ООО «Фирма «Трансгарант»
ООО «Фирма «Трансгарант» — занимает четвертое место по обороту среди частных железнодорожных перевозчиков. Компания оказывает услуги по перевозке железнодорожным транспортом грузов промышленного назначения.
ООО «Фирма «Трансгарант» эксплуатирует 11 991 ед. подвижного состава, 8041 из которых составляют собственные вагоны, что, в свою очередь, составляет 67% парка (по сравнению с 30% в 2003 г.).
Таблица 3–16
Парк подвижного состава ООО «Трансгарант»
Тип вагона | Количество, ед. | Доля, % |
Полувагоны универсальные | 3 736 | 31,2% |
Окатышевозы | 2 364 | 19,7% |
Крытые | 1 739 | 14,5% |
Полувагоны глуходонные | 1 015 | 8,5% |
Цементовозы | 5,8% | |
Платформы для перевозок леса | 5,2% | |
Цистерны (нефтебензиновые) | 4,9% | |
Фитинговые платформы | 5,1% | |
Платформы универсальные | 1,4% | |
Платформы для перевозки штрипса | 1,2% | |
Цистерны (аммиачные) | 0,8% | |
Минераловозы | 0,8% | |
Зерновозы | 0,6% | |
Цистерны (для перевозки СУГ) | 0,4% |
Источник: данные компании
Доля ООО «Трансгарант» в общем объеме всех собственников приватного парка равна 2,3%. Парк собственных локомотивов насчитывает 7 ед., из них 5 – магистральных.
Грузооборот железнодорожных перевозок ООО «Трансгарант» составляет 25,7 млрд ткм. Ежегодный объем погрузки свыше 12,5 млн тонн. Компания осуществляет перевозки грузов на 15 из 17 российских железных дорог, а также на железных дорогах стран СНГ. Компания имеет свои филиалы и представительства в 25 городах России и СНГ.
В рамках группы FESCO у компании появилась возможность расширить спектр услуг, предоставляемых клиентам, используя железнодорожный, морской и автомобильный виды транспорта. В числе совместных проектов − отправки ускоренных контейнерных поездов, развитие в региональной сети пунктов перевалки и обработки контейнеров.
|
Согласно планам компании, в 2008 г. доля ее участия в контейнерных перевозках значительно вырастет. Основное внимание уделяется именно развитию стратегически важного для всей группы FESCO направления − контейнерных перевозок.
Общий инвестиционный бюджет компании в 2007 г. составил 2,27 млрд руб., более 25% из которых было инвестировано в инфраструктурные проекты, в том числе в строительство сухопутных контейнерных терминалов, примыкающих к российским железным дорогам. Такие терминалы необходимы ООО «Трансгарант» для развития контейнерных перевозок, поскольку именно они выступают связующим элементом между железной дорогой, грузоотправителем и грузополучателем. По стратегии «Трансгаранта» до 2020 г. должно быть построено около 20 терминалов. Уже сегодня на начальном этапе ведется строительство терминалов в таких ключевых для бизнеса компании регионах, как Москва, Урал и Сибирь.
► ООО «Фирма «Трансгарант» поддерживает стратегию вертикальной интеграции, развивая терминальную сеть в ключевых регионах.
ЗАО «Русская тройка»
ЗАО «Русская тройка» создано в 2004 г. на паритетных началах компаниями − ОАО «Российские железные дороги» и ОАО «Дальневосточное морское пароходство», входящим в группу FESCO. Уставный капитал составляет 16 млн долл. США. Компания осуществляет интермодальные контейнерные перевозки по территории России в транспортном коридоре «Восток–Запад».
Железнодорожная часть проекта охватывает Транссибирский маршрут, соединяющий порты Дальнего Востока с западными пограничными и портовыми городами России. Морская часть проекта охватывает рынки российской торговли со странами Северной Америки и АТР (Китай, Корея, Япония); каботажные направления тихоокеанского и арктического побережья России; западно-европейские направления.
|
Операционную деятельность компания начала в марте 2005 г. Объем перевозок по итогам 9 месяцев операционной деятельности 2005 г. был равен 14 538 ДФЭ. Объем перевозок в 2006 г. составил уже 51 230 ДФЭ, в 2007 г. − 86 632 ДФЭ.
Компания формирует парк собственного подвижного состава – специализированных длиннобазных платформ, предназначенных для перевозки 40- и 20-футовых контейнеров. На начало 2008 г. парк подвижного состава насчитывает 1194 платформы.
В феврале 2008 г. интермодальные операторы Hupac и ЗАО «Русская тройка» запустили совместный сервис по перевозке контейнеров между железнодорожным терминалом в городе Славков (Польша) и московским железнодорожным терминалом компании ЗАО «Востоктранс». ЗАО «Русская тройка» поставила на маршрут поезд провозной способностью 80−120 ДФЭ. Как ожидается, объем перевозимых в рамках совместного сервиса контейнеров может достичь 4 тыс. ДФЭ в год.
В рамках развития «бесшовной» технологии перевозок ЗАО «Русская тройка» реализует проект специализированного интермодального контейнерного терминала в порту г. Владивосток, предназначенного для обработки крупнотоннажных контейнеров. Строительство терминала проектной мощностью до 250 000 ДФЭ в год, осуществляется в бухте «Золотой рог», на территории смежной с портом г. Владивосток.
|
► ЗАО «Русская тройка» поддерживает стратегию вертикальной интеграции, развивая «бесшовную» технологию перевозок.
ООО «Дальрефтранс»
ООО «Дальрефтранс» образовано в 1998 г. Первым этапом развития было создание компании-оператора, осуществляющего перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах на каботажных направлениях Дальневосточного региона. В настоящее время ООО «Дальрефтранс» – оператор железнодорожного терминала для рефрижераторных контейнеров во Владивостоке, который является одним из терминалов, принадлежащих транспортной группе FESCO. Терминал не имеет прямого доступа к причальным стенкам порта и является вспомогательным для погрузки рефрижераторных контейнеров для доставки автотранспортом или по железной дороге.
Компания является крупнейшим оператором рефрижераторных контейнерных перевозок на Дальнем Востоке (общий объем производства составляет 11 700 ДФЭ в год).
► ООО «Дальрефтранс», в рамках специализации по рефрижераторным контейнерным перевозкам, является также оператором железнодорожного терминала для рефрижераторных контейнеров.
Терминальные комплексы
Транспортная группа FESCO на паритетных началах с компанией First Quantum оперирует современными терминальными комплексами, расположенными в крупнейших портах России и СНГ через созданное в 2002 г. предприятие «Национальная контейнерная компания».
Действующие терминалы:
▪ «Первый контейнерный терминал», порт Санкт-Петербург;
▪ «НУТЭП», Новороссийск;
▪ «ИКТ», Ильичевск (Украина);
Строящиеся терминалы:
▪ «Балтийский контейнерный терминал», Усть-Луга;
▪ Логистический центр, Шушары.
Доля ООО «Национальная контейнерная компания» в российском терминальном обороте в 2007 г. составила 35,8%.
Также группа FESCO, как было указано выше, оперирует терминалом «Дальрефтранс», г. Владивосток.
► Исторически группа FESCO развивалась как судоходная компания, тем не менее, в результате реализации стратегий вертикальной интеграции и продуктовой диверсификации, FESCO стала на данный момент крупнейшим национальным интермодальным транспортным оператором, объединяющим активы морского, железнодорожного, автомобильного транспорта и стивидорного обслуживания на собственных терминалах в крупнейших портах.
ОАО «Дальневосточная транспортная группа»
ОАО «Дальневосточная транспортная группа» — одна из крупнейших транспортно-экспедиторских компаний России. Компания работает с 2000 г. и осуществляет весь спектр услуг, связанный с транспортировкой и экспедированием внутренних, транзитных и экспортно-импортных грузов по территории России, стран СНГ и дальнего Зарубежья, по железной дороге, морем, а также в смешанном сообщении.
Группа объединяет предприятия, осуществляющие перевозки наливных, контейнерных, навалочных и генеральных грузов на внутреннем и международном рынках собственным и арендуемым подвижным составом. Основные компании группы:
▪ ОАО «ДВТГ» (центр группы, управление полувагонами);
▪ ООО «Дальнефтетранс» (одна из крупнейших российских компаний-нефтеперевозчиков);
▪ ООО «Дальневосточная лестранссервисная компания» (перевозки лесных грузов);
▪ ООО «Юрганз» (приобретение, лизинг и предоставление в аренду подвижного состава для компаний группы, оперативный контроль деятельности ее подразделений, маркетинговое планирование и логистические разработки).
За 2007 г. было перевезено более 21 млн тонн грузов. С 2003 по 2006 гг. объем контейнерных перевозок группы увеличился почти в 4,5 раза − с 16 336 ДФЭ до 70 282 ДФЭ. В 2007 г. этот показатель достиг 145 834 ДФЭ.
По данным группы, ее доля составляет около 6,2% российского рынка нефтеперевозок (37% в Дальневосточном и 14% в Северо-Кавказском регионе), 15% грузоперевозок по Транссибирской магистрали и 5% российского рынка контейнерных перевозок.
Группа компаний «ДВТГ» активно развивает свой парк подвижного состава. На сегодняшний момент собственный парк подвижного состава компании насчитывает более 12 500 ед., в том числе:
▪ цистерны для перевозки нефти и нефтеналивных грузов;
▪ полувагоны;
▪ платформы для перевозки леса;
▪ фитинговые платформы;
▪ 20- и 40-футовые контейнеры;
▪ собственные локомотивы.
Парк контейнеров компании достиг 5200 ед., а платформ – почти 2 тыс. ед.
Анализ истории развития группы позволяет выделить основные этапы:
▪ формирование собственного парка подвижного состава;
▪ развитие филиальной и представительской сети группы;
▪ наращивание парка подвижного состава;
▪ открытие и развитие контейнерных терминалов.
Группа активно развивает направление терминального обслуживания. В настоящее время «ДВТГ» эксплуатирует 2 терминала – в г. Ташкент (Республика Узбекистан, доля участия «ДВТГ» в этом проекте – 51%) и в г. Тучково (Московская область, доля участия «ДВТГ» в этом проекте – 49%). На стадии окончания строительства находится грузовой Терминальный комплекс «Забайкальск-Маньчжурия». Одним из крупнейших проектов Группы является модернизация и реконструкция Находкинского морского рыбного порта с дальнейшим его перепрофилированием в крупный грузовой терминал для обработки лесных грузов, продукции металлургии, контейнеров и перевалки автомобилей.
► Стратегией развития компании на региональном и международном рынках является:
▪ развитие новых направлений перевозок;
▪ развитие логистики терминальной обработки грузов;
▪ строительство и эксплуатация терминалов в Забайкальске, Москве, Ташкенте, Находке;
▪ организация перевозок в контейнерах-цистернах;
▪ развитие перевозок автотранспортом.
Группа «Евросиб»
Группа «Евросиб» − одна из крупнейших транспортно-экспедиторских компаний России, работающая на рынке транспортной логистики с 1992 г. В настоящее время группа «Евросиб» осуществляет грузоперевозки по России, странам СНГ, Европе, Азии и др.
В результате развития бизнес группы диверсифицировался на следующие виды деятельности:
▪ транспортно-экспедиторские и логистические услуги;
▪ автомобильное дилерство в Санкт-Петербурге;
▪ строительство, управление недвижимостью.
Транспортный бизнес группы «Евросиб» состоит из трёх сегментов:
Рисунок 3–10
Структура транспортного бизнеса группы «Евросиб»
Источник: данные группы «Евросиб»
Рассмотрим деятельность входящих в группу компаний более подробно.
ЗАО «Евросиб-Логистика»:
▪ экспедиторские услуги;
▪ интермодальные перевозки;
▪ логистика перевозок бумаги и картона по схеме 3PL;
▪ перевозка негабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов;
▪ перевозка труб большого диаметра;
▪ перевозка машинокомплектов.
ЗАО «Евросиб СПб-транспортные системы»:
▪ услуги железнодорожного оператора;
▪ перевозка в собственных и арендованных вагонах грузов лесопромышленного комплекса, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности;
▪ управление вагонными парками клиентов.
ЗАО «Евросиб-Терминал»:
▪ терминальные услуги;
▪ терминальные услуги;
▪ складская логистика.
Группа управляет парком в 10,5 тыс. вагонов (крытые вагоны, минераловозы, полувагоны, лесные платформы, щеповозы, цистерны и фитинговые платформы). Собственный подвижной состав группы насчитывает более 6 тыс. вагонов. Доля группы в общем объеме парка фитинговых платформ равна 3,0%. Парк контейнеров в управлении группы − 6,6 тыс. ДФЭ контейнеров.
Инвестиции в расширение парка подвижного состава за 2001−2006 гг. составили 198,5 млн долл. США.
С 2004 по 2006 гг. объем контейнерных перевозок группы увеличился на 34,4% − с 31 333 до 42 100 ДФЭ. По данным группы, ее доля в 2007 г. составила 3,9% на российском рынке контейнерных перевозок.
► На основании анализа истории развития группы можно сделать вывод о реализации стратегии последовательной диверсификации группы и вертикальной интеграции в рамках отрасли транспортировки.
Прочие игроки рынка транспортировки в России
ООО «Модуль»
ООО «Модуль» оказывает услуги по перевозке и экспедированию грузов на рынке российских и международных грузоперевозок с 1992 г.
Основными видами деятельности компании являютcя:
▪ организация морских, железнодорожных, авто- и мультимодальных перевозок;
▪ организация терминальных операций в морских портах Санкт-Петербурга, Тольятти, Таллина, Мууги, Новороссийска и Астрахани;
В собственности компании находится около 400 фитинговых платформ для перевозки 20- и 40-футовых контейнеров и 175 арендованных платформ для перевозки контейнеров. Компания оперирует собственными железнодорожными контейнерными терминалами, на которых производится перевалка, дистрибуция, хранение и пакетирование груза, ремонт контейнеров.
ООО «ММК-Транс»
ООО «ММК-Транс» (Компания) является железнодорожным оператором, обладающим эксклюзивным правом на транспортировку сырья и экспортной продукции ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК). На долю ММК приходится большая часть всех грузов, перевозимых Компанией (97%).
ООО «ММК-Транс» осуществляет свой бизнес в рамках трех бизнес-направлений:
▪ операторские услуги;
▪ агентские услуги;
▪ услуги по аренде подвижного состава.
По состоянию на начало 2007 г. вагонный парк компании состоял из 3,4 тыс. ед. подвижного состава, преимущественно полувагонов и цистерн. Помимо этого, компания располагает хопперами и платформами, в 2007 г. начались закупки специальных платформ-штрипсовозов для перевозки широкоформатного листа для производства труб. Инвестиционная программа компании направлена на закупку нового подвижного состава при активном использовании механизма лизинга.
ЗАО «Финтранс»
ЗАО «Финтранс» − транспортно-логистическая компания, основанная в 1998 г., осуществляет контейнерные грузоперевозки автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Компания владеет 1517 вагонами и дополнительно арендует 474 вагона в месяц. ЗАО «Финтранс» располагает собственным парком контейнерных платформ в количестве 120 ед.
ООО «Ф.Е. Транс»
ООО «Ф.Е. Транс» работает на рынке перевозок импортно-экспортных и транзитных грузов с 1995 г., используя 20- и 40-футовые контейнеры. В настоящее время собственный парк «Ф.Е. Транс» составляют более 1000 специализированных крытых грузовых вагонов, более 500 длиннобазных фитинговых платформ и более 10 000 контейнеров. Перевозки составляют 40 тыс. ДФЭ в год.