Западно-европейская культура Нового времени.




Главные ценности эпохи Просвещения (конец 17 – 18 вв.).

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми.

Победа разума – второй характерный признак эпохи.

Третий характерный признак эпохи Просвещения – исторический оптимизм. Характерно появление в этот период различных политических утопий.

Просветители верили в возможность построения гармонического общества». Происходит зарождение буржуазных отношений. Главные очаги Просвещения находятся в Англии, Франции, Германии. Философия и идеология Просвещения явилась результатом различных революций: промышленной революции в Англии, политической – во Франции, философской и эстетической - в Германии.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науки о сверхчувственных принципах и началах бытия). Оно содействовало развитию любого рода рационализма (признающего разум основой познания и поведения людей).

Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов.

Английское и шотландское просвещение.

В основных чертах политическая программа Английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632 – 1704). Основное его сочинение – «Опыт о человеческом разумении » (1690) – содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, согласно Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Правовое равенство индивидов – необходимый результат принятия трех неотчуждаемых прав.

Выдающимся политическим сочинением явилось произведение Томаса Гоббса (1588-1679) «Левиафан».

Шотландский просветитель – Дэйвид Юм (1711-1776) явился создателем науки о нравственности, где особую роль играет альтруизм.

Шотландский просветитель Адам Смит (1722-1790) проявил себя как выдающийся теоретик товарно-денежных отношений, стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображениям. В своей теории Смит отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зависимости при феодализме.

Французское Просвещение.

Это – Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Шарль Луи Монтескье, Поль Анри Гольбах и др.

Ш.Л.Монтескье (1689 – 1755) в своих философско-политических сочинениях «Персидские письма» и «О духе законов» выступил с острой и глубокой критикой деспотизма, абсолютистского произвола, он противопоставлял им идеалы свободы в политической сфере. Отец буржуазного либерализма.

Вольтер (1694-1778) писал трагедии, стихи, исторические сочинения, философские романы, сатирические поэмы, политические трактаты и статьи. Противник церкви, клерикализма, морали и догм феодального общества, абсолютистского режима. Произведения – «Философские письма», повесть «Кандид или Оптимизм», «Философский словарь».

Дени Дидро (1713-1784) - редактор и вдохновитель 35-томной «Энциклопедии»; Поль Гольбах (1723-1789) – автор «Системы природы» - главного произведения французского материализма и атеизма; сторонник радикального материализма и механицизма, рассматривающий человека как самозаводящуюся машину Жюльен Ламетри (1709 – 1751), автор «Человека-машины» и «Человека-растения»; Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) его труд «Об уме» был сожжен по распоряжению парламента.

Ж.Ж.Руссо (1712-1778). Учение Руссо сводилось к требованию вывести общество из состояния всеобщей испорченности нравов. Выход виделся ему не только в правильном воспитании, материальном и политическом равенстве, но ив прямой зависимости морали и политики, морали и общественного строя. Ставил общественную волю выше индивидуальной воли. Самые известные сочинения - «Об общественном договоре», роман «Эмиль, или О воспитании».

Просвещение в Германии.

Характерная особенность – экономическая и политическая раздробленность. Идея национального единства доминировала в творчестве просветителей.

Просветитель Христиан Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания. Культ разума сочетался у него с пиэтетом перед христианской верой. Один из парадоксов Немецкого Просвещения заключался в том, что оно нередко получало импульсы «сверху». Например, в Пруссии инициатором публичного обсуждения новых идей выступил король Фридрих Великий (1740-1786).

Иммануил Кант (1724-1804) создал концепцию Просвещения как освобождение индивида, но лишь в моральном и интеллектуальном смысле слова, а отнюдь не в политическом. В своем трактате «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» он рассматривает человеческие чувства через призму двух категорий – Прекрасного и Возвышенного.

Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Кант подвел итог исканиям эпохи Просвещения. Особенно значителен его вклад в разработку теории правового государства. Кант обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя, которые предполагает путь постепенных реформ и исключают грубое насилие.

Современник раннего Канта – Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) – поэт, драматург, литературный критик, философ. В 1730 г. он написал тезисы «Воспитание человеческого рода», главная идея которых – единство человеческого рода, его всеохватной целостности. Лессинг считал, что и человечество возникает только тогда, когда эта общность осознается.

Лессинг высоко оценивал роль христианства в человеческой истории, возвеличивая в нем моральную сторону. Но высокая оценка христианской святости, по его мнению, не означала, что духовная эволюция человеческого рода завершается именно этой религией. По мнению Лессинга, человечество не остановится на этой стадии. Придет новая ступень зрелости – «эпоха нового, вечного Евангелия». И именно в эту пору нравственность окажется универсальным, безусловным принципом поведения.

Глубокими гуманистическими раздумьями пронизано творчество другого немецкого просветителя - Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803). В своей работе «Еще одна философия истории для воспитания человечества» он исходит из того, что вся история народов – это школа соревнования в скорейшем достижении гуманности.

Образцом всего доброго и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х гг. ХУ111 в.

Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки.

Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели – как совершенная среда для совершенного человека. Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человеческим чувствам – любви, дружбе, меланхолии. Все это обеспечивало реализацию просветительских представлений о счастье как «естественном состоянии», о «естественном человеке», основным условием которого было возвращение к природе. Среди них особо выделяется Петергоф (Петродворец), созданный на берегу Финского залива архитекторами Ж.Леблоном, М.Земцовым, Т.Усовым, Дж.Кваренги и др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: