Утюгов (размахивая примусом) 4 глава




Руки вывёртывают

приседают на корточки

достигая этим значительного утолщения своих мышц.

Этот способ конечно приносит больше пользы.

Кто пробродив по городским садам

почувствует боль в пояснице

знай: это мускул живота старается проснуться.

спеши домой и если можешь пообедай.

Обед ленивым сделает тебя.

Но если нет обеда

ещё лучше съесть кусочек хлеба

это придает бодрость твоему духу.

А если нет и хлеба даже

то благодари приятель Бога

Ты Богом знать отмечен

для совершения великих подвигов.

Нельзя лишь испугаться.

Смотри внимательно в бумагу

Зови слова на помощь

и подходящие слов сочетанья

немедленно утолит желудочную страсть.

Вот мой совет

произнеси от голода:

я рыба

в ящике пространства

рассуждаю о топливе наших тел

всякая пища попав на зуб

становится жиже выпуская соки целебных свойств.

Бог разговаривает со мной

мне некогда жевать свиное сало

и даже молока винтовки белые

помеха для меня.

Вот мой фонарь и пища

вот голос моего стола, кушетки и желища.

Вот совершенство Бога моего стиха

и ветра слов естественных меха.

 

<до июля 1931>

 

«однажды Бог ударил в плечо…»*

 

 

однажды Бог ударил в плечо

воскликнул я: ой горячо!

и в воду прыгнул остудиться

заглушать на теле зной

Я пробывал в воде молиться

сидел на солнце под сосной.

 

<Начало июля 1931>

 

«То то скажу тебе брат от колеса не отойти тебе…»*

 

 

То то скажу тебе брат от колеса не отойти тебе

то то засмотришся и станешь пленником колеса

то то вспомнишь как прежде приходилось жить

да и один ли раз? может много

в разных обличиях путешествовал ты, но забыл все

вот смутно вспоминаешь Бога

отгадываешь незнакомые причины по колесу

чуешь выход в степь, в луг, в море, но живешь пока в лесу

где чудные деревья растут едва заметно глазу

то голые стоят, то прячут ствол в зеленую вазу

то закрывают небо лиственной падогой

где Херувиму поют над радугой

длинные песни приятные слуху

то совы кричат в лесу: уху! шуху!

 

Начало июля,

1931 года,

Даниэлъ Хаармсъ.

 

«Узы верности ломаешь…»*

 

 

Узы верности ломаешь

от ревности сам друг хромаешь.

Та ускользнула в дверь с японцем

дверь тихо притворив

вошла стройна, нежданно солнцем

врачей унылых озарив.

мне ж предоставила помнить твоих прогулок холод

Ах если б не сковал меня страх перед

женщиной и голод

и ревность не терзала б мне виски

я не испытывал бы той нечеловеческой тоски.

 

18 сентября 1931 года.

 

«Небеса свернуться…»*

 

 

Небеса свернуться

в свиток и падут на

землю; земля и вода

взлетят на небо;

весь мир станет

вверх ногами.

Когда ты всё это увидешь,

то раскроется и зацветет

цветок в груди твоей.

Я говорю: это конец

старого света, ибо я

увидал новый свет.

Я о, я сир, я ис

Я тройной, научи меня

чтению. Мы говорим

  вот это я

  Я

  дарю тебе

  ключ,

  чтобы ты

  говорил

  Я.

  Я возьму ключ,

  когда, как учили нас

  наши бабушки, найду

  цветок папоротника,

  который цветёт

  только один раз в

  год, в ночь накануне

  Ивана Купала.

 

  Но где ростёт этот

  цветок? Он ростёт

  в лесу под дерев<о>м

  котороё стоит вверх

  ногами.

  Ты идёшь в большом

  дремучем лесу, но

  нет ни одного де<рева>

  которое росло бы в<верх>

  ногами. Тогда ты

  выбери самое красив<ое>

  дерево и влезь на него.

 

  Потом возьми веревку привяжи один

  конец веревки к ветк<е>

  а другой конец к своей

  ноге. По<то>м спрыгни с

  дере<ва>

  и ты повиснешь кверх

  ногами, и тебе будет видно,

  что дерево стоит кверх

  ногам<и>.

 

  Когда ты пойдешь в лес

  то посмотри раньше в окно

  какая погода.

 

 

* * *

 

Вот я смотрю в окно и вижу

там кончается улица, там начинается

поле, там течёт речка, а там на

    <берегу стоит дерево>.

 

Ноябрь 1931 года.

 

«два студента бродили в лесу…»*

 

 

два студента бродили в лесу

в воду глядели дойдя до речки

ночью жгли костры отпугивать хищников

спал один, а другой на дежурстве

сидел в голубой камилавочке

и бабочки

к нему подлетали

то ветерок

швырял в костёр пух пеночки

студент потягиваясь пел:

в костёр упала звездочка.

молча стояли вокруг медведи

мохнатой грудью дыша

и едва копашилась душа

в их неподвижном взгляде

но тихо сзади

шла, мягкими лапами ступая по ельнику,

рысь

и снилось в лесу заблудившемуся мельнику

как все звери стоя на холму глядели в высь

где меж паров

горел костёр

на небе делая отметки

и ветки

шаловливого пламяни

играли серпом на знамяни

и дым и гарь болтаясь в воздухе платком

висели чёрным молотком.

 

<1931>

 

«ряд вопросов проносился…»*

 

 

ряд вопросов проносился

в виде легких петухов

я лежал, во мне струился

без конца речей грехов

 

I вопрос:

 

почему телам небесным

(луны, звёзды и серпы)

по кривым бежать известным

дали волю?

 

Ответ небесных тел:

 

потому что мы слепы.

 

II вопрос:

 

Людям дан свободный выбор

либо дом, либо лоб.

Почему нам нет котыбр?

 

Ответ судьбы:

 

Потому что людям гроб.

 

<1931>

 

«Я знаю зачем дороги…»*

 

 

Я знаю зачем дороги

отрываясь от земли

играют с птицами.

Мне хорошо известно

куда умирает солдат

крикнув последнее слово,

оловянные пуговицы его шинели

стали отметками

новопредставленного.

Тонкая веточка ветра

дует в могилу

солдат огромными взмахами рёбер

ловит воздушные колёса

 

вертящие кровь для продолжения жизни.

Совсем не трудно высчитать

сколько раз в минуту бьётся сердце врага и воина.

<Ещё> хотел бы я открыть вам способ

исследывать небесные балконы

в них маятник шестого времяни

кладет земные поклоны,

хочу вам указать на путь спасения

 

<1931>

 

«Слава радости пришедшей в мой дом…»*

 

 

Слава радости пришедшей в мой дом.

Слава радости приходящей в дом

когда меньше всего ждешь её.

Всё внезапно пока не придет внезапная радость.

Тогда внезапное становится долгожданным

а имя Господа моего звучит ликованием.

 

<1931>

 

«Идет высокий человек и ловко играет на гармоне…»*

 

 

Идет высокий человек и ловко играет на гармоне

Идут за ним четыре и молча его слушают

Но музыкант идет опять и пальцами танцует

За ним опять идут четыре совсем уже как мертвые

Должно быть он совсем колдун играет тоже самое

он по дороге в парк идет за ним четыре следуют.

Я на скамейке просижу не больше месяца

ты на скамейке просидишь до самой масляницы

он на скамейке просидит четыре праздника

мы на скамейке посидим у самой речки

вы на скамейке посидите возле речки

они сидят они как видно отдыхают

над ними бабочки над ними комары дощатые порхают

 

Съезжаются гости

Четвёртый гость:

 

Каша подана.

 

Гость с одеялом:

 

Кого поцеловать хозяйку или хозяина?

 

Чесоточный гость:

 

Ай батюшки! Я без рукавов!

 

Татьяна Николаевич:

 

Кхэ кхэ, я сегодня утром наболтала муки в рот

и чуть чуть не подавилась.

 

Дядя Вопь:

 

Ох молодежь пошла!

 

Хозяин:

 

Идёмте гости на порог

есть лепёшки и творог

вот вам соль а вот вам грип

вот вам гвозди. Я охрип.

 

Гости:

 

Не хотим еды, хотим танцы!

 

Хозяйка:

 

Музыканты! Эть! два!.. три!

 

(Музыканты с размаха прыгают в воду).

Хозяйка:

 

Эх, совсем не то вышло.

 

Чесоточный гость:

 

Нам что ли выкупаться?

 

восемь гостей хором:

 

Ну вот тоже в самом деле!

 

Княгиня Манька-Дунька:

 

Я господа вся в веснушках, да, а то была бы красавица… Честное слово!

 

Гость Фёдор:

 

Гхе гхе с удовольствием

 

Солдат в трусиках:

 

Разрешите вам княгиня Манька-Дунька поднести букет цветов.

 

Гость Фёдор:

 

Или вот этот гребешок.

 

Солдат в трусиках:

 

Или вот эту пылинку.

 

Гости:

 

Тише! тише! слушайте! Сейчас дядя Вопь расскажет анегдот.

 

Дядя Вопь:

Прочёл я в одной французской книжке анегдот.

Разсказать?

гости:

 

Да – да!

 

Татьяна Николаевич:

 

безусловно!

 

Дядя Вопь:

Одна маленькая девочка несла своей бедной матери пирожок с капустой и с лучком. Пирожок был испечен на чистом сливочном маслице и посыпан тминцем.

Гости:

 

Ох хо xo xo хо! Уморил!

 

Дядя Вопь:

Постойте, это ещё не всё, ещё дальше есть! Подходит к девочке добрый господин и даёт золотую монету и говорит: Вот тебе девочка золотая монета, отнеси её твоей бедной матери.

Гости:

 

Ха ха ха! Ловко он её!

 

Дядя Вопь:

А она представьте и говорит: я прачка.

Гости:

 

Ха ха ха!

 

Дядя Вопь:

А добрый господин достал из кормана рояль

Гости:

 

Ха ха ха ха!

 

Княгиня Манька-Дунька:

 

Ой не могу, зубы даже заболели!

Честное слово!

 

Хозяин:

 

Ну пора и по домам.

 

Хозяйка:

 

Досвидание досвидание дорогие гости!

 

Гости:

 

Досвидание досвидание. Вот уйдём и дом подожгём

 

Хозяйка:

 

<Ах> ты мать честная!

 

Хозяин:

 

<В>от же раз!

 

<1931>

 

«Я подарил вам суп…»*

 

 

Я подарил вам суп

можете принять его как гостя

хотите в кресло посадите, а хотите съешьте.

Вот вам совет:

режьте зубами картофель

кости ломайте клыками

мясо глотайте не жуя

а воду вливайте через ноздри.

 

Григорий:

 

Я подавился корочкой

Постучите в мою спину

авось открою дверце.

 

Маша:

 

Тук тук тук!

 

Григорий:

 

Кто там?

 

Маша:

 

Бутылка.

 

Григорий:

 

Ну вот ну вот опять начинается сновидение.

 

Маша:

 

Ну что ты видишь?

 

Григорий:

 

Я вижу дом

а в доме суп

он сильно грач и сильно уп

 

Маша:

 

Зачем же это так?

 

Григорий:

 

Не спрашивай меня

не утруждай своё стеклянное горлышко

вот я стою на одной ножке

ни качаюсь не падаю

меня толкают в затылок мошки

но воздух поддерживает меня

вечерней прохладою

вот ногами быстро двигаю

поднимаюсь от земли

над свечёй лечу над книгою

мухи след мой замели

Догони меня Маша!

 

Маша:

 

Хук Хук

варежку долой

поймаю тебя за пятки

не уйдёшь комарик

хук хук

юбочку долой

так легче бежать

ногам шире.

Ай, Гриша, забор!

Ну значит улетел

 

<1931>

 

«вот совершается переселение трав…»*

 

 

вот совершается переселение трав

дорогу дай беглянкам

не то травы ужастный нрав

кочует по полянкам

 

<1931>

 

«я знаю почему дороги…»*

 

 

я знаю почему дороги

отрываясь от земли

играют с птицами.

ветхие веточки ветра

качают корзиночки сшитые дятлами

дятлы бегут по стволам

держа в руках карандашики.

вон из дупла вылетает бутылка

и направляет свой полёт к озеру

чтоб наполнится водой.

то-то обрадуется дуб

когда в его середину

вставят водяное сердце.

Я проходил мимо двух голубей

голуби стучали крыльями

стараясь напугать лисицу

которая острыми лапками

ела голубиных птенчиков.

Я поднял тетрадь, открыл её

и прочитал семнадцать слов

сочинённых мною накануне.

Моментально голуби улетели,

лисица сделалась маленьким спичечным коробочком.

А мне было чрезвычайно весело.

 

<1931>

 

Колода*

 

 

где мельница там и пороги

льют воду свысока

и дочери мельника недотроги

выводят в поле рысака

 

<1931>

 

«Соседка помоги мне познакомиться с тобой…»*

 

 

Соседка помоги мне познакомиться с тобой

Будь первая в этом деле.

Я не могу понять

Совсем запутался

Что хочешь ты?

Со мной соседка познакомиться

иль просто в улицу смотреть

пренебрегая той прозрачной птицей

которая летит из учрежденья

и нам с тобой как почта служет.

перенося желания от сердца к сердцу.

 

<1931>

 

«Почему нелюбопытны…»*

 

 

Почему нелюбопытны

Эти бабы супротив?

Потому что первобытны

Как плохой локомотив.

 

<1931>

 

«Скорей подними занавеску…»*

 

 

Скорей подними занавеску

и жадно смотри на меня.

Ты страстной рукой подними

занавеску

и страстно смотри на меня

 

<1931>

 

«Почто сидишь…»*

 

 

Почто сидишь

и на меня нисколько не глядишь

а я значёк поставив на бумаге

лишь о твоей мечтаю влаге

ужель затронул вдруг тебя мой взгляд манящий

ужели страсть в твою проникла грудь

и ты глядишь теперь сюда всё чаще

так поскорей же милая моею будь.

 

<1931>

 

«Ты шьешь. Но это ерунда…»*

 

 

Ты шьешь. Но это ерунда.

Мне нравится твоя манда

она влажна и сильно пахнет.

Иной посмотрит, вскрикнет, ахнет

и убежит, зажав свой нос.

и вытерая влагу с рук

вернётся ль он. ещё вопрос

ничто не делается вдруг.

А мне твой сок сплошная радость.

ты думаешь, что это гадость,

а я готов твою пизду лизать, лизать без передышки

и слизь глотать до появления отрыжки.

 

<1931>

 

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа…»*

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа

вчера я сидел у окна выставив ухо

земля говорила дереву: произростай

дерево медленно росло – но всё же заметно глазу

то голым стояло то прятало ствол в зелёную вазу

на солнце читая значёк своей радости

планеты порой шевелились меж звёздами

а дерево гнулось махая птичьями гнёздами

семь радуг над деревом возносилось

я видел доски ангельских глаз

они глядели сверху на нас

читая годов добрые числа

 

(1931)

 

«Я ключом укокал пана…»*

 

 

Я ключом укокал пана

ноги ноги мои стрелы

пан упал и пели девы

думы думы где вы? где вы?

А над паном пели боги

ноги ноги мои ги ги

где вы где вы мои ноги

где вы руки? где вы книги,

там у пана мысли дуги

мысли дуги мысли боги

мысли в темяни подруги

разгибают свои ноги

разгибают свои руки

открывают свои книги

открывают мысли время

открывают мысли миги

а над мигом пели боги

где вы руки мои раки

где вы руки? где вы ноги?

Отвечают: мы во мраке

в темноте не видя света

прозябаем боги с лета

нам бы доступ только в книги.

Боги боги! миги миги!

 

1932 год. декабрь

 

«моя любовь…»*

 

 

моя любовь

к тебе секрет

не дрогнет бровь

и сотни лет.

 

пройдут года

пройдёт любовь

но никогда

не дрогнет бровь.

 

тебя узнав

я всё забыл

и средь забав

я скучен был

 

мне стал чужим

и странным свет

я каждой даме

молвил: нет.

 

<1932>

 

Наблюдение*

 

 

два человека в злобном споре

забыли всё вокруг, но вскоре

им стал противен это спор,

и вот они не спорят больше с этих пор

Они друг к другу ходят в гости

пьют сладкий чай, жуют печенье

угасли в них порывы прежней злости

они друг к другу чувствуют влеченье.

И если нет возможности им встретиться,

то каждый в лоб себе из пистолета метится

и презирая жизни лодку

спешит в тартар и восклицает во всю глотку:

«Порвись порвись моя окова

держать в разлуке нас нет смысла никакого».

Счастливые натуры! В наше время

не часто встретишь ловкую пару.

То кнут сломается, то лопнет стремя,

то ногу боком конь прижмёт к амбару

Удачи редки в наши дни

Вы, в этом случае, одни

в своей удачи двухсторонней.

Мой глаз, хотя и посторонний

следит за вами со вниманием.

Вот вы расходитесь. За «досвиданием»

вы кажите друг другу спины

идёте по домам, но чудные картины

витают в вашем проницательном мозгу.

об этом вы до этих пор друг другу ни гу-гу

молчали чаю в рот набрав.

Но кто из вас неправ,

кто виноват во всей создавшейся никчёмной сложности

судить об этом не имею никакой возможности.

при следующем свидании вы сами выйдите из тупика.

Ну, до свидание, пока.

 

7 января 1933 года.

 

Страсть*

 

 

Я не имею больше власти

таить в себе любовные страсти.

Меня натура победила

я озверев грызу удила

из носа дым валит столбом

и волос движется от страсти надо лбом.

 

Ах если б мне иметь бы галстук нежный

сюртук из сизого сукна

стоять бы в позе мне небрежной

смотреть бы сверху из окна

как по дорожке белоснежной

ко мне торопится она.

 

Я не имею больше власти

таить в себе любовные страсти

они кипят во мне от злости

что мой предмет любви меня к себе не приглашает в гости.

Уже два дня не видел я предмета.

На третий кончу жизнь из пистолета

 

Ах если б мне из Эрмитажа

назло соперникам врагам

украсть бы пистолет Лепажа

и взор направив к облакам,

вдруг перед ней из экипажа

упасть бы замертво к ногам.

 

Я не имею больше власти

таить в себе любовные страсти

Они меня как лист иссушат

как башню времянем разрушат

нарвут на козьи ножки, с табаком раскурят

сотрут в песок и измечулят.

 

Ах если б мне предмету страсти

пересказать свою тоску

и разорвав себя на части

отдать бы ей себя всего и по куску,

и быть бы с ней вдвоём на много лет в любовной власти

пока над нами не прибьют могильную доску.

 

7 января 1833 года.

 

«играли в море два дельфина…»*

 

 

играли в море два дельфина

друг друга хлопали хвостами

и морды на подобие графина

мелькали над водой местами.

 

<январь 1933>

 

«Передо мной висит портрет…»*

 

 

Передо мной висит портрет

Алисы Ивановны Порет,

она прекрасна точно фея,

она коварна пуще змея

она хитра моя Алиса

хитрее Рейнеке Лиса.

 

<январь 1933>

 

«однажды господин Кондратьев…»*

 

 

однажды господин Кондратьев

попал в американский шкап для платьев,

и там провёл четыре дня.

На пятый вся его родня

едва держалась на ногах.

Но в это время ба-ба-бах!

скатили шкап по лестнице и по ступеньками до земли

и, в тот же день, в Америку на пароходе увезли.

Злодейство, скажите. Согласен.

Но помните: влюблённый человек всегда опасен.

 

<Январь 1933>

 

«Шарики сударики…»*

 

 

Шарики сударики

блестят шелестят

шарики сударики

блестят шелестят

и люди тоже шелестят

и шарики шелестят

и люди тоже шелестят

блестят шелестят

и шарики тоже

блестят шелестят

и люди блестят шелестят

и шарики блестят шелестят

и люди стоят

и блестят шелестят

а шарики летят

и блестят шелестят

а люди глядят

как шарики летят

как шарики летят

и блестят шелестят

и люди тоже

бл<е>стят шелестят

и глядят

как шарики тоже

блестят шелестят

люди с палками стоят

и блестят шелестят

и на шарики глядят

как шарики летят

как шарики летят

и блестят шелестят

и палки тоже

бл<е>стят шелестят

и люди блестят шелестят

и палки блестят шелестят

и шарики тоже

блестят шелестят

а люди стоят

и на шарики глядят

и на шарики глядят

и блестят шелестят

и палки тоже блестят шелестят.

 

13 апреля. 1933 года.

 

«игнес игнес…»*

 

 

игнес игнес

какой восхитительный лес!

я в миг ослеп

что было цветом

стало вес

кора осины

зверю хлеб

мы набрали полные корзины

волчих ягод

всё это зря.

Новой жизни рухнула заря

игнес игнес

где наши кости лягут?

 

Игнес –

 

Нарочно за руку подвел тебя к опушке леса

тут разыграется сейчас одна великая пиеса.

Из мысли выдернута шпора

и времяни задёрнута глухая штора,

не слышит ухо шум и говор

язык не радует умелый повар.

 

и дева плечь не обнимает

и в страсти рук не просит греть

и к небу глаз не поднимает

и в гроб не хочет умереть.

 

15 мая 1933 года.

 

Архитектор*

 

Каблуков:

 

Мария!

 

Мария:

 

Кто зовет меня?

Я восемь лет не слышала ни звука.

И вдруг в моих ушах

зашевелилась тайная пружина.

Я слышу грохот ломовой телеги

и стук приклада о каблук при смене караула.

Я слышу разговор двух плотников.

Вот, говорит один: махорка.

Другой, подумав, отвечает: суп и пшённая каша.

Я слышу на Неве трещит моторка.

Я слышу ветром хлопает о стену крыша.

Я слышу чей-то тихий шёпот: Маша! Маша!

Я восемь лет жила не слыша.

Но кто зовёт меня?

 

Каблуков:

 

Мария!

Вы слышите меня Мария?

Не пожалейте ваших ног,

сойдите вниз, откройте двери.

Я весь, Мария, изнемог.

Скорей, скорей откройте двери!

А в темноте все люди звери.

 

Мария:

 

Я не могу сама решиться.

Мой повелитель архитектор.

Его спросите.

Может быть, он вам позволит.

 

Каблуков:

 

О непонятная покорность!

Ужель не слышите волненья,

громов могучих близкий бой,

домов от страха столкновенье,

и крик толпы, и страшный вой,

и плач, и стон,

и тихое моленье,

и краткий выстрел над Невой.

 

Мария:

 

Напрасна ваша бурная речь.

Моё ли дело конь и меч?

Куда итти мне с этого места?

Я буду тут.

Ведь я невеста.

 

Каблуков:

 

Обязанности брачных уз

имеют свой особый вкус.

Но кто хоть капельку не трус,

покинув личные заботы

и вмиг призвав на помощь муз,

бежит в поля большой охоты.

 

Мария:

 

Смотрите!

Архитектор целится вам в грудь!

 

Каблуков:

 

Убийца!

Твой черёд не за горами!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: