Этапы развития Египетской культуры.




История и культура Древнего Египта во многом были предопре­делены его географическим положением. Реальный мир египтян был ограничен узкой долиной великой реки Нил, окруженной с запада и востока песками пустынь. Именно природа страны и ее единствен­ная огромная река, от разливов которой зависела жизнь и благополу­чие народа, явились тем важнейшим фактором, который обусловил мироощущения и мировоззрения египтян, их отношение к жизни и смерти, их религиозные взгляды.

Название Египет государству дали греки, которые приезжали в Египет для знакомства с его культурными достижениями. Название страны Айгюптос можно найти в трудах греческого историка Геродо­та. Сами же египтяне называли свою страну Та-Кемет (Черная Зем­ля) по цвету ее плодородной почвы в противоположность красной земле пустыни или Та-Мера (Страна Наводнений).

Древний Египет существовал на протяжении трех тысяч лет Здесь не было резких исторических переломов, изменения происходили постепенно, не нарушая сложившихся традиций. За столь дли­тельное время была создана культура, имеющая всемирное значение. Истоки египетской культуры теряются в глубокой древности. Будучи африканской по своему происхождению, египетская культура не сра­зу обрела свое лицо. Ее формирование началось с переходом к ирри­гационному земледелию и скотоводству, благодаря которым появи­лись постоянные поселения и стабилизировался этнический состав. Развитие древнеегипетской культуры было обусловлено преимущест­венно благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. Разрушение родовой замкнутости привело к качественным сдвигам в развитии орудий труда. Расширение и разви­тие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоева­ний. Одновременно увеличивалось и число используемых в хозяйстве растений и одомашненного скота.

Хозяйственная и этническая стабильность обеспечили в свою очередь формирование устойчивых культурных традиций, которые дали неожиданный культурный взрыв, обеспечивший расцвет древ­неегипетской цивилизации. Только переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, возникновение имущественной дифферен­циации и социальной иерархии, формирование заупокойных пред­ставлений и культа обожествленного правителя, появление иерогли­фического письма позволили египетской культуре стать именно еги­петской, а не оставаться африканской.

Периодизация древнеегипетской культуры, как это свойственно всем раннеклассовым культурам, совпадает с эпохами развития ци­вилизации. На этом основании в ней принято выделять додинастический период, Раннее царство, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство и Позднее царство, из которых наиболее плодотвор­ными для нее стали эпохи Древнего, Среднего и Нового царств.

Появлению цивилизации на земле Древнего Египта предшество­вал длительный, продолжительностью в несколько столетий, период развития культуры, получивший название «додинастический». В это время стал выявляться целый ряд ее особенностей, которые сохраня­лись до конца эпохи фараонов. И одной из наиболее ярких ее черт стало причудливое сочетание «первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию. Именно в этот период древнеегипетская культура не только успела приобрести свой неповторимый облик, но и неизмеримо возвыси­лась среди родственных ей культур соседних африканских народов.

В древности Египет занимал практически ту же территорию, что и сегодня. В додинастический период на этой территории существовали от­дельные области — номы, которые позднее объединились в царства: Верхний Египет на юге в долине Нила и Нижний Египет на севере в дельте Нила.

Приблизительно в 3100 г. до н.э. фараон Верхнего Египта Нермер, или Менее, завоевал Нижний Египет и объединил оба царства под властью первой династии, а также основал новую столицу на границе двух царств, получившую название Мемфис. Эта столица дала название всей стране, так как греческое слово Айгюптос являет­ся искаженным поэтическим обозначением древней столицы Мем­фиса — Хетка-Пта.

Периоды правления фараонов I и II династий принято называть в истории культуры Египта Ранним царством. Второй период (III—VI) династий получил название Древнего царства. Он характеризуется образованием нового централизованного государства, формировани­ем государственного аппарата, выделением административных окру­гов. В это же время утверждается неограниченная власть фараона, происходит ее обожествление, что находит свое выражение в соору­жении пирамид-гробниц.

Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время правления могущественных и мудрых царей. Централизация власти в Древнем Египте породила специфическую форму общест­венного сознания — культ фараона. Этот культ опирался на пред­ставление о фараоне как родоначальнике всех египтян. В свою оче­редь фараон рассматривался как наследник бога, создателя и влады­ки мира. Поэтому он обладал властью над целым космосом. Благопо­лучие страны было обусловлено наличием фараона. Благодаря ему везде господствовали регулярность и порядок. Фараон своей собст­венной персоной сохранял равновесие мира, которому постоянно угрожал хаос.

В отличие от других народов, населявших в древности Ближний Восток, все египтяне были равны перед богом. Между государством и индивидом не стояли ни аристократия, ни другие промежуточные инстанции. Положение человека в обществе определяли имя его ро­дителей и титул, соответствовавший его месту в административной системе. Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя жен­щина обычно входила в дом мужа и становилась там хозяйкой дома. Египтяне, видимо, особенно ценили семейные отношения, это на­шло отражение в многочисленных рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках.

Решающую роль на формирование египетской культуры этого этапа оказали религиозно-мифологические представления древних египтян: заупокойный культ и обожествление власти фараона. Худо­жественная культура была составной частью культов и ритуалов, она была тесно связана с религией, которая обоготворяла силы природы и земную власть. Поэтому религия и мифология являются ключом к пониманию всей художественной культуры Древнего Египта.

Важнейшей чертой мироощущения египтян было неприятие смерти, которую они считали противоестественной как для человека, так и для всей природы. В основе этого мироощущения лежало убеж­дение в регулярном обновлении природы и жизни. Ведь природа об­новляется ежегодно, а Нил, разливаясь, обогащает своим илом окре­стные земли, рождая на них жизнь и благоденствие. Но когда он ухо­дит обратно в свои берега, наступает засуха, которая не является смертью, так как на следующий год Нил разольется снова. Именно из этих убеждений родилось вероучение, согласно которому смерть не означала конца существования человека, его ждет воскрешение. Для этого бессмертной душе усопшего необходимо вновь соединиться со своим телом. Поэтому живые должны позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено, а средством сохранения тела было бальза­мирование. Таким образом, забота о сохранении тела умершего при­вела к возникновению искусства изготовления мумий.

Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни сформировала в конце концов культ умерших, определивший многие явления и особенности египетской культуры. Культ умерших был для египтян не отвлеченной религиозной обязанностью, а практической необходимостью. Полагая, что смерть есть не прекращение человече­ского существования, а лишь переход его в другой мир, где своеоб­разно продолжается его земное существование, египтяне стремились обеспечить это существование всеми необходимыми предметами. Прежде всего, необходимо было позаботиться о строительстве усы­пальницы для тела, в которой жизненная сила — ка — вернется в вечное тело умершего.

Ка был двойником человека, обладавшим теми же физическими качествами и недостатками, что и тело, вместе с которым ка рождал­ся и рос. Однако в отличие от физического тела ка был невидимым двойником, духовной силой человека, его ангелом-хранителем. По­сле смерти человека существование его ка зависело от сохранности его тела. Но мумия, хотя и более долговечная, чем тело, тоже была бренна. Чтобы обеспечить для ка вечное вместилище, создавались точные портретные статуи из твердого камня.

Жилищем ка умершего человека должна была быть гробница, где он обитал вблизи своего тела — мумии и портретной статуи. По­скольку загробная жизнь ка мыслилась как непосредственное про­должение земной, то после смерти умерших следовало обеспечить всем, чем они обладали при жизни. Рельефы, высеченные на стенах погребальных камер, воспроизводили сцены повседневной жизни умершего, заменяли для его ка то, что окружало человека в обыден­ной жизни на земле. Эти изображения воспринимались не как пре­красная жизнь, а как продолжение реальной земной жизни. Снабженные пояснительными надписями и текстами вместе с предметами домашнего обихода, они должны были дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире.

И хотя смерть признавалась одинаково противоестественной для всех египтян, надежные гробницы и недоступные склепы, снабжен­ные, как считалось, всем необходимым для умершего, создавались только для богатых и власть имущих. Пирамиды строились только для фараонов, поскольку после смерти они соединялись с богами, становясь великими богами.

Своего наивысшего подъема Египет достиг в пе­риод Нового царства, которое началось после изгнания в 1580 г. до н.э. гиксосов из Египта.

Религия и искусство Древнего Египта

История культуры Древнего Египта показывает, что эта цивилизация не всегда была монолитной и могущественной, она пережила периоды расцвета и упадка. Различного рода противоречия, порожденные роскошью правящей верхушки и нищетой народа, столкновениями власти фараона с властью жрецов, подчас расшатывали и ослабляли египетское государство. А войны с соседями, соперничество других мощных империй порой ставили под угрозу целостность империи фараонов. Но, несмотря на все эти обстоятельства, внутренние силы оказывались доста­точно велики, раз эта империя в течение почти тридцати веков, всякий раз оправляясь от очередного удара, продолжала воплощать высшую ступень человеческой цивилизации своего времени. Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы, как считали исследователи, была заключена в религиозных убеж­дениях древних египтян.

Первоначально пантеон египетских богов отличался хаотично­стью, несогласованностью и противоречивостью. Богов в Древнем Египте было много, в каждом городе их было несколько. Главным был бог солнца Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших был Осирис — бог смерти, олицетворявший умирающую и воскресаю­щую природу. Египтяне верили, что после смерти и своего воскре­шения Осирис стал царем подземного царства. Не менее важной бы­ла богиня Исида — покровительница плодородия и материнства. Бо­гиней истины и порядка считалась Маат.

Древние египтяне признавали всех богов, почитавшихся мест­ными традициями. У каждого из них было свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительст­вующее им божество, от которого зависело их благополучие. Со временем, в период создания единого государства, сложилась не­кая божественная иерархия и упорядочились культы многочис­ленных богов и связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению куль­тов богов крупнейших религиозных и политических центров. Те­перь главное божество любой провинции (нома) считалось во­площением солнца, что отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Pa, Себек-Ра.

Во главе государства утверждается фараон, чья власть абсолютна.. Возникает понятие «дом фараона» - (ном), которое совпадало с понятием государства. Божественность фараона выражалась в признании его сыном бога во плоти. Главным богом Египта становится бог Солнца как рассматривался как «Восходящее Солнце» и назывался Хепри, или Хепрер, как «Солнце в зените» - Ра, как «Солнце перед закатом» - Атум. ». Всего в Египте насчитывались тысячи богов.

Боги олицетворяли различные природные явления и одновременно явления общественного порядка. Одним из важнейших богов считался Птах - бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка – своим словом. Птах почитался покровителем искусств и ремесел. Как одного из немногих богов Птаха изображали в облике человека. Египтяне поклонялись также самым различным животным и растениям. При этом все боги, животные, растения, по мнению египтян, были порождениями единого бога. Он – творец вселенной и существует в трех лицах – отца, матери и сына (предтеча христианской Троицы).

Протест египтян против смерти выразился в вере в бессмертие души. Самым ярким свидетельством этого отношения явились пирамиды. Самая знаменитая пирамида - пирамида Хеопса (ее строили 20 лет). Высота – 146, 6 м. Площадь – 55 тыс.кв.км. Строились также дворцы, храмы, обелиски перед храмами. Сфинксы возводились перед заупокойными храмами. Причем, если голова сфинкса изображала фараона, то сфинкс в целом олицетворял мудрость, загадочность и силу египетского правителя. Возникает скульптурный портрет. Происходит переход от иероглифов к слоговому письму. Развивается декоративно-прикладное искусство (посуда, украшения). При этом преобладает плоскостное изображение фигур. Основные письменные тексты в Древнем Египте представляли собой молитвы богам и хозяйственные тексты. Музыка постепенно разделилась на культовую, придворную и народную. Среди инструментов были лиры, барабаны, арфы. Причем, музыке приписывалась магическая сила. Египетская наука была представлена преимущественно математикой, астрономией, медициной. Высочайшего уровня достигла мумификация трупов. Появились первые часы, календарь. В египетских школах преподавались, как правило, письмо, чтение, счет, гимнастические упражнения, плавание, хорошие манеры.

В честь завоевателя Египта Александра Македонского была основана Александрия. В городе были театр, библиотека, ипподром, множество храмов, парков, садов, цветников, бань. Достопримечательностью, получившей мировую известность, стал Александрийский маяк. Была создана Академия наук. В Александрии работал Архимед. Был изобретен водяной орган. Впоследствии Египет становится римской провинцией. Копты (потомки коренных жителей Египта) исповедовали христианство. При этом единая религия так и не сложилась.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: