Развитие инфраструктуры контейнерных перевозок




В соответствии со «Стратегией развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 г.» общее число терминально-логистических комплексов должно к 2010 г. достичь 72 ед. (в т.ч. в Московском регионе − 5 комплексов, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области − 3 комплекса).

Стратегией предполагается, что суммарная проектная мощность составит около 100,8 млн тонн грузов в год. Ожидается, что мощность каждого терминально-логистического комплекса будет варьироваться от 0,4 до 2,5 млн тонн в год. Наиболее крупные терминальные логистические комплексы будут созданы в Московском регионе, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае.

Одним из крупнейших проектов, объявленных в 2006 г. и реализуемых в рамках стратегии, является строительство нового контейнерного терминала ОАО «Владивостокский морской торговый порт». Общая пропускная способность порта с учетом модернизации существующего терминала по переработке контейнеров составит 520 тыс. ДФЭ (сейчас мощность составляет 160 тыс. ДФЭ в год).

«Планом стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г.» также предусмотрено развитие рынка логистических услуг и международной деятельности, повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Планируется создание на сети российских железных дорог эффективной логистической системы. Первоочередным проектом, учитывая сложившийся дефицит высококлассных терминально-складских мощностей в России, является строительство таких центров в наиболее крупных транспортных узлах страны. На первом этапе планируется создание опорной сети из 35–40 центров в ключевых регионах России, что позволит сформировать единое технологическое и информационное пространство для комплексного удовлетворения требований клиентов.

В соответствии с указанным планом рост грузооборота железнодорожного транспорта составит 1,7 раза. Скорость доставки грузов в среднем возрастет более чем на 26%, при этом по контейнерным отправкам, требующим ускоренной доставки – в 3,7 раза.

В соответствии с планами, объявленными в ноябре 2006 г.[10], ОАО «РЖД» рассчитывает осуществить крупные инвестиционные проекты по расширению терминальных мощностей. Предполагается, что до 2010 гг. будут реализованы следующие проекты:

▪ Кузбасс − Азово-Черноморский транспортный узел − объем инвестиций 36,6 млрд руб.;

▪ Кузбасс − Дальневосточный транспортный узел − 27,1 млрд руб.;

▪ Кузбасс − Северо-Запад − 29 млрд руб.;

▪ Комплексная реконструкция участка Мга − Гатчина − Веймарн − Ивангород и ж/д подходов к портам на южном берегу Финского залива − объем инвестиций 26,2 млрд руб.

Сегменты рынка контейнерных перевозок

Как уже было отмечено ранее, одним из основных достоинств контейнеризации является возможность осуществлять интермодальные перевозки, при которых задействованы несколько видов транспорта. В российской структуре интермодальных перевозок выделяются железнодорожный, морской и автотранспорт. Внутренний водный транспорт оказывает незначительное влияние на рынок контейнерных перевозок в нашей стране.

Железнодорожные контейнерные перевозки

По показателям грузооборота российские железные дороги входят в пятерку лидеров мировой железнодорожной системы.

В 2001−2006 гг. среднегодовые темпы прироста грузоперевозок железнодорожным транспортом общего пользования составили 3,9%, объем грузооборота увеличивался на 6,1% в год. Согласно прогнозам МЭРТ, объем грузовых перевозок железнодорожным транспортом РФ вырастет к 2010 г. до 1524 млн тонн, грузооборот составит 2269 млрд ткм.

Необходимо отметить, что объемы перевозок и грузооборота железнодорожного транспорта общего пользования в 2006 г. оставались ниже уровня 1992 г. Согласно прогнозам МЭРТ, в течение ближайших 5 лет достичь показателей начала 1990-х гг. по объемам перевозок не удастся.

Несмотря на конкуренцию со стороны альтернативных видов транспорта: морского и, особенно, автомобильного, объемы доставки контейнерных грузов по железной дороге постоянно увеличиваются. Кроме того, по сравнению с другими видами грузоперевозок по железным дорогам, контейнерные транспортировки грузов развиваются более динамично. Так, темп роста объема железнодорожных контейнерных перевозок в 2007 г. составил 12,5% (с 2266 тыс. ДФЭ до 2550 тыс. ДФЭ).

Морские перевозки

Основную долю контейнерных перевозок морским транспортом составляют экспортно-импортные операции. В настоящее время в сфере контейнерных перевозок преобладают тенденции развития сотрудничества между участниками рынка железнодорожных и морских контейнерных транспортировок, а также совершенствования системы интермодальных перевозок.

Российский морской транспорт обслуживает две основные группы грузопотоков − международные и внутренние евроазиатские перевозки, главным каналом которых является Северный морской путь. Серьезную конкуренцию российским судам составляет грузовой транспорт иностранных государств.

Автомобильные перевозки

При сравнении автомобильного и железнодорожного грузопотоков можно отметить следующие тенденции: перевозки на большие расстояния осуществляются по железной дороге, на короткие и средние − автотранспортом.

Преимуществом автомобильных перевозок (по сравнению с железнодорожными) является возможность отслеживать груз и регулировать процесс транспортировки. Грузовладельцы отдают предпочтение автотранспорту также по причине неудовлетворительного состояния многих внутренних железнодорожных терминалов, недостаточности погрузочно-разгрузочных мощностей, а также сложностей в оформлении документов в случае порчи или утраты груза.

По оценке экспертов, до 2005 г. около 75% российского рынка контейнерных перевозок перегружалось с контейнерных судов на автотранспорт. Так, автотранспортом перевозится основная часть контейнеров, переработанных на терминалах Невской губы, Прибалтики, Финляндии, Украины и юга России. При этом дальневосточные терминалы практически не производят отправок автотранспортом, что связано с низким уровнем развития дорожной инфраструктуры в регионе. Таким образом, использование разных видов транспорта в контейнерных перевозках имеет региональную специализацию.

На рынке контейнерных автомобильных перевозок присутствуют компании практически из всех соседних с Россией стран, тем не менее, российские перевозчики удерживают первенство.

Участники рынка

Как уже отмечалось, рынок контейнерных перевозок в РФ характеризуется информационной непрозрачностью, это касается как данных, описывающих рынок в целом, так и компаний, на нем работающих. Большинство участников рынка не раскрывают информацию об операционных и финансовых показателях своей деятельности, в связи с этим анализ и сопоставление компаний, работающих на рынке, затруднены. Для анализа мы выделили три крупнейших холдинга, специализирующихся в отрасли железнодорожных и морских перевозок.

Далее в исследовании приведено описание компаний, работающих на рынке.

ОАО «ТрансКонтейнер» является лидером рынка по объему перевозок собственным подвижным составом и объему подвижного состава по итогам I пол. 2007 г.

FESCO

Группа FESCO является крупнейшим национальным интермодальным транспортным оператором, объединяющим возможности морского, железнодорожного, автомобильного транспорта и стивидорного обслуживания на собственных терминалах в крупнейших портах России и СНГ, владеющим разветвленной сетью офисов по всему миру. На рисунке ниже представлена структура компании.

Рисунок 3–9

Структура бизнеса группы FESCO

Источник: данные группы FESCO




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: