для студентов всех форм обучения 21 глава




6) создание и поддержание атмосферы партнерства и доверия как предпосылки разрешения конфликта и предотвращения его повторения в будущем.

Методы, используемые в тоталитарном обществе, включают в себя:

1) игнорирование действий оппозиции как не представляющие реальной угрозы;

2) репрессии властей против «нарушителей общественного порядка»;

3) частичная реализация требований оппозиции с целью притупления остроты политического конфликта.

Авторитарным режимам свойственно лавирование в выборе методов урегулирования конфликтов между демократическими и тоталитарными. В зависимости от стадии перехода к демократии приоритет отдается той или иной группе методов.

В то же время из всех методов разрешения конфликтных ситуаций наиболее эффективным до сих пор остается метод переговоров. Переговоры предполагают непосредственный контакт участников конфликтной ситуации или их доверенных лиц, посредников, дискуссию между ними и поиск оптимальных решений.

Обычно этот метод используется в том случае, когда обе стороны не в состоянии применять силовые методы воздействия на оппонента, главным образом из-за их неэффективности и высокой стоимости. Острый и длительный политический конфликт чаще всего настолько глубоко втягивает участников, что они не могут выйти из него без посторонней помощи. Конфликтующим сторонам не хватает умений и опыта для успешного выхода из конфликта. В такой ситуации необходимо вмешательство третьей стороны и организация переговоров.

Процесс переговоров может быть начат при следующих условиях:

1) стороны, помимо противоположных, имеют и общие интересы;

2) стороны считают возможным достижение определенного понимания и согласия, которое для них более выгодно, чем другие альтернативы;

3) стороны вступают в дискуссию в поисках взаимно удовлетворяющего решения.

Процесс ведения переговоров — это сложная форма взаимоотношений, где успех зависит от двух факторов. Во-первых, от степени проработки вопросов на предварительной стадии. Во-вторых, от профессионализма посредника и участников переговоров, их желания и умения находить приемлемые для всех сторон выходы из конфликтных ситуаций.

Мировой практикой ведения переговоров выработан целый ряд приемов, которые способствуют поиску взаимоприемлемого решения во время переговоров. Так, при обсуждении проблемы рекомендуется:

- концентрировать внимание на интересах, а не на позициях сторон;

- пытаться избегать угроз;

- делать такие предложения, чтобы последствия их реализации были привлекательными для обеих сторон;

- разрабатывать и обсуждать несколько вариантов решения, не ограничиваясь одним или двумя.

В проведении переговоров, особенно на начальных этапах, важно уметь обуздать сильные эмоции. Гнев, раздражение, фрустрация, недоверие, страх управляют участниками и мешают проведению рационального обсуждения темы конфликта. Поэтому становятся необходимы специальные процедуры управления эмоциями. Выделяют два вида таких процедур: создание конструктивных способов выражения эмоций и жесткое ограничение на выражение эмоций посредством четких правил коммуникации. Создание атмосферы доверия включает не только минимизацию негативных эмоций, но и формирование позитивных чувств и представлений. Для успешных переговоров необходимо признание сторонами правомерности как содержания обсуждаемой темы, так и факта участия в этом обсуждении оппонента. Участники должны понимать, что требования, интересы и даже эмоции оппонента обоснованны, имеют право на существование и не противоречат общепринятым нормам и правилам.

Результатом успешных переговоров становятся три основных варианта (способа) решения конфликта: компромисс, соглашение по процедуре определения победителя и интегративное решение.

Компромисс — способ разрешения конфликтов, заключающийся в достижении соглашения путем взаимных уступок участвующих сторон. При этом варианте каждая из сторон удовлетворяет свои претензии лишь частично, не рассматривая достигнутый результат как плохой, но и не считая его самым хорошим. Разумеется, данный вариант решения не самый оптимальный, но многие конфликты заканчиваются именно компромиссом.

Соглашение по процедуре определения победителя представляет собой следующее правило: одна из сторон получает все, что она просит, а другая — ничего или очень мало. Примерами такой процедуры могут служить: бросание жребия, оценка значимости победы в конфликте для каждой из сторон и присуждение победы той, для которой победа более значима, обращение к посредникам с просьбой определить победителя, выборы.

Интегрированный вариант весьма полезен в тех случаях, когда существует всего два возможных исхода конфликта. Здесь происходит согласование интересов участников конфликта и результат оказывается максимально выгодным с точки зрения полноты удовлетворения претензий сторон. Опытные посредники и эксперты в урегулировании политических конфликтов стремятся в большинстве случаев достичь именно интегративного соглашения как наиболее эффективного способа разрешения конфликта.

 

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой социальный конфликт?

2. Как соотносятся понятия «кризис» и «конфликт»?

3. Каковы основные функции конфликта?

4. Дайте классификацию конфликтов.

5. Что такое политический конфликт?

6. Охарактеризуйте специфику политического конфликта.

7. Какие этапы (стадии) проходит политический конфликт?

8. Охарактеризуйте основные способы предотвращения и прекращения конфликтов.

9. Что такое «компромисс» и «консенсус» в политике?

 

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Природа социального конфликта.

2. Основные функции конфликта.

3. Основные концепции конфликта.

4. Политический конфликт и его специфика.

5. Условия возникновения и стадии политических конфликтов.

6. Методы урегулирования политических конфликтов.

7. Пути предупреждения политических конфликтов.

8. Этнополитические конфликты в новейшей истории России.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Анцупов А.Я. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2004. — 590 с.

Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.

Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.

Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.

Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

Дополнительная литература:

Глухова А.Б. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М., 2000.

Дмитриев А.Б. Конфликтология: Учеб. пособие. М., 2002.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М., 1999.


ЛЕКЦИЯ 14

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

 

Вопросы:

14.1. Характеристика современных международных отношений и мировой политики

14.2. Глобализация в международных отношениях

14.3. Геополитика в современном развитии

14.4. Геополитическое положение и внешняя политика современной России

 

Политические отношения давно перешагнули национально-государственные границы и обрели международный характер. В современном мире можно наблюдать различные виды взаимодействий между государствами, между политическими и общественными организациями. Отношения между государствами складываются через внешнюю политику, представляющую собой совокупность целей и интересов, которые государство защищает всеми имеющимися средствами в своих отношениях с другими странами. В то же время современная международная политика складывается под влиянием как основных политических сил, действующих в современном мире, так и многих других, часто не поддающихся точному учету обстоятельств. Именно в силу этих обстоятельств сфера международных отношений выступает чрезвычайно важным объектом политической жизни.

14.1. Характеристика современных международных отношений и мировой политики

В современном мире, представляющем собой совокупность государств или наций, между ними постоянно происходит усиление взаимосвязей, которые нивелируют политические различия стран и создают единое политическое пространство. Появляются общие политические задачи, такие как военная, экологическая, геологическая безопасность и т. д. Все чаще усилия стран мирового сообщества направлены на то, чтобы главным приоритетом внешней политики стало выживание человечества, поиск мира, сотрудничество и добрососедство, совместное решение насущных проблем. Весь этот круг проблем и составляет содержание современной мировой политики и международных отношений.

В политической науке существует немало различных подходов к пониманию природы и сущности международных отношений. Однако, как показывает практика, сегодня наиболее распространен и влиятелен Подход, который кладет в основу международных отношений объективные интересы государств и стран. В соответствии с этим подходом политические действия государств вызываются жизненно важными потребностями народов и социальных групп. Следовательно, международные отношения в конечном счете складываются по поводу государственных и международных, региональных и глобальных (мировых) интересов и проблем.

Международные отношения можно определить как совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных отношений между суверенными государствами. Главными субъектами этих отношений являются государства, международные организации, многочисленные движения, объединения, возникающие для реализации политических, экономических, социальных, правовых, военных, гуманитарных и других целей. Кроме того, к ним относятся также конкретные личности и индивиды, оказывающие заметное влияние на развитие международных отношений.

В политологии принято считать, что современная система международных отношений возникла в результате Вестфальского мира (1648), положившего конец Тридцатилетней войне в Европе. Этот мирный договор впервые в истории утвердил принцип территориального суверенитета в отношениях между государствами. Поэтому систему международных отношений, в основе которой лежит принцип государственно-территориального суверенитета, называют вестфальской системой.

Первоначально международные отношения носили ограниченный характер. Это были отношения господства и подчинения. Однако, по мере развития и расширения взаимосвязей между государствами эти отношения постоянно усложнялись и углублялись. В настоящее время мы имеем дело с экономическими, политическими, культурными, правовыми, информационными, дипломатическими связями и взаимоотношениями между государствами. Отношения между государствами могут принимать различные формы:

- союзнические, когда государства выступают партнерами, активно сотрудничают в различных сферах, заключают союзы;

- нейтральные, когда между государствами налаживаются деловые контакты, но они не выливаются в создание альянсов и союзов на международной арене;

- конфликтные, когда государства выступают с территориальными и иными притязаниями друг к другу и предпринимают активные действия для их удовлетворения.

Международные отношения реализуются через внешнюю политику, которая формируется под воздействием самых различных факторов. Это, прежде всего, тип политического строя, уровень развития науки и техники, военная мощь государства, географические условия, исторические, демографические и другие факторы.

Кроме того, внешняя политика руководствуется своими принципами, которые действуют в отношениях между государствами независимо от их общественного и государственного устройства и уровня развития. К таким принципам можно отнести принцип приоритета во внешней политике общечеловеческих ценностей и интересов, принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

Взаимодействие факторов и принципов внешней политики образует ее цели, у каждого государства эти цели дифференцированы. Однако в политологии принято выделять основные цели внешней политики, которые преследуют все государства планеты. Такими целями являются:

- обеспечение национальной безопасности данного государства;

- рост его потенциала (экономического, политического, военного);

- рост престижа и упрочения международных позиций государства.

Наряду с целями в основе внешней политики любого государства лежат национальные интересы. Все цивилизованные страны, независимо от их государственного устройства, своими национальными интересами считают повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, национального суверенитета, территориальной целостности, недопустимость вмешательства во внутренние дела других государств, защиту своих экономических и политических позиций в отношениях с другими государствами.

По своей сущности внешняя политика представляет собой конкретное практическое воплощение основных принципов международной политики государства, призванных регулировать его отношения с другими государствами и народами, оказывать соответствующее влияние на них и международные процессы в целом. Она выражает общий курс государства в международных делах.

Внешняя политика любого государства по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационными и др. К политическим средствам относится прежде всего дипломатия.

Термин «дипломатия» греческого происхождения. В Древней Греции так называли дощечку с нанесенными на нее письменами, выдававшуюся посланцам в другие государства в качестве верительных грамот и документов, подтверждающих их полномочия. В современной политике это слово используется в узком и широком смыслах. В узком смысле дипломатия понимается как искусство ведения переговоров и поиска взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или урегулирования международных конфликтов, расширения и углубления сотрудничества между государствами. В широком смысле дипломатия представляет собой официальную деятельность государственных органов внешних сношений по представительству, защите и реализации интересов государства за рубежом. Она осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений и т. д.

Дипломатические отношения являются основной формой официальных отношений между государствами. Они осуществляются через дипломатические представительства или специальные миссии, делегациями на международных конференциях, постоянными представительствами государств при международных организациях. В процессе дипломатических отношений реализуются функции представления интересов государств, получения и обмена информацией.

14.2. Глобализация в международных отношениях

На протяжении всего XX в. мир становился все более взаимозависимым, взаимосвязанным. Эта тенденция мирового развития получила название глобализации. Сегодня процесс глобализации охватил все сферы человеческой жизни, в том числе и политику. Это проявляется в том, что политические события какой-либо одной страны так или иначе отражаются на жизни других.

В основе глобализации лежат технологические изменения и экономические процессы. Развитие информационных технологий, появление современных средств связи и транспорта сблизили страны и регионы, сделали их доступными друг для друга. Все эти изменения и процессы способствовали распространению во всем мире западных стандартов потребления, массовой культуры со своими ценностями, моделями поведения. В условиях глобализации мир постепенно превращается в единую зону, где беспрепятственно перемещаются люди, идеи, где национально-государственные границы стали прозрачными.

Глобализация — противоречивый процесс. Процесс глобализации открывает не только новые возможности для сотрудничества народов, но и создает или углубляет целый ряд проблем, оказывающих негативное воздействие на мировое развитие. К числу последних относятся:

- неравномерность развития глобализационных процессов. Одни страны активно включились в эти процессы и используют открывающиеся перспективы в своих интересах. Другие в силу политической изоляции, слабых технологических и экономических возможностей оказались на периферии глобальных процессов. Это усиливает неоднородность современного мира, делает его более противоречивым, порождает различное отношение к объективно развивающимся процессам глобализации;

- увеличение разрыва между богатыми и бедными странами. Неравенство в современном мире не только не сокращается, но продолжает увеличивается, тем самым сохраняются потенциальные источники международных конфликтов;

- обострение противоречия между транснациональными компаниями, которые могут переводить свои капиталы в зоны, благоприятные для предпринимательства, и национальными государствами, отвечающими перед своими народами за проведение эффективной социальной и экономической политики;

- появление «теневых» субъектов на глобальном экономическом и политическом рынках в виде транснациональных синдикатов, занимающихся производством и распространением наркотиков, торговлей оружием, отмыванием «теневых» денег, а также международных организованных преступных группировок и международных террористических организаций.

В целом глобализация сделала современный мир более сложным, более противоречивым, подверженным воздействию различных рисков. Поэтому от того, насколько человечество сумеет взять под свой контроль глобализационные процессы, зависят его дальнейшее существование и развитие.

В условиях глобализации произошло изменение системы международных отношений: вестфальскую систему сменила поствестфальская. В первой главными субъектами на мировой арене были национальные государства, обладавшие полным суверенитетом. Поствестфальская отличается от нее появлением новых субъектов, обладающих достаточными ресурсами влияния в мировой политике. Речь идет, во-первых, о транснациональных компаниях, способных по своей экономической мощи превосходить некоторые государства и оказывать значительное влияние на их национальную политику и характер складывающихся международных связей и отношений; во-вторых, о межправительственных организациях, начинающих превращаться из инструмента проведения национальной политики наиболее крупных государств в механизм регулирования международных отношений и мировых политических процессов.

Рост взаимозависимости в мире потребовал от мирового сообщества пересмотра проблемы безопасности. Если в вестфальской системе главной была проблема национальной безопасности и основные усилия н.а международной арене предпринимались для недопущения внешней агрессии, то в современных условиях все более актуальной становится проблема международной безопасности, требующая координации усилий всех государств в борьбе с глобальными угрозами. В настоящее время проблема безопасности уже не сводится только к ограничению применения силы, вооружений в международных конфликтах. Не меньшую угрозу человечеству представляют загрязнение окружающей среды и нарушение экологического равновесия, организованная преступность и терроризм.

Необходимость обеспечить международную безопасность ставит вопрос о формировании действенных механизмов, способных защитить человечество в настоящем и будущем от глобальных угроз. На этот счет предлагаются разные проекты: от создания национальных институтов как основы будущего мирового правительства до традиционных вариантов укрепления национальных государств в качестве главных институтов власти и единственных центров принятия решений.

Обеспечить международную безопасность возможно только путем повышения уровня организованности и управляемости мировым сообществом. Это связано с тем, что существующая международная система основана на изменчивом соотношении государств и их союзов. Эта система переживает в настоящее время кризис. Поэтому целостность и взаимозависимость мира, возникающие под воздействием глобальных интеграционных процессов, вступают в противоречие с существующей системой международных отношений. Расширение сферы политики требует ее перестройки и переосмысления на основе глобалистской парадигмы развития.

14.3. Геополитика в современном развитии

С древних времен люди заметили различия между народами, проживающими в разных регионах планеты и пытались выяснить зависимость своей судьбы от того места, где они живут и добывают себе средства существования. Данное направление их интересов получило название геополитики (от греч. ge — земля + politike — политика). Впервые в научный оборот этот термин ввел в 1916 г. шведский ученый Рудольф Челлен.

Сегодня геополитика представляет собой учение о географической обусловленности политических явлений, исследующее связь между землей, географической средой и политикой государств. Это наука о поисках путей устойчивого развития, создания сильного или нормально функционирующего государства. Она изучает пространство, совокупность разных элементов природной и политической обстановки, вынуждающей человека разнообразить свои потребности, способности, трудовые умения и в результате лучше понять политические процессы, происходящие в той или иной стране.

В начале XX в. в международных отношениях господствовало убеждение, что сила и влияние государств зависят от географического положения страны, численности ее населения и природных богатств. Поэтому в то время геополитика рассматривала земное пространство как наиболее важный ресурс политической власти, позволяющий государствам реализовывать локальные и глобальные связи с другими странами, взаимодействовать с промышленными, финансовыми и торговыми центрами, воплощать в жизнь собственную программу жизнеобеспечения.

Геополитика, в понимании Челлена, призвана рассматривать государство как географический организм и вместе с тем политическое пространство. Иными словами, государство — это земля, территория, среда обитания, население и наряду с этим вся страна. Следовательно, геополитика — это политика государства, обусловленная той средой, в которой живут люди, а среда — это влияние земли, воздуха, климата, составляющих в совокупности единый географический организм.

Частью географического организма является ландшафт — природный комплекс, в который входят следующие компоненты: рельеф, климат, почвы, вода, растительный и животный мир. От свойств земной поверхности во многом зависят своеобразие обитания людей в данном регионе, торговые отношения и в конечном счете расстановка политических сил.

Историки и этнографы давно установили склонность народов не только к миграции, но и к раздорам, войнам, к постоянному неприятию сложившихся политических отношений. Человек никогда не довольствуется условиями своего естественного обитания: он превращает их в пространство человеческого обживания, в объект своего воздействия. В этой стороне его деятельности земля и политика представляют собой два взаимосвязанных фактора, которые решают судьбы людей. Дело в том, что число людей на Земле постоянно растет, а сама Земля остается неизменной. Стало быть, она вынуждена содержать все больше людей и давать больше средств для их существования, поэтому она становится огромной ценностью. С каждым новым поколением люди все крепче держатся за свои территории. Отсюда вытекает вывод о географической обусловленности политической жизни, в центре которой ставится вопрос об отношении государства к земле, естественному стимулу жизни людей.

Из сказанного следует, что предметом современной геополитики является изучение геополитической практики государств, среды обитания и качества жизни своего народа, отношений с политическими силами соседних и других государств. Изучение их необходимо для укрепления своих политических позиций и своего права на жизненное пространство в данном регионе, чтобы своевременно решать возникающие проблемы.

Современной геополитике присущ междисциплинарный подход, т. е. активное использование при решении геополитических задач достижений других наук, которые можно разделить на две группы.

Первая группа — естественные науки, изучающие Землю, ее состав, строение, историю, размещение в земной коре минералов, горных пород, полезных ископаемых и др. В эту группу входят физическая география, геология, геоморфология, геохимия. Огромная роль в этой группе принадлежит биологии — науке о живой природе, происхождении, развитии и многообразии жизни, об отыскании наиболее рациональных методов охраны и сбережения природы в интересах человека.

Вторая группа — общественные науки, изучающие политику, а также политические пространства и события, зависимость политической жизни от географического фактора. В эту группу включена экономическая география — особая наука, изучающая пространственную организацию политической жизни общества и территориальные сочетания политических сил в Их обусловленности географическими особенностями материального производства.

Находясь на стыке экономической географии и политологии, геополитика связана с такими науками, как философия, экономика, социология, этнография, история государства, политическая антропология, политическая психология, международное право и др. Каждая из них, предоставляя свои материалы, обретает геополитический характер.

На основе достижений этих наук геополитика ставит стратегические цели и решает задачи политического развития страны. Их реализация предполагает правильное использование земных и политических пространств, недопущение необоснованного перераспределения территорий, а также объяснение многих исторических и политических процессов и явлений. Как считают политологи, геополитика может получить право быть воспитательницей нового поколения политических лидеров, стремящихся жить в соответствии с новыми ценностями и новой моделью развития. Геополитика должна способствовать утверждению в жизни народов миролюбия и добрососедства, справедливости, взаимопонимания и взаимовыгодного, сотрудничества.

14.4. Геополитическое положение и внешняя политика современной России

В системе международных отношений взаимосвязи между государствами осуществляются посредством проведения ими внешней политики как особого вида государственной деятельности. Внешняя политика направлена на обеспечение суверенитета страны, защиту ее национальных интересов. В этом проявляются сила и слабость страны, решаются ее ближайшие и перспективные задачи. Геополитическое положение России сегодня характеризуется следующими особенностями:

- наша страна является «осевым государством» и располагается на территории одного из ключевых регионов мира;

- центральное стратегическое положение в Евразии позволяет России контролировать ситуацию в Восточной Европе, Центральной и Северо-Восточной Азии, а также в регионе Арктики;

- уникальное евразийское положение способствует роли России как цивилизационного и основного силового балансира;

- большая протяженность границ и обширная территория делают практически невозможным захват и оккупацию государства.

В то же время Россия в своем геополитическом положении достаточно уязвима:

- большая территория ослабляет возможность проводить мобильную политику, а разнообразие интересов внутренних политических сил обусловливает неустойчивость внешнеполитического курса и поиски союзников;

- континентальное положение не способствует активной морской политике, а большая протяженность сухопутных границ, их слабая защищенность провоцируют соседние государства на их нарушение и порождают угрозу экспорта наркотиков, оружия и терроризма;

- нестабильность постсоветского пространства превращает зону жизненных интересов России в объект пристального внимания и действий других государств;

- активизация прибрежных государств, входящих в НАТО, появление «исламской дуги» и опасность создания Черноморско-Балтийской системы ставят Россию в положение «геополитической резервации».

Сегодня внешняя политика России формируется под влиянием этих геополитических факторов. Высшим приоритетом своей политики Россия провозгласила защиту интересов личности, общества и государства. Цели внешней политики России включают:

- обеспечение надежной безопасности, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе;

- воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического правопорядка;

- создание благоприятных внешних условий для поступательного развития;

- формирование пояса добрососедства по периметру российских границ;

- строительство системы партнерских и союзнических отношений;

- всестороннюю защиту прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

- содействие позитивному восприятию России в мире, популяризацию русской культуры в иностранных государствах.

В современной внешней политике нашей страны выделяются также глобальные и региональные приоритеты. Глобальные предполагают формирование нового мироустройства, основанного на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества; укрепление международной безопасности, обеспечиваемой снижением роли фактора силы при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности; участие в международных экономических отношениях; обеспечение прав человека в международных отношениях на основе соблюдения норм международного права, развития международного сотрудничества в области гуманитарного обмена; информационное сопровождение внешнеполитической деятельности — формирование за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: