Концепция и структура культурных изменений в рамках постмодернизма.




Термин «постмодернизм» введен французским философом Ж. – Ф. Лиотаром для обозначения структуры и культурных черт трансформации картины мира, начавшейся приблизительно в 80-е годы ХХ века. Изменившаяся социокультурная ситуация во всех сферах жизни как внутри многих национальных социумов, так и в межнациональных контактах, породила и новые представления о мире, месте человека в мире, его мировоззрении и мироощущении. Если основные принципы модернизма исходили из просветительских проектов о развитии как линейном поступательном прогрессе, способном осуществить идеалы свободы, справедливости и прав человека, то постмодернизм отверг всякого рода тотальные универсалистские схемы социального развития. Пересмотру был также подвергнут и основной метод, также ведущий свое начало от Просвещения – рационализм как способ достижения идеального порядка.

Главные идеи постмодернизма заключались в принципах дифференциации Картины мира не в виде представлений о космической упорядоченности универсума, а в форме фрагментарных образов, которым соответствуют и иные принципы познания: отказ от всех значений универсализма как тотальной (всеобщей) полноты знания, или как принято в терминологии постмодернизма, кумуляции «крупных нарративов» (последовательно упорядоченных структур знания) и, соответственно, технологий создания «мета-нарративов».

Иначе говоря, на место последовательного изложения приходит так называемое «дискурсивное мышление», поп-культура, замещающая классику, нивелирование «высоких образцов» культуры и, соответственно, изменение шкалы культурных ценностей. Изменяются представления обо всех областях научного знания, видах и жанрах искусства.

В частности, трансформируется представление об истории, Новая историческая культурология отвергает традиционную метафизику истории, то есть культурно-исторические «универсалии», понимаемые как всеобщие категории, которые К. Поппер удачно назвал «историцизмами». Эти универсалии фиксировали мета-исторические закономерности о «расцветах» и «закатах» цивилизации, «волновых» развитиях в экономике, циклах и кругах исторического развития или его линейно-прогрессистских представлениях.

Таким образом, можно сказать, что все исторические формы метафизики развития социумов и моделей культурно-исторических типов, весь набор всемирно-исторических картин мира, отраженных в универсалиях, был подвержен ожесточенной критике.

Разумеется, возникновение постмодерна предполагает объяснение причин его появления, определение «области знания», его границ и метафизических оснований (онтологии, гносеологии). Кроме того, дискутируется вопрос о том, является ли постмодерн новой самостоятельной эпохой, которой заканчивается период Нового времени, или это некий переходный период, образовавшийся в результате распада культурного типа модерна. Как понимать утрату рациональных рефлексий модерна, на которых строились универсалии прогрессистского развития, моральных и правовых императивов гражданского общества? Как вообще следует относиться и к отказу постмодерна от признания гуманитарного знания как специализированной области познавательной деятельности, что повлекло за собой трансформацию представлений о мифологии, философии, религии, искусства. Прежде всего, вызывает очевидное сомнение отказ от традиций как преемственной связи поколений и способов передачи социокультурного опыта.

Т. Адорно и М. Хоркхмайер выразили эти противоречия, которые ведут свое начало от эпохи Просвещения, как разрыв связей с исчерпавшими себя тотальными формами устройства общества и угнетения человека под лозунгами свободы и гражданских прав и создание моделей культуры, основанной не на всеобщих универсалиях, а на идее множества культурных моделей.

С 1890-х гг. трансформация выражается в новых формах экспериментирования с текстами. Появляется «новый роман» (М. Пруста, Д. Джойса), а также абстракционистские эксперименты в искусстве – Пикассо, Брака, Кандинского.

В этих экспериментах художественных форм и образцов отражены новые представления о реальности как относительной (релятивной).

В данном контексте в 60-е годы ХХ в. обозначаются основные принципы Контр-культуры и переход к постмодернизму, фрагментирующих картины мира и описание его как сочетание коллажей и мозаик. В этих новых экспериментальных формах искусства находили сочетание и произвольно взаимодействовали все возможные исторические стили и жанры разных культурно-исторических эпох.

Такая полистилистика стала проявляться во всех формах научного, философского, гуманитарного знания. Но это не означает, что культура постмодерна не имеет своего стиля. Она создает его в виде полистилистики, произвольного сочетания фрагментов культур разных эпох художественных форм и эстетических стилей. Этот принцип плюрализма формирования культуры постмодерна проявился и в отношении к гуманитаристике, которой отказывается в научной самодостаточности и отводится роль «пред-науки» в структуре наук о культуре. Она становится второстепенной, вследствие отхода от универсалий, которые составляют систему временных и пространственных координат картины мира, опирающихся на фундаментальные научные представления. Появляются новые определения постмодерна, которые замещают прежние: принцип «целеориентаций» в культуре постмодерна замещается синонимом «анархии» в формировании любых культурных артефактов; создание произведения искусства как законченного результата художественного творчества, замещается понятием «процессуальности», т.е. неопределенности самого результата художественной деятельности, которая может длиться неопределенно долго, принимать форму игры с используемыми артефактами, или создавать совершенно неожиданные и поражающие воображение конструкции.

Такие формы постмодернистского искусства обозначаются как «перфоманс» или «хеппенинг».

Жанровые границы в искусстве нивелируются и приобретают очертания «интер-текста». То есть актуальным становится понятие «транс» или «между» как определяющее социокультурное взаимодействия в постмодернизме. Поэтому получают распространение такие понятия как «транс-культурное пространство», «транс-культурные стереотипы».

В философии культуры метафизика уступает место иронии, корневые глубинные основания какой-либо деятельности замещаются понятием «ризома», символизирующей определенный разрыв смыслов означающего и означаемого, появление симулякров, что на уровне здравого смысла воспринимается как абсурдность.

Иначе говоря, на смену культурным иерархиям в постмодерне приходит неупорядоченная множественность культурных кодов, которые выражаются в понятии «ризома» - образной метафоры современной культуры, выражающей множественность (неупорядоченную) вне каких-либо векторных направлений, то есть некоторую беспорядочность нарастания культурных значений (символов) вверх, в стороны, не сообразуясь с границами «означаемого». Ризоматическая метафора характеризует беспорядочность сочетания стилей разных эпох, народов, культурных традиций и школ.

Итак, основными принципами культуры постмодерна являются процессы деконструкции, децентрализации, которые охватывают все уровни культуры, все ее аспекты: социальные, этнические, художественные и даже личностные. Человек в контексте постмодерна также представляет собой «фрагментарную личность», определяемую потребительским выбором. Можно сказать, что и исчезает личностное начало само по себе, так как личность становится фрагментарной, перестает быть тождественной самой себе. Эта утрата самотождественности нашла свое выражение еще в одной метафоре постмодерна: о «смерти автора», то есть нивелирования доминантного центра любой художественной деятельности. Таким образом, деконструкция проявляется в философском (метафизическом, онтологическом), научном и гуманитарном направлениях культурных изменений, и в каждой из них она проявляется специфически.

Деконструкция описана в работах Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотара и др. В них обосновывается главный принцип деконструкции Картины мира, заключающийся в том, что любой «новый продукт» человеческой культуры, любой инновационный артефакт создается на основе уже существующего до него культурного артефакта, который художник-модернист фрагментирует и «использует» по своему усмотрению, сочетая в новой конструкции артефакты, созданные другими художниками, расчленяя и комбинируя их в новых сочетаниях. Образуется «интер-культурное» пространство, которое получает собственную жизнь: один текст вписывается в другой, как-то переплетается. Создаются своеобразные комбинаций текстов, которые формируют виртуальную реальностьиотара и др. оописана ом направлениях культурных изменений, и в каждой из них она проявляется специфически.

циальнкол."ений, то.

Труды французского теоретика культуры М. Фуко, создали особое направление научного познания, названное им «археологией знания». Пространство культуры объясняется как «взаимодействие между словами и вещами». Это взаимодействие специфично для каждой культурно-исторической эпохи. Но в контексте постмодернистских трансформаций, изменяются возрожденческие представления о человеке как о «центре мироздания», антропоцентрические представления исчерпываются.

Фуко разработал принципы «дискурсивного мышления», которые стали сегодня общепринятыми в разных сферах научного знания. Понятие «дискурс» сегодня широко распространено и в научных трактатах и в публицистике, и политике, и в истории. Фуко определил дискурс как «системную структуру знания», которая исторична. Дискурс кодирует культурные взаимодействия в разных сферах – символических объектах, материальной культуре, регулятивных формах (нормах, паттернах). Эти культурные коды необходимы в формировании «культурного пространства» каждой эпохи и имеют еще одно значение – инструмента социального контроля для властных структур.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: