Единая церковь. Крестовые походы. Византия. 21 глава




– Тебе надо было спросить у меня, прежде чем убивать святого, – продолжил Господь.

– Иди к Дьяволу!

Он встал и посмотрел на меня так, что я чуть не протрезвел. Этот взгляд я запомнил. Он был точно.

– Поговорим, когда проспишься, – резко бросил он и зашагал к выходу.

На следующее утро я проснулся почему‑то на татами. Слева от меня спала Токи, а справа Тани. Или наоборот?

 

Близилась осень. Я почти никуда не выходил, пустил дела на самотек. Не сходя с дивана, подписывал бесконечные бумаги. Почти не глядя.

Да, я понимал, что веду себя как страус, спрятавший голову в песок. Но голова в песке думала. Мысль Эммануила о том, что иезуиты погубили мою карьеру, глубоко врезалась мне в душу. Паранойя, конечно. Но какая успокоительная паранойя! Все‑таки месть – более благородная причина для убийства, чем вульгарный эгоизм, алчность и тщеславие.

Эммануил не навещал меня. Обещанный, «когда протрезвеешь», разговор так и не состоялся. Я прекрасно понимал почему.

Если Эммануил Бог – значит, нет преступления. Я слишком хотел верить в это, несмотря ни на что. И я пытался внушить себе эту веру изо дня в день. Эммануилу тут нечего было добавить. Я сам делал за него эту работу.

Иногда мне это удавалось, и я почти успокаивался. Но иногда…

Некий Лютер не получал облегчения от исповеди и решил, что Церковь не может отпустить его грехи. Так возникла ересь лютеранства.

Рядом со мной был сам Господь, и он не мог или не хотел помочь мне. Я погружался в отчаяние.

На последней неделе августа пришли бумаги, которые меня заинтересовали. В горном монастыре Эйхэйдзи был обнаружен сбежавший китайский Император и пятеро его слуг. Точнее, их трупы.

Докладчик был скрупулезен, не пропускал ни одной мелочи. Остальное довершила моя фантазия. Монастырь окружен. Бегство невозможно. Вот полицейские идут по длинному залу, где, обратившись лицом к стене, сидят в медитации дзэнские монахи. Они даже не реагируют. Зал кончается. Шорох отодвигаемой перегородки. Кровь на полу. Они мертвы – все шестеро. Перерезали себе горло. Слуги последовали за Императором. Ему было двадцать два года. Не знал…

Я выронил доклад. Кровавые листы. Скоро я буду мыть руки ночами, как леди Макбет.

Дня через три в моей комнате возник Варфоломей.

Я лежал на неизменном диване и потягивал сакэ. От визита Марка остался почти целый ящик, который я постепенно и оприходовал. Газовая горелка в виде средневекового кошелька обнаружилась тем памятным утром в углу комнаты. Я не стал возвращать ее хозяевам.

И вот теперь она стояла на низком столике передо мной и работала по назначению – грела сакэ в кувшинчике.

– Хочешь? – предложил я Варфоломею.

– Петр, это не метод.

Конечно, не метод. Увы, мой организм устроен так, что у меня есть предел потребления выпивки. За некоторым порогом она не вызывает ничего, кроме отвращения. Может, попробовать антидепрессанты? А что, это идея. Увы, отцы‑иезуиты так прочно вбили мне в голову, что наркотики – это белая смерть, что кокаин звучит для меня неотличимо от цианистого калия. Впрочем, цианистый калий – это тоже идея.

Где та смоковница, на которой мне повеситься?

– Как хочешь. – Варфоломей опустился на дзабутон и протянул мне два листа бумаги с неким текстом. – Подпиши, пожалуйста.

Я подписал, не читая.

– Ты все бумаги так подписываешь?

– А что?

– Так можно случайно подписать свой смертный приговор.

– Я тебе доверяю.

– Прочитай хотя бы!

– На фиг.

Варфоломей вздохнул.

– Знаешь, что говорят? «Наш апостол Петр держит в руках ключи от ада». А ты даже не читаешь того, что подписываешь.

– Хочешь, я тебе их подарю?

– Что?

– Ключи от ада.

– Спасибо! – усмехнулся Варфоломей. – У меня своих дел хватает.

– Вот именно. Ключи от ада никому не нужны.

– Ключами можно не только отпирать двери, но и запирать.

После ухода Варфоломея я вылил горячее сакэ в сортир и достал папки с делами. Я придумал себе новое оправдание. Если я возьму дела под контроль – жертв будет меньше. Все‑таки я не самая большая сволочь в этой Империи.

За неделю сидения над бумагами я убедился, что система прекрасно работает и без меня. Если это можно назвать «прекрасным». Она работала, как комбайн без комбайнера, перемалывая все на своем пути: неважно, плевелы, пшеницу или птичьи гнезда. За время моего бездействия орден иезуитов был практически уничтожен: и тайный, и явный – без разбора. Впрочем, я подозревал, что тайный как раз частично выжил. Слишком много поступало сообщений об активизации ордена в Южной Америке, точнее – в государстве Гуарань. А еще точнее, в ПИСР – Парагвайской Иезуитской Социалистической Республике. Вообще‑то она была уже далеко не такой социалистической, как триста лет назад (во избежание полного и окончательного экономического кризиса отцы‑иезуиты объявили перестройку и ввели частную собственность). Но иезуитской оставалась вполне. Увы! Южная Америка – пока не наша территория. Хотя ей недолго оставалось. Буквально на днях Эммануил издал указ о присоединении Австралии. В стране с населением Москвы и весьма немаленькой территорией это не вызвало особых возражений. Сопротивление огромной Империи явно не имело смысла. Эммануил больше не утруждал себя военными акциями – он расширял границы единым росчерком пера.

Я подписал несколько десятков указов о помиловании. Они касались людей, явно ни в чем не замешанных. С остальными еще предстояло разбираться. Во всяком Случае, пьяный комбайн замедлил ход и начал выбирать дорогу.

Так не смывают грехи. Да! Так ищут самооправдания. Неправда, что искупить убийство одних можно спасением других. Покаяние – изменение жизни, а не битье себя в грудь кулаком. Я не был готов изменить свою жизнь.

Вскоре я получил письмо Эммануила. Бумажное. Вскрывал с некоторым содроганием, ожидая упреков в излишней снисходительности. Ничего подобного.

«Я рад, что ты взял себя в руки и наконец работаешь».

И приглашение на некое мероприятие. Почему‑то в половине двенадцатого ночи. В саду.

И вспомнил харакири Варфоломея, и мне стало не по себе.

Старый бумажный фонарь слабо освещал мощенную крупными камнями дорожку, заросли хризантем, траву ноздреватые камни сада и каменный колодец с родниковой водой.

Я заметил Эммануила на берегу пруда. Он повернулся ко мне и сделал знак подойти.

В воде пруда отражалась луна. Снова полная. Как в ту ночь.

Эммануил оперся рукой о ствол дерева. Поза хозяина.

– Рад видеть тебя, Пьетрос.

Я склонил голову.

– Я рад, что ты остался. Я знаю, о чем ты думал. Тебе трудно. Трудно вам всем. Вы еще в Воинствующей церкви, а не в Торжествующей. На войне как на войне. Меч, который я принес, кто‑то должен поднять и обагрить кровью. Этого не избежать, как бы нам ни хотелось. «Добро и зло – суть время». Так писал один дзэнский мастер. Догэн. В этом он прав. Бывают периоды упадка, когда божья Церковь становится синагогой Сатаны, а ее слуги – его слугами. Так стало перед моим приходом, иначе в нем не было бы нужды. Мы еще многих можем спасти. Вывести к свету. В этом наша цель. Но если люди отворачиваются от меня – они погибли. Тогда мы должны не дать им увести за собой других. Убить? Да! Но убить одного для спасения многих. Ты убил Погибшего, Пьетрос. Его уже нельзя было спасти. И тем более опасного Погибшего, что он мог увести за собой многих и многих.

Я кивнул. Я уже верил в это. Мне было удобно в это верить.

– Пошли!

Я обернулся и увидел на дорожке фигуру одинокого монаха, спешащего куда‑то в сторону, противоположную той, откуда я пришел. Он показался мне знакомым. Монах остановился, повернулся к нам и почтительно поклонился.

Такуан Сохо! Что он здесь делает?!

Эммануил с усмешкой смотрел на меня.

– Да, еще один твой спасенный.

– Мой спасенный…

– Как? Неужто забыл? По просьбе Варфоломея ты подписал два помилования дзэнским монастырям: Эйхэйдзи – монастырю мастера Догэна, где скрывался китайский Император, и Токайдзи – монастырю Такуана Сохо. Их пощадили.

Да, до бумаг Варфоломея я еще не дошел.

– Я был недоволен этим помилованием, – продолжил Эммануил. – Но Варфоломей заслуживает награды. Если ему так хочется устроить чайную церемонию с мастером Такуаном и дзэнским мастером Догэном – пусть будет. Они согласились участвовать в обмен на то, что их монастыри пощадят. Правда, у меня было свое условие – признание меня Майтрейей. – Он улыбнулся. – Мы договорились.

В глубине сада скрывалась маленькая хижина с низкой дверью. Я согнулся в три погибели, чтобы войти внутрь.

Свет луны из окошка под потолком освещал комнату. Метров восемь‑девять. Приглашенные едва умещались в тесном помещении. Сидели по‑японски, на циновках. Эммануил на самом почетном месте, у токонома [73]. Рядом с ним Варфоломей, Иоанн, Мария, Хун‑сянь, Филипп, Матвей. Тэндзин, Хатиман и незнакомый мне буддийский монах. Очевидно, Догэн. Такуан готовил чай, стараясь не встречаться со мной взглядом.

В токонома стояла фарфоровая ваза с нераспустившимся цветком белой хризантемы. И на вазе, и на бутоне блестели капли росы. А в нише висел свиток с надписью. Я еле разобрал слова в полутьме.

«Легко войти в мир Будды, трудно войти в мир дьявола» [74].

Я ничего не понял. Или не хотел понять? Почему трудно? И в какой мир я вхожу?

От дзэнской свободы на меня веет вселенским холодом. Я погружаюсь в пустоту. Нет! Мне приятнее думать о личном Боге, о руке, протянутой ко мне из иных сфер бытия. Впрочем, наши чувства – не критерий истины что бы ни писал об этом Владимир Соловьев [75].

Говорили о философии. Тон задавали Догэн и Такуан. Быстрый диалог. Спонтанные ответы. Варфоломей наслаждался, я ничего не понимал.

При чем здесь сухое дерево? И почему на нем слышен вой дракона? Просто система символов, которой я не знаю?

– Сухое дерево – это нирвана, – пояснил Варфоломей.

– Если это сухое дерево, зачем же к ней так стремятся?

Я не понимаю дзэн. Хотя, возможно, я начал не с того конца. Нужно сначала достичь просветления, а потом уже пытаться понять дзэн.

Большая чашка зеленого чая ходила по кругу. Каждый отпивал по два‑три глотка, вытирал ее край кусочком шелка и передавал следующему. Странное ощущение – как от вина.

– Это прощальная церемония, – сказал Эммануил. – Мы прощаемся с островами. На востоке три древних царства: Индия, Китай и Япония. Нас ждет первое из них. Индия! Ты поедешь со мной, Пьетрос?

Я склонил голову.

– Да.

– Итак, наш путь в Индию. А потом – Иерусалим!

Мы покидали чайный домик на рассвете. Я шел по садовой дорожке, и мой взгляд упал на то самое дерево, на которое вечером опирался Эммануил. Ветер слегка шевелил пожелтевшие листья. Засохшее дерево. И я вспомнил о бесплодной смоковнице.

 

 

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

 

 

У святой горы

Я свои костры

Разожгу на исходе дня,

Чтобы память в прах,

Чтобы горечь в прах –

се очистит рука огня.

 

И трехглазый бог,

Беспощадный бог

В ожерелье из черепов

Разорвет закат,

Осадив быка

Возле самых моих костров.

 

И прекрасный бог,

Темнокожий бог

В ожерелии из цветов

Посулит дары

У святой горы,

Но не тронет моих костров.

 

По числу эпох,

По числу дорог

Разжигаю свои костры,

И меж них встаю,

И тебе пою

Сотворивший, как я, миры.

 

Ты придешь ко мне,

Поклонишься мне,

На аскезу дивясь царя,

И отдашь ключи

От семи небес,

От семи ворот из огня.

 

 

ГЛАВА 1

 

Мы едем по улицам Калькутты. Обманчиво европейская архитектура: слишком много балконов, террас и декора в восточном стиле. Из боковых переулков плывет запах бананов и пряностей, смешанный с вонью человеческих испражнений. Цветут глицинии. До сих пор цветут! Пасмурно. По небу угрожающе ходят тучи, но так и не могут пролиться дождем, словно их кто‑то останавливает.

Мы в белом открытом автомобиле, длинном, как «Линкольн». Впереди шофер, мы сразу за ним. Я рядом с Господом. Последнее время он приближает меня к себе. «Скоро твоя сущность изменится, Пьетрос. Ты уже готов, Помнишь Варфоломея?» Помню! Еще бы не помнить! Мне страшно и сладко одновременно. «Сегодня», – тихо говорит он. Ощущение, как после стакана водки.

На заднем сиденье Хун‑сянь в белом с красным и Мария в голубом. Мария непосредственно за мной. Я спиной чувствую ее ревность.

По обе стороны улицы толпится народ, еле сдерживаемый цепочками полицейских. Слишком узкий проход. Опасно.

Марк едет впереди с частью охраны. Он взволнован. То и дело кто‑нибудь из толпы бросает цветочную гирлянду на шею Господу и падает ниц. Полицейские не могут этому помешать. Марк пытается остановить безобразие: «Мало ли что в этих венках!» Но Господь останавливает его самого. Машет рукой:

– Оставь!

Время от времени он снимает очередную гирлянду и передает назад, Марии. Она уже вся в цветах.

У многих в толпе подносы с фруктами. Счастливчики пробиваются вперед, просят благословить. Господь благословляет. Счастливчики радостно удаляются с новоиспеченным прасадом, то бишь предлагавшейся Господу едой.

Какая‑то женщина в красном сари отчаянно прорывается к нам.

– Пропустите меня к лотосным стопам Господа! Я хочу взять прах с его ног!

Сначала я не воспринимаю ее отдельно от остального. Вполне в рамках местного безумия.

Она проникает через кордон и делает шаг.

Господь встает в автомобиле, поднимает руку. На его указательном пальце что‑то сверкает. Сначала я не понимаю что. Сверкающий радужный вихрь. Точнее, диск. Похожий на лазерный, только больше и вращается с бешеной скоростью.

Диск срывается у него с пальца. Женщина падает вперед. Брызжет кровь. И я вижу ее голову на мостовой отдельно от тела. А потом раздается взрыв, и это тело разносит в клочья. Мы невредимы, но, если бы она подошла ближе, нам бы хватило. Всем.

Кто‑то стонет в толпе. Господь приказывает остановить машину, Кивает полицейским:

– Вызовите «Скорую»!

Но, слава богу, убитых нет, только легко раненные.

– Нараяна! – кто‑то кричит в толпе. – Нараяна! [76]

– Калки! – мрачно говорит Господь.

Но слышу, кажется, только я.

Ажиотаж растет.

Мы продолжаем движение. За нами едут Филипп, Иоанн, Матвей и Андрей, мой знакомый кришнаит. Еще вчера мы встретились с ним и обнялись, как старые друзья.

Еще одна заминка. Движемся со скоростью метр в минуту. Да что там? Еще утром должны были перекрыть движение! За машиной Марка и мотоциклами охраны ничего не разглядишь. Нервы на пределе.

Толпа активизируется. Какой‑то иссушенный постом саньясин, то бишь местный бродячий монах, упорно протискивается к нам. Его одежды язык не поворачивается назвать шафранными, как это принято в литературе. Застиранный поросячий цвет.

Марк вопросительно смотрит на Господа. «Остановить?»

Эммануил машет ему рукой: «Сам справлюсь!»

Саньясин простирается на земле.

– Уважаемый Господь, я уже собирался броситься в Гангу, чтобы обрести освобождение. Но Ганга течет из твоих стоп, и Господь Шива принимает ее на свою голову. Все, кто принял смерть от твоей руки, немедленно обрели освобождение. Смилуйся надо мной, дорогой Господь, причина всего!

Лихорадочно дрожат пересохшие губы, над впалыми щеками горят глаза. Кажется, весь он состоит только из губ и глаз.

– Остановите, – приказывает Господь. – Подойди.

Он возлагает руки на голову саньясина. Тот медленно опускается вниз, только иссохшие узловатые руки цепляются за дверцу. Потом и они слабеют и падают.

– Ты свободен, – говорит Эммануил.

Наконец движение ускоряется, и мы видим причину задержки. Посередине дороги лежит большая черная корова и лениво обмахивается хвостом. Никто так и не решился тронуть священное животное. Потеснили толпу, и она выгнулась, как брошенный на землю лук. И мы объезжаем предмет поклонения индусов по этой изогнутой траектории.

Господь улыбается. У меня же по контрасту с двумя предыдущими событиями это вызывает нервный смех.

Потом в городе будут говорить, что сама богиня Ганга вышла поприветствовать Господа Нараяну, обратившись черной коровой.

 

Мы остановились возле дворца Радж Бхаван, построенного в том же причудливом индоевропейском стиле. Теперь здесь располагалась Господня резиденция.

– Отдыхай, Пьетрос, – сказал Эммануил, выходя из машины. – А в пять часов ко мне.

Это было сказано так буднично… Однако я не обманывал себя относительно смысла этого приглашения.

Мы вошли в Индию в середине сентября, чему предшествовали переговоры. Индусы не хотели войны с огромной Империей, но жаловались на бедность и просили денег. «Ладно, – сказал Господь. – Плата за отсутствие геморроя». Еще просили не разгонять парламент. «Ладно, – сказал Господь. – Если все принесут присягу». Теперь парламент заседал в Дели на предмет решения вопроса, а мы медленно продвигались в глубь страны, не встречая сопротивления. Медленно – исключительно из чувства такта.

Позади остались Камбоджа, Таиланд и Бирма с очагами сопротивления в джунглях и покорными правительствами. Непал признал нашу власть без осложнений. Монархию сохранили, но добавили к ней наместника, которого тактично назвали советником по политическим вопросам.

Господь тащил за собой даосских бессмертных. Они были малофункциональны на современной войне и работали парадной охраной, которую он активно демонстрировал в Юго‑Восточной Азии.

Эммануил переплюнул всех завоевателей прошлого. Александр не прошел дальше Индии, Чингисхан не покорил ни Японии, ни Европы. Об остальных и говорить нечего. Самое удивительное – что Империя держалась и не обнаруживала тенденции к распаду.

Иоанн подбивал Господа принять титул повелителя Евразии.

– Рано! – отвечал Эммануил.

В пять часов вечера я предстал перед ним в его покоях.

Комната была обставлена в восточном стиле. Кресла и диван с яркой обивкой, ковер на полу, инкрустированный камнем низкий столик. На улице шел ливень, вода стояла сплошной стеной, и ее туманные скопления сносил ветер. Окно было открыто на веранду. Тянуло свежестью. Дождь барабанил по листьям пальм и гигантских фикусов в три этажа.

Господь стоял у окна, сложив руки на груди.

– Садись, Пьетрос.

Вошел слуга, поставил передо мной единственный бокал, налил вина. Эммануил кивком отпустил слугу. Сел рядом со мной. В руке у него появился маленький пузырек, в бокал упало несколько капель.

Я вопросительно посмотрел на него.

– Лекарство.

Я понял.

– Пей, Пьетрос. К сожалению, я не могу иначе подарить вам Тело Славы. Нужно сначала убить то, которое есть. Иоанн, Матвей и Варфоломей уже прошли через это.

Знаю. «Не дрейфь, Петр, – говорил Матвей. – Тебе когда‑нибудь аппендицит вырезали? Заснул – проснулся. И все дела».

Мне никогда не вырезали аппендицит.

«Это только Варфоломею не повезло. Но он сам нарвался. А с нами без проблем».

По комнате плыли сумерки. Только сияла золотистая обивка кресел и мой бокал.

– Я проводил тебя через огонь, – продолжил Эммануил. – Тебе ли бояться? Это даже легче. Быстро и безболезненно.

В безболезненность верилось слабо.

– Ты же знаешь пророчества, Пьетрос. Воскресшие получат иные тела. А те, кто переживет Апокалипсис?

– Его никто не переживет.

– Вот именно. Через это пройдут все. Просто вы несколько раньше. А Апокалипсис переживут. Вы его переживете.

Я взял бокал. Господь смотрел на меня.

Вдруг зазвонил телефон. Эммануил схватил трубку.

– Да!

Молчание. Только его губы побледнели и напряглись пальцы, сжимающие телефонную трубку.

Жестом он приказал мне остановиться. Да я и сам замер в ожидании с бокалом в руке.

– Поставь, Пьетрос. Твое преображение откладывается. Пойдем!

Через минуту мы оказались у дверей комнаты Марии Новицкой. Эммануил резко толкнул дверь. Не заперто.

На полу, прямо перед нами, лежала хозяйка. Черные волосы разметались по полу. Длинное красное платье, весьма открытое – в таком давать приемы. Красные перчатки до локтя. В руке маленький дамский пистолет. Рана на груди. И огромное кровавое пятно под цвет платья. Если бы эта сцена не была так ужасна, она показалась бы мне нарочитой.

Эммануил бросился к ней. Обнял за плечи. Приподнял. Голова бессильно запрокинулась назад. Повисли измазанные кровью волосы. Она не дышала.

Господь прижал ее к себе. Она кашлянула, на губах появилась кровавая пена. И рана начала затягиваться и исчезать

Я опустил глаза. Не в первый раз видел воскрешение. Зрелище не менее неприятное, чем агония.

– Наконец‑то, – прошептала Мария.

И я увидел, что она обнимает Господа.

В комнате, кроме нас, никого не было. Кто же звонил?

Господь усмехнулся.

– Она сама звонила, Пьетрос. Записала сообщение и перед тем, как застрелиться, нажала на автодозвон. Техника позволяет.

Похоже, его это нисколько не ужасало. Скорее восхищало.

– Как сказано в Пуранах: «Царь управляет государством, а царицы вертят им самим».

Он улыбался. Я почувствовал себя лишним.

– Мне можно идти, Господи?

– Да‑да, конечно.

Я не понимал одного: зачем она это сделала? При том, что этим двоим все было безусловно понятно. Яснее ясного.

 

Утром я решил отправиться в Дакшинешвар, где обитал знаменитый местный святой Рамакришна с учениками. Не то чтобы я жаждал полюбоваться на святого или обратить его в эммануилианство, просто мне отчаянно хотелось оказаться подальше от Калькутты, где в любое время меня мог ждать бокальчик с содержимым, действующим быстро и безболезненно.

Впрочем, Дакшинешвар располагался менее чем в десяти километрах к северу от города, Бежать дальше я не решился. К тому же на поясе у меня висел сотовый телефон, который я не решился выключить. В общем, мое бегство было лишь самообманом. Но я ничего не мог с собой поделать.

Перед выходом меня поймал Андрей и затащил к себе.

Стелы небольшой комнаты были увешаны многочисленными кришнаитскими плакатами и миниатюрами, В них господствовали два стиля: европейский лубочный и индийский. Первый отличался приукрашенным реализмом и изображал в основном очаровательных девушек в сари и не менее очаровательных младенцев. Девушки оказались пастушками Вриндавана [77], а младенцы, само собой, маленьким Кришной. Одна из девушек, огромными влюбленными глазами следящая за полетом шмеля, представляла собой пастушку Радху, безумно влюбленную в Кришну – до того безумно, что приняла шмеля за его посланника. По обилию пухлых младенцев и влюбленных на фоне природы этот стиль хотелось окрестить «а‑ля Буше».

Миниатюры индийского стиля представляли в общем те же сюжеты, только пастушки на них были остроносы и изображены в профиль, а Кришна толст и похотлив.

Под миниатюрами курились сандаловые палочки. Не понимаю прелести сандала, по‑моему, он пахнет дешевым мылом.

Из европейских плакатов меня особенно заинтересовал один. На нем полулев‑получеловек очень картинно убивал некоего врага, вырывая у него внутренности с соответствующим количеством крови и наматывая кишки убиенного себе на шею.

– Это Кришна в образе Нарасинхи, убивающего демона, – объяснил Андрей.

Я недоумевал. Как такой Бог может вызвать симпатию? Тем более бхакти – преданную любовь? Культивирование ненависти к демонам, на месте которых каждый может представить себе своих врагов, кое‑что объясняло. Но все ли? Я задумался.

– Я сегодня служу пуджу [78], – объявил Андрей. – Сам Чайтанья признал мое брахманское посвящение.

– А кто такой Чайтанья?

Андрей посмотрел на меня как на идиота. Я лихорадочно пытался вспомнить «Историю Индии», честно проштудированную неделю назад.

– А‑а! Поэт пятнадцатого века, – наконец сообразил я.

Андрей хмыкнул.

– Чайтанья – Золотая Аватара, один из самых знаменитых бессмертных Индии. Аватара Радхи и Кришны.

– Что? Одновременно? – Мне хотелось прикалываться.

– Да. Одновременно. Приходи, сам увидишь.

Я глубоко вдохнул и твердо решил не оскорблять религиозных чувств друга.

– Это в Калькутте?

– Да.

Это меня расстроило.

– Может быть, завтра?

Я, в общем, ничего не имел против того, чтобы посмотреть на индусское богослужение, мне было интересно.

– Можно и завтра. А сегодня?

– Сегодня я собирался к Рамакришне. Тоже, говорят, аватара.

Андрей поморщился.

– Не советую. Лажа это все. Он считает себя аватарой Кришны, но при этом является бхактом Кали [79].

– Как это? Тоже Кришны?!

– Ну, это как раз не удивительно. Может быть несколько аватар одновременно. Хоть миллион! Господь может распространить себя в бесконечное множество форм.

– Он что, аватара Эммануила?

– В некотором роде. Учитель – тоже аватара Кришны. Он Калки, последняя аватара.

– Он говорил, что он – аватара Вишну [80].

– Это вишнуиты так считают. Заблуждение. Вишну – сам проявление Кришны.

– А‑а…

В голове у меня окончательно все перепуталось. Андрей любовался моим замешательством и покровительственно улыбался.

– Ладно. Хочешь к Рамакришне – езжай к Рамакришне. Посмотришь, кстати, на его возлюбленную. Она тебя шокирует. – И он сунул мне индуистскую открытку. – Кали. Природа‑мать.

На открытке была изображена голая по пояс полногрудая женщина с высунутым красным языком. Единственной одеждой ей служила юбка из отрубленных рук, а пояс украшали отрубленные мужские головы. На шее висело ожерелье из черепов, а в руке она держала окровавленный нож. Она танцевала, попирая ногами тело красивого юноши. Тело это было сиреневого оттенка, что, вероятно, указывало на то, что он мертв.

– Это Шива [81], – пояснил Андрей. – Ее супруг. Кали пляшет на трупе супруга. А потом она с ним совокупляется. У меня есть еще одна открытка,..

– Не надо! – сказал я. Иезуитское воспитание еще давало о себе знать. – Она тоже убивает демонов?

– Не обязательно. Природа! Андрей развел руками.

 

Храм Кали стоял на левом берегу Ганги, так что ее воды подходили к самым ступеням. К храму вела открытая терраса с двумя рядами однокупольных храмов Шивы, напоминавших сталагмиты. И пять таких же куполов‑сталагмитов разрезали серое небо над храмом ужасной возлюбленной Рамакришны. А по другую сторону мощеного двора, лицом к Кали, стоял храм Кришны и Радхи.

К храмовому комплексу прилегал сад. Мне нужен был северо‑западный угол храмовых построек, где находилась комната святого.

Когда я подходил к храму Кали, от стены отделился молодой человек, больше всего похожий на откормленного студента престижного колледжа.

– Здравствуйте, уважаемый господин, – вежливо произнес он. – Бхагаван [82]просил провести вас к себе.

– Меня? – Я не предупреждал о своем приходе.

– Вас.

Бхагаван Рамакришна сидел в позе лотоса на низком ложе у стены и производил впечатление ученого‑физика, которому долго не платили зарплату. Аккуратная борода и изможденный вид. Ученики расположились на полу, а посему при входе мне пришлось снять обувь.

Приведший меня молодой человек простерся перед Бхагаваном ниц. Я стоял в нерешительности. Рамакришна посмотрел на моего провожатого.

– Спасибо, Нарендра, что ты его привел.

Святой встал и направился ко мне, взял за руку, вывел на веранду. Хлестал ливень, вспенивая воды Ганга. Тонкие струи стекали с крыши.

Он посмотрел мне в глаза.

– Ты идешь своим путем, следуя космическому закону, но помни, что твоя судьба не менее важна, чем судьба твоего господина. Ты сейчас только его спутник. Но так будет не всегда. Ты – тоже аватара.

Тут взгляд его остановился, рука похолодела, и я испугался, как бы он не упал. Распахнул дверь в комнату.

– Эй! Кто‑нибудь! Вашему учителю плохо!

Влетел Нарендра.

– Ничего страшного. Это самадхи [83].

Увел учителя в комнату, усадил на постель. Рамакришна, кажется, пришел в себя.

– Эммануил – аватара. Я это вижу. Нет никакого сомнения. Только в нем более проявлен аспект Шивы. Или Калки… Да, я думаю, что он действительно Калки. Моя Божественная Мать узнала его, – сказал Рамакришна и вновь погрузился в самадхи.

От простоты и обреченности его утверждения я вздрогнул.

Рамакришна заговорил снова:

– Вы, европейцы, ограниченно думаете о Боге. Бог не только созидание, он и разрушение. Смерть так же естественна, как и жизнь.

И снова погрузился в самадхи. В полусознательном состоянии он запел:

 

Божественная Мать всегда играет

С Шивой, в блаженной радости.

Она много пьет, но не падает.

Она танцует на груди Своего супруга,

Мир сотрясается под тяжестью Ее стоп.

Оба они у предела безумия;

Оба бесстрашны и свободны.

 

Я вспомнил открытку с Кали и мертвым Шивой. Эти тоже считают, что смерть – освобождение?

Рамакришна закончил петь и произнес:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: