для студентов всех форм обучения 18 глава




В республике главой государства является президент. Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками. Истоки института президентства можно найти в Древнеримской республике, где в чрезвычайных обстоятельствах избирался «предводитель народа» (magister populi), а позже — «диктатор» (dicto — предписывать, приказывать), предельный срок полномочий которого составлял полгода. Современный вариант президентства возник в США в 1787 г.

Процедура избрания президента, его полномочия и их продолжительность отличаются широким разнообразием. Так, в большинстве стран президента избирают всенародно (Франция, Ирландия, Россия и др.), в некоторых — коллегией выборщиков (США), в Германии — особым собранием, в которое входят уполномоченные земель и депутаты бундестага, в Швейцарии — правительством, в Греции и Израиле — парламентом. Неодинаков и срок их полномочий: в США, России — 4 года, в Индии — 5, во Франции — 7 лет. В случае невозможности выполнения президентом своих функций его место занимает либо вице-президент (США), либо спикер парламента (Франция), либо председатель правительства (Россия), и затем проводятся досрочные президентские выборы.

Полномочия главы государства определяются конституцией и зависят в основном от форм правления. В парламентской республике президент является главой государства формально. Его функции носят чисто представительский характер. Фактически вся полнота власти сосредоточена в руках лица, возглавляющего правительство.

В президентских республиках и в республиках со смешанным правлением президент выступает ключевой фигурой в структуре высших органов власти. Он одновременно является и главой государства, и главой правительства, несмотря на наличие поста премьер-министра или председателя правительства при смешанной форме правления. Здесь президент фактически единолично определяет основные направления деятельности исполнительной власти, делегируя министрам ряд своих полномочий.

Правительство представляет собой высший государственный коллегиальный орган исполнительной власти, реализующий основные политические решения, принятые парламентом. В его состав входят главы министерств и центральных ведомств. Наиболее распространенное название правительства — совет министров, или кабинет министров. В Норвегии, Финляндии, Швеции правительство официально именуется Государственным советом, в Швейцарии — Федеральным советом, Возглавляет правительство председатель (премьер-министр, канцлер).

Статус и роль правительства в политической жизни определяются формой правления и политическим режимом страны. В президентских республиках правительство имеет статус совещательного органа при главе государства, при парламентарных формах правления — это высший орган исполнительной власти.

Порядок формирования правительства в каждой стране имеет свои особенности, но его общей чертой выступает партийная основа. В президентских республиках правительство формируется президентом из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента. В некоторых странах (например, США) при назначении на ключевые министерские посты учитывается не только партийная принадлежность кандидата, но, прежде всего, согласие сената.

В странах с парламентскими формами правления правительство формируется по-разному. Если в парламенте имеется партия, располагающая большинством мест, то она и формирует правительство (Великобритания, Канада, Индия). При этом в Британии, например, главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах.

Если ни одна партия не получает большинства в нижней палате парламента, то две или больше партий договариваются о формировании коалиционного правительства, опирающегося на совместное парламентское большинство этих партий. Такое коалиционное правительство вполне обычно для Италии, Бельгии, Нидерландов, но такие правительства часто не стабильны.

Иногда правительственную коалицию по той или иной причине создать не удается. В таком случае одна или несколько партий формируют правительственное меньшинство, которое обладает властью лишь постольку, поскольку его поддерживают другие партии, не вошедшие в состав правительства. Такое довольно часто происходит в Дании, Норвегии, Швеции.

В странах с парламентскими формами правления правительство ответственно перед парламентом, а в государствах со смешанными формами правления правительство несет двойную ответственность — и перед парламентом, и перед президентом.

Деятельность любого правительства строится по принципу иерархии: председатель (премьер-министр), министр, начальник (председатель) департамента, управления, комитета, отдела и т. д.

Чиновников государственного аппарата очень часто называют бюрократией (от фр. bureau — бюро, канцелярия + греч. kratos — власть, т. е. господство канцелярии). Внутри этой категории людей принято выделять три основных слоя: низший, средний и высший. Чиновники низшего звена выполняют техническую работу — это простые исполнители. По условиям труда и заработной плате они не отличаются от рабочих.

Среднее звено чиновников формируется, как правило, из зажиточной части населения. Выполняемая ими работа требует профессионализма, высокого уровня образования и культуры. Заработная плата у них достаточно высокая в соответствии с уровнем квалификации.

Высшие чиновники занимают командное положение внутри бюрократического аппарата. Они возглавляют различные службы министерств и осуществляют общее руководство и надзор за текущей работой подчиненных ведомств. Высшие чиновники образуют ядро бюрократического аппарата, которое разрабатывает политику.

Таким образом, существование бюрократии — это неизбежный способ организации управления. Однако с ее возникновением появилась и проблема бюрократии, которая порождена особым положением аппарата управления в системе власти. Отделение чиновников от общества превращает их в самостоятельную силу с собственными интересами и большими возможностями для их удовлетворения. Особенно отчетливо это проявляется в недемократических государствах, где неразвитость гражданского общества приводит к неограниченной и бесконтрольной власти чиновников. В то же время преодоление бюрократии — процесс сложный, связанный с формированием гражданского общества и правового государства, установлением демократии, ростом политической культуры граждан, повышением нравственных качеств работников госаппарата.

11.3. Современные тенденции и проблемы развития государства

Государственное устройство любой страны в ходе своего исторического развития никогда не оставалось неизменным. Под влиянием различных факторов и обстоятельств оно изменяло свои формы, функции, устройство, методы деятельности. Процесс развития и изменения государственности не остановился и в настоящее время.

В конце XX в. современный мир столкнулся с целым рядом новых проблем, которые поставили перед большинством государств планеты новые задачи и цели. Глобальные проблемы в области отношений с природой (экологический кризис), необходимость ограничения производства и испытания оружия массового поражения, предотвращение перенаселения планеты и другие проблемы современности обусловили повышение роли государства в регулировании социальных процессов, выдвинули этот политический институт на главное место в деле защиты человеческого общества. Именно по этой причине современное государство вынуждено вмешиваться в управление многими областями жизни, которые ранее находились вне его непосредственного контроля.

В еще большей степени возрастает роль государства в странах, переживающих переход от одного типа общественного устройства к другому. На этой стадии общественной эволюции часто возникают отличающиеся в культурном отношении от общепринятых стандартов новые способы решения социальных проблем, что ставит под вопрос традиционные формы связи государства, общества и индивида. Зачастую реальная практика требует выработки нового типа взаимосвязи власти и граждан, которая сокращает возможности государства в деле регулирования жизнедеятельности своих граждан. Таким образом, государство становится всего лишь одним из центров политического влияния и не обладает никакими преимуществами перед другими институтами власти в обеспечении общесоциального порядка.

Такого рода проблемы ставят вопросы о поиске государством новых форм своей внутренней организации, о приспособлении к новым вызовам времени. Однако решить эти проблемы государство должно путем сочетания своих действий с общественной инициативой граждан, избегая силовых методов решения, всемерно сберегая главенство личности в общественной жизни, обеспечивая ее неотъемлемые права на свободное самовыражение.

Ведущей тенденцией в развитии многих современных государств, особенно европейских, следует считать стремление к созданию подлинно демократического, правового государства. Это государство характеризуется верховенством права и господством закона в обществе, реализацией основных прав и свобод граждан, разделением властей, взаимной ответственностью государства и гражданина, действием в обществе демократических принципов и процедур.

Другой важнейшей тенденцией сегодня выступает демократическая ограниченность суверенитета государства, которая идет на смену абсолютному суверенитету. Если раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству расценивались как вмешательство в его внутренние дела, то в условиях современного взаимозависимого мира решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета. Например, помощь в ликвидации последствий какой-либо техногенной аварии в соседней стране не должна расцениваться как вмешательство в ее внутренние дела.

Кроме того, в развитии современного государства прослеживается тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им большей самостоятельности в принятии решений. Такое перераспределение функций органов государственной власти должно способствовать демократизации на местах, более широкой вовлеченности граждан в политическую жизнь, в процесс принятия политических решений.

В развитии современного государства наблюдается, с одной стороны, тенденция к интеграции экономической и политической жизни, а с другой — тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств. Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в состав Европейского экономического сообщества. Создаются специальные межгосударственные и наднациональные органы власти типа Европарламента и единых контролирующих органов. Наличие этих институтов свидетельствует о более тесной интеграции стран Западной Европы. Одновременно с процессами интеграции развиваются и процессы дезинтеграции, т. е. дробления государств, создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, а также выделения из унитарных государств автономий.

Важнейшей тенденцией развития современных государств выступает также стремление обрести национальную идею, объединяющую общество. Если нет объединяющей идеи, то государство теряет свою интегративную функцию. В таком случае разные группы будут оказывать давление на высшие органы власти и требовать «свою долю общественного пирога», а государство не сможет выражать интересы всего общества. Особенно национальная идея необходима сегодня и для России. В условиях многонационального государства нужна идея, которая объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила бы общность исторической судьбы разных социально-политических и национальных сил.

И, наконец, еще одна тенденция в развитии современного государства связана с сокращением бюрократического управленческого аппарата и уменьшением расходов на его содержание.

11.4. Становление новой государственности в России

Вопросы роли и места государства в современной истории России имеют чрезвычайно важное значение, поскольку в переходном процессе к рынку роль государства весьма противоречива. С одной стороны, государство должно уменьшить свое влияние на экономику, освобождая ее от чрезмерного контроля и регулирования. С другой стороны, в условиях, когда в стране не было вообще никакого рыночного механизма, государство должно активизировать свою роль в его создании. В таком противоречивом взаимодействии противоположных тенденций жизнедеятельности государства и происходит становление современной российской государственности.

В этом процессе она прошла уже четыре стадии. Первая из них продолжалась с июня 1990 по август 1991 г., когда победившие на выборах депутаты почти единодушно приняли Декларацию о суверенитете России, в соответствии с которой российская власть стала реально контролировать ситуацию на территории Российской Федерации. Вторая стадия охватывает время с августа по декабрь 1991 г., когда было принято решение о прекращении существования СССР. Третья стадия длилась с декабря 1991 по декабрь 1993 г., когда были созданы конституционные основы государственного строя новой России. Четвертая стадия началась 12 декабря 1993 г. с принятием новой Конституции Российской Федерации на основе всенародного голосования. С принятием этой Конституции завершился советский период развития нашей государственности.

Сегодня система российской государственности носит переходный, неустоявшийся характер, включает в себя часто не согласующиеся друг с другом элементы. Поэтому в числе приоритетных задач формирования политической системы нашей страны на первом плане стоит задача оптимизации государственного устройства. Об этом свидетельствуют создание федеральных округов, Государственного совета РФ, приведение в соответствие с Конституцией РФ отдельных положений законодательства субъектов Федерации.

Программные документы политических партий предлагают различные варианты национально-государственного устройства России. Принимая за основу принцип федерализма, партии либерально-демократической ориентации допускают различия в формах осуществления этого принципа. Так, например, Либерально-демократическая партия (ЛДПР) предлагает отказаться от национально-территориального принципа и перейти к территориальному принципу, восстановив систему губерний. Идея губернской власти вынашивается также партиями христианской демократии. Иная цель у блока коммунистических партий — воссоздание обновленного союза советских народов на федеративной основе.

В рассмотрении данного вопросы необходимо обязательно исходить из того обстоятельства, что национальные республики в обозримом будущем продолжат развиваться как центры языка и национальной культуры. И уже сегодня начался процесс укрупнения субъектов Федерации (например, Пермский край, Красноярский край и др.), поскольку это необходимо для обеспечения эффективности управления страной. В этом процессе Россия как демократическое федеративное государство основывается на народном суверенитете — верховенстве народа как источнике власти. Выразителем суверенитета выступает вся федеративная система в целом. Субъекты этой системы осуществляют народный суверенитет в пределах своих полномочий, которые определены им законом. Отсюда становится понятным, что так называемая суверенизация представляет собой не что иное, как борьбу политических элит некоторых регионов за большую долю власти.

При этом Россия включилась в мировой интеграционный процесс и поэтому в ближайшие годы ей необходимо перейти окончательно к рыночной экономике, демократии, правовому государству и гражданскому обществу. В связи с этим в формировании правового государства в России можно выделить следующие направления: дальнейшее реформирование системы политических гарантий по защите прав и свобод человека, развитие законодательства и формирование новой правовой системы. Реализация этих направлений позволит обеспечить условия для утверждения гражданского общества в России.

Составной частью развития государственности в России является также переход от классово-политической концепции государства к социально-правовой. Такое государство не только должно стать формой эффективной организации жизни людей и удовлетворения их потребностей, но и обязано заботиться о создании условий для следующих поколений своих граждан, об их безопасности, о сохранении и улучшении окружающей природной среды и устойчивом освоении природных ресурсов. Достижение этих целей возможно только путем перехода на новую модель устойчивого развития, которая займет в ближайшем будущем центральное место в формировании новой модели российской государственности.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое государство?

2. Чем отличается государство от всех других общностей людей?

3. Почему государство является основным институтом политической системы?

4. Каковы отличительные признаки и атрибуты государства?

5. Назовите основные функции государства.

6. Сделайте сравнительный анализ президентской и парламентской республик.

 

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Сущность и признаки государства как политического института.

2. Типология современных государств.

3. Функции современного государства.

4. Республика как форма государства.

5. Формы государственного устройства в современном мире.

6. Правовое государство.

7. Конституция РФ о федеративном устройстве.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература:

Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.

Желтов В.В. Политология: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 512 с. — («Серия учебники, учебные пособия»).

Козырев Г.И. Введение в политологию. — М.: Академический проект, 2005. — 208 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.

Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.

Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.

Политология: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

Дополнительная литература:

Гаджиев К.С. Политология. — М.: Логос, 2004. — 488 с.

Голосов Г.В. Сравнительная политология. СПб., 1998.

Громыко А.Л. Политическая власть и ее составляющие. М., 1999.

Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.

Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998.

Локк Дж. Два трактата о государственном правлении. Соч. Т.3. М., 1988.

Политология: Хрестоматия. / Исаев Б.А., Тургаев А.С., Хренов А.Е. — СПб.: Питер, 2006. — 458 с.

Смолин О.Н. Политический процесс в современной России. — М.: Проспект, 2006. — 326 с.


ЛЕКЦИЯ 12

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

Вопросы:

12.1. Процесс политической социализации.

12.2. Этапы политической социализации.

12.3. Политическая социализация в школе.

12.4. Политическая социализация, осуществляемая с помощью телевидения.

12.5. Функции политической социализации.

12.6. Политические ориентации.

12.7. Политические ориентации и система личности.

12.8. Политические ориентации и символические системы.

 

Становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно, по мере социального созревания человека в процессе его политической социализации.

Политическая социализация — это процесс вхождения человека в мир политики; формирование политических представлений, ориентации и установок; усвоение опыта, норм и традиций политической культуры. Можно со всей определенностью утверждать, что ни одна политическая власть, политическая система не смогут нормально функционировать, если не будут тем или иным способом учить людей принятым данным обществом нормам политического поведения. Прежде всего, это осуществляется по отношению к государственной власти, которая предполагает послушание и активную поддержку своих действий со стороны населения. Для этого государство может использовать принуждение. Но более эффективным средством является воспитание сознательного понимания гражданами своего гражданского долга. Этому как нельзя лучше служит политическая социализация. Политическая социализация является частью общей социализации личности, ее приобщения к социальному опыту, накопленному предшествующими поколениями людей. В процессе социализации формируется жизненная позиция человека на основе усвоения социального опыта. Особую роль в этом процессе играет культура.

Культура, как известно, структурирует всю совокупность человеческих отношений. Она во многом определяет специфическую форму общественного порядка и обусловливает формы и особенности его поддержания с помощью политических средств. Именно культура способствует формированию консенсуса, принятию всеми членами общества норм и ценностей, лежащих в основе ролей и моделей поведения индивидов и групп индивидов. С помощью социализации система навязывает новым поколениям граждан сложившиеся ценности и нормы политического поведения предшествующих поколений с целью обеспечения их постоянного воспроизводства. Политическая социализация не только обеспечивает вертикальную связь поколений, что является предпосылкой непрерывного функционирования политической системы, но и придает горизонтальную устойчивость обществу, что выражается в его гармонизации, сплоченности и гражданском мире.

12.1. Процесс политической социализации

Политическая социализация есть инструмент консенсуса общества. Но такая интерпретация не учитывает дезинтегрирующие факторы политической социализации. Между тем, как известно, в демократическом обществе оспаривание так же значимо, как и подчинение. Не выражает в полной мере политическую социализацию и представление ее в качестве средства воспроизводства социального порядка общества. Целые поколения могут отказываться от своего воспроизводства. Американский социолог Д. Истон приводит пример русской буржуазии, оставшейся в России после революции. Она не навязывала детям традиционные ценности своего поколения. Напротив, эта часть буржуазии стремилась «включить» своих детей на основе социализации в новую политическую систему. Иногда само новое поколение восстает против феномена традиционного воспроизводства. Пример тому — движения протеста студентов США и некоторых стран Западной Европы в 60—70-е гг. прошлого столетия против традиционных конформистских ценностей общества потребления.

Когда общество нестабильно, политическая социализация эту нестабильность усиливает. Так, в странах третьего мира развитие новых отраслей экономики нарушает сложившуюся социальную структуру и на определенном этапе основанная на традициях политическая социализация может вести к нарушению стабильного политической системы. Словом, в силу своей сложности и противоречивости политическая социализация по-разному трактуется в политической науке, предоставляя ученым возможность акцентировать внимание на ее разных сторонах и гранях. А потому, не смотря на то, что систематическое изучение этого процесса ведется еще с 20-х гг. XX столетия, единого подхода к пониманию процесса политической социализации еще не выявлено.

В целом политическая социализация представляет собой двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы, с другой — демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть.

Можно со всей определенностью говорить, что в процессе социализации индивид не пассивен. Политическое воздействие, которое испытывает каждый индивид, является первой фазой в этом процессе. Это воздействие оказывает влияние на политическое поведение индивида в итоге взаимодействия двух систем — системы личности и политики. Результатом этого взаимодействия являются индивидуальные политические ориентации. Они выражаются в позициях, мнениях и политическом поведении индивидов. Следует сказать, что способность индивида воспринимать и усваивать присущие социуму ценности, стандарты поведения зависят от набора политических знаний, умений и навыков человека.

Эффективность политической социализации в немалой степени зависит от агентов социализации, через деятельность которых преломляется влияние всех внешних факторов. К ним относятся: семья, система образования, общественные и политические институты (организации), церковь, СМИ и отдельные политические события (такие, как революция, репрессии властей, голод и т. п.), обладающие способностью кардинально влиять на систему убеждений и верований человека. Влияние каждого из этих агентов определяется рядом факторов — возрастом и внутренним состоянием человека, интенсивностью его включения в социальные и политические процессы, характера выполняемых им там функций, а также цивилизационных и исторических условий его существования. Например, в традиционных обществах более сильным влиянием обладает семья и вообще ближайшее окружение человека, а также церковь. В государствах современного типа сильнее проявляется авторитет образовательных и коммуникативных структур, которые активно включают массовый опыт в выработку индивидуальной картины мира политики, в большей степени формируя элементы надличностного видения человеком политической жизни. На более поздних стадиях «модерна» и расширения влияния постмодернистских тенденций люди острее ощущают воздействие «симулятивных моделей» политического участия, т. е. тех норм и ориентации, которые порождают эффект гиперреального мира (в виде образов, задаваемых рекламой, ТВ, образцами экспериментального моделирования мира средствами искусства).

Взаимодействие всех агентов политической социализации осуществляется государством и обществом. В случае, когда решающее влияние на процесс социализации оказывает государство, поощряется распространение конформистских настроений и консервативных убеждений. Нередко государство поощряет политическую пассивность населения. Иная картина предстает в случае организации обществом действий людей. Разные социальные группы существенно различаются по своим взглядам на политические реалии. И они по-своему выстраивают взаимодействие различных агентов политической социализации. В обществе возникают многообразные состязательные потоки социализации, которые конкурируют как друг с другом, так и с государством.

Как справедливо отмечает профессор А. И. Соловьев, индивид формирует свои взгляды, предпочтения, отношение к политике на пересечении этих конкурирующих друг с другом процессов, для которых характерны собственные приоритеты в толковании политических ценностей и поведенческих стандартов. Это показывает, что политическая социализация всегда существует как совокупность конкретных механизмов научения индивида способам политического участия, формирующихся на основе совершенно определенных культурных ценностей и стандартов.

12.2. Этапы политической социализации

Сердцевиной политической социализации является процесс постоянного обучения, в ходе которого индивид осваивает культуру и приспосабливается к обществу, являющемуся для него внешней средой. Из этого следует, что социализация личности испытывает воздействие трех факторов: личность, культура, общество. Эти факторы взаимодействуют между собой не произвольно, а в рамках социальных групп и сообществ, неотъемлемой частью которых является индивид. В ходе взаимодействия этих факторов происходит структурирование личности, и она интегрируется при помощи культуры в коллектив, сообщество, социальную группу.

Усвоение индивидом культуры и его последующая адаптация к обществу основывается на непрерывном обучении. Процесс обучения, в свою очередь, основан на взаимодействии индивида с его социальным окружением. Этот процесс идет на протяжении всей жизни индивида. Он осуществляется в семье, школе, группе, в ходе трудовой деятельности. Интенсивность этого процесса различна в разные периоды жизни. Наиболее интенсивно он идет в детстве и молодости, когда происходит включение человека в общественную жизнь. Этому способствует как высокая степень пластичности молодого организма, так и высокая степень адаптационных способностей личности.

Рассмотрение политической социализации в соотнесении с продолжительностью жизни человека позволяет выделить ее первичный и вторичный этапы.

Первичная политическая социализация начинается достаточно рано. Дети трех-четырех лет уже различают символы своего государства, тех или иных политических деятелей. Детский сад, школа, родители, телевидение очень рано вовлекают детей в экономическую и политическую жизнь, хотя, конечно, главным образом со школы начинается накопление знаний о политике, формируется определенное отношение к ней. Затем подключается окружение родителей и свое собственное окружение, сослуживцы, коллеги и т. д. Происходит первоначальное восприятие человеком политических категорий, что ведет постепенно к формированию индивидуального отношения к явлениям политической жизни.

Американские ученые Д. Истон и Дж. Денис выделяют следующие четыре этапа политической социализации ребенка:

- политизация как выражение «восприятия» ребенком зарождающихся ощущений о политической жизни Решающую роль на этом этапе играют родители, их отношение к политике, реакции и чувства, вызываемые ею;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: