7) детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля.
Основой в системе охраны здоровья детей является амбулаторно-поликлиническая служба.
Детская поликлиника. Медпомощь оказывается детям до 14 лет включительно в поликлинике (а так же на дому, в дошкольных учреждениях и в школах). Принцип работы детской поликлиники – участковый, метод работы – диспансерный.
Главное направление в деятельности поликлиники – обеспечение необходимых условий для развития и воспитания здорового ребенка путем проведения профилактики заболеваний, оказания лечебной помощи детям, проведения лечебно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Основной фигурой является участковый педиатр. Норма нагрузки: 750-800 детей до 14 лет, в том числе 40-60 детей первого года жизни (5 человек на 1 час приема в поликлинике, 7 – при профосмотрах и 2 – при обслуживании на дому).
Функциональные обязанности детской поликлиники включают разделы:
ü профилактическая патронажная работа (дородовый патронаж, осмотр новорожденного в первые 3 дня после выписки из роддома, ежемесячное наблюдение детей первого года жизни и т.д.);
ü санитарно-просветительская работа среди детей и их родителей;
ü противоэпидемическая работа (проведение прививок, выявление и регистрация инфекционных заболеваний, наблюдение за очагом инфекции, мероприятия по реабилитации носителей инфекционных заболеваний и т.д.);
ü лечебная работа (лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний, прием в поликлинике и т.д.).
Детский стационар. Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии направления и выписки из истории развития ребенка о начале заболевания, лечения и результатов анализов, проведенных в поликлинике.
|
Основная задача детской больницы – восстановительное лечение, которое включает диагностику заболевания, лечение, неотложную терапию и реабилитацию.
В работе детских стационаров есть особенность, которая проявляется в необходимости проведения мероприятий по предупреждению распространения инфекций: разделение каждого отделения на секции, которые, если нужно могут функционировать самостоятельно; боксирование палат; своевременное выявление бактерионосителей и их санирование и др.
В стационаре завершается первый этап реабилитации – клинический. Затем следует второй этап – санаторный и третий этап – адаптационный, который проводится в амбулаторно-поликлинических учреждениях и санаториях.
Медико-социальный патронаж в системе охраны материнства и детства.
Подразделяется на 4 периода:
1) антенатальный (дородовый) – проводится с целью сохранения преемственности и в целях профилактики в 28, 32-36 недель беременности. Патронаж выполняет медсестра женской консультации (при патронаже будущая мать должна получить необходимые сведения по уходу за ребенком);
2) постнатальный патронаж – динамическое наблюдение на новорожденным, которое проводит участковый педиатр совместно с медсестрой на 1-2 сутки после выписки ребенка из роддома. Главная цель – своевременно выявить факторы риска здоровью ребенка;
3) ежемесячное динамическое наблюдение за ростом и развитием ребенка на протяжении первого года жизни;
|
4) динамическое наблюдение за ребенком в возрасте от 1 года до 7 лет. Особенно важно проведение осмотра в возрасте 3 и 5 лет и перед поступлением в школу.
7.14. Организация стоматологической помощи
Обращаемость за стоматологической помощью занимает 2-ое место после обращаемости к врачам-терапевтам (удельный вес стоматзаболеваемости достигает 20-25 %, составляя 350-550 случаев на 1000 жителей).
Стоматологическая помощь включает:
ü терапевтическую помощь;
ü ортопедическую помощь;
ü хирургическую помощь.
Сеть стоматологических учреждений включает:
1) самостоятельные стоматполиклиники;
2) самостоятельные детские стоматполиклиники;
3) стоматотделения в больнично-поликлинических учреждениях, женских консультациях, здравпунктах;
4) коммерческие поликлиники и отдельные кабинеты;
5) пункты неотложной стоматпомощи (круглосуточно оказывают помощь всем обращающимся по поводу острых болей, кровотечений, острых воспалительных процессов, травматологических повреждений зубов и челюстей).
Функции стоматологических учреждений:
1) проведение профилактических осмотров населения и выявление больных стоматологического профиля;
2) диспансеризация (санация полости рта, динамическое наблюдение и лечение);
3) проведение организационных мероприятий (применение противокариозных средств, рекомендации специальных диет, улучшение санитарно-гигиенических условий, формирование навыков здорового образа жизни).
7.15. Организация деятельности санитарно-эпидемиологической службы
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
|
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическое благополучие населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.
Понятия, входящие в определение СЭБН:
ü безопасные условия для человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;
ü вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровья человека или здоровью будущих поколений;
ü факторы среды обитания:
а) биологические (вирусы, бактерии, паразиты и др.);
б) химические;
в) физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые,
ионизирующие, неионизирующие и иные излучения);
г) социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха);
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:
1) профилактики заболеваний в соответствии с сан-эпид-обстановкой;
2) разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ обеспечения сан-эпид-благополучия населения;
3) выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами санитарных правил;
4) государственного санитарно-эпидемиологического нормирования и надзора;
5) сертификации продукции и лицензировании отдельных видов деятельности;
6) проведения социально-гигиенического мониторинга;
7) научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
8) мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, состоянии среды обитания и проводимых профилактических мероприятиях;
9) мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде ЗОЖ;
10) мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Контроль за санитарно-эпидемиологическим благополучием осуществляют Центры Госсанэпиднадзора (ГСЭН), основными функциями которых являются:
ü предупредительный санитарный надзор;
ü текущий санитарный надзор;
ü противоэпидемическая работа;
ü повышение санитарной культуры населения;
ü мониторинг здоровья населения.
Центры могут быть краевыми, областными, городскими, районными.
Предупредительный санитарный надзор. В его задачи входит обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при проектировании и строительстве разных сооружений, предприятий, школ, больниц, санаториев; проведение мероприятий по охране атмосферного воздуха, воды, почвы; контроль за производством и выпуском бактериальных препаратов, вакцин, сывороток; контроль за соответствием промышленных изделий, продуктов питания санитарно-гигиеническим нормам и требованиям государственных стандартов (ГОСТ).
Текущий санитарный надзор. Это надзор за санитарным состоянием действующих, сданных в эксплуатацию объектов (промышленных, коммунальных, детских и др.). Его осуществляют санитарные врачи соответствующих отделов ГСЭН и их помощники.
Коммунальная гигиена. Проводит надзор за состоянием данной местности (город, поселок), а также отдельных жилищ и мест общественного пользования, парикмахерских, бань, общежитий, кинотеатров и т.д. В ведение коммунального надзора входят контроль за очисткой городов, санитарная охрана источников водоснабжения с систематическим лабораторным контролем качества воды, наблюдение за очисткой сточных вод.
Гигиена питания. Под его надзором находятся места производства, транспортировки, продажи, хранения и потребления пищевых продуктов (это предприятия пищевой промышленности, мясокомбинаты, молочные заводы, бойни, магазины, ларьки, рынки, столовые, кафе, буфеты и др.). Все работники, соприкасающиеся с пищевыми продуктами, а также работники, общественных предприятий бытового обслуживания должны проходить медицинский контроль.
Гигиена труда. Осуществляет санитарный контроль на промышленных предприятиях любой формы собственности, наблюдает за их санитарным состоянием, за соблюдением установленных норм и требований в отношении вентиляции, освещения, микроклимата, борьбы с пылью, шумом и другими производственными вредностями. Врач по гигиене труда следит также за своевременной выдачей рабочим средств защиты.
Гигиена детей и подростков. Осуществляет санитарный надзор за детскими учебно-воспитательными, лечебно-профилактическими учреждениями (это детские дошкольные учреждения, школы, детские поликлиники и стационары, физкультурные учреждения и др.). Основной задачей этого отделения является изучение взаимодействия организма ребенка с внешней средой и разработка гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану здоровья детей и подростков.
Противоэпидемическая работа. Эта работа является составной частью санитарной работы. Противоэпидемические мероприятия направлены на борьбу с инфекционными заболеваниями и включают в себя: раннюю диагностику инфекционных болезней, госпитализацию больных, вакцинацию, наблюдение и лечение бактерионосителей, текущую и заключительную дезинфекцию.
Гигиеническое воспитание и обучение граждан. Осуществляется в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях. Оно направлено на повышение санитарной культуры граждан, профилактику заболеваний и распространение знаний о ЗОЖ.
7.16. Медицинское страхование
В нашей стране с 1991 г. создана единая государственная система, при которой обязательное медицинское страхование (ОМС) является видом всеобщего социального страхования.
В системе ОМС страхователями и гарантами защиты интересов детей, неработающих, учащейся молодежи, инвалидов, пенсионеров выступают органы государственного управления и местная администрация соответствующей территории, страхователями работающих – администрация соответствующих предприятий.
Финансовые средства формируются за счет отчислений страхователей.
Законодательной базой медицинского страхования является Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в РФ» № 1499 – 1 от 28 июня 1991 г. с дополнениями и изменениями от 1993 г.
Возможны несколько вариантов медицинского страхования населения:
1. Система здравоохранения экономически развитых стран, где охрана здоровья финансируется из 3-х источников – отчисления от доходов предпринимателей, отчисления из государственного бюджета и страховые взносы населения.
2. Медицинское обслуживание застрахованных – часть системы социального страхования, когда все взносы на эту систему поступают в государственный бюджет и затем распределяются по учреждениям (такая система существует в России и Великобритании).
3. Система добровольного страхования здоровья, которая обеспечивает оплату медицинской помощи коммерческими, некоммерческими и благотворительными организациями (такая система функционирует, например, в США).
4. Страховая система (или, как ее называли ранее в России, «страховая рабочая система») – финансирование медицинской помощи рабочим, служащим и членам их семей исключительно за счет предпринимателей).
Медицинское страхование – это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Основой медицинского страхования является внесение регулярных взносов потенциальными потребителями медицинских услуг в счет будущих возможных расходов.
Цель медицинского страхования – осуществление гарантий гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирование профилактических мероприятий.
Принципы медицинского страхования:
1. Всеобщий и обязательный характер – т.е. все граждане РФ, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг, включенных в государственную программу ОМС. Нормы ОМС распространяются на всех работающих, детей и пенсионеров.
2. Государственный характер гарантии бесплатной медпомощи – т.е. средства ОМС находятся в госсобственности РФ. для реализации госполитики в области ОМС созданы федеральный и территориальные фонды ОМС.
3. Общественная солидарность и социальная справедливость – т.е. все граждане имеют равные права на получение медпомощи за счет средств ОМС. Страховые взносы и платежи на ОМС перечисляются за всех граждан, но востребование финансовых ресурсов осуществляется лишь при обращении за медпомощью. (Перечень и объем предоставляемых услуг не зависят от размера взносов на ОМС. Граждане с различным уровнем дохода, и, соответственно, с различным объемом начислений на заработную плату имеют равные права на получение медицинских услуг, входящих в программу ОМС. Действует принцип общественной солидарности «Богатый платит за бедного, молодой за старого, здоровый за больного»).
Субъектами медицинского страхования являются:
ü граждане;
ü страхователи (для неработающего населения – государство в лице местных органов исполнительной власти; для работающего населения – предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности в размере 3,6 % от фонда оплаты труда);
ü Федеральный и территориальные фонды ОМС;
ü страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право деятельности по ОМС;
ü медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медпомощи, включенной в программу ОМС.
Каждый гражданин, заключивший договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис. Полис находится на руках у застрахованного.
Права граждан РФ в системе медицинского страхования:
ü право на обязательное и добровольное медстрахование;
ü выбор медицинской страховой организации;
ü выбор медучреждения и врача;
ü получение медпомощи на всей территории РФ (в том числе за пределами постоянного места жительства);
ü право на предъявление иска страхователю (в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре);
ü право на возвратность части страховых взносов при добровольном медицинском страховании, если это определено условиями договора.
7.17. Социальная, медицинская и экономическая эффективность
здравоохранения
Основными задачами здравоохранения являются – повышение уровня общественного здоровья, качества и эффективности медицинской помощи. Задачи эти выполнимы только с помощью финансирования деятельности медицинской службы из различных источников. При этом определение эффективности здравоохранения – важнейшее направление в деятельности медицинской службы. Существуют два основных подхода к определению эффективности здравоохранения:
1-ый – результативно-целевой подход – это сравнение результата с конечной целью, нормативом, планом;
2-ой – результативно-затратный подход – это соизмерение результата с затратами на его получение.
В здравоохранении различают 3 вида эффективности:
1. Социальная эффективность – заключается в повышении общественной роли здравоохранения, связанной с повышением уровня здоровья и качества медпомощи. Конкретно выражается в снижении негативных показателей здоровья населения (заболеваемости, инвалидности, смертности) и повышении позитивных (физического развития, рождаемости, средней продолжительности жизни).
2. Медицинская эффективность – заключается в оценке результативности способов диагностики, лечебных процедур, мер профилактики. Выражается:
а) через различные показатели качества и эффективности деятельности медучреждений (сокращение сроков диагностики, средней длительности заболеваний, пребывания больного в стационаре);
б) через повышение процента благоприятных исходов заболеваний;
в) снижением уровня инвалидизации и летальности;
г) оптимальным использованием коечного фонда, медицинского оборудования, трудовых и финансовых ресурсов.
3. Экономическая эффективность – заключается во влиянии здравоохранения на рост производительности труда и национального дохода, а также в повышении эффективности использования средств в самом здравоохранении. Выражается:
а) в определении стоимости дополнительно произведенной продукции или суммы сэкономленных финансовых средств;
б) в установлении экономического ущерба от повышения заболеваемости, инвалидности, преждевременной смерти.
Оценка социальной и медицинской эффективности является для здравоохранения приоритетной.
7.18. Перспективы здравоохранения в России
Основными задачами реформы здравоохранения являются:
ü придание здравоохранению статуса важнейшего фактора системы безопасности страны;
ü демонополизация государственного здравоохранения;
ü поиск и реализация альтернативных источников финансирования, развитие дополнительных платных услуг, адекватных материальным возможностям каждого гражданина;
ü структурная перестройка системы здравоохранения;
ü приоритетное развитие первичной медико-социальной помощи.
Структурная реформа здравоохранения должна осуществляться с учетом медико-демографической ситуации в стране и основываться на определении приоритетов в охране здоровья населения. Поэтому, реформу здравоохранения нужно начинать с создания системы первичной медико-социальной помощи (ПМСП), т.к. именно она должна обеспечить:
- гарантированный минимум медицинской, психологической и социальной помощи;
- доступность медицинских и социальных услуг для всех слоев населения;
- комплексность обслуживания (примерно 80 % проблем, возникающих у населения, должны решаться в этом звене отрасли);
- согласованность с другими службами здравоохранения;
- непрерывность наблюдения пациентов в различных лечебно-профилактических учреждениях;
- информированность пациентов о состоянии их здоровья, методах и ожидаемых результатах лечения.
ПМСП должна базироваться на принципах бригадной формы работы (врачи общей практики + врачи-специалисты). Для этого нужно определить её потребности в разных категориях персонала (так, за рубежом соотношение врачей общей практики (семейных врачей) и среднего медперсонала в системе ПМСП составляет
1: 8 или 1: 11, а у нас – 1: 2,6). В перспективе в штат учреждений ПМСП войдут сестры милосердия, которые будут оказывать медико-социальную помощь различным категориям населения (инвалидам, пожилым, многодетным семьям, одиноким матерям и т.д.).
Таким образом, должен быть приоритет в развитии ПМСП в развитии системы охраны здоровья. Для этого необходимо решение следующих задач:
1. Реорганизация системы оказания медпомощи населению: формирование ПМСП на принципах врача общей практики (семейного врача) в рамках имеющейся амбулаторно-поликлинической сети:
а) реорганизация скорой медицинской помощи;
б) реорганизация службы интенсивной медпомощи и реанимации;
в) формирование этапной стационарной помощи при сокращении ее объемов;
г) совершенствование реабилитационной помощи;
д) внедрение системы оценки и обеспечения качества медпомощи;
е) обеспечение необходимого уровня финансирования.
2. Разработка и совершенствование законодательной базы:
а) правовое обеспечение пациентов;
б) правовое обеспечение отдельных видов медпомощи и учреждений с разными
формами собственности;
в) правовое обеспечение деятельности ЛПУ и медработников;
г) правовое обеспечение деятельности общественных организаций;
д) совершенствование правового обеспечения медицинского страхования.
3. Реорганизация системы подготовки и переподготовки медицинских кадров.
Следующая перспектива: внедрение общеврачебной практики должно изменить взаимоотношения «врач – пациент». Врачи-специалисты перестанут принимать самостоятельно обращающихся пациентов. Врачи общей практики (семейные врачи) на договорной основе будут приглашать специалистов для консультаций больных, совместно с ними будут назначать лечение и наблюдать за его результатом. А мощности поликлиник целесообразно использовать для массовых медосмотров и скрининговых исследований населения.
Кроме того, целесообразно создание:
ü городских врачебных амбулаторий или микрополиклиник, максимально приближенных к месту жительства пациентов;
ü учреждений медико-социального профиля:
а) центров амбулаторной хирургии;
б) центров укрепления психического здоровья;
в) дома сестринского ухода;
г) геронтологических центров;
д) центров здоровья;
е) хосписов.
7.19. Всемирная организация здравоохранения
В настоящее время активно работают более 200 международных медицинских организаций и ассоциаций. Самой крупной из них является ВОЗ, которая сотрудничает со 180 международными медицинскими организациями.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – это крупнейшая международная медицинская организация, созданная в июне 1946 года в соответствии с решением Международной конференции по здравоохранению.
Устав ВОЗ ратифицирован 7 апреля 1948 г. – с тех пор этот день отмечается как Всемирный день здоровья.
Главной целью ВОЗ является достижение всеми народами наивысшего возможного уровня здоровья.
Осуществление этой цели возможно при решении двух основных задач:
1. Укрепление и охрана здоровья людей на протяжении всей их жизни.
2. Снижение распространенности и уменьшение страданий, вызываемых основными болезнями, травмами и увечьями.
Роль ВОЗ в достижении поставленной цели – консультативная, экспертная и техническая помощь странам, а также предоставление необходимой информации, чтобы научить страны помогать самим себе в решении проблем здравоохранения.
ВОЗ определяет три основополагающие ценности как этическую основу:
1) здоровье как одно из важнейших прав человека;
2) справедливость в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность стран, групп и контингентов людей внутри стран и представителей обоих полов;
3) участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение к ней, подотчетность отдельных людей, групп населения и учреждений, организаций и секторов.
В Уставе ВОЗ содержатся следующие принципы:
ü Здоровье является состоянием полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствием болезни, физического или умственного недостатка.
ü Обладание наивысшим уровнем здоровья составляет одно из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения.
ü Здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от всестороннего сотрудничества отдельных лиц и государств.
ü Достижение каждого государства в улучшении и охране здоровья представляет ценность для всех.
ü Неравномерное развитие в разных странах мероприятий в области улучшения здравоохранения и борьба с болезнями, особенно с заразными болезнями, представляет собой всеобщую опасность.
ü Здоровое развитие детей является фактором первостепенной важности.
ü Распространение среди всех народов знаний по медицине, психологии и смежных с ними наук является необходимым условием для достижения наивысшего уровня здоровья людей.
ü Осведомленность и активное сотрудничество со стороны общественности крайне важны для улучшения здоровья народа.
ü Правительства несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия соответствующих мер в области здравоохранения и мероприятий социального характера.
Направления деятельности ВОЗ:
ü укрепление и совершенствование национальных служб здравоохранения;
ü предупреждение неинфекционных и инфекционных заболеваний и борьба с ними;
ü охрана и оздоровление окружающей среды;
ü охрана здоровья матери и ребенка;
ü подготовка медицинских кадров;
ü развитие медико-биологических исследований;
ü санитарная статистика.
Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения, ежегодные сессии которой проводятся в Женеве. Между сессиями ассамблеи высшим органом ВОЗ является исполнительный комитет, состоящий из представителей 30 государств – членов ВОЗ, избираемых на 3 года.
Соответственно шести регионам, ВОЗ имеет 6 региональных бюро:
1) для стран Европы – в Копенгагене;
2) для стран Америки – в Вашингтоне;
3) для стран Африки – в Браззавиле;
4) для стран Восточного Средиземноморья – в Александрии;
5) для стран западной части Тихого океана – в Маниле;
6) для стран Юго-Восточной Азии – в Дели.
Региональные бюро в последние десятилетия получают все большую самостоятельность в своей работе. 34-ая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла Глобальную стратегию достижения здоровья для всех. Своим решением ВОЗ поставила стратегию здоровья, саму проблему здоровья, здоровье как цель и как ценность в фокусе этического и интеллектуального внимания народов мира. Сегодня 142 страны из 166 приняли эту политику на правительственном уровне.
Экспертная деятельность ВОЗ:
Для обеспечения высокого научного уровня деятельности ВОЗ и применения ее в практике последних достижений медицины большое значение имеют создаваемые ВОЗ экспертно-консультативные советы, комитеты экспертов и исследовательские группы. Экспертно-консультативный совет – это группа видных специалистов из разных стран по какой-либо широкой дисциплине. Существует примерно 50 таких советов по самым разным проблемам: сердечно-сосудистым заболеваниям, радиации, экологии, санитарной статистике и т.д.
Издательская деятельность ВОЗ:
Значительное место в деятельности ВОЗ занимает работа по выпуску специальной литературы. Основными периодическими изданиями являются:
1) «Бюллетень ВОЗ» – в нем освещаются актуальные вопросы медицины и здравоохранения;
2) «Хроника ВОЗ» – ежемесячное издание, содержащее сведения о деятельности ВОЗ;
3) «Здоровье мира» – иллюстрированный журнал, рассчитанный на широкого читателя;
4) «Ежегодник мировой санитарной статистики» – содержит данные о заболеваемости и смертности населения;
5) «Тетради общественного здравоохранения» – содержит результаты индивидуальных и коллективных исследований;
6) «Официальные документы ВОЗ» – это отчеты о сессиях ассамблеи, исполнительного комитета и региональных комитетов ВОЗ.
7.20. Общества Международного Красного Креста и Красного Полумесяца
Общества Красного Креста (и Красного Полумесяца) существуют уже более 130 лет. Основная цель Международного Красного Креста – способствовать предотвращению и облегчению страданий людей, защите жизни, здоровья и достоинства человека, особенно во время стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций; содействовать повышению социального благополучия, добровольному объединению индивидуальных и общественных усилий на оказание милосердной, благотворительной и иной гуманной помощи всем, кто в ней нуждается.
Основополагающие принципы МКК (приняты в 1965 г.):
1. Гуманность – оказание одинаковой помощи всем раненым на поле боя, защита жизни и здоровья человека, обеспечение уважения личности.
2. Беспристрастность – нет национальных, расовых, классовых, религиозных и политических различий между людьми.
3. Нейтральность – всеобщее доверие, нейтральность во время вооруженных конфликтов, в спорах политического, религиозного, расового или идеологического характера.