ГУП «Московский метрополитен»
Служба профориентации, обучения и развития персонала
Учебно-производственный центр
Учебное пособие
для подготовки ДСП и ДСЦП
Комментарии
к Инструкции по сигнализации
на метрополитенах РФ
Комментариидля ДСП и ДСЦП |
Москва, 2018
Содержание
1. Сигналы.. 1
2. Постоянные сигналы.. 2
2.1. Светофоры.. 2
2.2. Обозначение светофоров. 3
2.3. Указатели АЛС.. 3
2.4. Значения сигналов, подаваемых светофорами. 4
2.5. Пригласительный сигнал. 6
2.6. Повторительные и резервные светофоры.. 7
2.7. Предупредительные светофоры.. 7
2.8. Светофоры ограждения. 8
2.9. Сигнал опасности. 9
2.10. Обозначение недействующих светофоров. 9
3. Переносные сигналы.. 9
3.1. Ограждение места препятствия и места производства работ на перегоне. 11
3.2. Ограждение мест препятствий и мест производства работ на станциях с путевым развитием 12
3.3. Ограждение поезда при вынужденной остановке. 14
4. Ручные сигналы.. 14
5. Сигнальные указатели и знаки. 15
5.1. Маршрутные указатели. 15
5.2. Стрелочные указатели. 16
5.3. Указатели путевого заграждения. 17
5.4. Указатель контрольно-габаритного устройства (КГУ). 18
6. Постоянные сигнальные знаки. 18
7. Предупредительные сигнальные знаки. 19
8. Сигналы, применяемые при маневровой работе. 22
8.1. Маневровые светофоры.. 22
8.2. Ручные и звуковые сигналы при маневрах. 24
9. Сигналы, применяемые для обозначения поездов и других подвижных единиц. 25
10. Движение путевых тележек и других съемных подвижных единиц. 26
11. Звуковые сигналы.. 27
11.1. Оповестительный сигнал. 27
11.2. Сигналы тревоги. 28
12. Сигналы о подаче и снятии напряжения с контактного рельса. 29
13. Аварийно-оповестительный сигнал. 29
Инструкция по сигнализации на метрополитенах Российской Федерации устанавливает систему сигналов, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются.
Сигналы
Сигналы служат для обеспечения безопасности движения, а также для четкой организации движения поездов и маневровой работы.
Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению. Работники метрополитена должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала.
Сигналы подразделяются на:
- видимые;
- звуковые.
Для подачи видимых сигналов служат:
- светофоры;
- указатели АЛС (автоматической локомотивной сигнализации с автоматическим регулированием скорости);
- щиты:
- фонари;
- ручные диски, диски;
- флаги;
- сигнальные указатели и сигнальные знаки.
Видимые сигналы выражаются цветом, формой, положением и числом сигнальных показаний, цифрами и буквами.
Видимые сигналы по времени их применения подразделяются на:
- дневные;
- ночные;
- круглосуточные.
Для подачи дневных сигналов служат:
- щиты;
- диски;
- флаги;
- сигнальные указатели (стрелочные, путевого заграждения).
Для подачи ночных сигналов служатогни установленных цветов:
- в ручных и поездных фонарях;
- в фонарях на шестах (треногах);
- сигнальных указателях.
Ночные сигналы на наземных путях должны применяться в дневноевремя суток при плохой видимости (менее 200 м).
Для подачи круглосуточных сигналов служат:
- огни светофоров установленных цветов;
- сигнальные показания указателей АЛС;
- квадратные щиты желтого и зеленого цвета со светоотражателями (со светоотражающей поверхностью);
- маршрутные и другие световые указатели, и сигнальные знаки.
Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности.
Для подачи звуковых сигналов служат:
- свистки электропоездов, маневровых составов, хозяйственных поездов, локомотивов;
- ручные свистки и рожки;
- сирены и звонки.
Постоянные сигналы
Постоянные сигналы подаются светофорами и указателями АЛС в кабинах управления электроподвижным составом.
2.1. Светофоры
Рис. 1. Подразделение светофоров по назначению
Светофоры подразделяются:
1. По назначению на:
- входные;
- выходные;
- проходные;
- маневровые;
- повторительные;
- предупредительные;
- резервные;
- ограждения.
2. По способу управления:
- автоматического действия;
- полуавтоматического действия;
- независимого действия.
3. По конструктивному исполнению:
- мачтовые;
- карликовые;
- устанавливаемые на кронштейнах и мостиках.
Обозначение светофоров
Светофоры автоматического действия обозначаются цифрами, полуавтоматического действия - буквами с цифрами или одними буквами.
Светофоры независимого действия обозначаются:
- в правильном направлении буквой "М" с добавлением цифрового номера металлоконструкции которую ограждают;
- в неправильном направлении буквами "МК" с добавлением цифрового номера металлоконструкции.
Если на путях предусмотрено двухстороннее движение, то к основному обозначению светофоров независимого действия добавляется буква "Н" или "Ч".
К обозначению светофоров автоматического и полуавтоматического действия, совмещенных со светофорами ограждения металлоконструкций, добавляется буква "М" (33м, ПК72м), а увязанных с контрольно-габаритными устройствами, добавляется буква "Г" (БГ-201г).
Рис. 2. Обозначение светофоровограждения и совмещенных со светофором ограждения
Указатели АЛС
Указатель АЛС расположен в кабине управления электроподвижным составом и выполнен в виде светящихся ячеек с цифрами («0», «40», «60», «70», «80») и буквами («ОЧ»).
Цифровое показание («40», «60», «70», «80») - Разрешается движение со скоростью, не превышающей указанную сигнальным показанием;
Цифра "О" (нуль) - "Стой! Требуется остановка";
Буквы "ОЧ" (отсутствие частоты)- "Стой! Требуется остановка. Впереди путь занят, неисправность путевых, поездных устройствАЛС-АРС, излом рельса, не задан маршрут, не кодируемаярельсовая цепь";
Чередующие показания "О" и "ОЧ" – Сигнал абсолютной остановки (САО) -"Стой! Требуется остановка".
Сигнал абсолютной остановки заводится как правило в рельсовые цепи перед светофорами полуавтоматического действия и перед тупиковыми упорами.
Сигнал абсолютной остановки снимается:
- открытием светофора на разрешающее показание;
- открытием пригласительного сигнала;
Рис. 3. Указатель АЛС в кабине управления поездом |
- отключением на подвижном составе системы АЛС-АРС.
Значения сигналов, подаваемых светофорами
На линиях, где основным средством сигнализации при движении поездов является автоматическая блокировка с автостопами и защитными участками, светофорами автоматического действия подаются сигналы:
- один зеленый огонь - "Разрешается движение с установленной скоростью";
- один желтый огонь и один зеленый огонь - "Разрешается движение с уменьшенной скоростью (не более 60 км/ч) и готовностью проследовать следующий светофор с желтым показанием со скоростью не более 35 км/ч, а на наземных и приравненных к ним участкам - со скоростью не более 25км/ч";
Рис. 4. Один зеленый огонь |
Рис. 5. Один желтый и один зеленый огонь |
- один желтый огонь - "Разрешается движение с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт";
- один красный и один желтый огни - "Стой! Запрещается проезжать сигнал;
- один красный огонь - "Стой! Запрещается проезжать сигнал".
Рис. 7. Один красный и один желтый огни |
Рис. 6. Один желтый огонь |
Рис. 8. Один красный огонь |
Светофорами полуавтоматического действия, кроме вышеперечисленных подаются следующие сигналы:
- два желтых огня- "Разрешается проследование светофора со скоростью не более 35 км/ч, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор закрыт";
- два желтых огня, из них верхний мигающий- "Разрешается проследование светофора со скоростью не более 35 км/ч, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор открыт";
- один желтый мигающий огонь- "Разрешается движение с установленной скоростью на деповские пути, попутные светофоры открыты".
Рис. 10. Два желтых огня, из них верхний мигающий |
Рис. 9. Два желтых огня |
На линиях, где основным средством сигнализации при движении поездов является АЛС-АРС дополненная автоматической блокировкой без автостопов и защитных участков, светофорами автоматического при включенной автоблокировке подаются сигналы:
- один зеленый огонь- "Разрешается движение с установленной скоростью";
- один желтый огонь- "Разрешается движение с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт";
- один красный огонь- "Стой! Запрещается проезжать сигнал".
Светофорами полуавтоматического действия, кроме вышеперечисленных подаются следующие сигналы:
- два желтых огня- "Разрешается проследование светофора со скоростью не более 35 км/ч, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор закрыт";
- два желтых огня, из них верхний мигающий- "Разрешается проследование светофора со скоростью не более 35 км/ч, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор открыт";
- один желтый мигающий огонь- "Разрешается движение с установленной скоростью на деповские пути, попутные светофоры открыты";
- один красный и один желтый огни- "Стой! Запрещается проезжать сигнал.
При отключенной автоблокировке светофоры автоматического действия нормально погашены, а светофорами полуавтоматического действия подаются следующие сигналы:
- один синий огонь- "Разрешается движение по сигналам указателя АЛС в кабине управления поездом";
- один красный и один желтый огни - "Стой! Запрещается проезжать сигнал";
- один красный огонь- "Стой! Запрещается проезжать сигнал".
Рис. 11. Один синий огонь |
2.5. Пригласительный сигнал
Пригласительный сигнал - один лунно-белый мигающий огонь - разрешает поезду после остановки перед светофором с запрещающим показанием проследовать со скоростью не более 20 км/ч до появления разрешающего сигнального показания на указателе АЛС, а поезду с неисправными устройствами АЛС-АРС или необорудованному устройствами АЛС-АРС, а также на линиях, необорудованных устройствами АЛС-АРС, до следующего светофора.
Рис. 12. Пригласительный сигнал |
При маневрах пригласительный сигнал разрешает проследовать светофор с запрещающим показанием со скоростью не более 20 км/ч до следующего светофора или до конца маневрового маршрута.
Пригласительный сигнал размещают:
- на карликовых светофорах и светофорах, размещаемых на кронштейнах имостиках, - в светофорной головке;
- на мачтовых светофорах - в дополнительной однозначной головке под основной головкой светофора.
Допускается применение пригласительного сигнала в виде фонаря прямоугольной формы, с надписью "20 км" на стекле молочно-белого цвета.