Нарушение слухоречевой памяти при динамической афазии является одним из ее симптомов. Если здоровый человек постепенно запоминает из 10 предъявленных ему слов сначала 5, затем 6, 8, 9, 10, то больной с динамической афазией, персе-верируя отдельные слова и переставляя их, не может запомнить более 4 слов. Для больных характерно нарушение последовательности воспроизводимой серии слов, даже воспроизведение в обратном порядке таких автоматизированных видов речи, как счет от 20 к единице, дней недели от воскресенья к понедельнику и месяцев года от декабря к январю, вызывает у них чрезвычайные трудности.
В обычной экспрессивной ситуативной речи больные с динамической афазией аспонтанны, малоинициативны. Ответы на вопросы односложны и, как правило, включают в себя слова из вопроса собеседника, соответственно грамматически перестроенные. Например, на вопрос «У вас был сегодня врач?» больной отвечает: «У нас (у меня) был сегодня врач». — «О чем вы говорили?» — «Мы говорили о чем... о давлении», — «У вас повышенное давление?» — «Нет, у нас не повышенное давление». Нередко наблюдаются эхолаличные повторы отдельных слов и фрагментов фраз собеседника, которые больные не замечают. Крайняя инертность протекания всех психологических функций у больных с динамической афазией особенно ярко проявляется при заданиях пересказать прочитанный или воспринятый на слух текст, при составлении рассказа по серии сюжетных картинок или по какой-либо теме.
В соответствии с представлениями о том, как речевая деятельность реализуется заднелобными отделами коры головного Мозга, у больных с динамической афазией может быть сохранно понимание ситуативной речи и нарушено понимание слож-
|
М. К. Шохор-Троцкая
ных текстов. Поскольку нарушена не только слухоречевая память, осуществляющая связь между отдельными звеньями высказывания, но и восприятие плана высказывания, больные не улавливают замысла теста.
При динамической афазии, как и при эфферентной моторной, может наблюдаться специфический передний импрессив-ный аграмматизм. Он заключается в том, что больные игнорируют окончания (флексии) в инвертированных словосочетаниях, не могут показать ручку карандашом, линейку ручкой, дезориентированы в нахождении главного лица в словосочетаниях «мамина дочка», «мама дочки», что также свидетельствует о нарушении у них не только поверхностного, но и глубинного синтаксирования.
В экспрессивной речи этих больных обнаруживаются те же трудности: остается относительно сохранной ситуативная, диалогическая речь, в которой замысел высказывания диктуется или предъявляется самой бытовой ситуацией. При динамической афазии больные могут следить за домашними событиями, проявляя некоторую заботливость, но почти не оречевляя ситуацию, а также способны вести хозяйство. Лишь при обширных очагах поражения лобной доли больные выключаются из микросоциального общения, реализуемого при обычной динамической афазии, симультанно схватывающим ситуацию правым полушарием. При этом отмечается эмоционально-интонационная окраска, междометий и других речевых штампов. Но как только возникает необходимость оречевить ситуацию (а это также нередко требует планирования не только речевых, но и внеречевых действий, которые все же следует оречевить), больные оказываются беспомощными, переход к употреблению вводных слов, частиц: «Ну, как это... ну... ну... понимаете, не могут, и все...» Оречевить смутную мысль, скорее побуждение к ней, интенцию помогают наводящие вопросы либо план высказывания при помощи фишек или элементарной схемы из 3—4 квадратов, как бы материализующей для этого больного высказывание (Л.С. Цветкова, 1972). В результате больной
|
стратегия и тактика восстановления речи
может построить фразу, «выталкивая» слова, например: «На-яо купить хлеба», «К нам же придут... гости!» и т.п. Даже диалогическая речь, в которой инициатором должен выступить больной, требует организационной помощи со стороны окружающих. То же, но в еще более выраженной форме происходит в случае, когда больному предлагают рассказать содержание фильма, известной картины или о фактах своего собственного жизненного опыта, требующих плана или программы изложения, поскольку это уже творческий процесс.
А.Р. Лурия приводит пример, когда раненый полярник в ответ на просьбу рассказать о Севере сказал: «На Севере живут белые медведи. О чем и довожу до вашего сведения», то есть ограничился двумя шаблонными речевыми штампами. Другим примером может служить «рассказ» больного И. по картине В.В. Пукирева «Неравный брак»: «Ну... женятся они... Этот, как его... дает обручальное кольцо... Ну и все». Таким образом, не схвачен и не передан замысел картины, нет сострадания к невесте и мало-мальски связного текста, фразы произнесены монотонно, мимолетное чувство досады вызвали трудности нахождения слова «священник».
|
При динамической афазии относительно сохранны письмо под диктовку и чтение вслух отдельных слов и простых предложений. Однако больные не могут самостоятельно написать даже элементарное письмо, прибегая к списыванию поздравительных шаблонов к праздникам. Необычайные трудности возникают у них при чтении стихов, поскольку синтаксис стихотворного текста, порядок членов предложения в них подчинены ритму и рифме.
Нарушение прогнозирования, трудности понимания иносказательных оборотов приводят к отказу от чтения басен и незнакомых стихотворений. Однако хорошо упроченные в памяти четверостишия больные произносят свободно. При динамической афазии затруднен пересказ прочитанного: планом для Пересказа являются либо устные вопросы врача и логопеда,
М. К. Шохор-Тр^
-
либо записанный в тетради больного развернутый план рассказа, состоящий из вопросов.
Приводим пример пересказа прочитанного текста больным М., по профессии архитектора. Врач спрашивает: «Какой рассказ вам задал читать логопед?» — «Логопед нам задал читать рассказ «Архитектура Древней Руси». — «О чем говорится в этом рассказе?» — «В этом рассказе говорится об архитектуре древнего Киева». — «Вы бывали в Киеве?» — «Да, я бывал в Киеве». — «Чем славен древний Киев?» В ответ больной читает по книге: «Первым значительным каменным сооружением на Руси является Софийский собор в Киеве, построенный в 40-х годах XI века. Рисунок двадцать семь» и т.п. Таким образом, даже при пересказе по вопросам в заимствовании ответов из рассказа больной не редактирует текст, не сокращает его, называя даже номера рисунков.
Записать текст на заданную тему больные с этой формой афазии могут лишь с посторонней помощью. Так, больная И., писательница и актриса, на определенном этапе восстановления речи уже могла рассказывать о своих встречах с писателями, поэтами, актерами и музыкантами. С помощью логопеда, задававшего наводящие вопросы, больная с удовольствием «рассказывала» о встречах с С. Вургуном, С. Я. Маршаком и другими знакомыми писателями. Но, рассказав об интересных встречах, об обстановке в Доме литераторов, больная, свободно пишущая под диктовку, самостоятельно не смогла написать даже небольшой текст. Каждую фразу она должна была услышать от логопеда и затем записать под диктовку. При этом она не делала никаких дисграфических ошибок.
При динамической афазии значительно затруднено решение не только арифметических задач, которые требуют планирования нескольких операций (А.Р. Лурия, Л. С. Цветкова, 1968), но и простых примеров, в которых надо произвести операции на сложение и вычитание, например (3+26) — (28+13) =.... Больные испытывают определенные трудности при переходе через десяток, а также при решении примеров, включающих операции
Стратегия и тактика восстановления речи
на умножение и деление, поскольку это требует не только пла-нирования действия, но и переключения с одного действия на
другое.
По нашим наблюдениям, динамическая афазия развивается только у правшей при поражении левого полушария, а у лиц с абсолютным или парциальным левшеством динамический компонент редуцируется быстро, что свидетельствует о высокой взаимозаменяемости у них функций заднелобных отделов, реализующих речемыслительные процессы. Возможно, интенция, готовность к ситуативной речи, тесно связанные с эмоциональной, интонационной стороной речи, представлены в
обоих полушариях.
,f
*
6. АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ |
При этой форме афазии сохранны премоторные и постцентральные зоны, а также фонематический слух, в связи с чем больные понимают значение отдельных слов. У них нет артикуляторных трудностей, они не только многоречивы, но и гиперактивны. Однако при всем нейропсихологическом тестировании они лишь фрагментарно понимают речь в связи с сужением объема слухоречевой памяти до 1—2 из трех слов, воспринятых на слух. Например, при задании повторить три слова: дом—лес—кот — больной повторяет «дом... кот», ухо-лук—зуб — больной повторяет «ухо... зуб и еще что-то...». При просьбе повторить одну из серий слов через 1—2 минуты, больные отказываются, смешивают слова из первой и второй серии слов и отказываются: «Не помню. Это трудно». Их речь обильна, малоинформативна, изобилует вербальными парафазиями, но интонационно окрашена. Употребляется много глаголов, часто повторяются одни и те же глаголы, существительные заменены местоимениями, нарушено согласование членов предложения в роде и числе. Фраза оказывается незаконченной, как «отсутствуют» второстепенные члены предложения
М. ЮШохор-ТрфЩая
(дополнения, обстоятельства места, времени и т.д.), выраженные существительными.
Поскольку височные речевые отделы обеспечивают и сук-цессивную и симультанную организацию речи и в основе ее «работы» лежит нарушение линейного и пространственного анализа и синтеза ритмической основы восприятия речи и нахождения средств выражения мысли, мы первоначально остановимся на нарушении линейного, синтагматического восприятия речи, а затем — на нарушении парадигматической, квазипространственно организованной лексической организации речевого лексикона. В результате нарушения последнего у больных с этой формой афазии возникают амнестические трудности, вербальные парафазии и парагнозии. При изучении этой формы афазии многие частные вопросы остаются неясными.
А. Р. Лурия (1969) отмечает, что средние отделы височной области тесно связаны со слуховыми и зрительными отделами коры, а также с медиобазальными отделами, имеющими прямое отношение к неспецифическим, тонизирующим механизмам и аффективным процессам1. Одни авторы квалифицируют это нарушение речи как явления транскортикальной сенсорной афазии (Л.Г. Столярова, 1962), а другие называют амнес-тической или акустико-мнестической афазией. Все эти обозначения, как считает А.Р. Лурия, недостаточно четко отражают клиническую картину нарушений. Он подчеркивает, что у этих больных сохранен фонематический слух, они хорошо понимают слова, легко повторяют отдельные слова без изменения их звукового состава и литеральных парафазии, могут правильно записать под диктовку отдельные слова, допуская ошибки лишь при записи незнакомых или сложных по звуковому составу слов.
А.Р. Лурия обращает особое внимание на то, что больные, на слух хорошо удерживая отдельные слова, испытывают выра-
Первый функциональный блок.
Стратегия и тактика восстановления речи
ценные трудности при переходе к тестам на сохранение в памяти и повторение серии, состоящей из 3—4 слов. Они могут воспроизвести только 1—2 слова (чаще первое и последнее), но, как правило, без сохранения их порядка. Иногда даже многократное повторение серий из 4—5 слов не приводит к правильному воспроизведению их в заданном порядке. По мнению А.Р. Лурия, «такое нарушение сукцессивности словесных следов является одним из отчетливых симптомов слабости следовой функции коры этой области». Слухоречевую память этих больных отличает чрезвычайная инертность. Так, заучив серию слов, больные не могут их повторить, если они предъявлены в другом порядке. Они заменяют нужные слова персеве-раторным повторением уже сказанных слов. Если попросить больного повторить серию слов после паузы, заполненной какими-либо вопросами, то они не в состоянии их вспомнить. При увеличении объема словесной информации, как и у больного с акустико-гностической афазией, может возникнуть феномен «отчуждения» смысла слова.
Персевераторность и амнезия распространяются и на функцию называния: если предложить больному называть не один, а серию предметов, то проявляются амнестические трудности и персеверации ранее данного названия. То же наблюдается и в активной речи: поиски слов, замена их местоимениями, вербальными парафазиями. Персеверации у больных с акустико-мнестической афазией отмечаются лишь при повторении и назывании серий слов, не связанных смыслом, что все же не мешает им понимать смысл предложений и текстов, смысловой подтекст басен и т.п. (А.Р. Лурия). Персеверации не распространяются на двигательную систему. По-видимому, такая персевераторность объясняется вторичной реакцией премоторных отделов (поля 44, 45, 10), имеющих представительство в виде проводящих путей, идущих не только через поле 22, но и через поля 21 и 37, а также через поля 39 и 40, при Поражении которых возникает семантическая и «проводниковая» афазия. Для последней также характерна «отставленная»
М. К. Шохор-Троцкая
персеверация при повторении слов и назывании предметных картинок.
Как показали наблюдения, проведенные А.Р. Лурия, Е.Н. Соколовым и М. Климовским (1967), в основе физиологических механизмов этой формы афазии лежат две причины: 1) повышенное про- и ретроактивное торможение ослабленных слухоречевых следов, поскольку отдельные элементы, включенные в серию слов, тормозят друг друга. Больной, повторяя последнее из 3—5 слов, тормозит, таким образом, всплывание в памяти предыдущих слов; 2) нарушение слухоречевой памяти вследствие «уравнивания интенсивности следов». И тот и другой механизм основаны на нарушении акустического анализа и синтеза ритмического узора речи, сочетающего в себе линейные и пространственные принципы организации речевой деятельности. Нельзя игнорировать то, что при поражении височных отделов нарушаются восприятие и воспроизведение ритмов (А.Р. Лурия, 1968), что воспринимаемая на слух речь не только мелодична, но и ритмична, с распределением акцентов при помощи различного типа «ударений» (внутри слова, в предложении, абзаце и т.д.).
В блестящем описании А.Р. Лурия симптомокомплекса акустико-мнестической афазии лейтмотивом звучит наличие персевераторности, трудности удержания последовательности серии предъявленных на слух звуковых и словесных элементов, которые, возможно, объясняются тесными акустическими афферентными и эфферентными связями полей 21, 37 и 39 (см. рис. 1) с префронтальной областью (А.Р. Лурия, 1962).
При нейронографическом исследовании полей коры префронтальной области получены следующие данные (по А.Р. Лурия, 1962, 1969) и С.Б. Дзугаевой, 1975)).
Афферентные связи Эфферентные связи
8-19,22,37,41,42 8-18
10-22, 37, 38 10-22
44-41, 42, 22 46-6, 37, 39
44-21, 22, 23, 37, 41 47-38
Вторичные и третичные поля префронтальной области связаны проводящими путями не только с вторичными полями височной доли, но и с третичными полями как височной доли (поля 21 и 37), так и с нижнетеменной долькой (поле 39). Несомненно, это неполные данные о связях префронтальной коры с височной долей, сукцессивная, развернутая во времени общность указанных зон позволяет определить и общие черты нарушения слухоречевой памяти при поражении этих двух областей с учетом того, что если поля 44 и 45 не являются зоной перекрытия, то все поле 21 от своих передних отделов до поля 37 служит зоной перекрытия лобно-височной системы. Этими же связями, вероятно, обусловливается наличие при названных формах афазии амнестических трудностей, персевератор-ности при восприятии и воспроизведении серий слов, сужения слухоречевой памяти, вербальных парафазии, которыми изобилует речь больных с акустико-мнестической афазией, с той разницей, что при ней повышена речевая активность и сохранны ситуативная речь, письмо и чтение, а при эфферентной моторной и динамической афазии они резко затруднены.
Именно в связи с этим становится понятным механизм про- и ретроактивного торможения ослабленных слухорече-вых следов и уравнивания интенсивности этих следов, выявленных А.Р. Лурия с соавторами (1967). Высказано предположение, что в основе нарушения слухоречевой памяти при этой форме афазии лежит нарушение восприятия ритма речи, поскольку именно при поражении височных отделов мозга больше всего расстраивается акустическое восприятие неречевых ритмов.
При акустико-мнестической афазии затруднены также речемыслительные операции. Больные свободно производят мыслительные операции, в которые входит элемент наглядности, то есть операции с геометрическими отношениями, задачи на конструктивный праксис, и испытывают значительные трудности при переходе к систематическим последовательным операциям, требующим участия речевых связей. Так, больные
24"—— М. К. Шохор-Троцкая
сами свободно раскладывают серии сюжетных картинок, но не могут определить их последовательность путем расположения в соответствии с нумераций, если они нейропсихологом заведомо разложены в иной последовательности. Больные с большим трудом решают сложные арифметические примеры, в которых часть операций надо удерживать в памяти. Попытки включить в эти операции устную речь не облегчают, а усложняют речемыслительную деятельность. Таким образом, нейро-лингвистические исследования импрессивной стороны речи больных с акустико-мнестической афазией и прежде всего слу-хоречевой памяти подтверждают нарушение сукцессивно-син-тагматически организованной стороны речемыслительной деятельности.
Однако при этой форме афазии нарушаются и парадигматические, симультанно организованные отношения в сложнейшей системе формирования лексикона человека, поскольку каждый предмет или явление имеет сложную систему дифференциальных признаков, которые создают взаимосвязанные отношения, включая элементарные значения слов, синонимы и антонимы, сложнейшую многозначность слова, явный или скрытый подтекст, подчеркнутый, интонационно индивидуально вложенный в слово смысл, нередко прямо противоположный инварианту значения слов.
Изучению семантических полей слова и групп слов, а точнее, языкового семантического пространства посвящены работы А.А. Залевской (1982), ассоциативные словари русского языка (1999, 2000) и др. Исследования позволили установить не только необычайно широкие смысловые связи слов и их вариативную многозначность, но и то, что в норме эта система сформирована в средних и задних отделах височной доли слева.
Нарушение восприятия речи при этой форме афазии и ее актуализации своеобразно выражается и в уравнивании или смешении ударения внутри слова, в связи с чем возникает либо отчуждение смысла слова, либо нарушение его произне-
Стратегия и тактика восстановления речи
—---------------- ~~ "
сения. Так, характерно произнесение слов, в которых безудар-НЬ1Й слог становится полнозвучным ударным, а ударный редуцирует в безударный. Например, больной Р., называя предметные картинки, произносил: «Завод... что-то не так... такое слово есть?» Логопед дал прослушать слово больному, записал его в тетради, после чего больной обрадованно произнес: «Ну, конечно, завод... а то почему-то вода... за водой... чепуха получилась».
В работах Л.С. Цветковой и Ж.М. Глозман (1978) рассматриваются параграмматизм больных с акустико-мнестической афазией и его отличие от аграмматизма при эфферентной моторной афазии.
Авторы подчеркивают, что аграмматизм является общеафа-зическим симптомом. Основными чертами параграмматизма при этой форме являются неточное употребление предлогов, смешение окончаний глаголов в роде и числе.
Приводим в качестве примера письмо больного Б. к жене. «Дорогая моя. Я тут живут хорошо. В палате спим три мужиков. Мы гуляем на парке. Там текут родник. Вода холодная, зубы стучит, но вкусная. Меня доктор ругали, чтобы не ходила на родник, а то поедем (отправят) домой. Спасибо от посылку. Яблоки едим все. Все говорит спасибо. Женя». Больной неточно употребляет предлоги и окончания глаголов и других частей речи. Особенно подвержены параграмматизму окончания глаголов в роде и числе. Между тем при эфферентной моторной афазии аграмматизм в основном выражается в опускании или замене предлогов и окончаний существительных.
Акустико-мнестическая афазия у лиц с левшеством той или иной степени тяжести в основном возникает, а точнее, сохраняется при поражении левого и весьма редко — при поражении правого полушария. Известно, что она очень быстро претерпевает обратное развитие.
Левшество и правшество связаны прежде всего с двигатель-Ной корой, с ее первичными и вторичными полями. Нарушенный фонематический слух у левшей может быть «возмещен»
М. К. Шохор-Троцкая
височными отделами правого, у них доминантного по речи полушария.
Выявляется относительная функциональная независимость третичных полей, как средне- и задневисочных, так и заднете-менных отделов, от вторичных полей. Их более абстрагированные речевые функции не связаны непосредственно с рукостыо (то есть с левшеством и правшеством).
Существенным обстоятельством является и то, что задне-височные и заднетеменные поля левого полушария теснейшим образом связаны с затылочной долей и глубинными отделами мозга. А.Р. Лурия (1969, 1975), С.Б. Дзугаева (1975), ТА. Кучу-мова (2000) постоянно подчеркивают специфический тонус задних отделов мозга, прежде всего затылочной доли и 39 и 21 поля теменной и височной долей.
И, как мы считаем, будучи первоначально надстроенными над вторичными полями, третичные поля со временем теряют функциональную связь гностическую с речеслуховыми полями, и речевые нарушения, возникающие при их поражении, не подлежат компенсации противоположными височными отделами. В связи с этим акустике-мнестическая афазия у левшей при поражении левого полушария остается стойкой и требует длительного времени для ее преодоления.
Акустико-мнестическая афазия у левшей при поражении правого полушария наблюдается редко. Как правило, ей «предшествует» негрубая акустико-гностическая афазия, которая проходит спонтанно в течение 1—2 недель, что свидетельствует о компенсаторных возможностях левой височной доли. По прошествии нарушений фонематического слуха у больных сохраняется акустико-мнестическая и семантическая афазии, преодолеть которые удается с трудом.
Нарушение объема удержания речевой информации, ее тормозимость приводят к трудностям понимания больными с этой формой афазии длинных, многосложных высказываний, состоящих из 5—7 слов. Больной может показать или дать не тот предмет, о котором идет речь.
Стратегия и тактика восстановления речи
Больные с акустико-мнестической афазией с трудом ориентируются в разговоре с 2—3 собеседниками, «отключаются» в сложной речевой ситуации, не могут посещать доклады, лекции, утомляются при восприятии музыки и радиопередач. Возникает акустико-мнестическая дезориентированность.
Существует и второй вариант акустико-мнестической, а точнее, оптико-мнестической афазии. При нем трудности удержания смысловой стороны речи заключаются в ослаблении и обеднении зрительных представлений о предмете, в соотношении воспринятого на слух слова с его зрительным представлением, что объясняется скорее всего поражением вертеб-ро-базиллярной системы кровообращения, обеспечивающей функции затылочных и нижневисочных отделов (Н.В. Верещагин и др., 1975, 1980). Этот вариант «височной» афазии наблюдается довольно редко. Слабость зрительных представлений у больных с акустико-мнестической афазией объясняется тем, что задневисочные отделы (поле 37, см. рис. 6, 7, 8, 9) являются смежными с затылочными, оптико-мнестическими.
Больные, изображая какие-либо предметы, опускают, не дорисовывают значимые для опознания этих предметов детали. Так, они могут не дорисовать носик у чайника, гребешок у петуха, ручку у чашки. Характерно, что больные не дорисовывают те элементы, которые, с одной стороны, специфичны именно для изображаемых предметов, а с другой — связаны с многозначностью слова (слова «носик», «гребешок», «ручка» и т.п. неоднозначны). Больной вместо петуха рисует неопределенной формы птицу, вместо чайника — нечто похожее на сахарницу, вместо чашки — миску или стакан и т.д.
Номинативная сторона письменной речи при акустико-мнестической афазии более сохранна, так как больные имеют больше времени для подбора слов, большую возможность выбора синонимов, а также фразеологизмов, способствующих «всплыванию в памяти» нужных слов. Очень редко в письменной речи больных наблюдаются литеральные парафазии по акустическому типу (смешение звонких и глухих фонем).
M. К. Шохор-Троцкая
Записывая текст под диктовку, больные испытывают значительные трудности при удержании в слухоречевои памяти даже фраз, состоящих из трех слов. При этом они обращаются с просьбой повторять каждый фрагмент фразы.
Значительно затруднено понимание читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из длинных предложений. Удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевои памяти на внутриречевом уровне. Дефекты слухоречевои памяти сказываются и при решении арифметических примеров. Например, при сложении чисел 27 и 35 больной пишет 2 и произносит «один в уме». Даже в том случае, если единица записана вблизи примера, он забывает ее прибавить к последующим слагаемым.
Таким образом, при акустико-мнестической афазии нарушение слухоречевои памяти вторично затрудняет нормальную реализацию письма, чтения и счета.
В заключение следует отметить, что в клинической картине сосудистых заболеваний головного мозга акустико-мнестичес-кая афазия редко встречается в изолированном виде. Прежде всего на раннем этапе заболевания она может быть «завуалирована» симптомокомплексом акустико-гностической афазии, на преодоление которой у правши может уйти несколько месяцев. Поскольку акустико-мнестическая афазия обычно возникает при поражении задних ветвей левой средней мозговой артерии, она может сочетаться с оптико-мнестической афазией, которая в изолированном виде при сосудистых заболеваниях головного мозга встречается редко. В большинстве случаев акустико-мнестическая афазия наблюдается в комплексе с семантической. Кроме того, акустико-мнестическая афазия может сочетаться с «проводниковой», то есть не только с трудностями повторения элементарных слов, но и с грубым нарушением чтения вслух, письма под диктовку, поскольку артику-ляторные нарушения, распад чтения вслух и письма возникают при поражении не третичных, а вторичных полей коры головного мозга.
Стратегия и тактика восстановления речи
Наличие симптомокомплекса «проводниковой» афазии свидетельствует о том, что у больного имеет место парциаль-Ное левшество, а иногда скрытое, подтвержденное наличием его у ближайших родственников больного. Однако левшество у этих больных, как мы уже говорили, не содействует спонтан-Ному восстановлению речевых расстройств, возникающих при поражении третичных полей (зрительное — поле 17, акустическое — поле 37, акустическое и моторное поля — 21 и 40, зоны перекрытия ассоциативных путей теменной, затылочной и височной долей — поле 39).
Таким образом, при поражении височных речевых зон специфически нарушаются как симультанно, так и сукцессивно организованные речевые акты, входящие в сложную систему речемыслительной деятельности, затрудняя больным как понимание речи, так и ее актуализацию.
Приводим историю болезни больного с акустико-мнести-ческой афазией у левши.
Больной О., пианист, скрытый левша, поступил в НИИ неврологии АМН СССР 18.11.66 г. Клинический диагноз: атеро- и кардиосклероз. Гипертоническая болезнь III стадии. Острое нарушение моз-' гового кровообращения в бассейне задних ветвей правой средней мозговой артерии. Легкий левосторонний гемипарез. Сенсорная афазия.
Речевой статус: больной ориентирован в месте и времени. Растерян, расторможен, активен. Пытается вставать, несмотря на запрет врачей. Понимание обращенной к нему речи значительно затруднено вследствие нарушения слухоречевой памяти. Больной удерживает в памяти 1—2 из трех слов, отмечается негрубое нарушение фонематического слуха. При повторении серии слогов (ба-па-ба, та-да-та) Удерживает два слога, повторяя их с вопросительной интонацией («баба?», «даба?» и т.д.), то есть ищет смысл в бессмысленных слогах. Если предметные картинки показывают по одной, то больной справляется. При просьбе показать две картинки даже очень контрастного звУКового состава показывает только одну, две — показывает с трупом, три картинки показать не может. Справляется с показом карти-н°к, обозначенных словами близкого звукового состава, и даже с оп-°зиционными звуками. Но если предложить картинки (бочка,