П.А.Сорокин о типологии и динамике культуры.




П.Сорокин является создателем знаменитой «Социальной культурной динамики». Основа культуры любого общества, по мнению П.Сорокина – духовные ценности, знания, значения, нормы, символы.

В качестве доминирующих и взаимозависимых ценностей единой культуры им выделяются: искусство, наука, философия, религия, этика, право, нравы, обычаи, образ жизни, мышление, экономическая, политическая организации. Особую роль при этом играет «культурный менталитет» или «менталитет культуры»: ценности и значения, отдельные образы, желания, чувства, эмоции. Это – сфера духа и внутреннего опыта.

В зависимости от доминирующих ценностей П.А.Сорокин выделяет три типа культуры: 1)идеациональный; 2)чувственный; 3)идеалистический.

Признаки в описании культур:

1)природа реальности, способ ее восприятия людьми (идеализм, материализм и т.д.);

2)природа потребностей и целей, требующих удовлетворения;

3)степень и формы удовлетворения потребностей;

4)способы удовлетворения потребностей.

Идеациональный (идеационный) тип культуры – он характерен для буддистской и ламаистской культур, греческой культуры У111 – У1 вв. до н.э., культур Брахманской Индии и европейского Средневековья. Главными ценностями культуры этого типа являются ценности религии; они интегрируют все ее сферы.

Чувственный (сенситивный) тип культуры. По мнению П.Сорокина, начиная с ХУ1 в. в Европе постепенно стала доминировать сенсорная, утилитарная, светская, «соответствующая этому миру» культура. Чувственный менталитет считает реальностью то, что воспринимается «здесь и сейчас». Варианты крайностей чувственной культуры: «активный эпикуреизм», «пассивный эпикуреизм», «цинический эпикуреизм»

В первом варианте реконструкция внешней среды; во втором – паразитизм; в третьем – лицемерие, свобода от каких-либо запретов.

Возможен и тип культуры, сочетающий два вышеназванных типа культуры – идеалистический тип культуры (избегает крайностей вышеназванных типов культуры).

Культуры могут саморазвиваться («самодетерминация» или «эквивалент свободы»). Вариации этого саморазвития зависят от характера суперсистемы и условий среды.

В этой связи важна «энергия культуры». Главной здесь является «энергия любви». Причем П.Сорокиным выделяются космический, биологический и психологический аспекты любви.

Космический - Добро, Истина, Красота, противостоящие хаосу.

Биологический – альтруизм для сохранения жизни.

Психологический – широкий спектр (сочувствие, симпатия, доброта и т.д.).

Выделяется также альтруистическая любовь, которая разделяется на Эрос (любовь к самому себе) и Агапе (самоотверженность, щедрость).

Базисные элементы для измерения качественного и количественного многообразия конкретных феноменов любви:

1.Интенсивность (психологическая и поведенческая);

2.Экстенсивность (от любви к себе до любви ко всему человечеству);

3.Длительность;

4.Чистота (вне мотивов пользы, выгоды, наслаждения и пр.)

5.Адекватность (от «слепой» к «зрячей» любви).

П.А.Сорокин, таким образом. выдвигает термин «альтруизации» посредством культуры.

Франкфуртская школа.

Эта школа сложилась к концу 1920-х гг. на базе Института социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. Основатели школы и главные теоретики – М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Л.Левенталь, Г.Маркузе, Э.Фромм. Также – В.Беньямин, Ю.Хабермас.

В центр своих исследователей представители этой школы поставили критику массовой культуры, рациональности. Это, в частности, критика «одномерного общества и человека» и идея бесконечного протеста как решение проблем культуры (Маркузе).

Последователь школы Ю.Хабермас выступил за восстановление престижа гуманитарных ценностей, коммуникативную этику, в основе которой лежит интеракция (взаимодействие) как глубинная содержательная коммуникация при важности другого коммуниканта,«другого» как самодостаточной ценности.

Признанный основоположник франкфуртской школы – Макс Хоркхаймер (1895-1973), положивший начало созданию критической теории – новой целостной теории современного общества. Теодор Адорно (1903-1969) более всего известен своими работами по теории музыки, а также размышлениями о месте искусства в современной действительности. Для культурологии особенно интересно осмысление места и разума в истории, сделанное Хоркхаймером и Адорно в «Диалектике просвещения» (1947). Они сумели показать, что именно растущая рациональность привела к нивелировке ценностей, все большему подавлению жизненных основ человеческого существования, к порабощению не только природы, но и человека. Так, знаменитый тезис Френсиса Бэкона «знание – сила» привел к упадку общества и разрушению культуры. Именно знание, которое должно было освободить человека от зависимости от «власти природы», привело к его тотальному порабощению. Также в этой работе они отметили идущее «омассовление» культуры, которая становится все более единообразной, а также превращается в рекламу, в товар.

Постмодернизм.

Кроме хронологии постмодернизма, ведущейся с 1939 г., в которой провозглашается его статус как самостоятельной философской теории (Ж.Ф.Лиотар «Состояние постмодерна») существует вневременная интерпретация постмодернизма как феномена, являющегося проявлением любой радикальной смены культурных эпох, и в этом случае постмодернизм рассматривается как своего рода этап в эволюции культуры:. Соответственно.у каждой эпохи есть свой постмодернизм (У.Эко).

Основная характеристика постмодерна – утрата метанарративов (великих повествований): главных идей человечества (прогресса, эмансипации личности, важности знания, свободы, развития разума).

Постмодернизм создает т.н. «нерепрезентативную эстетику», в которой то или иное отражаемое событие, образ «ускользают» от репрезентации – не поддаются однозначному схватыванию в понятиях и образах, оставаясь принципиально неопределенными.

Поэтому современному искусству надлежит не поставлять реальность,а изобретать намеки на то мыслимое, которое не может быть представлено (Лиотар).

Характерно, что идеологи этого философского и культурного течения объявили, что постмодерн начался с «Освенцима» - преступления, которое открывает «постсовременность». Последняя состоит в отказе от тоталитарных идеологий и авторитарности во всех сферах общественной жизни и наличие творческой и индивидуальной свободы каждого члена общества.

История теперь это - «радикальная прерывность» (Фуко). В качестве одного из ключевых теперь предлагается понятие «эпистема». Это - «фундаментальные коды культуры», исторически изменяющиеся структуры, определяющие конкретные формы мышления, знания и наук.(Фуко).

Своеобразие эпистем обусловлено, прежде всего, теми отношениями, которые устанавливаются между языком, мышлением, знанием и вещами.

Постмодернистами также было предложено понятие «дискурс» для анализа социальной обусловленности речевых высказываний. В соответствии с ним любая речь не только что-то высказывает, но и объясняет то, что высказывает, т.е. проясняя собственные основания или причины. Такая субстантивация производится не только и не столько лингвистичекими или логическими средствами, сколько социальными средствами внутри более широкого социокультурного пространства.

Важное место в постмодернизме занимают т.н. «симулякры» - образы, поглощающие, вытесняющие реальность. Симулякры воспроизводят и транслируют смыслы, неадекватные происходящим событиям, факты, не поддающиеся однозначной оценке. Выделяются три уровня симулякров (Ж.Бодрийяр):

1.Симулякры-подделки в эпоху Возрождения –сложные, полные иллюзий, с двойниками, зеркалами, театром, играми масок.

2.Симулякры второго уровня – серийность в индустриальную эпоху.

3. Модели.

Симулякр формирует среду прозрачности, где ничего не может быть утаено или скрыто.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: