Ответ. Предельные издержки и средние переменные издержки. 6 глава




f) Авиаперелеты – монополистическая конкуренция или олигополия в зависимости от направления. Так, на внутренних рейсах работает больше авиакомпаний, чем на международных. g) Патентованные лекарства – монополия h) Джинсы – монополистическая конкуренция i) Молочный порошок – совершенная конкуренция j) Молоко – монополистическая конкуренция
 

Задача №1.7.27

Бухгалтер вашей фирмы потерял отчетность издержек фирмы. Он смог вспомнить несколько цифр. А вам для прогноза вашей деятельности нужны и остальные данные. Восстановите их.

Q FC AFC VC AC MC TC
             
             
             
             
             
             

Решение

Q FC AFC VC AC MC TC
    -   - -  
             
             
    3,33        
    2,5        
             
 
Задача №1.7.28 Фирма монополизировала производство кресел для офисов. Определите цену и объем выпуска данных товаров, если имеются следующие данные о положении фирмы: MR = 2000 – 40Q, TR = 2000Q – 20Q2, MC = 200 + 20Q, где Q – объем производства. Как изменится цена и объем выпуска, если эта фирма будет работать в условиях совершенной конкуренции? Решение 1. Условие максимизации прибыли для монополии: MR = MC; 2000 – 40Q = 200 + 20Q; 1800 = 60Q; Q = 30 (ед) . 2. Условие для совершенной конкуренции: MС = АC = Р; 200 + 20Q = 2000 – 20Q; 1800 = 40Q; Q = 45 (ед); Р = 200 – 20*45 = 1100 (д. ед.)  
Задача №1.7.29 Фирма «Трикотаж» производит трикотажные изделия (в тысячах штук в год), действуя на рынке в условиях монополистической конкуренции. MR описывается формулой: MR = 40 – 2*Q. MC = 3*Q – 20. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек (AC) составляет 13, то каков будет избыток производственных мощностей на этом предприятии? Решение 1. MR = MC – условие определения оптимального объема производства для монополистической конкуренции: 40 – 2*Q = 3*Q – 20; 60 = 5*Q; Q1 = 12 (тыс. штук) 2. MC = ACдля совершенной конкуренции: 3*Q – 20 = 13; 3*Q = 33; Q2 = 11 (тыс. штук) 3. Недопроизводство составляет разницу между Q1 и Q2. Q1 – Q2 = 12 – 11 = 1 (тыс. штук)  
Задача №1.7.30 Выберите правильные и неправильные утверждения. Обоснуйте свой выбор:
  • а) фирмы – монополистические конкуренты получают сверхприбыль в долгосрочном периоде;
  • б) монопсонист устанавливает цену выше цены при совершенной конкуренции;
  • в) при олигополии в основном ведётся неценовая конкуренция;
  • г) излишек потребителя при монополии увеличится;
  • д) при разделении естественной монополии на несколько компаний эффективность производства повысится.
Решение А. Фирмы – монополистические конкуренты получают сверхприбыль в долгосрочном периоде. Данное утверждение является неправильным. В долгосрочном периоде монополистический конкурент получает только нормальную прибыль, компенсируя из продажной цены только свои средние издержки. Дело в том, что власть над ценой монополистических конкурентов ограничена. Ограничена, прежде всего, тем, что монополистические конкуренты производят, в сущности, один и тот же товар: наличие дифференциации (отличительных особенностей) не меняет основного содержания продукта. Б. Монопсонист устанавливает цену выше цены при совершенной конкуренции. Данное утверждение является неправильным. Монопсонист устанавливает свою цену ниже уровня условий совершенной конкуренции. При совершенной конкуренции со стороны покупателей цена равновесия устанавливается на пересечении кривой спроса и кривой предложения для покупателя. Эта цена выше цены монопсонии. В. При олигополии в основном ведётся неценовая конкуренция. Данное утверждение является правильным. Олигополия – это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы; весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. Поэтому олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции. Г. Излишек потребителя при монополии увеличится. Данное утверждение является неправильным. Излишек потребителя – это разница между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он действительно платит при покупке. Излишек потребителя максимизируется только при совершенной конкуренции, когда цена устанавливается свободной игрой сил спроса и предложения на рынке и все потребители платят одинаковую цену. Однако если рыночная цена устанавливается максимизирующим прибыль монополистом, то образующиеся в результате этого сокращения объема и роста рыночной цены вызывают потери излишка потребителя. Д. При разделении естественной монополии на несколько компаний эффективность производства повысится. Данное утверждение является неправильным. Дробить естественные монополии бессмысленно. Рассмотрим пример. Даже если разделить железнодорожную сеть, монопольно эксплуатируемую одной компанией, на несколько региональных участков и передать их в собственность независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет устранен. Из города А в город Б все равно можно будет проехать по одной дороге. В результате единый рынок услуг по перевозке будет разделен на ряд локальных. Вместо одной монополии возникнет несколько (каждая на своем участке). Уровень конкуренции не повысится. Более того, из-за трудностей согласования работы региональных компаний могут возрасти общие издержки железнодорожной отрасли, а следовательно, эффективность производства не повысится.
 
 

Задача №1.7.31

Верными (или неверными) являются утверждения:

  • а) небольшие фирмы всегда менее эффективны, чем крупные;
  • б) фирма максимизирует прибыль, сокращая производство до 0, если цена продукта ниже средних переменных издержек;
  • в) монополия может увеличить общую прибыль, устанавливая на свой продукт разные цены на разных рынках;
  • г) средние постоянные издержки при нулевом объеме производства равны 0.

Решение

а) небольшие фирмы всегда менее эффективны, чем крупные;

Ответ – неверно.

Обоснование. Весьма часто в экономике наблюдается эффект масштаба, под которым понимают повышение эффективности производства при росте размеров предприятия, в частности его численности, обусловленное, в первую очередь, применением более глубокого разделения труда, а также возможностью использования более дорогостоящего и производительного оборудования.

Вместе с тем, данный эффект проявляется далеко не всегда, в связи с этим более мелкие фирмы могут быть более успешными и осуществлять свою деятельность более эффективно по сравнению со своими крупными конкурентами. Почему?

Причинами потери экономии на масштабе могут быть различные факторы. Быстрые изменения продукта или моды требуют быстрой реакции и интенсивной координации функций. Там, где частое обновление продукции или моды играет важную роль в конкуренции и требует короткого цикла разработки и освоения новых изделий, крупная фирма может быть менее эффективной, чем мелкая (как, например, в производстве женской одежды и других отраслях, где мода является основным фактором конкуренции).

Если решающим фактором успеха является низкий уровень накладных расходов, то он может благоприятствовать мелким фирмам, управляемым железной рукой менеджера-собственника. Кроме того, эти фирмы не отягощены пенсионными планами и другими корпоративными нагрузками. Небольшие фирмы также менее подвержены государственному регулированию, чем крупные компании.

Преимущество мелкой фирмы перед более крупной может возникать также при разнообразии выпускаемой продукции в сочетании с необходимостью учёта запросов индивидуальных потребителей, что требует тесных контактов между производителем и потребителем по поводу мелких партий продукта.

В сферах деятельности, отличающихся высоким содержанием творческого труда, в очень крупных фирмах сложнее поддерживать творческую атмосферу и эффективную работу персонала, занятого этим трудом, хотя есть и исключения. Доминирующие фирмы отсутствуют в таких отраслях, как реклама и дизайн интерьера.

Мелкие фирмы также могут иметь преимущество в тех случаях, когда успех зависит от тщательного наблюдения и контроля над операциями на местах. Строгий личный контроль, по всей видимости, необходим в некоторых отраслях, прежде всего в сфере услуг, или, например, в ночных клубах, ресторанах и т.п. Как правило, в этом случае находящийся где-то далеко менеджер менее эффективен, чем владелец-управляющий, осуществляющий строгий личный контроль над относительно небольшим объёмом операций.

Мелкие фирмы часто более эффективны, когда решающим фактором бизнеса являются персональные услуги. Качество персонального обслуживания и его положительное восприятие клиентом часто снижаются с ростом размеров фирмы после достижения определённого порога. Этот фактор, по всей видимости, обусловливает низкую концентрацию в таких отраслях, как косметические услуги и консалтинг.

Необходимость поддержания местного имиджа и местных контактов как важных элементов бизнеса часто ставит крупные фирмы в невыгодное положение. В некоторых отраслях, например, в изготовлении сборных алюминиевых конструкций, снабжении строительными материалами, многих видах оптовой торговли, присутствие не месте поставщика услуг является важным условием успеха. Интенсивные деловые связи и контакты, сбытовые мероприятия на местном уровне необходимы для конкуренции. В таких отраслях локальные или региональные фирмы зачастую могут превосходить по своим результатам более крупные фирмы при условии, что они не испытывают значительного отставания в уровне издержек.

б) фирма максимизирует прибыль, сокращая производство до нуля, если цена продукта ниже средних переменных издержек.

Ответ – верно.

Обоснование. Конкурентная фирма, производя продукцию, максимизирует прибыль только в том случае, если цена, по крайней мере, не ниже средних переменных издержек. В противном случае фирма может уменьшить свои потери за счет временного прекращения производства. В краткосрочный период времени кривая предложения конкурентной фирмы совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек.

в) монополия может увеличить общую прибыль, устанавливая на свой продукт разные цены на разных рынках?

Ответ – верно.

Обоснование. В некоторых ситуациях монополия может осуществлять ценовую дискриминацию, т.е. устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей. В случае совершенной ценовой дискриминации (на каждую продаваемую единицу продукции устанавливается соответствующая цена спроса) монополист перераспределяет в свою прибыль весь излишек покупателей. При этом монополия предлагает на рынок такой же объем продукции, какой был бы в условиях конкурентной отрасли.

Кроме того, монополия может использовать сегментирование рынка, т.е. устанавливать разные цены для различных групп покупателей. Такая ценовая дискриминация увеличивает прибыль монополии только в том случае, если группы покупателей различаются по чувствительности на изменение цены. Чтобы максимизировать прибыль, монополия выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам, а затем назначает для каждой группы покупателей (рынка) максимально возможные цены, которые они готовы заплатить.

г) средние постоянные издержки при нулевом объеме производства тоже равны нулю.

Ответ – неверно.

Постоянные издержки (FC) – издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется в зависимости от изменения объема производства. Их иногда называют «накладными расходами» или «безвозвратными издержками».

К постоянным издержкам относятся расходы на содержание производственных зданий, закупку оборудования, рентные платежи, процентные выплаты по долгам, жалованье управленческого персонала и т.д. Все эти расходы должны финансироваться даже тогда, когда фирма ничего не производит.

Средние постоянные издержки (AFC) – это общие постоянные издержки на единицу продукции. Они определяются путем деления постоянных издержек (FC) на соответствующее количество (объем) выпущенной продукции:

AFC = FC/Q.

Поскольку общие постоянные издержки не изменяются, то при делении их на увеличивающийся объем производства средние постоянные издержки будут падать по мере увеличения количества выпускаемой продукции, ибо фиксированная сумма издержек распределяется на все большее и большее количество единиц продукции. И наоборот, при сокращении объема производства средние постоянные издержки будут расти.

Итак, даже если фирма ничего не производит, она будет нести постоянные издержки, поэтому средние постоянные издержки не будут равны нулю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: