У всех семей есть свои способы принятия решений и разрешения конфликтов. Одни семьи стремятся к равенству; в них каждому разрешается участвовать в принятии решений. В других семьях "глобальные решения" может принимать только один член семьи (папа или мама).
Важно, чтобы в семье был четко разработанный паттерн разделения власти, надежный, но достаточно гибкий для того, чтобы при необходимости его можно было изменить.
Как принимаются решения в вашей семье?
Какие решения нужно принять в связи с перспективой принятия приемного ребенка?
Кто в первую очередь будет участвовать в принятии этих решений? Как остальные члены семьи отнесутся к способу принятия этих решений и к самим решениям?
Особенности процесса коммуникации
Вы не можете не общаться. Ваше поведение так или иначе что-то говорит окружающим. Даже молчание является своего рода посланием. Коммуникация – это средство, которым пользуется семья, когда вырабатывает свои роли, правила, принципы разделения власти и границы.
Процессы коммуникации в семьях могут иметь свои особенности, которые определяют их открытость. Открытым процесс коммуникации называется в тех случаях, когда послания, которыми обмениваются люди, ясны; ваши близкие дают вам понять, что они думают, и вы, как участники этого процесса, можете выражаться относительно свободно. На другом конце этого диапазона – закрытые процессы коммуникации: послания неясны (ситуации "что бы ни сделал – все плохо"; отдельные члены сообщества не могут свободно выражать свои потребности, а чувства, слова и поступки каждого человека мало согласованы.
Существует множество разнообразных стилей коммуникации и паттернов отношений, с которыми можно жить и взаимодействовать достаточно эффективно. Стиль самовыражения семьи во многом связан с ее культурной и этнической принадлежностью. Важно, чтобы особенности процесса коммуникации семьи подходили к особенностям процесса коммуникации, привычным для ребенка.
|
Каковы особенности процесса коммуникации в вашей семье? Будет ли новый ребенок понимать, как в вашей семье выражаются чувства, даются указания и проводятся различные занятия?
Понимание принятых в вашей семье правил, традиций и моделей повеления.
Адаптировано из: В.В. Блом, Э.М. Пантор и М. Лейтон «Помощь детям и подросткам в том, чтобы справляться с реакциями на размещение», ХОУМВОРКС № 36: Источники самостоятельной подготовительной работы для приемных родителей и усыновителей. Вашингтон, округ Колумбия: Американская Лига защиты детства. 1993б сс. 7-16.
Приход в семью нового ребенка неизбежно вызывает изменения в жизни этой семьи.
Изменения приносят проблемы и нарушают нормальный порядок вещей. Изменения раздражают, потому что они заставляют вас менять привычный уклад, о котором в прошлом вы даже не задумывались.
В каждой семье так или иначе устанавливается свой режим каждодневной жизни. Принятые правила и действия принимаются всеми членами семьи и уберегают семьи от бесконечных переговоров о том, как организовать жизнь в доме.
Необходимо помнить:
· каждая семья имеет свои правила;
· очень легко заставить себя поверить, что правила в моей семье «самые верные», и забыть о том, что правила связаны с поведением людей;
|
· дети приносят в вашу семью свои правила, эти правила могут быть плодом усилий всех предыдущих семьей, в которых жили дети; и
· правила могут меняться.
Жизнь в семье порождает и определенные традиции, которые передаются от поколения к поколению - от религиозных, этических и культурных до личностных. Традиции связывают людей с прошлым и помогают им предугадывать будущее.
В семьях также устанавливается определенный стиль поведения, который просто принимается всеми членами семьи. Это касается общения, решения проблем и принятия решений.
Если вам трудно определить модели поведения и традиции вашей семьи, то новый ребенок может столкнуться с трудностями в определении «неписаных» правил.
Традиции представляют ваше духовное наследие и могут значительно отличаться от тех, которые унаследовал ребенок в своей биологической семье.
Дети имеют представление о том, как было принято вести себя в их семье, даже если подобное поведение может считаться вредным другими людьми.
Управление изменениями в приемной семье или семье усыновителей.
Существует большая вероятность того, что новый ребенок придет в вашу семью со своими правилами, традициями и моделями поведения.
Когда новые дети становятся частью вашей семьи, важно задуматься о тех правилах, традициях и моделях поведения, к которым они привыкли.
Не следует ждать от детей, которых только что поместили в вашу семью, что они воспримут правила вашей семьи правильно, или хотя бы не воспримут их неверно. Иногда членам семьи легче постепенно приноровиться к ребенку, чем ребенку измениться настолько, чтобы подходить данной семье. Прошлое проблемных детей может включать отсутствие стабильных правил, традиций и моделей поведения.
|
Иногда поведение ребенка, основанное на привычных для него правилах, традициях и моделях поведения, может быть для вас неприемлемым. В таких случаях вам следует понять: нужно ли менять правила, традиции и модели поведения, к которым привык ребенок, сейчас, или вы можете дать ему время, для того, чтобы он адаптировался в новых условиях?
Приемные родители и усыновители не должны «заставлять» ребенка приспосабливаться ко взрослым. Ребенок не сможет соответствовать всем вашим ожиданиям, и это может привести к разрыву ваших отношений. Если вы ждете, что ребенок станет частью вашей семьи, а он не сможет вписаться в вашу повседневную жизнь со всеми правилами, традициями и моделями поведения, вы почувствуете разочарование и, возможно, станете обвинять ребенка. Минимизировать риск разрыва отношений может помочь следующее:
· Уважительное отношение к прошлому ребенка;
· Определение правил, традиций и моделей поведения, привычных ребенку.
· Поддержка любого положительного опыта, приобретенного ребенком в родной семье или предыдущих приемных семьях.
· Немедленное изменение только тех правил, традиций и моделей поведения, которые угрожают жизни и здоровью ребенка или окружающих его людей;
· Составление плана, включающего в процесс изменений всех членов семьи;
· Признание того, что изменения потребуют времени;
· Осознание того, что правила, традиции и модели поведения вносят порядок в жизнь. Не ждите от ребенка, что он откажется от удобных и знакомых правил прежде, чем начнет доверять тем, какие вы ему предлагаете взамен.
Ребенок, которого помешают в вашу семью, может не воспринимать «дом» как удобное и безопасное место, где люди готовы его поддержать. Когда у него не получается стать частью вашей семьи, он может испытывать замешательство, страх и даже желание сбежать.
Дети, которых разлучили с их кровными родителями, испытывают лавину смешанных, и часто противоречивых, чувств, таких как:
· Страх и надежда;
· Печаль и счастье;
· Гнев и волнение;
· Беспомощность и воодушевление;
· Вину и облегчение.
Даже те дети, которые не подвергались жестокому обращению и не разлучались с семьей, могут вести себя непредсказуемым образом. Родители должны помнить, что дети действуют на основании сиюминутных чувств, которые выражаются самым непосредственным образом в их поведении. Помните также, что чувства ребенка и связанное с ними поведение могут проявиться спустя многие месяцы и годы после того, как его поместили в вашу семью. Может казаться, что ребенок уже полностью адаптировался в семье, а затем он вдруг почувствует себя несчастным и у него даже начнется депрессия из-за того, что кто-то в классе спросил, на кого из семьи он/она похож. Ребенок, помещенный в вашу семью, может вполне освоиться в вашем доме, а затем вдруг обвинить вас в том, что вы слишком жестко ведете себя с ним потому, что вы не его настоящий отец.
Роль замещающего родителя мобилизуют все ваши душевные силы, умения, а также требует от вас развития новых.
Душевные силы, которые выходят на первый план в трудные для него времена, являются частью характера человека. Силы, которые потребуются замещающим родителям включают:
· Терпение и чувство юмора;
· Честность и веру в будущее;
· Преданность и доброту;
· Чувство общности и оптимизма.
Умения - это то, что вы научились делать и использовать в определенных ситуациях. Возможно, это результат вашего жизненного опыта, возможно – результат участия в тренинге. Умения могут включать:
· Понимание прошлого ребенка и причин его поведения;
· Знание того, когда необходимо обратиться за помощью к специалистам;
· Умение принимать помощь;
· Умение принимать детей такими, как есть;
· Умение радоваться маленьким достижениям;
· Понимание важности командной работы.
Система поддержки - это отдельные люди или организации, на которые вы можете положиться, когда вам нужно получить совет для того, чтобы справиться с проблемой. Вы можете получить помощь от:
Социального работника ребенка;
Профессиональных психологов и других специалистов;
Родственников и друзей;
Других замещающих родителей;
Религиозных организаций.
Биологических родственников ребенка;