Поскольку суперэго обсессивного невротика чрезмерно требовательное, агрессивное и деструктивное, эго чувствует угрозу. Для того, чтобы избежать наказания со стороны суперэго, эго изменяется, трансформируя импульсы ид в их противоположность и блокируя их; это приводит к формированию реакций, изменяющих характер обсессивного невротика.
Чертами характера обсессивного невротика обычно становятся тщательная добросовестность, чрезмерная самокритика, тенденция к аскетизму и завышенные моральные требования к себе и другим. Эти черты характера часто приводят к самообвинению и самоистязанию. Легко понять, что в этих обстоятельствах развивается тщательный анализ окружающей среды. Это проявляется в чрезмерном сострадании и готовности пожертвовать собой. Федерн выразил эту особенность следующим образом, обсессивный невротик расплачивается «принудительной работой». Помимо этого, такие пациенты чрезмерно чистоплотны. Ясно, что эти изменения характера являются реакциями на анально-садистические стремления, к которым регрессировала инстинктивная жизнь невротика. Сходные реакции также появляются при истерии, однако они не меняют характер пациента, поскольку относятся только к определенным ситуациям и к специфическому объекту. Истерическая женщина, которая в глубине души ненавидит мужа, демонстрирует ярко выраженную привязанность и беспокойство за него; в то время как к другим близким ей людям она не проявляет ни привязанности, ни беспокойства.
Если мы сравним ту роль, которую суперэго играет в защитных процессах обсессивного невротика и истерика, различие станет очевидным. В обоих заболеваниях есть страх перед суперэго. При конверсионной истерии эго, находясь под влиянием суперэго, изымает катексис из представителей генитальных идей; они становятся бессознательными, вытесненными. Однако, в бессознательном генитальная организация остается неизмененной. При обсессивном неврозе, помимо вытеснения, происходит регрессия, посредством которой отвергаются не только психические представители генитальных стремлений, но и гениталии как сексуальный орган. Анально-садистские стремления, которые благодаря регрессии вновь стали итерированными, опять вступают в конфликт с суперэго. Эго компульсивного невротика, раболепствуя перед суперэго, принимает определенные защитные меры против анально-садистических импульсов, которые ранее уже были преодолены, но которые вновь вступили в силу, поднявшись их глубин бессознательного. Этими мерами являются вышеупомянутые формирования реакций.
|
Таким образом, эго отвергает неприятную, агрессивную и садистскую первоначальную идею. Однако, соответствующий идее аффект лишь до некоторой степени подавляется. Та часть аффекта, которая может быть подавлена при восприятии обсессивной идеи, вновь появляется в другом месте и в другом виде, - в форме как чувства вины; пациент редко осознает его истинное происхождение. Вытесняя (не воспринимая) неприятный импульс, эго исполняет свой долг. Однако, создается впечатление, что суперэго признает в обсессивных идеях замену вытесненных идей, и сообщает об этом эго, вследствие чего последнее чувствует свою вину. Вот какова ситуация благодаря всем средствам защиты, таким как вытеснение, регрессия и формирование реакций, эго способно изолироваться от ид, но не от суперэго. Последнее
|
связано как с ид, так и с эго, и поэтому может передать информацию от одной системы другой. Однако, бывают случаи, когда эго ухитряется заблокироваться от суперэго, а не от ид; тогда чувство вины не сознательное, а бессознательное.
Таким образом, вполне очевидно, что защитный процесс не заканчивается регрессией или формированием реакции, поскольку запретный импульс невозможно сдержать только этими средствами.
Уничтожение и изоляция
Мы упоминали об анимистической стадии развития человечества, на которой использовались магические средства. Мы относим анимизм к нарциссической стадии развития. На этой стадии каждый импульс, каждое желание, каждая мысль может тотчас, как бы магически, осуществиться, причем в соответствие с желанием может быть трансформирован как внешний, так и внутренний мир. Из наблюдения за поведением обсессивного невротика можно сделать вывод, что на более низкую стадию регрессирует не только либидо, но и эго, которое спускается на анимистическую, магическую стадию. Хорошо известны суеверность и всемогущество мыслей и эмоций обсессивного невротика.
Мы рассмотрели отрицание как предтечу актуального вытеснения и ознакомились с амнезией как дальнейшим шагом в этом направлении. При амнезии, которая характерна для истерии, из специфического события изымается либидозный катексис, в результате чего это событие перестает существовать в сознании, оно вытесняется. При обсессивном неврозе, на определенных стадиях болезни, используется другая техника защиты, а именно уничтожение. Благодаря этой защите посредством магических формул и действий уничтожаются переживание мысль, ситуация, как если бы они и вовсе не существовали. Таким образом обсессивный невротик, чтобы защититься пользуется магией. Определенные непонятные формы молитвы, которые подобны магическим формулам, главным образом обращены к Богу, чтобы он защитил определенного человека от зла.
|
Последующий анализ вскрывает, что пациент вынужден бороться против собственных яростных садистских импульсов, которые направлены на всех, к кому они сознательно испытывают чувство любви. Сходная защита скрывается за «боязнью прикосновения», которая наблюдается у многих обсессивных невротиков. «Боязнь прикоснуться» к человеку другого пола в эротическом, а также в агрессивном смысле, распространяется и на другие сферы. Основой, на которой развивается боязнь прикосновения является амбивалентность. Бегство от контакта представляет собой негативную магию, средство защиты от сил зла, которое даже сегодня ярко проявляется у первобытных людей. Обсессивный невротик чувствует эти силы зла в себе самом и поэтому отличается от первобытного человека ч шизофреника, которые проецируют свои инстинктивные побуждения на внешний мир, а затем ощущают опасность, исходящую извне.
В принципе, цель любой защиты, за исключением истерического вытеснения, -уничтожить события, импульсы или травмы. Истерик изымает подсознательный катексис из неприятного события. Обсессивный невротик, кроме того, пытается разделаться с неприятным событием символически и магически. Таким образом, он более активен, чем истерик, может быть, из-за своего садизма, при котором моторная система насыщена энергией либидо. Тот факт, что садизм играет такую важную роль при обсессивном неврозе, также объясняет, почему магия, особенно негативная магия, столь ярко выражена. Действительно, мы установили, что негативная магия возникает из
деструктивных инстинктов.
Не только садистское, но и анальное либидо принимает участие в развитии компульсивного ритуала. Каждый ритуал вновь и вновь терпит неудачу и должен в четкой последовательности быть повторен заново, в соответствии с определенными правилами. По мере того, как заболевание прогрессирует, уменьшается способность завершить компульсивное мышление и действие. У меня была возможность наблюдать несколько случаев с так называемым «нормальным» течением компульсии, которое нарушалось анальными стремлениями. Пациент ощущал своего рода загрязнение в компульсивном мышлении и действии; они словно бы никак не могли «очиститься». Таким образом, инстинктивные энергии анальной сферы перемещаются на сферу мышления и действия, а в компульсивном ритуале они отвергаются, способ отвержения похож на «уничтожение» садистских энергий. Вторжение анальных стремлений в высшие сферы сходно с нарушением мышления, переживания и действия садистскими стремлениями. В то время как при истерической амнезии важное травматическое переживание действительно исчезает из сознания, при обсессивном неврозе это не всегда так. Компульсивный невротик часто способен вспомнить важные переживания, даже из очень раннего детства. Однако эти воспоминания лишены сопровождавших их эмоция и потеряли связь со сходными переживаниями (или стремлениями). Они изолированны подобно чужому телу; почти все ассоциативные связи, которые могли бы привести к симптомам, прерваны.
В то время как при истерической амнезии либидозный катексис изымается из самого патогенного переживания, при компульсионном неврозе - только из соединяющих связей. При истерии утрачивается воспоминание о самом переживании, в то время как при компульсивном неврозе теряется воспоминание об обстоятельствах, сопровождавших это переживание. Следовательно, и при обсессивном неврозе, и при истерии отсутствует понимание связи между симптомом и важным событием. Результат обоих заболеваний одинаков: психические стремления, на которых основан симптом, становятся бессознательными. Этот истерический метод защиты делает психический процесс бессознательным, является двойником вытеснения и называется изоляцией.
Изоляцию можно сравнить с концентрацией внимания, которая, согласно Блойеру, представляет собой открытие новых путей для желаемых ассоциаций и торможение нежелательных ассоциаций. Изоляция при обсессивном неврозе не открывает пути новым ассоциациям, а удерживает нежелательные ассоциации вне сознания, тормозит их. Это достигается благодаря специальным ритуальным действиям, моторно подкрепляющим защиту. И ассоциативное торможение, и моторное действие имеют магический характер. Результатом магической изоляции становится разделение ранее связанного.
У обсессивного невротика существует табу на прикосновения; оно проявляется в его склонности изолировать и уничтожать, как в вышеупомянутом примере. Дело не только в том, чтобы избежать физического контакта - вначале, в генитальном смысле (мастурбация), позднее, после регрессии, в деструктивном смысле - необходимо также избежать любого контакта с неприятными идеями, мыслями и символами.
Таким образом, при компульсивном неврозе существуют многочисленные формы защиты. Однако, сейчас мы рассмотрим только формирования реакций. Мы помним, что они служат для блокирования вытесненных идей, которые повторно пробиваются с более глубокого уровня. При истерии процесс защиты в определенной степени завершается после симптомообразования. Однако, это неверно для обсессивного невроза, здесь защита снова и снова терпит неудачу и требуются новые защитные меры. Эго
обсессивного невротика, формируя реакции, усиливает сопротивление против стремящегося вверх натиска вытесненных инстинктов.
Контркатексис
В истерическом вытеснении катексис, в основном, изымается из подсознательной идеи блокируемого инстинкта. Вытесненные инстинктивные импульсы могут катектироваться с энергией изнутри, где инстинкт спонтанно усиливается, и извне, посредством восприятия объекта, на котором сфокусирован инстинкт. Поэтому истерик развивает особую бдительность, которая помогает эго держаться подальше от объекта и от психического представителя вытесненного инстинкта. Истерик, вероятно, может переживать душевную пустоту, когда запретное восприятие пытается пробиться в сознание или, вместо этого, он может иметь склонность к таким восприятиям и идеям. Бдительность призвана удерживать нежелательные идеи вне сознания. Такая бдительность развивается через катексис воспринимающей поверхности эго с энергией, которая изымается из инстинктивных представителей. Этот процесс называется контркатексисом. Такой тип контркатексиса типичен для истерии; он может осуществляться либо через усиление противоположного чувства (чрезмерная любовь к определенному человеку может быть заменена ненавистью) или через катексис самой воспринимающей поверхности. При восприятии объекта, который благодаря ассоциациям связан с вытесненным материалом, может появиться боль. Контркатексис направленного во внутрь воспринимающего аппарата более отчетливо заметен при фобии, чем при конверсионной истерии. При фобии эго особенно бдительно настроено против внешних впечатлении. Проекции при шизофрении также соответствуют контркатексису, так как итерированный во внешнем мире объект защищает от инстинктивного влечения. При обсессивном неврозе контркатексис становится формированием реакций и приводит к усилению некоторых особенностей эго; чрезмерное сострадание, например, развивается для того, чтобы избежать садизма.
Контркатексис - это интегральная часть сопротивлений против повторного появления отвергнутых инстинктивных стремлений. Тогда как при истерии сопротивление может быть извлечено из контркатексиса, который в основном укрепляет защиту против внешних восприятии, при обсессивном неврозе его задача состоит исключительно в усиление защиты против внутренних опасностей, то есть против инстинктов. При истерии преобладает внешний контркатексис, а при обсессивном неврозе - внутренний. Точнее говоря, истерик прежде всего отвергает свои отношения с объектом любви, а обсессивный невротик отвергает инстинкт. То есть истерик обрывает связи с сознанием, а обсессивный невротик не обрывает. Общим для них является то, что они отвергают нежелательные восприятия и инстинктивные импульсы, изменяя организацию эго. По-видимому, так как в обсессивном неврозе решительная защита осуществляется с помощью регрессии, которая опускает инстинктивную жизнь на более низкий уровень и, более того, поскольку обсессивнмй невротик борется со своей инстинктивной жизнью с помощью внутреннего контркатексиса, а не внешнего, как истерик, существует связь между вытеснением и внешним контркатексисом, с одной стороны, и регрессией и внутренним контркатексисом с другой.
Сопротивление
Контркатексис, который осуществляется через перемещение энергии ид на эго, называется сопротивлением. Это определение выражает другими словами то, что уже было сказано ранее: контркатексис держит в стороне он сознания нежелательный,
вызывающий боль психический материал. Первое сопротивление появляется одновременно с первым вытеснением, то есть оно в некоторой степени идентично ему. Позже сопротивление усиливается другими типами защиты, которые исходят из других источников и, которые участвуют в повторном изгнании. На самом деле существует несколько типов сопротивления, чья задача состоит в том, чтобы поддерживать защиту, оберегать ее, поскольку инстинкты, из-за их непрерывности, невозможно постоянно сдерживать с помощью одного-единственного защитного механизма. Таким образом, эго должно непрерывно модифицировать защитные силы или контркатексис, чтобы сохранить первые вытеснения. Такое непрекращающееся усилие, выражающее себя в сопротивлении, поглощает огромное количество психической энергии.
Сопротивление, проявляющееся в самом начале неврозов и играющее очень важную роль в процессе лечения, играет в неврозе ту же роль, что и цензор - в сновидении: и сопротивление, и цензор удерживают иди вне сознания и блокируют инстинктивные импульсы, не позволяя им выразиться в движениях и эмоциях.
Как мы видели, у сопротивлений сложная природа и различные источники. Большая их часть - это достижения эго, а так как они затрагивают систему Всп-Сс, можно предположить, что они сознательны. По всей видимости, они возникают в этой системе как своего рода защитный барьер против раздражителей, которой противодействует влиянию внешних и внутренних раздражителей; однако, эти сопротивления бессознательны.
Сопротивление может мешать покою эго, которое помимо создания сопротивлений также преследует и другие задачи; и в самом деле, мы узнали, что с первой защитой, то есть первичным вытеснением, подавлению подвергается не только инстинкт, но и часть это. Эта часть эго не помогает достичь покоя. Вместе с тем, может случиться, что с изменением ситуации эго перестает отвергать опасное влечение, а подавленная часть эго обходится с этой опасностью также, как раньше. Хотя данный процесс защиты - это сопротивление эго, он не сознателен. Этот процесс весьма сложен и многие его детали еще остаются непонятыми. Сопротивление проявляются в трех формах: во-первых, как сопротивление вытеснения (repression resistance); во-вторых, как сопротивление, проистекающее из вторичной выгоды от болезни; и в-третьих, как сопротивление переносу. Сопротивление из-за вторичной выгоды от болезни будет рассмотрено далее. Сейчас же давайте обратимся к сопротивлению переноса.
Перенос
Термин «перенос» вполне самоочевиден. Он подразумевает, что аффекты и идеи «переносятся» с одного объекта на другой, с одной ситуации на другую. Перенос основан на двух факторах: во-первых, как мы увидели при обсуждении развития либидо, существует стремление вступить в контакт с объектом из внешнего мира. Во-вторых, прошлые впечатления влияют на новые впечатления, даже если существует лишь малейшее сходство между ними; человек реагирует на новые впечатления так, как если бы они были впечатлениями из прошлого. Эта тенденция проистекает из тенденции повторять старые переживания и находить в восприятии объектов сходство с объектами из прошлого (Wahmehmmgsidentital). В психоаналитической ситуации, в отношениях между пациентом и аналитиком, осуществляется тенденция к воскрешению в настоящем старых переживаний - специфическое отношение, которое называется переносом.
Перенос - это явление, которое впервые было обнаружено во время психоанализа, но которое, конечно же, также существует и в других ситуациях. В переносе находит выражение тенденция к трансформации вытесненного материала в
актуальное переживание. Таким образом, готовность к переносу присутствует всегда, хотя она не всегда может быть реализована. Психоаналитическая ситуация особенно подходит для трансформации готовности в перенос, У невротика готовность к переносу выше, чем у так называемого нормального человека, поскольку он больше страдает от фрустраций, торможений и вытеснении.
В структурном смысле, перенос основан на том факте, что эго не позволяет импульсу, берущему свое начало в ид. пересечь всю шкалу психических систем и, таким образом, стать сознательным. В связи с этим, импульс избегает системы подсознания (то есть подсознательной части эго) и непосредственно выражается в движениях и действиях.
Во время психоаналитического лечения оживает вытесненный бессознательный материал, а поскольку этот материал содержит множество инфантильных элементов, при переносе реактивируются и ищут удовлетворения инфантильные стремления. Поскольку для ребенка наиболее важными взаимоотношениями являются отношения с родителями, та связь, которая устанавливается между аналитиком и пациентом, аналогична а порой почти идентична детским взаимоотношениям пациента с родителями. Пациент наделяет аналитика такой же силой и всеведением, которые в детстве он приписывал своим родителям. Проявления покорности и бунта в переносе также отражает отношение ребенка к своим родителям. В психоаналитической ситуации пациент ведет себя иррационально; часто необходимо много времени, чтобы он понял иррациональность своего поведения, которая глубоко укоренена в его бессознательной жизни.
Так как невротик повторяет, «переносит» на аналитическую ситуацию все, что не достигло разрядки, перенос может быть как позитивным, так и негативным; он может любить своего аналитика и ненавидеть его. Перенос может стать новым источником сопротивления. Часто пациент не может признать свое отношение к аналитику из-за чувства собственного достоинства или из-за страха, как, например, в случае, когда пациентка любит своего аналитика. В обоих случаях перенос приводит к сопротивлениям эго, которые можно рассматривать как нарциссическую защиту. Эго изымает катексис из вовлеченных в перенос стремлений и само катектируется этой энергией (контркатексис). Это идентично защите против переноса; поэтому эта форма сопротивления переносу становится сопротивлением эго. Это сопротивление эго и переноса подкрепляет сопротивление первичного вытеснения. Помимо данного типа переноса, в котором для пациента бессознательно только происхождение чувств и аффектов (он принимает свою любовь и ненависть за чистую монету), также существует другой тип переноса, в котором из сознания исключены и сами чувства и аффекты, которые достигают выражения в многочисленных бессознательных действиях (отыгрываются вовне). В отыгрывании повторяются старые, вытесненные желания, переживания, фантазии и тому подобное.
Так, например, у одной пациентки возник особенно интенсивный интерес к моей частной жизни. Я конечно же, не мог удовлетворить ее интерес, но на основании ее ассоциаций по поводу этого интереса, я привлек ее внимание к тому факту, что она, должно быть, получала удовольствие от своей скоптофилии в течении определенной фазы детства. Она не смогла что-либо вспомнить по этому поводу. В этот день, до того как она уснула, она продолжала вспоминать, ища подобные факты, однако, ничего не пришло ей на ум. На следующее утро, когда она стояла полностью одетой перед зеркалом, она внезапно открыла свою блузку и посмотрела на свои груди. После того, как она рассказала мне об этом на аналитическом сеансе, она внезапно, с большим облегчением, вспомнила, что в детстве она открывала штаны своего брата, который был
младше ее на три года, и смотрела на его гениталии.
Компульсивное повторение - это последнее средство эго в процессе защиты. То, что не может пробиться каким-либо другим образом отыгрывается вовне, а не вспоминается, до тех пор пока не наступает временный выпуск инстинктивной энергии. Таким образом сопротивление переносу может исходить из эго, а также из ид; в любом случае, сопротивление эго и сопротивление ид часто объединяются при переносе, чтобы сформировать общее сопротивление.
Сопротивление ид
Компульсивное повторение в виде отыгрывания вовне проявляется не только при переносе. Отыгрывание может также проявиться без всякой связи с переносом, то есть, пациент может вызывать переживания, в которых он удовлетворяет некоторые стремления ид, без какого-либо участия со стороны его сознательного эго. В таких случаях, когда вытесненный инстинкт пробивается к удовлетворению и выражению, но не достигает этого, становится очевидным, что в силу вступает. Компульсивное повторение. Сопротивление, которое в этой ситуации противостоит «осознаванию» бессознательных процессов, исходит из бессознательного ид. Из всех сопротивлений этот вид сопротивления является одним из наиболее глубоко укорененных и менее всего понятых; оно хватается за вытесненный инстинкт и стремится удовлетворить его, но лишь отчасти преуспевает в этом, - он только повторяет и усиливает защиту. Эту идею может проиллюстрировать следующий пример:
Входя в мой кабинет пациент подчеркнуто заявил, что все доктора — убийцы. Спросив его, почему он считает меня убийцей, он ответил, что я был жесток с ним, так как не выписал ему лекарство, когда он страдал от невыносимой боли. Я сказал ему, что как врач он должен знать, что его обвинения неоправданны, но раз уж он обвинил меня в том, что я убийца, должно быть он сам чувствует себя убийцей. Этот комментарий породил ряд воспоминаний о его жестокости к животным в детстве. Далее последовали ассоциации, из которых стало очевидным, что с раннего детства он осуществил множество символических и реальных попыток нанести вред своему отцу. Он вспомнил как будучи молодым врачом безрассудно брался за очень серьезные операции, для осуществления которых у него не было достаточно опыта, по чистой случайности не произошло несчастья. (Позже, в своей профессиональной жизни, он не брался за такие опасные операции, а через некоторое время и вовсе оставил хирургию)
Этот пациент, с самого детства, осуществлял акты жестокости, значение которых до не давних пор оставалось для него неизвестным. Эти жестокие поступки были направлены на его отца.
Таким образом он повторял садистские действия, которые маскировались символически и иными способами; он вновь и вновь осуществлял действия, смысл которых стал ему ясен только в ходе анализа. Его садизм, конечно же, был вытеснен, то есть, из психических представителей этого побуждения изымался катексис, следовательно его значение стало бессознательным. Затем, вытесненное стремление попыталось воплотиться в движениях, то есть повторить себя в действиях. По всей видимости, такое повторение прибавило к вытеснению, осуществляемому эго, сопротивления со стороны ид.
Сопротивление суперэго
Кроме того, существует сопротивление со стороны суперэго, которое действует следующим образом: суперэго препятствует получению либидозного удовлетворения и
обращает агрессию на собственное это. Агрессия вынуждена действовать в рамках эго, вызывая страдание, самоотречение, самоупреки, самонаказания и тому подобное. Когда эго подчиняется строгим требованиям суперэго, оно часто извлекает из этого мазохистское удовольствие, поскольку агрессия суперэго некоторым образом объединяется с вытесненными либидозными стремлениями эго. Теперь сопротивление суперэго, которое подкрепляет первичное вытеснение посредством мазохизма само становится для эго источником либидозного удовлетворения. Вызванное суперэго чувство вины и потребность в наказании приводят к либидозному удовлетворению; следовательно, мораль эротизируется. Поразительно, насколько часто люди, страдая от самолично налагаемых лишении, получают удовольствие от своих страданий и ведут себя так, как если бы они были святыми. Некоторые даже восхваляют себя за такое страдание.
Итак, мы ознакомились с тремя источниками сопротивлений: эго, ид и суперэго Сопротивления эго разделены на три категории: сопротивление переноса, сопротивление вытеснения и сопротивление вторичной выгоды от болезни, которое будет обсуждено позже. Таким образом, мы должны принимать во внимание пять видов сопротивлений. В следующей главе различные механизмы защиты будут проиллюстрированы клиническим материалом.
Подведем итог: мы обнаружили, что защита - это общее понятие, которое охватывает все механизмы защиты эго от несущих угрозу переживаний и инстинктивных стремлений. У механизма вытеснения особая связь с сознанием, и он является характерной особенностью истерии. Регрессия имеет особое родство с обсессивным неврозом и определенными типами других заболеваний, например, с меланхолией. Мы увидели, что механизм защиты на генитальной стадии и после формирования суперэго отличается от защиты на ранних стадиях развития. Создается впечатление, что вытеснение — это защитный механизм на генитальной стадии развития, в то время как формирования реакций имеют особую связь с догенитальными стадиями организации.
Если вытеснение слишком слабо и не может осуществить защиту, тогда вступают в силу другие, более старые защитные механизмы, такие как проекция, идентификация, компульсивное повторение и формирование реакций. В защитной борьбе может быть потерян внешний мир и определенные части эго (шизофрения). Тогда возникают более примитивные формы защиты.
Действующие на службе защиты сопротивления прерывают связь и свободную коммуникацию между психическими системами человека. Так как ограничивается свобода эго и способность принимать решения, а также поскольку блокированные инстинкты постоянно оказывают сильное давление, эго слабеет. Эго становится похожим на бутылку, наполненную опасной взрывчаткой.
Верно, что благодаря вытеснению (защите) невротик адаптируется к инстинктивным опасностям, но лишь настолько, насколько он избегает их и отказывается от реальной адаптации и удовлетворения. Его эго теряет свою единство и силу.
Когда синтетическая функция эго становится недостаточной, в силу вступаю г защитные механизмы. Эго всегда стремится устанавливать связи и обеспечивать посредническую функцию. Если же инстинктивное требование крайне сильное, а суперэго настолько нетерпимое, что реальное удовлетворение становится невозможным, тогда эго до определенной степени теряет свою синтетическую функцию. Для того, чтобы не было постоянных нарушений (для того, чтобы обеспечить покой) эго изолируется от инстинктивных требований и требований суперэго. Вытеснение и защита,
в целом, являются признаками того, что это не всегда способно сохранять свою роль посредника между ид и суперэго.
Глава 9 ПРОЦЕСС ЗАБОЛЕВАНИЯ Вытеснение и невроз
Доказано, что вытеснение является механизмом эго для овладения тревогой механизмом, защищающим от инстинктивных импульсов. Так как далеко не каждое вытеснение обязательно приводит к болезни, оно не идентично симптомообразованию. Иногда из инстинктивного стремления изымается катексис, то есть инстинктивное стремление сталкивается с противодействием эго, что, однако, не приводит к заболеванию. Мы знаем, что при вьпеснении из сознания исчезают ментальные представители инстинкта (идеи), а аффект подвергается торможению. Поскольку бессознательный инстинктивный представитель перестает катектироваться, он теряет активность и способность оказать сколько-нибудь заметное влияние на системы сознания и движения. Однако, мы знаем, что изъятая из инстинкта энергия может прикрепиться к эго, где, формирую контркатексис, она используется для укрепления черт характера эго и для сублимации.
Пока человек способен сублимировать, его психическое равновесие нерушается происходящими в ею жизни вытеснениями, конечно же, он способен сублимировать только тогда, когда вытеснения имели успех, как описано выше. Здесь я вновь хотел бы вспомнить пациентку - врача, о которой мы говорили при обсуждении сублимации.
Мы помним, что эта женщина-врач хотела склонить своею мужа изучать медицину, а сама хотела оставить свою профессию. Ею завладела идея, что она сможет оставить медицину, если через своего мужа сохранит контакт со своим отцом. Однако, ее муж не изменил своей профессии, и пациентка сама стала компетентным врачом. Эта неудача не привела к болезни. Больной она стала позднее, после целого ряда переживании, которые лишили ее какого-либо удовольствия от своей профессии. К сожалению, я, по вполне очевидным причинам, не могу дать более полное описание этого случая. Я лишь хочу показать, что пока вытесненный инстинкт удовлетворяется через сублимацию, вытеснение может хорошо переноситься.
Наша пациентка получала сублимированное удовлетворение через собственные достижения, удовлетворяя свой нарциссизм и косвенно привлекая внимание своего отца.
Однако, чем больше становилось конфликтов, тем меньше она была способна совладать со своей инстинктивной жизнью. До тех пор, пока старые инстинктивные требования не подвергались вытеснению, они с все увеличивающейся частотой пытались превратиться в действия, хотя в то время она абсолютно не осознавала их значения. Она пыталась бороться с ними, но без успеха. Болезнь началось, когда возникли внешние трудности, который потребовав так много энергии, что встретившись лицом к лицу со своими внутренними требованиями, - инстинктивными требованиями, ее эго потерпело неудачу.
В каждом неврозе мы встречаемся с более или менее сходной ситуацией. Внешние жизненные трудности ослабили способность эго защищаться от инстинктивных стремлений ид. Вследствие этого вытеснение потерпело неудачу, отвергнутые стремления ид вновь стали активными, а эго не смогло противостоять им. Внутренний провал непосредственно приводит к симптомообразованию. Следовательно, болезнь начинается с актуального конфликта и внешней фрустрации, которые приводят к внутреннему провалу. Актуальный конфликт не следует путать с актуальным неврозом, что иногда происходит. Верно, что актуальный конфликт часто заканчивается
актуальным неврозом, а следовательно и психоневрозом. И наоборот, конфликт, который был скрыт в течении ряда лет, может стать острым и актуальным из-за психической ситуации, без явной внешней причины и может привести к фрустрации инстинктивных требований, к актуальному неврозу, и, позднее, к психоневрозу. Это порочный круг, в котором не всегда можно четко определить начальную точку ускоряющего болезнь фактора. Взаимоотношения между актуальным неврозом и психоневрозом будут обсуждены позже.