У составных числительных, обозначающих целые числа, склоняются все слова, из которых они состоят. С р а в н и т е:
5-20, 30 | 40, 90, 100 | 50-80, 200-900 (скл-ются обе части) | |
И.п. | пять | сорок, девяносто, сто | триста шестьдесят |
Р.п. | пяти | сорока, девяноста, ста | трехсот шестидесяти |
Д.п. | пяти | сорока, девяноста, ста | тремстам шестидесяти |
В.п. | пять | сорок, девяносто, сто | триста шестьдесят |
Т.п. | пятью | сорока, девяноста, ста | тремястами шестьюдесятью |
П.п. | (о) пяти | (о) сорока, девяноста, ста | (о) трехстах шестидесяти |
· СКЛОНЕНИЕ ДРОБНЫХ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
При склонении дробных числительных изменяются обе части: числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как прилагательное во множественном числе.
Ñ Склонение собирательных имен числительных ОБА – ОБЕ
Муж., ср. р. | Жен. р. | |
основа ОБО- (обоих игроков) | основа ОБЕ- (обеим командам) | |
И.п. | Обаигрока | Обекоманды |
Р.д. | Обоихигроков | Обеихкоманд |
Д.п. | Обоимигрокам | Обеимкомандам |
В.п. | Обаигрока | Обекоманды |
Т.п. | Обоимиигроками | Обеимикомандами |
П.п. | (об) обоихигроках | (об) обеихкомандах |
Ñ
Склонение имен числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА
И.п. | Р.п. | Д.п. | ||
полтора | муж., ср. р. | полтора | полутора | полутора |
жен. р. | полторы | |||
полтораста | полтораста | полутораста | полутораста |
В.п. | Т.п. | П.п. |
полтора | полутора полутораста | полутора полутораста |
полторы | ||
Ñ СКЛОНЕНИЕ П О Р Я Д К О В ЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
П О Р Я Д К О В ЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ образуются, как правило, от числительных, обозначающих целые числа, обычно без суффиксов: пять – пятый, двадцать – двадцатый.
|
Порядковые числительные, подобно прилагательным, изменяются по падежам, числам и родам: первый подъезд, первого подъезда, к первому подъезду, первым подъездом.
Окончания порядковых числительных определяются так же, как и окончания прилагательных.
При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому мая, перед седьмым ноября.
При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:
И.п. тысяча девятьсот двенадцатый.
Р.п. тысяча девятьсот двенадцатого.
Д.п. тысяча девятьсот двенадцатому.
В.п. тысяча девятьсот двенадцатый (-ого).
Т.п. тысяча девятьсот двенадцатым.\
П.п. отысяча девятьсот двенадцатом
Вопросы:
1. Как склоняются простые имена числительные?
2. Как склоняются сложные имена числительные?
3. Как склоняются составные имена числительные?
4. Как склоняются дробные имена числительные?
5. Как склоняются порядковые имена числительные?
·
·
·
·
·
·
· Задания, упражнения, тесты
Просклоняйте числительное. Обозначьте окончания.
Падеж | |
И.п. | Девятьсот шестьдесят пять |
Р.п. | |
Д.п. | |
В.п. | |
Т.п. | |
П.п. |
Спишите, ставя слова, данные в скобках, в нужном падеже.
Держать (оба, обе) _______________ руками, прикрепить к (оба, обе) _______________ ботинкам, приложить к (оба, обе) _______________ ушам, слушать (оба, обе) _______________ подруг.
3. Просклоняйте словосочетания с числительными:
140 рублей | 753 пассажира | 594 участника | |
И.п. | |||
Р.п. |
Перепишите предложения, заменяя цифровые обозначения буквенными.
|
А. 1. И.И.Шишкин, один из крупнейших русских живописцев-пейзажистов, родился в1832 __________________________________________
году, умер в 1898 __________________________________________ году.
2. П.И.Чайковский, великий русский композитор, родился в 1840 __________________________________________году, умер в 1893 __________________________________________году. 3. М.Н.Ермолова, великая русская актриса, родилась в 1853 ______________________________
________________________________________________году, умерла в 1928_
______________________________________________________________году.
СПИШИТЕ, заменяя цифры словами. Укажите падеж числительных.
Память лучше всего работает между 8 _______________и 12 _______________часами дня. Потом наступает спад, который длится примерно до 17 _______________часов. Затем память снова улучшается и к 19 _______________часам становится наиболее эффективной.
Тема № 30:
МЕСТОИМЕНИЕ
(ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ, ФУНКЦИИ, ПРАВОПИСАНИЕ)
Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
|
Толковый словарь
ОРДЕР, -а, мн. -а, -ов, м. Письменное предписание, распоряжение или документ на выдачу, получение, осуществление чего-н. О. на квартиру (т. е. на вселение в квартиру). О. на арест. Кассовый о. (спец.). || прил, ордерный, -ая, -ое
План:
1. Местоимение как часть речи
2. Употребление и склонение отдельных местоимений.
3. Лексико-грамматические разряды местоимений.
4. Правописание некоторых местоимений.
Вопросы:
1. Что обозначает местоимение как часть речи?
2. Как употребляются и склоняются отдельные местоимения?
3. Каковы лексико-грамматические разряды местоимений?
4. Каковы особенности правописания некоторых местоимений?