Особенности культуры Древней Месопотамии.




Раздел 2. История культуры

Подраздел 1. История зарубежной культуры.

Тема 2.1. Культуры древних обществ.

Роль религии в культурном развитии общества.

В первобытных обществах возникшее религиозное сознание стало результатом преклонения людей перед силами природы и предшествовало становлению как восточных, так и западных культур. Так возник анимизм – наделение природных явлений человеческими качествами. Наиболее древней формой религии явилась магия (от греч. mageia – колдовство, волшебство). Она представляла собой символические действия и ритуалы, сопровождаемые заклинаниями и обрядами с целью воздействия на мир природы и человеческое существование. Магия возникала там, где человек был беспомощен перед силами природы.

В этом случае проявилась главная характеристика религиозности - вера в то, что душа человека, как и «духи», способна существовать независимо от тела, воздействуя на физическую жизнь человека. Но признание независимости и влияния на людей мира «душевного» и «духовного» при всей своей наивности стало главной предпосылкой появления искусств, развития мышления человека, ориентированного на мир «идеального», ставшего основой развития человеческой культуры. В то же время «заигрывание с духами» проявлялось неоднозначно. Так в самой магии выделялись: магия, преследующая вред кому-либо, военная, любовная, лечебная, промысловая и т.д.

Разновидностью магии стал фетишизм (от франц. fetiche – талисман, амулет, идол), который представлял собой поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Это могли быть камни, палки, деревья, любые предметы.

Амулетам, которыми могли быть те или иные предметы, могла приписываться сверхъестественная магическая сила, которая служила охраной их владельца от несчастий и болезней.

Распространен был также тотемизм, представляющий собой веру в кровнородственные связи, которые устанавливались между тем или иным родом и определенными растениями, животными.

Человек, называющий семя именем животного, считал себя братом последнего; старался не употреблять его в пищу, а само животное считалось тотемным. Тотемизм представлял собой веру в кровнородственные связи, которые устанавливались между родом и растениями, животными, а иногда и с явлениями природы. Это явление явилось еще одной предпосылкой возникновения культуры – дальнейшей поэтизации природы в литературе и искусстве, веры в целостность и разумность мироздания, бережного отношения к природе как основы становления гуманизма.

Вместе с тем, в более развитых религиях, жертвенные животные начинают приниматься в пищу, что переводило веру в «духовное» на еще более высокий уровень – веру в «надтелесную», метафизическую реальность, в жертву которой можно принести мир «природного».

Происхождение и ранние этапы развития культуры

Наряду с религиозностью первобытного человека как предпосылкой возникновения культуры важную роль в становлении последней играл труд и изготовление орудий труда. Самые древние орудия труда в первобытных обществах появились по данным археологов около 2,5 млн. лет назад. В соответствии с характером орудий труда принято делить историю первобытных обществ на каменный, медный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит)». «Железный век» возникает в 1 тысячелетии до н.э.

Особенности первобытной культуры.

Главной особенностью первобытной культуры стал синкретизм – сочетание самых различных воззрений на мир. Это отразилось и в искусстве. Хотя вначале основным объектом изображения в искусстве были звери, но уже на этой стадии художественного мышления первобытного человека наблюдается взаимопроникновение различных видов искусства (например, в изображении сцен охоты, в обрядах): музыка в сочетании с движениями, жестами, мимикой, изобразительным творчеством и т.д. Появляется орнамент, наскальные рисунки. В первобытном обществе произведения искусства вначале имели религиозно-магическое значение, а потом стали результатом самостоятельного творчества, которое могло осуществляться и вне ритуально-обрядовой практики. Позже появляются художественные ремесла – изготовление изделий из бронзы, золота, серебра.

Со второй половины 1 тыс. до н.э. появляются крепости, поселения, погребения.

Особенности культуры Древней Месопотамии.

Земли, лежавшие между реками Западной Азии – Тигром и Ефратом» были названы «Месопотамией – Двуречьем, или Междуречьем. К 1У тыс. до н.э. здесь сформировалась высокая культура. Первые обитатели здесь появились 40 тыс. лет назад. В Х в.до н.э. развивалось земледелие, строительство хижин. В середине 1У тысячелетия до н.э. появились первые города. Существовало два десятка независимых городов. Самый молодой из них – Вавилон. Большинство городов было основано шумерами и аккадами. Поэтому эта культура называется Шумеро-аккадской. Письменность развивалась сначала в виде узелкового письма и зарубок на деревьях. Позже появляется рисуночное письмо, затем идеографически-ребусное письмо. Потом появляются алфавитные знаки, звуки. Жители Древней Месопотамии создали первый в мире библиотечный каталог.

В религиозной жизни присутствовали, в основном, местные божки. Были также боги-покровители городов. Но были и общие боги. Среди них возвышался Бог неба Ан – отец других богов. Постепенно божества из олицетворения космических и природных сил превратились в «начальников» самих людей и их покровителей. Выросла своеобразная иерархия в мире богов. При этих богах существовали боги-секретари, боги-привратники. Важные божества соотносились с планетами и звездами.

В литературе преобладали гимны богам, молитвы, религиозные мифы, легенды, списки царских династий. Важнейшим литературным памятником стал цикл сказаний о царе Гильгамеше. Основу их составили предания о всемирном потопе. Смог спастись только благочестивый Зиусудра, который по совету богов построил корабль. Человек же был создан, в соответствии с этими сказаниями, чтобы освободить богов от тяжелой работы.

Наследницей Шумеро-Аккадской цивилизации была Вавилония. Ее центр – город Вавилон. Расцвет этой цивилизации наблюдается при царе Хаммурапи. Появился Свод законов. Были свободные граждане и рабы. Постепенно выдвигается главный городской бог - Мардук. Большое влияние в обществе приобретают жрецы. Присутствует культ небесных светил, заклинания, беседы с духами. Развиваются астрономия и математика. Но при этом основные интересы жителей замыкаются не на загробном мире, а на реальной действительности. Причем, между живыми и мертвыми существует связь. Последние могут давать советы живым. Характерно, что покойников часто хоронили не на кладбищах, а под полом дома, во внутреннем дворике.

Создаются храмы, посвященные богам. Классической формой храма становится зиккурат. Это – ступенчатая башня, которая опоясана выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом; террасы были, как правило, озеленены. Самый известный зиккурат - вавилонская башня.

Ассирийцы подчинили вавилонское царство. Соответственно появляются первые изображения царей во дворцах. В У1 в.до н.э. Вавилон был завоеван персами. Была построена вавилонская башня высотой 90 м. Ее озелененные террасы получили название «висячих садов Семирамиды». Наблюдается смешение культур, языков.

В1У до н.э. Иран завоеван Александром Македонским. В 111 в. до н.э. устанавливается правящая династия Сасаниды («Сасанидский Иран»). Государственной религией становится зороастризм (основатель – Заратуштра).

Основу зороастризма составило поклонение огню и вера в справедливую борьбу добра-света со злом и тьмой. Эта борьба, по учению пророка, лежит в основе мироздания, и исход ее зависит от свободного выбора человека, его активного участия в этой борьбе на стороне добра. В этом учении была сформулирована важная этическая триада: «благие мысли – благие слова – благие дела». Присутствует уже идея страшного суда - гибель мира и общий страшный суд через три тысячи лет (праведные будут спасены, а злые наказаны). В У11 в. Иран завоеван арабами и здесь утверждается ислам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: