основная цель политических партий.

Политические отношения — самый динамичный элемент политической системы общества. Они определяются социально-классовой структурой общества, политическим режимом и политической идеологией, что и делает их самым подвижным элементом. В зависимости от характера взаимодействия субъектов политического процесса политические отношения могут приобретать различные формы. Если на практике складываются противостояние и противоборство интересов, то политические отношения могут выступать в виде конфликта, но если политические интересы субъектов совпадают, то политические отношения приобретают форму сотрудничества и согласия.

Политические нормы и принципы образуют нормативную основу политической системы общества. Их содержание зависит от типа политического режима, исторических и культурных особенностей развития конкретной политической системы. Политические нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное с точки зрения целей политической системы. Кроме того, политические нормы во многом определяют стиль и методы работы органов государственного аппарата, а косвенно и других институтов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: