Культура Древней Греции.




История культуры Древней Греции имеет несколько этапов. Это – период древней греческой цивилизации (111-1-й половины первого тыс. до н.э.); гомеровский период (Х1 – 1Х вв. до н.э.) и архаический период (У111-У1 вв. до н.э.). К древнейшим цивилизациям на территории Греции относятся Минойская и Микенская (Ахейская) культуры.

Настоящие города появляются в Греции на рубеже 111-11 тыс. до н.э. Центром же цивилизации становится остров Крит.Его культуру иногда называют Минойской (по имени Миноса – легендарного царя острова).Дворцы становятся центром политической и культурной жизни на острове Крит. Здесь складывается теократия. Причем вся духовная и светская власть принадлежала одному человеку – царю.

В ХУ1 – 1-ю пол. ХУ вв. до н.э. происходит расцвет Минойской культуры. После извержения вулкана и вторжения греков-ахейцев складывается ахейская культура, одним из ранних памятников которой стали так называемые шахтные гробницы в Микенах. Получает распространение строительство Дворцов. На смену шахтным гробницам приходит толос (купольная гробница).

После прихода дорийцев, обладающих более эффективным, чем бронзовое, железным оружием, приходит конец Крито-Микенской цивилизации и начинается гомеровский период (Х1 – 1Х вв. до н.э.). Гомер прославился как создатель «Илиады» и «Одиссеи». Распространено мнение, что греческих богов «создал» Гомер, собрав из разрозненных мифов общий пантеон богов, придав своим описаниям литературно-художественную форму. В этот период появляются керамические вазы, статуэтки. Завершается гомеровский период упадком и застоем культуры.

Следующий период - культура архаического периода (У111-480 до н.э.). Он характеризуется «великой колонизацией» (освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей). Греки выходят из состояния изоляции. Складывается античный полис – города-государства как результат разложения родовой общины. Гражданской общине принадлежал город и сельское хозяйство. Наиболее крупные полисы – Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Понятие «Эллада» - единство всего греческого мира. Святилища – центры экономических, политических, культурных связей. Формируется окончательно единый пантеон богов. Основным культом становится культ олимпийских богов.

Утверждается политеизм (многобожие). Сначала, по представлениям греков был Хаос, из которого выделились земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Геи и Урана – титаны, которые свергли отца. Один из титанов, Кронос (время), воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном – Зевсом. По преданию, Зевс и окружавшие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Победив титанов, Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера – владычицей неба. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, а другому брату Аиду – подземное царство.

Богом света и поэзии был Аполлон, которого сопровождали девять муз – покровительницы искусств и наук. Богиней красоты была Афродита, мудрости – Афина, богом огня и кузнечного мастерства – Гефест, войны – Арес.

Каждая отрасль хозяйственной деятельности имел своего бога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, Афина – ткачеству, Дионис – виноделию, Гермес – торговле и т.д.

Кроме общегреческих богов в каждой области Греции почитались и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга.

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.

В греческой мифологии – дочери Зевса и Мнемосины, богини наук, поэзии и искусств: Евтерпа – лирической поэзии, Клио – истории, Талия – комедии, Мельпомена – трагедии, Терпсихора – танцев, Эрато – любовной поэзии, Полигимния – гимнов, Урания – астрономии, Каллиопа – эпической поэзии. Всего 9 муз.

Проводились Олимпийские игры (раз в четыре года с 776 г. до н.э.), посвященные Зевсу; Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона (раз в четыре года); Истмийские игры в честь Посейдона раз в два года.

Основу жизненной философии греков составила агонистика – стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии и т.д.

Первая философская система Греции – натурфилософия, представители которой рассматривали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности. Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен - воздух, Анаксиманд -апейрон (беспредельное), Гераклит Эфесский (первооснова – огонь). Парменид Элейский сформулировал принцип тождества мышления и бытия, согласно которому ощущения являются источником познания, но не мир вещей.

Появляется учение Пифагора, создавшего свою философскую школу, основанную на объединении математики, астрономии, теории музыки.

Великим памятников мировой литературы и истории становится труд Гесиода «Труды и дни». Получает всемирную известность поэтическая лирика Сафо (Сапфо). Эзоп создает басни, которые становятся также всемирным достоянием. К У1 в. Оформляется в архитектуре дорический и ионический ордер (последний более пышный, более декоративный). Настоящими произведениями искусства становятся древнегреческие сосуды.

Классический период (480- 323 до н.э.) Древней Греции открывается победой греков в Греко-персидских войнах. Получает дальнейшее развитие полисная демократия. Центром культурной жизни становятся Афины, особенно во время правления Перикла. Главной целью воспитания в Древней Греции становится формирование физического и духовного совершенства. В системе образования реализуется идея гармонично развитой личности через сочетание разнообразных учебных дисциплин – гимнастика, музыка, танцы, чтение, письмо.

Дальнейшему развитию древнегреческой философии способствуют появившиеся софисты, создавшие искусство рассуждений. Следующий этап философского мышления - философия Сократа, развитая Платоном, составившая идеалистическую линию развития мировой философской мысли. Материалистическую линию философии начинает Демокрит с его учением об атомах. Развивается профессиональная медицина с ее профессиональной этикой (Гиппократ). Огромный вклад в мировую культуру внесли греческие драматурги: Эсхил («Прометей прикованный», трилогия «Орестея» - отражение идеи возмездия и фактора судьбы); Софокл (наиболее известен его цикл о царе Эдипе); Еврипид, отразивший в своей драматургии борьбу рассудка и страстей («Медея», «Федра»); комедиограф Аристофан («Мир», «Всадники», «Лисистрата»). Развивается историческая наука, где особо следует выделить труд Фукидида «История Пелопонесской войны», в котором впервые применяется научно-критический метод, устанавливаются причинно-следственные связи.

Возникает реалистическая скульптура (Фидий), живопись (Полигнот, Аполлодор, открывшие светотень и перспективу). Появляется коринфский ордер в архитектуре (колонна украшенная листвой и завитками). Храм становится основным типом общественного здания. Всемирно известной достопримечательностью становится Афинский Акрополь.

Кризис полиса. Разражается Пелопонесская война между Афинами и Спартой за господство в Греции. Развивающиеся товарно-денежные отношения в Греции привели к распространению частной собственности на землю, вытеснявшей античную форму собственности – экономическую основу города-государства. Начинает процветать индивидуализм. Создаются философские школы – киническая и гедонистическая. Выдающимся примером киника становится философ Диоген, ставящий личные добродетели выше культуры, социума.

Благодаря Платону и Аристотелю возникает философия как всемирное достояние человечества. Развивается риторика (Исократ, Демосфен). Большой вклад в историческую науку вносит Ксенофонт. В искусстве особую роль играет скульптура, отражающая интерес к человеческой личности. Выдающиеся скульпторы этого периода - Пракситель, Скопас, Лисипп. В культуре Греции осуществляется поворот к изучению и отражению внутреннего мира человека.

В 338 г. до н.э. после битвы при Херонее Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу 11 (382-336 до н.э.).

Формируется культура эллинизма, означающего распространение греческой культуры на всей территории державы, которая создается в результате похода на Восток Александра Македонского, сына Филиппа 11, подчинившего Грецию.

В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Продолжает развиваться наука (Архимед), где особое внимание уделяется математике, механике, астрономии, географии, филологии. Создаются философские школы эпикурейства и стоицизма (Зенон). В основе эллинистической религии складывается культ монарха, культ судьбы. При этом наблюдается синкретизм в виде смешения различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.

Происходит увеличение количества общественных сооружений: булевтерии (здания городских советов), палестры (спортивные школы), гимнасии (школьные здания), стадионы, библиотеки, бани.

Культура Древнего Рима.

Культуре Древнего Рима предшествовала этрусская цивилизация в 1 тысяч. до н.э. в Средней и Северной Италии, создавшая города-государства и знаменитые этрусские гробницы. Сам Рим основан в 735 г.до н.э. Причем от этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, римские цифры, способы гадания, а также одеяние – тогу, дома с атрием (внутренним двориком).

Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема.

В эпоху ранней Республики (конец У1 – начало 111 вв. до н.э.) Риму удается подчинить себе весь Апеннинский полуостров.

В середине У в.до н.э. в Риме были составлены «Законы 12 таблиц», ставшие основой дальнейшего развития римского права.

Расцветает римское ораторское искусство; создается римское войско с жесткой дисциплиной. Уничтожив главного соперника - Карфаген, Рим превратил Грецию и Македонию в римские провинции. Рим становится «владыкой мира».

Римские боги во многом отождествлялись с греческими: Юпитер – с Зевсом, Нептун – с Аидом, Марс – с Аресом, Юнона – с Герой и т.д.

Создается наука о праве. Достигает расцвета ораторское искусство, выдающимся представителем которого становится Цицерон.

Формируется собственная литература в лице таких авторов как Ливий Андроник, Плавт, Теренций (комедиограф). Получает всемирную известность философская поэма «О природе вещей» Лукреция. Катулл становится ярчайшим представителем лирической поэзии. Среди философских учений наиболее распространены учения эпикурейцев, стоиков.

В архитектуре утверждается идея силы, мощи, величия. Это - арки, своды, купола, столбы. Изобретается бетон. Создаются амфитеатры, цирки, базилики, термы (комплекс в парке с банями, билиотеками, прогулочными зонами и т.д.). Изготавливается множество копий греческой скульптуры.

В период империи получает распространение стоицизм – Сенеки, императора Марка Аврелия. У низших слоев общества становятся популярными философы-киники. Новыми культами фактически становятся императоры (объявлялись после смерти божественными).

Центрами науки являются Рим, Афины, Александрия, Карфаген и др. Науку создают такие ученые как Птолемей, Плиний Старший (физическая география, ботаника, зоология, минералогия), врач Гален.

Гий Цильний Меценат становится покровителем искусств (в частности,поддерживал Вергилия и Горация). Овидий создает свои «Метаморфозы». Расветает творчество писателя Апулей; создают свои труды Плутарх, сатирики Ювенал, Петроний, Лукиан.

Формируется римская историография (Тит Ливий, Тацит), ориентированная на прославление империи. В Римской империи создаются также новые храмы, дворцы, театры, термы. Колизей как самый большой амфитеатр Античного мира вмещал около 50 тыс. чел.

Наступивший кризис 11 – 111 вв. н.э. привел к частой смене императоров, отпадению провинций, появлению в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерными признаками кризиса становятся низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.

В период поздней империи (конц.111 – конец У вв.) изменяется форма римского государства: принципат уступает место доминату – неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков.

В 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.

Зарождается христианство и создаются базилики – первые христианские храмы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: