Контейнерные перевозки по железным дорогам осуществляются, в основном, в целях доставки грузов конечным потребителям после их перевалки с морских судов. Кроме того, железнодорожные перевозки используются на внутренних направлениях для транспортировки грузов на большие расстояния. Среди регионов, на долю которых приходится существенная часть железнодорожных контейнерных перевозок, выделяются Северная Америка, Европа и Азия. Основные игроки рынка железнодорожных контейнерных перевозок приведены в таблице ниже и подробно рассмотрены в разделе «Интеграционные процессы в отрасли железнодорожных контейнерных перевозок в мире».
Таблица 3–8
Основные железнодорожные контейнерные перевозчики
Компания | Страна | Рыночная капитализация, млн долл. США |
Union Pacific Corporation (UPC) | США | 33 109 |
Burlington Northern Santa Fe Corp. | США | 32 647 |
Canadian National Railway Company | Канада | 23 786 |
CSX Corporation | США | 22 750 |
Canadian Pacific Railway Ltd. | Канада | 10 226 |
All America Latina Logistica SA | Бразилия | 6 071 |
Kansas City Southern | США | 3 041 |
Container Corporation of India Ltd. | Индия | 2 655 |
China Railway Tielong Container Logistics Co., Ltd. | Китай | 1 187 |
VTG AG | Германия |
Источник: агентство Bloomberg, расчеты ОАО «ТрансКонтейнер»
Ниже приведен краткий анализ рынка железнодорожных контейнерных перевозок в разрезе географических регионов.
Северная Америка
Развитие железнодорожных перевозок в Северной Америке связано с протяженностью маршрутов доставки. Железнодорожная доставка контейнеров в США преобладает в общем объеме интермодальных перевозок. При этом в 2001–2006 гг. средний темп роста объемов железнодорожных контейнерных перевозок в США составил 8%. Объемы и динамика интермодальных и контейнерных железнодорожных перевозок в США в 2001–2006 гг. представлены на следующем рисунке.
|
Рисунок 3–4
Динамика интермодальных перевозок в США в 2001–2006 гг., ДФЭ
Источник: IANA's Intermodal Market Trends & Statistics Report
Европа
В Европе действия правительств и железнодорожных компаний направлены на преодоление существующих сложностей в работе железных дорог, таких как страновые различия в мощности, ширине колеи, способах эксплуатации, охранных и сигнальных системах. Так, например, в основе европейской программы New Opera лежит концепция создания выделенных грузовых коридоров длиной около 2000 км каждый (в т.ч. с погрузкой в два яруса), которые должны пересечь континент в направлениях с севера на юг и с запада на восток. Единые технические условия на существующую и новую инфраструктуру обеспечат соблюдение принципа эксплуатационной совместимости.
Одним из крупнейших перевозчиков в Европе является французский холдинг SNCF Participations, включающий более 30 компаний. Основная деятельность холдинга связана с перевозками железнодорожным, автомобильным и морским транспортом.
В настоящее время основные участники европейского рынка железнодорожных перевозок осуществляют консолидацию своиx зарубежных активов. Так компания Railion (в прошлом − Deutsche Bahn Cargo), ранее объединившаяся с голландской и датской железнодорожными компаниями, и ставшая самым крупным грузоперевозчиком в Европе, учредила дочернюю компанию в Италии, а также стала участником партнерства совместно с французской фирмой SNCF и швейцарской железнодорожной грузовой компанией. В результате, компания Railion сосредоточила 40% грузоперевозок по трансальпийской железной дороге. В целях конкуренции с немецкой компанией SNCF предприятие планирует организовать маршрут транспортировки товаров по трансальпийской железной дороге по левому берегу Рейна. Кроме того, была основана группа из пяти частных перевозчиков − Rail4Chem, которая осуществляет грузоперевозки по железной дороге из Роттердама в Чехию.
|
Австрийская компания Austrian Rail Cargo, занимающая 30% европейского рынка железнодорожных грузовых перевозок, планирует расширение деятельности за счет приобретения в ходе приватизации железнодорожных компаний восточно-европейских стран.
Азия
Развитие железнодорожных перевозок наблюдается и в азиатском регионе. Увеличение объемов перевалки контейнеров через порты вызывает необходимость развития альтернативных путей доставки грузов и, таким образом, оказывает влияние на развитие железнодорожных перевозок. В соответствии с решением Правительственной конференции, состоявшейся в Сеуле в 2001 г., была создана Азиатская международная интермодальная сеть железных дорог.
Строительство транспортных путей в рамках данной сети обеспечило развитие железных дорог в Азии и удовлетворение растущего спроса на наземные и транзитные перевозки в регионе, вызванного высокими темпами экономического роста Китая.
Данный процесс получил продолжение в связи с подписанием в Бангкоке в 2005 г. Межправительственного соглашения о Трансазиатской железной дороге (окончательный текст Соглашения был принят в 2006 г.), конечной целью которого является организация беспрепятственного железнодорожного сообщения в странах-участницах.
|
Совершенствование мощностей и развитие инфраструктуры железных дорог позволяет увеличивать объемы перевозок контейнерных грузов и сокращать их сроки.
Объемы контейнерных перевозок в Индии с 1991 г. росли со среднегодовым темпом роста 15%, что в 2,5 раза превышает средний рост ВВП за аналогичный период. Аналогичная тенденция прогнозируется и в будущем, что связано с ожидаемым ростом внешнеторгового оборота. С другой стороны, рост ВВП и спроса на услуги с высокой добавленной стоимостью являются факторами развития контейнерных перевозок в будущем и на внутреннем рынке. В ближайшее время потребуются логистические порты и крупные грузовые хабы. Кроме того, крупным ритейлерам будут необходимы профессионально управляемые системы доставки грузов.
Предполагается, что строительство большого количества новых портов окажет существенное положительное влияние на объемы перевозок контейнеров в Индии. Кроме того, в будущем ожидается значительное увеличение уровня проникновения контейнерных перевозок внутри страны.
Контейнерные перевозки по железным дорогам в Японии осуществляет компания Japan Railway. Группа Japan Railway, созданная в процессе приватизации Национальных железных дорог Японии в 1987 г., включает 6 компаний, обслуживающих пассажирское сообщение, и грузовую компанию Japan Freight Railway, которая получила название JR Freight.
Функции управления железнодорожной сетью Китая возложены на министерство железных дорог (MOR). В течение последних 20 лет Министерство стабильно увеличивает протяженность дорог сети, общая длина которых в настоящее время превышает 70 тыс. км, а также осуществляет инвестиционные проекты, направленные на сокращение времени транзита, модернизацию систем слежения за отправками, развитие перевозок контейнеров, в т.ч. с погрузкой в два яруса.
Выводы
На основании приведенной выше информации можно сделать следующие выводы об основных тенденциях развития мирового рынка контейнерных перевозок:
▪ основным фактором увеличения объемов транспортировки контейнеров является перемещение производств в страны Азиатского региона;
▪ ведущие игроки рынка морских перевозок характеризуются высокой степенью интеграции в рамках транспортно-логистической отрасли и активно развиваются за счет сделок по слиянию и поглощению и/или органического роста;
▪ дальнейшее развитие железнодорожных контейнерных перевозок напрямую связано с развитием транспортной инфраструктуры.