СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ




У составных числительных, обозначающих целые числа, склоняются все слова, из которых они состоят. С р а в н и т е:

  5-20, 30 40, 90, 100 50-80, 200-900 (скл-ются обе части)
И.п. пять сорок, девяносто, сто триста шестьдесят
Р.п. пяти сорока, девяноста, ста трехсот шестидесяти
Д.п. пяти сорока, девяноста, ста тремстам шестидесяти
В.п. пять сорок, девяносто, сто триста шестьдесят
Т.п. пятью сорока, девяноста, ста тремястами шестьюдесятью
П.п. (о) пяти (о) сорока, девяноста, ста ) трехстах шестидесяти

· СКЛОНЕНИЕ ДРОБНЫХ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

При склонении дробных числительных изменяются обе части: числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как прилагательное во множественном числе.

Ñ Склонение собирательных имен числительных ОБА – ОБЕ

  Муж., ср. р. Жен. р.
  основа ОБО- (обоих игроков) основа ОБЕ- (обеим командам)
И.п. Обаигрока Обекоманды
Р.д. Обоихигроков Обеихкоманд
Д.п. Обоимигрокам Обеимкомандам
В.п. Обаигрока Обекоманды
Т.п. Обоимиигроками Обеимикомандами
П.п. (об) обоихигроках (об) обеихкомандах
     

Ñ

Склонение имен числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА

  И.п. Р.п. Д.п.
полтора муж., ср. р. полтора полутора полутора
жен. р. полторы
полтораста полтораста полутораста полутораста

 

В.п. Т.п. П.п.
полтора полутора полутораста полутора полутораста
полторы
     

 

 

Ñ СКЛОНЕНИЕ П О Р Я Д К О В ЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

П О Р Я Д К О В ЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ образуются, как правило, от числительных, обозначающих целые числа, обычно без суффиксов: пять – пятый, двадцать – двадцатый.

Порядковые числительные, подобно прилагательным, изменяются по падежам, числам и родам: первый подъезд, первого подъезда, к первому подъезду, первым подъездом.

Окончания порядковых числительных определяются так же, как и окончания прилагательных.

При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому мая, перед седьмым ноября.

При склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово:

И.п. тысяча девятьсот двенадцатый.

Р.п. тысяча девятьсот двенадцатого.

Д.п. тысяча девятьсот двенадцатому.

В.п. тысяча девятьсот двенадцатый (-ого).

Т.п. тысяча девятьсот двенадцатым.\

П.п. отысяча девятьсот двенадцатом

Вопросы:

1. Как склоняются простые имена числительные?

2. Как склоняются сложные имена числительные?

3. Как склоняются составные имена числительные?

4. Как склоняются дробные имена числительные?

5. Как склоняются порядковые имена числительные?

·

·

·

·

·

·

· Задания, упражнения, тесты

Просклоняйте числительное. Обозначьте окончания.

Падеж  
И.п. Девятьсот шестьдесят пять
Р.п.  
Д.п.  
В.п.  
Т.п.  
П.п.  

Спишите, ставя слова, данные в скобках, в нужном падеже.

Держать (оба, обе) _______________ руками, прикрепить к (оба, обе) _______________ ботинкам, приложить к (оба, обе) _______________ ушам, слушать (оба, обе) _______________ подруг.

3. Просклоняйте словосочетания с числительными:

  140 рублей 753 пассажира 594 участника
И.п.      
Р.п.      

Перепишите предложения, заменяя цифровые обозначения буквенными.

А. 1. И.И.Шишкин, один из крупнейших русских живописцев-пейзажистов, родился в1832 __________________________________________

году, умер в 1898 __________________________________________ году.

2. П.И.Чайковский, великий русский композитор, родился в 1840 __________________________________________году, умер в 1893 __________________________________________году. 3. М.Н.Ермолова, великая русская актриса, родилась в 1853 ______________________________

________________________________________________году, умерла в 1928_

______________________________________________________________году.

СПИШИТЕ, заменяя цифры словами. Укажите падеж числительных.

Память лучше всего работает между 8 _______________и 12 _______________часами дня. Потом наступает спад, который длится примерно до 17 _______________часов. Затем память снова улучшается и к 19 _______________часам становится наиболее эффективной.

 

 


Тема № 30:

МЕСТОИМЕНИЕ

(ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ, ФУНКЦИИ, ПРАВОПИСАНИЕ)

Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.

В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):

ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Толковый словарь

ОРДЕР, -а, мн. -а, -ов, м. Письменное предписание, распоряжение или документ на выдачу, получение, осуществление чего-н. О. на квартиру (т. е. на вселение в квартиру). О. на арест. Кассовый о. (спец.). || прил, ордерный, -ая, -ое

План:

1. Местоимение как часть речи

2. Употребление и склонение отдельных местоимений.

3. Лексико-грамматические разряды местоимений.

4. Правописание некоторых местоимений.

Вопросы:

1. Что обозначает местоимение как часть речи?

2. Как употребляются и склоняются отдельные местоимения?

3. Каковы лексико-грамматические разряды местоимений?

4. Каковы особенности правописания некоторых местоимений?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: