Борисов А. Ф.
Кандидатский стаж: Записки партизана / Предисл. А. Преснякова. — М.: Современник, 1985.— 192 с.— (Память).
В пер.: 80 коп,
Алексей Федорович Борисов повествует о событиях Великой Отечественной войны, вначале которой он служил в морской авиации. В ноябре 1941 года его самолет был сбит над Севастополем. Пройдя но тылам врага тысячи километров, летчик попал в партизанский отряд С. А. Ковпака.
Автору удалось передать собственное восприятие героической личности легендарного командира, рассказать о его друзьях и соратниках, создать немало интересных, запоминающихся картин быта партизан и отважных действий защитников Родины.
© Издательство «Современник», 1985
Предисловие
(Об авторе и его книге)
С автором книги «Кандидатский стаж» Алексеем Федоровичем Борисовым мы познакомились и подружились еще в 1936 году, в Школе морских летчиков полярной авиации Главсевморпути. Дружим и по сей день, хотя чаще всего в нашей жизни получается, как в известной песне: «На Север поехал один из нас, на Дальний Восток другой...» Но ни время, ни расстояния не отделяют нас друг от друга. По-прежнему мы делим радости и невзгоды.
Название «Кандидатский стаж» для книги избрано не случайно. Перед самой войной А. Борисов вступил кандидатом в члены партии и во время прохождения кандидатского стажа, после того как его самолет был сбит фашистами, сражался в партизанском отряде.
В книге рассказано лишь о нескольких месяцах жизни автора. Думается, читателю будет интересно узнать, как она складывалась до и после описываемых в «Кандидатском стаже» событий.
Родился Алексей Борисов в 1917 году в Москве, а в 1919-м лишился отца — бойца Красной гвардии. Учился в средней школе, а затем в школе ФЗУ, откуда, как активист Осоавиахима, по путевке комсомола был направлен в школу инструкторов-планеристов. Будучи уже инструктором планеризма, Алексей Федорович продолжает учиться. Сначала в Центральном аэроклубе, а затем в Школе полярных летчиков в городе Николаеве.
|
Известно, что Арктика требует от пилота высокой теоретической подготовки и, главное, исключительного летного мастерства. Школа, первым начальником которой был известный полярный летчик С. А. Леваневский, давала курсантам многое. Мы летали и днем, и ночью, на колесных самолетах У-2 и Р-5 и морских летающих лодках МП-1 и МБР-2. Обучали нас и технике пилотирования в слепом полете, когда летчик не видит ни земли, ни неба, ведет машину только по приборам. Однако летать в
Арктике нам не довелось. Школа была преобразована в Военно-морское авиационное училище имени С. А. Леваневского, нас зачислили сразу на третий курс, и уже через год мы — молоденькие лейтенанты, разлетелись по разным флотам. Нам с Алексеем Борисовым довелось служить в одной из частей ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
С первого дня Великой Отечественной войны летчиц лейтенант Борисов летает на выполнение боевых заданий, успешно преодолевая опасности. Примером тому может служить запись в истории части от 13 июля 1941 года.
«В ту ночь звено самолетов МБР-2 наносило бомбоудар по скоплению танков противника, прорывавшихся из района Пскова к Ленинграду. Полет к цели и бомбометание осложнялись низкой облачностью, не позволявшей набрать высоту более 400—500 метров. Маневрируя в лучах вражеских прожекторов, под непрерывным зенитным огнем, самолеты прорвались к цели и успешно выполнили боевую задачу, за что командование объявило благодарность всем экипажам. В этом полете самолет Борисова был буквально изрешечен пулями и осколками. Потом, на земле, насчитали более трехсот пробоин. Но самое страшное случилось при отходе от цели. Вражеский снаряд, взорвавшийся в хвостовой части самолета, сорвал половину рулей управления, а взрывной волной машину бросило в отвесное пикирование. Казалось, на такой высоте катастрофа неизбежна. Но летчик не растерялся. Мастерски пилотируя израненную машину, он сумел вывести ее на горизонтальный полет. К счастью, это случилось не над лесом, сплошной стеной окружавшим небольшое озерко, а над водой, иначе высоты для выхода из пикирования не хватило бы. Долететь до своего аэродрома и посадить почти неуправляемый самолет ночью на воду оказалось не менее сложно, чем вывести его из пикирования. И все же летчик справился и с этой задачей. Экипаж и самолет были спасены».
|
Уже в одном этом полете как бы сфокусирован весь Борисов: хладнокровный, смелый, решительный летчик, умеющий мгновенно и безошибочно реагировать на любое изменение обстановки, не прекращающий борьбы до конца...
В октябре 1941 года Алексей Федорович получил новый самолет-штурмовик Ил-2 и в составе вновь сформированной части перелетел в героический Севастополь. Второго ноября при нанесении бомбо-штурмового удара самолет Борисова был сбит.
Его мать получила извещение, что сын не вернулся с боевого задания, мне же сообщили, что самолет Алексея Борисова подбит фашистами.
|
Но Алексей не погиб.
С этого момента и начинается повествование Борисова о пребывании в тылу врага и об участии в партизанской борьбе в составе легендарного соединения под командованием Сидора Артемьевича Ковпака.
В суровые для Родины дни, когда наши войска отступали и фашисты уже кричали на весь мир о своей «окончательной победе», Алексей Федорович Борисов вступил в ряды славных народных мстителей. Двадцатичетырехлетний летчик становится одним из организаторов Кролевецкого партизанского отряда и командиром его боевой группы. И легендарный Ковпак дает высокую оценку личным боевым заслугам Борисова, а после войны до последних лет своей жизни поддерживает с ним крепкую дружбу.
Книга заканчивается рассказом о том, как в одну из августовских ночей 1942 года Борисов был вывезен самолетом из вражеского тыла для продолжения службы в авиации Военно-Морского Флота.
—А что же было дальше? — спросит читатель.
В Москве А. Борисову поручили перегонять новые боевые самолеты-штурмовики с авиационных заводов в действующие части морской авиации. Работа была сложной, ответственной, доступной лишь летчикам с высокой профессиональной выучкой. Фронт требовал бесперебойного пополнения боевыми машинами. Доставка самолетов на Балтийский, Черноморский и Северный флоты производилась по сложным, часто изменяющимся маршрутам. При этом летчик выполнял одновременно обязанности штурмана, радиста, стрелка, а иногда и техника. Десятки раз Борисову приходилось попадать в аварийные и катастрофические ситуации, но ему удавалось спасать боевую технику и своевременно доставлять ее к месту боя.
После победы над фашистской Германией Алексей Федорович продолжает службу в авиации Военно-Морского флота, передавая свой богатый опыт молодым летчикам. Служит на Севере, затем на Балтике. В числе первых он осваивает новейшие по тому времени реактивные самолеты-разведчики.
Однако скитания и мытарства с ночевками в скирдах и погребах, когда он пробирался к линии фронта, а также контузии, полученные в партизанских боях, не прошли бесследно. В возрасте сорока лет заместитель командира авиационного полка Алексей Федорович Борисов по состоянию здоровья был уволен в запас.
Для такого замечательного летчика, каким был Борисов, расставание с любимым делом стало тяжелым испытанием. Но он не пал духом. Он не ушел на заслуженный отдых, а, возвратившись в Москву, поступил в юридический институт, работая одновременно диспетчером в аэропорту Внуково, Уже дипломированным юристом Алексей Федорович служил в Управлении международных воздушных сообщений Министерства гражданской авиации, а когда Советский Союз вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО), стал представителем нашей страны в штаб-квартире этой организации в канадском городе Монреале.
Там однажды произошел такой случай. Как-то по окончании рабочего дня Алексей Федорович выехал в пригород Монреаля, Выйдя из машины у водопада реки Ришелье, он увидел тонущего в водовороте мальчика. Дело было в начале апреля, и прыгнуть в ледяную воду никто не решался. Борисов же смело бросился в водоворот и с риском для собственной жизни спас ребенка. На следующий день местные газеты сообщили о том, что советский дипломат спас канадского мальчика. А было Борисову в то время 57 лет.
В 1973 году к его военным наградам прибавился орден Октябрьской Революции, которым были отмечены заслуги Борисова в деле развития гражданской авиации СССР.
Добавлю, что за свою жизнь Алексей Федорович Борисов освоил около двадцати типов самолетов.
Не берусь судить о литературных достоинствах книги «Кандидатский стаж», но считаю, что появился еще один полный драматизма, оптимизма и веры в победу, волнующе-правдивый документ из истории Великой Отечественной войны.
А. Пресняков,
генерал-майор авиации,
Герой Советского Союза
Часть I
С ЗАДАНИЯ НЕ ВЕРНУЛСЯ
Второго ноября 1941 года
После полудня с командного пункта 18-го штурмового авиаполка, расположенного на аэродроме Херсонесский Маяк у берега Черного моря под Севастополем, взвились в воздух две ракеты, обозначавшие немедленную готовность к очередному боевому вылету.
Летный состав второй эскадрильи построился у стоянки самолетов. Приняв короткий рапорт командира эскадрильи капитана Кичигина, комполка майор Алексей Антонович Губрий обратился к нам:
—Товарищи летчики! Пятьдесят четвертая батарея береговой обороны Черноморского флота в Николаевке, прикрывающая с севера подходы к Севастополю, оказалась в тылу гитлеровских войск и ведет кровопролитный бой. Связь с батареей прервана. Истинную обстановку и линию соприкосновения батарейцев с противником установить не удалось. Ваша задача: оценить обстановку с воздуха и поддержать наших батарейцев штурмовым ударом. Но если не удастся определить, где свои, а где враг, то ударить по колоннам противника, двигающимся на Севастополь. Сегодня вечером к Николаевке подойдет группа боевых катеров для эвакуации в Севастополь батарейцев. Наши истребители заняты сейчас отражением ударов вражеской авиации, поэтому прикрытия в воздухе у вас не будет.
...Через несколько минут девятка новейших по тому времени самолетов-штурмовиков Ил-2 взяла курс на Николаевку. Линию соприкосновения наших батарейцев с противником определить не удалось, и комэск, дав условный сигнал: «Идем на запасную цель», начал разворот в сторону дороги Саки—Симферополь.
На окраине Николаевки я заметил хорошо замаскированную большую немецкую грузовую машину и, спикировав, ударил по ней из пушек и пулеметов. Машина загорелась, и я снова занял свое место в боевом строю эскадрильи. Развернувшись в сторону дороги Саки — Симферополь, мы вскоре увидели растянувшуюся на несколько километров вражескую автоколонну. Перестроив все ведомые самолеты в правый пеленг, левым разворотом комэск вывел девятку на голову колонны и первым ринулся в пике, сначала открыл огонь по врагу из пушек и пулеметов, а затем выпустил все восемь реактивных снарядов.
Видно было, как гитлеровцы в панике выскакивали из машин и разбегались по сторонам, падали в канавы и кюветы. Но те, кому положено было прикрывать колонну, разворачивали и готовили к бою зенитные пушки и пулеметные установки.
Вторым за комэском в боевом порядке был мой самолет. Войдя в пике и поймав в прицел две самые крупные автоцистерны, я выпустил по ним залп из восьми реактивных снарядов. Увидев вспышку пламени на обеих цистернах, я перенес прицел на скопление машин и техники, вокруг которых копошились солдаты и офицеры, и ударил по ним из пушек и пулеметов. На высоте около двадцати метров с отворотом влево от колонны перевел самолет на бреющий полет и, удалившись на безопасное расстояние, боевым разворотом с набором высоты, последовал за комэском на повторный заход.
Сбросив бомбы на скопление техники, продолжал обстрел колонны из пушек и пулеметов. По очагам пожаров и нагромождению машин и техники было видно, что эскадрилья поработала неплохо. В воздухе появилась завеса белых облачков от разрывов зенитных снарядов, видны стали, несмотря на ясный солнечный день, «светлячки» от трассирующих пуль. Прорываясь сквозь зенитное сопротивление врага, комэск пошел на третий заход. Длинными очередями из пушек и пулеметов, перенося прицел с одной огневой точки на другую, я старался облегчить положений Кичигина. Наконец он благополучно вышел из атаки, а я с левым отворотом от колонны пошел на бреющий полет. За спиной раздался резкий металлический звук и взрыв. Оглянувшись, я увидел языки пламени на бензобаке.
Через несколько секунд кабина уже была объята пламенем. Загорелся комбинезон. Жгло спину, лицо, руки. «Высота десять метров. Парашют не спасет. Бензобак же в любой момент может взорваться. Единственный выход— посадка. Вне аэродрома положено садиться «на живот», но впереди ровное поле, — привычней сесть на колеса». Эти мысли проносились в доли секунды, а руки делали свое дело: левая убирала обороты мотора, ставила рычаги шасси и щитков навыпуск, а правая, движением штурвала на себя, уменьшала скорость перед посадкой. Пламя в кабине усиливалось. Секунды казались вечностью.
«Держаться и не терять сознания! Еще немножко — и посадка», — приказывал я себе.
Скорость... 300, 200, 180... наконец 150! Можно сажать. Привычным движением ручки управления я начал выводить штурмовик в посадочное положение. Наконец самолет мягко приземлился на три точки. Я рывком откинул назад крышку фонаря кабины. Но свежий воздух не приглушил пламени, наоборот, резко усилил горение. Для торможения и остановки самолета требовалось около минуты, но предел человеческого терпения уже наступил. Было ясно, что оставаться в самолете, значит, сгореть заживо. Сорвав с головы тлеющий шлемофон, я резким толчком на скорости сто двадцать километров выбросился из кабины. Ударившись обо что-то головой, боком, спиной и, сделав несколько кульбитов по земле, вскочил на ноги. Неуправляемый самолет на большой скорости резко развернулся и, сделав полукапот, встал на нос. От носа до хвоста он был весь в огне. Не более чем в трех километрах видны были клубы дыма от побитой нами вражеской колонны. Из-за неровностей местности машин и фашистов не было видно.
«Значит, и фашистам не видно меня с дороги».
Сбросив парашют, я упал на землю и, катаясь по ней, старался погасить горящий комбинезон. Затем, схватив парашют, бросил его в объятую пламенем кабину. Я понимал, что если парашют не сгорит и гитлеровцы обнаружат его, им станет ясно, что я жив и надо меня искать. Однако нужно было уходить от самолета, так как в любую секунду могли взорваться бензобаки. Но куда бежать? Где укрыться? Осмотревшись, заметил картофельное поле. Выхватил из кобуры пистолет, загнал патрон в патронник и устремился к полю. Отбежав метров на пятьдесят, услышал за спиной взрыв, а за ним другой. Взорвались бензобаки. Одновременно раздавались звуки выстрелов. Это рвались остатки снарядов и патронов — небольшой запас на случай встречи с истребителями противника.
Упав в картошку, пополз по-пластунски. Когда сил ползти уже не хватало, лег на спину, чтобы загасить еще тлеющий и обжигающий тело комбинезон.
Немного отдышавшись, снова перевернулся на живот, сорвал пучок ботвы и, прикрываясь им, высунулся, чтобы осмотреться. От дороги, где мы штурмовали гитлеровцев, прямо в мою сторону мчалась легковая немецкая машина.
«Спокойней, и не дрожать! Бить нужно только без промаха, чтобы не дать фашистам опомниться...»,
Я извлек из кобуры запасную обойму, зажал ее в левой руке, держа правой пистолет. Но, посмотрев на него, пришел в ужас: ствол был забит землей.
«Растяпа!» — мысленно выругал я себя, Обидно было. Ведь более двух лет я исправно чистил пистолет, чтобы в нужный момент он был готов к бою...
Нашел какой-то длинный стебель и стал им вместо шомпола чистить оружие. Наконец пистолет в боевой готовности, я выглянул из укрытия. Фашистская машина остановилась в сотне метров от горящего штурмовика, три гитлеровских офицера довольно долго осматривали все вокруг него. Один из них несколько раз выстрелил по кабине горящего самолета, затем все трое сели в машину. Я не сомневался, что они направятся в мою сторону.
«Главное—подпустить фашистов вплотную и в упор без промаха расстрелять!»
О том, что случится дальше, я не думал, но машина повернула к дороге. Видимо, немцы решили, что я сгорел в кабине самолета. Некоторое время я лежал в каком-то забытьи. Очнулся, как мне показалось, от сильного желания закурить. Ощупав карманы комбинезона, с радостью обнаружил в них две пачки «Беломора» ленинградской фабрики имени Урицкого. Нашлась и коробка спичек. Прикуривая одну от другой, я выкурил подряд три папиросы. С каждой затяжкой напряжение постепенно спадало, а на его место пришла боль и тяжесть во всем теле. Было трудно дышать.
«Видимо, разбил нос», — подумал я и ощупал лицо. Вместо носа — непонятная масса, переносица свернута. Лоб сильно опух, и малейшее прикосновение к нему вызывало боль. Над правой бровью — рана. Кожа подбородка рассечена до кости.
«Красив», — подумал я. При вдохе резкая боль отдавала в ребра, ныло правое бедро и колено. Хотелось пить. Часы на руке разбиты, стрелок на них не оказалось. По положению солнца определил примерно время: было около пяти часов вечера. До наступления темноты оставалось немного времени, но лежать на земле в ноябре, даже в Крыму, холодновато. Надо уходить. Но куда? Приподнявшись, я осмотрелся. Было тихо. Только со стороны Николаевки доносились слабые звуки пулеметных и автоматных очередей. Там еще шел бой. В полукилометре я увидел что-то, похожее на копну сена, и, чтобы не промерзнуть окончательно, решил ползти туда. Уже наступила темнота, когда я с большим трудом добрался до этого сооружения. Это оказался шалаш, сложенный из снопов. Внутри, как по заказу, была постелена мягкая солома. Видимо, колхозники укрывались здесь от дождей и палящего южного солнца. Выкурив еще две папиросы, я не заметил, как заснул. Проснулся от холода, сильной боли во всем теле и от жажды. Темнота, хоть глаз выколи. Сил не было, но сознание подсказывало: «Нужно действовать, любыми способами пробираться к своим».
Несколько часов назад я был среди друзей, состоял на всех видах летного воинского довольствия. Теперь же я внезапно оказался один в тылу врага. Один, потому что первые штурмовики Ил-2 выпускались одноместными. Еще на авиационном заводе, получая новенькие самолеты, мы сожалели о том, что самолет с мощным огнем вперед не был защищен стрелком сзади. Броня при атаках не могла полностью заменить стрелка.
Я знал, что враг уже занял все подступы к Севастополю, но насколько далеко он продвинулся в сторону Керчи после прорыва перекопских укреплений? Крым был мне знаком только по полетной карте, правда, в 1934 году мне посчастливилось полетать на планерах с горы Клементьева под Коктебелем. Но карта моя сгорела вместе с планшетом в самолете. К полетам в Крыму я и мои друзья специально не готовились. Войну начали на Балтике в морской разведывательной авиации. В сентябре сорок первого года нас командировали в Воронеж за новыми штурмовиками. По приказу из Москвы вылетели в Крым, где сразу же включились в боевые действия...
Поразмыслив, я решил выходить к берегу моря, понимая, что береговая черта уж точно выведет меня к Севастополю.
«Хорошо бы найти лодку и уйти подальше от берега», — размышлял я. Но до Севастополя — километров семьдесят пять. Грести не меньше трех суток, к тому же нужен запас пресной воды и продуктов, да и где найдешь лодку? Превозмогая боль, я шел напрямик по полю и всматривался в темноту. Часа через два до меня донесся шум морского прибоя. Сильно хотелось пить, и плеск воды манил быстрей утолить жажду. Я ускорил шаг и вдруг внезапно полетел куда-то вниз. Перепугался, откровенно говоря, куда больше, чем при посадке на горящем самолете, но это был совсем другой страх. Тогда успел мысленно пережить и взрыв, и огонь, и посадку, и прыжок из кабины... Здесь же все произошло внезапно, и страх внезапный, неосмысленный, инстинктивный. Летел, казалось, в какую-то бездну. Ударился обо что-то мягкое и покатился кубарем еще ниже. Наконец остановился, нащупал под собой песок и увидел поблескивающие морские волны. Позже я разобрался, что берег в этом месте заканчивался обрывом высотой с трехэтажный дом, переходившем внизу в более пологий песчаный склон, который и самортизировал удар.
Вода была совсем близко. Я встал на колени и, черпая ее ладонью, попытался пить. Но горько-соленый вкус ее вызывал приступ тошноты. Пополоскав рот, стал отмачивать засохшие на лице корки от ожогов и запекшейся крови. Холодная вода освежала, но соль саднила раны.
Между обрывом и кромкой воды тянулась песчаная полоса, образующая естественный пляж. По ней я и решил идти к Севастополю. Вскоре, однако, наткнулся на изуродованное проволочное ограждение, спускавшееся к самой воде. Это насторожило. За проволокой мог быть какой-то военный объект. Пришлось карабкаться наверх. На мое счастье, берег в этом месте оказался более пологим. С трудом выбравшись, я долго шел. Вдалеке послышался лай собак. Вдруг передо мной из темноты выросло что-то напоминающее сарай. Вынув пистолет, я осторожно подошел к нему. Скирда соломы! Вот уж действительно как по щучьему велению! Одна сторона скирды была разобрана и разбросана. По этой стороне, превозмогая боль от ушибов, я взобрался на самый верх, вырыл в соломе яму и залез в нее. Запах был гниловатый, скирда старая, и мышей в ней оказалось видимо-невидимо. Сжавшись в комок, я не заметил, как заснул.
Ивановка, 3 ноября
Спал крепко, но при первом постороннем звуке проснулся. Звук доносился оттуда, где ночью лаяли собаки. Прикрывшись пучком соломы, выглянул из укрытия. Небо было безоблачно. Светало, хотя солнце еще не взошло. В километре от своего укрытия я увидел большое село.
Оно лежало передо мной как на ладони, окутанное серебристо-сизой пеленой ночного тумана. Из печных труб над многими хатами уже поднимались столбики дымков. Утро было холодное. Солома на верхушке скирды серебрилась легким инеем. Слышимость была поразительной: слышен был даже скрип открывающихся дверей и Налиток. В просветах между хатами просматривались машины и военная техника. Были видны снующие возле хат и машин гитлеровцы.
Полно фашистов. Хорошо, что не пошел ночью на лай собак. «Наверняка по окраинам села на ночь были выставлены посты и дозоры», — подумал я. Это еще раз напомнило, что нужно действовать осторожно. Дрожа от холода, я сидел в своем укрытии и наблюдал за действиями гитлеровцев в селе. Болела голова. Курить уже не хотелось из-за какого-то тошнотного состояния. Я понимал, что за день-два не доберешься до фронта, но сколько дней для этого потребуется, даже приблизительно не мог представить.
Мои размышления были внезапно прерваны шумом моторов, который с каждой секундой все усиливался, казалось, что со всех сторон скирду окружают машины. Выглянув, я увидел, как из села по дороге на Севастополь вытягивалась гитлеровская автоколонна. Через несколько минут село опустело. Только дымки из печных труб указывали на присутствие человека.
Хорошо было бы пробраться к крайним хатам, напиться воды и выяснить обстановку. Но сидя в укрытии, я уже успел изучить окружающую местность и убедиться в том, что к любой из хат от скирды нет путей, которые не просматривались бы из села.
«Все ли немцы покинули село? Нет ли среди его жителей затаившегося предателя, выжидающего случая отличиться перед фашистами?» На эти вопросы у меня не было ответов, и я решил, что будет разумней подождать, пока обстановка прояснится.
Невольно задумался о своей судьбе. Она сыграла со мной злую шутку: не дав погибнуть, измордовала и бросила в тыл врага. Мучайся, мол, но если хочешь жить — найдешь выход из положения.
Вдруг я услышал слабые звуки голосов. Выглянув из укрытия, увидел, что от села идут три женщины. Сердце радостно забилось, хотелось побыстрей встретиться с нашими людьми, хоть что-то у них узнать. Метров за двести до моей скирды женщины поворотили влево. Хотелось выскочить и побежать к ним, но осторожность подсказывала:
«Терпение, терпение!» Женщины шли по большому полю подсолнечника, ломали сухие стебли и складывали их в три кучки. Я пытался понять, зачем им понадобились эти стебли.
В тот момент, когда они были готовы двинуться в обратный путь, я выбрался из соломы и скатился вниз. Укрываясь за скирдой, чтобы не быть замеченным из села, я стал жестами звать их. Они же не только не побежали ко мне, а наоборот, бросились к дому.
Тогда я крикнул:
— Я ранен! Остановитесь!
Одна из женщин остановилась, но подойти не решалась.
— Не бойтесь, я свой, мне нужна помощь.
Внимательно посмотрев на меня, женщина крикнула
двум другим:
— Мама! Галя! Идите сюда, не бойтесь.
Пожилая женщина и девочка лет пятнадцати подошли к нам. Не отрывая глаз от моего лица, пожилая женщина со слезами на глазах запричитала:
— Сыночек, родненький, за що ж воны, гады, тэбэ так размалювалы? Лиця на тоби нема!
— Это, бабушка, они вчера подожгли мой самолет, когда мы их били недалеко от вашего села, — сказал я.
— Мамо! Так це, мабуть, летчик з того литака, який мы бачилы, як вин горив, — сказала девочка, которую женщины называли Галей.
— Тот самый и есть, если никто другой вчера не горел в этом районе, — подтвердил я.
— Мы бачилы, як вы с вашими друзьями колошматилы вчера фашистов на шляху, и дуже переволновались, колы один соколик загорнвся, — сказала женщина средних лет.
—В селе гитлеровцы есть?
— Нема. Все утром двинули на Севастополь.
— Бери у бабушки вязанку, клади ее на спину, и пойдем к нам в хату, — сказала молодая женщина, перейдя с украинского на русский.
Нагрузившись вязанкой со стеблями, я двинулся в село.
— Меня зовут Алексей, а как мне вас величать? — спросил я.
— Ольга Ефимовна Лозенко, а это моя мама и дочка Галя. Мой муж тоже на фронте.
— Как называется ваше село?
— Ивановка, Сакского района, — ответила Ольга Ефимовна.
— Мне очень нужно переодеться в гражданскую одежду и, если возможно, промыть и чем-либо смазать раны и ожоги.
— Это мы все сделаем, — сказала Ольга Ефимовна.
— Фашисты установили уже у вас в селе какую-нибудь власть?
— Нет, еще не успели.
— Що ж ты теперь думаешь робыть, колы кругом фашисты и литака у тэбэ нема? — спросила мать Ольги Ефимовны.
— Буду пробираться через фронт к своим.
Так, с разговорами, мы прошли небольшую балку, в которой были вырыты щели и окопы, и подошли к ближайшей хате. Это была хата семьи Лозенко. Пока Ольга Ефимовна подбирала для меня одежду, бабушка, погремев на кухне горшками, принесла миску с едой. Галя же осталась во дворе, чтобы предупредить в случае опасности.
...Не успел я сменить свои черные флотские брюки на серые гражданские, которые приготовила мне Ольга Ефимовна, не успел притронуться к стоявшей на столе пище, как в хату вбежала взволнованная Галя и крикнула:
— Немцы! — И, не дожидаясь наших вопросов, торопливо разъяснила: — Со стороны Саки в село въехало много гитлеровцев на велосипедах. Трое из них оставили велосипеды у дороги и идут по тропинке к нашей хате.
Выхватив из кармана пистолет, я поставил ударный механизм на предохранитель. Оставалось только взвести курок.
— Полезай в погреб или на чердак! — приглушенным голосом крикнула мне Ольга Ефимовна.
— Нет, я уйду, — сказал я и, схватив в левую руку брюки, с пистолетом в правой, выскочил из хаты и под ее прикрытием осмотрелся.
По тропинке, которая вела от главной улицы села к хате, на расстоянии около ста пятидесяти метров двигались три фашиста в касках и с автоматами. Выглянув из-за другого угла хаты, я увидел, как в село неторопливо въезжала большая колонна велосипедистов-автоматчиков. Не теряя времени, прячась за дворовые постройки, я стал пробираться к той балке, в которой видел окопы и щели. На бегу я вдруг почувствовал, что меня кто-то преследует. Сняв пистолет с предохранителя, остановился за кустом.
На расстоянии метров тридцати от меня в зарослях промелькнула фигура человека. Я взял на прицел то место, где преследователь должен был выскочить. И вдруг вместо фашиста в моем прицеле появилась запыхавшаяся Галя с узелком в руках. Радость и страх одновременно, как электрическим током, пронзили мой мозг. Радость, потому что это была Галя, а страх, потому что из-за нелепой случайности я мог убить своего, уже ставшего мне дорогим, человека. Но предаваться чувствам не было времени, и, схватив Галю за руку, я побежал дальше. Подбежав к первому из окопов, хотел в него прыгнуть, но Галя удержала меня, сказав, что немного дальше в мелком кустарнике есть большой окоп, наподобие землянки. Добравшись до него, мы спрыгнули вниз и сели на дно окопа. Так сидели несколько минут, глубоко дыша и почему-то улыбаясь друг другу.
— Мама велела мне догнать тебя и передать на дорогу вот это, — отдышавшись, сказала Галя, протягивая мне узелок. В нем оказался большой кусок сала и буханка хлеба.
— Огромное спасибо. Живы будем — может быть, после войны встретимся, — сказал я.
— Ты можешь остаться у нас, мы тебя спрячем до прихода наших. Куда же ты пойдешь сейчас, когда кругом фашисты и ты весь побитый?
— Нет, Галя. Большое спасибо, но я не могу сидеть и ждать у моря погоды. Я должен во что бы то ни стало пробиться к своим и снова сесть за штурвал самолета.
Попросив Галю отвернуться, я поменял свои брюки на гражданские, которые оказались мне коротки.
Из окопа вдоль балки просматривался отрезок дороги, и нам с Галей было видно, как часть колонны велосипедистов покидала Ивановку.
— Недолго в нашем селе задержались, видно, торопятся под Севастополь, — сказала Галя.
Попрощавшись с ней и взяв узелок с едой, я направился к берегу моря. День был теплый и солнечный. Это придавало бодрости и сил.
Неожиданная встреча
До моря добрался благополучно. Видимость была отличная. Ни на море, ни у берега ничего подозрительного. Изредка доносился шум пролетающих самолетов, а со стороны Севастополя еле улавливался отдаленный гул орудий.
Несколько часов я шел по песку у самой воды, не встретив ни единой души. Лишь изредка попадались выброшенные на берег мертвые дельфины — жертвы бомбежек и артиллерийских обстрелов. Около полудня я заметил спускающуюся к морю грунтовую дорогу. Поднявшись по ней на крутой склон, увидел в двухстах метрах от себя небольшой одноэтажный дом и примостившиеся рядом с ним низкие вытянутые постройки, напоминающие оранжереи или теплицы. Около получаса я наблюдал за ними, но так и не определил, есть там люди или нет.
«Немцев там не должно быть, иначе было бы движение и наверняка поблизости стояли бы машины либо мотоциклы»,— подумал я.
Хотелось подойти, но тишина настораживала. Наконец решился и, держа правую руку в кармане на пистолете, направился прямо к домику. Из дома меня наверняка было хорошо видно, так как окна смотрели в мою сторону. Приблизившись, я заметил в окнах задернутые легкие занавески. На мой стук никто не отозвался. Потянув за дверную ручку, я легко открыл дверь и замер от неожиданности: мне в грудь в упор смотрели два автомата, а их владельцы в бескозырках и бушлатах одновременно крикнули:
—Руки вверх!
Неописуемое чувство радости охватило меня при виде своих моряков. Я забыл, что нахожусь на оккупированной территории, что переодет в гражданскую одежду и что никто из местных жителей не знает, свой я или чужой. Вместо того чтобы поднять руки вверх, я с улыбкой, не торопясь, ухватился левой рукой за ствол одного из автоматов, не спеша вынул правой рукой из кармана пистолет и, показав его матросам, сказал:
— Не шутить, братцы, а то ведь и у меня тоже есть пушка!
— Сдайте ваше оружие! — шагнув ко мне, резко сказал человек в морской форме с нашивками лейтенанта.
— Зачем же мне его отдавать, оно «не еще пригодится, — ответил я, улыбаясь.
Однако вся беда была в том, что я-то четко знал, что встретил своих, а моряки пока еще не признали во мне своего.
— Кто вы такой? Как и зачем сюда попали? Кто вас сюда направил? — строго спросил тот же лейтенант. Автоматчики все еще держали оружие у моей груди. Кроме того, я заметил, что из угла комнаты на меня был наведен третий автомат.
— Я ваш собрат, летчик-штурмовик восемнадцатого авиаполка ВВС Черноморского флота, лейтенант Борисов Алексей Федорович, — четко по-армейски представился я. — Вчера фашисты подожгли мой самолет-штурмовик, и я свалился недалеко отсюда, между городом Саки и селом Ивановка.
— Чем вы докажете, что вы наш черноморский летчик? ё у вас есть какие-нибудь документы? — продолжал допрос лейтенант.
— Все документы, а также билет кандидата ВКП(б) я закопал в землю, чтобы в случае моей гибели они не попали в руки врага.
— Почему вы не в военной форме?
Я объяснил, что переоделся.
— Клянусь, что я свой и очень рад встрече, хоть и не знаю, как это доказать...
— Говорите, что вчера вас сбили на штурмовике. Объясните, куда вы вчера летели, когда фашисты подожгли ваш самолет? — уже более спокойно спросил лейтенант.
Я вкратце рассказал, что вылетели мы на поддержку батарейцев в Николаевке и как штурмовали вражескую колонну на дороге. При упоминании Николаевки я заметил оживление среди моряков. Кроме них в хате находился пожилой мужчина и две женщины, а из-за печки выглядывали дети. Меня попросили со всеми подробностями описать боевой порядок, маневр и все действия нашей группы над батареей.
Когда я поведал, как выходил из строя, атаковал вражескую машину, как она вспыхнула и как обратно встал в строй, кто-то из моряков воскликнул: «Все точно!»
Моряк с нашивками лейтенанта подошел ко мне вплотную, улыбнулся, подал руку и представился:
— Командир пятьдесят четвертой батареи береговой обороны Черноморского флота Заика Иван Иванович! Это
нам на помощь вчера вылетала ваша эскадрилья, и правильно вы сделали, что не стали бомбить. У нас там была потасовка, несколько раз дело доходило до рукопашных.
Только теперь моряки, державшие у моей груди автоматы, опустили их и начали наперебой ругать меня-
— Ну, считай, что ты родился в сорочке! И как только я не разрядил в тебя диск, кода ты схватился за ствол моего автомата?! — сказал первый моряк.
— Это его улыбка удержала меня, — сказал другой.
— Когда я понял, что ты свой, меня аж затрясло от одной мысли, что я чуть было не прикончил тебя. Век бы себе не простил этого. Смотри, как руки у меня дрожат, — сказал моряк, который держал меня на прицеле из угла хаты.
— Извините, братцы. Это я от радости... А вы молодцы, что не потеряли боевой нюх, — выкручивался я.
Затем ко мне подошел человек в командирской форме.
— Комиссар батареи политрук Муляр Савва Павлович,— представился он.
Он рассказал, что вчера до позднего вечера они отражали непрерывные атаки фашистов. До прихода наших катеров гитлеровцам так и не удалось уничтожить небольшой гарнизон батареи. Когда ночью катера подошли к берегу, посадку прикрывала небольшая группа моряков во главе с командиром и комиссаром батареи. Эта группа должна была сесть на последний отходивший катер. Задачу свою группа выполнила, но в последний момент гитлеровцы отрезали путь к катерам. Группа вынуждена была отступить. Перед рассветом они укрылись в домике, где я их и встретил.
— Представьте себе наше положение... Несколько часов назад мы чудом вырвались из лап врага и укрылись в единственном попавшемся нам на пути доме. Сидим и дрожим, как бы нас не обнаружили фашисты, и вдруг видим через окно, что к нам пробирается какой-то неизвестный. Хозяин и вся его семья уверяют нас, что в глаза вас не видели. Как вы думаете, за кого мы должны были вас принимать? — сказал политрук.