высшего профессионального образования 4 глава




Восстановление частоты пульса до исходной величины происходит в норме за 1-3 минуты.

в) Проба с задержкой дыхания – сначала подсчитывается число вдохов за 30 сек. и умножается на 2. В норме в состоянии покоя частота дыхания у взрослого человека от 9 до 12-16 вдохов в одну минуту.

Необходимо глубоко вдохнуть, задержать дыхание и заметить время в секундах максимально возможной задержки дыхания. После небольшого отдыха провести то же самое, сделав выдох. Результаты пробы оцениваются по трехбалльной шкале: на вдохе: 39 сек. – неудовлетворительно, 40-49 сек. – удовлетворительно, свыше 50 сек. – хорошо; на выдохе: 34 сек. – неудовлетворительно, 35-39 сек. - удовлетворительно, свыше 40 сек. – хорошо.

После оценки индивидуального здоровья взрослое население распределяется по группам здоровья:

1-я группаздоровые – это лица, которые не имеют жалоб, хронических заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений;

2-я группапрактически здоровые – лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, функциональные изменения в органах и системах, не влияющие на их жизнедеятельность и трудоспособность;

3-я группабольные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации и декомпенсации.

 

3.4. Контроль за состоянием здоровья детей

В нашей стране уделяется большое внимание охране здоровья детей. Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медосмотр. Цель этих осмотров – выявление лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность определить потребность в медицинских кадрах и сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В совокупности их результаты дают характеристику состояния здоровья подрастающего поколения.

Комплексная оценка состояния здоровья школьников достигается использованием 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков – это критерии оценки здоровья по С.М.Громбаху.

Первый критерий – наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний. Определяется при осмотре специалистами.

Второй критерий – уровень функционального состояния основных систем организма. Выявляется клиническими методами с использованием функциональных проб.

Третий критерий – степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям. Выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний за предыдущий год.

Четвертый критерий – уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. Уровень психического развития устанавливается детским психоневрологом. Уровень физического развития определяется антропометрическими исследованиями.

В соответствии с этой схемой дети и подростки в зависимости от состояния здоровья подразделяются на следующие группы:

1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

2. Здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. (Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медосмотрами не охвачены).

Применение данной группировки нужно для характеристики санитарного состояния детского населения, оценки состояния здоровья детских контингентов при изучении влияния на их здоровье различных факторов (учебных, спортивных нагрузок, климата, и др.), а также для оценки эффективности оздоровительных мероприятий.

Большое социальное значение имеет выделение второй группы здоровья, т.к. функциональные возможности детей и подростков этой группы, чаще всего снижены. Дети этой группы чаще всего нуждаются в оздоровительных мероприятиях. При отсутствии же своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

 

3.5. Пути улучшения общественного здоровья населения России

Общественное здоровье населения России в конце XX и в начале XXI века находится в состоянии кризиса. Основное проявление этого кризиса – это уменьшение продолжительности жизни, депопуляции за счет падения рождаемости и увеличения смертности. Суть депопуляции в увеличении числа смертей среди 30-50 летнего возраста за счет травм и отравлений.

В разработанной Н.Кравченко концепции «Здоровье нации» общественное здоровье – это единый процесс развития двух суперсистем: «население» и «экономика» как соединение биосоциальной и экономической системы. Согласно этой концепции, выход из кризиса следует ожидать только в связи с подъемом экономики страны.

Эксперты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали иные показатели общественного здоровья:

1) % ВВП, идущий на здравоохранение;

2) доступность первичной медико-санитарной помощи;

3) обеспеченность населения безопасным водоснабжением;

4) % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней;

5) состояние питания детей;

6) уровень детской смертности и средней продолжительности жизни;

7) уровень грамотности взрослого населения;

8) доля ВВП на душу населения.

Лисицын предлагает использовать «индекс общественного здоровья – соотношение факторов здорового и нездорового образа жизни».

К детерминантам общественного здоровья относят: риск инфекционных и неинфекционных заболеваний, несчастных случаев, вредных привычек, профессиональный риск и влияние окружающей среды, а также службы здоровья. Эти факторы определяются в свою очередь состоянием физической и социальной среды, генетическими факторами, экономическим развитием промышленности и сельского хозяйства, стандартами жизни популяции и обязательствами государства по улучшению стандартов жизни и служб здоровья.

Таким образом, структурная реформа здравоохранения должна осуществляться с учетом медико-демографической ситуации в стране и основываться на определении приоритетов в охране здоровья населения. В связи с этим уже сейчас следует:

- формировать у населения мотивацию к здоровому образу жизни;

- улучшать социальную и окружающую среду;

- обеспечивать правовое равенство граждан в сфере охраны здоровья;

- усиливать профилактическую направленность в деятельности всех служб, связанных с охраной здоровья населения.


 

Глава 4

Здоровье и образ жизни

 

4.1. Понятие образа жизни

Согласно заключению экспертов ВОЗ, здоровье индивида на 50% зависит от его образа жизни. В переводе с латинского «modus vivendi» – образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Образ жизни – ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека.

В структуру образа жизни входят:

1) трудовая деятельность и условия труда;

2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность);

3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;

4) социальная деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);

5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;

6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса;

7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

Образ жизни человека влияет на многие социальные процессы и характеристики общества. Говоря об образе жизни, следует помнить, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие образа жизни различных людей.

Образ жизни включает три категории:

1.Уровень жизни – количественная сторона условий жизни, размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и т.д. Это экономическая категория, она включает в себя и качественные показатели – качество тех условий, в которых осуществляется повседневная жизнедеятельность людей (качество жилищных условий, питания, образования, медпомощи).

2. Качество жизни – это степень удовлетворенности человека различными аспектами своей жизни в зависимости от его собственной шкалы ценностей и личных приоритетов. Связь качества жизни с уровнем жизни не является прямо пропорциональной. Например, вследствие тяжелого заболевания у человека, имеющего очень высокий уровень жизни, качество жизни может существенно снизиться.

3. Стиль жизни особенности поведения конкретного человека или группы людей, индивидуальные особенности поведения в повседневной жизни. Стиль жизни характеризует определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности.

При оценке роли каждой из категорий образа жизни в формировании индивидуального здоровья видно, что первые две носят общественный характер. Отсюда понятно, что здоровье человека в первую очередь будет зависеть от стиля жизни, который носит персонифицированный характер и определяется историческими, национальными традициями и личными наклонностями.

Болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. На сегодня в России 78 % мужчин и 52 % женщин ведут нездоровый образ жизни. В образе жизни человека проявляется борьба между биологическим (желанием получить удовольствие) и социальным (разумом, моралью). В зависимости от преобладания тех или иных тенденций человек организует свой индивидуальный образ жизни.

В конечном итоге задача специалиста по социальной работе заключается в помощи клиенту восстановить или улучшить взаимодействие между ним и обществом для улучшения качества жизни клиента.

 

4.2. Здоровый образ жизни

Первую книгу о здоровом образе жизни – «Дао дэ дзин» («Правильный путь») – написал 5,5 тысяч лет назад древнекитайский мудрец Лао Цзи. И.И.Мечников назвал ЗОЖ ортобиозом («орто» – прямой, правильный; «био» – связанный с жизнью).

Понятие ЗОЖ положено в основу валеологии. Это всё то в образе жизни, что благотворно влияет на здоровье. То есть в понятие ЗОЖ входят все положительные стороны деятельности людей: удовлетворенность трудом, активная жизненная позиция, социальный оптимизм, высокая физическая активность, устроенность быта, отсутствие вредных привычек, высокая медицинская активность.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций.

ЗОЖ необходим для:

ü выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном для человека режиме;

ü сохранения и укрепления здоровья;

ü воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности;

ü продления рода и достижения активного долголетия.

Известный популяризатор здорового образа жизни Поль Брегг утверждал, что человек – единственное существо в мире, которое умирает не своей смертью, все же остальные животные живут столько, сколько им определено генетической программой (если только не становятся жертвой хищника). Причину такого положения Брегг видел в образе жизни человека.

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом месте, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают, и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

В понятие ЗОЖ входят следующие составляющие (компоненты):

1) рациональная организация трудовой (учебной) деятельности;

2) правильный режим труда и отдыха;

3) рациональная организация свободного времени;

4) оптимальный двигательный режим;

5) рациональное питание;

6) соблюдение правил личной гигиены, закаливание;

7) соблюдение норм и правил психогигиены;

8) сексуальная культура, рациональное планирование семьи;

9) профилактика аутоагрессии;

10) контроль за своим здоровьем.

Новая парадигма здоровья определена академиком Н.М.Амосовым: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». И чем раньше у человека сформируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее станет каждый человек и общество в целом.

Таким образом, ЗОЖ должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и ситуаций. Тогда он будет рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма.

 

4.3. Понятие о медицинской активности

Медицинская активность – это деятельность людей в области охраны, улучшения индивидуального и общественного здоровья в определенных социально-экономических условиях.

Медицинская активность включает наличие гигиенических навыков, выполнение медицинских рекомендаций, участие в оздоровлении образа жизни и окружающей среды, укрепление и сохранение здоровья, активизация защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.

Кроме того, высокая медицинская активность включает в себя: своевременность прохождения медосмотров, своевременность обращения за медицинской помощью в случае заболевания, активное участие в диспансеризации.

 

4.4. Двигательная активность и здоровье

Физическая активность является одним из важнейших факторов, оказывающих положительное влияние на рост и развитие организма на всех этапах, начиная с внутриутробного периода и заканчивая глубокой старостью.

Недостаточная двигательная активность приводит к отрицательным изменениям в организме: ухудшается функция ц.н.с., появляется слабость опорно-двигателного аппарата, снижается естественная устойчивость организма, нарушается обмен веществ. Все это приводит к ожирению, ишемической болезни сердца, остеохондрозу, атеросклерозу и многим др. заболеваниям.

Занятия физкультурой, спортом повышают устойчивость организма к инфекциям, изменениям атмосферных параметров, стрессам, задерживают процессы старения, стимулируют интеллектуальную деятельность, укрепляют опорно-двигательный аппарат, тренируют с.с.с. и дыхательную систему, активизируют эмоциональную сферу, уменьшают шанс заболеть диабетом, получить умственное расстройство, избежать последствий гипокинезии.

Физическая активность является важнейшей составляющей ЗОЖ.

Оптимальный физиологический уровень ежесуточного расхода энергии на мышечную деятельность составляет 2000-4800 ккал. Оптимальными считаются еженедельные занятия 2-3 раза по 45-60 мин (можно и 3-5 раз в неделю при длительности 90-120 минут).

Несмотря на принцип индивидуализации (это строгое соответствие набора физических упражнений и режима их использования возрастно-половым особенностям конкретного человека), имеется ряд общих подходов при формировании физической культуры. К ним относятся: утренняя гимнастика с закаливающими процедурами, рациональное использование физических упражнений в режиме рабочего и выходного дня, постоянный врачебно-педагогический контроль, учет текущего состояния организма.

Гимнастические упражнения выполняются с целью поддержания хорошего состояния позвоночника, суставов, кровообращения мозга, деятельности ж.к.т., мочеполовой системы. Оптимальный режим для взрослого: Рациональное использование физических упражнений в режиме рабочего дня (активный отдых) решает следующие задачи:

1) способствует быстрому достижению максимальной работоспособности;

2) способствует активизации неработающих мышц, коррекции осанки, восстановлению кровообращения и дыхания, нормализации зрения и устранению последствий длительного поддержания вынужденных статических поз;

3) предупреждает и устраняет появление тормозных участков в ц.н.с при монотонной работе;

4) улучшает эмоциональное состояние, снимает мышечный гипертонус;

5) увеличивает профессиональную работоспособность на 10-14%.

Прежде чем приступить к регулярным физическим тренировкам, необходимо обратиться к врачу с целью обследования и определения группы. Таких групп три:

ü основная – для лиц, которые могут заниматься физкультурой без ограничений, т.к. не имеют отклонений в состоянии здоровья;

ü подготовительная – для лиц с хроническими заболеваниями (имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья), которые требуют ограничения интенсивности нагрузки;

ü специальная – для лиц с хроническими заболеваниями (имеют значительные отклонения в состоянии здоровья), которым рекомендовано занятие ЛФК.

Лица, регулярно занимающиеся физической культурой, должны проходить медицинское обследование не реже 1 раза в полгода.

Достижение положительных результатов при регулярных занятиях физическими упражнениями возможно лишь при соблюдении определенных принципов. Основными принципами являются:

1. Принцип сознательности и активности – предполагает, что занимающийся осознает необходимость движения и понимает механизмы влияния физических упражнений на организм.

2. Принцип систематичности и последовательности – утверждает необходимость системы в использовании средств физкультуры и последовательности, что позволяет планировать нагрузку и следить за ее эффективностью.

3. Принцип постепенного увеличения нагрузки – означает, что повышение нагрузки способствует активизации белкового обмена, совершенствованию деятельности ц.н.с, экономизации функций.

4. Принцип индивидуализации – означает, что организация и содержание тренировки должны соответствовать особенностям конкретного человека.

5. Принцип комплексности воздействия – означает необходимость комплексного использования широкого арсенала двигательных средств.

6. Принцип обратимости тренировочных эффектов – проявляется в том, что по мере снижения или прекращения нагрузок (через 3-8 месяцев), нагрузки постепенно уменьшаются или полностью исчезают (эффект детренировки).

Таким образом, полноценная двигательная активность должна быть составной частью образа жизни, оказывать влияние на все стороны жизни человека (профессиональную, бытовую, досуговую и т.д.) и существенно повышать качество жизни.

Однако, вследствие изменившихся условий жизни и производственной деятельности большинство населения испытывает дефицит двигательной активности, т.е гиподинамию. За последние 100 лет физическая нагрузка на человеческий организм уменьшилась более чем в 90 раз. Гиподинамия относится к главным факторам риска заболеваний.

Последствия гиподинамии:

ü атрофия и/или дистрофия тканей с уменьшением функциональных резервов;

ü компенсаторная перестройка минерального, жирового, белкового, углеводного, водного обменов;

ü напряжение ц.н.с. и переход стресса в дистресс;

ü изменения в иммунологических свойствах организма и в терморегуляции;

ü слабость опорно-двигательного аппарата.

Все это приводит к развитию ожирения, ИБС, остеохондрозу, атеросклерозу и другим заболеваниям.

Хронический недостаток движения называется гипокинезией. Причины ее могут быть объективными (физиологическая, профессиональная, клиническая) и субъективными (привычно-бытовая, школьная, отчасти – климатогеографическая). Но независимо от вида гипокинезии вызванные ею гиподинамические последствия заключаются в том, что все функциональные системы жизнеобеспечения всё в меньшей степени востребуются в своих максимальных возможностях. Отсюда и те проблемы со здоровьем, которые связывают с гиподинамией.

 

4.5. Закаливание

Закаливание – это тренировка организма, направленная на совершенствование приспособительных механизмов и восстановление биологических связей организма с окружающей средой.

Для закаливания необходимо повторяющееся и длительное воздействие на организм того или иного физического фактора (воды, воздуха, солнечного света). Оптимальным вариантом является сочетание закаливания с физическими упражнениями и самомассажем.

Принципы закаливания: постепенность, последовательность, регулярность.

Подвергают закаливанию вначале те участки тела, которые обычно закрыты одеждой. Возможности для закаливания возникают сразу после рождения ребенка.

Закаливающие процедуры очень разнообразны: растирания, обливания, душ, ванны, бани, сауны, купание в открытых водоемах, воздушные и солнечные ванны, «моржевание», хождение и бег босиком, солнечные ванны.

Перед началом проведения закаливающих процедур выбирают наиболее оптимальную методику закаливания. Затем закаливающие процедуры должны проводиться под контролем врача и самоконтролем. Это необходимо для предупреждения отрицательных реакций и перетренировки. Особенная осторожность требуется при закаливании детей и лиц пожилого и старческого возраста.

 

4.6. Питание и здоровье

В настоящее время у большей части нашего населения питание не соответствует этому понятию не только из-за недостаточности материальной обеспеченности, но еще из-за отсутствия или недостатка знаний по данному вопросу. Поэтому нужно знать о роли пищевых веществ в организме.

Питание является неотъемлемой частью жизни, т.к. поддерживает обменные процессы на относительно постоянном уровне. Роль питания в обеспечении жизнедеятельности организма общеизвестна – это энергообеспечение, синтез ферментов, пластическая роль и т.д. Нарушение обмена веществ приводит к возникновению нервных и психических заболеваний, авитаминозов, заболеваний печени, крови и т.д. Неправильно организованное питание приводит к снижению трудоспособности, повышению восприимчивости к болезням и, в конечном счете, к снижению продолжительности жизни.

Рациональное питание – это питание, сбалансированное в энергетическом отношении и по содержанию питательных веществ в зависимости от генотипических особенностей человека, возраста, пола, характера его жизнедеятельности, привычек и профессии, семейного положения и двигательной активности.

Рациональное питание является важнейшим фактором ЗОЖ.

Значение основных питательных веществ, их энергетическая ценность

Белки – это органические вещества, обладающие большой молекулярной массой и состоящие из последовательно соединенных аминокислот. Жизненно необходимые вещества в организме. Значение белков:

1) являются главным строительным материалом клетки;

2) источником энергии (окисление 1 г. белка в организме дает 4 ккал энергии),

3) необходимы для осуществления защитных функций,

4) для образования ферментов и гормонов,

5) регулируют процессы, протекающие в организме.

Потребность организма в белках зависит от пола, возраста и энергозатрат, составляя в сутки 80-100 г, в том числе животных белков 50 г. Белки должны обеспечивать примерно 15 % калорийности суточного рациона. В состав белков входят аминокислоты, которые подразделяются на заменимые и незаменимые. Чем больше белки содержат незаменимых аминокислот, тем они полноценнее.

Жиры – являются основным источником энергии в организме (окисление 1 г жиров дает 9 ккал). Жиры содержат ценные для организма вещества: ненасыщенные жирные кислоты, фосфатиды, жирорастворимые витамины А, Д, Е, К. Суточная потребность организма в жирах составляет 80-100 г., в том числе растительных жиров 20-25 г., которые представляют для организма наибольшую ценность. Жиры должны обеспечивать примерно 35 % калорийности суточного рациона.

Углеводы – это органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Являются одним из основных источников энергии (окисление 1 г. углевода дает 3,75 ккал). Суточная потребность – 400-500 г. Углеводы должны обеспечивать 50 % калорийности суточного рациона. Если углеводов в организме избыток, то они переходят в жиры, т.е. способствуют ожирению.

Витамины - биологически активные органические соединения, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Недостаток витаминов приводит к гиповитаминозу, отсутствие – к авитаминозу, избыток – к гипервитаминозу. Витамины в организме не образуются, а поступают вместе с продуктами. Различают 2 группы витаминов: 1) водорастворимые: витамины группы В, РР, С.

2) жирорастворимые витамины: А, Д, Е, К.

Минеральные вещества – используются в качестве пластического материала для синтеза ферментов. Различают макроэлементы (Ca, P, Mg, Na, K, Fe) и микроэлементы (Cu, Zn, Mn, Co, Ni, I, F, Si).

Соотношение белков жиров и углеводов для людей среднего возраста должно быть 1:1:4 (при тяжелой физической работе 1:1:5).

Эти вещества организм получает только в том случае, если потребляется разнообразная пища, включающая 6 основных групп продуктов: молочные; мясо, птица, рыба; яйца; хлебобулочные, крупяные, макаронные и кондитерские изделия; жиры; овощи и фрукты.

Для здорового человека оптимально 4-х разовое питание, т.к. более редкое питание приводит к накоплению жира в организме, уменьшению активности щитовидной железы и тканевых ферментов. Частая еда в одно и то же время способствует лучшему оттоку желчи. Нарушение режима питания является одной из основных причин возникновения хронических заболеваний желудка и кишечника. Кратность приемов пищи определяется возрастом, характером трудовой деятельности, распорядком дня, состоянием организма. Регулярность приема пищи способствует выработке условного рефлекса во время еды и ритмичной выработке пищеварительных соков.

Продукты, богатые животными белками (мясо, рыба) полезнее употреблять утром и днем, т.к. они повышают работоспособность. Второй завтрак может включать кисломолочные продукты, овощные блюда, бутерброды, фрукты. Обед должен быть самым значительным по объему и состоять из легкоусвояемых продуктов. Последний прием пищи должен быть за 2-3 ч. до сна.

Принципы рационального питания в повседневной жизни

Необходимое для здорового питания соотношение продуктов ученые (американские) представляют в виде пирамиды, разделенной на 4 равные по высоте части.

Пищевая пирамида

 

 

Сахар, жир

 

Мясо, молоко, рыба

 
 


Овощи и фрукты

 
 


Зерновые (каша, хлеб, макароны)

 
 


Нижняя, наиболее широкая, часть пирамиды – зерновые продукты. Самая маленькая часть – сахар и жиры.

Для организации питания в повседневной жизни следует соблюдать следующие принципы:

ü не переедать;

ü питание должно быть разнообразным (т.е. ежедневно желательно употреблять в пищу рыбу, мясо, молочные продукты, овощи и фрукты, хлеб грубого помола и т.д.);

ü в способах приготовления предпочтение следует отдавать отвариванию;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: