Глава 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 9 глава




Аналогичный подход используется в ст. 1337—1340 Гражданского ко­декса Российской Федерации с 25-летним сроком охраны исключительно­го права с момента публикации произведения.

 

§ 3.4. Принцип автоматической охраны

Рассмотренный в § 2.7 принцип автоматической охраны произведений литературы, науки и искусства справедлив и для объектов смежных прав, т.е. права на исполнения, фонограммы, программы вещательных организаций, инвестиционные базы данных возникают в силу их создания. Для посмертных произведений исключительное право публикатору предоставляется после опубликования произведения, на которое истекло действие исключитель­ного авторского права.

Следовательно, подобно авторскому праву, для возникновения смежных прав не нужны какие-либо формальности, такие как регистрация, депониро­вание, обнародование (за исключением посмертных произведений).

Принцип автоматической охраны признан Римской конвенцией1. С принятием в 1996 г. Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам принцип автоматической охраны подтвержден для исполнений и фоно­грамм.

Из принципа автоматической охраны вытекает принцип презумпции обладателя смежных прав, который заключается в том, что при отсутствии доказательств иного обладателем исключительного права считается лицо, указанное на товаре, в котором воплощен объект смежных прав. Однако на международном уровне этот принцип признается только для исполнений, записанных на фонограммы.

Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих исключительных правах может разместить на каждом экземпляре товара, в котором воплощена фонограмма, знак правовой охраны смежных прав из

трех элементов:

•латинская буква «Р» в окружности;

•имя или наименование обладателя исключительного права;

•год первого опубликования фонограммы.

Использование знака правовой охраны авторского права было впер­вые установлено в ст. 11 Римской конвенции3, и поэтому этот знак часто называют конвенционным знаком охраны смежных прав исполнителей и производителей фонограмм.

Использование конвенционного знака правовой охраны регламенти­руется ст. 1305 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для иных объектов смежных прав знаки правовой охраны не введены. В ст. 19(2) Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам устанавлено, что к экземплярам записанных исполнений и фонограмм может быть при­ложена информация об управлении правами, которая идентифицирует ис­полнителя, исполнение исполнителя, производителя фонограммы, фоно­грамму, обладателя какого-либо права на исполнение или фонограмму, или информацию об условиях использования исполнения или фонограм­мы и любые цифры или коды, в которых она представлена4. В Граждан­ском кодексе Российской Федерации данное положение Договора расши­рено на все объекты смежных прав в ст. 1310. Информация об управлении правами может быть приложена или быть частью объекта смежных прав, в частности передач вещательных организаций, баз данных, посмертных произведений.

Следует особо подчеркнуть, что наличие или отсутствие конвенционно­го знака, как и информации об управлении правами, не имеет никакого отношения к наличию прав, которые могут возникнуть только в силу созда­ния и объективного существования объекта смежных прав.

 

§ 3.5. Условия правовой охраны

Принцип автоматической охраны распространяется на объекты смеж­ных прав, если выполнены следующие условия охраноспособности:

объективность существования объекта;

правомерность использования иных охраняемых объектов.

Эти условия охраноспособности объектов смежных прав повторяют условия охраноспособности объектов авторского права, за исключением условия творческого характера, поскольку большинство объектов смеж­ных прав не считаются результатом творческого труда, за исключением ис­полнений. Однако и для исполнений это условие никак не влияет на охра­носпособность, поскольку любое свое действо любой исполнитель считает творчеством.

Несмотря на то что исполнения имеют очень давнюю историю, творческий характер исполнительской деятельности на международном уровне признан лишь в 1996 г. в Договоре ВОИС по исполнениям и фоно­граммам.

Рассмотрим кратко условия охраноспособности объектов смежных прав.

1. Условие объективности существования объекта означает действи­тельное существование объекта смежных прав в некоторый момент време­ни. Эта объективность отличается от объективности объектов авторского права, которые должны быть доступны публике без посредничества автора в любой момент времени. Объекты смежных прав могут существовать в не­который момент времени в том или ином месте. Например, «живые» ис­полнения существуют лишь в определенном временном интервале, как и передачи вещательных организаций и базы данных в компьютерных се­тях. Однако любые исполнения, вещательные передачи, базы данных мо­гут быть записаны на материальные носители и стать доступными публике в любой момент времени, подобно объектам авторского права.

2. Условие правомерности использования иных охраняемых объектов имеет такой же смысл, как и для тех объектов авторского права, которые создаются с использованием других произведений. Если для объектов ав­торского права это условие важно лишь для некоторых видов произведе­ний, то для объектов смежных прав — это необходимое условие правоспособ­ности, поскольку в большинстве случаев смежные права являются вторичными, связанными или смежными по отношению к авторскому праву.

Вторичность и взаимосвязанность смежных прав, невозможность их существования в большинстве случаев без авторского права означает, что смежные права в отношении любых объектов могут возникать и ох­раняться только при соблюдении авторского права на произведения, которые воплощаются в объектах смежных прав. Более того, если для создания объектов смежных прав используются иные объекты смежных прав, то и в этих случаях должны быть соблюдены права соответству­ющих субъектов.

Поскольку возникновение смежных прав в большинстве случаев зави­сит от соблюдения прав иных лиц, то условия возникновения смежных прав определяются правомерностью использования объектов как автор­ского права, так и смежных прав. Причем если возникновение смежных прав у исполнителя зависит только от правомерности использования объ­ектов авторского права, то условия возникновения смежных прав произ­водителей фонограмм, организаций вешания, производителей баз данных зависят от правомерности использования как произведений, так и исполне­ний. Таким образом:

•исполнитель может обладать смежными правами при условии соблюдения исключительного права на исполняемое произведение;

•производитель фонограммы может обладать смежными правами на фонограмму только при получении разрешения авторов и исполнителей для включения в фонограмму исполнений произведений;

•организация вещания обязана получить разрешение авторов, ис­полнителей, производителей фонограмм, производителей иных объектов (аудиовизуальных, мультимедийных произведений и т. д.) для того, чтобы иметь право включить их в свою передачу;

•производитель инвестиционной базы данных обязан получить разрешения правообладателей любых охраняемых объектов, включаемых в базу данных.

 

§ 3.6. Сфера действия смежных прав

В соответствии с международными нормами и положениями нацио­нального законодательства сфера действия смежных прав подчиняется принципу территориальности смежных прав и принципу национального ре­жима в отношении субъектов этих прав.

Национальный режим смежных прав предоставляет зарубежным субъектам смежных прав такие же права, какие предоставляются нацио­нальным субъектам права. Этот принцип сформулирован как в ст. 3 Согла­шения ТРИ ПС, так и в ст. 4 Договора ВОИС по исполнениям и фонограм­мам.


Территориальность смежных прав означает, что законодательство лю­бой страны действует только на ее территории и не может иметь силы за ее пределами.

Необходимо отметить, что в определении сферы действия смежных прав в законодательстве об авторском праве и смежных правах стран с пе­реходной экономикой нет полного единства. Приведенные ниже нормы относятся в основном к Российской Федерации.

Сфера действия смежных прав исполнителей. Смежные права могут принадлежать исполнителям, если они являются гражданами Российской Федерации. Национальный режим распространяется на зарубежных ис­полнителей только в том случае, если исполнение:

• имеет место на территории страны;

• включено в охраняемую фонограмму;

• содержится в охраняемых передачах организаций вещания.

Сфера действия исключительных прав производителей фонограмм. Смеж­ные права производителей фонограмм могут охраняться, если:

• они являются гражданами Российской Федерации или российскими
юридическими лицами;

•фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации;

• в иных случаях, предусмотренных международными договорами,
членами которых является Российская Федерация.

Сфера действия исключительных прав организаций вещания. Смежные права организаций вещания могут охраняться при выполнении двух условий:

• организация вещания имеет официальное местонахождение на тер­
ритории страны;

•передачи организации вещания осуществляются с передатчиков, расположенных на территории страны.

Другими словами, могут охраняться любые передачи организаций вещания, если они передаются с территории страны.

Сфера действия исключительных прав производителей баз данных. В соответствии с Директивой Европейского союза «О правовой охране баз данных» права на инвестиционные базы данных распространяются на их производителей, которые являются гражданами страны Союза и имеют по­стоянное местожительство на ее территории. Это право распространяется и на компании и фирмы, созданные и зарегистрированные в соответствии с законами страны Союза. Аналогичные положения установлены в ст. 1336 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доступ к материалам электронной базы данных может осуществляться различным образом, поэтому сфера действия прав может также разли­чаться.

Если база данных воплощена на материальном носителе, то сфера действия прав производителя базы данных должна соответствовать принципам действия прав на произведения литературы, науки и искусства (см. §2.9).

Если база данных размещена в компьютерной сети, то для применения Принципа национального режима на производителя базы данных она должна быть размещена на серверах, расположенных на территории соот­ветствующей страны. Это требование не всегда легко выполнить и устано­вить, поскольку граждане страны могут воспользоваться услугами «хос­тинга» (размещением сайта) в иных странах.

Сфера действия исключительных прав публикаторов. Соответствующая сфера очерчена в ст. 1341 Гражданского кодекса Российской Федерации и фактически совпадает со сферой действия исключительного права на про­изведения, установленные Бернской конвенцией (см. § 2.9).

 

§ 3.7. Служебные исполнения

В раннем законодательстве Российской Федерации об авторском пра­ве и смежных правах отсутствовало понятие «служебный объект смежных прав», хотя такие объекты широко распространены. В ст. 1320 Граждан­ского кодекса Российской Федерации установлены положения о служеб­ных исполнениях отсылкой на ст. 1295 в отношении служебных произведе­ний (см. § 2.10).

Из всех субъектов смежных прав личное неимущественное право при-Ьнано за исполнителем, поэтому служебными могут быть лишь исполне­ния, поэтому определением понятия «служебный объект смежных прав» может быть следующее.

Служебный объект смежных прав — это исполнение, которое создано исполнителем или исполнителями в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или задания работодателя.

Существует множество исполнений, в создании которых участвуют ■Члены труппы, сценического или театрального коллектива.

К служебным исполнениям обычно применяют mutatis mutandis (с со­ответствующими изменениями) положения о служебных произведениях (литературы, науки и искусства (так сделано и в ст. 1320 Гражданского ко­декса Российской Федерации):

1. Личное неимущественное право на служебное исполнение принадлежит исполнителю (исполнителям).

2. Исключительные права на служебное исполнение принадлежат рабо­тодателю, если договором с исполнителем (исполнителями) не предусмот­рено иное.

3. Исполнитель (исполнители) служебного исполнения имеет право на до­полнительное вознаграждение.


Данное положение может действовать только в том случае, если ис­ключительное право принадлежит работодателю и не передано исполните­лю (исполнителям). Кроме того, право на дополнительное вознаграждение возникает только в том случае, если служебное исполнение используется каким-либо лицом, которое и выплачивает это вознаграждение.

4.Исполнитель (исполнители) служебного исполнения не вправе препят­ствовать его обнародованию работодателем.

 

§ 3.8. Совместные объекты смежных прав

Несмотря на то что многие исполнения создаются одним исполните­лем, существует множество совместных исполнений, созданных многими исполнителями. Подобно совместным произведениям, существуют сов­местные делимые и неделимые исполнения.

Неделимое совместное исполнениеэто исполнение, которое пред­ставляет собой одно неразрывное целое.

В неделимом совместном участвуют все исполнители. Например, при выступлении на концерте члены группы выступают с общим номером, ко­торый и является совместным исполнением.

Делимое совместное исполнениеэто исполнение, которое пред­ставляет собой совокупность нескольких частей, имеющих самостоя­тельное значение.

Например, весь концерт, состоящий из отдельных номеров, может рассматриваться как совместное делимое исполнение.

К правовому режиму совместных исполнений обычно применяют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения о совмест­ных произведениях (так сделано и в ст. 1320 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации), если они не являются служебными:

1. Личное неимущественное и исключительное право на совместное ис­полнение принадлежат исполнителям.

2. Каждый из исполнителей совместного делимого исполнения вправе ис­пользовать созданную им часть по своему усмотрению, если иное не преду­смотрено соглашением между ними.

3. Право на использование исполнения в целом принадлежит исполните­лям совместно, а их взаимоотношения определяются соглашением между ними.

4. Для неразрывных совместных исполнений ни один из исполнителей не вправе без достаточных на то оснований запретить использование исполне­ния.

5. Признаются исполнителями лица, внесшие творческий вклад в созда­ние исполнения. И ст. 1313 Гражданского кодекса Российской Федерации такими лица-признаются режиссер — постановщик спектакля (лицо, осуществившее тановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

6. Не признаются исполнителями лица, не внесшие творческого вклада создание исполнения, а оказавшие исполнителям только материальную, ганизационную, техническую и иную помощь и содействие. Данное положение иногда прямо не формулируется в законодательстве, поскольку исполнителем может быть только лицо, творческим трудом орого создано исполнение (или его часть).

 

§ 3.9. Составные объекты смежных прав

Подобно составным произведениям, существует множество составных ьектов смежных прав.

Составной объект смежных прав — это объект, включающий другиеобъекты смежных прав или их части.

Многие объекты смежных прав изначально являются составными, аиример, фонограммы включают записи исполнений, передачи веща-льных организаций могут включать совокупности записей исполнений, иограмм, аудиовизуальных исполнений и т. д. Инвестиционные базы кже являются составными объектами, которые могут включать не только ъекты смежных прав, но и объекты авторского права.

К правовому режиму составных объектов смежных прав обычно при-спяют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения совместных произведениях. В законодательстве лицо, которое создает одобные объекты, обычно называется производителем соответствующего "ъекта, поскольку только в результате производства соответствующих то­ров, в которых воплощены объекты смежных прав, последние становят-доступными публике. В этой связи использование термина «изготови-ль», как, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации, редставляется неточным, поскольку изготавливать и производить — это вершенно разные действия. Изготовить можно несколько экземпляров которого объекта, а массовое изготовление — это производство. Поэто-у речь должна идти о производителях товаров, в которых воплощены со-ветствующие объекты, а не об изготовителях.

{Производитель составного объекта может обладать исключитель-ым правом при соблюдении прав лиц на объекты, включенные в составной гъект.

Это положение соответствует одному из условий охраноспособности объектов смежных прав (см. § 3.5). Другими словами, исключительное право может распространяться на составной объект только в том случае, если производитель обладает разрешениями правообладателей всех объек­тов или частей из них, включаемых в составной объект.

2. Правообладатели объектов, включенных в составной объект, вправе использовать свои объекты независимо от их включения в составной объект, если иное не предусмотрено договором.

3. Исключительное право производителя составного объекта не препят­ствует другим лицам использовать те же объекты для создания иных состав­ных объектов смежных прав.

4. Составные объекты смежных прав охраняются исключительным пра­вом независимо от того, являются охраняемыми или нет объекты, которые они включают.

 

§ 3.10. Производные объекты смежных прав

Подобно производным произведениям, существует множество произ­водных объектов смежных прав.

Производный объект смежных прав — это объект, который создан в ре­зультате переработки других объектов смежных прав.

Долгое время, когда объекты смежных прав существовали только в аналоговой форме, их изменение и переработка технически были очень сложными. С появлением цифровой формы объектов смежных прав их изменение оказывается в большинстве случае технически весьма про­стым и доступным широкому кругу лиц. Для таких изменений существу­ет множество компьютерных программ, которые позволяют осуществ­лять почти любые изменения. Очень часто такие изменения объектов осуществляются без учета исключительных прав лиц, создавших объек­ты смежных прав.

При рассмотрении правовых норм в отношении производных объек­тов смежных прав обычно применяют mutatis mutandis (с соответствующи­ми изменениями) условия правовой охраны производных произведений, рассмотренных в § 3.5:

1. Исключительное право на производный объект смежных прав может
возникнуть только при правомерном использовании перерабатываемого объ­
екта.

Другими словами, перерабатывать охраняемый объект можно только в том случае, если на это получено разрешение правообладателя.

2. Исключительное право на производный объект смежных прав сущест­
вует независимо от того, являются перерабатываемый объект охраняемым
или нет.

Если перерабатываемый объект является охраняемым, переработчик обязан получить разрешение правообладателя на переработку. Если перерабатываемый объект является неохраняемым, переработчик не нуждается и мопучении разрешения на переработку.

3. Переработчик не вправе препятствовать иным лицам осуществлять переработки тех же объектов смежных прав.

Любые лица могут перерабатывать одни и те же объекты смежных прав,„,„ том же обязательном условии - получении разрешения от правооб­ладателя на переработку соответствующего объекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: