для студентов всех форм обучения 17 глава




Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают членов представительных органов власти. Прямые выборы применяются для избрания органов местного самоуправления, однопалатных парламентов и нижних палат двухпалатных парламентов.

Принцип тайного голосования предполагает исключение любых форм контроля за волеизъявлением избирателя. Этим гарантируется гражданская свобода выбора и защита избирателей от возможного давления со стороны различных политических сил. При тайном голосовании каждому избирателю гарантируется возможность собственноручно заполнить бюллетень общего образца в изолированном помещении и лично опустить его в урну для голосования.

Практическая реализация избирательного права граждан в значительной мере зависит от типа избирательной системы, действующей в той или иной стране. Избирательная система — это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов.


10.3. Типы избирательных систем

В мировой практике существует множество избирательных систем, но наиболее распространены мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).

Основу мажоритарной (от франц. majorite — большинство) избирательной системы составляет принцип большинства, согласно которому избранным по избирательному округу считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Но поскольку большинство бывает относительным, абсолютным и квалифицированным, то различают три разновидности этой системы; относительного большинства, абсолютного большинства и квалифицированного большинства.

При мажоритарной избирательной системе относительного большинства победившим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников. При такой системе, как правило, не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Выборы считаются действительными, если проголосовал хотя бы один избиратель. При выдвижении одного кандидата на место этот кандидат считается избранным без голосования.

При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным становится кандидат, набравший свыше 50% голосов. При такой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике получение абсолютного большинства труднодостижимо, то проводится второй тур голосования. К участию в нем допускаются чаще всего два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре.

Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голосов.

При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший 2/3 или 3/4 от общего числа поданных голосов — это устанавливается законодательством страны. Эта система еще менее результативна, чем система абсолютного большинства, и поэтому применяется редко.

Основные достоинства мажоритарной системы таковы:

- она обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет ей при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство;

- эта система предполагает формирование крупных политических партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства. Так, в англосаксонских странах благодаря этой системе сформировалась двухпартийная система;

- она способствует формированию прочных непосредственных связей между избирателями и кандидатами.

Вместе с тем для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существенные недостатки. Во-первых, эта система искажает реальную картину социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Избиратели, проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своего представителя в выборные органы. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права.

Во-вторых, данная система может способствовать ослаблению легитимности власти, вызывать недоверие к существующему строю, поскольку ограничивается доступ представителей проигравших партий в депутатский корпус. При этом сформированное правительство может не пользоваться поддержкой большинства населения страны.

В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков конкретного избирательного округа побуждает их защищать местные интересы в ущерб общегосударственным.

В-четвертых, частая безрезультатность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.

Недостатки мажоритарной избирательной системы призвана преодолеть пропорциональная избирательная система, в основу которой заложен принцип пропорциональности между поданными за партию голосами избирателей и полученными ею мандатами. В настоящее время эта система распространена в мире более широко, чем мажоритарная. Она применяется в большинстве стран Латинской Америки, скандинавских государствах и только в многомандатных избирательных округах.

Проводимые по этой системе выборы являются строго партийными. Это значит, что мандаты распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за список кандидатов той или иной партии, а значит, и за ее программу.

По сравнению с мажоритарной пропорциональная избирательная система имеет следующие достоинства:

- она позволяет сформировать органы власти, состав которых более адекватно отражает фактическое соотношение партийных сил в стране. Это дает возможность в большей мере учитывать интересы отдельных социальных и политических групп;

- эта система обеспечивает представительство даже небольшим партиям, т. е. способствует развитию политического плюрализма, многопартийности.

Однако пропорциональная система имеет и существенные недостатки.

Во-первых, слабая связь между депутатами и избирателями, поскольку последние голосуют не за конкретных кандидатов, а за партии.

Во-вторых, весьма сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, в обязанность которого входит составление партийных списков. Отсюда появляется возможность оказывать давление на кандидатов, а впоследствии и на законодательную деятельность парламентариев.

В-третьих, возникают сложности при формировании правительства. В условиях многопартийности ввиду отсутствия доминирующей политической партии неизбежно появление многопартийных коалиций, состоящих из партий с разными программными целями и задачами. Политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается меньшей последовательностью и стабильностью, частыми кризисами.

Для преодоления недостатков и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных систем была образована смешанная избирательная система. Суть данной системы заключается в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая — в соответствии с принципами пропорциональной. Такая система применяется сегодня в Болгарии, Германии, Италии, России. Например, в России в Государственную Думу избирается 450 депутатов, из них 225 — по одномандатным округам на основе мажоритарной системы и 225 — по федеральному избирательному округу на основе пропорциональной системы. При этом избиратель получает два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, а другим — за политическую партию.

К достоинствам смешанной избирательной системы относится то, что она:

- способствует укрупнению политических партий или блоков при одновременном соблюдении принципа пропорциональности. Это, в свою очередь, обеспечивает формирование устойчивого правительства;

- дает возможность сохранить связь между избирателями и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени нарушается пропорциональной системой.

Любые выборы проводятся в четко обозначенный законом период, который называется избирательной кампанией. Каждая из таких кампаний имеет свой календарь мероприятий, учитывающий предусмотренные законодательством сроки. Так, по российскому законодательству дата выборов должна быть назначена не позднее, чем за 72 дня, регистрация кандидатов окончена за 40 дней до дня голосования. Для проведения избирательной кампании партиями, отдельными кандидатами создаются предвыборные штабы, в которые входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник кандидата. Кроме того, нанимаются консультанты со стороны: специалисты по опросам общественного мнения, консультанты по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств, имиджмейкеры и т. д., разрабатываются планы агитационно-пропагандистских мероприятий, встреч кандидата с избирателями, назначаются представители кандидата в избирательные комиссии. В условиях современной России такие штабы создаются кандидатами, представляющими властные структуры, оппозиция лишена такой возможности из-за отсутствия материальных средств.

Как правило, в большинстве стран предвыборная агитация прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы сами избиратели имели возможность самостоятельно обдумать и всесторонне сделать свой выбор — за кого и за что отдать свой голос.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое демократия?

2. Расскажите о видах демократии.

3. Какие достоинства и недостатки о прямой и представительной демократии?

4. В чем сущность американской модели демократии?

5. В чем сущность европейской модели демократии?

6. Дайте определение понятиям политические выборы и избирательная система.

7. На каких принципах основывается избирательное право?

8. Расскажите о мажоритарной избирательной системе.

9. В чем заключается сущность пропорциональной избирательной системы?

10. Кратко охарактеризуйте типы избирательных систем: связанная смешанная и параллельная смешанная.

11. Какая избирательная система применяется в России? Дайте ей краткую характеристику.

 

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Американская демократия.

2. Демократические режимы в Европе.

3. Избирательная система в Великобритании.

4. Избирательные системы и технологии в России.

5. Смешанные избирательные системы в современном мире.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.

Желтов В.В. Политология: Учебное пособие / «Серия учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 512 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.

Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.

Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. — М.: Вузовский учебник, 2006. — 173 с.

Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.

Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

 

Дополнительная литература

Гаджиев К.С. Политология. — М.: Логос, 2004. — 488 с.

Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1982.

Политология: Хрестоматия. / Исаев Б.А., Тургаев А.С., Хренов А.Е. — СПб.: Питер, 2006. — 458 с.


ЛЕКЦИЯ 11

ГОСУДАРСТВО КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Вопросы:

11.1. Сущность и структура государства как политического института.

11.2. Высшие органы государственной власти.

11.3. Современные тенденции и проблемы развития государства.

11.4. Становление новой государственности в России.

 

Для того чтобы эффективно реализовать свои функции, политическая власть должна быть определенным образом организована в соответствующий механизм, который на практике осуществлял бы ее цели и задачи. Исторически таким механизмом стало государство, которое представляет собой одновременно и объект, и субъект политической деятельности и политических отношений. С момента своего появления государство играет огромную роль в жизни общества, в регулировании классовых взаимоотношений и противоречий, в обеспечении прав и свобод личности. В современной науке вопросы, связанные с государством, изучаются целым рядом общественных дисциплин — правоведением, политической историей, философией, социологией, экономической теорией. Политологический аспект изучения государства предполагает анализ его политических характеристик, целей, задач, функций, форм политического правления в современном мире.

11.1. Сущность и структура государства как политического института

Термин государство получил широкое распространение со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как полис, княжество, царство, королевство, империя, республика и др. Одним из первых термин государство стал использовать Н. Макиавелли, который рассматривал государство как любую верховную власть над человеком.

Сегодня этот термин употребляется чаще всего в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая высшей властью и проживающая на определенной территории. В этом смысле государство тождественно стране и политически организованному народу. В узком смысле государство понимается как организация, система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории. Кроме того, в обыденном сознании государство часто отождествляется с определенным этносом, с административно-управленческим аппаратом, с правосудием и т.п.

Длительная история формирования и развития государства сопровождалась попытками теоретического объяснения источников его возникновения, отличительных черт, социального назначения и перспектив будущего развития. Хронологически первой в данном вопросе стала теория естественного происхождения государства, разработанная Аристотелем. По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких семей возникает селение или род, а объединение нескольких селений образует государство. Основное назначение государства состоит в том, чтобы способствовать взаимному общению людей и достижению ими морального совершенства. Государство состоит из людей, но оно неизмеримо сильнее любого отдельного человека или каких-либо групп и объединений. Поэтому сила, мощь и превосходство государства над человеком являются его важнейшими качествами.

В Средние века большое распространение получила теория божественного происхождения государства, создатели которой рассматривали государство как результат божьего промысла, божественного плана творца. Такое понимание природы государства предусматривало, что именно бог выбирает короля и дарует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, которым надлежало подчиняться земному властителю.

Принципиально другое объяснение происхождения государства. дала договорная теория, которая рассматривала государство как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан. Подданные передают правителю определенные полномочия управления ими, но они могут и аннулировать эти права, если правитель и государство не будут служить их целям.

Свой вклад в объяснение происхождения государства внесла теория насильственного завоевания, которая утверждала, что государство возникло в результате насилия и завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельцев. Государство — это форма господства победителей над побежденными.

Собственную трактовку происхождения государства дала марксистская теория, которая основывалась на том, что государство создает экономически господствующий класс для защиты и охраны своей собственности. Поэтому марксизм рассматривает государство как аппарат насилия, машину для подавления эксплуатируемого класса классом эксплуататоров.

Современная политология связывает возникновение государства с усложнением общественного развития, формированием многообразия общественных интересов, противоречивым характером властвующих и подвластных. Именно дифференциация интересов различных человеческих общностей и соответствующих им общественных отношений предопределила возникновение особого органа, способного организовать жизнь людей на отдельной территории.

Большинство современных ученых считают, что государство — это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории. Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации. Из такого понимания сущности государства становится ясно, что оно должно обладать суверенитетом, территорией и населением.

Суверенитет, означает, что все решения органов государственной власти принимаются ими самостоятельно, независимо ни от каких внешних сил и обязаны выполняться внутри страны. Иными словами, суверенитет предполагает наличие верховной политической власти, от имени которой в стране принимаются все властные решения, обязательные для выполнения каждым гражданином государства, и никакое иное государство не вправе навязывать свою волю, оказывать давление или вмешиваться во внутренние дела. Государство выражает интересы всего общества, а не отдельных политических сил, и поэтому только оно может издавать законы и осуществлять правосудие. Однако здесь следует иметь в виду, что различные страны иногда сознательно и добровольно ограничивают свой суверенитет, вступая в различные союзы и объединения государств.

Территория — это физическое пространство, на которое распространяется политическое и правовое влияние государства. Она включает в себя землю, ее недра, водное и воздушное пространство. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна и неотчуждаема. Утрата территории означает исчезновение государства.

Население государства — это совокупность людей, проживающих на данной территории. Без населения также не может быть государства. Несмотря на существенные социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Лица, не имеющие гражданства, называются апатридами, они обязаны выполнять законы государства, но во многом ограничены в политических или экономических правах.

Кроме обязательных признаков суверенитета, территории и населения, государство также обладает такими признаками, как право на монопольное и легальное применение силы, а также на сбор налогов.

Монополия на легальное применение силы означает физическое принуждение отдельных граждан, групп или организаций к выполнению принятых государством решений. Диапазон применяемых государством средств принуждения очень широк: от сознательного побуждения поведения граждан до физического уничтожения тех, кто не придерживается установленных законом норм. Для принуждения у государства имеются особые органы — армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд, а также соответствующие средства — оружие, тюрьмы и др.

Сбор налогов означает взимание материальных средств, которые используются для поддержания социальной организации совместной жизни: на оплату работы госслужащих, создание структур общественного назначения (школ, больниц и т.п.), а также для обеспечения целенаправленных изменений в экономической, социальной и духовной сферах жизни общества.

Будучи механизмом организации и осуществления политической власти, государство имеет свои органы, которые выполняют различные конкретные функции. Одним из основных элементов этого механизма является глава государства. Это может быть либо монарх, либо президент. В качестве главы государства может также выступать и коллективный орган (например, Государственный совет во Вьетнаме). Глава государства координирует деятельность государственных органов и управляет этой деятельностью на основе существующего законодательства. Кроме этого, он представляет государство в межгосударственных отношениях и взаимодействиях на высшем уровне.

Другим важным элементом государства являются органы законодательной власти. Это различного рода законодательные собрания, деятельность которых состоит в выработке и принятии законов, обязательных для исполнения всеми государственными и общественными институтами и организациями, а также всеми гражданами государства. В абсолютных монархиях эти органы отсутствуют, поскольку и законодательная, и исполнительная власть в таких государствах осуществляется монархом, при котором может функционировать только какой-либо совещательный орган. Законодательные органы формируют правовую основу государства, определяют права и порядок взаимодействия всех других органов государства.

Не менее важным структурным элементом государства являются органы исполнительной власти. Они организуют исполнение законов и проведение политики государства в различных сферах жизни общества. По своей сути это административно-управленческие структуры, которые осуществляют власть. В государстве есть высшие и местные исполнительные органы. Высшие исполнительные органы — это правительственные структуры (министерства, комитеты, департаменты и т. д.). Местные органы (префектуры, мэрии, муниципалитеты и т.п.) исполняют распоряжения высших органов, издают собственные указы и постановления на основе действующего законодательства и осуществляют самостоятельную деятельность по проведению в жизнь политики государства в пределах своих полномочий. В структуру органов исполнительной власти входит и репрессивный аппарат (полиция, милиция и т.п.), который осуществляет функцию подавления в отношении лиц, которые представляют опасность для общества и государства.

Одним из важнейших элементов государственного механизма являются судебные органы. В государстве, как правило, рассмотрением гражданских и уголовных дел против нарушителей законов занимаются высший (конституционный) суд и суды различных инстанций. Контроль за исполнением законов в системе исполнительной власти, а также всеми государственными и общественными органами и организациями осуществляет прокуратура — еще один орган государственного механизма.

Особым органом государства является армия, основное назначение которой — защита суверенитета и обеспечение безопасности государства в случае агрессии со стороны внешних сил. В некоторых случаях армия может выполнять функцию репрессивных органов внутри общественного организма по отношению к силам, разрушающим государство (сепаратистские движения).

И, наконец, рассматривая структуру государственного механизма, необходимо иметь в виду такой общественный институт, как политические партии. Будучи общественными организациями, они не входят в структуру государственных органов, но вместе с тем активно влияют на характер деятельности государственного механизма через своих представителей в этих структурах.

11.2. Высшие органы государственной власти

В современном мире насчитывается более 220 государств и каждое из них имеет свои особенности внутреннего устройства и функционирования. Эти особенности проявляются прежде всего в структуре органов государственной власти и административного устройства государства. Исторический опыт убедительно свидетельствует, что государственная власть эффективно выполняет свои функции там, где она четко разделена на законодательную (парламент) и исполнительную (глава государства и правительство).

Центральное место в структуре государственной власти современных демократических государств принадлежит парламенту (от англ. parliament — говорить) — высшему представительному и законодательному органу государства. Впервые однопалатный парламент был образован в Англии в XIII в. (1265). Сегодня парламент под разными названиями существует почти во всех странах мира. Законодательное собрание в Великобритании и Италии называют парламентом, в США — Конгрессом, в Израиле — кнессетом, в Швеции — риксдагом, в России — Федеральным собранием и т. д.

Парламент бывает однопалатным (Дания, Швеция, Финляндия и др.) и двухпалатным (США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Россия и др.). Так, например, в США законодательное собрание — Конгресс — состоит из палаты представителей и сената, в Великобритании — из палаты общин и палаты лордов, в России — из Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

В двухпалатных парламентах нижняя палата, как правило, ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и внешней политики. Она обычно наделена менее продолжительным сроком полномочий, нежели верхняя. Объясняется это стремлением придать общественной жизни стабильность и преемственность. Во многих государствах верхняя палата выступает своеобразным экспертом работы нижней палаты, рассматривая принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции.

В большинстве стран мира при формировании парламента вводятся численные ограничения. Считается оптимальным, если 1 млн. человек населения представляют в парламенте от 9 до 17 депутатов.

Ограничения обеспечивают наиболее эффективную деятельность парламента. Так, например, численность депутатов народной палаты Индии не превышает 547 человек, палаты общин Великобритании — 650, Конгресса США — 535 человек.

Различного рода житейские обстоятельства не дают возможности проводить заседания парламента в полном составе, поэтому для принятия правомочных решений определяется кворум (от лат. quorum — присутствие достаточно). Так, в индийском парламенте он составляет 10 % от его общей численности, в английской палате общин — 40 человек, а в палате лордов достаточно 3 человек, хотя общее количество ее членов — более 1000 человек.

С целью эффективной и упорядоченной законотворческой деятельности каждый парламент разделен на комиссии или комитеты, разрабатывающие основы законопроектов. Комиссии и комитеты бывают постоянными и временными, и каждая комиссия или комитет отвечает за определенное направление политики (например, комиссия по международным делам, по экономическим вопросам и др.).

Кроме того, многие парламенты мира разделяются также на фракции (от франц. fraction — разламывание) — группы депутатов, объединенных одинаковыми политическими интересами. Чаще всего фракции объединяют депутатов, избранных от одной партии. Если такая группа малочисленна, то она может соединяться с какой-либо другой фракцией. Официально признанная фракция имеет право на свое помещение в здании палаты парламента для проведения заседаний, она участвует в формировании органов палаты и консультирует спикера по соответствующим вопросам.

Фракция имеет право на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента, участие своих представителей в дебатах, в определении повестки дня. Как правило, представитель фракции излагает позицию всей своей группы, что способствует сокращению времени прений.

Обсуждение законопроектов предполагает существование различных точек зрения, их столкновение и конфликты. Отсюда для координации действий различных политических сил и их точек зрения парламент избирает своего председателя (спикера). Он избирается на весь срок полномочий парламента, и в его функции входит представлять парламент во взаимодействии с другими органами власти, следить за расходованием финансовых средств и за работой его аппарата.

Члены обеих палат парламента имеют парламентские привилегии:

- иммунитет, т. е. парламентская неприкосновенность, означающая, что депутат не может быть привлечен к ответственности или вызван в суд в качестве свидетеля без принятия парламентом соответствующего решения;

- индемнитет, т. е. депутат не несет ответственности за выступления в парламенте и те меры, за которые он голосовал.

Глава государства олицетворяет единство нации и страны, выполняет представительские функции на международной арене. Роль, место и функции главы государства определяются разными факторами, среди которых наиболее влиятельны форма правления и существующий в стране политический режим. Как правило, главой государства является монарх; президент, премьер-министр;

В монархиях главой государства является король, император, шах и его пост передается по наследству и пожизненно; При передаче престола чаще всего используется кастильская система, согласно которой наследниками монарха назначаются потомки мужского и женского пода в порядке первородства, причем мужчины имеют преимущество перед женщинами. Монарх наделяется государственными регалиями, в их числе — трон, корона, скипетр. Государство ежегодно выделяет на содержание монарха и его двора (лиц, ведающих делами монарха) определенную сумму денег (цивильный лист).

Ключевую роль в политической жизни монархи играют лишь в абсолютных монархиях, которых в современном мире немного (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт и др.). В современных парламентских монархиях институт монарха носит в основном формальный характер — это, прежде всего, дань традиции. Там монарх «царствует, но не управляет», хотя юридически он может утверждать премьер-министра, быть членом правительства и верховным главнокомандующим.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: