Там, где бьется пульс армии 1 глава




 

В Управлении боевой подготовки.- «Кабинетная» должность.- Теория ипрактика.- В Академии Генерального штаба.- О Д. М. Карбышеве.- Неожиданныеназначения.

Командирская служба предполагает в принципе достаточно частое перемещение содной должности на другую, из одной местности - в другую, смену условий работыи ее форм.

Сознавая все это, я, тем не менее, уезжал из родной дивизии не с веселымнастроением. Мне думалось, что я, привыкший работать с людьми в войсковыхколлективах, любивший смену занятий в течение года, чередование казарменныхклассов, плаца, стрельбищ и природных просторов, по-видимому, не смогупривыкнуть к кабинетной должности.

Управление боевой подготовки я застал в стадии формирования. Меня поселили вСокольниках. Как-то в один из первых выходных дней недалеко от дома я случайновстретил В. К. Триандафиллова с супругой. Несмотря на большую разницу в нашемслужебном положении, встреча была столь же простой и сердечной, как и всепредыдущие в Твери и Вышнем Волочке. Мне она особенно памятна потому, что онаоказалась последней… Начальник Оперуправления поздравил меня с новымназначением. Услышав о моих сомнениях, всячески старался меня подбодрить,уверяя, что служба в управлении, куда я назначен, предстоит огромная,интересная, разносторонняя

Увы, всего лишь несколько недель спустя после этой встречи: я вместе со всейКрасной Армией скорбел, провожая в последний путь дорогого ВладимираКириаковича. Он погиб на служебном посту в результате авиационной катастрофы 12июля 1931 года.

В отношении моей новой работы Владимир Кириакович оказался прав. Потребовалосьнемного времени, чтобы она увлекла и целиком поглотила меня. Я работал вУправлении боевой подготовки от начала его формирования в 1931 году до конца1934 года.

Оно явилось для меня исключительно полезной школой, причем не только военной,но и партийно-политической.

Управление состояло тогда из штаба боевой подготовки и нескольких инспекций:пехоты, конницы, артиллерии, инженерных войск, войск связи, физподготовки ивоенных оркестров. Уже сама эта структура, объединявшая все рода войск КраснойАрмии (за исключением бронетанковых и авиации), не могла не сказатьсяположительно на организации боевой подготовки в целом, особенно на отработкевопросов взаимодействия родов войск, что крайне важно в современном бою.

Наркомат удачно укомплектовал управление руководящими кадрами. Сюданазначались, как правило, военачальники, имевшие за плечами большой командныйили штабной стаж службы, отличные аттестации и боевой опыт гражданской или дажепервой мировой войн.

За годы моей работы там управление возглавляли общепризнанные знатоки боевойподготовки. Вначале им руководил Альберт Янович Лапин (Лапиньш), незадолго дотого вернувшийся из Китая, где он в качестве военного советника помогалНародно-революционной армии в борьбе с китайской реакцией. Его сменил АлександрИгнатьевич Седякин, впоследствии командарм 2-го ранга, крупный военачальник ихороший практик. Во главе инспекций стояли: пехоты - Матвей Иванович Василенко,бывший штабс-капитан, командовавший ранее 11-й, 9-й, 14-й армиями, участникосвобождения Армении от дашнаков; конницы - народный герой Семен МихайловичБуденный, инспектор кавалерии РККА; артиллерии - серьезный знаток военногодела, впоследствии командарм 2-го ранга В. Д. Грендаль (в 1933 году его сменилН. М. Роговский); инженерных войск - Николай Николаевич Петин, в годыгражданской войны начальник штаба 6-й армии, Западного, Южного и Юго-Западногофронтов, а позднее - командующий Киевским и Сибирским военными округами; связи- тов. Синявский, а позднее тов. Лонгва. Одновременно со мной в Управлениибоевой подготовки служили в те годы такие военные специалисты, как ВиталийМаркович Примаков, крупный кавалерийский военачальник, до назначения вуправление советский военный атташе в Афганистане и Японии; известный по 1-йКонной армии в годы гражданской войны (позднее - как командующий Закавказскимфронтом в период Великой Отечественной войны) Иван Владимирович Тюленев;окончивший незадолго до того курсы усовершенствования высшего начсоставаГеоргий Константинович Жуков; превосходные штабисты и строевики П. А. Белов, В.Н. Гордов, С. А. Зотов, К. А. Коваленко, А. А. Коробков, И. Д. Косогов, А. Д.Пулко-Дмитриев, П. Н. Рубцов, А. И. Сатин, П. П. Сабенников, Г. Д. Стельмах,М. Л. Ткачев, А. Г. Шабловский и другие.

Партийная организация управления по своему численному составу была одной изсамых больших в Наркомате обороны. На первом общем собрании коммунистов всехинспекций и штаба Управления боевой подготовки секретарем партийного бюро былизбран помощник инспектора кавалерии Г. К. Жуков, а заместителем - И. В.Тюленев.

Чем же занималось Управление боевой подготовки? Я глубоко заблуждался, когдапредполагал, что буду «кабинетным» работником. Мы выезжали в войска,проверяли ход боевой подготовки, выявляли ее слабые стороны; проводили длякомандного состава показные занятия, отрабатывали в войсках новые методыведения общевойскового боя, усовершенствовали методы обучения войск. На ученияхс войсками проверяли на практике подготавливаемые боевые уставы и специальныенаставления для родов войск, подчиненных по линии боевой подготовки нашемууправлению. Разрабатывали уставы для общевойсковых соединений, до стрелкового икавалерийского корпуса включительно. В конце года подводились итоги боевойподготовки войск, которые докладывались начальнику Штаба РККА и народномукомиссару по военным и морским делам, а также разрабатывались руководящиеуказания на следующий период или учебный год (в виде приказов либо директивнаркома, начальника Штаба РККА или начальника УБП).

Все работники нашего управления большую часть времени, к моей радости, обязаныбыли проводить в войсках. Каждой поездке предшествовала тщательная отработкавсех подлежащих проверке заданий под руководством начальника управления,начальника его штаба или одного из инспекторов, в зависимости от содержаниявопроса. На меня, кроме того, с 1931 года были возложены обязанности поредактированию и изданию выпускавшегося управлением «Бюллетеня боевойподготовки» - теоретического и методического пособия для командногосостава РККА и оказание помощи редакции издававшегося с 1921 годанепосредственно при наркомате, а с 1931 года - при УБП журнала «Военныйвестник», существующего и поныне.

Особое внимание в РККА в целом и в Управлении боевой подготовки уделялосьтеории глубокого боя. Ею непосредственно занимались зимой 1933 года А. И.Седякин совместно с военными округами. В разработке теории наступательныхопераций принимал участие заместитель наркома М. Н. Тухачевский, творческиразвивавший проблемы ведения боя в своих трудах «Маневр иартиллерия», «Бой пехоты», «Наши учебно-тактическиезадачи».

А летом в лагерях Приволжского военного округа, куда были направлены войска,вооружение и техника, проводились опытные учения по практической отработкевопросов, связанных с организацией и проведением глубокого общевойскового боя.

Главным руководителем учений, проходивших в его родных местах, являлсяначальник Штаба РККА Александр Ильич Егоров. Его заместителями были: основным,с постоянным пребыванием в районе учений,- начальник артиллерии РККА Н. М.Роговский, а также И. Ф. Федько как командующий войсками этого округа. Приглавном руководстве на время учений создали штаб из работников штаба Управлениябоевой подготовки, Штаба РККА, инспекций и Управления бронетанковых войск.Возглавлять штаб по руководству учениями было приказано мне. Вся эта нашалетняя работа закончилась крупными общевойсковыми учениями, итоги которыхподвел непосредственно А, И. Егоров.

Настойчиво трудились над отработкой глубокого боя под руководством своихкомандующих и войска других военных округов, особенно Белорусского и Киевского.Результатом длительного и кропотливого труда всего армейского коллектива были«Инструкция по ведению глубокого общевойскового боя» и«Инструкция по взаимодействию пехоты, артиллерии, танков и авиации всовременном общевойсковом бою».

В том же году мне пришлось принять участие в подготовке штабом управлениясовместно с работниками Штаба РККА «Наставления по службе войсковыхштабов», которое после утверждения начальником Штаба РККА было направленов войска. В свободное от выездов в части время я участвовал вместе со своимиколлегами по УБП в систематических занятиях тактического, технического иметодического порядка. Нередко работники управления выезжали для ознакомления сновейшей техникой в соответствующие институты или на артиллерийские, танковые иинженерные полигоны. По приказу наркома при Управлении боевой подготовкинеоднократно проводились также занятия с начальниками центральных управленийнаркомата. Иногда это были учебные сборы, и их участники освобождались отработы у себя в управлениях. Некоторые, наиболее принципиальные по значениюзанятия проводил М. Н. Тухачевский, уделявший боевой подготовке войск и работенашего управления повседневное внимание. Так, прежде чем доложить наркому«Инструкцию по ведению глубокого общевойскового боя», хотя онапоявилась в результате тщательной отработки, ее вновь проверили на многократныхзанятиях, проводившихся в залах Центрального дома Красной Армии с участием всехначальников родов войск и основных управлений наркомата.

Проводил занятия, как правило, начальник УБП А. И. Седякин со всей присущей емутщательностью. А. Г. Шабловский, я и другие работники УБП помогали готовить этизанятия. Все спорные вопросы выносились на рассмотрение М. Н. Тухачевского.Иногда окончательному решению предшествовали дополнительные занятия на ящике спеском у него в кабинете или даже учения с войсками под Москвой (сиспользованием Московской Пролетарской дивизии, специальных частей и военныхшкол Московского гарнизона).

Другой проблемой, которой УБП уделяло неослабное внимание, была теория глубокойоперации фронта и армии. По мере обострения международной обстановки эта теорияприобретала все более важное значение. Япония захватила Маньчжурию; возник очагновой войны в Азии. В Германии пришел к власти Гитлер. Фашисты становилисьударным отрядом международного империализма. Советскому Союзу грозиланепосредственная опасность. На наших границах участились антисоветскиевооруженные провокации. Зарубежная реакционная печать трубила о «крестовомпоходе против большевизма».

ЦК ВКП(б) и Советское правительство настойчиво требовали крепить оборонную мощьСССР и проводили твердую линию на дальнейшее всестороннее развитие исовершенствование РККА. Успехи советского народа в осуществлении первой ивторой пятилеток, торжество политики индустриализации страны и коллективизациисельского хозяйства обеспечивали создание надежной экономической базы и длянаращивания оборонной мощи Красной Армии. Мы готовились отразить возможнуюагрессию, бить захватчиков на их же территории, ответить быстрым контрударом, сиспользованием новейших достижений военной науки и боевой техники. Вот почемутеория глубокой операции становилась все более актуальной.

Большую роль в дальнейшей разработке этой теории сыграли Штаб РККА, командующиеродами войск и военными округами, начальники их штабов, работники УБП,начальники военных академий, видные теоретики и практики военного дела.Неослабное внимание ей уделяли замнаркома М. Н. Тухачевский, командующийБелорусским военным округом И. П. Уборевич, командующий Украинским военнымокругом И. Э. Якир, командующий Военно-Воздушными Силами Я. И. Алкснис. Важныепроблемы разрабатывались в трудах М. Н. Тухачевского «Характер пограничныхопераций» (1934), И. П. Уборевича «Оперативно-тактические иавиационные военные игры» (1929), Г. С. Иссерсона «Эволюцияоперативного искусства» (1932), С. Н. Красильникова «Организациякрупных общевойсковых соединений» (1933), В. Л. Меликова «Проблемастратегического развертывания» (1935), в трудах В. К. Триандафиллова. Врезультате теоретической и практической деятельности видные талантливыевоеначальники армии разработали в ходе командно-штабных учений, военных игр,полевых поездок и войсковых маневров новые и оригинальные формы и методыведения вооруженной борьбы. Этот багаж был весьма полезен в годы ВеликойОтечественной войны.

Менялась, совершенствуясь, и организационная структура Красной Армии. Еще всамом начале 30-х годов стали создаваться бронетанковые бригады, а в 1932 годубыл сформирован первый в мире механизированный корпус. Затем создали ряд такихкорпусов. Для подготовки необходимых командных кадров в 1932 году образовалиВоенную академию механизации и моторизации. Большое внимание уделялось такжеразвитию воздушно-десантных войск. В 1933 году из авиамотодесантного отрядаЛенинградского военного округа была сформирована воздушно-десантная бригада.Применение таких десантов с тактическими, а затем и с оперативными целями, тожевпервые, было продемонстрировано в присутствии военных делегаций рядакапиталистических стран на войсковых маневрах Красной Армии в 1934 году.Совершенствовалось вооружение Военно-Воздушных Сил, отрабатывались вопросынаиболее эффективного использования их в тактическом и оперативномвзаимодействии с другими родами войск.

Неизмеримо выросли требования, предъявляемые к уровню боевой подготовки ввойсковых частях и соединениях. Когда на летних войсковых маневрах 1934 года вПриволжском военном округе был выявлен ряд недочетов как в областиоперативно-тактической подготовки, так и в вопросах управления войсками,особенно в дивизионном и корпусном звеньях, последовал памятный, по-видимому,для всех нас, старых работников Советских Вооруженных Сил, приказ народногокомиссара с соответствующими оценками, указаниями по результатам этих маневрови с организационными выводами по ним. Приказ коснулся и меня: в связи снеобходимостью усилить аппарат штаба Приволжского округа меня направили туданачальником отдела боевой подготовки.

Войсками Приволжского военного округа тогда командовал герой Октябрьскойреволюции и гражданской войны Павел Ефимович Дыбенко. Штаб округапоследовательно возглавляли крупные специалисты штабной службы Н. В. Лисовскийи профессор И. Е. Варфоломеев, работавший перед этим заместителем начальникацикла стратегии в Военной академии имени М. В. Фрунзе. Широко были известнытруды Н. Е. Варфоломеева «Оперативные документы войсковых штабов»,"Организация войск и управление ими», «Техника штабнойслужбы», а особенно «Ударная армия» и «Наступательнаяоперация», в которых он на основе исследования основных операций первоймировой войны делал выводы о характере наступательных операций в новыхусловиях. Полагаю, что эти работы не утратили некоторого значения для нас и внастоящее время.

Не забуду ту помощь и содействие, которые оказывал мне состоявший в 1934 году вдолжности заместителя начальника штаба округа В. Д. Соколовский, впоследствииМаршал Советского Союза. Василий Данилович был ранее комдивом в войскахФерганской и Самаркандской областей, боровшихся с басмачами, и приобрел немалыйпрактический опыт. В Приволжье началось наше знакомство, закрепившееся особеннов годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

Из значительных событий 1935 года упомяну об участии командования и штабаПриволжского военного округа в стратегической полевой поездке на территориюБелорусского округа. Руководил ею командующий Белорусским военным округом И. П.Уборевич. Наш округ представлял одну из армий, а мне приказано было возглавитьв ней оперативный отдел. Польза от полевой поездки в Белоруссию для ееучастников, как и вообще от всех учебных мероприятий, проводившихся такимиспециалистами военного дела, как И. П. Уборевич, была огромной. Что касаетсяменя лично, то я фактически впервые сумел серьезно проверить свою оперативнуюподготовку. В рамках Приволжского округа такой возможности мне ранее непредоставлялось.

22 сентября 1935 года постановлением ЦИК и СНК СССР в РККА и на флоте быливведены персональные воинские звания для командного и начальствующего состава.Мне в 1936 году было присвоено, как и многим другим, звание«полковник», а до этого я носил в петлицах один ромб.

С большим увлечением продолжал я работать начальником отдела боевой подготовкиштаба Приволжского военного округа. Завершалась техническая реконструкцияармии. Наши Вооруженные Силы должны были обладать превосходством надбуржуазными армиями во всех решающих средствах борьбы и в подготовке. Армия вседальше отходила от территориальной системы, К концу 1935 года почти тричетверти ее дивизий стали кадровыми. Росла ее численность. Был созданГенеральный штаб РККА. В войска поступало новое вооружение. Появились танкиТ-26, БТ, Т-28, позднее Т-35; автоматическая винтовка С. Г. Симонова (образца1936 года); зенитные пушки и пулеметы; новые типы самолетов. Совершенствоваласьбоевая подготовка войск.

Осенью 1936 года произошел новый поворот в моей службе: меня и начальникаоперативного отдела штаба полковника С. Г. Трофименко приказом наркомазачислили слушателями первого набора в созданную по решению ЦК ВКП(б) АкадемиюГенерального штаба. Отбор слушателей проводился под непосредственнымруководством ЦК партии. В Академию направляли работников Генерального штаба иштабов округов, командиров и начальников штабов крупных войсковых соединений ипреподавателей академий РККА. Все зачисляемые в Академию обязаны были иметьбоевой стаж, отличные аттестации по службе и, как правило, высшее военноеобразование. Особенное внимание было уделено подбору преподавательскогосостава.

Разместилась Академия в двух домах по Большому Трубецкому переулку. В одномнаходились учебные аудитории, в другом жили слушатели. Срок обучения намопределили в 18 месяцев. Занятия начались 1 ноября 1936 года. Мы носили накителях и шинелях бархатные черные воротники с белой окантовкой, белый кантвдоль малиновых лампас на брюках и белую окантовку по малиновому околышу нафуражке. Эта форма сразу отличала слушателей Академии от иных военнослужащих.137 человек первого набора были разбиты на ряд учебных групп.

Для всех без исключения профилирующей учебной дисциплиной было оперативноеискусство и прежде всего освоение подготовки и проведения армейской операции.На последнем этапе обучения предполагалось также ознакомление с фронтовойоперацией и теоретическим курсом стратегии. Значительная часть времениотводилась методике разработки оперативных задач, проведения военных игр икомандно-штабных учений в поле со средствами связи. Изучали мы также новуюбоевую технику. Углубляли свои знания по военной истории, тактике иадминистрации.

Центральный Комитет партии обеспечил Академию прекрасными преподавателями.Начальником Академии и ее комиссаром был отличный организатор учебного процессаДмитрий Александрович Кучинский. Кафедру армейской операции возглавлял комбригГ. С. Иссерсон, тактики высших соединений - комдив П. И. Вакулич, организации имобилизации - комкор М. И. Алафузо, военной истории - комдив В. А. Меликов.Преподавали в Академии М. А. Баторский, А. И. Верховский, А. И. Готовцев, П. П.Ионов, Я. М. Жигур, А. В. Кирпичников, Н. А. Левицкий, А. Д. Малевский, С. Г.Михайлов, В. К. Мордвинов, И. X. Паука, А. А. Свечин, Е. Н. Сергеев, Н. И.Трубецкой, Ф. П. Шафалович, Е. А. Шиловский и другие знатоки своего дела.

Хочу отдельно остановиться на имени такого преподавателя, как доктор военныхнаук Дмитрий Михайлович Карбышев, принадлежавший к числу наиболее уважаемыхпрофессоров. Еще в дореволюционное время он получил два высшихвоенно-инженерных образования, участвовал в русско-японской и мировой войнах,строил форты Брест-Литовской крепости. После победы Великого Октября он входилв коллегию по обороне Советской Республики, возводил укрепленные районы противармии Колчака, организовывал инженерное обеспечение войск против сил Врангеля,укреплял южные границы СССР. Мы хорошо знали его работы «Инженернаяразведка» и «Краткий справочник по военно-инженерному делу».

Во время Великой Отечественной войны Дмитрий Михайлович Карбышев совершил свойбессмертный подвиг. Будучи тяжело раненным, он попал в плен. В застенкахгитлеровских палачей он продолжал непримиримую борьбу с фашизмом и погиб, непокорившись вандалам, проявив высокое мужество, оставшись до конца верным долгуперед Родиной. Память о Д. М. Карбышеве, как несгибаемом советском патриоте,сохранится навсегда.

До 1 февраля 1937 года мы изучали действие корпусов, авиасоединений, войсковойтыл, знакомились с печатными документами о зарубежных армиях и новинками боевойтехники. После двухнедельных каникул перешли к изучению родов войск, армейскоготыла и армейских операций - наступательной, оборонительной, встречногосражения, контрнаступления и марш-похода. Перед нами выступали с докладами М.Н. Тухачевский, А. И. Егоров, Я. И. Алкснис; командующие округами И. П.Уборевич и И. Э. Якир провели показные игры «Прорыв подготовленнойобороны» и «Ввод в сражение механизированного корпуса».

Огромное внимание уделялось марксистско-ленинской подготовке слушателей.Партийная организация Академии вела постоянную борьбу за партийность и высокуюидейность в учебной и научно-исследовательской работе, за глубокое овладениеличным составом Академии марксистско-ленинской теорией.. Большой школойполитического воспитания коммунистов являлись партийные собрания. Основным в ихработе были вопросы, которыми жила в те годы Академия, а именно: политическоеобразование коммунистов и воспитание высокой политической бдительности, учебныйпроцесс и научно-исследовательская работа. В Академии регулярно читались лекциии доклады на темы марксистско-ленинской теории и по международным вопросам. Дляэтой цели часто приглашались высококвалифицированные лекторы из Московского иЦентрального комитетов партии. Особо памятными остались доклады Е. М.Ярославского, Д. З. Мануильского. Выступал перед нами и А. Н. Толстой. В то жевремя сама Академия являлась средоточием квалифицированных кадровпропагандистов. Слушатели и преподаватели Академии были активными агитаторамии пропагандистами идей партии среди трудящихся Москвы и Подмосковья.

Главную часть времени составляла детальная разработка вопросов, связанных сисследованием форм планирования и проведения фронтовых и армейских операций,использованием в них современных средств борьбы, взаимодействия между ними,управления войсками в ходе операции и обеспечения войск. Кроме предварительныхлекций, групповых упражнений и игр, долгие часы мы просиживали в лабораториях ибиблиотеках.

Несмотря на то что многие слушатели уже имели достаточную теоретическую ипрактическую подготовку, Академия Генерального штаба в значительной мерепомогла всем нам пополнить и систематизировать знания, расширить военныйкругозор и, безусловно, способствовала успешному выполнению в дальнейшем техответственнейших заданий, которые выпали на долю многих из нас в годы ВеликойОтечественной войны. Поэтому все мы с признательностью и благодарностьювспоминали на протяжении всей последующей работы это замечательноевоенно-учебное заведение.

Многие из слушателей первого набора стали в годы войны ответственнымируководителями в составе Вооруженных Сил. Назову лишь некоторых: А. И. Антонови автор этих строк возглавляли Генеральный штаб; И. X. Баграмян, Н. Ф. Ватутин,Л. А. Говоров и П. А. Курочкиц командовали фронтами; А. Н. Боголюбов, М. В.Захаров, В. М. Злобин, М. И. Казаков, В. Е. Климовских, В. В. Курасов, А. Н.Крутиков, Г, К. Маландин, Ф. П. Озеров, А. П. Покровский, Л. М. Сандаловвозглавляли штабы фронтов; Н. Е. Басистый, А. И. Гастилович, К. Д. Голубев, М.П. Миловский, А. В. Петрушевский, А. В. Сухомлин, С. Г. Трофименко, Н. И.Четвериков и другие командовали армиями или являлись крупными руководителями всистеме Наркоматов Обороны и Военно-Морского Флота. Говоря о подготовке военныхкадров, мы, ветераны этой войны, должны отметить, что Коммунистическая партия ив предвоенные годы уделяла огромное внимание работе высших военно-учебныхзаведений, создавала самые благоприятные условия для их деятельности.

С 1 июня по 15 июля 1937 года всем слушателям Академии был предоставлен летнийотпуск, после чего нас направили на двухнедельную войсковую стажировку накорабли Военно-Морского Флота. Одна половина курса (а с нею - и я) отправиласьна Балтийский флот, другая - на Черное море. По окончании флотской стажировкиГенеральный штаб организовал для слушателей в приграничной полосе Украинскоговоенного округа большое штабное учение со средствами связи. Цель -практическая отработка фронтовой и армейской наступательных операций.Завершение курса близилось, но закончить его большинству из нас так и неудалось. Одной из причин этого явились имевшие место в стране, в том числе и вВооруженных Силах, нарушения ленинских норм партийной и государственной жизни исоциалистической законности, совершенно необоснованные репрессии, в результатекоторых часть командно-политического и особенно руководящего составаВооруженных Сил, преподавателей и слушателей академий была арестована. В связис этим в Вооруженных Силах последовала серия быстрых назначений и перемещений.Свыше 30 слушателей нашей Академии первого набора были направлены на различные,порою довольно высокие командные и штабные должности. Продолжала учение лишьполовина, а окончила его - четверть набора.

В конце августа 1937 года возглавлявший тогда временно Академию преподавательЯ. М. Жигур дал мне указание принять входившую в состав кафедры оперативногоискусства (армейской операции) кафедру тыла, которой до того руководил крупныйспециалист этого дела И. И. Трутко. Назначение для меня было совершеннонепонятно, так как я в данной области специально никогда не работал. Однако мнебыло сообщено, что назначение сделано по представлению прежнего командованияАкадемии и уже санкционировано начальником Генерального штаба. Таким образом яволею судеб оказался вдруг в роли не только преподавателя, но и начальникакафедры такого ответственного учебного заведения, как Академия Генеральногоштаба.

Кафедра приступила к подготовке материала по своему предмету для новогоучебного года, закончила подбор и подготовку всех сведений для изданияакадемического справочника по организации и работе фронтового и армейского тылапри проведении современных операций для слушательского и преподавательскогосостава. Через месяц также крайне неожиданно меня вызвали в Генеральный штаб иобъявили, что он возбуждает ходатайство о моем назначении начальникомотделения, ведающего в Генштабе оперативной подготовкой высшего комсоставаармии. Вскоре по следовал соответствующий приказ наркома. Так в октябре 1937года началась моя работа в Генеральном штабе. Тогда я, конечно, не знал, что встенах Генштаба мне будет суждено провести ряд лет, заполненных сложнойработой, самой трудной в моей жизни.

 

Перед «Большой войной»

 

Снова с В. М. Шапошниковым.- Проблемы оперподготовки.- Хасан и Халхин-Гол.-Начало второй мировой войны.- Ответные меры.

Вплоть до июня 1939 года я возглавлял в Генеральном штабе отделение оперативнойподготовки. Основное время уходило у меня в то время на выполнениеразнообразных по форме, но примерно сходных в целом по содержанию заданий Б. М.Шапошникова. В первую очередь это была тщательная разработка годовых приказов идиректив наркома обороны СССР по оперативно-стратегической подготовкеруководящего состава РККА. В этих документах подводились годовые итоги и на ихоснове определялись задачи на новый год. При этом каждому военному округудавались конкретные задания с учетом его дислокации, характерных особенностей,материальных возможностей и общей роли, которую он играл в системе ВооруженныхСил. Со многим из того, что мне было известно по прежней работе в Управлениибоевой подготовки, я знакомился заново. Это и понятно: за это время многоеизменилось, Красная Армия стала другой, качественно вырос ее боевой потенциал.Так началось мое постепенное вхождение в круг важных вопросов, которыми ядолжен был заниматься перед Великой Отечественной войной.

Работа, которой я занимался теперь, была несравненно сложнее и ответственнеевсей той, с которой мне довелось иметь дело до 1937 года. В Генеральном штабе,рядом с Б. М. Шапошниковым и под его руководством, росли мой оперативныйкругозор, опыт, знания. Пожалуй, именно тогда мне в полной мере раскрылась тароль, которая отводилась каждому из видов и родов войск в системе ВооруженныхСил. Отделение оперативной подготовки Генштаба учитывало, что международнаяобстановка обострилась. Германия развязывала одну агрессию за другой. В марте1938 года она захватила Австрию, а в сентябре состоялось подписание позорногоМюнхенского соглашения об аннексии Судетской области Чехословакии. Все сложнеестановилась обстановка в Испании, где положение республиканцев ухудшалось.Нарастала угроза нашей стране и со стороны Японии. В июле 1938 года японскиемилитаристы предприняли вооруженное нападение на нашу территорию у озера Хасан.Они хотели проверить нашу боевую готовность. Получив приказ военногокомандования, советские войска 2 августа перешли в наступление. Боевые действияпродолжались неделю. Японские войска в составе двух пехотных дивизий, пехотнойи кавалерийских бригад и нескольких отдельных танковых частей и пулеметныхбатальонов, поддерживаемых действиями 70 боевых самолетов, были разбиты, аостатки их выброшены с советской территории.

По приказу начальника Генерального штаба, почти все эти дни я провел надежурстве у телеграфного аппарата, в комнате, оборудованной для этой целинапротив кабинета наркома К. Е. Ворошилова.

По просьбе японского правительства 11 августа боевые действия в районе озераХасан были прекращены. Войска Красной Армии в этих боях показали свою возросшуюбоевую мощь, высокие моральные и боевые качества.

Бои у озера Хасан подтвердили правильность основных положений советских военныхуставов и наставлений и их соответствие требованиям обстановки и новой боевойтехники. В то же время они выявили и некоторые недостатки в боевой подготовкевойск Дальневосточной (приморской) армии, особенно во взаимодействии родоввойск в бою, управлении войсками, в их мобилизационной готовности. В результатеанализа опыта у озера Хасан в боевую и оперативную подготовку войск и штабоввносились коррективы. В связи с. этим разработанный Генеральным штабом проектприказа, по словам Б. М. Шапошникова, был с удовлетворением воспринят наркомоми одобрен Политбюро ЦК партии. При рассмотрении проекта в него, естественно,вносились поправки, существенные добавления и разъяснения. У меня осела впамяти, свежа и до сих пор поправка, внесенная рукою любимого нами К. Е.Ворошилова, в раздел о недостатках в тактической подготовке бойца. Там, гдеговорилось о слабом умении бойцов при наступлении пользоваться малой шанцевойлопатой, о пренебрежительном отношении к ней, о неумении быстро окапываться приперебежках, что приводило к излишним потерям в людях, К. Е. Ворошилов вписал вприказ (привожу по памяти): «Наш долг добиться от бойца уважения и любви ксвоей лопате и научить его пользоваться ею так же быстро и сноровисто, какбыстро и сноровисто он орудует ложкой за столом».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: