Задания, упражнения, тесты




Укажите над причастиями их разновидность: (действ.–страд.). Обозначьте суффиксы.

Охраняемый законом, устрашающий вид, заставляющий трепетать, застывшая музыка, манящий за собой, блиставший великолепием, привлекающий внимание, впечатляющие размеры, реализовавшийся замысел, покоряющая красота, описываемый памятник, символизирующий гармонию.

Вставьте пропущенные буквы. Мотивируйте написание. Графически выделите окончания глаголов и суффиксы причастий.

Стро_т – стро_щий; кле_т – кле_щий; держ_т – держ_щий; мо_т –мо_щий; се_т – се_щий; затева_т – затева_щий; затмева_т – затмева_щий; кол_т – кол_щий; гон_т – гон_щий; вид_т – вид_щий; слыш_т – слыш_щий.

3. Образуйте действительные причастия НАСТОЯЩЕГО времени.

Лить –

Слушать –

Спешить –

Тормошить –

Смеяться –

4. Образуйте действительные причастия ПРОШЕДШЕГО времени.

Звонить –

Принести –

Идти –

Зевать –

Расцвести –

5. Найдите слова с ОШИБКАМИ и исправьте их. В чем природа этих ошибок?

Будующий, заходящий, строящийся, промчавщийся, возвратившийся, вернув­шийся, забежавшийся, зацветший, росший, рекомендуимый выросший, упавший, окружавщий; дымящий, клеющий, пишущий, дышущий, мелющий, колю­чий, ненавидящий, строящийся, колящий.

6. Вставляя пропущенные буквы, распространите словосочетания по образцу. О б р а з е ц: плетеные (отгл. прил-е) стены – плетенные (прич-е) из хвороста стены, заплетенные (прич-е) стены.

1) пече_ая картошка –

2) краше_ый пол –

3) вяза_ая кофта –

4) груже_ая машина –

5) стира_ое платье –

6) варе_ые куры –

7) туше_ое мясо –

8) жаре_ая рыба –

ПРОДОЛЖЕНИЕ

7. Вставляя пропущенные буквы, подчеркните словосочетания, в которых пропущена буква Е. Мотивируйте выбор написания.

Вывал_нный в грязи мяч, пристрел_нный зверь, смеш_нные ингредиенты, обвеш_нный продавцом покупатель, пристрел_нное ружье, развеш_нная в шкафу одежда, развеш_нная крупа, стрел_ный воробей, выкач_нная из сарая бочка, замеш_нный в преступлении, стены увеш_ны картинами, вывал_нный мусор, замеш_нный раствор.

8. В каком словосочетании есть ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ причастие?

1) прочитанная книга

2) разбитое стекло

3) опрокинутый котёнком

4) шумящего потока

9. В каком словосочетании есть СТРАДАТЕЛЬНОЕ причастие?

1) читающий лекцию профессор

2) разбивший стекло

3) опрокинутый котёнком

4) шумящий поток.

10. Вставьте всюду, где нужно, пропущенные буквы. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю в суффиксе?

1) гон..щегося за зайцем; они стро..т дом

2) стел..щийся туман; искры сыпл..тся

3) кле..щий карандаш; они воз..тся

4) ненавид..щий ложь; звери чу..т

11. Вставьте всюду, где нужно, пропущенные буквы. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И в суффиксе?

1) едва слыш..мый; зате..вший спор

2) вид..мый в тумане; стро..вший дом

3) озаря..мый огнём; кле..вший комнату

4) завис..мый от обстоятельств; увид..вший свет

12. В зависимости от написания Н и НН в суффиксе подчеркните « ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ » причастие в каждом ряду.

1) Печеный, жженый, решенный, груженый.

2) Вязаный, карманный, тканый, званый.

3) Купленный, общественный, государственный, клюквенный.

13. Вставьте всюду, где нужно, пропущенные буквы. В каком примере пишутся две буквы Н?

1) обувь хорошо просуше..а

2) печё..ый в золе картофель

3) выкраше..а краской

4) пута..ый ответ

14. В каком примере НЕ пишется СЛИТНО?

1) трава (не)скошена

2) (не)крашенная краской

3) вовсе (не)продуманный ответ

4) (не)распечатанное письмо

15. В каком ряду все слова с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО?

1) ещё (не)решённая задача; (не)глубокая, но широкая речка; статья (не)написана

2) (не)исправленная вовремя; вовсе (не)спав­ший; (не)потревоженные утки

3) (не)исследованная геологами; дорожки (не)расчищены; (не)скошенная, а вытоптан­ная трава

4) очень (не)красивый поступок; книга (не)прочитана; далеко (не)лёгкое дело

Тема № 35

Д Е Е П Р И Ч А С Т И Е

(ОБРАЗОВАНИЕ, ПРАВОПИСАНИЕ)

Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.

В результате освоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):

ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Толковый словарь

ПЕРИФЕРИЯ, -и, ж. 1. Часть чего-н., удаленная от центра (спец.). П. сетчатки глаза. 2. Местность, удаленная от центра. Работать на периферии. Приехать с периферии. || прил. периферийный, -ая, -ое и периферический, -ая, -ое (к 1 знач.).

ПЕРТУРБАЦИЯ, -и, ж. Внезапное изменение, осложнение в обычном ходе чего-н., вносящее расстройство, беспорядок.

. План:

1. Деепричастие как часть речи, значение, признаки

2. Деепричастие совершенного вида, их образование

3. Деепричастие несовершенного вида, их образование

4. Правописание НЕ с деепричастиями

5. Отличительные признаки предлога НЕСМОТРЯ НА и деепричастия НЕ СМОТРЯ НА

В О П Р О С Ы_________________________________________________________________

1. Что собой представляет деепричастие как часть речи (значение, признаки)?

2. Как образуется деепричастие совершенного вида?

3. Как образуется деепричастие несовершенного вида?

4. От каких глаголов деепричастия не образуются?

5. Как пишется НЕ с деепричастиями?

6. Как различить предлог НЕСМОТРЯ НА от деепричастия НЕ СМОТРЯ НА?

 

Деепричастие – часть речи, которая обо­значает добавочное действие при основном действии, выражен­ном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувст­вовал, как телесные и душевные силы мои возвращаются (М. Лермонтов). Погружаясь – это деепричастие, оно выра­жает добавочное действие. Основное действие выражено гла­голом чувствовал.

· Деепричастия Н Е С О В Е Р Ш Е Н Н О Г О вида (ч т о д е л а я?)ОБРАЗУЮТСЯ:
Основа глагола наст.вр. несов. вида + -А (-Я): сверка-я, греем-я, стуч-а

 

  · Деепричастия С О В Е Р Ш Е Н Н О Г О вида (ч т о с д е л а в?)ОБРАЗУЮТСЯ:
Основа неопр. ф. глагола совершенного вида + -В (-ВШИ): прогуля-в, получи-в, промокну-в, возврати-вши-сь, -ШИ: промокши, истекши  
НЕ с деепричастиями  
С л и т н о: Р а з д е л ь н о:  
Если без НЕ не употребляется: ненавидя негодуя В остальных случаях: не спеша  
           

· Деепричастия

НЕ ОБРАЗУЮТСЯ:

От глаголов

1) с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут;

2) с основой на Г, К: бегут, текут;

3) с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопр. формы на З, С, СТ: мазать – мажут, писать – пишут, свистеть – свистят

Ñ Ч Т О Б ЫР А З Л И Ч И Т Ь

п р е д л о г НЕСМОТРЯ НА и д е е п р и ч а с т и е НЕ СМОТРЯ, необходимо знать следующее:

• Если это п р е д л о г, то заменить его глаголом нельзя и он п и ш е т с я с л и т н о: Не смотря на дождь, мы решили ехать.

• Если же это д е е п р и ч а с т и е, то оно обозначает добавочное действие, т.е. употребляется в прямом своем значении и он п и ш е т с я р а з д е л ъ н о:

Шел, не смотря под ноги. - Шел и не смотрел под ноги.

В этом случае не смотря можно заменить синонимичным деепричастием не глядя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: