Стратегия и тактика восстановления речи
используются наглядные схемы предложения и заполнение пропущенных в тексте слов.
В ряде монографий А.Р. Лурия (1947, 1948, 1950) обобщен большой опыт по восстановлению речевых функций, накопленный в годы Великой Отечественной войны. А. Р. Лурия, в частности, приводит подробную методику восстановления речи у больных с моторной афазией, по которой восстановительное обучение проходит три этапа. Первый этап — работа над внутренней схемой слога и слова (постановка звуков с помощью оптико-тактильного метода, введение их в слоги и закрепление в словах при повторении или назывании предметов и предметных картинок — логопеды О.П. Кауфман и И.Я. Плотникова). Особое внимание на этом этапе уделяется восстановлению структуры слова и слога с опорой на различные виды звукового анализа слова. Второй этап — работа над анализом морфологической и семантической стороны слова (словообразование). Третий этап — восстановление грамматической структуры высказывания, то есть изжитие аграмматизма, с опорой на схему предложения, сюжетный рисунок и т.п.
Продолжим обзор литературы до 50—70 гг. XX в.
В годы Великой Отечественной войны под руководством Б.Г. Ананьева в Тбилиси и в Ленинграде группа психологов и педагогов разрабатывает некоторые оригинальные методики восстановления речи при различных формах афазии. Б.Г. Ананьев и С.Н. Астахов (1946, 1947) предлагают так называемую конструктивно-аналитическую методику для устранения у больных с моторной афазией литеральной аграфии, причину которой они видят в оптических и пространственных нарушениях. Эта методика применялась ими как основное подспорье при работе по оптико-тактильному методу. Восстановление Письма при использовании этой методики опережало восстановление устной речи. Как показывают авторы, сначала путем конструирования из элементов восстанавливался графический образ буквы, затем способность больного записывать со слуха отдельные звуки и слова; лишь после этого приступали к при-
|
М. К. Шохор-Троцкая
емам отработки четкости произношения. После этих двух этапов Б.Г. Ананьев и С.Н. Астахов переходят к изжитию аграм-матизма типа «телеграфного стиля».
По конструктивно-аналитической методике работали А.Я. Колодная (1945), В. К. Орфинская (1948) и др. А.Я. Колодная применила конструктивно-аналитический метод у больных с сенсорной афазией. При моторной афазии она работала по оптико-тактильному методу с опорой на «кинестетические схемы», причем с первых же занятий звуки вводились не в слоговые упражнения, а в слова. Работа начиналась с «постановки» гласных звуков («а», «у», «и»). Из этих гласных звуков сразу же восстанавливалось слово, которое вначале звучало, например, так: «у — а» (рука), «и — а» (мина) и т. п. Такой контур слова наполнялся постепенно усваиваемыми согласными звуками. Автор данной методики пишет, что восстановление слогового состава слова оказалось наиболее трудным. Эта методика является шагом вперед по сравнению с обычным оптико-тактильным методом в том смысле, что уже на этапе постановки звука последний вводился не в слог, а в слово, создавая его контур.
В.К. Орфинская при восстановлении речи у больных с моторной афазией использовала оптико-конструктивный (то есть конструктивно-аналитический + оптико-тактильный) метод, а также «фонологическую методику», в основе которой лежало утрированное произнесение звуков, подкрепляемое соответствующими артикуляционными схемами. Для восстановления словаря больных с моторной афазией проводилась работа над словообразованием с помощью суффиксов, префиксов и т.п. Позже начиналась работа с глаголами и по формированию предложения.
|
Обращает на себя внимание статья Н.П. Серебренниковой (1948). Она, как и Б.Г. Ананьев, связывает аграмматизм типа «телеграфного стиля» с поражением нормальных форм двигательной активности у больных с моторной афазией. Н.П. Серебренникова предлагает определенную схему занятий по изжитию этого вида аграмматизма. Первый этап восстановитель-
Стратегия и тактика восстановления речи
мой работы является периодом формирования установки на обозначение действий. Затем действие — глагол — «обсуждается» в контекстах различных смысловых связей. Таким путем д.П. Серебренникова стремилась оторвать смысл глагола от лица и других грамматических категорий, чтобы он приобрел константное, логическое значение. На третьем этапе предлагается активизация простых предлогов и введение в речь больного абстрактных глаголов. Методика основана на приеме повторения слова и подсказа первого слога глагола с постепенным переходом к самостоятельному называнию своих и чужих действий и работе по сюжетной картинке. В этой работе содержится одно из немногих описаний методики по изжитию уже выявившегося аграмматизма типа «телеграфного стиля».
|
В 40-е годы наблюдаются дальнейшие попытки выхода за пределы оптико-тактильного метода. Так, Т.М. Мохова (1948) является сторонницей фонетического метода. Она критикует оптико-тактильный метод и излагает опыт работы с тремя больными, занятия с которыми строились по трем разным методикам (оптико-тактильной, фонетической, смешанной), в результате чего приходит к выводу, что наиболее целесообразно применять чисто «слуховой» (или фонетический, акустический) метод без работы перед зеркалом над постановкой звуков. «Слуховая» методика Моховой основана на глобальном повторении отдельных простых слов с «поверхностным» показом артикуляции. Для вызова звуков на первом этапе работы наряду с повторением отдельных слов применялся порядковый счет. Несомненно, этот подход в 40—60-е годы был очень прогрессивным, но никем не замеченным.
Имеется ряд работ, предлагающих восстанавливать речь больных с помощью закрепления словесных образов путем осязательного обобщения. Так, М.Б. Эйдинова и Д.С. Футер (1940) считают, что при тотальной афазии для стимуляции называния следует использовать ощупывание предмета, так как больной с афазией, по их мнению, «идет от вещи к ее имени». Таково же мнение по этому вопросу тифлопедагога Ф.С. Ро-
М. К. Шохор-Троцкая
зенфельд (1946). Сущность разработанной ею методики восстановительных занятий заключается в том, что больному с афазией при закрытых глазах даются разные объекты (шары, цилиндры и т.д.) для осязательного восприятия. В процессе ощупывания больной закрепляет не только называние предмета, но и выделяет разные его свойства. Вслед за ощупыванием он переходит к устному или письменному сообщению воспринятого, в заключение следует зарисовывание предмета. Таким образом, у больного в результате работы по этой методике восстанавливалось в первую очередь называние признаков предметов.
Luchsinger, Arnold (1949), рекомендуя оптико-тактильный метод, большое внимание уделяют устранению первичного торможения в психической и моторной областях. Это достигается систематическим использованием мимики и пантомимики. Для восстановления письма ими применяется цветной алфавит. Упражнения в письме начинаются с заштриховывания фигур, списывания, тренировки левой руки.
Botez (1962), рассматривая вопрос о постановке звуков, считает, что артикуляционные навыки должны развиваться и автоматизироваться сначала только в бессмысленных слоговых упражнениях, а не вводиться сразу в слова, чтобы не вызвать продуцирования неправильных звуков. Таким образом, и в 50-е годы все еще находились сторонники механистического варианта оптико-тактильного метода.
В послевоенное время в Советском Союзе и США вышли первые практические пособия по восстановительному обучению при афазии. Обращает на себя внимание в этих пособиях принципиальная разница в подходе к задачам восстановления речи. Если Taylor и Marks (1955) ставят своей задачей лишь восстановление названия 75—100 предметов обихода и для этого создают подобие картинно-предметного словаря, то авторы «Пособия по восстановлению речи у больных с афазией» (Э.С. Бейн и др., 1962) к этому вопросу подходят с позиций
Стратегия и тактика восстановления речи
первоочередного восстановления элементарной фразы, высказывания.
Granich (1947) говорит, что, если надежда на восстановление невелика, больному должно быть предложено выучить некоторое ограниченное число специальных ответов, которые формируются на основе повторения, а затем переходят в словарь больного. Granich обращает специальное внимание на эффективность применения пения, считая, что оно должно быть обязательно включено в программу восстановительной работы.
Ю.А. Флоренская и В.А. Гринер (1941), Ю.А. Флоренская (1936), Б.М. Рабинович, A.M. Смирнова, А.А. Попова (1946), А.Д. Чернова (1958) использовали в своей работе оптико-тактильный метод. Они также применяли пение и автоматизированные речевые ряды, однако в этих работах отсутствует изложение соответствующей методики.
Вопросу об использовании пения в работе с больными афазией был посвящен еще ряд работ. Так, Е.М. Батурина (1955, 1958) пишет, что она проводила восстановительное обучение путем использования пения знакомых песен, однако развернутой методики также не приводит.
Наиболее полно методика использования пения в целях восстановления речи при афазии разработана венгерскими исследователями Vargha и Gereb (1959). Простые детские и народные песни с многократным повторением некоторых слов записывались ими на магнитофонную пленку. Запись производилась несколько раз в обычном ритме и ритмах, подчеркивающих паузой то или иное слово. Эти выделяемые паузой слова повторялись в 2—4 песнях. К песням изготавливались картинки и подписи к ним. Картинки подбирались в нескольких вариантах: одна (сюжетная) соответствовала содержанию песни в целом, на других изображались выделяемые из сюжет-Ной картинки предметы, названия которых и служили предметом внимания больного.
Авторы описывают последовательность использования ме-
М. К. Шохор-Троцкая
тодических приемов. Прежде всего больному многократно предлагались для прослушивания простые мелодии. Затем показывались предметные и сюжетные картинки, которые он должен был называть. Эти картинки многократно предъявлялись в определенной последовательности. После упрочения возможности их называния в этой последовательности эти слова давали вразбивку, наконец с помощью наводящих вопросов, как пересказ прочитанного, и в процессе обсуждения назначения предметов слова соединяли во фразу.
Методика работы при сенсорной афазии больше основывалась на повторении, нежели на назывании слов, выделяемых при пении песни. Если больным с моторной афазией вначале предлагается мелодия без текста для непроизвольного всплы-вания слов, то больным с сенсорной афазией авторы предлагали мелодию одновременно с текстом. Достоинством методики является то, что она помогает растормозить речь больного с различными формами афазии.
В отношении больных с афазией некоторые авторы особо подчеркивают необходимость учета особенностей их личности, интересов, склонностей, их преморбидный уровень. «Все приемы хороши, если они учитывают личность больного», — пишет Eisenson (1954). Этот автор рекомендует обращать особое внимание на восстановление смысловой стороны речи у больных посредством создания множественных смысловых и грамматических ассоциаций.
Монография советского психолога В.М. Когана (1962), обобщающая 25-летний опыт работы, представляет для логопедов особый интерес тем, что в ней приводится оригинальная методика работы с больными афазией в резидуальной стадии восстановления. Методика восстановительной работы состоит из ряда приемов, при этом одним из основных является прием формирования словесно-предметных связей.
Автор считает, что не нужно спешить с введением в речь больного полной фразы. После возникновения возможности называния следует перейти к восстановлению местоимений,
стратегия и тактика восстановления речи______ >5§! |
глаголов и т. д. Работу над глаголами надо начинать с инфинитивной формы и лишь затем переходить к употреблению глаголов в различных временах и лицах.
Кроме Э.С. Бейн (см. «Альбом»), В.М. Коган рекомендовал раннее начало восстановления речи при афазии.
В.М. Коган подчеркивает, что фразеологические изменения глаголов усваиваются больными с большим трудом, и, как и Gutzmann (1924), обращает внимание на то, что вспомогательные и модальные глаголы, местоимения, предлоги и союзы восстанавливаются в последнюю очередь. В тех случаях, когда прямое повторение-подражание не приводит к желаемым результатам, В.М. Коган рекомендует пользоваться оптико-тактильным методом.
В 50—60-е гг. выходит серия работ по преодолению афазии в США, Венгрии и других странах.
Американский психолог Schuell (1953, 1955), так же как Wepman, считает, что восстановительное обучение надо начинать как можно раньше и что в основе процесса восстановления лежит не обучение словам, а стимулирование нарушенных речевых процессов. Она полагает, что больной должен прежде всего слушать речь, схватывать ее содержание. Это не только улучшает понимание, но и развивает речь, чтение и письмо. Автор называет эти занятия «упражнениями на прислушивание».
В литературе имеется ряд высказываний о целесообразности раннего начала работы по восстановлению речевых функций у сосудистых больных. Так, Zangwill (1947) считает, что Уже на раннем этапе нужна восстановительная речевая терапия, которая должна заключаться в проведении игр, концентрирующих внимание больных, в поощрении их к высказыванию. Другой американский психолог Wepman (1951), рассматривая вопросы восстановления речевых функций, обращает внимание на то, что восстановительное обучение надо начинать не позднее 6 месяцев после заболевания и даже сразу После инсульта, как только к больному вернулось сознание.
18, |
vr M. К. Шохор-Троцкая
Основными приемами восстановительного обучения должны быть повторение, называние и закрепление слов путем показа больному различных картинок, записи слова на доске, списывания его, лепки предмета из пластилина, срисовывания его Одной из первых задач восстановления речи Wepman считает развитие понимания. С этой целью больному предлагается выполнять различные действия с предметами. Если он плохо понимает задание, ему многократно повторяют название предмета. На этом этапе следует постоянно поддерживать разговор с больным. Стимулирование называния предметов, окружающих больного, является основой методики.
Однако все вышеперечисленные методики, нащупанные разными авторами сугубо эмпирическим путем, появились задолго до раскрытия нейропсихологических предпосылок разных форм афазии и особенностей ВПФ Л.С. Выготским и А.Р. Лурия. В 50-е гг. нейропсихологи, соратники и ученики Л.С. Выготского и А.Р. Лурия открывают, не боюсь этого определения, эру нейропсихологического подхода к пониманию первично нарушенных предпосылок при разных формах афазии и методов их преодоления. Однако эмпирический подход к восстановлению нарушенных функций из авторов «долуриевско-го» понимания нарушения ВПФ, несомненно, представляет определенный интерес, так как он обнаруживает как малоэффективные приемы преодоления моторной афазии, без понимания того, что моторная афазия неоднородна, так и подсказывает очень продуктивные приемы по использованию ассоциативных связей слов, необходимых для развития общения больного, и многое другое, что целесообразно использовать в работе с больными, со существу, при всех формах афазии.
В 1961, 1962, 1964, 1972 гг. публикуются первые совместные работы М.К. Шохор-Троцкой и Э.С. Бейн с описанием методик растормаживания и стимулирования понимания и устной обиходной речи у больных с моторной афазией на раннем этапе после инсульта и впервые публикуется методика предупреждения аграмматизма типа «телеграфного стиля». Иными
стратегия и тактика восстановления речи
словами, уже в 50-е тт. берутся «на вооружение» работы Zang-will, Wepmann (1951) и Schuell (1953). Пионером в необходи-мости раннего этапа восстановления речи при афазии сосудистого генеза является Э.С. Бейн.
Итак, краткое изложение основных рекомендаций и приемов восстановления речи при афазии позволяет сделать вывод, что подавляющее их большинство было рассчитано на резидуальную стадию восстановления. Особенностям логопедической работы в ранней стадии после инсульта или тяжелой черепно-мозговой травмы посвящены лишь отдельные работы.
Мы привели столь подробный обзор литературы по восста
новлению речи у больных с афазией первой половины XX в. не
только потому, что в нем, с нашей точки зрения, имеется мно
жество полезных «находок» разных авторов, но и в связи с тем,
что, к сожалению, все вышеназванные авторы не были знако
мы с работами предшественников, а ведь лишь на повторяю
щихся ошибках и рациональных находках предшественников
можно и должно учиться.
>
3. ПРОБЛЕМА РАННЕГО ЭТАПА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ Е
Проблема острого инсульта, занявшая в 50—60-е гг. XX в. одно из основных мест в сосудистой неврологии, поставила задачу разработки логопедических методов работы с этой категорией больных. Еще в 1955 году сотрудники Института неврологии АМН СССР Р.А. Ткачев, Э.С. Бейн, И.Я. Плотникова на основе статистической обработки большого количества наблюдений за больными с афазией, прослеженными с этапа острого инсульта, писали, что при относительно раннем педагогическом вмешательстве у подавляющего большинства больных как с легкими и средними, так и с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются более благоприятные результаты. Это связано с тем, что активное, стимулирующее, а затем и Перестраивающее речевую функцию вмешательство оказывайся особенно действенным, когда оно начинается на фоне
184.4^^.________________________ М. К. Шохор-Троцкая
самопроизвольного (спонтанного) процесса восстановления. Поэтому рационально-педагогическое воздействие тем более эффективно, чем раньше оно начато.
Все эти данные положили начало дифференцированному подходу к приемам восстановления речи у больных на раннем и резидуальном этапах восстановления речи у больных с афазией.
Особенности состояния больных с афазией на раннем этапе после инсульта ставят перед логопедом ряд специальных задач. Они заключаются в использовании таких логопедических методик, которые соответствуют характеру речевого расстройства в его начальной стадии и содействуют быстрому темпу и наиболее высокому уровню восстановления речевых функций.
Из обзора «довоенной» литературы видно, что подавляющее большинство существующих методик предназначено для больных с афазией в резидуальной стадии восстановления. Для восстановления речи у больных в ранней стадии фактически отсутствовали специальные или приспособленные к задачам этого этапа методики.
Нами обнаружено, что никакого «телеграфного стиля» не существует, поскольку это результат неправильного восстановительного обучения, в основе которого лежала постановка звуков при помощи зондов и шпателей и введение звуков у больных с эфферентной моторной афазией в существительные. Как только была изменена методика работы и в работу с больными было введено стимулирование понимания речи на слух, через слух, то есть через сохранную височную долю, затем через опору на чтение, а при афферентной моторной афазии при использовании автоматизированных речевых рядов в виде стихотворений и небольших текстов, которые логопед читал вместе с больным, происходило восстановление чувства языка при обеих формах моторных афазий как обычной части общения.
Вот этот прием и позволил показать, что возможно соеди-
Стратегия и тактика восстановления речи ^^^^
нить, сблизить друг с другом синтаксис, предикативность устной речи и предикативность внутренней речи — эти два совершенно разных явления, в связи с этим не следовало «глушить» при эфферентной моторной афизии внутреннюю речь больного при помощи насильственного называния всех окружающих предметов, а идти путем сближения группы сказуемого устной речи с группой сказуемого во внутренней речи, в которой предикат может быть выражен существительным, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.
Надо помнить, что огромную роль в синтаксисе играет не только порядок слов, но и интонация, тональность. В некоторых языках тональность определяет синтаксис, она определяет подлежащее и сказуемое. Например, в китайском языке подлежащее и сказуемое зависит от того, с какой тональностью произносится слово. Или, допустим, место расположения созвучных глагола или существительного в английском языке определяет, где здесь глагол или где существительное, на каком месте, в какой последовательности стоят эти слова по отношению друг к другу.
Поэтому лингвистический подход должен быть очень-очень осторожным, а не глобальным, не простым, не без учета нейропсихологии и особенностей лингвистики того или иного языка.
Очень большой вклад в теорию и практику преодоления афазии внесла Н.Н. Трауготт, впервые определившая чрезвычайно большую роль в восстановлении высших психических Функций чтения и письма.
В настоящее время в отечественной афазиологии существу
ет несколько направлений восстановления высших психичес
ких функций. Наиболее разработанной системой восстанови
тельного обучения при афазии мы считаем принципы и мето
ды восстановления высших психических функций,
Разработанные Э.С. Бейн (1964, 1970, 1975) и Л.С. Цветковой
(1988) в санкт-петербургской школе афазиологов, логопедов,
Работавших под руководством Н.Н. Трауготт.,
М. К. Шохор-Троцкая
Основными положениями теории восстановительного обучения при афазиях Л.С. Цветковой являются: тщательный нейропсихологический анализ нарушения функций, то есть выявление первично нарушенной предпосылки; использование сохранных анализаторных систем, афферентация в качестве опоры на обучение — этот принцип основывается на учении о функциональных системах и их пластичности, представлении о их полирецепторности и о запасном фонде афферента-ций; принцип учета личности больного, принцип программированного обучения.
Свою монографию «Нейропсихология реабилитации больных» Л.С. Цветкова, подробно излагающая различные приемы и методы восстановительного обучения больных с афазией при локальных поражениях головного мозга, завершает словами А.Р. Лурия, что «мозг человека является органом, регулирующим всю его деятельность, и поражения мозга, которые носят обычно стойкий характер, надолго выключают человека из работы, а иногда даже и из нормального общения с окружающими... Какие меры должны быть приняты для того, чтобы включение в жизнь пошло по наиболее рациональным путям?» На этот вопрос своего учителя она отвечает, что ею в этой монографии «дан лишь частичный ответ, более полный ответ — дело будущего» (с. 322).
Л.С. Цветкова, решая проблему преодоления нарушений высших психических функций при афазии, последовательно опиралась на учение А.Р. Лурия о высших психических функциях человека.
В связи с этим приведем краткий обзор основных положений А.Р. Лурия к проблеме перестройки нарушенных функции и динамической организации всех функций мозга и, несомненно, огромного вклада в эту проблему Л.С. Выготского.
А.Р. Лурия, ссылающийся неоднократно на работы Н-И-Бернштейна и П.К. Анохина, пишет, что протекание каЖД°и функции предполагает ряд последовательно и одновременн
Стратегия и тактика восстановления речи
оаботающих систем и что «выпадение того или иного звена этой системы сказывается на конечном эффекте и вызывает перестройку всей системы...» или создание условий для перестройки и восстановления системы.
И.Н. Филимонов указывает, что «функция по своей природе не может быть связана с каким-нибудь единичным центром, и говорит о «сукцессивной и симультанной поэтапной локализации функций... у функции имеется возможность включаться в другие функциональные системы. И что очень существенно, восстановление функции следует трактовать не как ее перемещение в какой-то новый центр, а как ее реорганизацию в новую динамическую структуру, широко (подчеркнуто нами. — U. Ш.-Т.) размещенную по коре головного мозга и нижележащим образованиям» (А.Р. Лурия, 1969, с. 29).
Наш подход к восстановлению речевых функций при афазии основан на этой основополагающей концепции А. Р. Лурия о путях перестройки сохранных функций коры головного мозга для преодоления той или иной первично нарушенной при разных формах афазии.
И наконец, общеизвестным положением об особенностях высших психических функций, которое приводит А.Р. Лурия, является правило различного влияния «очага» на различных этапах развития функции.
«Джексон указывал на то, что очаговое поражение мозга
может вызвать нарушение произвольного, сознательного упот
ребления функции, оставляя, однако, сохранным ее непроиз
вольное проявление». К проблеме компенсации высших пси
хических функций мы можем отнести следующие слова А.Р.1
•^Урия: «Очаговое поражение мозга, как правило, никогда не со
провождается полным выпадением функции, но чаще ведет к ее'
Дезорганизации, в результате которой она проявляется лишь в из-
Мененном виде...» (А.Р. Лурия, там же). '
А.Р. Лурия, раскрывая проблему мозговой организации' психических функций, пишет, что «мы обязаны
М. К. Шохор-Троцкая
Л.С. Выготскому (1960, с. 375—383, 384—393) подробным обоснованием положения, что высшие психические функции могут существовать только благодаря взаимодействию высоко дифференцированных мозговых структур, каждая из которых вносит свой специфический вклад в динамическое целое и участвует в функциональной системе в своих собственных ролях».
И далее А.Р. Лурия (2000) на примере формирования навыка письма показывает все его этапы в процессе обучения. Соотношение отдельных компонентов навыка, входящее в состав высших психических функций, не остается неизменным на последовательных этапах их развития. В связи с этим нарушение относительно элементарных процессов чувственного анализа и синтеза, необходимого, например, для формирования речи, чтения, письма, в раннем детстве имеет решающее значение, вызывая недоразвитие всех функциональных образований, которые должны надстраиваться над ними (так, нарушения своевременного формирования первичных полей теменной, затылочной и височной долей ведет в соответствии с функциями этих долей моторную или сенсорную алалию, специфический аграмматизм в речи слепых и глухих детей с их дефектами в устной и письменной речи).
4. ВОПРОСЫ«ПЕРЕСТРОЙКИ» ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
А.Р. Лурия (1950) пишет, что «каждая высшая психическая функция включает в свой состав много звеньев и опирается на совместную работу многих участков коры головного мозга, каждый из которых играет в осуществлении целой функциональной системы свою, особую роль». Это положение можно раскрыть на примере, подвергнув анализу какую-либо одну хорошо изученную психическую функцию. Мы выбираем
Стратегия и тактика восстановления речи
этой цели деятельность письма, поскольку эта функция в свое время исследовалась нами специально.
Для того чтобы человек мог написать диктуемое ему слово, он прежде всего должен подвергнуть его звуковой состав акустическому анализу. Этот анализ заключается в выделении из сплошного звукового потока отдельных дискретных элементов — звуков, в определении их существенных «фонематических» признаков и в сопоставлении их по данным признакам с другими звуками речи. Акустический анализ и синтез, который, кстати сказать, занимает целый «добукварный» период обучения письму, осуществляется, как это показали специальные исследования (Л.Н. Назарова, 1952 и др.), при ближайшем участии артикуляций. В дальнейшем звуковой состав слова «перешифровывается» в зрительные образы букв, которые подлежат записи. Каждый выделенный при участии слуха и артикуляции звук речи прочно связан с определенным зрительным образом буквы, или графемой, которая может быть изображена различным образом (в виде заглавной или строчной, простой или стилизованной буквы). «Перешифровка» каждой фонемы в зрительную схему графемы должна осуществляться с учетом ее топологических свойств и пространственного расположения ее элементов. Этот акт подготавливает третий этап процесса письма — «перешифровку» зрительных схем букв в кинестетическую систему последовательных движений, необходимых Для их записи. Движения записи букв представляют собой сложную «кинетическую мелодию», требующую определенной организации двигательных актов в пространстве, определенной из последовательности, плавной денервации движений и т.д. Следует вместе с тем отметить, что удельный вес каждого Из этих моментов не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых его этапах основное внимание пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы. В сложившемся Навыке письма эти моменты отступают на задний план и уси-