Условие максимизации прибыли для монополии.




Марафон по экономическим задачам

ТЕМА ЗАДАЧ Уровень сложности (кол-во задач) ВСЕГО
                   
  Показатели деятельности ФИРМЫ. Фирма в условиях различных рынков.                      
  Функции и закон спроса и предложения. Три способа задания функции спроса и предложения. Индивидуальный и рыночный спрос. Неценовые факторы спроса и предложения.                      
  Рыночное равновесие. Рыночный объем продаж и рыночная выручка. Дефицит и избыток товара.                      
  Эластичность.                      
  Производственные возможности общества. КПВ.                      
  Поведения потребителя, гипотеза рационального поведения. Полезность, общая и предельная полезность.                      
  Факторы производства. Технология. Изокванты (линии равного выпуска). Бюджетное ограничение производителя.                      

 

Оглавление

1. Показатели деятельности ФИРМЫ. Фирма в условиях различных рынков. Максимизация прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль и издержки. 4

 


 

1. Показатели деятельности ФИРМЫ. Фирма в условиях различных рынков. Максимизация прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль и издержки Сложность
Задача №1.1.1 Для производства одной единицы товара требуются 3 единицы ресурса А и 2 единицы ресурса В. Единица ресурса А стоит 20 руб., В – 30 руб. Определить функции средних переменных и предельных издержек. Ответ.120; 120.  
Задача №1.1.2 Здесь изображён график издержек фирмы. Каких именно?

 

Ответ

 

 

 
Задача №1.1.3 Здесь изображён график издержек фирмы. Каких именно?

 

Ответ

 

 

 
Задача №1.1.4 Каждая дополнительно произведенная и проданная единица продукции что-то добавляет, как к валовому доходу, так и к валовым издержкам. Что это за «добавки»? Как их принято обозначать в экономической теории? Ответ. Это предельные величины. Предельный доход и предельные издержки.  
Задача №1.1.5 Как фирма определяет оптимальный объём производства? Ответ. Сравнивая свой предельный доход и предельные издержки.  
Задача №1.1.6 Может ли сложиться такая ситуация, что «чистый» монополист функционирует с убытками? Как это вообще может случиться, если монополист обладает властью над ценой? Ответ. Может. Монополист «властен» над ценами, но не над спросом.  
Задача №1.1.7 Примером естественной монополии является: а) компания «Майкрософт»; б) городской метрополитен; в) Сбербанк России; г) международная организация «Красный Крест». Ответ. Городской метрополитен.  
Задача №1.1.8 Какой из следующих рынков более других соответствует условиям совершенной конкуренции: а) рынок автомобилей; б) рынок пшеницы; в) рынок труда; г) рынок верхней одежды? Ответ. Рынок труда.  
Задача №1.1.9 Может ли рост цены на 5% привести к росту выручки на 10%? Ответ Нет. Так как при росте цены величина спроса падает. Поэтому выручка никак не может увеличиться более чем на 5%.  
Задача №1.1.10 Укажите максимальную прибыль, которую может извлечь фирма.

Ответ. 200 (800 – 600)

 
Задача №1.1.11 Чему равна прибыль? Ответ Прибыль равна разнице между выручкой производителя и его издержками.  
Задача №1.1.12 Какова главная цель производителя? Ответ Целью производителя является получение максимально возможной прибыли. Именно с этой точки зрения он принимает решение о том, сколько товара ему производить.  
Задача №1.1.13 Для какого рынка характерна ситуация на рисунке?  

Ответ

Для конкурентного рынка (рынка совершенной конкуренции).

 
Задача №1.1.14 Основной мотив поведения фирм как субъектов рынка: а) получение максимального дохода; б) удовлетворение потребительского спроса; в) минимизация издержек; г) удовлетворение производственных потребностей. Ответ. а) получение максимального дохода.  
Задача №1.1.15 Что мы понимаем под терминами «производство» и «фирма»? Ответ Производство – любая деятельность по использованию ресурсов для получения как осязаемых, так и неосязаемых (нематериальных) благ. Теория производства изучает процесс превращения (трансформации) ресурсов в выпуск (продукт), соотношения между количеством применяемых ресурсов и объемом выпуска. Фирма – участник рыночных отношений, осуществляющий преобразование факторов производства в продукт.  
Задача №1.1.16 Из студенческой работы Рассмотрим продукт компании Pringles – картофельные чипсы. О каких издержках идёт речь в следующем пассаже? «Технологический процесс производства любых чипсов в целом идентичен. Но есть и особенные черты. Так, в 2006 году Том Лэндж поведал в интервью, что компании принадлежит собственная аэродинамическая труба, которая используется, как бы странно это ни звучало, для контроля аэродинамических свойств чипсов. Это делается не только для того, чтобы, как утверждается по официальной версии производителя, чипсы не разлетались на пикнике. По словам Лэнджа, «процесс производства Pringles настолько быстр, что приходится следить за тем, чтобы потоки воздуха не сдували чипсы с конвейерной ленты». К тому же, одинаковая форма и размер делают упаковку чипсов более лёгкими и удобными. Более того, известно, что для производства Pringles используются специально созданные машины, изобретённые писателем-фантастом Джином Родманом Вулфом». Ответ. FC, AFC  
Задача №1.1.17 Из студенческой работы Рассмотрим продукт компании Pringles – картофельные чипсы. О каких издержках идёт речь в следующем пассаже? «Работа дизайнеров. Этот показатель играет важную роль для компании Pringles, что подтверждается следующим: а) Логотип компании с изображением усатого пекаря Джулиуса Прингла, известен едва ли не каждому человеку. При этом он остаётся практически неизменным с момента его принятия в 1967 г., что говорит о приверженности компании единому принятому стилю. В свою очередь, это ведёт к высокой узнаваемости бренда; б) Упаковка Pringles – банка-тубус вместо пакета – изобретение Фредерика Бора. До сих пор ни один популярный бренд не использует упаковок такого же форм-фактора (за исключением мелких брендов, как, например, “Kracks”)». Ответ. FC, AFC(Если, конечно, дизайнер не получает определённый процент с каждой проданной упаковки)  
Задача №1.1.18 Из студенческой работы Рассмотрим продукт компании Pringles – картофельные чипсы. О каких издержках идёт речь в следующем пассаже? «Компания Pringles вкладывает большие средства в рекламу, как на телевидении и в интернете, так и становясь спонсором некоторых спортивных мероприятий». Ответ. VC, AVC  
Задача №1.1.19 Из студенческой работы Рассмотрим продукт компании Pringles – картофельные чипсы. О каких издержках идёт речь в следующем пассаже? «Основным ингридиентом в производстве чипсов является картофель, который нельзя назвать редким ресурсом. Это снижает затраты на транспортировку сырья. Чипсы Pringles, хотя и относятся к картофельным закускам, не состоят на 100% из картофеля, как некоторые их конкуренты. В их производстве используется лишь 42% картофеля, а остальную часть составляют мучной крахмал и мука, смешанные с растительным маслом и эмульгаторами. Очевидно, при более низкой цене крахмала и муки по сравнению с картофелем, такой состав чипсов позволяет снизить стоимость используемого сырья». Ответ. VC, AVC  
Задача №1.2.1 ATC (20) = 0.5; MC (21) = 11. ATC (21) =? Ответ.ATC (21) = 1  
Задача №1.2.2 AVC (25) = 5; ATC (25) = 13. FC =? Ответ.FC = 200  
Задача №1.2.3 Многие городские бакалейные магазины в настоящее время работают 24 часа в сутки даже несмотря на то, что по ночам у них довольно мало клиентов. Проведя различие между постоянными и предельными издержками, объясните, каким образом подобная стратегия позволяет максимизировать прибыли фирм.  
Задача №1.2.4 На графике изображена линия спроса и три варианта кривых предельного дохода: MR1, MR2, MR3. Какой из этих вариантов MR правильный? Почему?

Ответ. MR2

 
Задача №1.2.5 Функция предельных издержек фирмы выражена формулой: МС = 10 + Q (руб). Цена единицы продукции постоянна и равна 600 руб./шт. Определите объем выпуска, который позволит фирме максимизировать прибыль. Решение Используем правило максимизации прибыли для фирмы – ценополучателя: Р = МС. Следовательно, подставив известные нам значения в данную формулу, можем определить оптимальный объем выпуска 600 = 10 + Q; Q = 590.  
Задача №1.2.6 Функция предельных издержек фирмы выражена формулой: МС = 12 + 2Q (руб). Цена единицы продукции постоянна и равна 412 руб./шт. Определите объем выпуска, который позволит фирме максимизировать прибыль. Решение Используем правило максимизации прибыли для фирмы – ценополучателя: Р = МС. Следовательно, подставив известные нам значения в данную формулу, можем определить оптимальный объем выпуска 412 = 12 + 2Q; Q = 200.  
Задача №1.2.7 Функция предельных издержек фирмы выражена формулой: МС = 30 + 3Q (руб). Цена единицы продукции постоянна и равна 600 руб./шт. Определите объем выпуска, который позволит фирме максимизировать прибыль. Решение Используем правило максимизации прибыли для фирмы – ценополучателя: Р = МС. Следовательно, подставив известные нам значения в данную формулу, можем определить оптимальный объем выпуска 600 = 30 + 3Q; Q = 190.  
Задача №1.2.8 Функция предельных издержек фирмы выражена формулой: МС = 14 + 4Q (руб). Цена единицы продукции постоянна и равна 62 руб./шт. Определите объем выпуска, который позволит фирме максимизировать прибыль. Решение Используем правило максимизации прибыли для фирмы – ценополучателя: Р = МС. Следовательно, подставив известные нам значения в данную формулу, можем определить оптимальный объем выпуска 62 = 14 + 4Q; Q = 12.  
Задача №1.2.9 ATC (8) = 2; MC (9) = 11. ATC (9) =? Ответ.ATC (9) = 3  
Задача №1.2.10 ATC (20) = 15; FC = 100. AVC (20) =? Ответ.AVC (20) = 10  
Задача №1.2.11 Величина спроса увеличилась на 3% при росте цены на 1%. Как изменилась выручка продавца? Ответ дайте в процентах с точностью до двух знаков после запятой. Ответ Не может такого быть,так как снижение цены в соответствии с законом спроса вызывает рост величины спроса.  
Задача №1.2.12 АС (10) = 6, АС (9) = 5. А) Найти МС (10). Б) Можно ли по этим данным найти МС (9)? Ответ А) МС (10) = ТС (10) – ТС (9) = 60 – 45 = 15. Б) Нет. Так как не хватает данных для вычисления ТС (8).  
Задача №1.2.13 Для каких типов рынка справедливо правило равенства предельного дохода и предельных издержек (MR = МС)? Ответ Правило равенства предельного дохода и предельных издержек является точным ориентиром максимизации прибыли всех фирм, независимо от того, являются ли они чисто конкурентными, монополистическими, монополистически конкурентными или олигополистическими. Применение правила не ограничивается особым случаем чистой конкуренции.  
Задача №1.2.14 Ситуацию на каком рынке может иллюстрировать эта картинка?  

 

Ответ. Монополия.

 
Задача №1.2.15 Подберите экономический закон к фразе «Чем выше в гору, тем тяжелее подъем».  
Задача №1.2.16 Совершенный рынок: Р = 24 – цена рыночного равновесия; МС = 3Q + 15, при каких цене и объёме производства фирма максимизирует прибыль? Решение МС = Р à 3Q + 15 = 24 Ответ Q = 3– объём производства, при котором прибыль фирмы будет максимальной.  
Задача №1.2.17 Совершенный рынок: Р = 37 – цена рыночного равновесия; МС = 6Q + 1, при каких цене и объёме производства фирма максимизирует прибыль? Решение МС = Р à 6Q + 1 = 37 Ответ Q = 36– объём производства, при котором прибыль фирмы будет максимальной.  
Задача №1.2.18 Совершенный рынок: Р = 54 – цена рыночного равновесия; МС = Q + 10, при каких цене и объёме производства фирма максимизирует прибыль? Решение МС = Р à Q + 10 = 54 Ответ Q = 44– объём производства, при котором прибыль фирмы будет максимальной.  
Задача №1.2.19 Попробуйте увязать наличие чистой окружающей среды с уровнем дохода местных жителей. Ответ Чистая окружающая среда – это нормальный товар. Доход жителей Швейцарии много выше, чем доход жителей Китая, в связи с чем спрос на чистую окружающую среду среди швейцарцев выше, чем среди китайцев.  
Задача №1.2.20 Нормальный товар предполагает увеличение потребления этого товара при росте дохода. При этом доля расходов потребителя на этот товар в его общих расходах может как рости, так и сокращаться. О каких нормальных товарах идёт речь в первом случае, о каких – во втором? Ответ В первом случае товар будет являться товаром роскоши, а во втором – товаром первой необходимости.  
Задача №1.2.21 На графике изображены линия спроса, кривая средних издержек и предельных издержек. Какую кривую нужно еще нанести на график, чтобы определить уровень цены, обеспечивающий максимальную прибыль монополии?

Ответ. Кривую предельного дохода (MR).

 
Задача №1.2.22 «Чистый» монополист может повышать цену на свой товар безгранично: ведь он – один-единственный производитель в отрасли. Кривая спроса на его товар – абсолютна неэластична. Вы согласны с этим утверждением? Ответ В реальной жизни редко можно столкнуться с абсолютно неэластичной кривой спроса. «Чистый» монополист ограничен в своей ценовой политике и переключением потребителя на товары-субституты, и пределами платежеспособного спроса населения.  
Задача №1.2.23 Что представлено на рисунке?

Ответ

 
Задача №1.2.24 Существуют общепринятые обозначения издержек: ТС, AC, МС, FC, VC Расшифруйте эти обозначения. Ответ ТС совокупные издержки (total costs) AC средние издержки (average costs) МС предельные издержки (marginal costs) FC фиксированные издержки (fixed costs) VCпеременные издержки (variable costs)  
Задача №1.2.25 О каких типах рынка идёт речь на картинке («50 лекций»)?

Ответ. Совершенная конкуренция. Монополия. Монопсония.

 
Задача №1.2.26 Существуют ли в реальности рынки совершенной конкуренции? Ответ Совершенная конкуренция является только абстрактной моделью, удобной для объяснения рыночного поведения экономических агентов. В реальной жизни чисто конкурентных рынков не существует. Этих рынков нет не только со стороны предложения, которое характеризуется организаторскими способностями предпринимателя, наличием у него информации о конъюнктуре рынка, совершенностью связей с банками и государственными учреждениями, готовностью к нововведениям и рядом других особенностей. Их нет и со стороны спроса, так как у покупателей разные вкусы, требования к внешнему виду товара и поведению продавца в процессе общения с ним, так что совершенно конкурентным спрос может быть только в случае, если продукция или услуги предприятия совершенно идентичны и не имеют заменителей.  
Задача №1.2.27 При увеличении объемов производства (Q) на 100% совокупные издержки (TC) фирмы увеличились на 50%. Как изменились средние издержки (ATC) производства единицы продукции? Ответ. Снизились на 25%.  
Задача №1.2.28 Является ли метрополитен естественной монополией? Ответ. Да. Сама возможность существования такой «дорогой» фирмы, как метрополитен, объясняется большим потоком пассажиров, каждый из которых платит невысокую плату, но при большом количестве пассажиров этой платы хватает на покрытие затрат. Что будет, если появятся два метрополитена и этот поток пассажиров разделится на две части? Для покрытия расходов «своего» метрополитена каждый пассажир должен будет платить почти в два раза больше.  
Задача №1.2.29 Еще А. С. Пушкин задавался вопросом: «...что выгоднее – напеча­тать 20 000 экземпляров одной книги и продать по 50 коп. или напечатать 200 экземпляров и продавать по 50 руб.», ведь в обоих случаях выручка «книгопродавца» составит 10 000 руб. Каково Ваше мнение? Ответ При максимизации прибыли книгопродавец выберет 2-й вариант.  
Задача №1.2.30 Организатор нескольких финансовых пирамид («Аферист века»), отбывающий тюремное заключение, Берни Мэдофф скупил в тюремном магазине все упаковки с порошком какао. С какой целью? Ответ Монополизировать тюремный рынок какао, спрос заключённых на которое отличается низкой эластичностью.  
Задача №1.2.31 Что такое «банкротство»? Ответ Банкротство (итал. banko – банк, rotto – сломать) – это признанная судом или арбитражем полная неплатежеспособность должника и неспособность его в связи с этим осуществлять экономическую деятельность с целью погашения долгов.  
Задача №1.2.32 Приведите примеры постоянных и переменных издержек на примере пиццерии. Ответ Посудомоечная машина (печь, пресс и т.д.) – это постоянные расходы. Арендная плата. Лицензия. И др. А переменные? Зарплата (например, разносчиков пиццы). Электричество. Реклама. Продукты (базилик и орегано, оливковое масло, пепперони и салями, соусы, мука, помидоры, грибы, Моццарелла, Дор Блю и др.)  
Задача №1.2.33 Кондитерская фабрика «Ангара» в прошлом произвела 800 кг зефира по цене 190 руб. за кг. При этом затраты на его производство составили 11 000 руб. С прибыли пришлось уплатить налог в размере 20%. Какая чистая прибыль осталась в распоряжении фабрики? а) 112 800 рублей б) 132 240 рублей в) 28 200 рублей г) 96 280 рублей Ответ. а) 112 800 рублей  
Задача №1.2.34 Художник продаёт картины на Арбате. Издержки на материалы для одной картины составляют 100 рублей. Готовые картины художник выставляет на продажу по цене 800 рублей за штуку. Покупатели приобретают каждую четвёртую из нарисованных художником картин. Подсчитайте, сколько картин придётся нарисовать художнику для того, чтобы купить себе мольберт за 1 250 рублей. Ответ. Художнику придётся нарисовать 16 картин.  
Задача №1.2.35 Найдите в кроссворде 5 экономических терминов, объясните их значение. (Слова читаются во всех направлениях, кроме диагонального)  

Ответ. Конкуренция, рынок, спад, услуга, продукция.

 
Задача №1.2.36 Из С. Иванова Укажите, какое из нескольких положений является правильным. Ответ обоснуйте. Фундаментальными вопросами экономики являются следующие: а) кто производит, что производить, как производить; б) кто производит, для кого производить, как производить; в) что производить, как производить, для кого производить; г) что производить, для чего производить, как производить. Ответ. Верно утверждение «в». В условиях ограниченности ресурсов невозможно произвести все, в чем нуждаются люди, поэтому нужно определить, что производить; всегда существует несколько альтернативных способов производства, и необходимо выбрать наиболее рациональные в существующих условиях, т. е. решить, как производить; и, наконец, невозможно удовлетворить запросы всех людей в равной степени, поэтому необходимо решить, для кого производить.  
Задача №1.2.37 Что называется «Средним продуктом переменного ресурса»? Ответ Средним продуктом переменного ресурса (как правило, имеется в виду труд) называется отношение объема выпуска продукции Q к объему используемого ресурса. Другими словами, это выпуск продукции, приходящийся на единицу труда в единицу времени. Это не что иное, как средняя производительность труда, которую будем обозначать APL (average product of labour): AРL = Q/L Например, завод выпускает 1000 деталей в месяц, а затраты труда составляют 50 тыс. часов, то средний продукт труда равен 1000/50000 = 0,02 дет./ч.  
Задача №1.3.1
Это – график постоянных издержек: График переменных затрат выглядит таким образом:

 

Как будет выглядеть график общих издержек?

Решение

 

 
Задача №1.3.2 Изобразим графики предельных издержек, средних переменных издержек и средних общих издержек. Что Вы можете сказать об их расположении и их форме?  

 

Ответ

На приведенном выше графике видно, что AC всегда превышают AVC, поскольку AC = AVC + AFC, но расстояние между ними сокращается при росте Q (поскольку AFC является монотонно убывающей функцией).

Также на графике видно, что график MC пересекает графики AVC и AC в точках их минимумов.

Чтобы обосновать, почему это так, достаточно вспомнить соотношение между средними и предельными величинами: когда предельная величина ниже средней, то средняя величина убывает при росте объема. Когда предельная величина выше средней величины, средняя величина возрастает при росте объема.

Таким образом, когда предельная величина пересекает среднюю величину снизу вверх, средняя величина достигает минимума.

 
Задача №1.3.3 Как будет выглядеть график прибыли при таком типе выручки (выручка линейного типа, спрос = const):  

 

Решение

 

 

 
Задача №1.3.4 Постройте графики средних (постоянных, переменных, средних) издержек. Решение. Построение кривой средних издержек. (A) Средние постоянные издержки убывают по мере увеличения выпуска. (B) Средние переменные издержки в конечном счете возрастают по мере роста выпуска. (C) Сочетание этих двух эффектов дает U-образную кривую средних издержек.  
 
Задача №1.3.5 Совокупный доход предприятия составляет 500 тыс. ден. ед. Предприятие платит зарплату работникам – 250 тыс. ден. ед. Кроме того, затраты на сырье и материалы составляют 70 тыс. ден. ед. Неявные издержки предприятия составляют 100 тыс. ден. ед. Определите бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль предприятия. Решение Бухгалтерская прибыль = 500 – (250 + 70) = 180 тыс. ден. ед. Экономическая прибыль = 500 – (250 + 70) – 100 = 80 тыс. ден. ед.  
Задача №1.3.6 Бухгалтеру нужно покрасить свой дом. Для этого он может нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 30 рабочих часов и просит за работу 1200 у.е. Жена предлагает нашему бухгалтеру покрасить дом самому. Мотивирует она это тем, что бухгалтер в молодости был неплохим маляром. Он затратит на покраску 20 ч. И сэкономит семье деньги. Бухгалтер завален работой и обычно зарабатывает 100 у.е. в час. Поэтому он отказывается сам красить дом, ссылаясь на экономическую целесообразность. Кто прав и почему? Какова цена правильного выбора? Решение Прав бухгалтер. Он сэкономит семье деньги, если будет заниматься своей работой, которая за 20 часов принесёт ему: 20 × 100 = 2000 р. и наймёт маляра с оплатой 1 200 р. Цена его выбора, то есть экономия при этом составит: 2 000 – 1 200 = 800 р.  
Задача №1.3.7 Иван отказался от работы столяром с зарплатой 12 тыс. у.е. в год и отказался от работы референтом за 10 тыс. у.е. в год. Вместо этого он поступил в колледж с годовой платой за обучение в размере 6 тыс. у.е. Половину платы за обучение Ивану компенсировало государство. Какова упущенная выгода обучения, если принять во внимание только этот год? Решение Экономисты предполагают, что человек рационален. Поэтому наилучшим из мест работы наш Иван считает то, которое приносит ему больше денег. Ведь о других его предпочтениях нам ничего не известно. Упущенная выгода есть недополученный доход плюс прямые затраты. Лучшая из отвергнутых альтернатив должна была бы принести ему 12 тыс. у.е. в год, тогда как выбранная альтернатива – обучение в колледже – уносит 3 тыс. у.е., т. е. 6 тыс. у.е. за вычетом того, что берет на себя государство (6-3). В результате упущенная выгода равна 12 + 3 = 15 тыс. у.е. Прочие затраты Ивана неизвестны. Поэтому в данном случае альтернативная стоимость лучше всего оценивается через упущенную выгоду.  
Задача №1.3.8 На путешествие самолетом из Москвы в Амстердам менеджер тратит сутки с учетом сопутствующих затрат времени. Поездка в поезде займет двое суток. Авиабилет стоит 300 долл., а железнодорожный билет – 180 долл. Во время передвижения менеджер был лишен возможности зарабатывать. А) Какой способ передвижения дешевле для менеджера, зарабатывающего 150 долл. каждый день вне зависимости от того, выходной он или рабочий? Б) При каком дневном заработке менеджера ему будет безразличен выбор средства передвижения из Москвы в Амстердам? Решение А) Решим эту задачу двумя способами. Первый способ основан на сравнении полных затрат (альтернативных затрат):
Статьи затрат Самолет Поезд
1. недополученный заработок 150 долл. 300 долл.
2. прямые затраты (цена билета) 300 долл. 180 долл.
Итого: 450 долл. 480 долл.

Второй способ принимает во внимание только различия между вариантами:

Статьи затрат Самолет Поезд
1. Недополученный заработок 0 долл. 150 долл.
2. Прямые затраты (цена билета) 300 долл. 180 долл.
Итого: 300 долл. 330 долл.

Результат, естественно, не меняется в зависимости от способа решения:

авиабилет дешевле на 30 долл.

Б) Обозначим через Х неизвестный дневной заработок менеджера.

Тогда безразличие двух вариантов пути достигается при 300 + Х = 180 + 2Х.

Откуда находим Х = 120 долл.

Ответ: А) Авиабилет дешевле на 30 долл. Б) 120 долл.

 
Задача №1.3.9 Может ли снижение цены на 15% дать прирост выручки на 25%? Ответ Да.Для этого величина спроса должна вырасти на 47%.  
Задача №1.3.10 Может ли фирма – совершенный конкурент влиять на величину своего валового дохода (TR). Если да, то каким образом? Если нет, то почему? Ответ Фирма – совершенный конкурент может влиять на величину своего валового дохода, варьируя объем выпуска продукции.  
Задача №1.3.11 а) Небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частный контроль над ценами; б) большое количество компаний производит различную продукцию при очень слабом контроле над ценами; в) однородная продукция производится на двух фирмах при частичном контроле над ценами; г) определенный продукт изготовляется одной компанией с высокой степенью контроля над ценами; д) в США 50 самых мощных компаний осуществляют 94% выпуска различных продуктов нефтепереработки; е) в авиастроении США на долю 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж. Проведите анализ представленных утверждений и попытайтесь ответить на следующие вопросы: 1. Какой тип рыночной структуры представлен в пунктах а) – г)? 2. Какую рыночную структуру отражает утверждение д)? 3. Характерные черты какой рыночной структуры представлены в утверждении е)? Ответ а) олигополия; б) монополистическая конкуренция; в) дуополия; г) чистая монополия; д) олигополия; е) олигополия.  
Задача №1.3.12 На рынке совершенной конкуренции рыночная цена равна 8 ден. ед. Зависимость величины предельных издержек от объема производства для фирмы, работающей на этом рынке (т.е. выбравшей ненулевой объем производства), задана в таблице: Q (ед.) 3 4 5 6 7 8 MC (ден. ед.) 10 8 7 5 6 9 Оптимальный объем производства для фирмы равен? Ответ. 4  
Задача №1.3.13 Используя нижеприведенные данные, найдите, чему равна цена товара. Прибыль 100. Выручка 350. Средние издержки 5. Ответ. P = 7  
Задача №1.3.14 Поясните следующий рисунок.

Ответ

Решение фирмы о размере расходов на рекламу может в значительной мере определяться выбором цели – стремится ли фирма к максимизации объема продаж или прибыли.

Графически это представляется довольно просто:

На рисунке на горизонтальной оси откладываются расходы на рекламу, на вертикальной – общий объем продаж (валовая выручка) и суммарная прибыль.

Форма кривой валовой выручки позволяет сделать вывод, к которому, по-видимому, склоняется большинство предпринимателей, что увеличение расходов на рекламу всегда приносит увеличение физического объема продаж.

 
Задача №1.3.15 Какова цель монополии? Ответ Цель монополии – получение максимально возможного дохода (прибыли) посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке. Средством достижения цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной.  
Задача №1.3.16 Одним из условий рынка совершенной конкуренции является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него. Поясните, что означает это условие. Ответ Когда такие барьеры есть, продавцы (или покупатели) начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они – мелкие фирмы. В истории именно так действовали средневековые гильдии (цехи) купцов и ремесленников, когда по закону производить и продавать товары в городе мог только член гильдии (цеха). Типичное для совершенной конкуренции отсутствие барьеров или свобода входить на рынок (в отрасль) и покидать его значит, что ресурсы полностью мобильны и без проблем перемещаются из одного вида деятельности в другой. Покупатели свободно меняют свои предпочтения при выборе товаров, а продавцы легко переключают производство на выпуск более прибыльных продуктов. Нет трудностей и с прекращением операций на рынке. Условия не вынуждают никого оставаться в отрасли, если это не соответствует его интересам. Другими словами, отсутствие барьеров означает абсолютную гибкость и адаптивность рынка совершенной конкуренции.  
Задача №1.3.17 Насколько распространённым в современной экономике является олигополистический рынок? Ответ Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо-, самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.  
Задача №1.3.18 Каковы основные черты олигополистического рынка? Ответ Ÿ Однородность или разнородность продукции; Ÿ Малочисленность и крупные размеры фирм; Ÿ Барьеры (размер фирмы); Ÿ Несовершенная информация (субъективный фактор)  
Задача №1.3.19 Какова главная причина формирования олигополии? Ответ Главной причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими. Чтобы вторгнутся в олигополистический рынок, «чужаку» надо сразу выложить такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия. Поэтому история знает очень небольшое число случаев, когда фирма-гигант создавалась «на пустом месте» путем единоразовых огромных инвестиций (АвтоВАЗ в СССР и Фольксваген в Германии; характерно, что в обоих случаях инвестором выступало государство, т. е. в формировании этих фирм большю роль играли неэкономические факторы).  
Задача №1.3.20 Сидя на берегу Байкала, вы черпаете его кристальную воду и с наслаждением пьете. Каким графиком можно проиллюстрировать экономическую подготовку к этому сладостному процессу?  
Задача №1.3.21 Прокомментируйте рисунок («50 лекций»).  

Ответ

Лаптеплёт плетёт лапти до тех пор, пока предельные затраты на (последние) лапти не сравняются с предельной выручкой от них.

Таким образом лаптеплёт максимизирует свою прибыль.

 
Задача №1.3.22 Все экономические показатели можно, с известной долей условности, разделить на абсолютные и относительные. Что собой представляют те и другие? Ответ Первые (абсолютные) показатели выражаются в каких-либо объемных или денежных единицах и могут быть либо потоковыми (т.е. величина за определенный период), либо запасовыми (т.е. величина за определенную дату). Вторые (относительные) показатели представляют собой отношения абсолютных (или других относительных) показателей, то есть количество единиц одного показателя на одну единицу другого. Относительными показателями являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же – в разные моменты; это – темпы роста данного показателя. Широко используются два типа относительных показателей: это средние и предельные величины.  
Задача №1.3.23 По методам осуществления конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую. В чем они состоят? Ответ Ценовая конкуренция − это конкуренция, при которой средством поражения противника выступает повышение или понижение цены. В цивилизованном рынке снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. В последнее время к ценовой конкуренции вновь возрос интерес в развитых странах в связи с внедрением ресурсосберегающих технологий и экономии на издержках производства. Неценовая конкуренция − конкуренция, при которой средством поражения выступают неэкономические методы: повышение качества продукции, сервисное обслуживание, маркетинг и т.д. Осо


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: