Тема: РАБОТА С ПЕРВОИСТОЧНИКАМИ




Цели:

1. Образовательная: познакомить со структурой, методами исследования проекта.

2. Развивающая: формировать навыки и умения работы с первоисточниками и тек­стом.

3. Воспитательная: воспитывать толерантность, индивидуализм и коллективизм, от­ветственность, инициативность и творческое отношение к делу.

Демонстрационный материал: библиографические указатели, тематические и алфа­витные картотеки.

Раздаточный материал: первоисточники, цветные закладки, памятки «Методы работы с источниками».

Рекомендации к уроку.

Любое исследование начинается с поиска необходимой информации, литературы и ра­боты с первоисточниками, поэтому для формирования исследовательских умений у учащих­ся необходимо показать им приемы работы с библиографическими указателями и текстом. Начать урок можно с беседы, затем совместно с учащимися составить план деятельности ис­следования. На усмотрение учителя план может быть простым или сложным. Затем сакцен-тировать внимание на работу с первоисточниками и перейти к практической работе.

Результатом деятельности может быть составленный библиографический указатель, доклад, описание объекта с приложением рисунков, иллюстраций, схем и т. д.

Информация для учителя.

Создание и производство новых изделий, если в них нет общественной потребности, обходятся дорого с экономической точки зрения. Выходит, проектировщику надо определить потребности в совершенствовании изделия. Однако где их искать? Говорят, что все новое -хорошо забытое старое. В этом мудром высказывании явно есть доля истины.

Множество существующих в реальном мире вещей прошли довольно длинный путь эволюционного развития.

Достаточно составить, например, такой ряд: палочка на песке, резак на бересте, гра­фит, мел, кисточка, гусиное перо, стальное перо, перьевая авторучка, шариковая авторучка, фломастер - чтобы убедиться, что конструкции пишущего узла менялись под воздейст­вием новых потребностей.

Как видите, со временем меняются не только конструкции обектов, но и внешний вид. Мы легко определяем «возраст» предметов: вот вещь старинная, вот вещь старая, вот уста­ревшая, вот современная, а вот ультрасовременная! Как мы это делаем?

Мы как бы помещаем мысленно исследуемый предмет в разные исторические среды и смотрим, приживется он там или нет. Электронные часы и ходики, приемник и музыкаль­ный центр, шифоньер и современная стенка принадлежат разным эпохам развития предмет­ного мира, здесь мы не ошибаемся, так как знаем, что со сменой исторической эпохи меняет­ся и стиль предметной среды.

Составьте аналогичный ряд, что предшествовало следующему изделию:

машина -___________________________________________________________________.

Без дополнительной информации трудно это сделать, поэтому любое проектирование начинается с исследования объекта, а для этого необходимо составить план деятельности:

1. Поиск информации.

• Библиографический поиск.

• Поиск информации с помощью приема «Закладки».

2. Работа с первоисточниками.

• Составление плана для доклада.

• Подготовка доклада для устного сообщения.

3. Исследование проекта.

• Анализ проекта (результаты наблюдения, экскурсии, эксперимента).

• Анкетирование, интервью «Ваше мнение».

4. Выводы.

• Обобщение результатов.

• Предложения по устранению проблем.

 

- Скажите, с чего же нужно начать, если мы не знаем, когда и где появился этот пред­мет, почему и как он выглядел? Правильно, с поиска информагцт.

- Нашли необходимую нам литературу. И что с ней делать дальше? То есть необходима работа с первоисточниками?

- Выписали из книг всю необходимую информацию. А что же делать с изделием, кото­рое хотим сделать, но воспроизвести его по качеству лучше, чем существует в данный мо­мент, как нам кажется? Конечно, его надо исследовать - это третий пункт плана.

-Исследовали проект. Что делать с результатами? Верно, необходимо подвести итоги работы, то есть сделать какие-то выводы.

Запишите этот план в тетрадь. А теперь давайте рассмотрим его подробнее.

Существуют различные приемы работы с литературой (первоисточниками), текстом, которые являются основой любого исследования, но мы рассмотрим только те, ко­торые будем использовать в своей работе:

1. Библиографический поиск. Владение методикой просмотра алфавитного, предметного, тематического каталогов и умение составлять библиографический список по теме, создавать свою библиографическую картотеку являются основой культуры интеллектуального труда старшеклассника. Для школьника среднего звена достаточно умения составлять список

литературы.

2. Прием «Закладки». Перед чтением заготовить большое количество бумаги, желательно разноцветной. Прочесть текст, сделать заметки на закладках или закладки заменить на таблицу.

3. Прием «Самое главное». Прочитать текст (раздел, главу), выразить содержание тек­ста только одним словом, самое главное - одной фразой. Главное - то, без чего текст лишен смысла («изюминки»).

4. Составление плана изучаемого сюжета научного или прикладного сообщения.

Текст разбивается на части, каждая из которых озаглавливается. Эти заголовки составляют план текста. План может быть простым (I. II.III) и сложным (с подпунктами).

5. Конспектирование текста книги или документа. Это краткое изложение, запись содержания текста книги, статьи. Конспектируя, можно своими словами передать мысли ав­тора. Установлено, что из двух позиций конспектирующего - от первого лица, то есть от се­бя, и от третьего лица, то есть от автора печатной работы, - предпочтительнее первая.

6. Доклад - один из видов монологической речи, публичное развёрнутое официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных. Может быть устным или письменным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: