Механическая централизация в сравнении с ручным управлением стрелками увеличивает пропускную способность станций за счет сокращения времени на приготовление маршрутов и повышает безопасность движения поездов, так как обеспечивается правильность установки и замыкание маршрутов. При механической централизации уменьшаются эксплуатационные расходы на содержание штата стрелочников; повышается производительность труда станционных работников; не требуется мощных источников электроэнергии и большого расхода цветных металлов.
Механическая централизация позволяет переводить стрелки на ограниченном расстоянии (пошерстные 550 м и противошерстные 500 м) от постов централизации. В помещении дежурного по станции устанавливается распорядительный аппарат станционной блокировки (рис. 1.2 а). Он управляет действиями исполнительных постов и связан путевой блокировкой с соседними станциями. Исполнительные аппараты (рис. 1.2 б) на постах, размещаемых в горловинах станции, управляют стрелками и сигналами. Приводы замыкатели, осуществляющие перевод и замыкание стрелочных остряков и сигналов, связаны стальными гибкими тягами (со шкивами, столбиками, роликами и компенсаторами) с переводными рычагами стрелок и сигналов на исполнительном аппарате. К устройствам механической централизации относятся также педали на изолированных рельсах, контролирующие фактическое прибытие и отправление поездов, что значительно увеличивает пропускную способность. Электрические зависимости между распорядительными и исполнительными аппаратами станции и педалями реализуются с помощью источников питания.
Рис. 1.2. Распорядительный (а) и исполнительный (б) аппараты.
|
Механической централизацией - называется совокупность устройств для централизованного управления стрелками и семафорами посредством стрелочных и сигнальных рычагов, связанных со стрелками и семафорами гибкой или жесткой передачей.
Устройства механической централизации обеспечивают контроль взреза стрелки и обрыва гибких тяг. При обрыве стрелочной тяги стрелка запирается в одном из ее крайних положений, а при обрыве семафорной тяги происходит закрытие семафорного крыла.
К недостаткам механической централизации относятся: необходимость затраты больших физических усилий для перевода стрелок; ограниченная дальность управления стрелками; на крупных станциях надо сооружать несколько постов и вводить сложную систему станционной блокировки.
Электрическая централизация (ЭЦ).
С целью повышения пропускной способности и повышения безопасности движения поездов промежуточные и участковые станции оборудуют устройствами электрической централизации ЭЦ. Основной элементной базой системы ЭЦ является релейная аппаратура, поэтому эта система управления получила название релейной централизации.
Рис. 1.1 -
ТЕМА №2. Обеспечение безопасности движения поездов устройствами ЭЦ: 1) Организация движения по станции при ЭЦ 2) Понятие маршрута и зависимостей, объекты управления и контроля 3) Принципы реализации зависимостей.