Цели:
1. Образовательная: познакомить со структурой, методами исследования проекта.
2. Развивающая: формировать навыки и умения работы с первоисточниками и текстом.
3. Воспитательная: воспитывать толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.
Демонстрационный материал: библиографические указатели, тематические и алфавитные картотеки.
Раздаточный материал: первоисточники, цветные закладки, памятки «Методы работы с источниками».
Рекомендации к уроку.
Любое исследование начинается с поиска необходимой информации, литературы и работы с первоисточниками, поэтому для формирования исследовательских умений у учащихся необходимо показать им приемы работы с библиографическими указателями и текстом. Начать урок можно с беседы, затем совместно с учащимися составить план деятельности исследования. На усмотрение учителя план может быть простым или сложным. Затем сакцен-тировать внимание на работу с первоисточниками и перейти к практической работе.
Результатом деятельности может быть составленный библиографический указатель, доклад, описание объекта с приложением рисунков, иллюстраций, схем и т. д.
Информация для учителя.
Создание и производство новых изделий, если в них нет общественной потребности, обходятся дорого с экономической точки зрения. Выходит, проектировщику надо определить потребности в совершенствовании изделия. Однако где их искать? Говорят, что все новое -хорошо забытое старое. В этом мудром высказывании явно есть доля истины.
Множество существующих в реальном мире вещей прошли довольно длинный путь эволюционного развития.
|
Достаточно составить, например, такой ряд: палочка на песке, резак на бересте, графит, мел, кисточка, гусиное перо, стальное перо, перьевая авторучка, шариковая авторучка, фломастер - чтобы убедиться, что конструкции пишущего узла менялись под воздействием новых потребностей.
Как видите, со временем меняются не только конструкции обектов, но и внешний вид. Мы легко определяем «возраст» предметов: вот вещь старинная, вот вещь старая, вот устаревшая, вот современная, а вот ультрасовременная! Как мы это делаем?
Мы как бы помещаем мысленно исследуемый предмет в разные исторические среды и смотрим, приживется он там или нет. Электронные часы и ходики, приемник и музыкальный центр, шифоньер и современная стенка принадлежат разным эпохам развития предметного мира, здесь мы не ошибаемся, так как знаем, что со сменой исторической эпохи меняется и стиль предметной среды.
Составьте аналогичный ряд, что предшествовало следующему изделию:
машина -___________________________________________________________________.
Без дополнительной информации трудно это сделать, поэтому любое проектирование начинается с исследования объекта, а для этого необходимо составить план деятельности:
1. Поиск информации.
• Библиографический поиск.
• Поиск информации с помощью приема «Закладки».
2. Работа с первоисточниками.
• Составление плана для доклада.
• Подготовка доклада для устного сообщения.
3. Исследование проекта.
• Анализ проекта (результаты наблюдения, экскурсии, эксперимента).
• Анкетирование, интервью «Ваше мнение».
4. Выводы.
• Обобщение результатов.
|
• Предложения по устранению проблем.
- Скажите, с чего же нужно начать, если мы не знаем, когда и где появился этот предмет, почему и как он выглядел? Правильно, с поиска информагцт.
- Нашли необходимую нам литературу. И что с ней делать дальше? То есть необходима работа с первоисточниками?
- Выписали из книг всю необходимую информацию. А что же делать с изделием, которое хотим сделать, но воспроизвести его по качеству лучше, чем существует в данный момент, как нам кажется? Конечно, его надо исследовать - это третий пункт плана.
-Исследовали проект. Что делать с результатами? Верно, необходимо подвести итоги работы, то есть сделать какие-то выводы.
Запишите этот план в тетрадь. А теперь давайте рассмотрим его подробнее.
Существуют различные приемы работы с литературой (первоисточниками), текстом, которые являются основой любого исследования, но мы рассмотрим только те, которые будем использовать в своей работе:
1. Библиографический поиск. Владение методикой просмотра алфавитного, предметного, тематического каталогов и умение составлять библиографический список по теме, создавать свою библиографическую картотеку являются основой культуры интеллектуального труда старшеклассника. Для школьника среднего звена достаточно умения составлять список
литературы.
2. Прием «Закладки». Перед чтением заготовить большое количество бумаги, желательно разноцветной. Прочесть текст, сделать заметки на закладках или закладки заменить на таблицу.
3. Прием «Самое главное». Прочитать текст (раздел, главу), выразить содержание текста только одним словом, самое главное - одной фразой. Главное - то, без чего текст лишен смысла («изюминки»).
|
4. Составление плана изучаемого сюжета научного или прикладного сообщения.
Текст разбивается на части, каждая из которых озаглавливается. Эти заголовки составляют план текста. План может быть простым (I. II.III) и сложным (с подпунктами).
5. Конспектирование текста книги или документа. Это краткое изложение, запись содержания текста книги, статьи. Конспектируя, можно своими словами передать мысли автора. Установлено, что из двух позиций конспектирующего - от первого лица, то есть от себя, и от третьего лица, то есть от автора печатной работы, - предпочтительнее первая.
6. Доклад - один из видов монологической речи, публичное развёрнутое официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных. Может быть устным или письменным.