• запрещение использовать охраняемые объекты без разрешения;
• конфискация товаров, в которых воплощены объекты;
• наказания за неразрешенное использование объектов интеллектуальной собственности.
Несмотря на более чем 500-летнее существование такой модели охраны исключительных прав, ее эффективность оказалась низкой. Массовые нарушения исключительного права интеллектуальной собственности, которые стали называть пиратством, не только не удалось ликвидировать, их не удалось даже существенным образом сократить. Другими словами, пиратство интеллектуальной собственности существует дольше, чем законодательство об интеллектуальной собственности.
Действующая репрессивная модель охраны прав интеллектуальной собственности все еще считается единственно возможной как на национальном, так и на международном уровне. Международные организации, прежде всего ВТО и ВОИС, контролируемые США и Евросоюзом, обязывают все страны вести жесткую борьбу с любыми нарушениями прав интеллектуальной собственности. Однако при этом совершенно игнорируются причины возникновения и существования нарушений прав интеллектуальной собственности. Игнорируется то важнейшее обстоятельство, что нарушения прав интеллектуальной собственности имеют прежде всего экономические причины.
Очень многие нарушения прав интеллектуальной собственности вызываются ценовой политикой правообладателей. Более того, следуя выбранной системе ценообразования, правообладатели сами инициируют пиратство интеллектуальной собственности.
Чем же вызваны нарушения прав интеллектуальной собственности? Ответ прост — завышенными ценами на товары, в которых воплощены те или иные объекты интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность означает правовую монополию. Другими словами, производитель товаров, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности, dejure является монополистом, что позволяет ему устанавливать высокие цены на свою продукцию и вести агрессивную политику по подавлению конкуренции.
|
В условиях рыночной экономики еще в конце XIX в. возникло антимонопольное законодательство (закон Шермана), поэтому не всегда удается установить монополию de facto. Высокие цены на продукцию привлекают других производителей, которые стараются предложить аналогичную продукцию, используя собственные исследования и разработки, конкурентную разведку, реинжиниринг, лицензирование и т. д. Производитель-конкурент снижает цены на товары, что ведет к уменьшению спроса на продукцию монополиста, т. е. к уменьшению его доходов и прибыли. Именно поэтому монополист пытается подавить конкурентов, используя любые меры, в том числе и правовые.
Особенно наглядна экономическая природа нарушений прав на примере объектов авторского права и смежных прав. Зарубежные компании обычно следуют стратегии одинаковых цен на различных рынках, игнорируя уровень жизни в том или ином регионе. Например, странам с переходной экономикой предлагаются фонограммы, видеофильмы, компьютерные программы, книги почти по тем же ценам, что и в странах-производителях, где уровень жизни гораздо выше. Может ли потребитель приобрести интеллектуальный товар, если его цена несопоставима с зарплатой? Ответ очевиден. Таким образом, причиной нарушений исключительного авторского права и смежных прав являются завышенные цены на товары, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности.
|
Несоответствие цен товаров уровню жизни ведет к возникновению массового копирования объектов авторского права и смежных прав. Почти любые объекты могут быть получены из Интернета либо приобретены на дисках CD, DVD или HD DVD, произведенных для насыщения неудовлетворенного спроса. Несмотря на то что правообладатели сами инициируют пиратство интеллектуальной собственности, используя преступную ценовую стратегию, они требуют обеспечения своих прав в тех или иных регионах. Не желая следовать принципам международного частного права и обращаться в суд с исками о нарушении своих прав, правообладатели предпочитают использовать мощь своих государств и контролируемых ими международных организаций для того, чтобы заставить другие государства ликвидировать нарушения прав интеллектуальной собственности, которые правообладатели сами и вызвали.
В качестве иллюстрации можно привести позицию Microsoft — одной их крупнейших компаний, специализирующейся на компьютерных программах, в отношении нарушения авторских прав. Компания считает, что «пиратами» должны заниматься правоохранительные органы, a Microsoft — разъяснением достоинств лицензионной продукции. Корни пиратства, по ее мнению, имеют психологический характер: чем выше культура общества, тем ниже уровень пиратства.
Позиция компании показывает полное непонимание природы нарушений исключительного права и игнорирование международного частного права и национального законодательства: любое действие против возможных нарушителей прав должно быть доказано в суде по иску компании или ее представителей. Поэтому правоохранительные органы не должны предпринимать какие-либо действия против любых лиц, пока истец не обратится в суд и вина этих лиц не будет доказана. По существу, Microsoft, как и множество иных компаний, требует обеспечения своих прав не законом, а беззаконием.
|
Этот пример, как и множество иных, подтверждает основной вывод, который следует из экономической природы нарушений исключительного права: основные нарушения прав интеллектуальной собственности могут и должны ликвидировать сами правообладатели, перейдя к дифференцированной ценовой стратегии, учитывающей уровень жизни в том или ином регионе.
Термин «пиратство интеллектуальной собственности» очень широко используется не только в средствах массовой информации, но и в официальных документах. Использование этого термина отражает непонимание или игнорирование существа нарушений прав интеллектуальной собственности. Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности не является хищением интеллектуальной собственности путем кражи, грабежа, вымогательства, мошенничества, разбоя (тем более морского, т. е. пиратства), поскольку нарушители не завладевают безвозмездно имуществом правообладателя и не лишают его исключительного права на объекты интеллектуальной собственности. Те или иные лица могут неправомерно использовать неизъятый объект интеллектуальной собственности, воплощенный в товаре, обычно ими правомерно и возмездно приобретенный. Другое дело, что этими действиями наносится материальный, а иногда и моральный ущерб правообладателю. Однако только суд, рассмотрев существо иска, может признать то или иное лицо нарушителем закона.
Термин «пиратство» отсутствует в гражданском и уголовном законодательстве большинства стран. Поэтому на первый взгляд выглядит удивительным его широкое использование международными правительственными и неправительственными организациями. Например, на портале ВОИС размещено почти 2000 материалов, в которых используется этот термин, на портале ВТО — около 500.
Насаждение представлений о пиратстве интеллектуальной собственности осуществляет Международная федерация производителей фонограмм (1FPI), созданная картелем этих производителей для борьбы с музыкальным пиратством, что прямо заявлено как ее цель. Аналогичной деятельностью занимаются и иные организации, создан-е картелями производителей, например, компьютерных программ (USA — Business Software Alliance) и иных объектов. Особо следует отметить Международный альянс интеллектуальной собственности (ИРА — International Intellectual Property Alliance), Эта организация помимо прочего по учению правительства США готовит претензии к странам, в которых, по мнению, нарушаются интересы американских правообладателей. Вы-жки из сводного отчета (Review of the Intellectual Property Rights Practices) равляются через посольства США правительствам соответствующих стран С угрозами тех или иных санкций.
Причина широкого использования термина «пиратство» и соответствующей «антипиратской» деятельности заключается в том, что экономически развитые страны применяют любые методы для того, чтобы заставить иные страны без суда и следствия искоренять нарушения прав интеллектуальной собственности без заявлений правообладателей, т. е. превратить частное право интеллектуальной собственности в публичное.
Все вышесказанное означает, что использование термина «пиратство» не является правомерным и вводит в заблуждение общество и государство и отношении существа нарушений и обеспечения прав интеллектуальной собственности.
§ 1.14. Управление интеллектуальной собственностью
Как уже отмечалось, страны — участницы международных договоров язаны привести национальное законодательство в соответствие с ними и еспечить выполнение норм международных договоров, что возможно лько при действенной судебной системе. Тем самым международные язательства подразумевают существование эффективной государствен-ой системы управления интеллектуальной собственностью.
Управление интеллектуальной собственностью — это комплекс мер, направленных на создание и использование объектов интеллектуальной собственности на уровне организаций, учреждений, предприятий, отраслей промышленности, национальной экономики в целом.
Недостаточное внимание к интеллектуальному ресурсу сказывается на конкурентных позициях предприятий, на их экспортных позициях, на жизненном уровне общества, экономической, социальной и политической безопасности государства.
Страны с переходной экономикой имеют особенности, вызванные монополизацией социалистической экономики и политикой размещения производительных сил. Политические и социальные цели государства реа-ли ювывались, в частности, созданием в союзных республиках новых производств для индустриализации регионов, увеличения занятости населения и повышения жизненного уровня. Однако при этом не учитывалась сложившаяся структура академической, вузовской и отраслевой науки, направлений проводимых научных исследований. В результате новые производства часто оказывались вне профессиональных интересов и возможностей ученых. С одной стороны, изменение тематики научных исследований требовало длительной напряженной работы и оказывалось невозможным из-за отсутствия научных школ и финансирования. С другой — новые производства не нуждались в услугах специалистов, которые не знали специфики конкретных технологий и даже их элементов, и могли выполнять лишь простые хоздоговорные работы, в основном в личных целях.
Новые производства создавались на основе разработок головных отраслевых институтов, которые использовали как собственные, так и зарубежные научно-технические достижения, поэтому часто научный потенциал регионов не был востребован не только для функционирования, но и для совершенствования производств. Так возник естественный разрыв между наукой и производством.
От ученых требовали «внедрений» разработок в производство. Однако очень часто многим работникам науки либо нечего было внедрять, либо не было во что внедрять. Наука никогда не была и никогда не будет «непосредственной производительной силой». Наука возникла как средство познания мира и формирования нового знания. Некоторые знания становятся основой технических разработок, которые оказывались реализованными в тех или иных изобретениях. Такие изобретения могут стать основой новых производств, технологий, товаров и услуг. Другими словами, наука имеет не прямое, а опосредованное влияние на общественное производство, на совершенствование техники и технологии.
Взаимосвязь науки и производства, сложившаяся в Советском Союзе и сохраняющаяся в странах с переходной экономикой, продолжает сказываться на результатах интеллектуальной деятельности ученых и изобретателей, конструкторов и инженеров. На основании исследований и разработок они создают изобретения, которые часто оказываются невостребованными производством, потому что эти изобретения не соответствуют потребностям производства. В результате патентуются изобретения, которые производству не нужны.
Причина заключается не только в оторванности изобретений от потребностей и нужд производства. Предприятия в рамках сложившейся модели социалистического монополизма не заинтересованы в самосовершенствовании. Предприятия не находились в конкурентных условиях, поскольку государство оберегало их от внешней конкуренции торговыми и налоговыми барьерами, а внутренней конкуренции для многих производств не было и не могло быть. В результате политики государственного монополизма у предприятий не было насущной необходимости в совершенствовании производства, поскольку не было конкуренции и ответственности за результаты своей деятельности — государство старалось не допустить социального взрыва и возмещало издержки за счет более эффективно действующих предприятий.
Причины крушения Советского Союза в своей основе были не столько Политическими, сколько экономическими. Государственный монополизм И экстенсивный путь развития привели к тому, что планы и прогнозы окачивались невыполнимыми. Производство не было восприимчивым к научно-техническим достижениям, наука не могла стать «непосредственной производительной силой». Энерго- и ресурсопотребление в несколько раз превышало зарубежные показатели, а эффективность производств в не-i>ko раз уступала зарубежной. Качество продукции падало. Все меры рКазались тщетными — экономическое развитие останавливалось. Зару-жные производители переходили на новые технологии, которые для омышленности СССР стали недоступными. Микроэлектроника оказа-сь камнем преткновения для социалистического производства. Копиро-ние зарубежных интегральных микросхем было не только расточитель-IM, разорительным и позорным — оно оказалось возможным только до ределенной степени их интеграции. С этого момента развитие высоко-ехнологичных отраслей прекратилось. Об этом автор говорил почти 20 лет Гому назад, когда были надежды реализовать программу информатизации и массового производства персональных компьютеров'.
Основная причина гибели Советского Союза — это ошибочная государственная политика, ориентированная только на плановую экономическую систему без рыночного механизма и конкуренции. Военизированная государственная власть, признающая только план и монополию, не смогла понять и использовать возможности, предоставляемые рыночной экономикой. Чего можно было бы добиться при рациональном использовании сырьевых, интеллектуальных и трудовых ресурсов, показывает Китай. Эта Страна не отказалась ни от социалистических целей, ни от партийного руководства, однако она предоставила свободу экономическим отношениям. В результате Китай переживает бурный экономический, социальный и политический рост, обгоняя по многим показателям вчерашних фаворитов. Страны же с переходной экономикой продолжают следовать экономической стратегии, погубившей Советский Союз. Если Россия, Украина, Казахстан и некоторые другие страны могут рассчитывать на свои сырье-мыс ресурсы, то для остальных государств повторение прошлого чревато i печальными последствиями.
В этой связи роль государства исключительно важна: если страны с переходной экономикой сумеют использовать свой интеллектуальный по-кициал в условиях либерализации экономических отношений, они могут быть уверенными в своей будущности и обладать политической, экономической и технологической независимостью. Правильная стратегия разви-гия неразрывно связана со всемерной поддержкой творческой научно-технической деятельности. Неразрывной частью такой стратегии является система управления интеллектуальной собственностью. Эта же стратегия должна получить свое развитие и конкретизацию на уровне отраслей общественного производства и на корпоративном уровне.
В странах с переходной экономикой существуют рудименты планового (прогнозного) руководства как на государственном, так и на отраслевом уровне. Однако даже в таких условиях многочисленные министерства и ведомства недооценивают главную движущую силу любого общественного производства — результаты интеллектуальной деятельности, прежде всего в сфере науки, техники и изобретательства, максимально приближенные к потребностям конкретных производств. В органах управления, отвечающих за отрасли производства, фактически свернута исследовательская деятельность, патентные, лицензионные и маркетинговые исследования, которые могли бы дать информацию о тенденциях как в отраслях, так и на отдельных предприятиях в стране и за рубежом. К сожалению, эта важнейшая деятельность не расширяется, не углубляется, а сокращается. Ряд министерств и ведомств не имеют не только патентно-лицензионных служб, но и специалистов в этой области. В таких условиях долгосрочное устойчивое развитие невозможно.
Важнейшим фактором экономической стратегии конкурентных производств должно стать всемерное стимулирование создания и использования объектов интеллектуальной собственности. Однако большинство предприятий не ведет научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ-и маркетинговых исследований, не имеет крупных патентно-лицедаион-ных подразделений. В результате предприятия не могут своими силами модернизировать производство, а для внедрения сторонних технологий отсутствуют не только инвестиции, но и результаты соответствующих патентно-лицензионных и маркетинговых исследований. Поэтому предприятия могут лишь «латать дыры» действующих технологий конкретного производства, уступая день за днем свои конкурентные преимущества на внешних рынках. Лишь на самых крупных, валоопре-деляющих предприятиях положение несколько лучше, однако действительный потенциал управления интеллектуальной собственностью не реализуется и здесь.
Несмотря на заявления о важности государственного управления интеллектуальной собственностью, существует множество нерешенных проблем как на государственном, так и на отраслевом и корпоративном уровнях. Главная проблема заключается в том, что создается недостаточное количество высококачественных и востребованных результатов интеллектуальной деятельности, которые необходимы для совершенствования существующих и создания новых высокотехнологичных производств.
Результаты интеллектуальной деятельности необходимы для развития науки, культуры, совершенствования образования и иных сфер общественной деятельности. Поэтому очень важно понять, почему результативность интеллектуальной деятельности не столь высока, как это необходимо для устойчивого и высокотехнологичного развития. Остановимся на этой проблеме подробнее.
Важнейшие объекты интеллектуальной собственности создаются в ре-v и.тате творческой деятельности. Широкое развитие творческой деятельности немыслимо, если государство не создает соответствующих условий. \ любой стране существует система образования, научных исследований и >нзработок. Однако без развития творческой деятельности у государства нет будущего. Одних уверений в сохранении, развитии и преумножении интеллектуального потенциала недостаточно. Необходимо повысить не на | словах, а на деле престиж творческой деятельности. Без достойного фи-! нансирования это невозможно. Сейчас в списке приоритетных видов дея-гельности творческих профессий нет, что естественно при нищенской зар-I плате ученого и инженера, преподавателя и учителя.
Страны с переходной экономикой забыли опыт Советского Союза по | развитию образования, науки и техники. За несколько десятилетий из поч-I ти безграмотной страны возникла великая держава, достигшая передовых I позиций в науке и образовании, культуре и искусстве, технике и производ-I стве. Немалую роль сыграло и отношение государства к ученым и препода-I вателям, инженерам и учителям. Ученые и преподаватели вузов были од-I ной из самых высокооплачиваемых категорий советского общества. I Государство понимало, что только развитие науки и образования может [ обеспечить создание новой техники и производств.
Существовала эффективная система подготовки к творческой дея-I тсльности, прежде всего к научно-техническому и изобретательскому творчеству'. К сожалению, многие методики развития творчества забыты. Поэтому первоочередное стимулирование научно-технического и изобретательского творчества является важнейшей государственной задачей.
Таким образом, на государственном уровне управления интеллектуальной собственностью главное — создать условия для всемерного развития научных исследований, разработок и изобретательской деятельности, соответствующих потребностям современного производства.
В заключение необходимо кратко остановиться на проблемах, связанных с неадекватным пониманием инноваций.
Инновации — это иностранный синоним слов «нововведения» или «новшества». Инновационный путь развития представляет собой совершенствование прежде всего производственной сферы с использованием rex или иных новшеств.
Однако новшество новшеству рознь. Одно дело, когда предприятие совершенствует производство, используя новшества мирового уровня, а дру-Iroe — если инновации имеют уровень рационализаторских предложений, которые давно забыты или устарели. Поэтому термин «инновации» скрывает уровень нововведений. Только нововведения мирового уровня могут обес печить действительно инновационное развитие экономики.
Инновации мирового уровня обеспечиваются прежде всего патентованными изобретениями. Патентование гарантирует, что техническое решение имеет мировой уровень новизны, изобретательский уровень и промышленную применимость. Если предприятие модернизирует свое производство на основе современных патентных или лицензионных решений, то это действительно инновационный путь развития. Если же оно «латает дыры», называя это инновациями, то оно вводит в заблуждение государство и общество. Лукавство с инновациями ведет к самым печальным последствиям, поскольку в конце концов предприятие потеряет все конкурентные преимущества и окажется банкротом. Такие примеры хорошо известны.
Инновационный путь развития требует использования самых совер
шенных разработок и изобретений. Возможность такого пути развития
определяется прежде всего масштабностью и уровнем научно-исследова
тельских и опытно-конструкторских работ, реализуемых в запатентован^
ных технических решениях, т. е. изобретениях, соответствующих потреб
ностям реального производства. /
Для инновационного развития основным условием его обеспечения является рациональная государственная система управления интеллектуальной собственностью. Инновационный путь немыслим без всемерного развития и укрепления этой системы. Без интеллектуального элемента, без всемерной поддержки системы управления интеллектуальной собственностью инновационное развитие невозможно. Врамках этой системы можно установить направления и тенденции развития отраслей и отдельных предприятий, определить направления рациональных инвестиций — в собственные разработки или же в приобретение лицензий. Инвестиции должны быть направлены на реализацию самых совершенных технических решений. Только в таком случае они могут способствовать инновациям, которые обеспечат устойчивое развитие государства и решение важнейших социальных задач.
Таким образом, управление системой интеллектуальной собственности должно стать одним из приоритетных направлений развития стран с переходной экономикой.
§ 1.15. Роль и место интеллектуальной собственности в обществе
Несмотря на то что объекты промышленной собственности, авторского права и смежных прав существенным образом различаются, в том числе и возникновением прав, между ними существует определенная связь. Прежде всего это вызвано фундаментальной ролью изобретений в развитии общества. Именно изобретения позволяли совершенствовать орудия труда, изменять условия труда и самого человека. Первична роль изобретений и в становлении правовых институтов, в частности авторского права.
Исключительное авторское право возникло после изобретения И. Гуттенбергом печатной технологии и становления полиграфической промышленности. Изобретение книгопечатания позволило доводить до широкой публики духовные ценности, содержавшиеся в рукописных книгах, что способствовало ускоренному развитию общества и возникновению целой эпохи Возрождения (Renaissance).
Изобретение новых технических и технологических способов записи звука и изображений привело к радикальному изменению всего общественного развития. Без изобретений невозможно культурное, социальное и духовное развитие общества.
С некоторой осторожностью можно сказать, что объекты промышленной собственности — это основа материального благополучия общества, а объекты авторского права и смежных прав — благополучия духовного.
Возникшая в конце XV в. система интеллектуальной собственности изменила положение результатов интеллектуальной деятельности. Эта система наложила жесткие ограничения на свободное использование результатов интеллектуальной деятельности, существовавшее ранее.
Несомненно, что система интеллектуальной собственности оказывает влияние на экономическое, социальное и культурное развитие общества.
Сторонники системы интеллектуальной собственности считают, что поскольку общественное развитие происходит ускоренными темпами, то это совершается благодаря системе интеллектуальной собственности. Другими словами, система интеллектуальной собственности способствует общественному прогрессу.
Противники системы интеллектуальной собственности убеждены, что она сдерживает общественный прогресс, поскольку является тормозом общественного развития и бременем для экономики любой страны. Несоменно, это не означает, что система интеллектуальной собственности должна быть упразднена. Глобализация этой системы подтверждает, что система интеллектуальной собственности должна быть изменена так, чтобы не сдерживать общественное развитие.
В качестве иллюстрации доминирующего представления об интеллектуальной собственности приведем лозунг ВОИС, выраженный ее руководством: интеллектуальная собственность является «инструментом экономического роста и создания национального богатства»1.
Сторонники современной системы интеллектуальной собственности не желают обращать внимание на то обстоятельство, что не интеллектуальная собственность, а некоторые результаты интеллектуальной деятельности являются важнейшим фактором экономического и социального развития. Поскольку интеллектуальная собственность — это правовое положение некоторых результатов интеллектуальной деятельности, то система интеллектуальной собственности ограничивает использование этих результатов и тем самым сдерживает экономическое и социальное развитие общества. Другими словами, экономическое и социальное развитие происходит не благодаря, а вопреки системе интеллектуальной собственности. Без оков и цепей этой системы общественное развитие может оказаться более эффективным.
Вся система интеллектуальной собственности возникла и существует
для обеспечения интересов правообладателей, а не авторов, изобретателей
и общества. В результате подрывается экономическое, социальное и духов
ное развитие стран. Тем не менее система интеллектуальной собственно
сти может способствовать научно-техническому и социальному развитию,
если в ней будет установлен рациональный баланс интересов авторов и право
обладателей, общества и государства. \
Установление такого баланса на национальном\ровне в принципе возможно, и некоторые шаги в этом отношении делаются,Т(апример, созданы и функционируют такие общественные организации, как Фонд электронных рубежей (Electronic Frontier Foundation), Фонд свободных компьютерных программ (Free Software Foundation), Творческое достояние (Creative Commons), Фонд публичных патентов (Public Patent Foundation) и т. д., которые пытаются установить баланс интересов правообладателей, авторов и общества.
Гораздо сложнее установить баланс интересов на международном уровне. Международные организации, прежде всего ВОИС и ВТО, такие задачи игнорируют. Поэтому установление международного баланса интересов возможно только под давлением государств-участников, которые должны понять действительное предназначение системы интеллектуальной собственности.
Продолжая анализ лозунга ВОИС, следует подчеркнуть, что интеллектуальная собственность — это основа благосостояния не авторов, изобретателей и общества, а правообладателей, патентных ведомств и патентных поверенных, ВОИС и аналогичных организаций. Вот почему сторонники системы интеллектуальной собственности создают мифы для ее облагораживания и придания ей черт, которыми она не обладает. В то же время любые обоснованные сомнения в эффективности системы интеллектуальной собственности отвергаются.
В настоящее время особенно рьяно требуют охраны своей интеллектуальной собственности развитые страны. Однако при становлении международного права интеллектуальной собственности (Парижская конвенция 1883 г. и Бернская конвенция 1886 г.) некоторые из этих стран не признали новые правовые нормы, поскольку они сами безвозмездно использовали чужие достижения. Особенно в этом преуспели США, СССР и другие страны.