для студентов всех форм обучения 14 глава




Гаджиев К.С. Политология. — М.: Логос, 2004. — 488 с.

Политология: Хрестоматия. / Исаев Б.А., Тургаев А.С., Хренов А.Е. — СПб.: Питер, 2006. — 458 с.

Шмитт К. Политическая идеология. М., 2000.

 


ЛЕКЦИЯ 8

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ,

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ

Вопросы:

8.1. Общественные организации и общественно-политические движения

8.2. Понятие и сущность политической партии

8.3. Типы политических партий

8.4. Партийные системы и коалиции

 

Любой тип политической деятельности требует своего организационного оформления, благодаря которому действия многих людей направляются к единой цели, регулируются в соответствии с определенными нормами. Организация выступает важнейшим средством выражения интересов, формирования единой воли, объединения отдельных индивидов и групп в общую политическую силу. Кроме того, без политической организации интеграция общества оказывается просто невозможной. В политической жизни любого общества наиболее действенной организационной формой различных политических сил являются общественно-политические движения и политические партии.

8.1. Общественные организации и общественно-политические движения

Нормальное функционирование и развитие современного цивилизованного общества невозможно не только без государственных институтов, но и без общественно-политических движений, политических партий, ассоциаций и объединений граждан. Эти субъекты политической жизни объединяют общественные силы и пытаются изменить, усовершенствовать существующие условия путем влияния на власть.

Заметную роль в политической жизни демократического государства играют общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие во властных отношениях и не берут на себя связанных с этим обязательств. Однако общественные организации и движения решают задачи широкого общественного значения и тем самым вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное и культурное развитие страны. Существование разветвленной системы общественных организаций и движений служит показателем развитости гражданского общества, свидетельством многообразия его интересов.

В политологии принято различать общественные организации и общественные движения — как две формы добровольного объединения граждан. Общественные организации — это добровольные объединения граждан на основе общности интересов с относительно устойчивой организационной структурой и фиксированным индивидуальным или коллективным членством. Для общественной организации характерно наличие устава, управленческого аппарата, относительная устойчивость состава, материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские взносы).

Согласно этим признакам к общественным организациям можно отнести профессиональные союзы, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы, разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурные и др.).

Под общественными Движениями понимается совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но без четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, широкой социальной базой, нестабильностью состава, стихийностью и спонтанностью действий. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское движения, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие. Среди них также есть и общественно-политические движения.

Общественно-политические движения, в отличие от государственных институтов, не имеют властных полномочий, т. е. не могут принимать общеобязательных решений и требовать их выполнения. Отличаются они и от политических партий, не ставя своей целью овладение государственной властью, и в этом смысле они не являются изначально политическими организациями. Основными принципами их деятельности являются добровольность, сочетание личных и общественных интересов, самоуправление, равноправие всех участников, законность и гласность.

Эти добровольные формирования возникают на основе общности интересов граждан и способов их удовлетворения. Степень политизации таких объединений различна. Представляя собой формы социальной деятельности, они специально создаются для оказания прямого влияния на институт власти и принимаемые им решения.

К числу такого рода организации в полной мере относятся общественно-политические движения, которые путем социально организованных действий стремятся реализовать свои цели политическими средствами, оказывая воздействие на власть, на способ ее осуществления.

Общественно-политические движения всегда выражают интересы определенных социальных сил, классов, групп. Эти движения являются атрибутом современного общества, они активизируются, когда в обществе складывается потребность изменить или защитить существующее положение перед лицом реальной или мнимой угрозы. При этом их действия могут приобретать различные формы: участие в формировании новых властных структур, защита групповых социальных интересов, давление на власть с целью их реализации, структурные преобразования общественной жизни и др.

В зависимости от целей и интересов общественно-политические движения различаются по способу организации, социальной базе и движущим силам, по взаимоотношению с властью, стратегии и тактике действий и т. д. Соответственно и классифицировать их можно также» по разным основаниям. Среди множества видов классификации наиболее распространено разделение их на консервативные, реформаторские, революционные и контрреволюционные.

Консервативные движения ставят своей целью сохранение существующих общественных структур, допуская лишь небольшие их изменения. Они выступают против глубоких преобразований и отстаивают фундаментальные ценности общества.

Реформаторские движения также направлены на сохранение существующего строя, но уже путем его усовершенствования с помощью реформ, изменений и новаций. Реформаторские движения предусматривают действия в рамках существующего социального порядка. Социальную базу реформаторов составляет обычно интеллектуальная элита, осознающая несовершенство существующего общественного устройства и необходимость его рационализировать. Большинство современных общественно-политических движений в западном мире относится именно к этому типу.

Революционные движения стремятся разрушить действующую организацию общественной жизни и заменить ее принципиально новыми структурами. Революционные движения можно отнести к массовым, низовым движениям. Их основу составляет маргинальная интеллигенция, оппозиционно настроенная к власти, ставящая своей целью «пробудить» народ. Противоположностью этого типа выступает контрреволюционное движение, сторонники которого стремятся реставрировать старые порядки, разрушенные в ходе революции.

Отличительной особенностью современных общественно-политических движений является широта их социальной базы и разнообразие участвующих в них социальных групп. Сегодня движения объединяют людей различных возрастов, профессий, национальностей, интересов. Активную роль в политических процессах развитых стран играют лоббистские движения, которые стремятся добиться влияния на принятие политических решений, их изменение в своих интересах, для чего они используют самые различные средства: от выступления в парламенте до подкупа и шантажа. Лоббизм не следует оценивать исключительно негативно, поскольку у него есть и положительное свойство. Лоббизм уравновешивает противоборствующие социальные силы, действуя в качестве фактора стабилизации системы.

Особую роль в политической жизни различных стран играют в последнее время клубы. Их возникновение связано с кризисом больших партий, когда сложилось убеждение, что традиционные крупные политические партии не могут отразить и защитить все многообразие социальных интересов, порожденных дифференциацией общества. В связи с этим появились новые формы объединений, способных отстаивать интересы любой малой социальной группы.

Наряду с уже вышеназванными общественно-политическими движениями существуют и движения определенной социальной ориентации: рабочее движение, крестьянское движение и т.п. Достаточно широким политическим влиянием отличаются современные экономические, антивоенные, женские, молодежные движения, ставящие перед собой различные политические цели. Они стремятся преобразовать основы современного бытия, придать новый характер нашей цивилизации, создать новый политический порядок. К ним можно отнести движение «зеленых», «Граждане России», движение солдатских матерей, Союз промышленников и предпринимателей и др.

8.2. Понятие и сущность политической партии

Из всего многообразия политических сил, общественно-политических движений и коалиций особая роль в политической жизни современного общества принадлежит политическим партиям, которые представляют собой один из базовых институтов, без которого не существует ни одна политическая система современного общества.

Термин «партия» образован от латинского слова parts (partis), которое в переводе на русский язык означает часть, доля. Первоначально этим термином обозначали различного рода клубы, литературно-политические союзы, представлявшие собой объединения единомышленников. Именно они стали выразителями интересов различных групп избирателей. Однако по мере развития и усложнения политических процессов партии укрепляли и повышали свой политический и правовой статус и в настоящее время превратились в группы людей, соперничающие между собой в сфере власти либо за влияние на власть.

Массовые политические партии в современном их понимании начали формироваться сравнительно недавно, в эпоху буржуазных революций, когда возникли парламентские формы организации государственной власти. Считается, что первой политической партией была основанная в 1861 г. в Англии либеральная партия. В конце XIX в. массовые политические партии сформировались в большинстве стран Западной Европы. Их возникновение было обусловлено распространением всеобщего избирательного права, существенно расширившего возможности участия в политике широких слоев населения.

Политическую партию можно определить как политическую организацию, объединяющую на добровольной основе людей с общими политическими взглядами и интересами и стремящуюся к их реализации путем завоевания политической власти либо участия в ней. Политические партии выступают в роли посредников между обществом и властью. Они обеспечивают связь между гражданским обществом и органами государственной власти. Партии аккумулируют в своих программных документах интересы определенных социальных групп, доводят их до власти и требуют их реализации.

Политические партии образуются различными путями. Прежде всего, на основе парламентских групп, объединяющих депутатов одного политического направления, или на основе избирательных комитетов, пропагандирующих своих депутатов. Кроме того, они могут формироваться на основе непартийных структур, различных комитетов, обществ, группировок. И наконец, политические партии могут создаваться и путем объединения нескольких партий или, напротив, путем раскола одной партии.

От всех других субъектов политических отношений партию отличают свойственные ей функции и характерные способы их осуществления, определенные иерархия и структура, политическая программа действий, своя идеологическая система. Конечной целью любой политической партии является завоевание власти. Этим партия отличается от общественных организаций, общественно-политических движений, лоббистских групп, которые также активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание и использование политической власти.

Длительная история существования партий привела к их внутренней дифференциации на партийные группы и объединения. К ним относятся руководство партии, партийная бюрократия, идеологи партии, партийный актив, рядовые члены партии. Все эти группы специфически влияют на исполнение партией ее функций, способствуют усилению или падению ее авторитета, увеличивают или сокращают возможности ее воздействия на государственные органы.

8.3. Типы политических партий

Многообразие исторических и социокультурных условий политической жизни различных стран и народов привело к возникновению различных типов политических партий, отличающихся друг от друга строением, функциями, способами политической деятельности и т. д. Разобраться в этом многообразии помогает типология политических партий, в основу которой могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологическая направленность, принцип организации, методы деятельности и др.

Существует классификация партий по критерию характера и задач деятельности. В этом случае все партии разделяются на следующие типы: революционные, выступающие за глубокие, коренные изменения в общественной жизни; реформистские, отстаивающие умеренные изменения в разных сферах жизни общества, но не посягающие на основы строя; консервативные, защищающие основные черты современной жизни; реакционные, ставящие перед собой задачи восстановления старых структур и отношений.

В зависимости от участия партий во власти они подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящие партии имеют большинство мест в парламенте, образуют правительство, отличаются большим консерватизмом. Они стремятся сохранить существующее положение вещей, не допустить резких перемен. Оппозиционные партии, напротив, динамичны. Они, как правило, подвергают критике существующее правительство и выступают за реформы.

Часто партии классифицируют по критерию политического спектра справа налево: правые, центристские, левые. В современной политике «левыми» принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, социалистических и социал-демократических идеалов общественного устройства. Они проповедуют радикальные методы борьбы, не имеют большого количества сторонников, а также не представлены ни в одном из парламентов Европы. «Правые» партии традиционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систему. Промежуточное положение между «левыми» и «правыми» занимают партии «центра», к которым обычно принадлежат консервативные и христианско-демократические партии.

По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные, полулегальные и нелегальные. Легальные партии официально разрешены, зарегистрированы и действуют в рамках закона. Полулегальные партии не зарегистрированы, но и не запрещены, а нелегальные партии запрещены государством и действуют нетрадиционными методами, вступающими в противоречие с законом. К последним чаще всего относятся партии, выступающие с лозунгами насильственного изменения существующего строя.

Классической и широко признанной типологией партий является бинарная классификация, которая разделяет все партии на кадровые и массовые. Кадровые партии формируются на основе избирательных комитетов и парламентских групп. Это партии со свободным членством, немногочисленные по составу, обычно они состоят из парламентариев и профессиональных политиков. Примером здесь могут служить многие западноевропейские партии, в частности либеральная и консервативная партии в Англии, республиканская и демократическая партии в США. Массовые партии возникают на основе всеобщего избирательного права. Их социальную базу составляют низшие слои населения: рабочие, крестьяне, религиозные группы. Эти партии имеют жесткую организацию с обязательностью членства. Как правило, они насчитывают десятки и сотни тысяч членов. Руководство в таких партиях принадлежит профессиональным политикам и партийной бюрократии. К массовым партиям относятся все европейские социал-демократические партии.

В зависимости от характера взаимоотношений с институтами политической системы партии разделяются на демократические, тоталитарные и авторитарные. Демократические партии ориентированы на политический плюрализм, конкуренцию с другими партиями, политическое соперничество. Тоталитарные партии, напротив, стремятся к монополии на власть, исключают любую оппозицию со стороны других партий и фракционность внутри собственной партии. Добиваясь полного единовластия, они стремятся подчинить себе все институты политической системы, включая государство. Авторитарные партии также существенно ограничивают рамки политической свободы с помощью силовых методов.

В отечественной политологии предложена классификация партий нашего общества. В соответствии с ней выделяется восемь групп современных политических партий.

1. Партии коммунистической ориентации. Они выступают за приоритет общественной собственности на средства производства, повышение роли государства в экономике (КПРФ, Российская коммунистическая рабочая партия).

2. Партии социал-демократической ориентации. Признают равенство всех форм собственности, необходимость государственного регулирования в экономике, усиление ее социальной направленности, допускают политический плюрализм, являются сторонниками социального партнерства (Социал-демократическая партия России, Социалистическая партия и др.).

3. Партии либерально-демократический ориентации. Ставят своей целью создание общества с конкурентной рыночной экономикой, формирование правового государства и полноценного гражданского общества (Единая Россия, Демократическая Россия, Союз правых сил, Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и др.).

4. Партии национально-патриотической и националистической ориентации. Провозглашают своей целью возвышение какой-либо одной нации, усиление ее государственного суверенитета, создание собственного государства с выходом из состава Российской Федерации (Российский общенациональный союз, Партия русского единства).

5. Конфессиональные (религиозные) партии. Их деятельность основывается на религиозных принципах соответствующего типа религии. Социальной базой этих партий являются верующие (Православная партия России, Российская христианско-демократическая партия, Исламская демократическая партия Татарстана).

6. Монархические партии. Выступают за возрождение в России монархической политической системы (Монархическая партия России, Всероссийская партия Монархического центра).

7. Экологические партии. Главная цель их деятельности — защита природной среды, предотвращение экологической катастрофы (Экологическая партия России «Кедр» и различные природоохранительные организации).

8. Маргинальные партии. Они не имеют четкой политической идейно-политической направленности. Их целями являются абстрактные общечеловеческие ценности (Партия защиты детей, Гуманитарная партия России, Партия пенсионеров и др.).

Представленная классификация политических партий России, конечно, весьма приблизительна, поскольку в целом политическая ситуация в нашей стране четко еще не структурирована. Это выражается, прежде всего, в том, что ни одна из партий не имеет прочной, устойчивой социальной базы. Нет ни одной достаточно сильной, авторитетной партии, которая реально могла бы претендовать на власть. Существующие партии не имеют научно разработанных программ, их принципы, идеологические установки иногда трудно различимы. Кроме того, партии не способны выявить существующие социальные интересы, трансформировать их в политические требования, представить и защитить во властных структурах. Ни одна из партий не располагает таким интеллектуальным потенциалом на сегодняшний день, который был бы способен создать программу вывода страны из кризиса. В действительности только идет процесс быстрого возникновения партий, но и столь же быстрый их распад.

В качестве причин существования данной ситуации следует отметить два обстоятельства. Во-первых, сам по себе процесс возникновения и укрепления политических партий весьма сложен и в условиях экономической, политической и социальной модернизации общества не может происходить быстро. Во-вторых, длительное монопольное положение КПСС у власти в нашем обществе сформировало устойчивое чувство политического отчуждения к любой партийной принадлежности. Отсюда и политическая пассивность основной массы населения страны. Здесь просто-напросто необходимо определенное время, чтобы восстановилось доверие народа к этому институту политической системы.

8.4. Партийные системы и коалиции

В процессе своей деятельности политические партии вынуждены вступать в определенные отношения друг с другом, а также с государством и другими политическими институтами. В результате этого взаимодействия они образуют партийную систему данного общества. Партийная система представляет собой совокупность политических партий, социальных и политических движений, взаимодействующих между собой, а также с государством и иными институтами власти. Это понятие охватывает все политические силы, существующие в данной стране, и принципы взаимоотношений между ними.

Характер и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов — расстановкой социальных сил, степенью политической зрелости общества, уровнем политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом и др. В соответствии с этими факторами формируются различные типы партийных систем. Для их характеристики используются различные качественные и количественные признаки. В зависимости от характера политического режима можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах; в соответствии с господствующими социальными ценностями выделяют социалистические и буржуазные системы; учитывая характер отношений между партиями и государством отмечают конкурентные и неконкурентные, альтернативные и неальтернативные партийные системы.

Однако из всего многообразия признаков партийных систем наиболее распространенным критерием их типологизации является количественный, в соответствии с которым все партийные системы по числу партий подразделяются на многопартийные, двухпартийные и однопартийные.

Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся друг с другом в борьбе за власть. Многопартийность обеспечивает наиболее полное представительство интересов различных социальных групп, содействует состязательности и публичности политических процессов, периодическому обновлению политической элиты общества.

Историческая практика демонстрирует несколько разновидностей многопартийной системы. Классическая многопартийная система, существующая в Дании, Бельгии, Австрии, Нидерландах, характеризуется конкуренцией нескольких политических партий, ни одна из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно реализовать властные полномочия. В этих условиях партии вынуждены идти на компромиссы, искать союзников и партнеров с целью создания коалиционного большинства.

Партийная коалиция — это объединение, временный союз политических партий для достижения общих политических целей на основе консенсуса, компромисса и баланса интересов. Традиционно выделяются такие разновидности межпартийных коалиций, как электоральные (образуются на период избирательной кампании), парламентские и правительственные.

Некоторые политологи выделяют в качестве особого типа блоковую многопартийность, когда несколько политических партий объединяются в два и более крупных политических блока. Притягивая к себе различные партии, блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению раздробленности политического процесса. Партии, в свою очередь, строят предвыборную стратегию и тактику с учетом принадлежности к одному из блоков. Исход выборов определяется соответственно не столько силой каждой партии, сколько согласованностью действий внутри блока.

Многопартийная система с доминирующей партией характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. Правящая партия получает и удерживает доминирующее положение благодаря слабости и распыленности своих противников, противоречия в рядах которых не позволяют им образовать прочный оппозиционный союз.

Двухпартийная система предполагает наличие, в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, то другая становится в оппозицию, и так они периодически сменяют друг друга у власти. Двухпартийность не исключает существования в стране и других, менее влиятельных партий, которые также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии. Классическая двухпартийная система сложилась в США и Англии, где две партии традиционно противостоят друг другу.

Наряду с классической двухпартийной системой в политологии выделяют и модифицированный вариант двухпартийности, при котором две партии конкурируют между собой, но при этом ни одна из них не имеет абсолютного большинства в парламенте и для формирования правительства должна войти в коалицию с третьей партией. Эта третья партия играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной из ведущих партий. Такая ситуация сложилась в ФРГ, где роль регулятора между СДПГ и ХДС/ХСС играет Свободная демократическая партия.

Формированию двухпартийности во многом способствует мажоритарная избирательная система. Двухпартийность позволяет обеспечить относительную стабильность власти, так как создает однопартийное правительство, свободное от неустойчивости коалиционных соглашений. Вместе с тем этот тип партийной системы подвергается критике за отстранение от участия в принятии решений мелких партий, выражающих интересы меньшинства.

Опыт ряда государств (США, Англия, Ирландия, Канада, Австралия) свидетельствует о несомненных преимуществах двухпартийной системы, которая дает обществу стабильность, правительству — смену курса, а гражданам — возможность выбора.

Однопартийная система характеризуется монополией на власть одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции, поскольку правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть. При авторитарном режиме, впрочем, возможно легальное существование наряду с господствующей и других политических партий, однако последние лишены реальной самостоятельности и признают руководящую роль правящей партии. Такая партийная система существовала после Второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы, где так называемые союзнические партии играли второстепенную роль в политической жизни.

Однопартийные системы существуют обычно при тоталитарных политических режимах, где действует только одна политическая партия, а другие распущены или запрещены. В результате здесь сращиваются партийные и государственные структуры, и правящая партия становится над государством и играет в нем доминирующую роль. Монополизация власти одной партией неизбежно ведет к субъективизму и волюнтаризму в политике, к преобладанию командных методов управления, нарушению обратных связей между населением и властью и отчуждению народных масс от политики.

Опыт функционирования однопартийных систем показал их неэффективность и антидемократичность. В настоящее время такие системы постепенно сходят с политической арены как дискредитировавшие себя.

Партийная система современной России основывается на четком разделении партий на левый и правый фланги в общем спектре политических отношений. Правый фланг объединяет либералов российского толка, которые отстаивают высокую степень централизации государственного управления. Они отдают приоритет значительным военным расходам, сильной армии. Правые либералы особенно подчеркивают значение традиционных культурных ценностей, религии, общественного контроля за нормами личного поведения, противодействуют проникновению в Россию чужих культур, религий и зарубежных капиталов.

Левый фланг представляют партии, исповедующие коммунистическую, социалистическую идеологию. Они отстаивают приоритет государственного сектора экономики, делают ставку на развитие сферы образования, поддерживают коллективистские формы общественно-политической жизни. Выступают за защиту гражданских прав, за светский характер государства, за культурный плюрализм.

Современная политическая жизнь России показывает, что в стране существует потребность в крупных политических партиях, которые, во-первых, ставили бы в своих программных документах цели и указывали средства их достижения, адекватные потребностям и запросам всего населения. И, во-вторых, предлагали бы решение как долгосрочных, так и ближайших задач.

Однако, оценивая современную партийную систему России, следует исходить из того очевидного факта, что эта система носит незавершенный характер. Основным препятствием на пути ее становления служит отсутствие в обществе консенсуса по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития. В стране еще не установилось правовое государство и не сложилось гражданское общество, не развиты экономическая и социально-политическая системы. В этой ситуации преждевременно говорить о четком разграничении интересов различных политических сил. О реальном представительстве интересов в политической системе общества можно говорить только тогда, когда оформятся и утвердятся прочные основания, определяющие жизнь людей. Здесь гарантом стабильности общества и партийной системы станет существование широкой прослойки средних слоев, или среднего класса, который и служит социальной опорой центристского политического курса, равноудаленного от крайних полюсов политического спектра.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные отличия общественной организации от общественного движения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: