Нормы правовой охраны служебных изобретений применяются mutatis mutandis (с соответствующими изменениями) в отношении правовой охраны изобретений, созданных при выполнении работ по договору (ст. 1371), по заказу (ст. 1372), а также по государственному или муниципальному контракту (ст. 1373).
§ 5.13. Секретные изобретения
Секретные изобретения не патентуются в подавляющем большинстве стран. Например, ст. 1(4) Закона СССР «О патентах» устанавливала, что «изобретения, содержащие сведения, разглашение которых может нанести ущерб безопасности СССР, должны быть засекречены в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров СССР»'. После развала Советского Союза заинтересованные лица, в том числе с «иностранным элементом», сделали возможным патентование секретных изобретений в ряде стран с переходной экономикой, в том числе и в Российской Федерации.
Патентование секретных изобретений противоречит не только интересам государства, прежде всего в военной сфере, но и принципам патентной охраны изобретений. Общепризнанно, что патент выдается заявителю в обмен за разглашение существа изобретения. Однако сведения о секретных изобретениях официально не разглашаются, поэтому никакого «обмена» нет. Об этом говорят многие специалисты, приведем мнение И. И. Дахно: «Патент по своей природе не может выдаваться на что-то тайное. Патент — это способ обеспечения гласной монополии на определенный объект в течение оговоренного отрезка времени. Во всех странах были, есть и будут секретные изобретения. Но такие изобретения (полезные модели) не будут охраняться патентом. Права авторов и владельцев секретных объектов промышленной собственности охраняются не с помощью патента, а другим способом»2.
|
Единственным обоснованием необходимости патентования секретных изобретений могло быть то, что при рассекречивании секретного изобретения выданный ранее патент позволяет патентообладателям использовать свое исключительное право на ранее секретное изобретение.
Порядок патентования секретных изобретений как в раннем патентном законе Российской Федерации (ст. 302—30"), так и в ст. 1401 — 1405 Гражданского кодекса выражает интересы патентного ведомства и иных заинтересованных лиц. Прикрываются эти интересы ложной заботой о защите интеллектуальной собственности при экспорте вооружений. Однако такая правовая защита формально возможна лишь при зарубежном патентовании секретных изобретений, что влекло бы разглашение государственной тайны. С другой стороны, патентование секретных изобретений внутри страны не может защитить экспортируемое вооружение от реинжиниринга, который осуществлялся и продолжает осуществляться.
Патенты на наиболее секретные изобретения, на которые установлена степень секретности «особой важности» или «совершенно секретно», выдаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (уполномоченные органы).
Эти же органы рассматривают заявки на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности «секретно», относящиеся к средствам вооружения и военной техники, к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности.
|
Патенты на все иные секретные изобретения выдаются патентным ведомством Российской Федерации, которому предоставлено право устанавливать, что содержащиеся в заявке на получение патента на изобретение сведения могут составлять государственную тайну. Другими словами, патентное ведомство оценивает заявку на наличие в ней государственных секретов. Секретность устанавливает не организация, в которой создано изобретение, а патентное ведомство. Кто может гарантировать, что секретные сведения перестанут быть таковыми после попадания в патентное ведомство? Ведь в соответствии со ст. 1401(3) заявка на секретное изобретение шсекречивается\ Другими словами, до этого момента заявка на секретное изобретение в патентном ведомстве не считалась секретной, т. е. могла и была доступной неопределенному кругу лиц, в том числе и с «иностранным элементом».
Представляется, что ст. 1401(3) способствует хищению секретных изобретений. В Гражданском кодексе Российской Федерации не установлено, кто имеет право подавать заявки на секретные изобретения. В таких условиях любые физические и юридические лица могут патентовать секретные изобретения без чьего-либо разрешения, т. е. законодательство молчаливо допускает, что сотрудник режимной организации может выносить секретные сведения и подавать их в патентное ведомство (не обязательно национальное!). Случаи зарубежного патентования секретных изобретений Российской Федерации не являются виртуальными.
В ст. 1405(5) Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право преждепользования в отношении рассекреченного изобретения. Законодательство допускает, что в стране возможно производство продукции с воплощенными изобретениями, аналогичными секретным! Однако это возможно только в том случае, если секретное изобретение было тривиальным либо было похищено и внедрено в производство иными лицами.
|
Для того чтобы исключить разглашение секретных научно-технических достижений, следовало бы заявки на все секретные изобретения рассматривать только уполномоченными органами, в которых они созданы и которые не должны быть заинтересованы в разглашении государственной тайны. Поскольку многие уполномоченные органы не имеют возможности оценить патентоспособность секретных изобретений, патенты могли бы выдаваться по явочной системе с возможностью их опротестования после рассекречивания секретных изобретений. При таком подходе патентование секретных изобретений не могло бы нанести ущерба государству либо он был бы меньше.
§ 5.14. Срок действия патента на изобретения
Несмотря на то что право авторства на изобретение в ряде стран признается бессрочным, его реальное временное действие определяется существом изобретения, однако современники порой не знают фамилий даже выдающихся изобретателей. Причина заключается в том, что сведения об изобретениях и изобретателях не представляют интереса для большинства людей, имеющих дело с товарами, в которых воплощена изобретательская мысль.
В отношении продолжительности действия исключительного права на изобретения в мире выработался в целом унифицированный подход, хотя Парижская конвенция по охране промышленной собственности не устанавливает срока действия исключительного права. В ст. 33 Соглашения ТРИ ПС установлено, что «срок предоставляемой изобретениям охраны не заканчивается до истечения периода в 20 лет, считая с даты подачи заявки»'. Для соответствия Соглашению ТРИПС в национальном законодательстве срок охраны исключительного права на изобретение должен быть не менее 20 лет, хотя члены ВТО могут устанавливать и больший срок охраны исключительного права.
Эта норма Соглашения ТРИПС используется в законодательстве стран с переходной экономикой, в том числе и в Российской Федерации. В ст. 1363(1) Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что патент на изобретение действует в течение 20лет, считая с даты первоначальной подачи заявки выдачу патента на изобретение в патентное ведомство.
Несмотря на международную значимость этой нормы, ее нельзя признать рациональной. Дело в том, что ввиду длительности процедуры получения патента действительный срок действия патента оказывается существенно меньше 20 лет. Кроме того, ретроактивная охрана на время, предшествующее выдаче патента, является неконституционной. Возможно, поэтому в некоторых странах, в частности в России, срок действия патента может быть продлен не более чем на пять лет по ходатайству патентообладателя, но только в отношении лекарственных средств, пестицидов или агрохими-катов.
При отсроченной системе выдачи патентов на изобретения с момента подачи заявки до опубликования сведений о заявке изобретение не имеет никакой охраны, в том числе и правовой, хотя эти сведения находятся в архивах патентного ведомства.
С момента опубликования сведений о заявке на изобретение до момента публикации сведений о выданном патенте изобретению предоставляется временная правовая охрана, которая обсуждалась в § 5.11.
Установив срок действия патента на изобретение в 20 или 25 лет, Гражданский кодекс в ст. 1364 прямо устанавливает, что по истечении срока ействия исключительного права изобретение переходит в общественное стояние (см. § 4.14), т. е. любое лицо может свободно использовать неох-аняемое изобретение без чьего-либо согласия или разрешения и без вы-аты вознаграждения за использование изобретения.
Действие исключительного права на изобретения в некоторых случаях ожет быть прекращено досрочно, если патентообладатель:
•представил заявление в патентное ведомство, которое выдало патент;
•не оплатил пошлину за поддержание патента в силе.
Для того чтобы исключительное право на изобретения действовало течение установленного законом срока, патентообладатель должен под-^рживать патент в силе, т. е. уплачивать патентному ведомству пошлину в установленном размере и в установленные сроки. В соответствии со ст. 5 Парижской конвенцией патентообладателю для уплаты пошлины за сохранение в силе патента на изобретение «предоставляется льготный срок, составляющий не менее шести месяцев, при условии уплаты дополнительной пошлины»'. Если же пошлина за поддержание патента в силе и дополнительная пошлина не внесены в течение льготного срока, исключительное право на изобретение утрачивается, а патент аннулируется со дня неуплаты в установленный срок пошлины.
Действие аннулированного патента может быть восстановлено патентным ведомством по ходатайству патентообладателя при условии уплаты задолженности по пошлине и пошлины за подачу такого ходатайства. В соответствии со ст. 1400(1) Гражданского кодекса Российской Федерации ходатайство о восстановлении действия патента может быть подано в течение трех лет со дня истечения срока уплаты пошлины, но до истечения срока действия патента.
При прекращении действия патента ввиду несвоевременной уплаты пошлины на поддержание его в силе возможны случаи, когда третьи лица стали использовать данное или тождественное изобретение. Если правообладатель восстановил действие патента, то это третье лицо оказывается в тупиковой ситуации, поскольку оно правомерно использовало изобретение, но после восстановления патента оказывается нарушителем закона. Для исключения таких противоречий законодательство многих стран предоставляет третьим лицам право послепользования
Право послепользования — это право любого лица на безвозмездное использование изобретения без расширения объема его использования, если оно началось или подготовлено во время неуплаты патентообладателем пошлины за поддержание в силе патента на тождественное изобретение.
Очень важный вопрос связан с продолжительностью срока действия патента. В законодательстве большинства стран этот срок установлен в 20 лет. Однако редко обсуждается, насколько этот срок соответствует об щественным интересам. Предоставление исключительного права ведет к правовой монополии на результат творческой деятельности. Исключи тельность патентного права означает, что никто иной не имеет права использовать патентованное изобретение без разрешения правообладателя. Это позволяет законному производителю товаров, в которых воплощены те или иные изобретения, оставаться монополистом в течение значитель ного времени и преследовать по закону конкурентов, которые пытаются выйти на рынок с аналогичными товарами.
Монополизм законного правообладателя позволяет ему устанавливать высокие цены на товары, что не соответствует интересам большинства членов общества. Кроме того, монополист не стремится расширять объем производства, что ведет к низким объемам производства и расширению категорий товаров роскоши, недоступных большинству потребителей. Более того, монополист не заинтересован и в повышении качества выпускае мой продукции, и порой известные фирмы выпускают низкокачественную продукцию, используя свое монопольное положение. Несомненно, такое положение не сохраняется вечно, поскольку потребители отказываются от такой продукции и переходят на товары иных производителей. Поэтому правовая монополия наносит ущерб не только потребителям в целом, но и самому производителю.
Подобные злоупотребления монополистов были бы не столь широкими, если бы срок действия патентов не расширялся, а сокращался. Экономический анализ показывает, что для различных изобретений существует оптимальный срок действия патентов, который позволяет компенсировать расходы на создание новой продукции и ее правовую охрану, но в то же время не допускать злоупотреблений монопольным положением. В таких случаях монополист вынужден совершенствовать свою продукцию, ее качество, не завышать цены и увеличивать объемы производства. Следовательно, оптимальный срок охраны патентов может способствовать как интересам производителя, так и общества в целом.
Оценки оптимального срока действия патента весьма сложны', и они не получают достаточного развития из-за противодействия патентообладателей, многие из которых наивно считают, что увеличение такого срока соответствует их интересам. Однако история роста и упадка многих компаний показывает, что это не так. Длительный срок монопольного права — это первый шаг к гибели компании, которая может не заметить, как ее
обойдут более активные и дальновидные конкуренты. Никакое право не может подавить конкуренцию, наоборот — конкуренция выбрасывает с рынка тех, кто надеется правовыми и иными методами добиться вечной монополии.
§ 5.15. Ограничения патентного права на изобретения
Патент предоставляет правообладателю монопольное право на использование изобретения. Такой монополизм правообладателя находится в противоречии с антимонопольным законодательством, существующим в большинстве стран. Признается, что абсолютное патентное право на изобретение противоречит общественным интересам и эффективному функционированию современных рыночных экономических систем. Для того чтобы не допустить абсолютной патентной монополии, законодательство вводит ограничения патентного права, сужая сферу его действия.
Международные договоры в области промышленной собственности игнорировали проблемы ограничений исключительного права. Например, в Парижскую конвенцию в 1925 г. было введено единственное ограничение в отношении транспортных средств. Впервые на международном уровне общий принцип ограничения патентного права введен в Соглашении ТРИПС.
В соответствии со ст. 30 этого Соглашения страны «могут предусматривать ограниченные исключения из исключительных прав, предоставляемых патентом, при условии, что такие исключения необоснованно не вступают в противоречие с нормальным использованием патента и, с учетом законных интересов третьих лиц, необоснованно не ущемляют законные интересы патентовладельца»1. К сожалению, этот официальный перевод, выполненный специалистами ВОИС, искажает содержание статьи. В действительности речь идет о введении ограничений с учетом законных интересов третьих лиц для обоих условий, а не только для второго. Правильный по смыслу перевод этого важнейшего положения Соглашения ТРИПС дан П. Б. Мэггсом и А. П. Сергеевым, однако здесь переводчиком утеряно слово, которое мы добавили курсивом: «Страны-участницы, исходя из законных интересов третьих лиц, могут делать ограниченные изъятия из исключительных прав, охраняемых патентом, при условии, что такие изъятия не вступают в разумное противоречие с нормальным использованием патента и не наносят безосновательного ущерба законным интересам патентообладателя»2. Действительно, в Соглашении ТРИПС речь идет о «the legitimate interests of third parties»', что переводится как «законные интересы третьих лиц», а не просто как «интересы третьих лиц».
Таким образом, в Соглашении ТРИПС прямо признается, что ограничения прав вводятся в законных интересах третьих лиц, а не в порядке некой благотворительности.
По существу, Соглашение ТРИПС устанавливает двухуровневый критерий ограничений патентного права в законных интересах третьих лиц, как уже обсуждалось в § 1.12.
Двухуровневый критерий допустимости ограничений — это условия свободного использования объектов патентного права, которые не наносят ущерба нормальному использованию объектов и необоснованным образом не ущемляют законные интересы правообладателей.
Двухуровневый критерий содержит очень важную норму: при введении ограничений в законных интересах третьих лиц необходимо учитывать нормальное использование патента и законные интересы патентообладателя. При таких условиях законодательство может ограничивать права патентообладателей с учетом интересов иных лиц, в том числе общества и государства. Именно такие ограничения обычно и вводятся в патентное законодательство большинства стран. При этом считается, что система ограничений патентных прав, основанная на двухуровневом критерии, позволяет установить баланс интересов правообладателей, авторов и общества.
Таким образом, патентное законодательство ограничивает абсолютное исключительное право, предоставляя иным лицам некоторые права, которые относятся к двум основным категориям.
Первой категорией ограничений абсолютного исключительного права пользователям предоставляются:
• право на распространение;
• право преждепользования;
• право послепользования.
Право на распространение соответствует принципу исчерпания права на распространение товаров (см. § 1.11), в которых воплощены объекты интеллектуальной собственности, что соответствует теории и практике внутренней и международной торговли. После введения в гражданский оборот любого товара для его дальнейшего распространения не требуется согласие правообладателей объектов интеллектуальной собственности, если они воплощены в этом товаре. Несмотря на очевидность этого положения, его обычно особо устанавливают в патентном законодательстве.
Например, в ст. 1359(6) Гражданского кодекса Российской Федерации не признается нарушением исключительного права на изобретение, применение, предложение о продаже, продажа, иное введение в гражданский Оборот или хранение для этих целей продукта, в котором использовано Изобретение, если этот продукт ранее был введен в гражданский оборот. Однако все перечисленное — это и есть распространение товара, а разрешение дальнейшего распространения — исчерпание права на распространение.
Право преждепользования введено в патентное законодательство для |гчета интересов третьих лиц, которые до подачи заявки иным лицом на некоторое изобретение и получение патента использовали тождественные ешения или сделали необходимые к этому приготовления. Введение права реждепользования обосновывают возможными ошибками в определении овизны заявленных объектов, однако есть и иные причины, в частности Преднамеренное получение патента для нанесения ущерба конкурентам |см. §5.14).
Право послепользования введено в патентное законодательство для уче- Ifa интересов третьих лиц, которые с момента прекращения действия патента на изобретение из-за неуплаты пошлин использовали тождественные решения или сделали необходимые к этому приготовления (см. §5.11).
Второй категорией ограничений абсолютного исключительного права Пользователям предоставляются права на:
•проведение научных исследований;
•применение в личных целях;
•применение в транспортных средствах;
•применение при чрезвычайных обстоятельствах;
•изготовление лекарств в аптеках по рецептам врачей.
Право на проведение научных исследований или экспериментов разрешает гинжиниринг или обратный технический анализ запатентованных решений, юбой конкурент всегда проводит исследование новой продукции даже без аконных разрешений. Все разработчики пытаются понять сущность того 1И иного технического решения, чтобы обойти предоставленную охрану создать новый конкурентоспособный продукт. Это явление существует всех странах, и все конкурентоспособные предприятия, исследователь-кие и проектные организации занимаются реинжинирингом. Реинжини-инг имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
С одной стороны, реинжиниринг позволяет не только понять существо зобретения, но и воплотить его в том или ином товаре, т. е. воссоздать запатентованное изобретение и начать производство новых товаров. При реинжиниринге зарубежных изобретений выпускаемая продукция не нарушает патентное право, которое имеет территориальный характер. У производителя возникают серьезные проблемы, если «воссозданные» товары экспортируются в страны, в которых «исследованное» изобретение охраняется. Поэтому прямой реинжиниринг может иметь смысл только при производстве продукции для внутреннего потребления.
С другой стороны, реинжиниринг позволяет не только воссоздать] охраняемое изобретение, но с помощью дополнительных исследований | и разработок создавать новые изобретения. Такой путь использования чу жих изобретений является исключительно важным, поскольку он не толк ко позволяет обойти действующий патент, но и разорвать цепи монополии, которыми сковывается конкуренция. Именно такой расширенный или инновационный реинжиниринг является важнейшей положительной чертой всей патентной системы.
Право на применение в личных целях имеет формальный характер, поскольку современные изобретения невозможно «применить» в быту, в гараже, на даче и тем более получать прибыль. Для понимания существа изобретений, их воссоздания и применения требуются условия, которых иногда нет даже в крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских центрах. Такие организации иногда не могут провести даже прямой реинжиниринг в отношении высокотехнологичных изобретений, поэтому говорить о применении высокотехнологичных изобретений в личных целях по меньшей мере наивно.
Право на применение в зарубежных транспортных средствах впервые введено в Парижскую конвенцию в 1925 г. и относится к случаям, когда на территории какой-либо страны оказывается транспортное средство, в ко тором воплощены изобретения, запатентованные в стране пребывания. Другими словами, зарубежные производители транспортного средства могли использовать чужие запатентованные изобретения, а затем создан ное ими средство «временно или случайно» оказалось в стране патентообладателей. Такое средство является контрафактным, и на него может быть наложен арест до решения суда. Статья 5|ег Парижской конвенции освобождает такие средства от правовой ответственности. В ряде стран это положение связывают с условием взаимности. Другими словами, нарушение патента не признается, если транспортные средства зарегистрированы в странах, которые предоставляют аналогичные права другим странам. Для стран с переходной экономикой такая норма может иметь смысл, если производители смогут воплотить в своих транспортных средствах зарубежные изобретения. Однако при технологическом отставании в гражданских секторах экономики данная норма пока не актуальна.
Право на применение при чрезвычайных обстоятельствах является формальным, поскольку особые обстоятельства могут возникнуть очень быстро, а для использования любого запатентованного изобретения необходимо значительное время. Другими словами, форс-мажорные обстоятельства могут исчезнуть быстрее, чем удастся использовать запатентованное изобретение.
Право на изготовление лекарств в аптеках по рецептам врачей может относиться к самым примитивным изобретениям, фактически не существующим в настоящее время. Древние изобретения, которые могли быть использованы в аптеках, давно перешли в общественное достояние, и их использование не нуждается в разрешениях или предоставлении прав. Анализ ограничений исключительного права — это неблагодарное нятие, поскольку окончательное решение о правомерности исключений жет вынести только суд. Однако мы пошли на некоторую расшифровку ограничений патентных прав только потому, что в большинстве публика-кий приводятся формулировки законодательства без анализа существа причин появления таких ограничений и их рациональности. Следует иметь в виду, что проблема ограничений прав очень сложна и с ней связаны интересы многих групп общества, и это иногда ведет к абсурдности предоставления некоторых «прав».
§ 5.16. Зарубежное патентование
Как уже отмечалось, патентное право имеет территориальный характер, т. е. любой патент действует только на территории той страны, где он Выдан. В некоторых случаях территориальность права расширяется на тот или иной регион, например, патенты, выдаваемые Европейским патент-рым ведомством, действуют в странах Европейского союза, а патенты, выдаваемые Евразийским патентным ведомством, — в странах — членах Евразийской патентной конвенции.
Территориальность патентного права ограничивает экспорт товаров, В которых воплощены изобретения, если патенты получены только в стране-производителе. В других странах такие изобретения не имеют охраны и могут быть свободно использованы конкурентами для производства! конкурентной продукции. В условиях широкой международной торговли производители редко решаются на экспорт товаров в страны, где их изобретения не имеют охраны. Вот почему для экспортеров очень важно i иметь патенты в странах, куда экспортируют или предполагается экспортировать соответствующие товары. Другими словами, экспорт обычно начинается только после получения патентов на изобретения, которые во- \ площены в экспортной продукции.
Экспортная ориентация товаров — это не единственная причина получения зарубежных патентов. Помимо предприятий, в которых изобретения создаются для совершенствования экспортно-ориентированной продукции, многие исследовательские, «венчурные» организации и частные лица стремятся получить патенты в странах, где могут заинтересоваться их разработками и приобрести на них лицензии.
Таким образом, зарубежное патентование изобретений весьма актуально для многих производителей и разработчиков новых товаров и технологий.
Прежде чем патентовать изобретения за рубежом, следует иметь в виду, что национальное законодательство может налагать ограничения на свободу зарубежного патентования. В частности, законодательство большинства стран требует предварительной подачи заявки в национальное патентное ведомство и испрашивания разрешения на зарубежное патенто вание. Например, ст. 1395 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что заявка на выдачу патента на изобретение, созданное в Российской Федерации, «может быть подана в иностранном государств или в международную организацию по истечении шести месяцев со дн подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительно власти по интеллектуальной собственности, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну»1.
Зарубежное патентование основывается на принципе конвенционного приоритета, установленного Парижской конвенцией, в соответствии с которым заявитель может подать заявки в разные страны в течение одного го да. Только в таком случае приоритет будет установлен по дате подачи самой ранней заявки. Для подачи заявок в разные страны необходимо подготовить документы на разных языках, оплатить пошлины и услуги па тентных поверенных без гарантий получения патентов. По этой причине традиционное зарубежное патентование представляет собой дорогостоящую и весьма сложную процедуру, поскольку патентное законодательство большинства стран не является унифицированным и подготовка заявок в национальные патентные ведомства разных стран требует учета соответствующего национального законодательства, правил и процедур.
В основе современной системы международного патентования лежи i Договор о патентной кооперации (см. § 5.2). Данная система позволяет получить патенты в любой из стран-участниц с помощью единственной международной заявки, подаваемой в одно получающее патентное ведомство на одном из установленных языков. Договор о патентной кооперации по зволил упростить и удешевить зарубежное патентование, хотя оно осталось финансово обременительным для заявителей стран с переходной экономикой, развивающихся стран и физических лиц этих стран.
Международная заявка. Заявитель может подать в национальное или региональное получающее патентное ведомство, а также в Международное бюро ВОИС международную заявку, в том числе и в электронной форме. После оплаты заявителем патентной пошлины получающее ведомство проводит формальную проверку международной заявки. Форма и содержание международных заявок должны соответствовать установленным стандартам2, причем национальное законодательство не может устанавливать иных требований.
В случае соответствия международной заявки установленным требованиям один экземпляр заявки направляют в Международное бюро ОИС, а другой — в Международный поисковый орган по выбору заявителя. Дальнейшая обработка заявки осуществляется в несколько стадий.
Международный поиск. По выбору заявителя международная заявка отправляется на проведение международного поиска в один из Международных поисковых органов, установленных ВОИС. Заявители стран с переходной экономикой обычно обращаются в Российское патентное ведомство или Евразийское патентное ведомство.