высшего профессионального образования 1 глава




«Казанский государственный технологический университет»

 

ОСНОВЫСОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

 

Учебное пособие

 

Казань

КГТУ

 

УДК 572

 

Основы социальной медицины: учебное пособие / З. Н. Хисматуллина.
– Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011. – 153 с.

 

Учебное пособие написано в соответствии с Государственным стандартом РФ по дисциплине «Основы социальной медицины», входящей в цикл общепрофессиональных дисциплин.

В пособии изложены общие вопросы социальной медицины: основные понятия, медико-социальные аспекты здоровья человека, значение образа жизни, экологии и наследственности в формировании общественного здоровья, вопросы организации отечественного здравоохранения.

Подробно рассмотрены медико-социальные проблемы репродуктивного здоровья и планирования семьи; вопросы, касающиеся зависимости от токсических субстанций (курения, алкоголя, наркомании и токсикомании), ВИЧ-инфекции. Определены содержание и принципы государственной политики в области охраны материнства и детства.

Предназначено для студентов специальности «Социальная работа» высших учебных заведений всех форм обучения, для практических работников органов социальной защиты населения, а также может быть полезно и широкому кругу читателей.

Подготовлено на кафедре социальной работы, педагогики и психологии.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного технологического университета

 

 

Рецензенты: док. мед. наук З. М. Аминова

канд. соц. наук О. В. Тимуца

 

ISBN © Казанский государственный

технологический университет, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………….  
Глава 1. Основные понятия и задачи социальной медицины  
1.1. Понятие социальной медицины …………………………………….  
1.2. Краткий исторический очерк социальной медицины ……………..  
1.3. Направления развития социальной медицины …………………….  
Глава 2. Здоровье, предболезнь, болезнь, профилактика  
2.1. Понятие здоровья ……………………………………………………  
2.2. Компоненты здоровья ……………………………………………….  
2.3. Предболезнь ………………………………………………………….  
2.4. Болезнь………………………………………………………………..  
2.5. Факторы, определяющие здоровье и болезнь ……………………..  
2.6. Факторы риска заболеваний ………………………………………... 2.7. Профилактика заболеваний …………………………………………  
Глава 3. Общественное и индивидуальное здоровье  
3.1. Общественное здоровье …………………………………………….. 3.2. Показатели здоровья населения …………………………………….  
3.2.1. Медико-демографические показатели ………………………. 3.2.2. Показатели заболеваемости и болезненности ……………….. 3.2.3. Показатели инвалидности и инвалидизации ………………… 3.2.4. Показатели физического развития ……………………………  
3.3. Индивидуальное здоровье ……….…………………………………. 3.4. Контроль за состоянием здоровья детей …………………………... 3.5. Пути улучшения общественного здоровья населения России …...  
Глава 4. Здоровье и образ жизни  
4.1. Понятие образа жизни ……………………………………………… 4.2. Здоровый образ жизни ………….…………………………………... 4.3. Понятие о медицинской активности ………………………………. 4.4. Двигательная активность и здоровье ……………………………… 4.5. Закаливание …………………………………………………………. 4.6. Питание и здоровье …………………………………………………. 4.7. Аутотренинг …………………………………………………………. 4.8. Основные направления и методы пропаганды здорового образа жизни ………………………………………………………………...  
Глава 5. Здоровье и экология  
5.1. Понятие экологии …………………………………………………… 5.2. Влияние неблагоприятных экологических факторов на здоровье человека ……………………………………………………………….. 5.3. Экология воздуха …………………………………………………… 5.4. Экология питьевой воды …………………………………………… 5.5. Экология жилых и общественных помещений …………………… 5.6. Экология почвы ……………………………………………………... 5.7. Экология продуктов питания ………………………………………. 5.8. Климат и здоровье …………………………………………………... 5.9. Эндоэкология ………………………………………………………... 5.10. Законодательная и нормативно-правовая база в области экологии в России …………………………………………………...    
Глава 6. Наследственность и здоровье  
6.1. Биологический «капитал здоровья» ……………………………….. 6.2. Медицинская генетика ……………………………………………… 6.3. Наследственные болезни …………………………………………… 6.4. Генная терапия ……………………………………………………… 6.5. Клонирование ……………………………………………………….. 6.6. Биологическая и социальная компоненты наследственности человека ………………………………………………………………… 6.7. Евгеника ……………………………………………………………... 6.8. Медико-генетическое консультирование ………………………….  
Глава 7. Организация здравоохранения  
7.1. Основные принципы охраны здоровья населения ………………... 7.2. Нормативно-правовая база охраны здоровья населения России … 7.3. Организация и структура здравоохранения в России …………….. 7.4. Первичная медико-санитарная помощь …………………………… 7.5. Амбулаторно-поликлиническая помощь населению ……………... 7.6. Диспансеризация населения ………………………………………... 7.7. Стационарная медицинская помощь ………………………………. 7.8. Скорая медицинская помощь ………………………………………. 7.9. Новые формы организации внебольничной помощи населению... 7.10. Специализированная медицинская помощь населению ………... 7.11. Реабилитационно-восстановительное лечение ………………….. 7.12. Медико-социальная помощь сельскому населению …………….. 7.13. Медико-социальные основы охраны материнства и детства …... 7.14. Организация стоматологической помощи ……………………….. 7.15. Организация деятельности санитарно-эпидемиологической службы ………………………………………………………………. 7.16. Медицинское страхование ………………………………………... 7.17. Социальная, медицинская и экономическая эффективность здравоохранения ……………………………………………………… 7.18. Перспективы развития здравоохранения в России ……………… 7.19. Всемирная организация здравоохранения ……………………….. 7.20. Общества Международного Красного Креста и Красного Полумесяца ……………………………………………………………      
Глава 8. Репродуктивное здоровье  
8.1. Понятие репродуктивного здоровья ……………………………….. 8.2. Планирование семьи ………………………………………………... 8.2.1. Подготовка к желанной беременности ………………………. 8.2.2. Предупреждение наступления нежелательной беременности 8.2.3. Обследование и лечение бесплодных пар …………………… 8.2.4. Искусственное прерывание беременности …………………...  
Глава 9. Медико-социальная экспертиза и реабилитация  
9.1. Медико-социальная экспертиза …………………………………….  
9.1.1.Причины и виды нетрудоспособности ……………………… 9.1.2. Экспертиза временной нетрудоспособности ………………. 9.1.3. Экспертиза стойкой нетрудоспособности (инвалидности).. 9.1.4. Причины и группы инвалидности ………………………….. 9.1.5. Организация медико-социальной экспертизы ……………...  
9.2. Реабилитация ………………………………………………………..  
9.2.1. Понятие реабилитации ………………………………………. 9.2.2. Принципы реабилитации ……………………………………. 9.2.3. Этапы, уровни и направления реабилитации ……………… 9.2.4. Основные виды реабилитации ……………………………… 9.2.5. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов …… 9.2.6. Реабилитационные учреждения ……………………………..  
Глава 10. Социально-медицинские проблемы наркотизма  
10.1. Алкоголизм …………………………………………………………  
10.1.1. Алкоголизм как социальная проблема ……………………. 10.1.2. Понятие алкоголизма ………………………………………. 10.1.3. Классификация потребления алкогольных напитков ……. 10.1.4. Причины алкоголизма ……………………………………… 10.1.5. Алкогольные мифы ………………………………………… 10.1.6. Последствия алкоголизма ………………………………….. 10.1.7. Меры борьбы с пьянством и алкоголизмом ……………….  
10.2. Наркомания и токсикомания ………………………………………  
10.2.1. Понятие наркомании ……………………………………….. 10.2.2. Особенности наркотического опьянения …………………. 10.2.3. Понятие токсикомании …………………………………….. 10.2.4. Причины наркомании и токсикомании …………………… 10.2.5. Последствия наркомании …………………………………... 10.2.6. Профилактика наркомании и токсикомании ……………...  
10.3. Курение ……………………………………………………………..  
10.3.1. Понятие табакокурения ………………………………….… 10.3.2. Причины курения …………………………………………... 10.3.3. Медико-социальные последствия курения ……………….. 10.3.4. Профилактика курения ……………………………………..  
Глава 11. Социально-медицинские аспекты венерических заболеваний и инфекции вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)  
11.1. Венерические заболевания ………………………………………...  
11.1.1. Понятие заболеваний, передающихся половым путем …... 11.1.2. Сифилис: возбудитель, пути передачи, признаки, диагностика, лечение, профилактика ………………………. 11.1.3. Гонорея: определение, распространенность, пути заражения, симптомы, диагностика, последствия, лечение, профилактика ………………………………………………… 11.1.4.Трихомониаз и хламидиоз: краткая характеристика ……... 11.1.5.Роль специалиста по социальной работе в профилактике венерических заболеваний …………………………………..            
11.2. ВИЧ-инфекция ……………………………………………………...  
11.2.1. Определение термина «иммунный дефицит», ВИЧ-инфекции и СПИДа ………………………………………….. 11.2.2. Пути передачи ВИЧ-инфекции ………………………….… 11.2.3. Определение наличия ВИЧ в организме ………………….. 11.2.4. Особенности клинического проявления ВИЧ-инфекции в организме …………………………………………………... 11.2.5. Медико-социальные и экономические последствия ВИЧ-инфекции ……………………………………………………... 11.2.6. Группы риска ВИЧ-инфекции ……………………………... 11.2.7. Меры ответственности за заведомое распространение ВИЧ-инфекции ………………………………………………. 11.2.8. Законодательные акты и нормативно-методические документы, направленные на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции …………………………... 11.2.9. Меры профилактики ВИЧ-инфекции ……………………... 11.2.10. Роль специалиста по социальной работе в профилактике ВИЧ-инфекции ………………………………………………. 11.2.11. Территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИДом ………………………………………………………                

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Социально-экономические процессы, происходящие в настоящее время в России, в значительной степени изменяют все сферы жизнедеятельности, в том числе и формы медико-социального обеспечения населения. Вносятся изменения в законодательство об охране здоровья граждан, внедряются новые законы, отменяются привычные социальные льготы, заменяются новыми. В связи с этим показатели и нормативы медико-социального обеспечения характеризуются нестабильностью.

Поэтому в условиях усугубления социальных проблем, снижения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера, причем на качественно новом уровне в рамках социально-медицинской работы. Оказание специальной помощи междисциплинарного характера, специфика ее форм и методов позволяет рассматривать такой вид деятельности, как самостоятельное направление социальной работы.

Профессия специалиста по социальной работе за период своей эволюции претерпела изменения, как в самом содержании, так и в отношении со стороны общества. Роль таких специалистов в многогранном процессе оказания социально-медицинской помощи клиентам, требования к уровню их профессиональной подготовки неуклонно возрастают. Все это повышает значимость подготовки специалистов социальной работы. Фундаментом, обеспечивающим соответствие высоким требованиям, должны стать глубокие знания в области общественного здоровья и здравоохранения.

Необходимый объем знаний в этой области можно почерпнуть в предлагаемом пособии по дисциплине «Основы социальной медицины», который соответствует государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».

Предмет «Основы социальной медицины», относясь к числу общепрофессиональных дисциплин, занимает важное место в подготовке специалистов по социальной работе, профессиональная деятельность которых в процессе решения многочисленных проблем социально-медицинского характера клиентов будет теснейшим образом связана с деятельностью органов здравоохранения и общественных организаций социально-медицинского направления.

Медико-социальные проблемы клиентов очень разнообразны, условно их можно разделить на медицинские, психологические, социальные, социально-гигиенические.

Наиболее часто встречаются следующие медико-социальные проблемы: 1) ухудшение здоровья вследствие заболеваний, травм, несчастных случаев, что влечет за собой возникновение социальных проблем (ухудшение материально-бытового положения из-за временной или стойкой утраты трудоспособности, увеличение расходов на лекарственные средства, реабилитацию и т.д.); 2) ухудшение здоровья по возрасту (которое носит все более распространенный характер из-за старения населения, что приводит, в свою очередь, к вышеперечисленным проблемам, а также снижает доступность медицинской помощи); 3) многочисленные медико-социальные проблемы переселенцев и беженцев, неполных семей, семей, пострадавших от чрезвычайных ситуаций и т.д.

При решении этих проблем специалист по социальной работе вступает во взаимодействие с органами здравоохранения и общественными организациями медико-социального направления в качестве организатора, координатора. Взаимодействуя с системой отечественного здравоохранения, он должен:

1. оказывать помощь своим клиентам в решении медико-социальных проблем, помочь им и их семьям получить пользу от социальных программ здоровья;

2. способствовать процессу лечения и реабилитации пациентов в тесном сотрудничестве с органами здравоохранения и медико-социальной экспертизы;

3. оценивать и улучшать медико-социальную поддержку;

4. участвовать в анализе сложившейся ситуации и разработке мер по улучшению социальной политики в области здравоохранения;

5. способствовать повышению уровня информированности клиентов о правах на получение медико-социальной помощи, об этапах оказания медико-социальной помощи и т.д.;

6. совместно с органами здравоохранения способствовать формированию установки на здоровый образ жизни.

Для решения медико-социальных проблем клиента специалист по социальной работе должен:

1. Знать:

· определение и задачи медико-социальной работы;

· этапы медико-социальной работы при решении медико-социальных проблем клиента;

· сущность понятий «социальная медицина», «индивидуальное здоровье», «общественное здоровье», «здоровье населения»;

· факторы, определяющие здоровье;

· факторы риска заболеваний;

· структуру отечественной системы здравоохранения;

· пути формирования у своих клиентов установки на здоровый образ жизни;

· организацию и задачи медико-социального патронажа;

· организацию медико-социальной помощи городскому и сельскому населению;

· понятие планирования семьи, задачи планирования семьи.

2. Иметь представление:

· об особенностях медико-социальной помощи отдельным категориям больных;

· о профилактике в медицине;

· о биоэтических проблемах современности;

· о роли специалиста по социальной работе в формировании у своих клиентов установки на здоровый образ жизни;

· об организации, задачах и содержании работы РОКК и ВОЗ.

3. Уметь:

· провести обследование с целью выявления медико-социальных проблем клиента (включая расспрос, осмотр, ознакомление с документами, общение с окружением клиента и медицинскими работниками);

· выявить медико-социальные проблемы клиента и наметить пути их решения;

· сформировать системы взаимодействия по решению медико-социальных проблем и осуществить процесс медико-социальной работы;

· провести анализ полученных результатов и в случае необходимости провести коррекцию проведенной работы.

 


Глава 1

Основные понятия и задачи социальной медицины

 

1.1. Понятие социальной медицины

В системе социальной работы в настоящее время все большее значение приобретает социальная медицина, которая тесно связана с медицинским направлением социальной работы.

Социальная медицина – наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина изучает воздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни.

До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение».

Цель медико-социальной работы: сохранение и защита общественного здоровья, социальная защита больных людей и членов их семей.

Задачи медико-социальной работы:

1. Изучение критериев здоровья различных групп населения.

2. Изучение факторов, определяющих здоровье населения.

3. Определение социальных мер для укрепления общественного здоровья.

4. Разработка и реализация медико-социальных программ, направленных на укрепление общественного здоровья.

5. Разработка и реализация индивидуальных программ реабилитации больных и инвалидов.

Предметом социальной медицины является общественное здоровье.

Субъектами социальной медицины являются конкретные живые люди со всеми социальными атрибутами: положением в обществе, профессиональной занятостью, семейным положением, ценностной ориентацией. Поэтому социальный работник, занимаясь здоровьем человека, активно «вмешивается» в его дела, становится партнером своего клиента. Он отвечает не только за здоровье, но и за социальное благополучие своих подопечных.

Объектом изучения в социальной медицине являются факторы, определяющие здоровье общества в целом и конкретного человека, а также социально дезадаптированные люди, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально значимые болезни.

Клиентами социального работника чаще всего являются инвалиды, длительно и часто болеющие люди, престарелые люди, которые, кроме социальных, нуждаются и в медицинских услугах. Социальные услуги отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Клиентам социальных работников необходима социально-медицинская помощь.

Социальная медицина находится на стыке различных наук – медицины, социологии, гигиены, естествознания, экологии, психологии и др. Социальная медицина связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением; она занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому главными направлениями в социальной медицине являются: 1) изучение социальных отношений в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни; 2) изучение социальных факторов, влияющих на здоровье населения.

Социальная медицина и клиническая медицина: взаимосвязь и взаимоотношения.

Социальная и клиническая медицина имеют дело со здоровьем людей и их болезнями, решают одни и те же задачи. В этом их общее. Но подходы к этим задачам и способы их решения разные. Клиническая медицина руководствуется проявлениями болезни (симптомами, синдромами болезни). Там, где заканчиваются возможности клинициста, там начинается работа социального медика. Социальный врач не занимается лечением больных, поэтому он имеет дело не с пациентами, а с клиентами. (Пациент – человек, страдающий от боли, больной. Клиент – человек, у которого есть проблемы, связанные с его здоровьем (перенесенным заболеванием, инвалидизацией), а также человек, который по состоянию здоровья (не болезни) находится в обременительной для него ситуации). Проблема, ситуация и здоровье – основные составляющие области интересов социальной медицины.

Основные методы, применяемые в социальной медицине:

- социологический (анкетирование и интервьюирование);

- экспертный (для исследования качества медицинской помощи);

- метод математической статистики (в том числе и моделирование);

- метод организационного эксперимента (создание учреждений с новыми формами медицинской помощи на определенных территориях);

- и т.д.

Социальный врач может иметь базисным образованием и медицинское, и социальное. До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т.д.

Клиентами специалиста по социальной работе чаще всего являются инвалиды и престарелые, которые кроме социальных услуг нуждаются и в медицинских, но эти услуги особые и отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Как правило, именно клиентам специалистов по социальной работе необходима социально-медицинская помощь.

Социальная медицина находится на стыке связана самых различных наук – медицины, социологии, естествознания, экологии, гигиены, психологии, статистики, экономики и др. Социальная медицина связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением, занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому социальная медицина изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках. На научных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения, так как, изучая влияние социальных условий на здоровье населения, социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния условий и факторов на здоровье людей.

Таким образом, социальная медицина изучает:

1. социальные отношения в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни;

2. социальные факторы, влияющие на здоровье;

3. проблемы здоровья населения;

4. организацию, формы и методы медико-социальной помощи населению;

5. социальную и экономическую роль здравоохранения в обществе;

6. теорию и историю общественного здравоохранения;

7. организационно-управленческие основы и принципы экономики планирования и финансирования медико-социальной помощи населению.

Все это определяет разработку мер по охране здоровья населения и повышению уровня общественного здоровья.

 

1.2. Краткий исторический очерк социальной медицины

Основы социальной медицины возникли давно.

Древность. Зачатки гигиенических навыков появились еще у первобытного человека: обустройство жилища, приготовление пищи, оказание примитивной взаимопомощи, захоронение умерших и т.д. По мере развития первобытного общества накапливались знания о явлениях природы, о болезнях, о мерах по оказанию помощи. Выделялся круг лиц, обладающих медицинскими и гигиеническими знаниями: шаманы, колдуны, знахари, которые лечили путем заклинаний, колдовства, средствами народной медицины.

В государствах Древнего мира (Египте, Месопотамии, Вавилоне, Индии, Китае) школы для лекарей использовались не только для оказания чисто медицинской помощи, но и для оказания помощи бедным, для санитарного надзора за состоянием рынков, колодцев, водопровода и т.д. Предпринимались попытки государства регламентировать деятельность медиков: гигиенические предписания содержались в законодательных актах, религиозных книгах (особенно много их в Талмуде и Коране). Одним из древнейших законодательных актов прошлого считается базальтовый столб с нанесенными на нем текстами законов царя Хаммурапи (18 в. до н.э.). Среди прочих на этом столбе есть законы о поощрении и наказании врачей за результаты лечения. Следует отметить, что при оценке медицинской помощи учитывалось материальное положение пациентов: за одну и те же медицинскую помощь богатый пациент платил в несколько раз больше, чем бедный. И наоборот, в случае неудачного лечения богатого пациента наказание врача было более строгим – при неудачном лечении раба с врача взимали денежный штраф, а в случае неудачного лечения богатого – отсекали руку.

В древнегреческих городах-государствах (Спарте) деятельность врачей также регламентировалась: специальные чиновники-эфоры отбирали здоровых младенцев, а больных убивали. Древние греки и особенно Гиппократ, внесли свой большой вклад в понимание здорового образа жизни.

Гиппократ (VI в. до н.э.) ввел пропаганду ЗОЖ, требовал соблюдения правил: умеренность в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения и умственные нагрузки, воздержание от алкоголя и наркотиков и пр.

В древней Греции лечебницы при храмах назывались асклейпеонами в честь бога врачевания Асклепия. Имена его детей – Гигея, Панацея – стали нарицательными (гигиена означает «здоровый», панацея – несуществующее лекарство от всех болезней).

Законы древнего Рима предусматривали меры санитарного характера: запрещение пользования водой из загрязненных источников, контроль за пищевыми продуктами на рынках, соблюдение правил захоронения, выполнение требований по устройству общественных бань и т.д.

Ибн Сина (Авиценна) (980-937 гг.) разработал «Канон врачебной науки», создал первую в истории медицинскую энциклопедию. Ввел в научный и врачебный обиход представления о врачебной этике и деонтологии – важнейших составных частях социальной медицины.

Сложную проблему для древних государств представляли собой эпидемии и войны. Борьба с инфекционными заболеваниями способствовала развитию представлений о связи между условиями жизни и здоровьем. В Византии в городах также нанимали и содержали «народных врачей» до VIII – IX вв., а затем стали открывать больницы для бедных.

Средние века. В связи с широким распространением заразных болезней были разработаны и законодательно оформлены противоэпидемические мероприятия: изоляция больных, карантин, сжигание вещей и жилищ заболевших, надзор за водоисточниками, устройство лепрозориев и т.д. Заметную роль в развитии общественной медицины сыграли взгляды ранних социал-утопистов: Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и др., которые уделили большое внимание режиму труда, гигиене, питанию, здоровому образу жизни.

Дальнейшее развитие социально-гигиенических взглядов связано с возникновением профессиональных заболеваний в период появления мануфактур. Именно тогда врачи обратили внимание на связь между характером труда и особенностями проф. заболеваний (в первую очередь у горняков и металлургов). Основоположником этого направления является итальянский врач Бернардино Рамаццини, издавший в 1700 г. труд «О болезнях ремесленников», в котором он описывал условия работы и соответствующие заболевания рабочих различных профессий.

Впервые вопрос об общественном здоровье был освещен в законе – Декларации прав человека и гражданина, принятом Учредительным собранием Франции во время Великой французской революции. Здоровье населения впервые стало рассматриваться как национальное богатство. Этот подход к здравоохранению продиктовал реформы медицинского образования, сделав его доступным для простых людей. Согласно этой реформе медицинские школы в Париже, Монтелье и других городах были преобразованы в школы здоровья, в которых были открыты кафедры гигиены.

Постепенно создавались условия для организации национальных систем и служб здравоохранения. Первая реформа была проведена во Франции в 1822 г., где был учрежден Высший медицинский совет, а в провинциях – комитеты и комиссии. Эта структура медицинского управления стала прообразом аналогичных служб в других странах Европы.

В 1784 г. в Германии впервые В.Т.Рау ввел термин «медицинская полиция», включив в это понятие наблюдение за здоровьем населения, надзор за госпиталями и аптеками, предупреждение эпидемий, просвещение населения и т.д. Идея «медицинской полиции» в дальнейшем была развита прогрессивным венгерским врачом З.П.Хусти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: