Итальянское Возрождение.




Оно подразделяется на следующие этапы: Ранний Ренессанс (триченто и кватроченто) – с середины Х1У – ХУ вв.; Высокий Ренессанс (чинквеченто) – до второй трети ХУ1 в.; Поздний Ренессанс – вторая треть ХУ1 – первая половина ХУ11 вв.

В литературе эпоха Ренессанса открывается «Божественной комедией» Данте; затем в эпоху раннего Ренессанса создаются такие шедевры как сонеты Петрарки, «Декамерон» Боккачо. В живописи это произведения Мазаччо, Боттичелли («Рождение Венеры»); скульптуры Донателло; архитектура Филиппо Брунеллески.

Высокий ренессанс представлен в первую очередь таким гигантом как Леонардо да Винчи, самыми известными произведениями которого являются фреска «Тайная вечеря» в монастыре, «Джоконда» («Мона Лиза»). Своей жизнью Леонардо да Винчи реализовывал идеал эпохи Возрождения – всесторонне развитой личности. Он - художник, теоретик искусства, скульптор, архитектор, математик, физик, механик, астроном, физиолог, ботаник, анатом. Другой великий художник этого периода - Рафаэль Санти. Самым известным его произведением стала знаменитая «Сикстинская мадонна». К триаде самых великих художников Высокого ренессанса принадлежит также Микеланджело Буонарроти – живописец, архитектор, поэт. Наиболее известные его достижения - росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце; скульптура «Давид»; собор св. Петра в Риме (проектировщик и руководитель строительства); скульптурная композиция в капелле Медичи. Среди великих творцов Высокого ренессанса выделяют также Джорджоне («Юдифь», «Спящая Венера»);Тициана(«Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная», «Святой Себастьян» и др.). В литературе это Лудовико Ариосто («Неистовый Роланд» - поэма), сочетающего в своем творчестве иронию и гуманизм.

Среди представителей Позднего ренессанса выделяют Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Микеланджело да Караваджо; скульптора Бенвенуто Челлини.

Северное Возрождение представлено такими странами как Англия, Германия, Испания, Нидерланды, Швейцария, Франция.

Особое место в Северном Возрождении занимают Нидерланды, где следует выделить Эразма Роттердамского («Похвала глупости»); а также таких художников как Ян Ван Эйк, Хиеронимус, Питер Брейгель, Франс Халс. Именно в Нидерландах возникают натюрморт и пейзаж. Здесь творят Рубенс, Рембрандт.

В Германии и Швейцарии мировую известность получают живопись и гравюра Альбрехта Дюрера.

Французский ренессанс представлен творчеством Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), Мишелем де Монтенем («Опыты»).

Ренессанс в Англии это Томас Мор («Утопия»); поэт Лестер Эдмунд Спенсер; Вильям Шекспир («Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Генрих 1У» и т.д.). Всего им создано 37 пьес.

Испанию прославили Мигель де Сервантес («Дон Кихот»);. Лопе де Вега («Собака на сене», «Учитель танцев»). Всего драматургом было написано свыше 2000 литературных произведений. Среди великих художников Испании выделяются Эль Греко, Диего Веласкес.

Реформация.

Началом Реформации (движения за обновление церкви) считается 31 октября 1517 года. Именно в этот день немецкий профессор богословия Виттенбергского университета августинский монах Мартин Лютер (1483-1546) выступил против католического догмата об искуплении грехов с помощью сокровищницы сверхдолжных добрых дел, хранителем которых якобы являлась Римско-католическая церковь. К концу Средневековья данный догмат привел к широко распространенной практике торговли индульгенциями, содержащими прощение от имени церкви не только за совершенные, но даже за возможные грехи. Весь доход от их продажи поступал в пользу церкви, являясь мощным средством обогащения католического духовенства.

Несмотря на осуждение выступлений Лютера Римско-католической церковью и германскими императорами у него появилось немало последователей. После этого сторонников Лютера стали называть протестантами. В дальнейшем это название распространилось на представителей всех религиозных течений, отделившихся от Римско-католической церкви, а последователи Лютера получили наименование лютеран.

В отличие от православия и католицизма протестантское направление христианства не составило единой конфессии, с самого начала разделившись на множество течений.

Еще при жизни Лютера в Швейцарии сложилось другое течение протестантизма, связанно с именем женевского проповедника Жана Кальвина (1509-1564), получившее название кальвинизма. Впоследствии оно разделилось на реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм.

В ряде европейских стран инициатором введения протестантизма явилась королевская власть, подчинившая себе местные церкви и выведя их из-под юрисдикции папы Римского: в Дании – в 1536 г. Кристиан III Ольденбургский; в Швеции – в 1544 г.Густав 1 Ваза. В Англии в 1534 г. Король Генрих VIII Тюдор основал Англиканскую епископальную церковь. Ее церковную иерархию возглавляет сам король, от имени которого управляет архиепископ Кентерберийский.

В начальный период Реформации сформировалось одно из наиболее радикальных течений протестантизма – анабаптизм. Его последователи активно участвовали в Крестьянской войне в Германии 1524 – 1526 гг. Позже, во второй половине ХVI века, в Англии возник пуританизм (от латинского «пурус» - чистый) – оппозиционно-религиозное движение за более последовательные реформы англиканской церкви. Впоследствии оно вышло за пределы англиканства, образовало самостоятельное течение, испытавшее на себе значительное влияние анабаптизма и особенно кальвинизма. Отдельные положения вероучения анабаптистов и пуритан были подхвачены возникшими позже организациями меннонитов, баптистов, квакеров.

Основная догматическая особенность протестантизма связана с концепцией Лютера об «оправдании одной только верою». Она означает, что непосредственная связь каждого христианина с Богом достигается путем личной веры в искупительную жертву Иисуса Христа. Получая таким образом все благодатные Дары Святого Духа, христианин согласно протестантскому вероучению для спасения не нуждается в посредничестве между собой и Богом. Отсюда – протестантское понимание церкви как сообщества «оправданных верой» людей, равных между собой и наделенных благодатью.

Вследствие этого отпадает необходимость деления церкви на священников и мирян, а также наличия церковной иерархии с особыми правами по передаче благодати священства через рукоположение. Каждый член церкви является носителем священства уже в силу своей веры, а потому имеет право на совершение богослужений, благовестие (произнесение проповедей), чтение и толкование Священного писания.

Священное писание (Библия) как запечатленное Слово Божие является у протестантов единственным источником вероучения. Поэтому Священное предание (решения церковных соборов, церковные установления верховных иерархов) для протестантов не является источником вероучения.

Догматическое положение об «оправдании одной только верою» определяет отношение к таинствам, из которых протестанты признают крещение и причащение (евхаристию). Крещение совершается после сознательного принятия веры по достижению совершеннолетия – «крещение по вере». В то же время лютеране, англикане, реформаты признают и крещение во младенчестве, когда благодать передается через веру восприемников (крестных родителей).

Таинство причащения совершается «под двумя видами» - хлебами и вином (в течениях, отрицающих употребление алкоголя, используется виноградный сок). Рукоположение священнослужителей рассматривается как передача лицу, избранному сообществом верующих, права совершать богослужение, подтверждаемого вышестоящей церковной инстанцией, то есть как назначение на церковную должность.

Изложенные догматические особенности определяют характер протестантской церковной организации и богослужения. Протестантские общины-церкви – это сплоченные коллективы с фиксированным членством. Руководители общин – пресвитеры (пасторы) и их помощники – диаконы всегда избираются из числа членов общин, что подтверждается вышестоящим церковным органом.

Протестанты с самого начала не признали культа Богородицы, почитания икон, крестного знамения. Из праздников отмечаются лишь те, что связаны с Иисусом Христом. Богослужение стало совершаться в любом помещении, хотя и имелись специальные церковные здания. В большинстве течений отказались от литургического облачения священников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: