Морские контейнерные перевозки




Зарубежные рынки контейнерных перевозок и мировые тенденции в отрасли перевозок

Развитие контейнерных перевозок

Интенсивное развитие рынка контейнерных перевозок началось в конце 1950-х гг. Особенно широкое распространение данный вид транспортировки грузов получил 15–20 лет назад, когда сложилась инфраструктура для обработки больших объемов контейнеров.

По мнению большинства экспертов, основными факторами развития контейнерных перевозок стали процессы глобализации, а также изменение структуры и высокие темпы развития мировой торговли.

Основным следствием процесса глобализации является мировое разделение труда и перемещение производственных мощностей из Европы и США в Азию. При этом Европа и США продолжают увеличивать объемы экспорта средств производства и полуфабрикатов в Азиатский регион. Расширение ВТО и снижение торговых барьеров также активизируют развитие мировой торговли и способствуют увеличению объемов перевозок.

В последние годы традиционная структура поставок промышленных товаров между развитыми странами и из развитых стран в развивающиеся в обмен на сырьевые товары претерпела существенные изменения. Расширение участия азиатских стран в мировой торговле сопровождалось формированием новой схемы перевозок. Ее особенность состоит в том, что страны азиатского региона импортируют сырье в виде массовых грузов из других развивающихся стран и экспортируют свою промышленную продукцию в развитые страны, преимущественно, контейнерами. В результате на протяжении последних десятилетий объемы мировых контейнерных перевозок, особенно из Азии в страны Северной Америки и Европы, стабильно увеличиваются.

Основным преимуществом контейнерных перевозок является возможность перевалки грузов с одного вида транспорта на другой (интермодальность) за счет стандартизации типоразмеров и тары. Интермодальность позволяет снизить стоимость и сократить время погрузочно-разгрузочных работ, а также оптимизировать логистическую цепочку в целом. Кроме того, ис-пользование контейнеров обеспечивает большую сохранность груза.

Сегменты мировых контейнерных перевозок

По оценкам аналитиков, большая часть контейнерных перевозок в мире осуществляется морским транспортом и по железным дорогам.

Морские контейнерные перевозки

Высокая эффективность морских контейнерных перевозок стала одним из основных факторов роста контейнеризации: доставка товаров в контейнерах позволяет загружать суда в обоих направлениях, в то время как при отправке грузов навалом или танкерами, в обратном направлении судно идет без груза. Морские перевозки контейнеров осуществляются в основном по регулярным судоходным маршрутам.

Крупнейшими центрами морских перевозок являются Гонконг (Китай), Сингапур, Соединенные Штаты Америки и Нидерланды, имеющие благоприятное географическое положение и развитую портовую инфраструктуру.

В числе крупнейших[1] участников мирового рынка морских перевозок можно выделить следующие компании.

Таблица 3–6

Крупные морские перевозчики контейнерных грузов в мире

Компания Количество контейнеровозов, ед. Общая контейнеровместимость, ДФЭ
Maersk   1 872 897
MSC   1 215 676
CMA-CGM   885 426
Evergreen   619 375
Hapag-Lloyd   492 784
CSCL (China Shipping)   434 717
Cosco   420 410

Источник: InfraNews

Далее рассмотрена краткая история развития трех крупнейших морских перевозчиков – компаний A.P. Moller - Maersk A/S, MSC и CMA-CGM.

A.P. Moller – Maersk A/S

Лидером по объему перевозок является датская компания A.P. Moller – Maersk A/S. Компания присутствует в нескольких сегментах:

▪ контейнерные перевозки;

▪ перевозка прочих грузов (shipping & offshore);

▪ нефтегазовая отрасль;

▪ розничная торговля;

▪ прочее.

Выручка компании по сегментам деятельности представлена в таблице ниже.

Таблица 3–7

Структура доходов компании A.P. Moller - Maersk A/S в 2005–2007 гг.

Статья доходов      
млн долл. США % млн долл. США % млн долл. США %
Контейнерные перевозки 21 503,4 60,3 25 284,6 56,3 26 675,5 50,9
Перевозка прочих грузов 3 095,0 8,7 3 732,8 8,3 4 440,9 8,5
Нефтегазовая отрасль 4 575,6 12,8 6 918,0 15,4 9 467,2 18,0
Розничная торговля 4 225,0 11,9 7 242,3 16,1 10 357,2 19,7
Прочее 2 253,4 6,3 1 718,0 3,8 1 510,7 2,9
Итого 35 652,4   44 895,7   52 451,5  

Источник: данные компании

Величина доходов A.P. Moller - Maersk A/S от контейнерных перевозок в 2005–2007 гг. увеличивалась, однако их доля в структуре общей выручки компании снижалась и в 2007 г. составила 50,9%, в силу диверсификации бизнеса.

A.P. Moller – Maersk A/S является мировым лидером в области контейнерных транспортно-логистических услуг, доставляя контейнеры по морю, а также интермодальными перевозками через свои подразделения Maersk Line, Maersk Logistics, APM Terminals, Safmarine и Damco.

Maersk Line является крупнейшим морским перевозчиком контейнеров в мире. Компания занимает примерно 17% данного рынка[2]. Ниже рассмотрена краткая история равзития Maersk Line:

▪ первым приобретением A.P. Moller - Maersk A/S в рамках данного направления деятельности была покупка в 1987 г. доли в компании Franco-Belgian Services;

▪ в 1993 г. были приобретены суда и контейнеры, а также некоторые дальневосточные и австралийские бизнес-подразделения компании EAC;

▪ в декабре 1999 г. компания приобрела международный контейнерный бизнес компании Sea-Land Service Inc., который был интегрирован с деятельностью предприятий группы, частью которой он фактически являлся. С 1996 г. между Maersk Line и Sea-Land Service Inc. действовало соглашение о совместном использовании судов и предоставлении услуг на различных маршрутах;

▪ в 2002 г. датская A/S Dampskibsselskabet TORM продала свое подразделение, занимающееся контейнерными морскими перевозками (TORM Lines) A.P. Moller - Maersk A/S;

▪ в августе 2005 г. A.P. Moller - Maersk A/S купила компанию Royal P&O Nedlloyd N.V. В результате слияния британской P&O Containers и голландской Nedlloyd Lines в 1996 г., а также большого числа последующих приобретений, на момент заключения сделки Royal P&O Nedlloyd N.V. была четвертой в мире компанией по объемам контейнерных перевозок. Royal P&O Nedlloyd N.V. имела представительства в 146 странах и оперировала 156 контейнеровозами, доставляя грузы в 219 портов 99 стран.

Safmarine была приобретена компанией A.P. Moller - Maersk A/S в 1999 г. и осуществляет свою деятельность под старым брендом. Safmarine занимается контейнерными и насыпными перевозками и представлена более чем в 130 странах по всему миру. Maersk Line и Safmarine Container Lines координируют свою деятельность для оптимизации географического покрытия сети и минимизации времени транспортировки.

APM Terminals является одним из крупнейших в мире операторов контейнерных терминалов, управляющим более чем 40 терминалами в 24 странах на пяти континентах. В 2003–2007 гг. A.P. Moeller - Maersk A/S приобрела доли в следующих терминальных операторах:

▪ Qingdao Qianwan Container Terminal Co.;

▪ Pipavav Port Trust;

▪ Tianjin Port Euroasia International Container Terminal Co. (Beigangchi Container Terminal);

▪ Nord France Terminal International O.U.;

▪ COSCO Ports (Nansha) Ltd.

Maersk Logistics является крупным поставщиком 3PL-услуг и располагает сетью, включающей 200 офисов более чем в 90 странах. Maersk Logistics предлагает индивидуализированные и комплексные решения в следующих областях:

▪ управление цепочками поставок;

▪ складские услуги и дистрибуция;

▪ услуги «на суше»;

▪ воздушный и морской фрахт.

Damco является глобальной траспортно-экспедиционной компанией, предоставляющей широкий спектр услуг, включающий воздушный и морской фрахт, доставку автомобильным транспортом, таможенные и прочие услуги.

Инвестиционная компания Polaris Private Equity, одним из совладельцев которой является A.P. Moller – Maersk A/S, в конце 2005 г. приобрела Jetpak Group, занимающуюся экспресс-доставкой отправлений «от двери до двери» клиентам в скандинавских странах. В этом же году A.P. Moller - Maersk A/S продала подразделение Maersk Air A/S, осуществляющее регулярные и чартерные воздушные перевозки.

В 2006 г. A.P. Moller - Maersk A/S продала подразделение Norfolk Line Containers BV, оперирующей на двух маршрутах между Ирландией и континентальной Европой. Покупателем в этой сделке выступила транспортная компания DFDS.

В результате роста компании, основанном на политике слияний и поглощений, структура A.P. Moller - Maersk A/S в настоящее время выглядит следующим образом (см. следующий рисунок).

Рисунок 3–2

Структура компании A.P. Moller - Maersk A/S

Источник: данные компании

 

Рост A.P. Moller – Maersk A/S основан на политике слияний и поглощений. Компания характеризуется значительной степенью межотраслевой диверсификации. Операции в рамках транспортно-логистической отрасли носят интегрированный характер.

Mediterranean Shipping Company S.A. (MSC)

Частная швейцарская компания MSC оказывает услуги по прямым доставкам в 270 портов и располагает сетью, включающей 390 офисов в 146 странах. С 2003 г. MSC является вторым перевозчиком в мире по объему перевозок и в настоящее время делит второе место с компанией CMA-CGM по количеству судов.

Ключевым фактором роста компании является расширение флота за счет покупки и фрахта контейнеровозов. На следующем рисунке приведены данные по общей контейнеровместимости флота компании в 2000-2007 гг.

Рисунок 3–3

Общая контейнеровместимость флота MSC в 2000-2007 гг., тыс. ДФЭ

Источник: данные компании

Совокупный объем судов флота MSC на конец 2007 г. составил более 1,2 млн ДФЭ, что на 60% превышает аналогичный показатель в 2005 г.

MSC была образованна в 1970 г. и выросла из небольшого игрока на рынке в одну из крупнейших судоходных компаний за счет органического роста. В 2007 г. руководство MSC заявило, что не планирует покупку каких-либо предприятий, а органическое развитие является предпочтительнее приобретения компаний с премией.

MSC представляет собой пример компании, активно развивающейся за счет органического роста.

CMA-CGM

Сеть французской компании CMA-CGM включает 650 представительств по всему миру (64 из них – в Китае). В настоящее время компания является глобальным перевозчиком контейнеров по морю. Кроме того, CMA-CGM предоставляет услуги по доставке контейнеров «от двери до двери», комбинируя морские доставки с железнодорожной, автомобильной и речной транспортировкой. Ниже рассмотрена краткая история развития CMA-CGM:

▪ CMA-CGM образовалась в 1999 г. путем слияния компаний CMA и CGM. В 2002 г. компания приобрела британскую MacAndrews с целью развития внутриевропейских морских перевозок;

▪ в 2003 г. CMA-CGM совместно с P&O Ports получили контроль над французским терминальным оператором Egis Ports;

▪ в 2004 г. группа CMA-CGM приобрела компанию Compagnie des Iles du Ponant, игрока сферы фешенебельных морских круизов, а также туристического оператора Tapis Rouge, работающего в премиальном сегменте. В этом же году логистическое подразделение группы Logistics Link получило новое название CMA CGM Logistics. Logistics Link было создано в 2001 г. как глобальная 3PL-логистическая компания;

▪ в 2005 г. компания зявила о планах по стратегическому развитию в качестве интегрированной мультимодальной транспортной компании;

▪ приобретение компании Delmas в 2006 г. позволило CMA-CGM значительно усилить свое пристутствие в области морских грузопотоков с участием африканских стран;

▪ в 2007 г. CMA CGM купила тайваньскую Cheng Lie Navigation Ltd. (CNC Lines), что значительно увеличило долю группы на внутриазиатском рынке морских перевозок. В этом же году была приобретена компания COMANAV, марокканский лидер в области морских грузовых и пассажирских перевозок, а также портовых услуг. Кроме того, в конце 2007 г. была куплена US Lines, занимающаяся морскими перевозками между США, Австралией, Новой Зеландией и Гонконгом;

▪ в 2008-2011 гг. в распоряжение компании планируется поступление 79 новых судов.

История развития CMA CGM характеризуется сочетанием поглощения небольших компаний и органического роста, базирующегося главным образом на строительстве собственного флота.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: