ЗАДАНИЕ 1 Опираясь на изученный материал, назовите речевые жанры, которыми должен владеть менеджер.




 

ЗАДАНИЕ 2 Рассмотрите, как выражаются основные черты официально-делового стиля в текстах-образцах документов (смотреть Приложение): высокая степень терминированности лексики, именной характер речи, развитие собственно канцелярских значений, связанное с переходом причастий в класс прилагательных и местоимений, стандартизация лексической сочетаемости, стандартизация синтаксических единиц, формально-логический принцип текстовой организации, узкий диапазон речевой экспрессии, максимальная степень этикетных требований.

ЗАДАНИЕ 3. Сравните два приведенных ниже текста заявлений об отпуске — устный и письменный. Одинаково ли их содержание? Какие особенности служебно-деловых отношений нашли в них проявление?

1) А. Слушай, а что если я сейчас поеду? Отпустишь?

Б. Пиши заявление.

А. Дней бы надесять, а?

Б. Неделя максимум.

2) «Прошу разрешить мне отпуск без сохранения содержания на семь рабочих дней».

 

ЗАДАНИЕ 4. Представьте какой-либо разговор между вами и вашим руководителем (научным руководителем, заведующим отделом, начальником цеха, директором фирмы), в котором можно обнаружить мотивирующий эффект. Какими приемами он достигается: использованием критики, оценкой вашей работы, формой постановки задания, формой ответа на ваши вопросы, чем-то еще? Опишите эти приемы.

ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте следующий текст. Оцените содержащееся в нем сообщение с точки зрения его соответствия требованиям, предъявляемым к речевой коммуникации в деловой среде.

Секретарь заместителю директора: Иван Петрович уехал в 10 часов, не дождавшись вас. Огорчился, что вы задержались и он не смог поговорить с вами лично. Просил передать, что если он не вернется к обеду (это будет зависеть от того, сколько времени он будет в главке, согласовывая вопрос о поставке нам нового оборудования, кстати, возможно, импортного), то совещание в 15 часов надо начать без него и, главное, не забыть объявить, что руководители среднего звена должны пройти тестирование у психолога в комнате 20 главного корпуса в удобное для них время, но обязательно до 10 нюни.

Проиграйте эту ситуацию: несколько человек выходят из комнаты, затем первый входит, выслушивает сообщение, после чего передает его в том объеме, в каком запомнил, следующем вошедшему, тот, в свою очередь, третьем и т.д. Насколько сильным оказалось искажение информации в процессе се передачи? Какая информация дошла в конечном счете до последнего участника?

ЗАДАНИЕ 6 Определите (смотреть Приложение) состав реквизитов по образцам договоров, приказов, деловых писем.

ЗАДАНИЕ 7 Найдите в текстах-образцах глаголы-перформативы, обозначающие речевое действие.

ЗАДАНИЕ 8 Найдите в текстах-образцах контрактов, постановлений и деловых писем стандартные фразы, обозначающие мотивацию действия.

ЗАДАНИЕ 9 Определите, соблюден ли порядок расположения композиционных частей в приведенном ниже договоре.

Договор о сотрудничестве №______

1. «ВУЗ» имеет право:

—осуществлять контроль за проведением набора и получать всю интересующую информацию;

—расторгнуть настоящий договор при несоблюдении «Школой» своих обязательств.

2. «Школа» обязана:

—соблюдать правила внутреннего распорядка, установленного «ВУЗом»;

—по окончании срока проведения набора составить протокол, в котором «Школа» должна указать количество поступивших в нее человек и окончательную сумму, причитающуюся к оплате «ВУЗу».

3. Региональный агент Школы бизнеса Ф.И.О., именуемый в дальнейшем «Школа», с одной стороны, и

___________________________________________________________________

(название вуза)

в лице_____________________________________________________________

(должность, Ф.И.О.)

именуемый(ая) в дальнейшем «ВУЗ», сдругой стороны, заключили настоящий договор и условились о следующем:

4.Вопросы, возникающие в процессе сотрудничества, могут регулироваться дополнительными соглашениями к договору.

5.Настоящий договор начинает действовать с момента его подписания.

Срок действия договора до «_ »________2003 года.

6.«ВУЗ» предоставляет «Школе» помещение или место для проведения набора абитуриентов, не поступивших в «ВУЗ», сроком до«»______2003 года.

7.Адреса сторон.

 

ЗАДАНИЕ 10 Рассмотрите на примерах текстов-образцов, какие типы текстовой организации используются в разных жанрах деловой документалистики: анкетный метод, табличная форма, трафарет.

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛАМ МОДУЛЯ 1

1. Веселов П.В. Аксиомы делового письма: культура делового общения и официальной переписки. — М.: Маркетинг, 1993.

2. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. — М.: «Экономическая литература», 2002.

3. Организация работы с документами: Учебник для вузов. М., 1998.

4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. — М.: Высшая школа, Инфра-М, 1997.

5. Рогожин М. Ю. Документы делового общения. М., 1999.

6. Якокка Ли. Карьера менеджера. — М.: Прогресс, 1991.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: