Главная идея железнодорожной светофорной сигнализации заключается в том, что каждый светофор сообщает машинисту информацию не только о том с какой скоростью можно проследовать данный светофор, но и о скорости проследования следующего светофора. Эта информация передается свето-цветовым кодом. На входных, выходных, маршрутных и проходных светофорах один ровно горящий или мигающий желтый или зеленый сигнал разрешает проследовать светофор с установленной скоростью. Цвет и режим горения при этом предупреждают о состоянии следующего светофора: зеленый – следующий светофор открыт и разрешается его проследование с установленной скоростью; желтый - следующий светофор закрыт; желтый мигающий – следующий светофор открыт, но требует проследования с уменьшенной скоростью. Два одновременно горящих желтых сигнала требуют проследования светофора с уменьшенной скоростью с отклонением по стрелкам. Верхний их них при этом ровным горением указывает на закрытое состояние следующего светофора, миганием – на открытое.
Пример взаимной увязки сигнальных показаний станционных светофоров приведен на рис. 1.43. Входные светофоры (Н, рис. 1.43) могут подавать следующие сигналы:
- один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал»;
- один желтый огонь – «Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт»;
- один желтый мигающий огонь – «Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью»;
- два желтых огня – «Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь и готовностью остановиться; следующий светофор закрыт»;
|
- два желтых огня, из них верхний мигающий – «Разрешается поезду следовать на станцию с уменьшенной скоростью на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт»;
- один зеленый огонь – «Разрешается поезду следовать на станцию по главному пути с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт»;
- один лунно-белый мигающий огонь (пригласительный сигнал) – разрешает поезду проследовать светофор с красным огнем (или погасшим) и продолжать движение до следующего светофора со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.
Конструктивно входные светофоры выполняются мачтовыми (рис. 1.44). Допускается устанавливать входной светофор карликового типа с неправильного пути при временных устройствах, включаемых на период производства ремонтных и восстановительных работ. Как исключение, по разрешению начальника железной дороги, входной светофор карликового типа с неправильного пути может сохраняться в действующих устройствах до реконструкции автоблокировки.
Входные светофоры устанавливают: при автономной тяге на расстоянии не ближе 50 м от остряка противошерстного или предельного столбика пошерстного стрелочного перевода; на электрифицированных участках не ближе 10 м от анкерной опоры в сторону перегона перед воздушными промежутками (нейтральными вставками) контактной сети или не менее 300 м от первого стрелочного перевода.
|
Все светофоры на железных дорогах устанавливаются справа по ходу движения на расстоянии от оси пути обеспечивающем требования габарита приближения строений «С». В особых случаях при отсутствии необходимой ширины междупутья дополнительный входной светофор допускается устанавливать слева от ограждаемого пути.
Маршрутные светофоры (НМ1А, НМ3, рис. 1.43) могут подавать следующие сигналы:
- один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал»;
- один желтый огонь – «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор (маршрутный или выходной) закрыт»;
- один желтый мигающий огонь – «Разрешается проследование светофора с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью»;
- два желтых огня – «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью и готовностью остановиться на станции; поезд следует на боковой путь; следующий светофор закрыт»»;
- два желтых огня, из них верхний мигающий – «Разрешается проследование светофора с уменьшенной скоростью; поезд следует на боковой путь; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт;
- один зеленый огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; следующий светофор (маршрутный или выходной) открыт».
Выходные светофоры (Н1, рис. 1.43) могут подавать следующие сигналы:
- один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал»;
- один желтый огонь – «Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт»;
|
- два желтых огня – «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор закрыт»;
- два желтых огня, из них верхний мигающий – «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью; поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; следующий светофор открыт»;
- один зеленый огонь – «Разрешается поезду отправиться со станции и следовать с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участка».
На двухпутных участках, где движение по правильному пути осуществляется по сигналам автоблокировки, а по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора при отправлении со станции на неправильный путь подается сигнал:
- один желтый мигающий и один лунно-белый огни – «Разрешается поезду отправиться со станции с уменьшенной скоростью не более 40 км/ч и далее следовать по неправильному пути по показаниям локомотивного светофора».
Выходные и маршрутные светофоры с главных путей для движения в правильном направлении, а также с боковых путей с высокими пассажирскими платформами, и с путей, по которым осуществляется безостановочный пропуск поездов, устанавливаются мачтовыми (см. рис. 1.44). В других случаях применяются карликовые светофоры (рис. 1.45). Если достаточная видимость выходного (маршрутного) светофора с пути отправления пассажирского поезда не обеспечивается, устанавливаются повторительные светофоры. Все станционные светофоры устанавливаются таким образом, чтобы сигналы, относящиеся к смежным путям, не воспринимались с локомотива как сигналы со своего пути.
В особых случаях допускается установка выходных и маршрутных светофоров на группу путей. Такие светофоры называются групповыми и дополняются маршрутными указателями, показывающими номер пути, с которого разрешается отправление поезда.
На выходных и маршрутных светофорах один и тот же белый огонь может использоваться для подачи пригласительного и маневрового сигналов. Пригласительные сигналы применяются на маршрутных светофорах, а также выходных светофорах станций двухпутных линий, оборудованных АБ. На групповых светофорах пригласительные сигналы не устанавливаются.
Проходные светофоры (1, 5, рис. 1.43) могут подавать следующие сигналы:
- один красный огонь – «Стой! Запрещается проезжать сигнал»;
- один желтый огонь – «Разрешается движение с готовностью остановиться; следующий светофор закрыт»;
- один зеленый огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; впереди свободны два или более блок-участка».
Предвходные светофоры (1, рис. 1.43) кроме того, могут подавать следующие сигналы:
- один желтый мигающий огонь – «Разрешается движение с установленной скоростью; входной светофор открыт и требует проследования его с уменьшенной скоростью; поезд принимается на боковой путь станции».
Конструктивно проходные светофоры выполняются мачтовыми.
Развитие высокоскоростного движения на железных дорогах и применение на станциях стрелок с пологими марками крестовин (1/18, 1/22) привело к необходимости указания дополнительных градаций скорости. С этой целью применяются сигнальные указатели в виде светящейся полосы зеленого цвета (см. рис. 1.44, б).
На всех линиях железных дорог, оборудованных АБ, а также на ряде линий с ПАБ, сигнальные показания светофоров дополняются автоматической локомотивной сигнализацией (АЛС), при которой в РЦ, ограждаемую светофором посылаются специальные коды, зависящие от сигнального показания. На рис. 1.43 показана увязка кодов АЛС с сигнальными показаниями станционных светофоров.
Для регулирования маневровых передвижений применяются маневровые светофоры, которые могут быть как карликовыми (рис. 1.45), так и мачтовыми в зависимости от места установки и условий видимости. При этом применяется сигнализация:
- один синий огонь – «Запрещается производить маневры»;
- один лунно-белый огонь – «Разрешается производить маневры».
В качестве запрещающего сигнала на маневровых светофорах может применяться и красный огонь в местах, где нет маршрутов приема и отправления поездов.