Ответ. Предельные издержки и средние переменные издержки. 2 глава




В Японии это Toyota, Honda, Mazda, Subaru, Nissan. На рынке мобильной связи также можно увидеть несколько крупных игроков. В России это МТС, Вымпелком (бренд Билайн, Мегафон). В США это AT&T, Sprint, Verizon. В Великобритании это Vodafone, T-Mobile, Orange. На мировом рынке производства и экспорта нефти также доминируют несколько крупных игроков: это страны Персидского залива, объединенные в картель ОПЕК, Россия, Венесуэла, Нидерланды. 2. Рынок характеризуется высокой взаимозависимостью игроков. Действия одной фирмы сказываются на положении других участников рынка. Поэтому для олигополии характерно так называемое стратегическое поведение участников – принятие решений с учетом возможной ответной реакции конкурентов. Принятием подобных решений занимается относительно молодая отрасль математики – теория игр, которая была развита в XX веке математиками Джоном фон Нейманом, Оскаром Моргештерном и Джоном Нэшем. 3. Барьеры входа/выхода существенны. Также как и для монопольного рынка, барьерами могут быть экономия от масштаба (стратегические барьеры), патенты и лицензии, уникальность ресурсов, небольшая емкость рынка. 4. Товар может быть как однородным, так и дифференцированным. Например, нефть сорта Brent является однородным товаром, а автомобили дифференцированным. 5. На рынке олигополии продавцы обладают существенной рыночной властью. 6. Информация распределена несимметрично между покупателями и продавцами.
 
Задача №1.5.37 Пример из Н. Саперова. На примере рынка сотовой связи рассмотрите стратегические барьеры входа на этот рынок новых игроков. Ответ На 2013 г. рынок сотовой связи был поделен между тремя крупными операторами: Вымпелком (Билайн), МТС и Мегафон. Объем абонентской базы каждого оператора составляет несколько миллионов абонентов. Если на данный рынок захочет прийти еще один игрок, ему будет необходимо произвести огромные первоначальные инвестиции размером более миллиарда долларов (строительство сети базовых станций, приобретение коммутаторов, дата-центра, биллинговой системы). Если число абонентов нового оператора будет небольшим, скажем 1000, то средние издержки на каждого абонента будут огромными, и для того, чтобы получать прибыль, новому оператору придется продавать сотовую связь по цене сотни долларов за минуту.  
Задача №1.5.38 Пример из Н. Саперова. Опишите необходимое и достаточное условия максимизации фирмой прибыли. Ответ Необходимым условием максимизации прибыли фирмы на любом рынке несовершенной конкуренции становится условие MR = MC. Достаточным условием максимизации прибыли является наблюдение за окрестностью точки MR = MC: слева от этой точки прибыль должна возрастать, а справа от этой точки прибыль должны убывать. То есть мы убеждаемся в том, что нашли максимум (а не минимум) прибыли. Если мы нашли несколько локальных максимумов, то методом перебора из них следует выбрать глобальный максимум.  
Задача №1.5.39 Пример из Н. Саперова. Рассмотрите (и продемонстрируйте) задачу максимизации прибыли монополистом на графике.  

 

Ответ

Для определения точки максимальной прибыли воспользуемся алгоритмом:

  1. Найдем точку пресечения MR и MC. Это будет Q*
  2. Для нахождения P* поднимемся до кривой спроса.

Точка равновесия монополии всегда лежит на кривой спроса.

Для того, чтобы найти прибыль фирмы, вспомним определение прибыли:

р = TR – TC = Q*(P – AC)

Максимальная прибыль будет равна площади прямоугольника с основанием Q* и высотой (P* – AC).

 
Задача №1.5.40 15. 10. 2010 г. в программе «Время» диктором телеканала сообщалась следующая информация о финансовом положении производителей зерна: «Прибыль от продажи зерна не покрывает расходы на горючее». 16. 10. 2010 то же сообщение предлагалось слушателям в такой редакции: «Прибыль не успевает за расходами на горючее». Вопрос: Почему используемые в программе формулировки являются неверными? Как взаимосвязаны выручка, затраты и прибыль производителей? Какое высказывание о финансовом положении производителей зерна было бы корректным? Какой вывод о прибыли производителей можно сделать на основе корректно приводимых данных о финансовом положении производителей зерна?  
Задача №1.5.41 Что на сегодняшний день в России в соответствии с действующим законодательством относят к сферам деятельности естественных монополий? Ответ · транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; · транспортировку газа по трубопроводам; · железнодорожные перевозки; · услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах; · услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; · услуги по передаче электрической энергии; · услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; · услуги по передаче тепловой энергии; · услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Помимо перечисленных в законе отраслей к сфере функционирования естественных монополий значительно приближен ряд других важнейших элементов промышленной и социальной инфраструктур. К их числу, в частности, можно отнести различного рода коммуникации и системы жизнеобеспечения (например, водопроводные и канализационные сети), метрополитен и прочие виды транспорта общего пользования. Очевидно, что естественные монополии в большинстве своем охватывают те области народнохозяйственного комплекса, которые носят стратегический характер и лежат в основе национальной безопасности государства.  
Задача №1.5.42 Во времена командной системы в СССР была широко распространена практика «приписок», когда отчетные результаты работы предприятий искусственно завышались. Что могло быть экономической причиной такой массовой нечестности руководителей предприятий и колхозов?  
Задача №1.5.43 Предприятия в экономике СССР очень часто были почти полными монополистами в изготовлении отдельных видов продукции. Каким образом это сказалось на уровне их затрат и какие это породило трудности в борьбе с пришедшими сейчас на российские рынки иностранными конкурентами?  
Задача №1.5.44 Объясните теоретический механизм максимизации фирмой прибыли. Ответ Основное требование максимизации прибыли – прибыльность (окупаемость) каждой единицы продукции. Фирма стремится максимизировать разность между общим доходом и общими издержками. Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает общие издержки на величину предельных издержек, но одновременно повышает и общий доход на величину предельного дохода. Пока предельный доход больше предельных издержек, общая прибыль повышается, критерий максимизации прибыли ещѐ не достигнут, и фирма может увеличивать объѐм производства. Как только предельные издержки превышают предельный доход, рост общей прибыли замедляется, и увеличение выпуска становится убыточным. Следовательно, величина прибыли достигает своего максимума при таком выпуске продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Поэтому фирма расширяет производство до тех пор, пока предельный доход и предельные издержки не сравняются.  
Задача №1.5.45 Определите формулу линейной функции спроса на продукцию фирмы-монополиста, если известно, что он получает максимальную выручку в точках P = 150 и Q = 450. Ответ: Q(D) = 900 – 3P.  
Задача №1.5.46 Оцените следующее высказывание: «Один из верных способов сэкономить на продуктах – исключить посредничество, приобретая продукты непосредственно у производителей. С этой целью в городе организуется серия ярмарок».  
Задача №1.5.47 Важнейшим фактором развития массового производства автомобилей в США стал рост минимальной дневной заработной платы рабочего с 2 долл. в 1914 г. до 5-6 долл. в середине 1920-х годов, инициатором которого был Генри Форд. Используя модель кругооборота, объясните, почему без такого роста цены труда «прорыва» в автомобилестроении не было бы.  
Задача №1.5.48 Допустим, текстильная промышленность – отрасль с совершенной конкуренцией и в данный момент находится в равновесии. Внезапно происходит рост затрат на топливо. Проанализируйте кратко- и долгосрочную реакцию отрасли.  
Задача №1.5.49 В длительной перспективе предложение в отрасли с совершенной конкуренцией бесконечно эластично. Если спрос на продукцию отрасли при данной технологии и стабильных ценах на факторы производства возрастет, что произойдет с ценами на продукцию в краткосрочном периоде?  
Задача №1.5.50 Вопрос из И. Брызгаловой. Оцените следующее высказывание: «Все крупные фирмы являются монополистическими, но не все монополистические фирмы являются крупными».  
Задача №1.5.51 Вопрос из И. Брызгаловой. У кого, на Ваш взгляд, рыночная власть выше: у крупного универсама розничной торговли или у маленького продовольственного магазина, торгующего круглосуточно? Как эта власть связана с эластичностью спроса? У кого из них будут более высокие цены? У кого из них будут более высокие средние издержки? У кого из них будет более высокая прибыль?  
Задача №1.5.52 Вопрос из И. Брызгаловой. Компания производит водку, которую рекламирует как одну из наиболее мягких и приятных на вкус. Эту водку называют «Золотой короной» и продают по 12 долл. за 1 бутылку. Однако компания разливает ту же самую водку в бутылки под названием «Старая корзина», которую продает по цене около 4 долл. за 1 бутылку. Почему она так поступает?  
Задача №1.5.53 Вопрос из И. Брызгаловой. В 1966 г. компания «Форд» объявила о повышении цен на свои модели на 107 долл., но реально повысила цены лишь на 66 долл., так как «Дженерал моторс» выступила с более низкими ценами. В 1969 г., когда компания «Форд» предложила свою новую модель по цене на 172 долл. ниже, чем аналогичная модель «Дженерал моторс», то последняя никак не изменила своих планов. Дайте характеристику рынка автомобилей.  
Задача №1.5.54 Вопрос из И. Брызгаловой. В ресторане используют два меню. Одно, в котором указаны более высокие цены, вручается посетителям, похожим на туристов. Другое меню, с более низкими ценами, подается посетителям, похожим на людей, направляющихся на работу. Каким образом эта политика двойного меню могла увеличить выручку ресторана?  
Задача №1.5.55 Вопрос из И. Брызгаловой. Известно, что сельское хозяйство является отраслью, которая наиболее близко соответствует совершенной конкуренции. Основные нововведения в эту отрасль инициируются правительственными научными исследовательскими учреждениями и крупными фирмами, производящими сельскохозяйственное оборудование, но не самими сельскохозяйственными предприятиями. Как вы думаете, с чем это связано?  
Задача №1.5.56 Вопрос из Д. Акимова. Подробно опишите и объясните особенности рынка совершенной конкуренции. Ответ Рынок совершенной конкуренции характеризуется наличием множества продавцов, рыночная доля каждого из которых составляет менее 1%, выпускающих однородную (недифференцированную) продукцию. Отсутствие дифференциации подразумевает, что потребители не различают товары, произведенные разными фирмами, и рассматривают их как абсолютные субституты. Более того, часто считается, что товар является стандартизированным (производится по единым нормативам), что дополнительно гарантирует его идентичность, независимо от производителя. Например, при биржевой торговле кофе известны случаи, когда поставщики, имеющие товар с меньшим содержанием посторонних включений, чем установлено стандартом, для допуска к торгам были вынуждены искусственно увеличивать долю примесей. На первый взгляд это может показаться абсурдом, но таковы правила: покупателю должно быть абсолютно безразлично, у какого именно производителя он приобретает товар. Иначе биржевая торговля была бы невозможна. Две рассмотренные особенности сводят почти к нулю возможности стратегического поведения со стороны каждой отдельной фирмы. Она настолько мала, что не способна как-то значимо своими действиями повлиять на объемы продаж и цену остального рынка. А в силу однородности продукции она не может привлечь дополнительного внимания потребителей именно к своему товару, выделившись на фоне конкурентов. Представьте себя собственником отдельного фермерского хозяйства, участвующего в общей биржевой торговле кофе. Даже если вы вопреки рациональности решите продать некоторую часть или весь объем своей продукции по цене, например, вдвое меньшей, чем все остальные торговцы, рынок этого может просто «не заметить». Наличие большого количества фирм сопровождается также свободой их входа в отрасль и выхода из нее. Отсутствие барьеров выхода подразумевает, что любая существующая фирма способна прекратить производство без дополнительных издержек, связанных с ее ликвидацией (например, затраты на демонтаж оборудования или выплаты пособий увольняемым работникам). Отсутствие барьеров входа подразумевает, что для любой новой фирмы, имеющей желание открыть производство, не существует препятствий для начала ее безубыточного функционирования в рамках рассматриваемого рынка (например, необходимость приобретения лицензии на право заниматься деятельностью или необходимость значительных вложений в оборудование на начальном этапе функционирования). Также достаточно важным именно для совершенной конкуренции является требование полноты информации. В широком смысле это означает, что в ходе рыночных сделок «все всё обо всех знают». В более узком смысле можно считать, что любому продавцу и покупателю известна информация относительно цены и объема продаж в любой совершенной сделке. Данное требование достаточно точно выполняется при биржевой торговле, поскольку о любом заключенном контракте тут же становится известно всем участникам торгов.  
Задача №1.5.57 Вопрос из Д. Акимова. Объясните, почему фирма на совершенном рынке не может воздействовать на рынок, снижая цену на свой товар? Ведь она может понизить цены? Или нет? Ответ Под наличием рыночной (монопольной) власти понимается способность продавца влиять на рыночную цену своей продукции, изменяя объем продаж. У совершенно конкурентной фирмы такая способность отсутствует. Это не означает, что владелец фирмы в принципе не способен написать на ценнике значение, отличное от общерыночного. У неё есть потенциальная возможность реализовать товар по цене более низкой, чем у остальных продавцов (по цене более высокой, чем у остальных, объем продаж фирмы будет нулевым в силу полноты информации). Однако в определении рыночной власти существенно, что влиять на рыночную цену своей продукции фирма должна именно через изменение объема продаж, а не путем волюнтаристского установления цены на некотором уровне. А такие возможности из-за очень малой рыночной доли и однородности продукции у совершенно конкурентной фирмы отсутствуют.  
Задача №1.5.58 Вопрос из Д. Акимова. Может ли фирма заметно увеличить своё присутствие на рынке совершенной конкуренции при помощи массированных рекламных кампаний? Ответ Существуют ли для фирмы, работающей в рассматриваемых условиях, стимулы для неценовой конкуренции, например, в виде осуществления рекламной кампании? Покажем их отсутствие методом рассуждений «от обратного». Допустим, собственник фирмы провел рекламную акцию. Она даже имела успех и привлекла внимание дополнительных потребителей. Однако рекламные расходы увеличили издержки фирмы, и теперь у нее два выхода: либо увеличить цену относительно конкурентов в попытке покрыть рост затрат (но тогда ее объем продаж будет нулевым), либо оставить цену на общем уровне (но тогда в силу возросших издержек она получит меньшую прибыль). И тот и другой путь означает ухудшение положения фирмы. Причем на значительный прирост именно своих продаж ей не приходится рассчитывать, поскольку из-за однородности продукции и полноты информации «новые» потребители примерно одинаково распределятся между всеми продавцами. Бессмысленно, скажем, пытаться убеждать покупателей, что приобретать акции некой компании «АВС» нужно именно у вас, а не у остальных биржевых игроков. Можно попытаться рассказать о привлекательности инвестиций в акции компании «АВС», но это увеличит общий рыночный спрос на них, а не интерес к определенному продавцу (таким образом, рекламируя свой товар, мы бы сделали бесплатную рекламу продукции всех своих конкурентов). Итак, любой вариант неценовой конкуренции на рассматриваемом рынке нерационален, ибо ведет к существенному росту затрат без заметных выигрышей со стороны отдельной фирмы.  
Задача №1.5.59 Вопрос из Д. Акимова. Опишите ситуацию и действия фирмы в случае, когда Р = AVC min. Ответ Когда уровень рыночной цены совпадает со значением AVC(Q*), величина общей выручки TR(Q*) совпадает с величиной переменных издержек VC(Q*). Стало быть, убытки фирмы в этом случае равны значению постоянных издержек (FC). Таким образом, с формальной точки зрения фирме в данном случае безразлично, покидать ли отрасль в краткосрочном периоде (при этом решении уровень потерь соответствует FC) или оставаться (и получать убытки, равные FC). Считается, что фирма продолжит работу на рынке в краткосрочном периоде. В пользу этого предположения можно высказать следующий довод: на реальном рынке барьеры выхода хотя бы очень небольшие, но существуют. Следовательно, решение закрыть фирму будет сопровождаться дополнительными потерями кроме тех, которые мы уже проанализировали, и вариант ухода окажется пусть не на много, но хуже. Как мы знаем, в долгосрочном периоде фирма, получающая отрицательную экономическую прибыль, уходит из отрасли. Фирма, находящаяся в рассматриваемой ситуации, иногда носит в экономической теории название «предельная фирма».  
Задача №1.5.60 Является ли серьёзное улучшение качества товара одной из конкурентных стратегий фирмы в условиях рынка совершенной конкуренции? Ответ Западная неоклассическая теория практически игнорирует значение высокого качества для репутации фирмы на рынке. Этот пробел объясняется тем, что каждая вещь или услуга в упрощенных теоретических схемах имеет свое точное определение и меняться не может: другое качество – другой товар. Кроме того, в модели чистой конкуренции и равновесия каждый «конкурент» продает весь свой товар по цене рынка, проблемы репутации фирмы нет, как при настоящей (не «чистой») конкуренции между ограниченным числом фирм.  
Задача №1.5.61 Вопрос из Н. Розановой. Компания AppleComputer в начале 2000-х гг. заказала миллионы микросхем динамической памяти, являющихся важными компонентами персональных компьютеров, по цене 38$ за штуку. Еще до того, как она смогла израсходовать весь свой запас микросхем, цена на них значительно снизилась и составила 23$ за штуку. Цена этих микросхем являлась важной составляющей стоимости всего компьютера, и Apple решила установить цены на свои изделия на основе цены микросхем. Менеджеры Apple установили цены на компьютеры на основе цены приобретения микросхем, т.е. 38$ за штуку. В результате память в компьютерах Apple стала очень дорогой. Рынок отреагировал на это следующим образом: потребители стали покупать компьютеры с минимальным количеством памяти. Затем они покупали дополнительные модули памяти у других компаний и устанавливали их. В результате прибыль компании стала стремительно снижаться, а микросхемы остались нераспроданными. Какую ошибку совершили менеджеры компании? Ответ От какой цены следовало отталкиваться? Понятие альтернативных издержек дает ясный ответ на этот вопрос. Экономические издержки (сумма альтернативных издержек всех используемых факторов производства) использования микросхем были равны 23$ за штуку, поскольку если компания Apple не использовала бы эти микросхемы при сборке своих компьютеров, то могла бы продать другой компании (наилучший вариант использования) по текущей рыночной цене. С другой стороны, по мере расходования запаса микросхем в процессе производства компании приходилось покупать микросхемы по новой цене. Таким образом, экономические издержки равны текущей рыночной цене микросхем, а не той, по которой Apple покупала их. Чему учит данное задание? Задание показывает важность использования в экономическом анализе концепции предельных издержек. Предельные издержки характеризуют нижнюю границу цены продукта (предоставления услуги) при переговорах с клиентами, а также выявляют верхнюю границу закрытия завода, подразделения или филиала фирмы.  
Задача №1.5.62 Монополии образуются путем слияния нескольких компаний и имеют определённые организационные формы. Какие именно? Ответ Картель –соглашение о квоте (количество) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. Синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции. Трест –монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм. Концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией. Конгломерат –объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.  
Задача №1.5.63 Какие акты заложили основу антимонопольного законодательства? Ответ Начало антимонопольному законодательству было положено в США. Оно базируется на трех основных законодательных актах: Ÿ Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, сговор о ценах; Ÿ Закон Клейтона (1914 г.). Запрещал ценовую дискриминацию, определенные виды слияний и др.; Ÿ Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.). Запрещал «ножницы цен», ценовую дискриминацию и др. Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль над ценами и контроль за слиянием компаний.  
Задача №1.5.64 Как вы считаете, может ли высокая конкурентоспособность страны быть обеспечена без растущих жизненных стандартов населения? Приведите примеры.  
Задача №1.5.65 Фирма «Титул» занимается пошивом мужских костюмов. Цена одного костюма 4500 рублей. Постоянные издержки – 250 000 рублей. Переменные расходы в расчете на 1 костюм – 2500 руб. Налог на прибыль – 40%. Определить объем производства, при котором чистая прибыль составит 450 000 рублей.  
Задача №1.5.66 Чтобы рынок мог успешно функционировать, должны удовлетворяться определенные требования. Какие именно? Ответ Следующие: · многообразие форм собственности; считается, что основой рыночной экономики является частная собственность, но это не исключает существования и важности других форм; · демократизация производства, проявляющаяся в наличии экономической свободы у действующих экономических субъектов при сохранении определенных государственных регуляторов; · создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок; · создание правовой системы, обеспечивающей функционирование рынка; · свобода торговли и обеспечение единого экономического пространства; · функционирование национальной экономики как открытой системы. Функционирование рыночной экономики предполагает также наличие определенных элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему. Первый важнейший элемент – производители и потребители. Потребление подразделяется на личное (товары выбывают из сферы производства) и производительное (товар используется для дальнейшей переработки другими производителями). Второй элемент – рыночная инфраструктура. Третий элемент – конкуренция. Четвертый элемент – рыночные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Пятый элемент – спрос и предложение.  
Задача №1.5.67 Допустим, фирма полностью монополизировала производство товара. При этом ее предельный доход = 1000 – 20Q, а общий доход = 1000Q – 10Q2. Предельные издержки = 100 + 10Q. Сколько товаров будет продано и по какой цене, если фирма функционирует как чистая монополия? Решение Так как для любой фирмы, в т.ч. и монополии, условием максимизации прибыли является соблюдение равенства MR = MC, то, приравняв друг к другу уравнения предельного дохода MR и предельных издержек MC, найдем объем продаж Q: 1000 – 20Q = 100 + 10Q → Q = 30 ед. Так как TR = P • Q = 1000Q – 10Q2, то функция спроса: Р = 1000 – 10Q → P = 700 ден. ед.  
Задача №1.5.68 Из С. Соколовой Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме: Ресурсы → Производство → Сбыт С переходом российских предприятий на рыночные отноше­ния ситуация изменилась. Предприятия вынуждены рабо­тать по совершенно иной схеме: Сбыт (спрос) → Производство → Ресурсы В чем принципиальное различие этих схем? Ответ Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме: Ресурсы → Производство → Сбыт При этой схеме основой являются ресурсы; именно они явля­ются ограничителем объема выпуска продукции. Если рассматри­вать условия работы предприятий с этой позиции, то вроде бы они являлись идеальными, так как предприятиям не надо было беспокоиться, где взять ресурсы и куда сбыть продукцию, – все решало государством в лице Госплана и Госснаба. В условиях плановой экономики предприятия не были особо заинтересованы в выпуске высококачественной продукции, так как конкуренция практически отсутствовала, и предприятия знали, что сбыт продукции всегда гарантирован. У предприятий-про­изводителей (продукции) отсутствовала свобода выбора предприя­тий-поставщиков (сырья). Предприятия не стремились снижать издержки на производство и реализацию продукции за счет внедрения новой техники и технологии, лучшей организации производства, так как цены устанавливались на основе фактических издержек и нормативной при­были. Кроме того, предприятиям никогда не угрожало банкрот­ство. С переходом российских предприятий на рыночные отноше­ния ситуация в корне изменилась. Предприятия вынуждены рабо­тать по совершенно иной схеме: Сбыт (спрос) → Производство → Ресурсы В этой схеме основой является спрос покупателей, т. е. возмож­ность сбыть свою продукцию. Для этого нужно изучать конъ­юнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и иные вопросы, ха­рактерные для рыночных отношений. Многие отечественные предприятия по различным причинам не были готовы работать по этой схеме.  
Задача №1.5.69 Из С. Соколовой В зависимости от целей деятельности любое юридическое лицо относится к одной из двух категорий: • коммерческие организации; • некоммерческие организации. Каковы различия и формы этих органзаций? Ответ Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме: товари­ществ и обществ, производственных кооперативов, государствен­ных и муниципальных предприятий. Некоммерческие организации не ставят своей целью получе­ние прибыли и распределение ее между участниками. К ним могут относиться потребительские кооперативы, общественные и рели­гиозные объединения, благотворительные и иные фонды и другие организации, предусмотренные законом.  
Задача №1.5.70 На рынке совершенной конкуренции установилась равновесная цена Р = 30. Найти оптимальный объем производства одной фирмы на этом рынке, если известно, что ее функция общих издержек: ТС = 1/2Q2 + 10Q + 100. Решение Найдем МС = (ТС)' = Q + 10 Подставим в условие максимизации прибыли совершенно конкурентной фирмы. mах π: Р = МС 30 = Q + 10 Q* = 20 Ответ:Q* = 20.  
Задача №1.5.71 Охарактеризуйте рынок олигополии. Ответ Это тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура может быть как невелика (нефть), так и достаточно обширна (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерно ограничение вступления новых фирм на рынок. Это связано с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Так как каждый олигополист сталкивается лишь с небольшим числом соперников, его действия, как правило, будут оказывать заметное влияние на каждого из них. При максимизации прибыли олигополист должен принимать в расчет свои взаимоотношения с этими соперниками. Взаимозависимость решений фирмы по ценам и объему производства является особенностью олигополии. Поэтому модель олигополии должна отражать три момента: издержки, спрос и ответная реакция конкурентов. Важно, что в случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т. п. Каждый олигополист учитывает, что снижение его цены вызовет ответную реакцию других олигополистов. Поэтому возросший вследствие снижения цены спрос распределяется между всеми фирмами и фирме, первой понизившей цену, достанется лишь часть возросшего спроса.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: