^30
М. К. Шохор-Троцкая
почка, дочка, точка), то больной теряется и не всегда точно показывает рисунки. При показе частей лица на себе испытывает некоторые затруднения в виде замедленного перехода от одного задания к другому, просит давать задания с большими паузами, но показывает верно. Проверить состояние понимания логикограмматических конструк-ций не представляется возможным.
Собственная речь обильная, аграмматичная (больной смешивает флексии глаголов и существительных), малоинформативная, так как глаголов мало, а существительные часто заменяются местоимениями. Повторение слов и коротких предложений доступно. При повторении фраз и серий слов наблюдаются их «укорачивание» (уменьшение объема) и вербальные парафазии. Например, фразу «В саду за высоким забором растут яблони и груши» больной при предъявлении в разные дни повторял так: «В саду за забором росли груши и еще что-то», «В саду за забором росли яблони... сливы и еще какие-то деревья», «В саду за высоким (вы это подчеркнули голосом) за высоким забором росли садовые деревья».
Часто употребляет одни и те же глаголы. Например: «Мужчина все время утром как это делает с бумагой, книгой, ну как сидит с газетой (его спрашивают: «Читает?»). Читает и еще читает и письмо, а потом несколько раз быстро делает, как это ест, пьет чай и опять быстро делает на улице («Идет?»), да, идет на улицу, идет... как ее... как ну со всеми... их много... ну все эти делают каждый день утром («Идут на работу?»), да, идут, а потом опять идут... нет, не идут, а как это... не спешат, а как это... ну... не спешат, а да именно... ну футбол, но это... ну... как... посмотреть могу». Нейропсихолог как-то сказал больному, что не очень любит духовой оркестр, на что получил следующую отповедь: «Ну... что вы! Как это... как вы сказали... Нет, это ужасно. Это музыка, а вы не любите, как это... их! Ну... флейта... ну как их еще... Это прекрасно! Я могу слушать сколько... вот так! Нет... конечно фор... не могу... ну... моя музыка, но все музыка. Для них столько музыки... делают. Прекрасно! Великолепно! Вы неправы, так нельзя! Обидно! Все музыка. Вот есть флейта с ор... оркест...ром с оркестром-А вы!» Литеральных парафазии в устной речи нет. Вербальные парафазии и амнестические трудности наблюдаются как в активной спонтанной речи, так и при назывании и составлении фразы по картинке: велосипед — «машина... нет, не машина, а на двух колесах... да на двух колесах... велосипед», мухомор — «это не ягода и не яблоко, его едят И
![]() |
Стратегия и тактика восстановления речи
c им многое делают, но это плохой гриб... совсем плохой... его не едят. Он плохой... забыло слово (мухомор)... вот-вот! Верно!».
Чтение вслух несколько замедленное, иногда послоговое, с многократным прочитыванием серий слов для удержания их в памяти, но без литеральных парафазии или артикуляторных трудностей. Письмо под диктовку слов из 3—5 букв свободное. Многосложные слова не дописывает, пропускает отдельные буквы и слоги, пытается самостоятельно их исправить. Фразы из 3—4 слов под диктовку пишет с трудом. Наблюдаются замены букв, пропуск слогов и слов, вербальные парафазии. Больной не удерживает в памяти серию слов, входящих в предложение, просит повторить его.
С трудом записывает многозначные числа, допуская смешение цифр 7 и 8, 6 и 4, переставляя цифры в числе: 137 — 173, 268 — 286 и т.п. Элементарный счет сохранен, сложение и вычитание многозначных чисел затруднены. Отмечается негрубая конструктивно-пространственная апраксия. Акустическое восприятие ритмов и музичес-кие функции сохранны. Негрубый левосторонний гемипарез доставил немало огорчений больному, являющемуся пианистом-виртуозом.
При опросе относительно левшества в семье и у него больной сообщил, что у него «кажется, дед был левшой». О левшестве у себя не подозревал; сын его — правша. После этого стало понятным, почему больной виртуозно исполнял очень сложный фортепьянный концерт для левой руки М. Равеля, написанный им для пианиста, потерявшего на войне правую руку.
Таким образом, левшество выявилось только в связи с инсультом в бассейне правой средней мозговой артерии и левосторонним геми-парезом средней тяжести, редуцировавшимся через 2—3 месяца после инсульта под воздействием массажа, гимнастики и других физиотерапевтических процедур.
Заключение: акустико-мнестическая афазия с очень легкими признаками акустико-гностической, аграфия среднелегкой степени, аг-рамматизм. Незначительные нарушения счета и конструктивно-пространственного праксиса.
В результате трехмесячных систематических занятий с логопедом У больного значительно расширился объем слухоречевой памяти, пол-н°стью восстановились устная и письменная речь. Как основной Метод преодоления слухоречевой памяти и амнестического синдрома У этого больного и вообще при данной форме афазии мы используем
М. К. Шохор-Троцкая
прием восстановления развернутого письменного высказывания: дневниковые записи, мемуары и другие активные виды письменной речи, которые позволяют письменно фиксировать найденное слово. Как правило, больные исписывают множество черновиков, добиваясь плавного, развернутого письменного текста, в котором уже нет вербальных параграфий. Больной охотно писал о своих зарубежных гастролях. Через год он вернулся к преподавательской работе в консерватории, отказавшись от концертной деятельности в связи с остаточными явлениями гемипареза.
Мы привели очень редкий случай акустико-мнестической афазии у левши, который типичен и для правшей. Однако эта форма афазии чаще предваряется выраженной акустико-гнос-тической афазией и преодолевается значительно медленнее.
7. АМНЕСТИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
Наиболее полно семантическая афазия описана Н. Head (1926). Однако еще задолго до появления его фундаментальных исследований в работах К. Wernike (1874), A. Kussmaul (1879) были подробно описаны нарушения понимания и ам-нестические трудности при «проводниковой» и амнестической афазии.
Семантическая афазия возникает при поражении зоны перекрытия трех долей коры головного мозга (поле 39, см. рис. 6, 7, 8) — теменной, затылочной и височной, в связи с чем получила название зоны ТПО (перекрест темпоральной, париен-тальной и окципитальной долей). Эта область мозга, пронизанная густой сетью ассоциативных связей, соединена с лобными отделами коры головного мозга, в том числе с полями 44, 45 и 10.
При поражении теменно-затылочных (или нижнетеменных) отделов коры левого полушария сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается поисков звукового состава слова, отсутствуют явления снижения слухо-речевой памяти или нарушения фонематического слуха, сохра-
гтоатегия и тактика восстановления речи
^i_J_-——.------------------------------------------------------- =
няется артикуляторно-фонематический уровень речи. Значительные нарушения кодирования и декодирования речевого сообщения при этой форме афазии выражаются в явлении «забывания слов» (амнестическая афазия), а также в трудностях понимания и формулирования сложных логико-грамматических отношений (семантическая афазия) (А.Р. Лурия, 1975).
А. Р. Лурия отмечает, что в основе нарушения речи по типу амнестической афазии лежат распад смысловой, семантической структуры слова, обеднение ближних и далеких смысловых, ассоциативных, квазипространственных связей слова. Такое нарушение многозначных смысловых связей слова, трудность его нахождения в огромном лексиконе он объясняет расстройством действия психофизиологического «закона силы», при котором уравниваются все лексические альтернативы, приводящие к сужению лексикона и блокированию автоматизированного нахождения слова.
Фонематический слух и слухоречевая память обеспечивают раннее развитие у ребенка экспрессивной речи. В процессе познания окружающего мира ребенок усваивает средства языка, передающие различные пространственные, межпреждметные отношения. Очень рано ребенок запоминает значение отдельных предлогов и словосочетаний типа «мамина дочка», «дочкина шубка», «папин галстук», «Бовин совочек». Овладение элементарными «словосочетаниями» характеризуется тем, что оно основано на глобальном, нерасчлененном восприятии. Значительно позже ребенок усваивает словосочетания «томик стихов А.С. Пушкина», «стихотворение М.Ю. Лермонтова», в которых уже отсутствует один из объектов словосочетания; сочетание приобретает обобщенный, отвлеченный смысл. Многие из таких словосочетаний могут быть выражены другим вариантом («дочка мамы», «мама дочки», «шапка папы»), но словосочетания «папа шапки», «Лермонтов стихотворения» являются бессмысленными. С раннего детства развивается чувство языка, что позволяет ребенку отличить допустимый вари-ант словосочетания от недопустимого. Более сложными лекси-
М. К. Шохор-Троцкая
ко-семантическими средствами языка ребенок овладевает в предцошкольном и младшем школьном возрасте (при ориентации во временах года, в системе пространственного оперирования числами, в определении времени по стрелкам часов).
При решении простейших арифметических, а затем сложных математических задач ребенок овладевает сравнительными средствами языка (ближе — дальше, больше — меньше), учится ориентироваться в пространстве по отношению к своему и другому телу при сравнительном употреблении наречий (слева — справа и т.п.). Решение этих речемыслительных задач требует не только логического планирования, но и хорошей ориентации в пространстве при помощи лексико-граммати-ческих парадигматических средств языка. Они автоматизируются в процессе дальнейшего овладения ребенком подобными речемыслительными операциями (понимание смысла пословиц, поговорок, метафор, басен).
Если слухоречевая память осуществляется третичной зоной левой височной доли, то декодирование и кодирование сложных логико-грамматических конструкций — третичными зонами, зонами перекрытия заднетеменной («пространственной») височной и затылочной долей мозга. Небезынтересен тот факт, что флективный импрессивный аграмматизм, наблюдаемый при эфферентной и динамической афазиях, при которых больные не могут показать карандашом ручку или ручкой циркуль, опуская при этом восприятие окончаний существительных, и предложно-пространственный импрессивный аграмматизм, характерный для афферентной моторной афазии, когда больные дезориентированы в понимании пространственных отношений предметов, передаваемых в речи при помощи системы предлогов, как бы объединены при семантической афазии, при которой наблюдаются все варианты импрессивного аграмма-тизма.
Семантическая афазия сочетается с выраженной простран-ственноконструктивной апраксией, апраксией позы пальцев, изученных Хедом и А.Р. Лурия, а также с акалькулией, то есть
![]() |
Стратегия и тактика восстановления речи
с нарушением сложных смысловых, квазипространственных координат (А. Р. Лурия).
У больных с семантической афазией сохраняется понимание элементарных фраз, передающих «коммуникацию событий», например: «Дети идут в лес. Они будут собирать грибы. К вечеру они должны вернуться домой». Такие фразы могут состоять из 7—11 элементов и быть свободно поняты больными с этой формой афазии. Однако кроме словосочетаний по типу «коммуникации событий», организованных сугубо по законам синтагматической организации высказывания, существует сложная система «коммуникации отношений», которая обусловлена парадигматическим единством части и целого, сопричастности или пространственного взаимодействия предметов. Так, больные кладут карандаш под ложку или ложку справа от вилки, но не могут расположить три предмета по инструкции: «Положите карандаш справа от вилки и слева от ножниц». Еще большие трудности больные испытывают при расположении геометрических фигур. Они не в состоянии решить такую логике-грамматическую задачу, как нарисовать крест под кругом и квадрат над крестом.
Больные не могут ориентироваться в сравнительных словосочетаниях типа «Коля выше Маши и ниже Васи. Кто из них самый высокий? Кто самый низкий?», «Оля светлее Тани и темнее Сони. Кто из девочек Оля? Кто Соня? Кто Таня?». Такие же выраженные трудности возникают при сравнительных словосочетаниях с наречиями (дальше — ближе, слева — справа и т.п.)1.
Не менее грубо нарушена расшифровка флективных инвертированных словосочетаний, включенных в инструкцию: «Покажите гребешок ручкой, покажите ручку карандашом». При выполнении этих заданий больные «соскальзывают» на показ Прямого порядка действия с предметами, игнорируя флектив-
1 Трудности решения этих задач наблюдаются не только при семантической, но нередко и при афферентной моторной афазии.
М. К. Шохор-Троцкая
ные семантические признаки пространственной направленности действия, или же просто показывают предметы: «Вот ложка и вот нож». Такие же трудности при определении направленности действия возникают у больных при понимании предложений: «Колю ударил Петя (кто драчун?)», «Солнце освещается Землей», «Земля освещается Солнцем». Больные либо наугад говорят: «Первое верно, второе нет», либо констатируют факт: «Солнце светит на Землю», игнорируя грамматическое сопоставление двух предложений.
Наиболее трудны для больных с семантической афазией логико-грамматические словосочетания, передающие «коммуникацию отношений» типа «брат отца» — «отец брата». Задачу можно решить, лишь соотнося такие словосочетания с определенными смысловыми родственными категориями, по существу с синонимами (дядя — брат — отец).
Многие из приведенных оборотов в обычной разговорной речи не используются. Так, не встречаются обороты «отец брата», никто не просит: «Поставь том Пушкина справа от тома Лермонтова и слева от тома Гоголя». Эти искусственно созданные «речевые обороты» в повседневной жизни заменяются либо предлогом «между», либо не употребляются, так как отец брата — это либо мой отец, что не требует уточнения («брата»), либо требует уточнения (например, «отец моего сводного брата»), то есть создания уточнительной словосочета-тельной парадигмы, более узкой, компактной смысловой единицы. Анализ, сопоставление одинаковых по конструкции как употребляемых, так и неупотребляемых, нетипичных для разговорной речи словосочетаний вызывают постоянные затруднения у больных с семантической афазией. Однако в обиходной речи, тем более при чтении текстов, мы постоянно встречаемся с оборотами типа «лисья шуба», «ветка дерева», «носик чайника», «ручка портфеля», «кусок ткани», «лист железа», в которых, кроме обычных значений слова, человек должен декодировать многозначность слова, и еще более сложными словосочетаниями, составляющими группы метафор, пословиц И
![]() |
Стратегия и тактика восстановления речи
поговорок: «железная рука», «каменное сердце», «не у шубы рукав», «соломенная вдова» и т.п. Понимание метафор и пословиц вызывает у этих больных чрезвычайные трудности, как правило, они понимаются в прямом смысле: «Сердце сделано из камня», «Железная рука была у рыцаря в перчатке» и т.п.
Больные с трудом понимают сложные синтаксические конструкции, выражающие причинно-следственные, временные и пространственные отношения, деепричастные и причастные обороты. Так, больным трудно понять предложения типа «отправился в столовую после того, как поговорил с сестрой», они не обнаруживают алогичности предложений типа «шел дождь, потому что было мокро» или «слон не почувствовал укола, так как у него серая кожа» (пример, приведенный Wernike по И.М. Тонконогому) и т.п.
Экспрессивная речь при семантической афазии отличается сохранностью синтагматической стороны. Речь артикуляторно сохранна, не отмечается литеральных парафазии, отсутствует выраженный аграмматизм, но в письменной и устной речи больные с семантической афазией не употребляют сложных лексических комплексов, отчего лексический запас больного становится семантически бедным. Нередко больной испытывает ярко выраженные трудности при поиске нужного слова, заменяя его описанием функций или признаков предмета, вербальными парафазиями из того же семантического поля, что позволило А.Р. Лурия назвать это речевое нарушение семантическим вариантом амнестической афазии. Бедность лексики выражается в редком употреблении прилагательных, наречий, описательных оборотов, причастных и деепричастных оборотов, пословиц, поговорок, а также в трудностях нахождения точного или «меткого» слова, то есть тех средств языка, которыми человек овладевает в старшем школьном и зрелом возрасте. В связи с тем, что многозначные словосочетания ими не Употребляются, больные не могут интонационно акцентировать, логически интонировать отдельные фрагменты высказывания. Высказывание обязывает интонационно выделить то
M. К. Шохор-Троцкая
или иное слово или словосочетание, например: «Мы едем в Ясную Поляну», «Мы едем в Ясную Поляну». Такая смысловая интонация отсутствует в речи больных с семантической афазией.
Письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Резко сокращается употребление прилагательных. Отмечается очевидная поверхность декодирования замысла художественного произведения при написании «сочинений» по репродукциям хорошо известных больному картин русских художников.
Нередко наблюдаются грубые нарушения счетных операций. Больные путают направление действий при решении многозначных арифметических примеров, то складывая, то вычитая числа в пределах одного примера. Кроме того, они испытывают определенные арифметические трудности при действии с переходом через десяток, с трудом записывают со слуха многозначные числа. Например, вместо числа 1081 они могут написать 1801, 1108 и т.д., то есть с трудом определяют разрядность числа. Нарушения счета выражаются в трудностях понимания текста задач, что также объясняется нарушением симультанного анализа и синтеза тех же логико-грамматических конструкций (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, 1966; Л.С. Цветкова, 1998).
Многие особенности нарушения экспрессивной речи при семантической афазии остаются неизученными лишь в силу того, что ситуативная диалогическая и элементарная монологическая речь у них сохранна.
8. ФЛУКТУАТИВНАЯ «ПОДКОРКОВАЯ» ДИСФАЗИЯ
Мы достаточно подробно остановились на шести основных формах афазии, возникающих при поражении коры головного мозга, преимущественно левого, но реже и правого полушария у левшей. Причем если афазии, возникающие при поражении вторичных полей головного мозга, связаны через первичные
![]() |
Стратегия и тактика восстановления речи
поля со слуховым и кинестетически-речедвигательным анализаторами, то при поражении третичных полей лобной, височной и теменной долей нарушается преимущественно рече-мыслительная функция коры головного мозга как в плане планирования, программирования и контроля за выполняемой речевой деятельностью, так и в плане нарушения мнестичес-кой, пространственно организованной лексической деятельности (амнестико-семантическая и акустико-мнестическая афазии). Мы постоянно подчеркивали, что третичные поля коры головного мозга получают «энергетическую» потенцию от сохранных подкорковых отделов головного мозга, то есть от первого функционального блока. Однако с давних времен было обозначено наличие субкортикальных речевых расстройств, при которых формально могут быть сохранны чтение и письмо.
А. Р. Лурия в своем учении о высших корковых функциях, в том числе таких сложнейших, как чтение и письмо, являющихся специально организуемыми в процессе обучения сознательными навыками, обошел описание редко встречающихся «подкорковых» афазий, причем нам пока неясно, что в этом словосочетании брать в кавычки, афазии ли это или дисфазии, так как в основе их лежит особая предпосылка — не константность, а флуктуация, «мерцание» речевых расстройств. И поскольку в настоящее время в специальной литературе неврологами и нейропсихологами все чаще описывается флуктуатив-ная особенность этих речевых расстройств, то остановимся специально на этом вопросе.
Следует отметить, что флуктуативная («подкорковая») «афазия» наблюдается довольно редко, примерно около одного процента от общего числа афазий.
Проведенное под нашим руководством исследование «под-Корковых» «афазий» Т.А. Кучумовой показало, что по характе-РУ нарушений высших психических функций (ВПФ) больные с «подкорковой» «афазией» условно были разделены на две под-. В первую подгруппу вошли больные, у которых нару-
M. К. Шохор-Троцкая
шения речи и ВПФ проявлялись преимущественно по типу динамической и эфферентной моторной афазий, то есть по «псевдолобному» типу. Во вторую подгруппу вошли больные, у которых нарушения речи и ВПФ проявлялись преимущественно по типу акустико-мнестическои, амнестико-семантической афазии, то есть по «псевдовисочному» и «псевдотеменному» типу.
При сопоставлении нейропсихологических данных с исследованиями КТ диагностики1 были выявлены достаточно четкие корреляции между расположением очага поражения и наблюдающимся нейропсихологическим синдромом. Первой подгруппе больных соответствовала локализация очага поражения в передних капсулах лентикулярного ядра, белом веществе центральной извилины, переднем бедре внутренней капсулы. Во второй подгруппе очаг располагался в белом веществе височной доли, зрительном бугре, задних отделах лентикулярного ядра.
Общая характеристика речевых нарушений при «подкорковой» «афазии».
Во всех подгруппах отмечались:
1. общая нестабильность, непостоянство выполнения раз
личных видов деятельности, заданий (в том числе и речевых),
то есть флуктуативность проявления нарушений. Качество вы
полнения заданий чаще зависело от психической активности,
реже от степени сложности;
2. достаточно стойкие речевые нарушения.
В первой подгруппе (26 человек) выявлялись нарушения речи по типу комплексной динамической, эфферентной моторной афазии, возникающей вследствие нарушения мозгового кровообращения в бассейне левой средней мозговой артерии.
Для этой подгруппы больных характерны трудности включения и переключения в речевом высказывании: нарушения в
1 КТ — компьютерная томография головного мозга.
![]() |
Стратегия и тактика восстановления речи
спонтанном высказывании; вторичные нарушения программирования и планирования высказывания. В отличие от передних форм афазий (динамической и эфферентной моторной афазии) не наблюдались: «телеграфный» стиль, грубые дефекты кинетической стороны речи, отсутствовали эхолалии.
У больных первой подгруппы отмечались специфические, не наблюдающиеся при динамической и эфферентной моторной афазиях нарушения: большое обилие персевераций, в том числе не характерных для корковых форм афазии — «всплывающих» или «реминисцирующих» (повторов из предыдущих заданий), а также контаминации, состоящие из сплава персеве-рирующего слова и нового слова или его парафазии, импульсивность высказывания, зависимость качества высказывания от эмоциональной значимости темы.
Дефекты связного высказывания отмечались не столько в звене формирования замысла и построения программы, сколько в недостаточной мотивации, речевой активности, в трудности развертывания программы во времени и перевода внутренней речи во внешний план.
При «истощении» (псевдоусталости) к речевым нарушениям присоединялись легкие конфабуляции, что также не характерно для корковых афазий.
Эти нарушения соответствовали клинической классификации по «псевдолобному» типу.
Во второй подгруппе больных (14 человек) также отмечалась общая флуктуативность дефектов, на фоне которой были выявлены нарушения речи, подобные акустико-мнестической, амнестической, семантической афазиям, возникающие при поражении вертебро-базиллярной системы кровообращения. Для второй подгруппы больных были характерны: флуктуатив-Ные нарушения фонематического восприятия, нестабильное снижение объема слухоречевой памяти, редкое отчуждение смысла слова. Данные нарушения проявлялись флуктуативно на фоне истощения психической активности и отличались по
М. К. Шохор-Троцкая
характеру проявлений от корковых. В отличие от корковой ам-нестико-семантической афазии трудности понимания логико-грамматических структур и амнестические дефекты (вербальные парафазии и т.д.) носили флуктуативный характер и при активации внимания и контроля подвергались хорошей коррекции.
Во второй подгруппе больных также наблюдались специфические нарушения речи, которые по характеру проявлений отличались от корковых трудностью понимания речи в субъективно ускоренном, как бы мгновенном, невнимательном для больных темпе при относительно сохранном фонематическом слухе, в «импульсивном» аграмматизме, в основе которого лежало нарушение активации, импульсивность высказывания, а также нарушение номинативной функции.
Все эти нарушения соответствовали клинической классификации по «псевдовисочному» типу.
Сходные по характеру проявлений трудности наблюдались и в письме больных («всплывающие» неожиданные парагра-фии — на уровне графемы, контаминации на уровне слова, конфабуляторные вплетения на уровне фразы, трудности перевода плана высказывания, конфабуляции сюжетной линии на уровне текста). Данные нарушения ВПФ влияли и на специфику протекания счетных операций.
Таким образом, для «подкорковой» «афазии» характерен своеобразный синдром речевых нарушений, который не соответствует ни одной из афазий, описанных А.Р. Лурия при поражении корковых отделов головного мозга.
Флуктуативная «подкорковая» дисфазия нередко сочетается с другими речевыми нарушениями, возникающими при поражении глубинных структур, а именно: с нарушением голосо-образования (афония, дисфония) на раннем этапе после инсульта (6 человек), нарушением артикуляции (разных видов и степени тяжести дизартрия — 21 человек), изменением темпа и ритмикомелодической стороны речи (чаще в сторону замедления и реже — ускорения).
![]() |
Стратегия и тактика восстановления речи
В связи с произведенным исследованием Т.А. Кучумовой особенностей нарушения и преодоления речевых расстройств при поражении I функционального блока мы считаем, что, следуя терминологии А.Р. Лурия, необходимо выявить первичную предпосылку этих специфических вариантов нарушения речи, их флуктуативность, обусловленную нарушением тонуса и бодрствования коры головного мозга, связанных проводящими путями с лобной и височно-теменной долями. В связи с чем мы вносим свое наименование этих речевых расстройств, а именно флуктуативная дисфазия, как результат нарушения активации коры головного мозга I функциональным блоком.
Подтверждение этого положения мы находим в одной из последних работ А.Р. Лурия «Основные проблемы нейролин-гвистики», где, рассматривая вопросы нарушения ВПФ при поражении I функционального блока, он пишет: «Нарушения речи, наблюдаемые при поражении глубинных структур мозга... бывают результатом общего снижения тонуса коры... Общая инактивность и быстрая истощаемость больных этой группы проявляются в одинаковой степени во всех видах деятельности — двигательной, речевой и интеллектуальной и на всех уровнях коммуникации». Эти речевые расстройства А.Р. Лурия называет «дисфазией» (стр. 58—59).
Итак, подробное описание дисфазии, проведенное Т.А. Кучумовой (1999—2000), несомненно, дополняет картину этих нарушений речи у больных, перенесших НМК в глубинных отделах мозга.
9. СЕНСОМОТОРНАЯ АФАЗИЯ
И, наконец, следует сказать о весьма часто наблюдающейся
ПРИ нарушениях мозгового кровообращения так называемой
Сенсомоторной афазии. J-
А. Р. Лурия в той же монографии «Основные проблемы Нейролингвистики» приводит яркий пример сложного речево-
М. К. Шохор-Троцкая
го расстройства при лобно-височном синдроме, иллюстрированный описанием больного Her., у которого была сохранна артикуляторная сторона речи, но были признаки как динамической, так и акустико-мнестической афазий. Такая картина речевого расстройства была вызвана огромной опухолью кпереди от премоторной области. Эта опухоль, кроме того, росла из субкортикальных отделов и уходила к основанию передних отделов височной области в сторону базальных узлов. Опухоль была частично удалена, часть опухоли, уходящая в глубину височной области, не была удалена. У больного был сохранен фонематический слух, но нарушена слухо-речевая память на серии слов, в связи с чем больной часто не понимал обращенной к нему речи, персеверировал слова из других серий слов. Через год больной скончался. «На вскрытии мозга была обнаружена большая опухоль, замещающая почти всю височную долю...» (стр. 131).