для студентов всех форм обучения 2 глава




Анализ и синтез — единый метод, обеспечивающий рассмотрение внутреннего строения сложных политических образований.

Индукция и дедукция — методы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к общему, и наоборот.

Моделирование — метод, предполагающий построение моделей, раскрывающих как внутреннее строение политических объектов, так и складывающиеся между ними зависимости. Потребность в этом методе возникает в случае, если анализ реального политического явления невозможен или затруднен, слишком дорого стоит или требует много времени. Модель здесь выступает аналогом реального политического объекта. В настоящее время этот метод получает большое распространение в связи с внедрением в политологические исследования компьютерной техники, позволяющей оценивать самые разнообразные факторы, влияющие на политический процесс.

Общенаучные методы упорядочивают процесс познания политики, делают его более организованным и убедительным. Но в политологии они играют подчиненную роль по отношению к теоретическим методам.

Эмпирические методы ориентированы на получение информации о политических предпочтениях избирателей, о реальных намерениях политических лидеров, о ценностных ориентациях и политических установках различных социальных групп, об отношении масс к государственным управленческим решениям и об их реакции на политическую пропаганду. Для достижения этих целей политологи используют следующие методы.

Наблюдение — метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации политических фактов. Наблюдение бывает двух типов: невключенным и включенным. При невключенном наблюдении события и факты отслеживаются как бы со стороны. Включенное наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности организаций и т. д. Наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или руководство партии, движения и т. д.

Опрос представляет собой устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей-респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы проводятся для изучения общественного мнения по самому широкому кругу проблем.

Контент-анализ предполагает целенаправленное изучение определенных документов (конституции, партийной программы, инструкции, законодательных актов и т. д.). В современных условиях применение этого метода связано также с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество метода заключается в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.

Эмпирические методы в политологии играют подчиненную роль по отношению к теоретическим и общенаучным, которые задают направленность любого научного исследования, стремящегося не столько к поиску факта, сколько к его объяснению, к поиску зависимости между фактами, выявлению тенденций развития. В то время как эмпирические методы имеют своей целью получение фактического материала, который необходим для выработки теоретических знаний. Во всей совокупности методов политологии, таким образом, главную роль играют теоретические методы, которые задают общую направленность политических исследований, влияют на отбор фактов, на методики эмпирических исследований и их логические обобщения.

Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет, отвечая на общественные потребности. В политологии понятие «функция» указывает на ту роль, которую она играет в обществе. В связи с этим к числу важнейших функций политической науки относят методологическую, познавательную, регулятивную, прогностическую и мировоззренческую.

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке категорий и законов данной науки. В результате реализации этой функции возникает система проверенных принципов и способов рационального познания политической действительности, правил и норм построения политической теории, образцов организации практической политической деятельности. В соответствии с этой функцией политология выступает в качестве теоретико-методологической базы конкретных исследований политики.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической деятельности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития. Согласно этой функции политология призвана дать рациональное объяснение всем событиям и явлениям политической практики. Познавательная функция направлена на адекватное отражение политической реальности, раскрытие присущих ей объективных связей, тенденций и закономерностей развития. Итогом всего этого является определенная сумма знаний о политической жизни общества.

Регулятивная функция основывается на необходимости объективного анализа политической действительности с целью выработки научно обоснованной политики. Основным содержанием данной функции является разработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую жизнь общества. Политология дает теоретическое обоснование политических реформ и преобразований, разрабатывает технологии разрешения политических конфликтов,

Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив политического развития общества, выработку прогнозов, моделирование будущих политических процессов и отношений. Политология способна дать долговременные прогнозы политического развития той или иной страны на данном историческом этапе ее развития, представить альтернативные сценарии будущих политических процессов, а также рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов. Но чаще политологи предлагают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных политических лидеров, партий и т. д.

Мировоззренческая функция политологии связана с формированием и обоснованием определенных политических идеалов и ценностей, соответствующих интересам общества политических взглядов, убеждений и ориентации граждан. При этом политология исследует и подвергает критическому анализу различные политические концепции и взгляды, раскрывает их сущность, с научных позиций оценивает общественные явления. В русле этой функции политология учит объективно-историческому мышлению, умению отличать истину от заблуждения, политику от лжеполитики, верную мысль от популизма. Тем самым политология способствует формированию гражданственности, политического сознания и политической культуры населения, осуществляет политическую социализацию граждан.

1.3. Политология как учебная дисциплина

Политология выступает в двух качествах: как наука и как учебная дисциплина. Как наука она исследует политическую сферу общества, историю возникновения и развития политической мысли, политические системы, политические отношения и процессы, политическое сознание и политическую культуру, мировой политический процесс.

Как учебная дисциплина политология сообщает обучаемым систему конкретных знаний по основам политических знаний, раскрывает сущность и перспективы развития конкретных знаний по упомянутым и другим политическим проблемам, рассматривает сущность и перспективы развития конкретных политических реалий, дает представление об основных политических институтах, организациях, движениях и процессах, о правовом положении личности в системе политических отношений и формах ее участия в политической жизни.

Учебная дисциплина преследует цель — дать систематическое изложение всех основных проблем политической науки, причем в строгой последовательности, чтобы порядок следования тем отражал некоторые фундаментальные принципы анализа. Учебная дисциплина отличается от науки, научных монографий и тем, что она фиксирует нечто гораздо более «безусловное» в науке, содержит в себе определенный свод того, что изучено, доказано, достаточно устоялось. Объем и содержание учебной дисциплины определяются программой и временем, отведенным на изучение политологии самими вузами. Поэтому учебная дисциплина охватывает.лишь основную проблематику политической науки.

Отправной точкой в становлении политологии как учебной дисциплины принято считать 1857 г., когда в Колумбийском колледже (впоследствии Колумбийский университет США) была образована кафедра истории и политической науки. Тогда началось систематическое чтение лекций по политической философии. В 1880 г, на базе данной кафедры была основана школа политической науки, где не только читались лекции по различным политическим аспектам и направлениям, но и осуществлялась подготовка научных кадров. С 1886 г. стал регулярно выходить политологический журнал, что способствовало созданию аналогичных кафедр в других университетах США.

В 1903 г. была образована Американская ассоциация политических наук и начал выходить журнал «Анналы американской академии политических и социальных наук», а к нему добавились такие известные издания, как «Обозрение американской политической науки» (1906) и «Журнал политических исследований» (1939).

Одновременно с утверждением политологии на американском континенте и в европейских странах развивался процесс ее институциализации в самостоятельную дисциплину. Так, во Франции датой рождения политологии принято считать 1871 г., когда была основана «Свободная школа политических наук». Оформление политологии в самостоятельную область знания в Великобритании нашло свое выражение в создании в конце XIX в. «Школы экономики и политических наук» при Лондонском университете и в последующем образовании аналогичных структур в Кембриджском, Ливерпульском, Манчестерском и Оксфордском университетах.

Определенный вклад в развитие политологии внесла и Германия — здесь в первой половине XIX в. была создана правовая школа, где в основном занимались изучением и преподаванием политологии. Это дает основание немецким ученым оспаривать у США первенство в создании политологии.

Логическим завершением всего процесса утверждения политологии как самостоятельной дисциплины стало проведение в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО Парижской конференции по вопросам политической науки и последующее создание в 1949 г. Международной ассоциации политических наук.

Наша страна длительное время стояла в стороне от этих процессов, поскольку считалось, что политология представляет собой буржуазную лженауку. Только отдельные политические проблемы рассматривались в рамках исторического материализма, научного коммунизма и других общественных наук. Однако в 1962 г. была создана Советская ассоциация политических наук, а с середины 70-х годов в высших учебных заведениях стали читаться лекции и спецкурсы по политологическим проблемам.

И только в конце 80-х годов положение политологической науки коренным образом изменилось. В 1989 г. политология была введена в перечень научных дисциплин, а в 1991 г. — включена в число нормативных дисциплин высшей школы. С этого времени увидело свет большое количество учебников, учебных пособий и монографий по общей, прикладной и сравнительной политологии. Кроме того, в это же время начали издаваться политологические журналы «Полис» и «Социально-политические знания». Таким образом, к настоящему времени политическая наука прочно заняла свое место в системе отечественного обществознания и оказывает заметное влияние на формирование политической культуры России.

Контрольные вопросы

1. Что изучает политология, каковы ее объект и предмет?

2. С какими науками политология наиболее тесно связана?

3. Перечислите методы политологии и раскройте их содержание?

3. Перечислите функции политологии и раскройте их содержание?

4. Какое место политология занимает в системе гуманитарного знания?

 

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. История возникновения политологии как науки и учебной дисциплины.

2. Предмет политологии, ее законы и категории.

3. Становление политической науки в России.

4. Политология в системе социальных и гуманитарных наук.

5. Структура политической науки.

6. Политическая наука в современной России: задачи, пути развития.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

Василик М.А. Политология: учебник. — М.: Юристъ-Гардарика, 2004. — 600 с.

Козырев Г.И. Введение в политологию. — М.: Академический проект, 2005. — 208 с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 495 с.

Муштук О.З. Политология. — М.: Маркет ДС, 2006. — 551 с.

Смирнов Г.Н., Петренко Е.Л., Сироткин В.Г. и др. Политология: Учебник. — М.: Проспект, 2006. — 332 с.

Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 591 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

 

Дополнительная литература

Голосов Г.В. Сравнительная политология. СПб., 1998.

Демидов А.И., Малько А.В. Политология в вопросах и ответах. М., 1998.

Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998.

Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993.

Соловьев А.И. Политическая теория, политические технологии. М., 2000.

 

ЛЕКЦИЯ 2

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Вопросы:

2.1. Возникновение политических идей в Древнем мире

2.2. Политическая мысль античности и Средневековья

2.3. Политические теории эпохи Возрождения и Нового времени

2.4. Политические учения России

2.5. Политологические концепции современности

 

Первые политические учения появились в условиях раннеклассовых обществ и государств. Сменявшие друг друга, они обусловливались не только интересами определенных классов, но и выражали общечеловеческие ценности — идеи справедливости, общего блага, свободы и т. д. При этом история развития политических учений есть одновременно и история борьбы политических идей, поскольку интересы и стремления классов и социальных групп часто не совпадали, а зачастую носили противоположный характер.

Поистине неисчерпаемое богатство творческого наследия многих поколений мыслителей прошлого не позволяет нам здесь показать все многообразие выдвинутых ими идей и концепций. В связи с этим возникает необходимость классифицировать политические учения различных эпох и затем в обобщенном виде проанализировать их наиболее характерные черты. В современной политологии существует много способов классификации политических учений. Однако наиболее распространена классификация по хронологии в соответствии с теми периодами общественно-экономического развития человечества, когда было создано то или иное учение.


2.1. Возникновение политических идей в Древнем мире

В древности народы черпали свои первые политические идеи из мифологических представлений о месте человека в мире, о божественном происхождении власти и ее предписаний.

Политические учения впервые возникли в рабовладельческих государствах Китая, Индии, Египта и Междуречья. Эти государства образовывались и укреплялись из потребности организации больших масс людей для жизненно важных хозяйственных работ. И это понятно — ведь только сильная и четко отлаженная власть способна организовать труд большого количества людей и поддерживать достигнутое в результате благосостояние государства. В связи с этим вопросы политики в древних обществах длительное время рассматривались в плане конкретной деятельности правителей, в виде советов и рекомендаций, что надлежит делать, чтобы укрепить и обеспечить процветание страны. Тем самым власть получала возможность управления обществом не только с помощью средств убеждения и религии, но и в необходимых случаях посредством угроз и насилия.

В Древней Индии, чтобы облегчить управление обществом, была создана система разделения людей по варнам. Члены трех высших варн: брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы и ремесленники) считались полноправными членами общества. У них в подчинении находились члены низшей варны — шудры. Такое, положение было закреплено политическим трактатом «Законы Ману», а другой трактат, «Артхашастра», обосновал идею сильной царской власти, основывающейся на соображениях государственной пользы. Главная мировоззренческая идея обоих трактатов заключалась в утверждении, что существующий общественный уклад имеет божественное происхождение. Человек не в силах изменить изначально установленное свыше и обязан с этим смириться. Любая попытка нарушить естественный ход событий повлечет соответствующую кару.

В Древнем Китае главной политико-этической доктриной было конфуцианство. Учение Конфуция изложено в сборнике «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Здесь Конфуций обосновывает свою патриархально-патерналистскую концепцию государства: государство — большая семья, где правитель, как отец, заботится о подданных, а подданные почитают его и любят друг друга, как братья. Государство необходимо для справедливого и достойного существования людей, которые разделены на чиновников и простолюдинов, занимающихся соответственно умственным и физическим трудом.

Правильное управление государством — основа благосостояния народа. Поэтому управлять государством должны благородные мужи во главе с «Сыном Неба» — обожествленным правителем. Эти совершенномудрые правители от рождения несут в себе знание, дарованное им небом, и передают его людям. Искусство управления заключается в том, чтобы чиновниками назначались люди, способные приносить наибольшую пользу государству. Взаимоотношения власти и общества должны строиться на ненасильственных методах управления императора (отца) своими подданными (почтительными сыновьями).

В целом политическая мысль Древнего Востока развивалась в русле постоянного укрепления единоличной власти, максимальной централизации всех сфер жизни общества. Она внушала людям идею божественного происхождения правителя и беспрекословного подчинения ему.

2.2. Политическая мысль античности и Средневековья

В эпоху античности происходит постепенное освобождение политических идей от мифологии и обособление их как относительно самостоятельной части научного сознания и мировоззрения, а через них и части общественной жизни. Политические знания античности существовали в философско-этической форме, поскольку были составной частью космоцентрического мировоззрения, в котором господствовала идея целостности мира, взаимосвязи природы, общества и человека.

2.2.1. Политические учения Древней Греции

Реальной основой для построения политических концепций древнегреческих мыслителей явился полис (город-государство), где только свободные граждане могли стать «политиками», т. е. участвовать в управлении полисом. Рабы и негреки приравнивались к варварам и были лишены гражданских прав, они исключались из политики, оставаясь на положении людей подвластных и несвободных.

Озабоченные проблемой создания лучшей жизни, древнегреческие мыслители старались разрешить ее с помощью создания модели совершенного государства, олицетворяющего разум. Великие философы Древней Греции Платон и Аристотель видели идеал государственного устройства в совершенной автаркии, независимой общине, имеющей все необходимое для жизни своих граждан и отчужденной от всего мира.

Первое относительно развитое и систематизированное политическое учение античности было-изложено Платоном (427—347 до н.э.) в диалогах «Государство» и «Законы». В этих сочинениях Платон разрабатывает проект идеального государства, его социального устройства, а также анализирует несовершенные формы государственного устройства.

Озабоченный проблемой несправедливости в жизни людей, Платой пытается разрешить ее с помощью создания идеального государства, основанного на разумных началах. Социальная структура такого государства должна соответствовать строению человеческой души, которая состоит из трех частей: разумной с главной добродетелью — мудростью; чувствительной с главной добродетелью — мужеством; вожделенной с главной добродетелью — умеренностью. Соответственно данному строению идеальное государство должно состоять из трех сословий: правителей-философов, воинов, земледельцев и ремесленников. Эти сословия пребывают в гармоническом единстве под управлением наиболее разумного сословия правителей. Если каждая из трех составных частей души будет совершать свое дело под управлением разумного начала, то гармония души не нарушится.

Каждому сословию предназначено заниматься своим делом. Философы и воины управляют государством и охраняют его. Для сплочения этих высших сословий устанавливается общность их имущества и быта. Денег и собственности у философов и воинов нет, а все необходимое для жизни они получают от ремесленников и земледельцев, общественная функция которых заключается в обеспечении среднего достатка всех членов общества. Самовольный переход из одного сословия в другое считается преступлением. Из Третьего сословия переход в высшее возможен только по инициативе правителей.

Платон, разрабатывая концепцию идеального государства, обращается к характеристике его основных политических форм: монархии, аристократии, демократии, тимократии, олигархии и тирании. Три последние формы, по мнению философа, неправильны и несовершенны. Тимократия — власть честолюбцев-воинов, которые захватывают власть, чтобы удовлетворить свою страсть к обогащению. Они закрепощают свободных ремесленников и земледельцев и ведут постоянные войны с соседями. По мере накопления богатства тимократия перерастает в олигархию — власть немногих богачей. Основная масса людей отстраняется олигархами от участия в государственном управлении. При этой форме общественного устройства государство как бы раскалывается на две части: богатых и бедных, между которыми идет непрерывная борьба. Борьба между бедными и богатыми заканчивается победой бедных слоев, которые устанавливают демократию — власть большинства. При этой форме власти в гражданских правах и замещении государственных должностей уравниваются равные и неравные (люди от природы неравны). При этом замещаются государственные должности не самыми достойными людьми, а по жребию, независимо от того, чем занимался человек до перехода к государственной деятельности. В результате этого в государственных делах начинают царить анархия и хаос. В условиях общественного беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный его представитель становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию — сильную и жестокую власть одного человека, который обещает навести порядок в обществе. Такая власть держится на насилии и вероломстве и является наихудшей формой государственного устройства, ибо при ней рушится нравственность.

Общий недостаток всех неправильных форм власти — это отсутствие мудрого правителя, который сам настолько совершенен, что ему нет необходимости соблюдать законы, не могущие предусмотреть все обстоятельства жизни человека. В идеальном государстве граждан связывает единство истинного мнения о прекрасном, справедливом и добром.

Дальнейшее развитие и углубление политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384—322 до н.э.). Свое политическое учение Аристотель сформулировал в таких сочинениях, как «Политика» и «Афинская полития». В них он разработал концепцию происхождения государства, в основе которого лежат природные и социальные факторы.

Государство, по Аристотелю, образуется естественным образом вследствие природного влечения людей к общению. Первым «полем» общения выступает семья, где общение складывается из отношений мужа и жены, отца и детей, господина и рабов. В результате общения нескольких семей возникает селение, где общение складывается из отношений старших и младших. Соответственно общение семей со временем создает государство, которое возникает для достижения благой жизни. В семье и селении властные отношения определяются естественными причинами, эти отношения патриархальны, деспотичны, а в государстве власть осуществляется над равными, поскольку государство образуют лишь свободные граждане. Такая власть называется политической.

Таким образом, политика, по мнению Аристотеля, есть общение равных, свободных людей с целью достижения благой жизни. Именно через это общение люди достигают совершенного состояния. Следовательно, общественная жизнь отвечает природе человека. Человек есть политическое животное, утверждает Аристотель.

Человеческая природа определяется не физиологией, не способностями, не семьей, а только полисом. Тот, кто не живет в государстве, либо существо недоразвитое в нравственном отношении, либо сверхчеловек.

Для достижения своих целей государство должно иметь соответствующую форму устройства. Государственное устройство — это порядок управления государством, или полития. Термин «полития» понимается Аристотелем и как общее название любой формы государственного устройства, и как особая форма правления. Философ различает шесть форм государственного устройства и разделяет их на две группы: три правильные — монархия, аристократия и полития, и три неправильные — тирания, олигархия и демократия. Они различаются между собой по количеству правящих людей: власть одного, власть немногих и власть большинства.

Наилучшей формой государственного устройства является, по мысли Аристотеля, полития, которая сочетает в себе положительные черты олигархии и демократии. В политии правит большинство в интересах общей пользы. В ней доминирует средний элемент во всех сферах общественной жизни: в правах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во власти — средний слой. В целом в таком государстве частные интересы должны подчиняться общественным.

Гражданскими правами в таком государстве обладают лишь те, кто занимается делами военными, законосовещательными и судебными. Земля делится на государственную и частную. Основой хозяйственной жизни служит рабовладение. Правители должны стремиться обеспечить благо людям и мир государству. Искусство законодателей заключается в том, чтобы организовать правление законов, а не людей. Это может служить гарантией стабильности существующей формы государства и политического порядка.

Аристотель, создавая свое учение о государстве, исходил из критики философии Платона. Он отрицал платоновский мир идей как противостоящий реальному миру. Поэтому и идеальное государство у Аристотеля носит черты реальной политической жизни древнегреческого полиса. Аристотелевская полития, опирающаяся на широкие слои среднего класса собственников земли, ремесленников и торговцев, напоминает современные западные демократии. Отличие от них состоит только в том, что Аристотель не видел варианта представительной демократии, а настаивал на непосредственном участии большинства граждан в управлении государством.

2.2.2. Политические учения Древнего Рима

Римляне, покорившие греческие полисы в середине II в. до н.э., не только заимствовали многие культурные достижения греков, но и подняли их на более высокий уровень совершенства. Политическая мысль римлян представляет собой новый этап в осмыслении политической истории человечества. Самое видное место в наследии римских политических мыслителей занимают сочинения Полибия и Цицерона.

В своей знаменитой работе «Всеобщая история» Полибий (207— 120 до н.э.) рассматривает вопросы эволюции государства, проблему разделения властей, формы наилучшего государственного устройства.

Опираясь на учение стоиков о циклическом развитии мира и естественном развитии общества с периодами роста, расцвета и упадка, он создает круговую схему смены форм государственного правления. Первой, по его мнению, возникает монархия, которая со временем разлагается из-за личной корысти монарха и утери им опоры в народе. В результате монарх сам становится тираном или уступает тирану свое место. В свою очередь, недовольство тираном приводит к его свержению, и власть переходит к благородным мужам, возглавившим переворот. Аристократия первоначально ратует за общее благо, но затем вырождается вследствие своего стремления к обогащению. Тогда к власти приходят немногие богачи-олигархи, но их скоро свергает народ и устанавливает демократию. Демократия постепенно также вырождается и превращается в охлократию («охлос» — чернь, толпа), правление охлократии сопровождается беззаконием. Недовольство народа воцарившимся беспорядком приводит к власти нового монарха, и все повторяется: формы государственного правления проходят тот же цикл заново.

Чтобы преодолеть постоянный круговорот форм власти, установить стабильное правительство, необходимо, как считал Полибий, построить государство, сочетающее в себе принципы монархии, аристократии и демократии. Идеал такого государства Полибий видел в Риме, где монархию представляла власть консулов, аристократию — власть сената, а демократию — народное собрание. Правильным сочетанием и равновесием этих властей он объяснял могущество Римской державы.

Сформулировав общие положения циклической теории, Полибий утверждает, что римская государственность, пройдя сквозь многие испытания и превратности судьбы, смогла вырваться за пределы природной необходимости круговорота простых форм правления и образовала сложную форму. При ее создании задача заключалась в том, чтобы соединить преимущества, присущие уже известным государственным устройствам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: