для студентов всех форм обучения 8 глава




В то же время политика не только испытывает на себе воздействие права, но и сама поддерживает и обеспечивает его функционирование и развитие. Так, политические инициативы стимулируют изменение отдельных законодательных актов, вступая в противоречие с уже сложившимся порядком. При этом отдельные законодательные нормы используются в качестве средств борьбы с политическими соперниками. Например, в нашей стране политические противники сталинского и брежневского режимов объявлялись уголовными преступниками, испытывая на себе всю силу репрессивного аппарата. Лишь в правовых государствах, где исключена монополизация власти, право выступает основным ориентиром политической деятельности, фактором, накладывающим ограничения на неприемлемые приемы политической борьбы.

Политика и мораль. Проблема соотношения политики и морали занимает умы мыслителей уже многие века. Многовековые попытки раскрыть взаимодействие этих двух сфер общественной жизни позволяют сегодня сделать вывод, что в политике реализация интересов изначально связана с этико-мировоззренческим выбором человека, с определением им собственных позиций во взаимоотношениях с государством, политическими партнерами и противниками. Таким образом, человек, осознавая политическую реальность, всегда должен руководствоваться этическими ориентирами.

Несмотря на то что и моральное, и политическое сознание имеют групповое происхождение, тем не менее они представляют собой два различных способа понимания людьми своей групповой принадлежности, которые базируются на различиях в чувствовании, оценивании и ориентации в социальном пространстве. Непосредственным источником политики служат экономические и другие насущные интересы людей, в первую очередь крупных социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не приносит индивиду личной выгоды.

Взаимодействие этих двух способов отношения к жизни приобретает в политике неоднозначный характер. Такое взаимодействие зависит от содержания государственной власти, а также от типов нравственного и политического сознания. Здесь крайне опасным для общества оказывается возведение групповых ценностей в ранг общественной морали. Это приводит к нравственному упадку и дегуманизации политики. Однако, если групповые нравственные интересы совпадают с принципами общечеловеческой морали, то появляются иные возможности для формирования нравственной политики. В случае, если нравственные убеждения правящих кругов соответствуют основным этическим нормам общества, можно говорить о форме соучастия общественного мнения и власти. Такая политическая этика будет сохранять положительные установки общественного мнения, акцентировать положительные для населения способы реализации политических целей. Таким образом, достигается компромисс между объективной необходимостью политического принуждения и ее положительным общественным восприятием. Это снимает основные противоречия морали и политики

3.2. Структура политики

Общество представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, состоящую из экономической, социальной, политической и духовной сфер. И в каждой из этих сфер так или иначе присутствует политика. Но общество функционирует, развивается не изолированно, а во взаимосвязи с другими обществами и различными социокультурными группами. Эти разнообразные и сложные взаимосвязи также имеют политические аспекты. Все это позволяет сделать вывод, что политика имеет сложную структуру, а ее основные компоненты — это политические отношения, политическое сознание и политические организации.

Политические отношения. Интересы и потребности различных социальных групп побуждают их вступать в разнообразные отношения с другими группами и сообществами людей. И, таким образом, в деятельности социальных групп, направленной на достижение своих целей, складываются политические отношения. Эти отношения включают в себя различные виды деятельности, направленные на государственную власть, а также устойчивые взаимосвязи общественных групп между собой и институтами власти. Они выступают как форма реализации политических взглядов и функционирования политических субъектов. Это означает, что политические отношения возникают и развиваются главным образом между социальными группами людей: классами, нациями, слоями, группами, политическими партиями, движениями, государствами, а также лидерами, представляющими государства, партии, движения.

В зависимости от совпадения или несовпадения интересов субъекты политики занимают различное положение относительно друг друга и тогда между ними складываются разные политические отношения. Они могут носить характер зависимости, независимости, взаимозависимости и проявляться в форме соперничества или сотрудничества. В первом случае субъекты политических отношений выступают соперниками, а во втором — партнерами. Кроме того, политические отношения могут быть отношениями господства и подчинения, для которых характерно превосходство одного субъекта над другим. Между субъектами политических отношений, основанных на силовом взаимодействии, может возникнуть конфронтация. В политических отношениях стороны могут занимать позицию нейтралитета, которая строится на невмешательстве в борьбу других сторон, или независимую позицию, когда субъекты политических отношений становятся союзниками.

Политические отношения — это один из видов общественных отношений, и поэтому они обусловлены социально-экономическим положением и культурой своих субъектов. Политические отношения охватывают все сферы жизни общества, но особенно — социально-экономическую область, где решаются проблемы, затрагивающие наиболее важные потребности и интересы людей, а именно они (эти интересы и потребности) и выступают в качестве причин и стимуляторов политической деятельности. По своей сути политические отношения представляют собой устойчивое взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов, а также систему многообразных взаимосвязей и взаимодействий субъектов и объектов политики.

Политические отношения включают в себя систему общепризнанных и юридически установленных норм и ценностей, определяющих статус и роль различных общностей и социальных институтов, а также регулирующих их отношения друг с другом; деятельность организаций, обладающих властью, авторитетом и материальными средствами; социальные связи между общностями и индивидами, непосредственно касающиеся институтов государства и его властных структур и учреждений.

Политическое сознание. Естественным природным свойством человеческого характера является любознательность. С помощью органов чувств человек воспринимает окружающий его мир, познает его в ходе общения с другими людьми, пытается понять и объяснить причины всего происходящего, оценить его пользу или вред для себя и других людей. Политика и политические отношения также вызывают у человека определенный интерес, то или иное познавательное к ним отношение. Результатом познания политических явлений и процессов окружающего мира становится совокупность взглядов, установок, представлений и чувств, выражающих отношение людей к государству и партиям, политическим ценностям и целям, традициям и нормам политической жизни. Вся эта совокупность взглядов, оценок и эмоций названа в политологии политическим сознанием.

Понятием «политическое сознание» обозначается сложный комплекс разнообразных явлений, включающий в себя множество различных субъектов, уровней и компонентов, порожденных политическими отношениями. В его структуре принято выделять три аспекта: психологический, идеологический и практический. Главными элементами политического сознания выступают политическая психология и политическая идеология, которые одновременно можно рассматривать как два уровня: эмпирический и теоретический.

Главная особенность эмпирического уровня политического сознания — это присущее ему преобладание эмоциональных элементов стихийности, или несистематизированное осмысление политической жизни, отражающее повседневные политические интересы человека и его социальной группы. Такое осмысление фиксирует лишь непосредственные проявления политической деятельности в обществе, а потому носит поверхностный характер. Диапазон эмпирического уровня политического сознания очень широк, поскольку включает в себя эмоциональные и психологические мотивы, рациональные соображения, этнокультурные стереотипы и др. Отсюда основными формами его существования выступают политические чувства, общественное мнение, традиции, предрассудки.

Политические чувства — эмоциональное отражение и устойчивое переживание социальными группами своих связей и отношений с теми или иными субъектами либо явлениями политики. Посредством политических чувств выражаются политические позиции и политические отношения между группами. Это чувства политической солидарности, дружбы и вражды, патриотизма, национализма и др.

Общественное мнение — совокупность определенных суждений, идей и представлений, в которых с позиций политического опыта отражаются и оцениваются политические факты и процессы. Возникающее на основе мнений отдельных групп и индивидов общественное мнение — не сумма этих мнений, а результат их взаимодействий и столкновений.

Политические традиции — это унаследованные от предыдущих поколений формы, образцы, нормы поведения в различных ситуациях политической жизни общества. Они могут быть как прогрессивными, так и реакционными.

Политические предрассудки представляют собой извращенное, иррациональное общественное мнение о политических событиях, процессах, субъектах, их действиях и др. Поскольку они не основываются на знании политической действительности, критическом ее восприятии, то в них часто содержится предубежденное, негативное отношение к тому или иному политическому явлению, событию и т. д.

Теоретический уровень политического сознания предполагает освоение политической теории и активную, сознательную политическую деятельность. Этот уровень формируется не стихийно, а разрабатывается учеными и идеологами определенных политических общностей. Политико-теоретическое сознание возникает на основе научных исследований политических процессов, вскрывает их сущность, глубинные связи и противоречия, закономерности развития. Главной особенностью такого сознания является то, что оно отражает коренные цели и интересы субъектов политических отношений. В силу своей природы теоретическое сознание представляет собой высший уровень в развитии политического сознания. Наиболее распространенными формами теоретического уровня политического сознания выступают политические взгляды, политические идеи, политические учения, политические убеждения.

Политические взгляды — наиболее распространенная форма теоретического уровня политического сознания. По своей сути они представляют совокупность мнений, суждений о различных аспектах политической жизни общества, логически обоснованное отношение людей к существующему общественно-политическому строю. Политические взгляды могут быть научными, иллюзорными, прогрессивными, реакционными.

Политические идеи — это результат обобщения и систематизации политических взглядов, их научное обоснование. Политические идеи раскрывают и отражают какую-либо одну сторону политических отношений в обществе.

Политические учения служат теоретической основой деятельности партий и государств. Отдельные идеи глубоко воспринимаются и переживаются людьми как личностно-значимые ценности, которыми они непосредственно руководствуются в своей политической деятельности.

Политические убеждения — это устойчивые политические знания субъекта, опосредованные его жизненным опытом, чувствами и ставшие ценностно-нормативным мотивом его политической деятельности. Политические убеждения, будучи по сути мировоззренческими знаниями, отражают отношение к общественным интересам той или иной социальной группы и содержат ориентиры политического поведения для реализации политических интересов.

3.3. Политическая идеология и ее разновидности

В политической жизни любого общества важную роль играет политическая идеология, которая выражает национальные, классовые, партийные, религиозные интересы, направляет политические взгляды, дает соответствующие ориентиры политического поведения различным субъектам политических отношений.

Термин «идеология» впервые ввел в научный оборот в начале XIX в. французский философ и экономист Антуан Дестюг де Траси, который использовал этот термин для обозначения учения об идеях. По его мнению, назначение идеологии заключалось в том, чтобы выражать в обобщенной форме идейные основы общественного устройства, давать оценку социальным процессам, определять текущие и перспективные цели государственной политики. Это означает, что идеология служит духовным основанием политики.

Каждое общество состоит из большого числа социальных и политических групп с различными интересами, и для их выражения и распространения необходимы различные системы взглядов и теорий, отражающие их (этих групп) интересы. Такие системы взглядов и теорий получили название политических идеологий.

Политическая идеология — это систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы в ее притязаниях на власть и предусматривающая ту или иную стратегию политических действий. С помощью идеологии различные политические силы обосновывают свои цели и находят средства для их реализации. На основе идеологии разрабатываются политические концепции, доктрины и программы. Идеология выступает мотивационной основой коллективных политических действий и поведения.

Мировая политическая мысль выработала множество различных идеологических систем. Одни идеологические системы направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление, а другие выражают стремление к переменам в политической жизни, к смене властных элит, политической модернизации. Каждая из них отражает интересы соответствующих социальных и политических сил, отличается своими ценностными идеалами, степенью распространенности и популярности. К числу основных идеологических систем относятся либерализм, консерватизм, социал-демократия и др.

Либерализм сформировался как самостоятельное идеологическое течение на базе западноевропейской политической философии XVII—XVIII вв. Со времени своего возникновения и до наших дней либерализм остается наиболее распространенной идейно-политической доктриной.

Термин «либерализм» происходит от латинского liberalis — свободный. Это идейно-политическое течение представляет собой систему взглядов на окружающий мир, принципов и установок, лежащих в основе социально-экономической и политической деятельности правительств, программ политических партий и движений, придерживающихся идеала индивидуальной свободы в качестве универсальной цели.

Источником либеральной идеологии послужила потребность в создании такого общественного и государственного устройства, которое противостояло бы абсолютной монархии. Либерализм, возникнув как идеология третьего сословия, многими своими принципами выразил его (этого сословия) общечеловеческие потребности и обусловил создание концепции либеральной демократии.

Фундаментальной основой либеральной идеологии выступает идея индивидуальной свободы как главного условия реализации человеком своих неотъемлемых жизненных прав. По мнению либералов, человек рождается свободным, он представляет собой автономную самоуправляющуюся личность, которая сама знает, что для нее хорошо и что плохо, и поэтому способна самостоятельно устанавливать нормы своей нравственности и поведения. Естественным и единственным ограничением свободы человека может быть только свобода другого человека.

Классическая либеральная идеология основывается на следующих постулатах:

- абсолютная ценность человеческой личности и естественное (природное) равенство всех людей. Причем под равенством понимается не искусственное выравнивание, а гарантированные законом гражданские свободы и возможности для жизнедеятельности;

- свобода выбора человека в реализации своих естественных прав;

- природная сущность человека основывается на его доброте и рациональности, т. е. преобладании разума над страстями;

- каждая личность от природы имеет неотчуждаемые права, основные из них — это право на жизнь, свободу и собственность;

- государство создается на основе общего согласия индивидов с целью защищать свои естественные права;

- государство служит индивиду, а не наоборот;

- защищенность частной жизни человека и свобода его действий во всех сферах деятельности;

- взаимоотношения личности и государства, а также отношения между гражданами регулируются законом, а не самовластной волей другого человека.

Идеология либерализма постоянно развивается и в наше время приобрела такую форму, как неолиберализм. В противоположность классическому либерализму эта модификация либерализма допускает и даже предполагает постоянное вмешательство государства в экономические процессы, а также выступает за государственное регулирование социальной жизни общества, отношений между различными социальными общностями людей и политическими группировками для сохранения и упрочения социально-политической стабильности. Посредством социальных программ, пособий и других мер по социальному обеспечению неолибералы пытаются сгладить имущественное неравенство.

Современные либералы изменили свой взгляд на идеологию и ее роль в обществе. Если в прошлом они отвергали всякую идеологию, проповедуя только утилитаризм, то сегодня они признают за идеологией важную роль в общественном развитии, призывают к свободной конкуренции между различными идеологическими системами. Значительная роль в современных либеральных убеждениях отводится проблеме справедливости. Неолибералы отдают предпочтение политической справедливости, равенству всех перед законом и отвергают идею социального равенства. По их утверждению, современное государство должно гарантировать равные права граждан в политической жизни и равные возможности в социально-экономической сфере. Это и есть высшая справедливость. Социальное же равенство они считают утопией, противоречащей самой природе человека.

В целом современный либерализм выступает выразителем интересов среднего класса. Как идеология, он, подобно классическому либерализму, выступает за динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, где личностный фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология требует от личности максимальной реализации своих способностей, желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на благотворительность и гарантии государства.

Консерватизм. Это идейно-политическое течение сложилось в конце XVIII в. как противоположность радикальным требованиям либерализма по переустройству общества. Консерватизм выдвинул в качестве основных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм жизни, в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Название консерватизм происходит от латинского слова conservare, что означает «охранять», «сохранять».

Консервативная идеология характеризуется ориентацией на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицанием революционных изменений и недоверием к народным движениям. Ее история насчитывает более 200 лет, поскольку эта идеология сформировалась как реакция на события Великой французской революции, как антиреволюционная идеология, отстаивающая идею незыблемости порядков, установленных божественным разумом. Создателями идеологии консерватизма принято считать английского мыслителя Эдмунда Берка (1729— 1797) и французских общественных деятелей Жозефа де Местра (1753-1821) и Луи де Боналъда (1754-1840).

Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной природе человека, считали консерваторы, чуждо понятие «свобода». Применительно к человеку имеет смысл только какая-либо конкретно-историческая форма свободы, добытая предками, проверенная традициями и принимаемая как историческое наследие.

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти идеалы и ценности совершенно не зависят от воли человека, поскольку формируются всеми общественными и государственными институтами, чтобы обуздать его (человека) греховную природу.

Другой важнейший принцип консерватизма — традиционализм, который предполагает сохранение прошлого как основы единства поколений. Традиционные начала — вот, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент любого здорового общества. Общественная жизнь и реформы должны опираться на созданные прежними поколениями духовные традиции и ценности. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен чувствовать ответственность не только перед своими современниками, но и перед предками, и потомками. Именно в традициях аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Традиционализм консервативной идеологии напрямую связан с политическим реализмом. Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на абстрактные теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть ориентированы на реальных людей, чьи образ жизни и устоявшиеся привычки нельзя изменить внезапно и избежать при этом негативных последствий.

Один из важнейших принципов консерватизма — отрицательное отношение к идее равенства людей. Консерватизм не приемлет социального равенства исходя из естественной иерархии и элитарного характера управления. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего природе человека. Консерваторы также выступают сторонниками элитарной демократии, когда демократический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и приводит к власти достойных. Достойное — достойным — таков принцип консерваторов применительно к социальному статусу личности.

Выступая за сохранение существующих общественных порядков и форм государственной власти, консерватизм принимает различные формы в каждой конкретной стране, так как общественные системы, социально-политические институты и духовные ценности в разных странах имеют свои особенности и черты. Отсюда консерваторам нередко приходится защищать совершенно различные общественные порядки, порой даже противоположные политические системы, приспосабливаясь к конкретным условиям той или иной страны и ее историческому времени.

Во второй половине XX в. социально-политические и экономические изменения в мире заставили приверженцев классического консерватизма пересмотреть некоторые положения своей идеологии. Так возникло неоконсервативное течение, выразителями которого стали президент США Р. Рейган, премьер-министр Англии М. Тэтчер, канцлер ФРГ Г. Коль.

В 70—80-е годы XX в. во взглядах сторонников консерватизма произошли существенные социально-философские изменения, выразившиеся в новых политических установках и действиях. Главное заключалось в признании необходимости перемен в общественной жизни западных стран. В результате нововведений консервативных сторонников общественных перемен неоконсерватизм превратился в динамичную, гибкую, откликающуюся на проблемы современной жизни идейно-политическую концепцию. Его теоретики и практики выступают не столько за сохранение старого, сколько за создание новых порядков и институтов, способствующих общественному прогрессу. Назовем отличительные признаки неоконсерватизма.

Во-первых, утверждение приоритета принципа свободы над принципом равенства. Равенство может существовать только в форме равенства возможностей, но не как равенство условий и результатов. Социальная иерархия реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает естественным путем.

Во-вторых, ограниченное вмешательство государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке.

В-третьих, развитие и укрепление принципа личной инициативы и личной ответственности в экономической жизнедеятельности общества. Каждая личность или группа людей должна сама решать свои социально-экономические проблемы, а государству следует решать только те вопросы, которые никто другой не способен решить. Государство должно лишь создавать условия, позволяющие гражданам делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного «социального попечительства».

В-четвертых, полный отказ от уравнительного распределения и сокращение государственных социальных программ. Предоставлять социальные блага бесплатно следует только тем, кто в них нуждается и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют потребность и которыми они пользуются, и получать их в том виде и такого качества, которого они желают, насколько позволяет их материальный достаток.

В-пятых, приверженность демократическому политическому устройству общества. Но демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность — это не привилегия и не монополия одной социальной группы, а профессия, доступная каждому гражданину, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. В политической жизни страны могут принимать участие все граждане, но политиками должны быть только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма

Таким образом, неоконсерватизм успешно приспособил традиционные ценности консервативного толка к современным условиям общественного развития. Однако при этом он сумел связать свои основные установки с такими традиционными ценностями, как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие. Благодаря этому неоконсерваторы добились большого экономического роста, высокой стабильности общества, морального обновления общественных ценностей

Социал-демократия. Социал-демократическая идеология зародилась во второй половине XIX в. и развивалась параллельно с марксизмом, поскольку имеет с ним одни и те же исторические корни и теоретические источники возникновения. Первоначально между марксизмом и социал-демократизмом было много общего. Но с конца XIX в у социал-демократов и марксистов наметились существенные противоречия, которые в итоге привели к их полному расхождению во взглядах на решение важных социально-политических проблем. В частности, в противовес марксистскому убеждению в необходимости разрушения буржуазной государственной машины как аппарата эксплуатации рабочих социал-демократическое движение предложило постепенное реформирование этой машины и всего общества.

По мнению социал-демократов, основу общественного устройства должно составлять следование принципам свободы, справедливости и солидарности во всех сферах жизни. Свобода в понимании социал-демократов означает право на самостоятельное развитие личности, равно как и на самовыражение коллектива. Люди сами должны определять свои судьбы в политике, экономике, социальной и духовной сферах Свобода также означает социальную безопасность человека, свободу от нищеты, нужды, эксплуатации. Под справедливостью понимается предоставление каждому гражданину равных прав и шансов с тем, чтобы он мог занять достойное положение в обществе. А солидарность обязывает каждого человека использовать свою свободу при соблюдении ответственности перед той или иной общностью в качестве ее члена.

Идеология социал-демократии подразумевает также установление таких социальных гарантий, как право на труд, достойную заработную плату, право на отдых и т. д. Причем малоимущим социальные права предоставляются за счет налогов, собираемых государством с граждан. В этих целях образуются социальные фонды, разрабатываются национальные программы социальной защиты наименее обеспеченных слоев населения. В таком перераспределении национального дохода социал-демократы видят социальную справедливость. Гарантией социального равенства и справедливости выступает солидарность всех трудящихся, т. е. объединение их в национальном и международном масштабе для защиты своих прав.

Составной частью идеологии социал-демократизма является идея политической демократии, т. е. многопартийность, свобода деятельности для оппозиции, возможность пребывания у власти нескольких партий, их сменяемость в управлении государством в результате выборов, строгое соблюдение правовой законности, принцип разделения властей, демократический контроль над государственным аппаратом, независимость судов и судей, свобода печати и т. д. Определенное место в идеологии социал-демократии отводится государству, которое должно быть демократическим по содержанию, правовым по форме и социальным по направлению. В задачу государства должны входить борьба с безработицей, обеспечение права граждан на труд, на образование, отдых, лечение, жилище, социальное обеспечение, забота о престарелых.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: