Глава 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 2 глава




Исключительная важность многих произведений литературы, науки и искусства заключается в том, что они являются основными носителями знания и культуры. Знания отражены и выражены прежде всего в научных и научно-технических произведениях, а также в заявочной и патентной документации.


К числу объектов смежных прав, которые прямо или косвенно счита­ются охраняемыми Бернской конвенцией, Римской конвенцией, Согла­шением ТРИПС, Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам2 и национальным законодательством, относятся:

музыкальные исполнения;

' драматические и музыкально-драматические исполнения; •хореографические исполнения; ' аудиовизуальные исполнения;

фонограммы;

передачи организаций вещания;

инвестиционные базы данных;

посмертные произведения.

Подробная характеристика этих объектов смежных прав дается в соот­ветствующих разделах данного издания.

§ 1.5. Промышленное право

Охраняемые промышленным правом объекты имеют непосредствен­ное отношение к промышленному производству. Объекты промышленно­го права создаются не только для совершенствования действующего про­изводства и для становления новых производств, но и для закрепления правовой монополии и подавления конкуренции.

В настоящее время промышленное право распространяется на:

изобретения;

полезные модели;

промышленные образцы;

топологии интегральных микросхем;

селекционные достижения;

товарные знаки и знаки обслуживания;

фирменные наименования;

наименования мест происхождения товаров.

Подробная характеристика этих объектов промышленного права дает­ся в соответствующих разделах данного издания.

В отличие от объектов авторского права и смежных прав, охрана кото­рых начинается с момента создания, охрана объектов промышленной собст­венности начинается после их регистрации в патентных ведомствах или иных организациях и получения охранных документов (патентов или свиде­тельств).

Регистрационные системы являются возмездными. Оплачиваются все услуги патентных ведомств. Для поддержания в силе охранных докумен­тов необходимо регулярно оплачивать установленные пошлины, в против­ном случае охрана объекта промышленной собственности приостанав­ливается.

Несмотря на то что все объекты промышленной собственности при­знаются результатом интеллектуальной деятельности, доля творческого труда в создании того или иного объекта промышленной собственности может быть весьма низкой и даже вообще отсутствовать. Прежде всего это относится к маркетинговым обозначениям, т. е. товарным знакам, зна­кам обслуживания, фирменным наименованиям, наименованиям мест происхождения товаров.

Следует подчеркнуть, что между объектами авторского права и про­мышленного права во многих случаях существует взаимосвязь. Дело не только в том, что многие объекты промышленной собственности создают­ся на основе знаний, выраженных в научных и научно-технических произ­ведениях, а сами заявочные документы, подаваемые в патентные ведомст­ва для получения охранных документов (патентов или свидетельств), являются объектами авторского права. Некоторые объекты интеллекту­альной собственности могут охраняться авторским правом и (или) патент­ным правом. Примерами могут быть произведения прикладного искусства и промышленные образцы, топологии интегральных микросхем и карто­графические произведения. Кроме того, компьютерные программы, как признанные объекты авторского права, иногда охраняются как объекты патентного права.

§ 1.6. Возникновение права интеллектуальной собственности

Результаты творческой деятельности всегда присутствовали в жизни человека. Важнейшими результатами творческой деятельности были и ос­таются изобретения, многие из которых стали поворотными этапами в раз­витии человеческого общества. Достаточно напомнить изобретение спосо­бов добывания огня и получения металлов, изобретение колеса, компаса, бумаги, часов, книгопечатания, микроскопа, телескопа, паровой машины, пишущей машинки, фотоаппарата, линотипа, автомобиля, киноаппарата, фонографа, радиоприемника, магнитофона, транзистора, телевизора, ин­тегральной микросхемы, телефакса, сканера, персонального компьютера, принтера и т. д.

С незапамятных времен человеческому обществу были свойственны элементы музыки и изобразительного искусства. Поворотным моментом в развитии человечества стало изобретение письменности, ставшей выра­жением этапа развития общества, когда интеллектуальный потенциал че­ловечества потребовал своего выражения не только в виде материальных объектов, которые создавал человек и в которых выражался его интеллект, навыки и умения, но и в виде особых материальных объектов, где фикси­ровались его мысли и представления о мире и о себе. До наших дней дошли памятники древнего искусства и древней письменности, которые способ­ствовали интеллектуальному и духовному развитию человечества.

Кратко рассмотрим возникновение права на объекты интеллектуаль­ной собственности. Как уже отмечалось, правовая охрана объектов ав­торского права и смежных прав наступает автоматически с момента их соз­дания, а объектов промышленной собственности — после регистрации в патентном или ином ведомстве и получения охранных документов (па­тентов или свидетельств).

Возникновение права на объекты интеллектуальной собственности в национальном законодательстве связывают с критериями правоспособно­сти того или иного объекта.

Следует подчеркнуть, что ни Парижская конвенция по охране про­мышленной собственности', ни Бернская конвенция об охране произведе­ний литературы и искусства не содержат критериев правоспособности. Бо­лее того, обе конвенции не содержат даже упоминания о творческом характере деятельности по созданию того или иного объекта. Положение вполне объяснимое, поскольку многие объекты интеллектуальной соб­ственности не являются не только результатом творческой, но даже ин­теллектуальной деятельности. Достаточно напомнить о фонограммах, некоторых передачах организаций вещания, географических или фирмен­ных наименованиях.

Критерий творческого характера произведений литературы, науки и ис­кусства в той или иной мере включен в законодательство многих стран. В частности, в ст. 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации уста­новлено, что «автором произведения науки, литературы и искусства при­знается гражданин, творческим трудом которого оно создано»2.

Критерии правоспособности объектов смежных прав в большинстве случаев связаны с правомерностью использования некоторых видов объ­ектов авторского права и смежных прав.

Критерии правоспособности объектов промышленной собственности на международном уровне установлены в Договоре о патентной коопера­ции и в Соглашении ТРИПС. Важнейшими из них являются новизна и промышленная применимость соответствующих объектов.

 

§ 1.7. Моральное и экономическое право

Какие же права на результат интеллектуальной деятельности возника­ют автоматически при создании произведений литературы, науки и искусства, объектов смежных прав, а также при получении охранного документа на объекты промышленной собственности? В соответствии со ст. 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации на результаты интеллекту­альной деятельности признаются интеллектуальные права'. Следует особо подчеркнуть, что права предоставляются только на результаты интеллекту­альной деятельности, которые удовлетворяют условиям правоспособности. Интеллектуальное право содержит две категории прав.

Интеллектуальное право включает:

•личное неимущественное право;

• исключительное право, являющееся имущественным правом.

Следует отметить, что личным неимущественным правом могут обла­дать только авторы и исполнители, а исключительное право может при­надлежать иным лицам.

В соответствии с международными нормами личное неимущественное право и исключительное право определяются следующим образом:

Личное неимущественное право — это право авторства (исполнитель­ства) и право на защиту репутации автора (исполнителя). Исключительное право — это право на использование объекта интел­лектуальной собственности.

Бернская конвенция признала право авторства и право на защиту репу­тации автора в 1928 г.2, а Парижская конвенция признала право изобретателя «быть названным в качестве такового в патенте» в 1934 г.3 Право исполни­тельства и право на защиту репутации исполнителя признано Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам в 1996 г.4 В Российской Федерации личное неимущественное авторское право включает и иные права.

В Парижской конвенции термин «исключительное право» использует­ся только в связи со злоупотреблениями исключительным правом, предо­ставляемым патентом, в случае неиспользования изобретения и в связи с изготовлением или продажей товаров, снабженных товарным знаком5. В Бернской конвенции декларируется исключительное право на исполь­зование произведений науки, литературы и искусства.


Аналогичный смысл имел термин «исключительное право» в раннем российском законодательстве. В Законе Российской империи об автор­ском праве 1911 г. выражение «исключительное право» имело совершенно определенный смысл: только автор имел право на различные способы ис­пользования своего произведения и передачу этого права, а все иные лица исключались из такого использования.

В Советском Союзе положения об авторском праве были включены в гражданские кодексы республик, в которых термин «исключительное право» применялся в отношении авторского имени и неприкосновенности произведения. Гражданский кодекс признал две группы прав автора — личное неимущественное и имущественное. Под личным неимуществен­ным правом понималось право авторства, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения, а под имущественным — право на получение вознаграждения за использование произведения.

Первый Закон Российской Федерации 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» сохранил эту же градацию прав, расширив понятие имущественного права. В Гражданском кодексе Российской Федерации понятие «имущественное право» заменено понятием «исключительное право». Такая замена имеет как достоинства, так и недостатки.

С одной стороны, исключение понятия «имущественное право» пра­вильно, поскольку объекты интеллектуальной собственности не являются имуществом.

С другой стороны, введение исключительного права вместо имущест­венного привело к тому, что личное неимущественное право оказалось не относящимся к исключительному праву. В действительности же это не так, поскольку именно личные права принадлежат только автору или исполни­телю и поэтому являются абсолютно исключительными, тогда как «исклю­чительное право» может оказаться неисключительным, будучи передан­ным иным лицам, и не принадлежать исключительно автору или исполнителю.

Подобных сложностей и противоречий можно было бы избежать, если законодательство об авторском праве в СССР и в Российской Федерации принималось с учетом существа международных договоров. Дело в том, что с 1928 г. в Бернской конвенции используется простая и естественная градация прав. В соответствии со ст. 6"'s существуют моральные (moral) и экономические (economic) права авторов1. При переводе Бернской кон­венции эти термины были заменены на «неимущественное право» и «иму­щественное право» в соответствии с терминологией действовавшего в то время законодательства. В результате возникли противоречия, которые не удается разрешить. Тем не менее под терминами «личное неимуществен­ное право» и «исключительное право» следует понимать моральное и эко­номическое право соответственно.

§ 1.8. Передача права интеллектуальной собственности

Результаты интеллектуальной деятельности отличаются от результатов иных видов деятельности тем, что они связаны с именем своего создателя. Обязательное упоминание имени автора является одним из моральных прав или личных неимущественных прав автора, и возникло оно с появлением письменности и рукописных книг.

С зарождением книгопечатания возникли элементы экономического, имущественного или исключительного права как права на использование произведения и права на получение вознаграждения за его использование иными лицами. Таким образом, авторское право, по существу, стало вклю­чать личное неимущественное право и исключительное право. Такое же «рас­щепление» прав на две категории характерно и для некоторых объектов промышленной собственности, в частности для изобретений.

В отличие от личного неимущественного права, которое в большинст­ве стран неотделимо от личности создателя объекта интеллектуальной соб­ственности, исключительное право может ему и не принадлежать по ряду причин.

Прежде всего исключительное право может быть передано или уступ­лено (отчуждено) иным лицам по закону или по договору. Лицо, которому передано исключительное право по договору, называется правопреемни­ком.

Исключительное право может быть передано или уступлено:

полностью или в части; в первом случае все исключительное право передается правопреемнику, а во втором — только часть исключительного права;

исключительно или неисключительно; в первом случае только пра­вопреемник обладает переданным исключительным правом, а лицо, кото­рое передало свое право, его лишается; а во втором — правопреемник или правопреемники обладают правами, но лицо, передавшее право, его не лишается.

Следует отметить, что использование понятия «исключительное право» вместо понятия «имущественное право» в части четвертой Гражданского ко­декса Российской Федерации приводит к терминологическим сложностям при описании передачи права, поскольку исключительное право может передаваться исключительным или неисключительным образом. В первом случае получается, что исключительное право — это исключительное пра­во, а во втором, что исключительное право является неисключительным, поскольку передано неисключительным образом.

Существующая система передачи исключительных прав имеет ряд не­достатков. Главный — это допускаемая возможность исключительной, т. е. полной, передачи исключительных прав иным лицам как в целом, так и в час­ти. В результате такой передачи автор или изобретатель лишается исклю­чительных прав на созданный им объект интеллектуальной собственно­сти, что ведет к серьезным последствиям. Рассмотрим некоторые из них.


Передача исключительного права по договору является, как правило, возмездной, другими словами, передача исключительного права является источником доходов автора произведения, изобретения или иного объекта интеллектуальной собственности. На этом основании часто говорят, что система интеллектуальной собственности способствует творчеству авторов.

Однако следует иметь в виду, что система интеллектуальной собствен­ности распространяет свое действие на уже созданные результаты творче­ской деятельности. Это означает, что система не может оказывать прямого влияния на создание объектов творческой деятельности, т. е. не может прямо влиять на творчество авторов. В рамках системы интеллектуальной собст­венности автор и изобретатель могут получать некоторую монетарную компенсацию за результаты своего творческого труда только при их вопло­щении в некотором товаре и его реализации. Однако доходы, которые ав­тор может получить в рамках системы интеллектуальной собственности, не могут содействовать творчеству, поскольку объект уже был создан за счет иных средств и по иным мотивам. Более того, в большинстве случаев доход не является основным стимулом творчества. Система интеллекту­альной собственности существует лишь несколько столетий, тогда как творчество было всегда присуще человеку. Если бы доходы могли влиять на творчество, то самыми творческими людьми оказались бы самые бога­тые. Однако это бывает редко. Другими словами, между доходом и творчест­вом нет прямой связи. Более того, иногда считают, что творчество вообще никак не связано с доходами.

Творчество может быть присуще любому человеку — и бедному, и бо­гатому. Однако действительно творческим человеком движет прежде всего стремление к познанию окружающего мира, а также желание сообщить о своем понимании. Так появляются произведения науки, литературы и искусства, создаются изобретения и делаются открытия. Конечно, стрем­лением к познанию и изменению мира движет не только внутренняя ду­ховность человека, движущей силой являются и тщеславие, стремление к славе, признанию, уважению, восхищению талантом и гениальностью творца, которые и определяют истинную мотивацию творчества.

Стремление улучшить свое материальное положение часто находится в конце списка приоритетов авторов и изобретателей. Можно привести множество высказываний, подтверждающих, что творчество нельзя ку­пить за деньги. Особенно это характерно для литературного, музыкального и художественного творчества. Часто говорят, что если произведение соз­дано по велению души и сердца, то его автор — творец, а если за деньги — это ремесленник. Известно множество примеров, когда авторы находили светлое там, где его никогда не было, за что были обласканы властью, по­лучали немыслимые блага, славу, почет и уважение. Только история при­открывает обществу подлинные лица «творцов», делавших ложь правдой, а правду ложью. Им не была нужна система интеллектуальной собственно­сти: они служили не правде, а лжи, их защищал не закон, а власть.

С другой стороны, очень многие всемирно известные писатели, ху­дожники, музыканты, изобретатели влачили жалкое и трагическое сущест­вование. Система интеллектуальной собственности ничем не помогла миллионам и миллионам подлинных творцов.

Иногда говорят, что гонорар является для автора или изобретателя экономической или финансовой основой творчества. Однако количество «чистых художников», живущих только на доходы от результатов своей творческой деятельности, невелико. Подавляющее большинство авторов и изобретателей занимаются творческой деятельностью в рамках своей ос­новной работы. Хорошо, если трудовые обязанности совпадают с творче­скими наклонностями и устремлениями. Однако это бывает редко. По­этому большинству авторов и изобретателей приходится совмещать несколько направлений деятельности, причем, как правило, творческая деятельность не приносит им никаких благ.

В странах переходной экономики автор монографии научно-техниче­ского или экономического профиля обычно получает меньший гонорар, чем его мизерная месячная зарплата в вузе или исследовательском инсти­туте. О каком влиянии системы интеллектуальной собственности на твор­чество ученого можно говорить? Может ли нищенский гонорар стать осно­вой будущего творчества? Ответ очевиден: не может. Основные мотивы творчества совсем иные.

Если даже признать, что для некоторых авторов и изобретателей систе­ма интеллектуальной собственности может в некоторой мере материально компенсировать их творческий труд и до некоторой степени способство­вать их творчеству, то для других лиц система интеллектуальной собствен­ности не обеспечивает никаких стимулов при создании новых произведений или изобретений, когда творцы особо нуждаются в средствах. Другими сло­вами, система интеллектуальной собственности может до некоторой сте­пени компенсировать реализованную в конкретном продукте творческую дея­тельность автора, однако она не обеспечивает действительных инвестиций в будущее творчество.

Хотя компенсацию затраченных творческих усилий автора, реализо­ванных в коммерческих объектах, можно считать лишь условно способст­вующей творчеству, но в системе интеллектуальной собственности есть элементы, которые подавляют творчество.

Во-первых, полная передача исключительного права лишает автора возможности изменять созданные им же объекты интеллектуальной собст­венности. Дело в том, что изменение уже созданного и реализованного объекта может привести к созданию конкурирующего товара. В таком слу­чае интересы основного правообладателя окажутся нарушенными. Для предотвращения такого нарушения и предназначается исключительная передача прав. Именно поэтому автор не имеет права переделывать ре­зультаты своей интеллектуальной деятельности, если исключительное право передано другим лицам исключительным образом. Таким образом, следует признать, что система интеллектуальной собственности, запрещающая изменение охраняемых объектов, является несомненным барьером для творчества, столь необходимого для развития общества.

Во-вторых, полная передача исключительного права противоречит правам человека. В 1948 г. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, которая признала право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность, право на свободу убеждений и на свободное их выражение, право на труд, право на образование и т. д. В ст. 27(2) Декларации провозглашено, что «каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся резуль­татом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является». Содержание этой статьи показалось настолько созвучным со­держанию Бернской конвенции об охране литературных и художествен­ных произведений и Парижской конвенции по охране промышленной собственности, что заинтересованные лица и организации стали заявлять, что интеллектуальная собственность представляет собой одно из прав чело­века.

50-летней годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека была посвящена конференция «Интеллектуальная собственность и права человека», организованная ВОИС совместно с Комиссией по правам человека ООН1. С этого времени отнесение интеллектуальной собственно­сти к правам человека стало рассматриваться как признание исключитель­ной важности интеллектуальной собственности для развития любого общества. Во Всемирной декларации интеллектуальной собственности при­знание интеллектуальной собственности одним из прав человека было подтверждено2.

Отождествление интеллектуальной собственности с некоторыми пра­вами человека привело к ряду противоречий. С одной стороны, права че­ловека не могут быть переданы иным лицам даже в случае смертельных болезней и физических страданий. С другой стороны, система интеллекту­альной собственности допускает полную передачу исключительного пра­ва иным лицам. Таким образом, современная система интеллектуальной собственности противоречит принципам прав человека.

Противоречия можно было бы избежать, если отказаться либо от по­нимания интеллектуальной собственности как одного из прав человека, либо от полной передачи исключительного права.

Сохранение противоречий имеет ряд отрицательных последствий. Де­ло в том, что полная передача исключительного права означает, что боль­шинство стран нарушают права человека, поскольку они не предпринима­ют мер, чтобы не допустить полного лишения авторов их исключительного права.

 

§ 1.9. Служебные результаты интеллектуальной деятельности

Результаты интеллектуальной деятельности создают не только и не столь­ко «чистые художники», сколько люди, работающие в исследовательских и учебных институтах, на предприятиях и в организациях. Другими слова­ми, очень часто интеллектуальная деятельность тех или иных лиц оплачи­вается работодателем.

Трудовые отношения между работодателем и автором результата ин­теллектуальной деятельности отличаются от трудовых отношений с любы­ми иными работниками тем, что на результаты творческой деятельности шконодательно признается личное неимущественное право автора. На все иные результаты нетворческих видов деятельности такое право не возни­кает. Различие творческой и любой иной деятельности, не ведущей к соз­данию объектов интеллектуальной собственности, привело к формирова­нию представления о служебных творческих результатах.

Служебный результат интеллектуальной деятельности — это творческий результат, который создан его автором в связи с выполне­нием своих трудовых обязанностей или заданием работодателя.

В некоторых странах результат интеллектуальной деятельности не признается служебным, если он создан работником с использованием де­нежных, технических или иных материальных средств работодателя, но не в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного за­дания работодателя, как, например, в ст. 1370(5) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Служебными результатами интеллектуальной деятельности могут быть любые творческие результаты, которым автоматически предоставля­ется охрана (произведения литературы, науки и искусства, исполнения, фонограммы, передачи вещания и т. д.) либо которым может быть предос­тавлена охрана (изобретения, промышленные образцы, топологии инте­гральных микросхем, селекционные достижения и т. д.). Таким образом, служебные результаты интеллектуальной деятельности очень часто оказы­ваются объектами интеллектуальной собственности.

В таких условиях очевиден ответ на вопрос, кому принадлежит интеллек­туальная собственность, которая создается творческим работником. В боль­шинстве стран личное неимущественное право признается за автором. Ис­ключительное право, как правило, признается за лицом, которое оплатило творческую деятельность автора. Эту принадлежность исключительного пра­ва работодателю законодательно оформляется различным образом. В част­ности, может быть установлено, что первоначально исключительное право возникает у автора, которое по закону может переходить к работодателю. Такая модель принята в ст. 1228(3) Гражданского кодекса Российской Фе­дерации. В законодательстве других стран исключительное право изначаль­но признается за работодателем.


Обычно в законодательстве устанавливается, что исключительное пра­во принадлежит работодателю, если договором с автором не предусмотре­но иное. Иначе говоря, допускается, что работодатель может передать ав­тору свое исключительное право полностью или частично. Такая оговорка делается и в Гражданском кодексе Российской Федерации.

В законодательстве ряда стран изъятие исключительного права, как правило, компенсируется предоставлением автору права на авторское воз­награждение в случае использования полученного им результата. Другими словами, автор за созданный результат интеллектуальной деятельности не только получал заработную плату, как любой иной работник, но и личное неимущественное право и право на дополнительное вознаграждение за ис­пользование этого результата иными лицами.

Некоторые виды служебных объектов интеллектуальной собственно­сти рассматриваются в соответствующих разделах данного издания.

 

§ 1.10. Дуализм интеллектуальной собственности

Система интеллектуальной собственности представляет собой весьма сложную правовую систему. В этой системе существует несколько фунда­ментальных принципов, которые в одних странах прямо сформулированы в законодательстве (dejure), а в других странах не установлены или нечетко определены, но используются на практике (de facto). Особое значение для понимания системы интеллектуальной собственности имеют следующие три принципа:

•принцип дуализма интеллектуальной собственности;

•принцип исчерпания права на распространение объектов интеллек­туальной собственности;

• принцип ограничения права интеллектуальной собственности.

Следует подчеркнуть, что без понимания этих принципов разобраться в существе системы интеллектуальной собственности затруднительно, по­этому система интеллектуальной собственности может выглядеть черным ящиком, из которого заинтересованные лица могут извлекать любые желаемые результаты. В результате система интеллектуальной собственно­сти будет служить интересам правообладателей, но не обществу и каждому его члену. Попробуем сформулировать и кратко обсудить фундамен­тальные принципы интеллектуальной собственности.

Вначале рассмотрим важнейший принцип системы интеллектуальной собственности — принцип дуализма интеллектуальной собственности.

Результаты интеллектуальной деятельности являются нематериальны­ми объектами, которые создаются человеком и хранятся в его памяти. Осо­бенностью биологической памяти является то, что она не может хранить информацию неизменной длительное время. Другими словами, со време­нем человек забывает хранящееся в памяти. Причем забывается не только полученная извне информация и приобретенное знание, но и созданное самим человеком. Поэтому он вынужден выражать свои идеальные созда­ния в материальных объектах. Впервые это произошло в примитивных рисунках, давших начало живописи как одной из форм отражения действи­тельности. Затем появилась письменность для выражения мыслей и пред­ставлений, которые и были результатами творческой деятельности человека. Другими словами, результаты творческой деятельности оказались не толь­ко в памяти своего создателя, но и воплощенными в материальных объек­тах. Результаты творческой деятельности человека перестали принадлежать только ему, поскольку стали объективно существовать независимо от своего создателя.

Впоследствии материальные предметы, произведенные человеком, пред­ставлявшие благо другим людям, стали товарами. Практически любые то­вары производятся в результате интеллектуальной деятельности человека. Вначале человек придумывает новую вещь, а затем ее делает он сам или кто-то другой. Следовательно, в любом товаре, произведенном промышленным, ре­месленным или кустарным способом, воплощены результаты творческой и интеллектуальной деятельности человека. В большинстве случаев ре­зультаты интеллектуальной деятельности получают одни люди, а воплоща­ют эти результаты в товарах другие люди и (или) машины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: