Выполните разбор слов по составу. Укажите сверху их частеречную принадлежность.
1) пролетая, запятая;
2) взявши, карандаши,
3) смешав, состав,
4) горя, заря.
2. Образуйте деепричастия СОВЕРШЕННОГО вида.
1) Называть –
2) Переживать –
3) Сравнивать –
4) Торопиться –
5) Решать –
3. Образуйте деепричастия НЕСОВЕРШЕННОГО вида.
1) Погулять –
2) Освободить –
3) Почистить –
4) Смахнуть –
5) Промокнуть –
6)
4. Соединяя или разъединяя палочкой, раскройте скобки и мотивируйте выбор слитного и раздельного написания НЕ со словами. Подчеркните деепричастия.
(Не)нависть, (не)навидя, (не)годуя, (не)найдя, (не)приятель, (не)мог, (не)прикасаясь, (не)взлюбил, (не)здоровится, (не)домогая, (не)рассчитывая, (не)был, (не)вмоготу, (не)доумевать, (не)переставая, (не)далеко.
От глаголов, данных в скобках, образуйте деепричастия соответствующего вида и запишите их. Расставьте, где нужно, знаки препинания. Выделите суффиксы деепричастий.
1. Мы (не отрываться) _________________________следили за полётом планера. 2. Удаляется (затихать)________________________песня. 3. Ручей (журчать)______________струится по камням. 4. (Прощаться) _________________мы обещали писать друг другу.
Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).
1) Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.
2) Прыгающие ребятишки любовались на ёлку.
3) Ребятишки прыгали любуясь на ёлку.
4) Прыгая ребятишки любовались на ёлку.
9. В какое словосочетание ВХОДИТ деепричастие?
1) задрожал от страха
2) вышит нитками
3) услышав шорох
4) настроившийся на победу
10. В каком ряду все слова с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО?
1) волосы (не)подстрижены; (не)говоря; (не)встреченный друг
2) (не)погаснув; трава (не)скошена; (не)навидел
|
3) стены (не)выкрашены; (не)зная усталости; (не)взлюбила
4) (не)чувствуя; вода (не)пролита; (не)ответил
5)
11. Подчеркните деепричастия СОВЕРШЕННОГО вида.
1) глядя; 4) прочитав;
2) сложив; 5) улыбаясь;
3) отнявши; 6) балуясь.
12. Найдите деепричастие НЕСОВЕРШЕННОГО вида:
1) играя; 4) увидевши;
2) увидя; 5) кружась;
3) просохши; 6) спеша.
Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены).
1). Девочка не мигая смотрела в окно.
2) Собака почуяв меня насторожилась.
3). Мы шли по тропинке пересекавшей поле.
4). Улыбаясь он смотрел вокруг.
14. Укажите, от какого глагола НЕЛЬЗЯ образовать деепричастие несовершенного вида.
1) спешат; 2) жуют; 3) балуются; 4) ждут; 5) глядят; 6) кричат.
3) молча;
15. Выберите грамматически ПРАВИЛЬНО продолжение предложения.
Слушая любимую музыку,
1) каждый раз открываешь в ней что-то новое.
2) время как будто перестаёт существовать.
3) всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше.
4) она никогда не надоедает.
Тема № 36
Н А Р Е Ч И Е
(ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ, ПРАВОПИСАНИЕ)
СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ
Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
В результате освоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
|
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Толковый словарь
ПЛАГИАТ, -а, м. Выдача чужого произведения за свое или незаконное опубликование чужого произведения под своим именем, присвоение авторства.
ПЛАЦДАРМ, -а, м. 1. Пространство, на к-ром подготовляется и развертывается военная операция. 2. Участок берега, на к-рый высаживаются форсирующие водную преграду войска или к-рый удерживается отступающими. 3. перен. Исходный пункт, отправная точка для чего-н. (книжн.). П. для дальнейших рассуждений.
План:
1. Наречие как часть речи, значение, признаки
2. Правописание наречий на -О и -А.
3. Слитное написание наречий
4. Дефисное написание наречий
5. Раздельное написание наречий
6. Стилистическое использование наречий в речи
ВОПРОСЫ____________________________________
1. Что обозначает наречие как часть речи?
2. При каких условиях пишутся наречия на -О и -А?
3. Какие наречия пишутся слитно?
4. Какие наречия пишутся через дефис?
5. Какие наречия пишутся раздельно?
Наре́чие (термин образован ка́лькой с лат. adverbium) – неизменяемая, самостоятельная часть речи, обозначающая признак признака, признак действия или качества. Слова этого класса отвечают на вопросы «где?», «когда?», «куда?», «откуда?», «почему?», «зачем?», «как?» и чаще всего относятся к глаголам и обозначают признак действия.
|
· -О, -А (Я)на конце наречий | |
-О: с приставками В-, НА-, ЗА- | -А: с приставками С-, ДО-, -ИЗ |
Влево, НАправо, ЗАново | ИЗредка, ДОсуха,Слева, |
· ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ
Ñ Условия Д Е Ф И С Н О Г О написания наречий:
●Наречия с приставкой ПО- на -ОМУ, -ЕМУ, -СКИ, -КИ, -ЬИ, образованные от полных прилагательных и местоимений: по-другому, по-моему, по-английски, по-волчьи, по-птичьи…
И с к л ю ч е н и я – наречия, в состав которых входит краткое прилагательное на - у или сравнительная степень: поровну, подолгу, помаленьку, побольше, почаще …, а такженаречия потому, поэтому, почему, посему…
●Наречия с приставкой ВО- (В-), образованные от порядковых числительных и употребляемые в качестве вводных слов: во-первых, во-вторых. в-третьих …
●Наречия с суффиксами -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ или с приставкой КОЕ-: когда-то, где-либо, как-нибудь, кое-как …
●Наречия, образованные повторением слов или основ (однокоренных или синонимических): еле-еле, точь-в-точь, нежданно-негаданно, чуть-чуть, как-никак, подобру-поздорову, шиворот-навыворот …
●Наречия на-гора, ва-банк …