V.Раздел «Методическое обеспечение»




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение включает минимально-допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно-лабораторного оборудования и натуральных объектов) а также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики изучаемого курса.

Учебные пособия: натуральные пособия (объекты живой и неживой природы) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схемы, таблицы), плакаты.

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, проектор, мультимедийная доска.

· Павлова О. В. Изобразительное искусство. 1- 4 класс: поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. – Волгоград: Учитель, 2007. – 175 с.

· Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.

· Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.

·Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.

· Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.

· Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.

· Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.

·Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

· Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)

· Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

· Шпикалова Т. Я. Метод.пособие к учебнику изобразительное искусство 1 – 4 кл. – М.: Просвещение, 2007г.

· Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 – 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.

· Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику Изобразительное искусство 1 класс. – М., Просвещение, 2009.

· Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 1 - 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.

· Компьютер, проектор, магнитофон, звукозаписи для проведения физминуток, репродукции произведений Васнецова, Ван Гога, Врубеля,Айвазовского.

·Приборы для рисования: кисти, краски, гуашь, карандаши, гелевые ручки, цветная бумага.

· Наглядные таблицы поИЗО для 1 – 4 класса (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).

 

 

Управление образования

Администрации города Оренбурга

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 71

 

 

РАССМОТРЕНО педагогическим советом МОАУ «СОШ № 71» Протокол № 1 от 30.08.2022г   Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 71 Приказ от 01.09.2022 № __ 145__ _________________ Т.М. Бодина

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 

2 года

(срок реализации программы)

7 – 11 лет

(возраст обучающихся)

 

Руководитель кружка:

Лобанова А.С.

Оренбург, 2022 год

I.Пояснительная записка

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Цель программы по изобразительному искусству:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи программы:
1.Воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта;
2.Художественно-творческая – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
3.Техническая – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-11 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.

Сроки реализации образовательной программы рассчитана на 2 года обучения. Первый год является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством. Второй год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).
Формы занятий.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю 4 часа, 144 часа в год - первый год обучения. Второй год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа, количество часов в неделю 6 часов, 216 часов в год, из которых 2 часа отводится на индивидуальные занятия.

Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
В конце первого года обучения:
Ученик будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.
Ученик будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;

По завершении второго года обучения:
Ученик будет знать:
- Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.
• Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства.
• Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.
• Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
• Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.
• Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.

Ученик будет уметь:
- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;
- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;
- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;
- в сюжетных работах передавать движение;
- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание -обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий -технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

Формы работы с одаренными учащимися:

· творческие мастерские;

· кружки по интересам;

· занятия исследовательской деятельностью;

· конкурсы;

· интеллектуальный марафон;

· научно-практические конференции;

· участие в олимпиадах;

· работа по индивидуальным планам.

II. Учебно-тематический план

Первый год –144 учебных часа.

Название темы Количество часов
Всего Теория Практика
Основы графики      
Основы живописи      
Основы композиции      
Декоративно-прикладное искусство      
Знакомство с художниками      
Экологическая программа      
Досуговая программа      
Выставочная деятельность      

 

Второй год – 216 учебных часов.

Название темы Количество часов
Всего Теория Практика
Основы графики      
Основы живописи      
Основы композиции      
Декоративно-прикладное искусство      
Беседы по истории искусств      
Экологическая программа      
Досуговая программа      
Выставочная деятельность      

 

III.Тематическое планирование курса

I год обучения.Содержание программы:

Графика
№ занятия Тема Содержание Материалы, техника Кол-во часов
1-3 Пейзаж. Зарисовка на пленэре. Передача графическими средствами светло-воздушного состояния (дождь,солнце) и пространственных планов. Пастель, карандаш, мелки 9ч.
4-6 Тематический натюрморт. Выбор характера штриха в зависимости от фактуры предмета. Карандаш. 9ч.
7-9 Автопортрет. Выполнение рисунка. Передача характера Свободный выбор материала. 9ч.
10-12 Тройной портрет. Работа включает в себя 3 вида изображения человека одновременно: - с натуры; - стилизованное изображение; - силуэт (тень); Гуашь. 9ч.
13-15 Итоговая постановка (натюрморт) Самостоятельное коллекционное решение. Передача материальности объема, пространства. Карандаш. 9ч.
16-18 Наброски Передача движения, характера. Мягкие материалы. 9ч.
Живопись
№ занятия Тема Содержание Материалы, техника Кол-во часов
1-3 Натюрморт. Постановка из 4-5 предметов с драпировками. Цветовые отношения. Акварель 9ч.
  Интерьер. Цветовое решение интерьера. Гуашь. 9ч.
7-9 Натюрморт в интерьере. Передача цветом предметов в пространстве. Акварель. 9ч.
10-12 Портрет. Быстрая работа (без построения). Выполнение цветовых отношений. Акварель. 9ч.
13-15 Девочка с цветами. Фигура человека, освещение. Гуашь 9ч.
16-18 Человек в интерьере. Цветовое решение планов. Гуашь. 9ч.
Композиция
№ занятия Тема Содержание Материалы, техника Кол-во часов
1-3 Осень, туман, одиночество, любовь. Ассоциативная композиция. Пластическое, колористическое решение. Гуашь. 9ч.
4-6 От натуры к стилизации. Упражнение на стилизацию, изменение формы, цвета, пропорций, линий предмета в соответствии с выбранной задачей (например: больной, начальник, военный,влюблённый, разъярённый и т. д.) Тушь, гуашь. 9ч.
7-9 Свободный выбор темы. Выполнение композиции в технике коллаж. Ножницы, клей,вырезки, этикетки, куски различных материалов. 9ч.
10-12 Композиция на конкурс Свободный выбор техники. Самостоятельное осуществление художественного замысла. Гуашь, акварель. 9ч.

 

 

II год обучения.

Графика
№ занятия Тема Содержание Материалы, техника Кол-во часов
  «Ветер в лесу» Живая линия – средство выразительности в графике Воск, мелки, акварель 12часов
  «Кошачья семейка» Работа, передающая тоновые отношения. Возможность графического материала – карандаш. Карандаш 12часов
  «Паук и мотыльки» Образы мотыльков, выполняются фломастерами, паук и паутина –тушью. Декоративное решение. Тушь, перо (деревянная палочка), фломастеры. 12часов
  «Веселый повар» Линия и пятно. Светлое на темном. От простых геометрических форм к изображению предметов. Фломастеры 12часов
  «Зимняя сказка» Знакомство с подготовкой листа для гратографии. Возможности новой техники. Гратография (свечка, тушь, мыло) 12часов
  «Веселые сосульки» Традиционные формы сосулек наполняются различным содержанием. «Оживление» сосулек. Фломастеры или мелок. 12часов
  «Буква» Пятно (сама буква выполнена в технике аппликации обрыванием) и линия (рисованные слова на эту букву). Смешанная техника, аппликация, фломастеры. 12часов
Живопись
№ занятия Тема Содержание Материалы, техника Кол-во часов
  «Бельчата играют» Приемы работы гуашью. Живой мазок кистью. Использование палитры. Гуашь 12часов
  «Лесной зонтик» Приемы работы акварелью по сырому и «по сухому». Гриб –зонтик для зверят. Акварель 12часов
  «Путешествие в страну цвета» Законы цветоведения. «Как дружат краски» Гуашь 12часов
  «Лягушка-царевна» Зеленая цветовая гамма Гуашь 12часов
  «Три медведя» Многообразие коричневых оттенков в живописной композиции. Акварель 12часов
  «Солнечные зайчики» Желтая цветовая гамма Акварель 12часов
  «Царство Снежной королевы» Живописная композиция в синем колорите. Гуашь 12часов
Композиция
№ занятия Тема Содержание Материалы, техника Кол-во часов
  «Осенние путешествия» Размещение объектов на листе. Композиция Из листьев и насекомых. Смешанная техника, гуашь, масляная пастель. 12часов
  «Фантастический букет» Заполнение плоскости листа. Поиск новых способов работы с кистью. Гуашь (2-3 цвета), старые кисти. 12часов
  «Ковер доброго волшебника» Декоративная композиция. Передача цветом характера. Гуашь 12часов
  «Ковер злого волшебника» Декоративная композиция. Передача цветом характера. Эмоциональное состояние. Гуашь 12часов
  «Веселый маляр» Главное и второстепенное в композиции Гуашь 12часов
  «Самые красивые цветы для мамы» Декоративное изображение растительных форм. Компоновка крупных и мелких элементов. Акварель, фломастеры 12часов
  «Волшебная открытка» Компоновка декоративных элементов. Конструирование открытки. Бумага, клей, ножницы. 12часов
  «Портрет героя» (сказочный или современный). Выбор вертикального или горизонтального формата. Выбор размеров главного героя. Мелки 12часов
  «Дюймовочка » Композиция на тонированной бумаге. Увеличение размеров объектов композиции по отношению к главному герою. Гуашь или масляная пастель 12часов
  «Цветик-семицветик» Наполнение лепестков цветка различным содержанием в соответствии со свои желанием Фломастер. 12часов

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: