Аналогичный подход используется в ст. 1337—1340 Гражданского кодекса Российской Федерации с 25-летним сроком охраны исключительного права с момента публикации произведения.
§ 3.4. Принцип автоматической охраны
Рассмотренный в § 2.7 принцип автоматической охраны произведений литературы, науки и искусства справедлив и для объектов смежных прав, т.е. права на исполнения, фонограммы, программы вещательных организаций, инвестиционные базы данных возникают в силу их создания. Для посмертных произведений исключительное право публикатору предоставляется после опубликования произведения, на которое истекло действие исключительного авторского права.
Следовательно, подобно авторскому праву, для возникновения смежных прав не нужны какие-либо формальности, такие как регистрация, депонирование, обнародование (за исключением посмертных произведений).
Принцип автоматической охраны признан Римской конвенцией1. С принятием в 1996 г. Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам принцип автоматической охраны подтвержден для исполнений и фонограмм.
Из принципа автоматической охраны вытекает принцип презумпции обладателя смежных прав, который заключается в том, что при отсутствии доказательств иного обладателем исключительного права считается лицо, указанное на товаре, в котором воплощен объект смежных прав. Однако на международном уровне этот принцип признается только для исполнений, записанных на фонограммы.
Исполнитель и производитель фонограммы для оповещения о своих исключительных правах может разместить на каждом экземпляре товара, в котором воплощена фонограмма, знак правовой охраны смежных прав из
трех элементов:
|
•латинская буква «Р» в окружности;
•имя или наименование обладателя исключительного права;
•год первого опубликования фонограммы.
Использование знака правовой охраны авторского права было впервые установлено в ст. 11 Римской конвенции3, и поэтому этот знак часто называют конвенционным знаком охраны смежных прав исполнителей и производителей фонограмм.
Использование конвенционного знака правовой охраны регламентируется ст. 1305 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Для иных объектов смежных прав знаки правовой охраны не введены. В ст. 19(2) Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам устанавлено, что к экземплярам записанных исполнений и фонограмм может быть приложена информация об управлении правами, которая идентифицирует исполнителя, исполнение исполнителя, производителя фонограммы, фонограмму, обладателя какого-либо права на исполнение или фонограмму, или информацию об условиях использования исполнения или фонограммы и любые цифры или коды, в которых она представлена4. В Гражданском кодексе Российской Федерации данное положение Договора расширено на все объекты смежных прав в ст. 1310. Информация об управлении правами может быть приложена или быть частью объекта смежных прав, в частности передач вещательных организаций, баз данных, посмертных произведений.
Следует особо подчеркнуть, что наличие или отсутствие конвенционного знака, как и информации об управлении правами, не имеет никакого отношения к наличию прав, которые могут возникнуть только в силу создания и объективного существования объекта смежных прав.
|
§ 3.5. Условия правовой охраны
Принцип автоматической охраны распространяется на объекты смежных прав, если выполнены следующие условия охраноспособности:
• объективность существования объекта;
• правомерность использования иных охраняемых объектов.
Эти условия охраноспособности объектов смежных прав повторяют условия охраноспособности объектов авторского права, за исключением условия творческого характера, поскольку большинство объектов смежных прав не считаются результатом творческого труда, за исключением исполнений. Однако и для исполнений это условие никак не влияет на охраноспособность, поскольку любое свое действо любой исполнитель считает творчеством.
Несмотря на то что исполнения имеют очень давнюю историю, творческий характер исполнительской деятельности на международном уровне признан лишь в 1996 г. в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам.
Рассмотрим кратко условия охраноспособности объектов смежных прав.
1. Условие объективности существования объекта означает действительное существование объекта смежных прав в некоторый момент времени. Эта объективность отличается от объективности объектов авторского права, которые должны быть доступны публике без посредничества автора в любой момент времени. Объекты смежных прав могут существовать в некоторый момент времени в том или ином месте. Например, «живые» исполнения существуют лишь в определенном временном интервале, как и передачи вещательных организаций и базы данных в компьютерных сетях. Однако любые исполнения, вещательные передачи, базы данных могут быть записаны на материальные носители и стать доступными публике в любой момент времени, подобно объектам авторского права.
|
2. Условие правомерности использования иных охраняемых объектов имеет такой же смысл, как и для тех объектов авторского права, которые создаются с использованием других произведений. Если для объектов авторского права это условие важно лишь для некоторых видов произведений, то для объектов смежных прав — это необходимое условие правоспособности, поскольку в большинстве случаев смежные права являются вторичными, связанными или смежными по отношению к авторскому праву.
Вторичность и взаимосвязанность смежных прав, невозможность их существования в большинстве случаев без авторского права означает, что смежные права в отношении любых объектов могут возникать и охраняться только при соблюдении авторского права на произведения, которые воплощаются в объектах смежных прав. Более того, если для создания объектов смежных прав используются иные объекты смежных прав, то и в этих случаях должны быть соблюдены права соответствующих субъектов.
Поскольку возникновение смежных прав в большинстве случаев зависит от соблюдения прав иных лиц, то условия возникновения смежных прав определяются правомерностью использования объектов как авторского права, так и смежных прав. Причем если возникновение смежных прав у исполнителя зависит только от правомерности использования объектов авторского права, то условия возникновения смежных прав производителей фонограмм, организаций вешания, производителей баз данных зависят от правомерности использования как произведений, так и исполнений. Таким образом:
•исполнитель может обладать смежными правами при условии соблюдения исключительного права на исполняемое произведение;
•производитель фонограммы может обладать смежными правами на фонограмму только при получении разрешения авторов и исполнителей для включения в фонограмму исполнений произведений;
•организация вещания обязана получить разрешение авторов, исполнителей, производителей фонограмм, производителей иных объектов (аудиовизуальных, мультимедийных произведений и т. д.) для того, чтобы иметь право включить их в свою передачу;
•производитель инвестиционной базы данных обязан получить разрешения правообладателей любых охраняемых объектов, включаемых в базу данных.
§ 3.6. Сфера действия смежных прав
В соответствии с международными нормами и положениями национального законодательства сфера действия смежных прав подчиняется принципу территориальности смежных прав и принципу национального режима в отношении субъектов этих прав.
Национальный режим смежных прав предоставляет зарубежным субъектам смежных прав такие же права, какие предоставляются национальным субъектам права. Этот принцип сформулирован как в ст. 3 Соглашения ТРИ ПС, так и в ст. 4 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам.
Территориальность смежных прав означает, что законодательство любой страны действует только на ее территории и не может иметь силы за ее пределами.
Необходимо отметить, что в определении сферы действия смежных прав в законодательстве об авторском праве и смежных правах стран с переходной экономикой нет полного единства. Приведенные ниже нормы относятся в основном к Российской Федерации.
Сфера действия смежных прав исполнителей. Смежные права могут принадлежать исполнителям, если они являются гражданами Российской Федерации. Национальный режим распространяется на зарубежных исполнителей только в том случае, если исполнение:
• имеет место на территории страны;
• включено в охраняемую фонограмму;
• содержится в охраняемых передачах организаций вещания.
Сфера действия исключительных прав производителей фонограмм. Смежные права производителей фонограмм могут охраняться, если:
• они являются гражданами Российской Федерации или российскими
юридическими лицами;
•фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории Российской Федерации;
• в иных случаях, предусмотренных международными договорами,
членами которых является Российская Федерация.
Сфера действия исключительных прав организаций вещания. Смежные права организаций вещания могут охраняться при выполнении двух условий:
• организация вещания имеет официальное местонахождение на тер
ритории страны;
•передачи организации вещания осуществляются с передатчиков, расположенных на территории страны.
Другими словами, могут охраняться любые передачи организаций вещания, если они передаются с территории страны.
Сфера действия исключительных прав производителей баз данных. В соответствии с Директивой Европейского союза «О правовой охране баз данных» права на инвестиционные базы данных распространяются на их производителей, которые являются гражданами страны Союза и имеют постоянное местожительство на ее территории. Это право распространяется и на компании и фирмы, созданные и зарегистрированные в соответствии с законами страны Союза. Аналогичные положения установлены в ст. 1336 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доступ к материалам электронной базы данных может осуществляться различным образом, поэтому сфера действия прав может также различаться.
Если база данных воплощена на материальном носителе, то сфера действия прав производителя базы данных должна соответствовать принципам действия прав на произведения литературы, науки и искусства (см. §2.9).
Если база данных размещена в компьютерной сети, то для применения Принципа национального режима на производителя базы данных она должна быть размещена на серверах, расположенных на территории соответствующей страны. Это требование не всегда легко выполнить и установить, поскольку граждане страны могут воспользоваться услугами «хостинга» (размещением сайта) в иных странах.
Сфера действия исключительных прав публикаторов. Соответствующая сфера очерчена в ст. 1341 Гражданского кодекса Российской Федерации и фактически совпадает со сферой действия исключительного права на произведения, установленные Бернской конвенцией (см. § 2.9).
§ 3.7. Служебные исполнения
В раннем законодательстве Российской Федерации об авторском праве и смежных правах отсутствовало понятие «служебный объект смежных прав», хотя такие объекты широко распространены. В ст. 1320 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены положения о служебных исполнениях отсылкой на ст. 1295 в отношении служебных произведений (см. § 2.10).
Из всех субъектов смежных прав личное неимущественное право при-Ьнано за исполнителем, поэтому служебными могут быть лишь исполнения, поэтому определением понятия «служебный объект смежных прав» может быть следующее.
Служебный объект смежных прав — это исполнение, которое создано исполнителем или исполнителями в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или задания работодателя.
Существует множество исполнений, в создании которых участвуют ■Члены труппы, сценического или театрального коллектива.
К служебным исполнениям обычно применяют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения о служебных произведениях (литературы, науки и искусства (так сделано и в ст. 1320 Гражданского кодекса Российской Федерации):
1. Личное неимущественное право на служебное исполнение принадлежит исполнителю (исполнителям).
2. Исключительные права на служебное исполнение принадлежат работодателю, если договором с исполнителем (исполнителями) не предусмотрено иное.
3. Исполнитель (исполнители) служебного исполнения имеет право на дополнительное вознаграждение.
Данное положение может действовать только в том случае, если исключительное право принадлежит работодателю и не передано исполнителю (исполнителям). Кроме того, право на дополнительное вознаграждение возникает только в том случае, если служебное исполнение используется каким-либо лицом, которое и выплачивает это вознаграждение.
4.Исполнитель (исполнители) служебного исполнения не вправе препятствовать его обнародованию работодателем.
§ 3.8. Совместные объекты смежных прав
Несмотря на то что многие исполнения создаются одним исполнителем, существует множество совместных исполнений, созданных многими исполнителями. Подобно совместным произведениям, существуют совместные делимые и неделимые исполнения.
Неделимое совместное исполнение — это исполнение, которое представляет собой одно неразрывное целое.
В неделимом совместном участвуют все исполнители. Например, при выступлении на концерте члены группы выступают с общим номером, который и является совместным исполнением.
Делимое совместное исполнение — это исполнение, которое представляет собой совокупность нескольких частей, имеющих самостоятельное значение.
Например, весь концерт, состоящий из отдельных номеров, может рассматриваться как совместное делимое исполнение.
К правовому режиму совместных исполнений обычно применяют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения о совместных произведениях (так сделано и в ст. 1320 Гражданского кодекса Российской Федерации), если они не являются служебными:
1. Личное неимущественное и исключительное право на совместное исполнение принадлежат исполнителям.
2. Каждый из исполнителей совместного делимого исполнения вправе использовать созданную им часть по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.
3. Право на использование исполнения в целом принадлежит исполнителям совместно, а их взаимоотношения определяются соглашением между ними.
4. Для неразрывных совместных исполнений ни один из исполнителей не вправе без достаточных на то оснований запретить использование исполнения.
5. Признаются исполнителями лица, внесшие творческий вклад в создание исполнения. И ст. 1313 Гражданского кодекса Российской Федерации такими лица-признаются режиссер — постановщик спектакля (лицо, осуществившее тановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.
6. Не признаются исполнителями лица, не внесшие творческого вклада создание исполнения, а оказавшие исполнителям только материальную, ганизационную, техническую и иную помощь и содействие. Данное положение иногда прямо не формулируется в законодательстве, поскольку исполнителем может быть только лицо, творческим трудом орого создано исполнение (или его часть).
§ 3.9. Составные объекты смежных прав
Подобно составным произведениям, существует множество составных ьектов смежных прав.
Составной объект смежных прав — это объект, включающий другие № объекты смежных прав или их части.
Многие объекты смежных прав изначально являются составными, аиример, фонограммы включают записи исполнений, передачи веща-льных организаций могут включать совокупности записей исполнений, иограмм, аудиовизуальных исполнений и т. д. Инвестиционные базы кже являются составными объектами, которые могут включать не только ъекты смежных прав, но и объекты авторского права.
К правовому режиму составных объектов смежных прав обычно при-спяют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) положения совместных произведениях. В законодательстве лицо, которое создает одобные объекты, обычно называется производителем соответствующего "ъекта, поскольку только в результате производства соответствующих торов, в которых воплощены объекты смежных прав, последние становят-доступными публике. В этой связи использование термина «изготови-ль», как, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации, редставляется неточным, поскольку изготавливать и производить — это вершенно разные действия. Изготовить можно несколько экземпляров которого объекта, а массовое изготовление — это производство. Поэто-у речь должна идти о производителях товаров, в которых воплощены со-ветствующие объекты, а не об изготовителях.
{Производитель составного объекта может обладать исключитель-ым правом при соблюдении прав лиц на объекты, включенные в составной гъект.
Это положение соответствует одному из условий охраноспособности объектов смежных прав (см. § 3.5). Другими словами, исключительное право может распространяться на составной объект только в том случае, если производитель обладает разрешениями правообладателей всех объектов или частей из них, включаемых в составной объект.
2. Правообладатели объектов, включенных в составной объект, вправе использовать свои объекты независимо от их включения в составной объект, если иное не предусмотрено договором.
3. Исключительное право производителя составного объекта не препятствует другим лицам использовать те же объекты для создания иных составных объектов смежных прав.
4. Составные объекты смежных прав охраняются исключительным правом независимо от того, являются охраняемыми или нет объекты, которые они включают.
§ 3.10. Производные объекты смежных прав
Подобно производным произведениям, существует множество производных объектов смежных прав.
Производный объект смежных прав — это объект, который создан в результате переработки других объектов смежных прав.
Долгое время, когда объекты смежных прав существовали только в аналоговой форме, их изменение и переработка технически были очень сложными. С появлением цифровой формы объектов смежных прав их изменение оказывается в большинстве случае технически весьма простым и доступным широкому кругу лиц. Для таких изменений существует множество компьютерных программ, которые позволяют осуществлять почти любые изменения. Очень часто такие изменения объектов осуществляются без учета исключительных прав лиц, создавших объекты смежных прав.
При рассмотрении правовых норм в отношении производных объектов смежных прав обычно применяют mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) условия правовой охраны производных произведений, рассмотренных в § 3.5:
1. Исключительное право на производный объект смежных прав может
возникнуть только при правомерном использовании перерабатываемого объ
екта.
Другими словами, перерабатывать охраняемый объект можно только в том случае, если на это получено разрешение правообладателя.
2. Исключительное право на производный объект смежных прав сущест
вует независимо от того, являются перерабатываемый объект охраняемым
или нет.
Если перерабатываемый объект является охраняемым, переработчик обязан получить разрешение правообладателя на переработку. Если перерабатываемый объект является неохраняемым, переработчик не нуждается и мопучении разрешения на переработку.
3. Переработчик не вправе препятствовать иным лицам осуществлять переработки тех же объектов смежных прав.
Любые лица могут перерабатывать одни и те же объекты смежных прав,„,„ том же обязательном условии - получении разрешения от правообладателя на переработку соответствующего объекта.