для студентов всех форм обучения 3 глава




Самый известный политический мыслитель Древнего Рима — знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.). Главные его политические сочинения — диалоги «О государстве» и «О законах», в которых он обосновал идею неразрывной связи личности и государства, роли государства в деле обеспечения свободы и счастья человека.

С точки зрения Цицерона, государство представляет собой не только форму выражения общего интереса всех его свободных членов, но и согласованное правовое общение. Государство он определяет как достояние народа. Народ же есть соединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Потребность жить вместе — вот первая причина объединения людей.

В отличие от Платона и Аристотеля, для которых естественное право (истинный закон) и государство неотделимы, Цицерон утверждает, что естественное право возникло раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, чем какое-либо государство. Государство по самой своей сути воплощает все то, что по природе своей есть справедливость и право. Таким образом, Цицерон стоял у истоков осознания идеи «правового государства».

В поисках наилучшего государственного устройства Цицерон анализирует различные стадии развития Римского государства. Римское государство — в противоположность греческим полисам — строилось не на установлениях отдельных законодателей, а вырастало благодаря деятельности многих поколений. Цицерон различает три формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). При царской власти все люди отстранены от общего для всех законодательства. При власти оптиматов народ также лишен участия в совместных совещаниях, при народной власти отсутствие возможностей подняться по ступеням социальной лестницы ущемляет интересы достойных и доблестных граждан. Все эти три вида государственного устройства склонны к вырождению в тиранию и разрушению самого государства. Отсюда наилучшей формой государственного устройства может быть только смешанная форма власти, соединившая в себе достоинства всех трех названных выше форм. В этом случае государство наиболее прочно, так как свобода достигается путем установления великого равенства через разделение властей.

Любое государство, по Цицерону, стремится к могуществу, чтобы обеспечить свою безопасность. Но эта справедливая цель достигается только посредством несправедливого отношения к другим народам. Это естественно, поскольку существуют народы, которым во благо разумное подчинение, подобно тому, как телу во благо подчиняться душе. Более того, государство, где отсутствует справедливость — тирания, олигархия, власть толпы, — не может называться государством, поскольку оно утрачивает главные признаки государственности — согласие в вопросах права и общность интересов.

Таким образом, античные мыслители рассматривали политику как единственную форму цивилизованного существования человека. Государство и общество они не отделяли друг от друга и не противопоставляли друг другу. Цель государства — создать возможности для счастливой жизни граждан. Однако только в правильно организованном и справедливом государстве человек может раскрыть свои способности, не проявлять низменных качеств и быть счастливым. По этой причине античные мыслители значительное место уделяли поискам модели совершенного (идеального) государства.

2.2.3. Политические учения Средневековья

В Средние века развитие политического знания происходило под непосредственным влиянием христианской религии, которая сформулировала и защищала теократическую концепцию государства. В соответствии с этой концепцией верховная власть должна принадлежать церкви, которой подчиняется власть светская. Человек, таким образом, становится гражданином двух миров: первый регулирует собой отношения человека с Богом, а второй — взаимоотношения людей друг с другом. При этом главная роль отводится первому миру, поскольку именно здесь раскрывается смысл человеческой жизни. Отсюда центральной политической проблемой становится проблема власти и ее структуры как формы реализации идеи спасения в земной жизни. Политические учения Средневековья кладут в основание эту идею и рассматривают проблему власти, определяя власть как воплощение в жизнь божьего промысла.

Наиболее развитую концепцию политики один из самых авторитетных мыслителей христианства — Аврелий Августин (354—430) сформулировал в своем знаменитом трактате «О граде Божьем». В этом трактате Августин говорит о борьбе двух царств (градов) — Божьего и земного. Под двумя градами Августин понимает не политические образования, а духовно-нравственные общности, различающиеся своим отношением к Богу. Град Божий составляют люди, которые своей любовью к Богу заслужили спасение, а град земной объединяет людей алчных, самолюбивых, забывших о Боге. Зримым представителем Божьего града на земле выступает церковь, занимающая высшее положение, и государство должно служить церкви.

Государство рассматривается Августином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Ведь государство — это множество людей, объединенных общественными связями. Государство, ставящее своей целью удовлетворение только земных благ, лишено правды и есть господство силы. Только Божье государство обладает истиной, и в нем осуществляется всеобщее стремление к единству и вечному миру.

Августин подчеркивает временный, преходящий характер государственной власти, которая допущена Богом для того, чтобы исправить человека, оказавшегося в падшем состоянии. И так как государственная власть существует, ее следует считать относительным благом, которым следует пользоваться, но не наслаждаться. Наслаждаться же следует таким абсолютным благом, выразителем которого в земной жизни является христианская церковь.

В результате своих рассуждений о государстве и власти Августин приходит к выводу о раздельном, и независимом существовании двух властей в государстве — духовной и светской.

Идеи Августина о месте и роли государства были конкретизированы и развиты в трудах другого крупнейшего христианского мыслителя — Фомы Аквинского (1225—1274). Его политические воззрения изложены в трактатах «Сумма теологии», «О королевской власти», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, учит Фома Аквинский, ибо индивид не способен в одиночку удовлетворить свои потребности. По этой естественной причине и возникает политическая общность людей (государство). Целью этой общности является общее благо, создание условий для достойной, разумной жизни. По этой причине в государстве человеческие законы (право) не должны противоречить естественным, природным. Если в природе Богом построена определенная иерархия и на ее вершину помещен человек, то и в сообществе людей должны существовать сословия, выполняющие различные социальные функции и занимающие соответствующее положение в обществе. Политические функции должны выполнять те сословия, которые по божественному замыслу призваны управлять государством. Такой порядок заведен Богом. Таким образом, по своей сути власть есть установление божественное. Поэтому власть — неизменно добро и благо. Конкретные же формы и способы ее реализации определяются самими людьми, а потому могут иногда оказаться дурными и несправедливыми. Для того чтобы избежать произвола и насилия, Фома считал необходимым подчинение власти светской власти духовной, т. е. власти церкви.

Вместе с тем, продолжая свои размышления о природе государства, Фома Аквинский обосновывает необходимость возникновения государства рациональными аргументами. Жизнь в социальной общности естественна для людей, рассуждает он. Однако всякое сообщество выполняет определенные цели и после реализации этих целей оно может обойтись без гегемонии. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим сообществом, и таким руководителем становится государство. Главное предназначение государства, по мысли Аквината, вести сообщество людей к начертанной Богом цели — спасению человеческих душ.

Фома Аквинский при решении вопроса, какая форма правления — наилучшая, также предлагает исходить из представлений о небесной иерархии. Поскольку низшее должно подчиняться высшему, то лучшей формой власти является монархия. Однако добро проистекает от Бога и касается всех людей. Следовательно, лучше, чтобы все принимали какое-либо участие во власти. Такое устройство возможно, когда монарх стоит на вершине власти, под ним находятся аристократы, а если есть необходимость, то правители избираются из всех на основе добродетели.

Власть монарха, по мнению Аквината, должна быть ограничена законами. Закон есть мера действий, которой кто-либо понуждается к действию или воздерживается от него. Для человеческого действия мерой служит цель, содержанием которой выступает блаженство, а поскольку человек — часть государства, то закон имеет в виду общее благо.

С окончанием эпохи Средневековья религия перестает быть идейной основой политики, а религиозная концепция политики соответственно перестает быть господствующей. Христианство — преобразило европейскую культуру, но ему не удалось удержать политику в подчиненном положении придатка религии.

2.3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени

Разрыв с феодальным укладом жизни и утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия составляли основное содержание Возрождения и Нового времени. Для этих культурно-исторических эпох характерны критический пересмотр религиозных учений, формирование антисхоластического типа мышления, утверждение гуманистической культуры, светского искусства и философского мировоззрения. Мыслители того времени не занимались конструированием идеальных моделей государства, а старались понять и объяснять природу существующих политических отношений.

Одним из первых теоретиков новой эпохи и основателем светской политической науки был итальянец Николо Макиавелли (1469—1527). Свои политические воззрения он изложил в сочинениях «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции».

Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает отказ от умозрительных норм морали и подчинение политических действий практическим интересам. С его точки зрения, политика должна быть всецело подчинена достижению определенных целей. Выбор политических целей диктуется ситуацией, поэтому средства достижения цели должны сообразовываться не с моральными принципами, а с реальными обстоятельствами и возможностями правителей. По его мнению, нет хороших или плохих средств достижения политических целей — цель оправдывает средства. Таким образом, именно Макиавелли обосновал этот знаменитый принцип. Отсюда политику, основанную на насилии и безнравственности, хитрости и вероломстве, стали называть «макиавеллизмом».

В своих трактатах Макиавелли много внимания уделяет вопросу взаимоотношения государя с народом. Он предупреждает, что государь должен избегать таких дел, которые бы вызвали к нему ненависть и презрение. Ненависть к себе государи вызывают хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных. Ибо большая часть людей довольны жизнью, пока не задеты их честь или имущество. Презрение к себе государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств следует избегать всеми способами, стараясь в каждом действии демонстрировать подданным свое великодушие, бесстрашие, основательность и твердость. Решения государя должны быть бесповоротными, и мнение о нем народа должно быть таким, чтобы никому не могло прийти в голову, что можно обмануть или перехитрить монарха.

Макиавелли, анализируя политическую жизнь общества своего времени, отмечает большое влияние в нем борьбы противоположных социальных групп: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит конкретные формы государства: правильные (монархия, аристократия, демократия) и неправильные (тирания, олигархия и «распущенность»). В качестве идеала Макиавелли предлагает смешанную форму государства, где бы сочетались монархический, аристократический и демократический элементы власти.

Творческое наследие Макиавелли противоречиво. Поэтому и политические идеи знаменитого итальянского мыслителя до сих пор вызывают многочисленные споры приверженцев и противников, его учения. Однако бесспорно одно — творчество Макиавелли знаменовало собой становление политики в качестве самостоятельной сферы человеческой деятельности и положило начало становлению европейской политической традиции.

Эпоха Возрождения — это период позднего Средневековья и поэтому носит переходный характер. В работах мыслителей эпохи Возрождения ощущается сильное влияние религиозной идеологии. Окончательный разрыв со средневековыми представлениями о божественном происхождении власти наблюдается лишь в Новое время, когда были созданы и получили широкое распространение теории естественного права и общественного договора. Согласно теории естественного права человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь, на свободное развитие, на участие в делах общества. Теория общественного договора рассматривала государство не как проявление божественной воли, а как результат договоренности людей, осознанно решивших создать особую систему власти в обществе и принявших на себя обязанность подчиняться ей.

Свой вклад в создание и развитие данных теорий внесли многие мыслители Нового времени, однако наиболее видными их представителями были английские мыслители Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704).

В своем основном политическом трактате «Левиафан» Гоббс исходил из того, что в естественном, первобытном состоянии, когда нет власти, сдерживающей человеческие страсти, люди постоянно враждуют между собой («человек человеку волк»). Это состояние Гоббс назвал войной всех против всех. Осознав безнадежность своего существования в естественном состоянии, люди нашли выход из него в создании государства. Они согласились передать все свои естественные права государству в обмен на мир, который обеспечивал их выживание. Выразителем и носителем общей воли стала неограниченная власть в виде библейского морского чудовища Левиафана, держащего людей в страхе и обеспечивающего равную для всех справедливость путем установления законов.

Таким образом, сильная централизованная власть создается путем заключения общественного договора между всеми участвующими индивидами. Эта власть обеспечивает порядок и выживание человечества. Олицетворением общественной власти становится государство, которому люди передают право на управление делами общества. На место законов природы государство ставит законы общества. Такое государство Гоббс называет политическим государством.

Люди, создавая государство, могут передавать принадлежащие им права или одному лицу, тогда возникает монархия, или собранию представителей всех сословий — демократия, или представителю одного сословия — аристократия. Его личные политические симпатии на стороне монархии, которую он оценивает как наилучшую форму правления. Он не допускает никаких «смешанных» правлений, а также считает невозможным какое-либо разделение власти между различными органами государства. Власть должна быть единой и неделимой, и никакое противостояние светских и духовных властей недопустимо, так как такое противостояние ведет к гражданской войне.

Политическая теория выдающегося английского философа Джона Локка была изложена им в сочинении «Два трактата о государственном правлении». Учение Локка также основывается на теории естественного права. По его мнению, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии и тогда одним из главных прав человека является право частной собственности. Локк считает, что для естественного человека всегда характерно владеть частной собственностью, что обусловлено эгоистическими наклонностями, присущими ему от природы. Без частной собственности, по Локку, невозможно удовлетворить главные потребности человека.

Однако в естественном состоянии отсутствуют органы власти, которые могли бы разрешать споры между людьми, наказывать виновных в нарушении естественных законов и т. д. Поэтому в целях надежного обеспечения естественных прав, равенства, свободы, защиты личности и собственности люди учреждают государство. Государство представляет собой социальный институт, воплощающий и отправляющий функцию публичной власти. Государство возникает на основе общественного договора, но власть правителей не может быть абсолютной и должна основываться на уважении к естественному закону. Но как только государство нарушит эту основу, тотчас подданные освобождаются от обязательства ему повиноваться и вправе расторгнуть договор.

Для того чтобы государство не могло посягнуть на права граждан, Локк предложил разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную, так как только в условиях такого разделения можно обеспечить права личности. Законодательная власть принадлежит парламенту — представительному выборному органу. Она ответственна перед народом за принятие разумных законов. Исполнительная власть принадлежит королю и правительству и имеет право созывать и распускать парламент, право законодательной инициативы, право совершенствовать избирательную систему и т. д. Исполнительная власть должна действовать на основании законов. Сфера федеративной власти — внешняя политика. Таким образом, Локк первым в истории политической мысли сформулировал принцип разделения властей как способ ограничить их произвол.

В отличие от Гоббса, Локк считал государство не могучим, всесильным организмом (Левиафаном), а сообществом институтов, гарантирующих людям свободу и сохранение собственности. Наилучшим государственным устройством Локк считал конституционную монархию.

В политологии Локк считается создателем учений о демократическом политическом режиме, правовом государстве, концепции прав и свобод гражданина. Он впервые поставил личность выше общества и государства, указав, что государство не должно превалировать над личностью, так как личности создают общество, а общество — государство. В своих идеях неотъемлемости права частной собственности, понимания государства как продукта общественного договора и защитника прав и свобод граждан, верховенства закона и разделения властей Локк сформулировал основные принципы либерализма.

Свое дальнейшее развитие и углубление основные идеи Гоббса и Локка получили в трудах мыслителей французского Просвещения, наиболее видными представителями которого были Ш. Монтескье (1689—1755) и Ж.-Ж. Руссо (1712—1778).

В своем политическом труде «О духе законов» Шарль Монтескье обосновал происхождение государства не из общественного договора, а из закономерно развивающегося общего духа нации. Необходимость появления государства Монтескье выводит из сущности человека. Каждый отдельный человек, по Монтескье, слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими людьми. Но как только люди соединяются в общество, они утрачивают свою слабость. Исчезает первоначально существовавшее между ними равенство, возникают войны между отдельными людьми и между народами. Появление войн побуждает установить законы между людьми, а для их создания необходимо государство.

Государство образуется под воздействием физических причин (климат, размеры и положение страны, численность населения и др.) и моральных факторов (религия, традиции, нравственность, образ жизни и др.). При этом физические факторы являются определяющими, а моральные лишь усиливают действие физических. Так, Монтескье утверждает, что в жарких странах климат способствует установлению деспотической формы правления. Жара приводит к утрате мужества, малодушию людей, и народ не в силах выступать против произвола правителей и их злоупотребления властью. Напротив, холодный климат сохраняет людям мужество, и в странах с таким климатом чаще устанавливается республика. Умеренный климат Европы способствует установлению монархий.

Среди факторов, определяющих формы государственного правления, Монтескье называет почву, ландшафт, величину территории страны. Он различает три формы правления: республиканскую, монархическую и деспотическую. И разъясняет, что республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не сможет существовать долгое время, монархия же по своей природе требует средней величины, а для деспотии необходимы обширные размеры государства. Лучшей формой государственного устройства Монтескье считал конституционную монархию.

Политическая свобода и законность в государстве достигаются путем равновесия различных социальных сил. Они устанавливаются через разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Необходимость разделения властей Монтескье обосновывает так. Если поручить устанавливать законы исполнительной власти, то она будет учреждать законы, выгодные ей самой, и превратится в деспотическую власть. Чтобы этого не случилось, устанавливать законы должна другая ветвь власти, не следящая за их исполнением. Точно так же Монтескье обосновывает независимость судебной власти. Если наказывать за нарушение законов поручить исполнительной власти, то она сможет не выполнять законы, исходя из собственных интересов. Чтобы это не произошло, необходима независимость третьей ветви власти — судебной. Все три ветви власти могут сосуществовать, взаимно сдерживая друг друга.

В историю политологической мысли французский просветитель Жан-Жак Руссо вошел как автор сочинений «О причинах неравенства» и «Об общественном договоре, или о Принципах политического права». В этих сочинениях он разработал радикальную теорию государства и концепцию народного суверенитета.

Как и все просветители, Руссо придерживался договорной теории государства, рассматривал свободу и равенство как высшие человеческие ценности, считал политику средоточием общественных интересов. Он считал, что человек по своей природе добр и его поведение не сводится к удовлетворению эгоистических желаний, а диктуется также жаждой свободы и стремлением претворить в жизнь свои «естественные права», к которым Руссо относит свободу слова, печати, собраний, митингов, демонстраций и т.п. Человек рождается свободным и должен оставаться таковым в течение всей жизни. Он отдает государству часть своих прав добровольно, но государство не должно отнимать у него естественные права, принадлежащие ему от рождения.

Однако, по убеждению Руссо, подлинный общественный договор предполагает суверенитет народа, т. е. народ должен обладать верховной властью. Суверенитет един и неделим, его нельзя никому передать и поэтому в государстве невозможна представительная демократия. Народ должен осуществлять законодательную власть сам, участвуя в референдумах. Народ также должен избирать форму исполнительной власти. Лучшей формой правления Руссо считал республику, где должностные лица избираются народом. В целях предотвращения узурпации власти Руссо предлагал периодически проводить народные собрания с отчетами правительства. Помимо этого он предлагал организовать трибунал — специальный орган, охраняющий законы и законодательную власть.

Интенсивное развитие капиталистических отношений, обострение экономических и политических противоречий, усиление социальных антагонизмов стимулировали развитие и распространение политических идей в США. Движение американских колонистов дало мощный толчок развитию демократических идей, распространению идей договорного происхождения государства.

Самым ярким представителем борцов за демократию американского народа стал Томас Джефферсон (1743—1826). С позиций теории общественного договора и естественных прав человека Джефферсон подверг критике монархическую форму государства и отстаивал идею народного суверенитета. Исходя из теории договорного происхождения государства, Джефферсон доказывал происхождение королевской власти от власти народа. Никто из людей, по его мнению, не может быть лишен права участвовать в создании государственной власти и контроле над нею. Если власть попирает права народа, граждане вправе расстаться с таким правительством, заменив его другим, способным наилучшим образом служить их интересам. Народ имеет право на восстание против тиранов и установление собственного суверенитета.

Все эти идеи Джефферсон сумел воплотить в Декларации независимости США. В этой декларации равенство, свобода, право на восстание признаются неотчуждаемыми естественными правами народа иле могут быть у него отобраны. При этом естественные права выше законов, издаваемых государственной властью. Противоречие между ними должно всегда разрешаться в пользу естественных прав. Включение в декларацию естественных прав превратило их в личные права отдельных граждан. Это, в свою очередь, оградило права гражданина, личности от произвола государственной власти.

Декларация независимости США — первый в истории политический документ, официально провозгласивший идею народного суверенитета основой государственной жизни. Из народного суверенитета вытекает право народа на восстание, а также на установление угодной ему политической формы правления. Государственная власть, позволившая себе злоупотребления и насилие над гражданами, должна быть свергнута — это естественная обязанность и право людей.

С радикальными политико-правовыми идеями устройства государства выступил также американский революционный демократ Томас Пейн (1737—1809). В его политических убеждениях акцент сделан на проблеме обеспечения прав человека. По мнению Пейна, естественными правами человека являются свобода слова, печати, совести, равенство, право добиваться благоденствия, счастья и др.

На основе этих естественных прав создается гражданское общество, которое не должно ограничивать эти права людей.

Развивая концепцию «общественного договора», Пейн проводит различие между обществом и государством. Государство, по Пейну, есть продукт общества. Государство и общество отличаются друг от друга как по происхождению, так и по своим задачам. Если бы люди не имели пороков и строили свои взаимоотношения на началах справедливости, то правительства были бы не нужны. Назначение и цель правительства — обеспечить безопасность и свободу, а потому лучшая форма государственного устройства — это демократическая республика со всеобщим избирательным правом, широким и равным представительством.

В истории политической мысли Пейн первым обосновал идею мира и выступил против войн. Он утверждал, что правительства, которые не сохраняют мира и развязывают своекорыстные войны, должны быть свергнуты. Однако справедливые войны Пейн поддерживал, особенно войны, порожденные борьбой за независимость, за защиту естественных прав человека.

2.4. Политические учения в России

Политические учения в России имеют ряд особенностей, связанных с историей становления в нашей стране государственности. И Киевская Русь, и Московское государство находились в стороне от европейских государств, их разделяли тысячи верст, на преодоление которых в то время требовались многие дни пути. Следствием многовековой изоляции стало глубокое проникновение в сознание широких народных масс идей о самобытности русского народа, его преданности православию, самодержавию и соборности. Эти идеи оказались настолько сильны, что, когда начали устанавливаться регулярные контакты с западноевропейскими государствами, выяснилось, что российское общество маловосприимчиво к идеям демократии и правового государства.

Еще в Новое время главной идеей российской государственности стала идея самодержавия, которая была четко сформулирована в XVI в. в письмах Ивана IV к Андрею Курбскому. В основе идеи самодержавия лежало представление о божественном происхождении власти. При этом государство понималось не как союз народа, управляемый верховной властью, а как государево хозяйство, где все подданные были его слугами, над которыми он имел абсолютную власть.

С XVII в. в России влияние религиозного мировоззрения на политическую мысль начинает ослабевать, но идея необходимости самодержавной формы правления на Руси сохраняется. Это отчетливо выражено в трактате «Политика» хорвата, сторонника идеи «славянского единства» во главе с Россией, ученого-энциклопедиста, долгое время прожившего в Московском государстве, Юрия Крижанича (1618—1683). В этом трактате он разграничил «божественный» и «природный» законы, но считал самодержавие наилучшим правлением, позволяющим государю вводить благие законы. Однако, по мнению Крижанича, самодержавная власть не должна превращаться в тиранию, так как безграничная власть противна божественному и природному законам.

Новый этап в развитии русской политической мысли начался на рубеже XVII—XVIII вв. в эпоху реформ Петра I. В это время россияне, благодаря широким контактам с европейскими странами, заимствовали многие западные достижения, в том числе и в области политических идей. Один из ближайших сподвижников Петра I, Феофан Прокопович (1681—1736) предпринял попытку использовать теорию общественного договора для обоснования абсолютной монархии. Он считал, что государство возникает как общий результат и божественного влияния, и разумного объединения людей. Но в России, в силу ее огромных пространств и отсутствия достаточного просвещения у народа, единственно возможной формой государства может быть только абсолютное «самовластие».

Во второй половине XVIII в., под влиянием западной политической мысли, в России начинают складываться классические направления политической мысли нового времени: консерватизм, либерализм и революционный демократизм.

Сторонники консервативного направления М.М. Щербатов (1733—1790), Н.М. Карамзин (1766—1826), К.Н. Леонтьев (1831—1891) подчеркивали незыблемость монархии и крепостного права, сословного строения русского общества. Самодержавие, по их мнению, есть отеческое правление строгого и доброго отца, крепкого в православной вере и отстаивании заветов старины. Только такое правление может служить гарантом устойчивости общества и его благополучия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: