Раздел «Творческий проект»




И этапов его проведения

 

Продумывание учителем темы проекта

_______________________________________________________________________________

 

Выбор возрастной категории учащихся

_______________________________________________________________________________

 

Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

______________________________________________________________________________

 

Формулирование дидактических целей проекта

_______________________________________________________________________________

 

Формулирование методических задач

______________________________________________________________________________

 

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

_______________________________________________________________________________

(Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта.)

 

Выдвижение гипотез решения проблем

______________________________________________________________________________

(Формулируются учащимися. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования "Почему поют птицы?».)

 

Определение творческого названия проекта

_______________________________________________________________________________

(Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта.)

 

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

_____________________________________________________________________________

(Учащиеся делятся на мини-группы по 4–6 человек, или выполняют индивидуально определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, буклета, веб-сайта, альбома, выпуска газеты и др.)

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

______________________________________________________________________________

Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.


 

 

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

_____________________________________________________________________________

(Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной (городской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии. Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации..)

 

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

____________________________________________________________________________

Учитель консультирует, обходя группы, внимательно следит за ходом обсуждения. Для младших возможно планирование ролей в группе учителем заранее. Задания каждого участника должны вести к ответу на вопрос. "Если мы перестанем сжигать мусор на помойках, то кислотность осадков снизится на 50 %. Задача: узнать, верно ли это".

 

Самостоятельная работа групп

_______________________________________________________________________________

Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

 

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

_______________________________________________________________________________

Форма презентации, доклад на 3–4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, представление веб-сайта с результатами исследований.

 

Защита полученных результатов и выводов

___________________________________________________________________________________

(Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Рекомендуется заранее разработать для учащихся оценочные листы на основе Критериев оценивания.)

 

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Рефлексия. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.


Творческий проект.

Выполнение проекта - одна из сторон воспитания, которая направлена на осознание школьниками нравственной ценности трудового начала жизни.

Учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это дея­тельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направлен­ная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфиче­ские умения и навыки проектирования, а именно учить:

• проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению под проблем, фор­мулированию ведущей проблемы и постановке задачи, вытекающей из этой проблемы);

• целеполаганию и планированию деятельности;

• самоанализу и рефлексии (самоанализу успешности и результативности решения про­блемы проекта);

• презентации (самоопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;

• умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, исполь­зуя для этого специально подготовленный продукт проектирования; поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из ин­формационного поля;

• практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

• выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;

• проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Основные требования, предъявляемые к учебным проектам:

1. Наличие значимой проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследо­вательского поиска её решения (например, исследование забытых народных промыслов, ис­торических архитектурных памятников культуры, техники и предметов быта и т. п.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результа­тов (например, доклад о факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживаю­щихся в развитии данной проблемы; совместный с партнёрами по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; план мероприятий и т. п.).

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных резуль­татов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую по­следовательность действий:

 

• выявление проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»);

• выдвижение гипотез, их решение;

• обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

• обсуждение способов оформления конечных результатов (црезентаций, защиты, твор­ческих отчётов, просмотров и пр.);

• сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

• выводы, выдвижение новых проблем исследования.

С понятием «учебный проект» тесно взаимосвязано понятие «метод проектов».

Метод учебного проекта - это способ организации самостоятельной деятельности уча­щихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблем­ный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поиско­вые и прочие методики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: