Глава 1 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 3 глава




Среди результатов творческой и интеллектуальной деятельности особое положение занимают объекты интеллектуальной собственности, которые охраняются юридическими законами, то есть во многих товарах воплощены объекты интеллектуальной собственности, которые являются собствен­ностью того или иного лица, однако сам товар может быть собственностью совсем другого лица.

Вышесказанное позволяет заключить, что существует следующий принцип дуализма интеллектуальной собственности.

Нематериальные объекты интеллектуальной собственности объективно существуют только воплощенными в материальных объектах, в част­ности в товарах.

Итак, идеальный, нематериальный объект может существовать только воплощенным в материальном объекте. Это соответствует научным пред­ставлениям, в соответствии с которыми идеальные объекты не существуют вне материальной оболочки. Идеальные объекты создаются человеком и су­ществуют в нем или выражаются в иных материальных объектах. Другими словами, все созданное человеком воплощено в материальных объектах и только таким образом оно существует объективно и доступно другим людям. Например, нет знания как такового, а есть знание, выраженное в большинстве литературы. Для того чтобы приобщиться к этому знанию, нужно изучать его и окружающий мир. Знание создается человеком посредством позна­ния окружающего мира и закрепляется им в соответствующей литературе, предметах и устройствах.

Важно особо подчеркнуть, что материальный объект, в котором вопло­щаются объекты интеллектуальной собственности, может быть не только вещью — предметом, устройством. Материальный объект может сущест­вовать в виде вещества и поля, т. е. может быть как вещественным, так и волновым. Иначе говоря, материальны не только вещи, но и звуковые и электромагнитные волны. Человек видит вещи или их изображения и слы­шит связанные с ними звуки. Когда исполняется некоторое музыкальное произведение, оно воплощается в звуковых волнах, воспринимаемых дру­гими людьми. В электромагнитных волнах посредством модуляции могут быть воплощены аудиовизуальные произведения, которые после демоду­ляции в телевизоре могут видеть и слышать люди. При воспроизведении музыкального компакт-диска воплощенные в нем музыкальные произве­дения преобразуются в звуковые волны, т. е. оказываются в иной материальной форме.

Таким образом, волновые носители объектов интеллектуальной собст­венности не являются редкостью в сравнении с вещественными носителя­ми. Более того, распространенность такого носителя объектов интеллекту­альной собственности, прежде всего объектов авторского права и смежных прав, чрезвычайно велика: достаточно напомнить о массовости радиове­щания, телевидения и Интернета.

Принцип дуализма интеллектуальной собственности имеет два следст­вия для товаров, т. е. материальных объектов, находящихся в гражданском обороте.

I

Следствие 1. Правообладатель нематериального объекта интел­лектуальной собственности является его собственником, но может не быть собственником товара, в котором этот объект воплощен.

Для иллюстрации этого следствия рассмотрим простой пример.

Предположим, что автор создал литературное произведение. В соот­ветствии с принципами авторского права автор становится правообладате­лем своего произведения с момента его создания. Свое произведение (не­материальный объект интеллектуальной собственности) автор воплотил в рукописи произведения, например на бумаге или на компакт-диске. По­скольку бумага или компакт-диск принадлежат автору, то он является пра­вообладателем своего произведения и собственником материального объ­екта, в котором воплощено произведение.

В большинстве случаев автор создает произведение не для себя. Про­изведение может быть доступным публике, если оно обнародовано. С этой целью автор может обратиться в издательство и заключить с ним договор, на основании которого он передает свое исключительное право на произ­ведение издательству, а последнее станет собственником произведения и его рукописи. После издания произведения издательство становится собственником книг, т. е. товара, в котором воплощено произведение.

Далее издательство продает книги торговым организациям и остается правообладателем произведения, но не собственником книг. Другими сло­вами, в полном соответствии с обсуждаемым принципом интеллектуаль­ная собственность принадлежит одному лицу (издательству), а книги, в которговли).

Сходное положение справедливо и для иных объектов интеллектуаль­ной собственности.

Следствие 2. Владелец товара является его собственником, но ин­теллектуальная собственность, воплощенная в товаре, ему не при­надлежит.

Для иллюстрации этого следствия принципа дуализма интеллектуаль­ной собственности можно вернуться к уже рассмотренному примеру. Ко­гда книга поступает в торговую сеть, последняя становится посредником между издательством и покупателем. Любой человек, приобретя книгу, становится ее владельцем, но не собственником объекта интеллектуальной собственности, который воплощен в книге.

Другими словами, владелец любого товара, в котором воплощена ин­теллектуальная собственность, не является его полным собственником. Покупатель является собственником товара, но не собственником объекта интеллектуальной собственности, которая в нем воплощена. Интеллекту­альная собственность принадлежит совсем другим лицам, например, в рас­смотренном примере — издательству или автору (в зависимости от условий договора между ними).

Итак, принцип дуализма интеллектуальной собственности устанавли­вает, что собственность на товар не является полной. Поэтому собственник товара должен его использовать только так, чтобы не нарушать право ин­теллектуальной собственности, которое ему не принадлежит. Следова­тельно, собственник товара может использовать его любым способом или делать с ним что угодно — продать, подарить, обменять, выбросить, ис­пользовать в производстве и т. д. Однако он не имеет права использовать объект интеллектуальной собственности, поскольку исключительное право на этот объект ему не принадлежит.

Следует особо отметить, что можно использовать не только товар, но и объекты интеллектуальной собственности, которые в нем воплощены. Это различие очень важно, хотя ему не уделяют должного внимания. Дело в том, что товар, в котором воплощены объекты интеллектуальной собст­венности, обладает свойствами и качествами, определяемыми именно объектами интеллектуальной собственности. Приобретя товар, покупа­тель приобретает право на использование товара по его основному назначе­нию, однако он не приобретает право на использование объектов интел­лектуальной собственности, которые воплощены в товаре.

В качестве иллюстрации второго следствия принципа дуализма рас­смотрим случай, когда покупатель приобрел компьютерную программу и установил ее на своем компьютере. Основное назначение компьютерной программы как товара — это обеспечение некоторых функций, которые необходимы пользователю. Например, если приобретена офисная про­грамма, то прежде всего она нужна для работы с информацией. Это и есть основное назначение компьютерной программы как товара. Однако поль­зователь может не только так использовать компьютерную программу. Он может сделать копию этой программы и подарить своему другу. В этом случае он уже использует не товар, а объект интеллектуальной собственно­сти — он скопировал его, а именно это запрещено законодательством об авторском праве. Конечно, личное копирование в единичных случаях не является серьезным нарушением закона. Однако, если это выполняется в коммерческих целях для производства контрафактных товаров, — это серьезное нарушение законодательства об интеллектуальной собствен­ности.

Другими словами, очень важно различать использование товара и ис­пользование объектов интеллектуальной собственности, воплощенных в товаре: первое разрешено, а второе — запрещено.

Принцип дуализма интеллектуальной собственности в той или иной фор­ме устанавливается в национальном законодательстве. В Российской Феде­рации принцип дуализма был выражен в ст. 6(5) Закона «Об авторском праве и смежных правах» в такой форме: «Авторское право на произведе­ние не связано с правом собственности на материальный объект, в кото­ром произведение выражено. Передача права собственности на материаль­ный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте». В ст. 1227 Гражданского кодекса Российской Федерации эта формулировка была расширена на все объекты интеллектуальной собственности:

«1. Интеллектуальные права не зависят от права собственности на ма­териальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие ре­зультат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

2. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предос­тавление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятель­ности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи»1.

К сожалению, в этой формулировке есть неточности. Как отмечалось ранее, материальным носителем объекта интеллектуальной собственности не обязательно является «вещь», т. е. вещественный объект. Носителем могут быть, например, и электромагнитные волны, причем распростра­ненность волнового носителя объектов интеллектуальной собственности чрезвычайно велика.

 

§ 1.11. Исчерпание права на распространение

Как уже отмечалось в § 1.7, исключительное право — это право на ис­пользование объекта интеллектуальной собственности, которое включает два основных права: право на воспроизведение и право на распространение объектов интеллектуальной собственности. Следует подчеркнуть, что эти права взаимосвязаны. Несмотря на то что эти права относятся к объектам интеллектуальной собственности, никакие действия над нематериальны­ми объектами невозможны, поэтому право на воспроизведение и право на распространение относятся к товарам, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности. Таким образом, право на воспроизведе­ние и право на распространение могут быть определены следующим образом.

Право на воспроизведениеэто исключительное право на копирование, в том числе и на изменение товара, в котором воплощены объекты ин­теллектуальной собственности.

Право на распространениеэто исключительное право на введение в гражданский оборот товара, в котором воплощены объекты интел­лектуальной собственности.

Рассматривая право на воспроизведение, следует иметь в виду, что воз­можность копирования или изменения товаров, в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности, зависит от вида этих объектов. Например, многие товары, в которых воплощены объекты авторского пра­ва или смежных прав, легко копируются. Достаточно напомнить о записи телевизионных передач, о копировании компакт-дисков с музыкальными произведениям, кинофильмами, компьютерными программами. С помо­щью современной техники легко получить цифровую или аналоговую ко­пию почти любого объекта авторского права и смежных прав. Так же легко можно получить изображения маркетинговых обозначений, т. е. фирмен­ных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, наименова­ний мест происхождения товаров, и незаконно использовать для марки­ровки товаров. С другой стороны, товары, в которых воплощены объекты патентного права, во многих случаях крайне сложно, а иногда и невозмож­но скопировать. Например, невозможно сделать копию «майбаха» или жидкокристаллической панели. Вся промышленность Советского Союза так и не смогла копировать даже простые интегральные микросхемы. Несомненно, копирование современных высокотехнологичных товаров и соответствующих комплектующих практически невозможно. Другими словами, многие объекты патентного права оказываются технологически защищенными.

Следует отметить, что право на воспроизведение существует весь срок действия исключительного права на объект интеллектуальной собст­венности.

В отличие от права на воспроизведение право на распространение имеет иное действие. Для того чтобы в этом убедиться, вновь обратимся к приме­ру с изданием книги, который рассматривался в предыдущем параграфе. Когда автор заключил договор с издательством, он передал ему исключи­тельное право на созданное произведение. Это означает, что он разрешил издательству воспроизвести произведение, воплощенное в рукописи, в ви­де товаров, которые будут реализованы торговлей. Другими словами, автор дает разрешение не только на создание товара (книги), в котором воплоще­но его произведение, но и на распространение этого товара. Никаких ог­раничений на дальнейшее распространение товара (книг) в договоре ме­жду автором и издательством нет. Более того, размер гонорара автора определяется объемом распространения (реализации) товара (книги). Следовательно, для распространения товара не требуется дополнитель­ного разрешения ни первичного правообладателя (автора), ни вторичного правообладателя (издательства). Следовательно, товар находится в граж­данском обороте с согласия правообладателя, т. е. его право на распро­странение исчерпалось.

Данный пример показывает, что существует принцип исчерпания права на распространение объектов интеллектуальной собственности, который можно сформулировать следующим образом.

Принцип исчерпания права на распространение — после введения в гражданский оборот товара, в котором воплощены объекты интеллек­туальной собственности, для дальнейшего распространения товара не требуется согласие правообладателей объектов интеллектуальной соб­ственности, воплощенных в этом товаре.

В соответствии с этим принципом после введения в гражданский обо­рот товара посредством его продажи или иной передачи на него права соб­ственности он остается объектом гражданского оборота. Например, собст­венник товара может его продать, подарить или иным образом передать другим людям. Причем для нахождения товара в гражданском обороте со­гласие правообладателей интеллектуальной собственности, воплощенной в товаре, не требуется. Если бы этот принцип не выполнялся, то для любой перепродажи товара следовало бы получать разрешение правообладателя, что привело бы к коллапсу всей торговли либо к повсеместному наруше­нию закона.

Очень важной формой гражданского оборота товаров является их ис­пользование в производстве иных товаров. Например, многие современ­ные производства высокотехнологичной продукции являются «отверточ-ными», т. е. новая продукция создается в основном из комплектующих товаров. Принцип исчерпания права на распространение означает, что любой производитель продукции, использующий комплектующие това­ры, имеет право реализовывать свою продукцию без согласия правообла­дателей объектов интеллектуальной собственности, воплощенных в ком­плектующих товарах.

Несмотря на то что рассматриваемый принцип лежит в основе торгов­ли, в законодательстве он обычно формулируется только для объектов авторского права и смежных прав. В ст. 16(3) Закона Российской Федера­ции «Об авторском праве и смежных правах» использовалось положение об исчерпании права на распространение, которое фактическим повторено в ст. I272 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в I гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их про­дажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения». Однако исчерпание права на распро-I странение не происходит в случае публичной перепродажи оригинала про­изведения изобразительного искусства (право следования). Исчерпание права на распространение фонограмм признано в ст. 1325, а произведе­ний, охраняемых исключительным правом публикатора, — в ст. 1344. Для других объектов интеллектуальной собственности исчерпание права на \ распространение также установлено.

В новых международных договорах упоминается исчерпание права на распространение. Например, ст. 6 Соглашения ТРИ ПС устанавливает, что «ничто в этом Соглашении не может быть использовано для решения вопросов об исчерпании прав интеллектуальной собственности»'. В соот­ветствии со ст. 6 Договора ВОИС по авторскому праву страны свободны устанавливать принцип исчерпания права на распространения оригинала и экземпляров произведений2. Такое же положение установлено в ст. 8 и 12 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам в отношении записан­ных исполнений и фонограмм.

Упоминание в Соглашении ТРИПС «вопросов об исчерпании прав интеллектуальной собственности» может вести к ошибкам. Дело в том, что после первой продажи товара исчерпывается только право на распростра­нение, а не все право интеллектуальной собственности. Самое важное ис­ключительное право автора или изобретателя — право на воспроизведение — исчерпанию не подлежит. Именно это право запрещает воспроизводить объекты интеллектуальной собственности, воплощенные в товаре.

Таким образом, товар может как угодно распространяться, но никто не имеет права его воспроизводить, т. е. копировать, поскольку это означает воспроизведение объектов интеллектуальной собственности, воплощен­ных в товаре.

 

§ 1.12. Ограничения прав интеллектуальной собственности

Система интеллектуальной собственности создана для защиты интере-I сов правообладателей и является средством правовой монополии в произ- > водстве тех или иных товаров. В большинстве стран действует антимоно-' польное законодательство, поскольку давно признано, что монополизм не способствует техническому и общественному прогрессу. Точно также пра­вовой монополизм не способствует, а сдерживает любой прогресс, в том числе общественный. Запрещение свободного использования объектов интеллектуальной собственности подрывает развитие науки, образования, создание новой техники и технологий. Все это означает, что система ин­теллектуальной собственности сдерживает развитие науки и техники, об­разования и культуры, а также общественное развитие в целом.

Для того чтобы в некоторой мере уменьшить отрицательные последст­вия правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, вводят­ся ограничения права интеллектуальной собственности. Понятие ограни­чения исключительного права интеллектуальной собственности может быть определено следующим образом.

Ограничение права интеллектуальной собственности — это разрешен­ное свободное использование объекта интеллектуальной собственно­сти, которое не требует согласия правообладателя и не является нару­шением законодательства.

Условия допустимости ограничений исключительного права устанав­ливаются на основе «трехуровневого критерия» для объектов авторского права и смежных прав или на основе «двухуровневого критерия» — для объ­ектов патентного права.

Рассмотрим критерии допустимости ограничений исключительного права.

Трехуровневый критерий ограниченийэто условия свободного исполь­зования объектов авторского права и смежных прав, которые относят­ся только к определенным особым случаям, не наносящим ущерба нор­мальному использованию объектов и не ущемляющим законные интересы правообладателей.

В международных договорах, например в Бернской конвенции, ус­тановлены некоторые случаи свободного использования объектов автор­ского права. Установлены такие ограничения и в национальном за­конодательстве большинства стран. Например, допускается свободное ци­тирование отрывков из литературных произведений в научных, учебных, образовательных целях. В законодательстве устанавливаются и иные слу­чаи свободного использования произведений. Причем во всех случаях счи­тается, что такое использование соответствует трехуровневому критерию допустимости ограничений.

Необходимо особо отметить, что трехуровневый критерий расширяет
перечень случаев свободного использования произведений, прямо сформулирован­ный законодательством.
В этом заключается важное достоинство крите­рия, однако применять его весьма сложно.

Приведем пример свободного использования произведений, допус­каемого трехуровневым критерием и важного для общественного разви­тия. В настоящее время создаются цифровые библиотеки, доступ к которым возможен из Интернета. В соответствии с законодательством об авторском праве копирование произведений и преобразование их из ана­логовой в цифровую форму допустимо только с разрешения правооблада­теля. Другими словами, чтобы отсканировать произведение и разместить его цифровую форму на сервере в Интернете, нужно получить возмездное разрешение правообладателя, поэтому для создания цифровых библиотек нужны огромные средства для выплаты вознаграждения правообладате­лям. В результате создание цифровых библиотек не стало массовым, что сдерживает доступ общества к знанию и информации, осложняет и удорожает образование.

Из всех условий допустимости ограничений, установленных в трех­уровневом критерии, самым важным является третий, а именно: свободное использование произведений или объектов смежных прав разрешено, если оно не наносит ущерб законным интересам правообладателей.

Как уже отмечалось, одним из таких интересов является вознагражде­ние. Из смысла трехуровневого критерия следует, что если правооблада­тель мог бы получить вознаграждение от какого-либо использования сво­его произведения, то свободное использование произведения запрещено, а если не мог, то оно разрешено. В случае сканирования книг для цифро­вых библиотек ситуация такова: если книга находится в продаже, то ее «оцифровывание» может снизить объемы продаж и уменьшить гонорар ав­тора, т. е. нанести ему ущерб; если же книг в продаже нет и их нельзя ку­пить, то их сканирование библиотекой и размещение в Интернете не нане­сет ущерба законным интересам правообладателя. Более того, размещение произведения в Интернете может оказаться рекламой автора и издательст­ва, а реклама требует средств. Следовательно, создание цифровых библио­тек не только имеет общественную значимость, но и важно для авторов, для которых одним из мотивов творчества является признание. Итак, в случае цифровых библиотек трехуровневый критерий допускает размеще­ние в сети цифровых копий книг, которые отсутствуют в свободной продаже.

Можно привести и иные примеры свободного использования произ­ведений и объектов смежных прав, которые следуют из трехуровневого критерия. Например, в странах с невысоким уровнем жизни многие това­ры, в которых воплощены объекты авторского права и смежных прав, ино­гда очень дороги. Так, компьютерные программы, звуковые и видеодиски могут составлять большую часть заработной платы и даже превышать ее. Другими словами, на свою зарплату большинство людей не могут купить лицензионные компьютерные программы и иные аналогичные товары. Поэтому свободное использование таких объектов никоим образом не мо­жет ущемить материальные интересы правообладателя, поскольку ли­цензионный объект купить невозможно из-за отсутствия средств. Следо­вательно, даже появление контрафактной продукции может не наносить ущерба ее производителю. Несмотря на этот вывод, который следует из трехуровневого критерия, прямо сформулированного в одном из фундаментальных документов ВТО (Соглашение ТРИПС), многие страны нару­шают даже свое национальное законодательство и международные нормы, преследуя своих граждан в интересах могущественных транснациональ­ных компаний.

Трехуровневый критерий ограничений исключительного авторского права и исключительного права на некоторые объекты смежных прав уста­новлен в Соглашении ТРИПС, Договоре ВОИС по авторскому праву2 и Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам3. В ст. 1229(5) Граждан­ского кодекса Российской Федерации установлен единый критерий для всех объектов интеллектуальной собственности. Однако отсутствие перво­го критерия ограничений, относящегося к определенным особым случаям, не соответствует Соглашению ТРИПС для исключительного авторского пра­ва и смежных прав.

Для объектов патентного права в ст. 30 Соглашения ТРИПС установ­лен следующий двухуровневый критерий допустимости ограничений в за­конных интересах третьих лиц4.

Двухуровневый критерий допустимости ограниченийэто условия свободного использования объектов патентного права, которые не на­носят ущерба нормальному использованию объектов и необоснованным образом не ущемляют законные интересы правообладателей.

Этот критерий отличается от трехуровневого критерия допустимости ограничений авторского права двумя особенностями:

• трехуровневый критерий относится к некоторым особым случаям ис­пользования, а двухуровневый — к любым;

•трехуровневый критерий не учитывает законные интересы пользо­вателей, а двухуровневый — учитывает, поскольку ограничения допуска­ются в законных интересах третьих лиц.

В национальном законодательстве о патентном праве обычно перечис­лены случаи допустимого свободного использования объектов патентного права, важнейшим из которых признается реинжиниринг или обратный технический анализ, т. е. совокупность научных, технических и иных мето­дов анализа достижений конкурентов. Такой анализ всегда использовался в промышленности, в научно-технических исследованиях и разработках и составляет один из элементов конкурентной разведки или, как говорили раньше, промышленного шпионажа. Национальное законодательство dejure признает то, что происходит de facto.

Двухуровневый критерий ограничений патентного права расширяет объем свободного использования, прямо сформулированного в законода­тельстве.

Мы кратко рассмотрели критерии допустимости свободного исполь­зования объектов авторского права и смежных прав, а также объектов па­тентного права. Что касается маркетинговых обозначений как третьей ка­тегории объектов интеллектуальной собственности, то для них такие критерии обычно не устанавливаются. Следовательно, никакое свободное использование маркетинговых обозначений не признается международными договорами. Это положение вполне объяснимо, поскольку эти обозначе­ния характеризуют производителя и его продукцию и никто иной не имеет права их использовать, если сам правообладатель это не разрешил. Разра­ботчики Гражданского кодекса Российской Федерации сочли возможным расширить двухуровневый критерий допустимости ограничений и на сред­ства индивидуализации (маркетинговые обозначения). Другими словами, в Российской Федерации допускается, при некоторых условиях, свобод­ное использование маркетинговых обозначений.

Конкретные ограничения исключительного права будут подробнее рассмотрены в соответствующих разделах данного издания.

 

§ 1.13. Обеспечение прав интеллектуальной собственности

После изобретения Й. Гуттенбергом печатной технологии в 1440 г. во многих странах Европы возникла полиграфическая промышленность. За несколько десятилетий было выпущено более 30 тыс. наименований книг. Обычным явлением стала массовая перепечатка уже изданных книг. Тех, кто перепечатывал книги, стали называть пиратами, каперами, флибустье­рами, корсарами, викингами и т. д. Другими словами, перепечатка уже из­данных книг считалась разбоем, грабежом и воровством, хотя, по существу, никто не грабил издателя и не отбирал его имущество. Перепечатывались приобретенные у издателя книги. Неубедительная аналогия с грабежом использовалась для того, чтобы сделать перепечатника книг hostis humani generis — врагом рода человеческого, подлежащего суду и наказанию.

Проблемы для издателя заключались в том, что перепечатники могли устанавливать более низкие цены, что вело к снижению доходов и прибыли основного издателя. Для защиты своих экономических интересов издатели стали обращаться к государству. В результате в странах, где полиграфиче­ская промышленность достигла высокого уровня, стала появляться право­вая охрана интересов издателей. Первым законодательным актом стал Указ о патентах Венецианской республики 1474 г.

Однако еще в 1469 г. некий Де Спира получил привилегию на книго­печатание, которое повторяло изобретение Й. Гуттенберга 1440 г. Другими словами, промышленное право началось с бесправия, т. е. с «воровства», или «пиратства», изобретения одного лица (Гуттенберга) другим лицом (Де Спира). Именно пиратство результатов интеллектуальной деятельности стало причиной и следствием возникновения системы интеллектуальной соб­ственности и продолжает оставаться ее неизменным спутником. То, что привело к возникновению права интеллектуальной собственности, длится уже более 500 лет.

Первый патент, или привилегия на книгу, выдан дожем Венецианской республики 3 января 1491 г. Петру из Равенны — автору книги «Phoenix».

Привилегия разрешала печатать книги только одному издателю и запре­щала перепечатывать и продавать книги другими лицами.

В случае нарушения запрета нарушителю грозили следующие нака­зания:

• конфискация всех экземпляров книги;

• штраф за каждый экземпляр книги.

Модель борьбы с нарушениями прав интеллектуальной собствен­ности, выработанная Венецианской республикой, в основном сохрани­лась до настоящего времени. В любом современном законодательстве по охране интеллектуальной собственности содержатся все вышеназванные элементы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: